Осязательные ощущения в психологии – . , . —

Содержание

Кожная чувствительность включает ощущения прикосновения, боли, тепла

Кожная чувствительность включает ощущения прикосновения, боли, тепла и холода.

Термин «осязание» употребляют в двух разных значениях. С одной стороны — как синоним кожной чувствительности, с другой стороны под осязанием понимают гаптическую чувствительность, которая включает ощущение прикосновения и кинестетические ощущения. Гаптическая чувствительность проявляется в процессе ощупывания рукой объекта внешнего мира.

Если объект покоится на руке, то имеет место лишь пассивное осязание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (сочетание осязания и кинестетики), можно говорить об активном осязании.

В психологии найдены способы изучения изолированного протекания непосредственно осязательных и кинестетических ощущений, показывающих общее и различное в обоих видах чувствительности по отношению к одному и тому же внешнему предмету.

Основными качествами, отражающимися в осязательных ощущениях, являются:

1) прикосновение;

2) давление;

3) качество поверхности воздействующего тела («фактур- ность»), т.е. гладкость или шероховатость материала предмета;

4) протяженность — отражение площади механического раздражителя;

5) отражение плотности предмета или ощущение тяжести.

Взаимодействие осязательных и кинестетических ощущений обеспечивает отражение основных механических свойств предмета — твердости, упругости, непроницаемости.

Осязательные ощущения не только позволяют отразить свойства внешнего предмета, его характеристики, но и участвуют в образовании «схемы тела» за счет соотнесения действия механического раздражителя на определенную часть тела. При расстройстве осязания какой-либо части поверхности тела человек перестает ощущать эту часть как свою собственную, она кажется ему чужой.

Разные части кожи человека характеризуются различной абсолютной чувствительностью к прикосновению и давлению. Определяют порог осязательных ощущений с помощью набора волосков Фрея. Диаметр каждого волоска измерен с помощью микроскопа.

Порог осязательных ощущений измеряется из расчета величины диаметра волоска при его давлении на 1 кв. мм кожи. Осязательная чувствительность наиболее развита на частях тела, наиболее удаленных от центра тела: руках, кончиках пальцев рук, кончике языка, кончиках пальцев ног. У одного и того же человека осязательная чувствительность увеличивается в 125 раз с переходом от плотных частей подошвы к кончику языка и пальцев.

Чувствительность осязательных рецепторов (кожи) зависит от перемен давления, которое возникает при трении предмета и кожи. При отсутствии перемен давления или их незначительности происходит быстрая адаптация осязательного анализатора к раздражителю. Мы чувствуем кольцо на пальце, когда его снимаем или одеваем, т.е. при наличии трения или перемен давления.

По мнению Л.М.Веккера, рука человека является сложной координатной системой, в которой имеется своя точка отсчета, а также ряд передатчиков импульсов движения. Большой палец является «точкой опоры» или начальной точкой отсчета. Ведущим звеном в координатной системе является указательный палец. Средний и безымянный пальцы — передатчики импульсов движения. Координатная система нарушается при исключении большого или указательного пальцев.

Ряд факторов играют важную роль в сенсибилизации пассивного осязания. Одним из них является взаимодействие зрения и осязания. Осязательная чувствительность повышается в условиях освещения. Совместная деятельность осязательного и двигательного анализатора приводит к сенсибилизационным изменениям порога осязательной чувствительности. Установлено повышение осязательной чувствительности под воздействием болевого раздражителя (У. Томсон). Мощным фактором изменения осязания является влияние второй сигнальной системы. Как показал Л.М.Веккер, словесное воздействие ускоряет процесс дифференцировки механических раздражителей, способствует большей подвижности и активности координатной системы руки.

psihologia.biz

Осязание. Основы общей психологии

Ощущения прикосновения и давления в такой абстрактной изолированности, в какой они выступают при типичном для традиционной психофизиологии определении порогов кожной чувствительности, играют лишь подчиненную роль в познании объективной действительности. Практически, реально для познания действительности существенно не пассивное прикосновение чего-то к коже человека, а активное осязание, ощупывание человеком окружающих его предметов, связанное с воздействием на них. Мы поэтому выделяем осязание из кожных ощущений; это специфически человеческое чувство работающей и познающей руки; оно отличается особенно активным характером. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание — это и экстеро-, и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках (пачинниевы тельца, мышечные веретёна). При движении они раздражаются изменением напряжения. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.

У человека есть специфический орган осязания — рукаи притом главным образом движущаяся рука. Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания объективной действительности. 70 Отличие руки от других участков тела заключается не только в том количественном факте, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. В силу этого она дает нам особенно ценное знание существеннейших свойств материального мира.

Твердость, упругость, непроницаемость— основные свойства, которыми определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь в ощущениях, которые она нам доставляет. Различие твердого и мягкого распознается по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей.

В советской литературе роли руки как органа познания и проблеме осязания была посвящена специальная работа Л.А.Шифмана: К проблеме осязательного восприятия формы // Труды Гос. ин-та по изучению мозга им. В.М.Бехтерева. 1940. Т. XIII; его

же. К вопросу о тактильном восприятии формы // Там же. Шифман экспериментально показывает, что рука как орган познания ближе к глазу, чем к коже, и вскрывает, как данные активного осязания опосредуются зрительными образами и включаются в построение образа вещи.

Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущения влажности. Сочетание влажности с известной податливостью, проницаемостью позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействии с термическим ощущением холода они порождают ощущение липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом опять-таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то:

вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатостии т. д. Шероховатость и гладкость поверхности мы распознаем в результате вибраций, которые получаются при движении руки по поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.

В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Эти же моменты действенного ознакомления в процессе активного познания предмета имеют место и в экспериментальной ситуации.

Вопреки субъективно-идеалистическим тенденциям ряда психологов (Р.Гиппиус, И.Фолькельт и др.), которые, всячески подчеркивая в осязании момент субъективного эмоционального переживания, стремились свести на нет предметно-познавательное значение, исследования, выполненные на кафедре психологии Ленинградского педагогического института, показывают, что даже у младших школьников осязание является процессом действенного познания окружающей действительности. Многочисленные протоколы Ф.С.Розенфельд и С.Н.Шабалина

71 отчетливо выявляют познавательные установки ребенка в процессе осязания: он не отдается переживанию субъективного впечатления от того или иного осязаемого им качества, а стремится посредством качеств, которые выявляет процесс осязания, опознать предмет и его свойства.

Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные особенности, его сильные и слабые стороны.

Наиболее слабым пунктом в изолированно действующем осязании является познание соотношений пространственных величин, наиболее сильным — отражение динамики, движения, действенности. Оба положения очень ярко иллюстрируются скульптурами слепых. <…> Еще, быть может, поучительнее скульптуры слепоглухонемых детей из Ленинградского института слуха и речи, в частности исполненные динамизма скульптуры Ардальона К., юноши, пожалуй, не менее замечательного, чем Елена Келлер, жизнь и достижения которого заслуживают не менее тщательного описания. Глядя на скульптуры этих детей, лишенных не только зрения, но и слуха, нельзя не поражаться тому, сколь многого можно достичь в отображении окружающей действительности на основе осязания.

На осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере — слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладение одним из основных средств умственного и общего культурного развития совершается у них посредством пальпации — восприятия пальцами выпуклого шрифта (шрифта Брайля).

Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. «Слушание» речи слепоглухонемыми по способу «чтения с голоса» заключается в том, что слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.

Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т. д., в частности поразительная биография слепоглухонемой Елены Келлер и ряд других, служат достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы обучения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Вкусовые, осязательные и обонятельные ощущения

Вкусовые ощущения выполняют важную роль в жизнедеятельности человека. Именно вкус определяет качественные характеристики пищи, обеспечивает способность ощущать и различать химические свойства веществ, поступающих в ротовую полость.

Раздражителями вкусовых ощущений являются сладкое, соленое, кислое, горькое. При этом вкусовые рецепторы, расположенные в различных частях языка, по-разному реагируют на химические свойства веществ.

Так, кончик языка воспринимает преимущественно сладкое, задняя часть языка в большей степени реагирует на горькое, а левый и правый край чувствительны к кислому.

Периферические вкусовые рецепторы языка связаны с нейронами чувствительных ганглиев черепно-мозговых нервов. Центральные отделы в стволе мозга представлены чувствительными ядрами этих нервов, от которых вкусовые сигналы поступают в таламус и далее  в новую кору большого мозга. Вкусовая система ощущений нервными путями соединена с нервным центром обоняния головного мозга. Именно поэтому при появлении насморка ухудшается обоняние и снижается вкусовая чувствительность.

Обонятельные ощущения осуществляют психофизиологические функции, позволяющие ощущать и различать по запаху химические соединения, находящиеся в воздухе. Обоняние играет важную роль в установлении контакта с различными объектами окружающей среды и другими людьми. Обонятельная сенсорная система включает в себя периферические элементы и высшие отделы головного мозга.

Пахучие вещества, содержащиеся в воздухе, являются раздражителями обонятельных ощущений. С их помощью рецепторы обонятельных ощущений, расположенных в верхней части носовой полости, воспринимают запахи веществ.

В обонятельных рецепторах формируются электрические сигналы, которые через обонятельный нерв поступают в обонятельную луковицу, расположенную в лобной доле полушарий головного мозга. Таким образом происходит восприятие запахов.

Стоит отметить, что по вкусовым и обонятельным ощущениям люди различаются слабо, однако, существуют люди с повышенной чувствительностью к запахам и вкусам продуктов. Чаще всего такие люди находят свое предназначение в дегустации.

Осязание является еще одним видом ощущений, которое позволяет познавать окружающий мир. Осязание — психофизиологическая функция, позволяющая ощущать и различать форму, размер, характер поверхности и температуру объектов окружающей среды. При этом с помощью осязания человек получает информацию о форме, поверхности, твердости, температуре предметов окружающей реальности.

Необходимо обратить внимание, на то, что осязательные ощущения являются результатом переработки информации, поступающей при раздражении тактильных, температурных, болевых, мышечных и суставных рецепторов. Данный вид ощущений обеспечивается работой кожной и проприоцептивной сенсорных систем и высших отделов головного мозга. Способность к осязанию играет огромную роль в жизни людей, которые потеряли зрение, слух или речь.

Более подробно об ощущениях Вы можете узнать в разделе «Ощущения». Если Вам понравилась статья — поставьте лайк и поделитесь с друзьями.

world-psychology.ru

Вкусовые, осязательные и обонятельные ощущения

Во время еды человека интересует не только количество пищи, но и ее вкусовые качества. Вкус — психофизиологическая функция, обеспечивающая способность ощущать и различать химические свойства веществ, поступающих в полость рта. Раздражители вкусовых ощущений — сладкое, соленое, кислое, горькое. Рецепторы вкуса (хеморецепторы) расположены на поверхности языка (кроме его нижней части), нёбе, миндалинах и задней стенке глотки.

Относительная концентрация рецепторов по этим участкам неодинакова. Так, кончик языка реагирует преимущественно на сладкое, задняя часть языка более чувствительна к горькому, а левый и правый край — к кислому.

Периферические вкусовые рецепторы языка связаны с нейронами чувствительных ганглиев черепно-мозговых нервов. Центральные отделы в стволе мозга представлены чувствительными ядрами этих нервов, и которых вкусовые сигналы поступают в таламус и далее — в новую кору большого мозга.

Вкусовая система ощущений нервными путями (соединена с нервным центром обоняния головного мозга. Именно поэтому прослеживается связь: при насморке ухудшается обоняние и снижается вкусовая чувствительность.

В установлении контакта с различными объектами окружающей среды и с другими людьми участвуют обоняние. Обоняние — это психофизиологическая функция, позволяющая ощущать и различать по запаху химические соединения, находящиеся в воздухе. Обонятельная сенсорная система включает периферические элементы и высшие отделы головного мозга.

Раздражители обонятельных ощущений — пахучие вещества, содержащиеся в воздухе. Рецепторы обонятельных ощущений, расположенные в верхней части носовой полости, воспринимают запахи веществ. Здесь же формируются электрические сигналы, которые через обонятельный нерв поступают в обонятельную луковицу — отдел мозга в лобной доле полушарии.

Строгой классификации запахов не существует. Обычно выделяют следующие запахи: цветочные (роза, ландыш и др.), горелые (табак, жареный кофе и т.д.), ароматические (камфара, перец), мускусные (мускус, амбра), луковые (лук, йод), козлиные (валериана, пот), наркотические (гашиш, опиум), тошнотворные (фекалии, загнившие мясные продукты). В этой связи ощущения также отождествляют с запахом перечисленных выше пахучих веществ.

По обонятельным и вкусовым ощущениям люди различаются слабо, хотя есть люди с повышенной чувствительностью к запахам и вкусовым качествам продуктов (дегустаторы, например). Обонятельные и вкусовые ощущения находятся под влиянием других видов ощущений. Например, ощущение голода обостряет чувствительность к сладкому и кислому, а запах ментола вызывает ощущение прохлады.

Установлено, что каждый человек имеет свой, характерный только для него, запах тела. Этот факт наряду с дактилоскопией используют для установления личности правоохранительные органы. А психологи, занимающиеся проблемами семьи и брака, рекомендуют паре, вступающей в брак, проверить себя на совместимость по запахам.

Человек познает окружающие предметы, прикасаясь к ним. При этом он получает информацию об их форме, поверхности, твердости, температуре. В таких случаях говорят, что человек познает мир через осязание. Осязание — психофизиологическая функция, позволяющая ощущать и различать форму, размер, характер поверхности и температуру объектов окружающей среды. Естественно, что эти параметры можно определить лишь на основе сочетания движении и непосредственных прикосновений.

Осязательные ощущения возникают на основе переработки информации, поступающей при раздражении температурных, тактильных, болевых, мышечных и суставных рецепторов. Таким образом, осязательные ощущения обеспечиваются работой кожной и нроприоцептивной сенсорных систем и, конечно, Высших отделов головного мозга.

Способность человека к осязательным ощущениям широко используется при восстановлении зрения, слуха и речи людям, которые их потеряли.

psyera.ru

ОСЯЗАНИЕ | Психологическая энциклопедия 1vc0

Оглавление раздела ощущения:

Ощущение прикосновения и давления в такой абстрактной изолированности, в какой они выступают при типичном для традиционной психофизиологии определении порогов кожной чувствительности, играют лишь подчинённую роль в познании объективной действительности. Практически, реально для познания действительности существенно не пассивное прикосновение чего-то к коже человека, а активное осязание, ощупывание человеком окружающих его предметов, связанное с воздействием на них. Мы поэтому выделяем осязание из кожных ощущений; это специфически человеческое чувство работающей и познающей руки; оно отличается особенно активным характером. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание — это и экстеро- и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках (пачинниевы тельца, мышечные веретёна). При движении они раздражаются изменением напряжения. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.

У человека есть специфический орган осязания — рука и притом главным образом движущаяся рука. Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания объективной действительности. [Ряд тонких психологических замечаний о роли руки как органа познания объективной действительности, главным образом правой, — дал И. М. Сеченов («Физиологигические очерки», стр. 267—268), предвосхитивший многое из того, что позже разработал Д. Катц. «Рука не есть только хватательное орудие, — свободный конец её, ручная кисть, есть тонкий орган осязания, — писал Сеченов, — и сидит этот орган на руке как на стержне, способном не только укорачиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направлениях, но и чувствовать определённым образом каждое такое перемещение». «Если орган зрения по даваемым им эффектам, — писал он в другом месте, — можно было бы уподобить выступающим из тела сократительным щупалам с зрительным аппаратом на конце, то руку как орган осязания и уподоблять нечего, она всем своим устройством есть выступающий из тела осязающий щупал в действительности». (И. М. Сеченов, Физиологические очерки. С. 267-268) В последнее время в советской литературе роли руки как органа познания и проблеме осязания была посвящена специальная работа Л. А. Шифмана: «К проблеме осязательного восприятия формы» («Труды Госуд. ин-та по изучению мозга им. В. М. Бехтерева», т. XIII, Л. 1940. Там же его статья «К вопросу о тактильном восприятии формы»). Л. А. Шифман экспериментально показывает, что рука как орган познания ближе к глазу, чем к коже, и вскрывает, как данные активного осязания опосредуются зрительными образами и включаются в построение образа вещи.] Отличие руки от других участков тела заключается не только в том количественном факте, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. В силу этого она даёт нам особенно ценное знание существеннейших свойств материального мира. Твёрдость, упругость, непроницаемость — основные свойства, которыми определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь в ощущениях, которые она нам доставляет. Различие твёрдого и мягкого распознаётся по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей.

Скульптура слепорождённого, изображающая отчаяние (по Г. Ревешу)

Скульптура слепого «Беседа» (по Г. Ревешу)

«Рыбак и рыбка». Скульптура Ардальона К., 20 лет (ослеп около 2 лет)

«Руслан и Людмила». Скульптура Ардальона К.

«Тройка». Скульптура Ардальона К.

Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаём предметы окружающего нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры даёт нам ощущения влажности. Сочетание влажности с известной податливостью, проницаемостью даёт нам возможность распознавать жидкие тела в отличие от твёрдых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействии с термическим ощущением холода они порождают ощущение липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом опять-таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то вязкости, маслянистости, гладкости и шероховатости и т. д. Шероховатость и гладкость поверхности мы распознаём в результате вибраций, которые получаются при движении руки по более или менее шероховатой поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.

В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Уже на руках матери младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Эти же моменты действенного ознакомления в процессе активного познания предмета имеют место и в экспериментальной ситуации.

Вопреки субъективно-идеалистическим тенденциям ряда психологов (Й. Фолькельт, Р. Гиппиус и др.), которые, всячески подчёркивая в осязании момент субъективного эмоционального переживания, стремились свести на-нет предметно-познавательное значение, наши исследования [С. Н. Шабалин, Предметно-познавательные моменты в восприятии формы дошкольником // Учёные записки кафедры психологии Педагогического института им. Герцена, т. XVIII, под ред. проф. С. Л. Рубинштейна, Л. 1939; Ф. С. Розенфельд, Взаимоотношения восприятия и памяти в узнавании предметов] показывают, что даже у детей-школьников осязание является процессом действенного познания окружающей действительности. Многочисленные данные протоколов Ф. С. Розенфельд и С. Н. Шабалина отчётливо выявляют познавательные установки ребёнка в процессе осязания: он не отдаётся только попросту переживанию субъективного впечатления от того или иного осязаемого им качества, а стремится посредством качеств, которые выявляет процесс осязания, опознать предмет и его свойства.

Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчётливо вырисовываются его отличительные особенности, его сильные и слабые стороны.

Наиболее слабым пунктом в изолированно действующем осязании является познание соотношений пространственных величин, наиболее сильным — отражение динамики, движения, действенности. Оба положения очень ярко иллюстрируются скульптурами слепых (см. рисунки выше, которые мы заимствуем из работы Ревеша [Revesz, Die Formenwelt des Tastsinns, Bd. II, 1939.]). Ещё, быть может, поучительнее скульптуры слепо-глухонемых детей из Ленинградского института слуха и речи, в частности воспроизведённые нами исполненные динамизма скульптуры Ардальона К., юноши, пожалуй, не менее замечательного, чем Елена Келлер, жизнь и достижения которого заслуживают не менее тщательного описания. Глядя на скульптуры этих детей, лишённых не только зрения, но и слуха, нельзя не поражаться тому, сколь многого можно достичь в отображении окружающей действительности на основе осязания.

На осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в ещё большей мере — слепо-глухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладение одним из основных средств умственного и общего культурного развития совершается у них посредством пальпации — восприятия пальцами выпуклого шрифта (шрифта Брайля).

Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепо-глухонемыми. «Слушание» речи слепо-глухонемыми по способу «чтения с голоса» заключается в том, что слепо-глухонемой прикладывает руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путём тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.

Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т. д., в частности поразительная биография слепо-глухонемой Елены Келлер и ряд других, служат достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы обучения.

wiki.1vc0.ru

это в психологии что? Ощущение и восприятие в психологии

Человеческая жизнь наполнена разным опытом, который поступает через сенсорные системы. Самое простое явление из всех психических процессов – это ощущение. Нет ничего более естественного для нас, когда мы видим, слышим, чувствуем прикосновения объектов.

Понятие ощущения в психологии

Почему актуальна тема: «Ощущение»? По психологии данный феномен изучают уже достаточно длительное время, стараясь дать более точное определение. На сегодняшний день ученые все еще пытаются понять всю глубину внутреннего мира и физиологии человека. Ощущение – это в общей психологии процесс отображения отдельных качеств, а также черт предметов и явлений действительности в условиях непосредственного воздействия на органы чувств. Способность получать такой опыт характерна для живых организмов, у которых есть нервная система. А для осознанных ощущений живые существа должны обладать головным мозгом.

Первичная стадия до появления такого психического процесса характеризовалась простой раздражимостью, благодаря которой происходило избирательное реагирование на важное воздействие из внешней или внутренней среды. Реакция соответственно сопровождалась изменениями в состоянии и поведении живого организма, на что обратила внимание общая психология.

Ощущение – это в психологии первое звено в познании внешнего и внутреннего мира человеком. Существуют разные виды этого феномена, зависимо от тех раздражителей, которые их продуцируют. Эти предметы или явления имеют связь с разными типами энергии и, соответственно, порождают разные по качеству ощущения: слуховые, кожные, зрительные. В психологии также выделяют чувства, связанные с мышечной системой и внутренними органами. Такие феномены не осознаются человеком. Исключением являются лишь болезненные ощущения, которые идут от внутренних органов. Они не доходят до сферы сознания, но воспринимаются нервной системой. Также человек получает ощущения, которые связаны с такими понятиями, как время, ускорение, вибрация и другие, жизненно важные факторы.

Стимулами для наших анализаторов становятся электромагнитные волны, которые входят в пределы определенного диапазона.

Характеристика видов ощущений

Закономерности ощущений в психологии предусматривают описание и различных их видов. Первая классификация относится еще к древнему периоду. В ее основе лежат анализаторы, которые определяют такие виды, как обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

Еще одна классификация ощущений в психологии представлена Б. Г. Ананьевым (выделял 11 видов). Существует также систематическая типология авторства английского физиолога Ч. Шеррингтона. В нее входят интероцептивный, проприоцептивный и экстероцептивный типы ощущений. Рассмотрим их подробнее.

Интероцептивный тип ощущения: описание

Этот вид ощущений дает сигналы от внутренней среды организма, от разных органов и систем, которые характеризуются определенными показателями. Рецепторы получают сигналы из пищеварительной системы (через стенки желудка и кишечника), сердечно-сосудистой (стенки сосудов и сердца), из мышечной ткани и других систем. Такие нервные образования имеют название – рецепторы внутренней среды.

Эти ощущения принадлежат к наиболее древней и примитивной группе. Они характеризуются неосознанностью, диффузностью и очень близки к эмоциональному состоянию. Другое название этих психических процессов – органические.

Проприоцептивный тип ощущения: описание

Информацию о том, в каком состоянии находится наше тело, дает человеку проприоцептивное ощущение. В психологии выделяют несколько подвидов этого типа, а именно: ощущение статики (равновесия) и кинестетики (движений). Мышцы и суставы (сухожилия и связки) – это места локализации рецепторов. Название таких чувствительных участков достаточно интересное — тельца Паччини. Если говорить о периферических рецепторах проприоцептивных ощущений, то локализируются они в канальцах внутреннего уха.

Понятие ощущения в психологии и психофизиологии изучено довольно хорошо. Этим занимались А. А. Орбели, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн.

Экстероцептивный тип ощущения: описание

Эти ощущения поддерживают связь человека с внешним миром и делятся на контактные (вкусовые и осязательные) и дистантные (слуховые, обонятельные и зрительные ощущения в психологии).

Обонятельное ощущение в психологии вызывает споры ученых, так как они не знают, куда точно его поместить. Предмет, который излучает запах, находится на дистанции, но молекулы аромата имеют контакт с носовыми рецепторами. Или же бывает, что предмет уже отсутствует, а запах все равно витает в воздухе. Также обонятельные ощущения имеют значение в употреблении пищи и определении качества продуктов.

Интермодальные ощущения: описание

Как в случае с обонянием, есть и другие ощущения, которые сложно классифицировать. Например, это вибрационная чувствительность. В ее состав входят ощущения от слухового анализатора, а также от кожи и мышечной системы. По мнению Л. Е. Комендантова, вибрационная чувствительность является одной из форм звукового восприятия. Доказано ее огромное значение в жизни людей с ограничением или отсутствием слуха и голоса. Такие люди имеют высокий уровень развития тактильно-вибрационной феноменологии и могут определить движущийся грузовик или другую машину даже на большой дистанции.

Другие классификации ощущений

Также подлежит изучению классификация ощущений в психологии М. Хэда, который обосновал генетический подход к разделению чувствительности. Выделил два ее вида – протопатическую (органические ощущения – жажда, голод, примитивные и физиологические) и эпикритическую (сюда относятся все известные ученым ощущения).

Также разрабатывал классификацию ощущений Б. М. Теплов, выделяя два типа рецепторов – интерорецепторы и экстерорецепторы.

Характеристика свойств ощущений

Следует отметить, что ощущения одинаковые по модальности могу быть абсолютно непохожими друг на друга. Свойствами такого познавательного процесса являются его индивидуальные особенности: качество, интенсивность, пространственная локализация, продолжительность, пороги ощущений. В психологии эти феномены были описаны учеными-физиологами, которые были первыми, кто начал заниматься такой проблемой.

Качество и интенсивность ощущения

В принципе любые показатели явлений можно разделить на количественный и качественный виды. Качество ощущения определяет его отличия от других видов этого феномена и несет базовую информацию от стимулятора. Невозможно измерить качество с помощью каких-либо числительных приборов. Если возьмем зрительное ощущение в психологии, то его качеством будет цвет. Для вкусовой и обонятельной чувствительности – это понятие сладкого, кислого, горького, соленого, ароматного и так далее.

Количественная характеристика ощущения – это его интенсивность. Такое свойство является необходимым человеку, поскольку для нас важно определять громкую или тихую музыку, а также светло или темно в помещении. Интенсивность переживается по-разному в зависимости от таких факторов: силы действующего стимула (физические параметры) и функционального состояния рецептора, который подвергается воздействию. Чем больше показатели физических характеристик стимула, тем большая интенсивность ощущения.

Длительность и пространственная локализация ощущения

Еще одной важной характеристикой считается длительность, которая обозначает временные показатели ощущения. Это свойство тоже подвержено действию объективных и субъективных факторов. Если раздражитель действует долго, то и ощущение будет длительным. Это объективный фактор. Субъективный заключается в функциональном состоянии анализатора.

Стимулы, которые раздражают органы чувств, имеют свою локацию в пространстве. Ощущения помогают определить местонахождение того или иного объекта, что играет значимую роль для жизнедеятельности человека.

Пороги ощущений в психологии: абсолютный и относительный

Под абсолютным порогом понимают те физические параметры стимула в минимальном количестве, которые вызывают ощущение. Есть раздражители, которые лежат ниже, чем уровень абсолютного порога, и не вызывают чувствительности. Но на организм человека все равно влияют эти закономерности ощущений. В психологии исследователь Г. В. Гершуни представил результаты экспериментов, в которых было обнаружено, что звуковые стимулы, которые находились ниже, чем абсолютный порог, вызывали определенную электрическую активность головного мозга и увеличение зрачка. Эта зона являет собой субсенсорную область.

Есть и верхний абсолютный порог — это показатель раздражителя, который не может адекватно восприниматься органами чувств. Такие переживания вызывают боль, но не всегда (ультразвук).

Кроме свойств, существуют также и закономерности ощущений: синестезия, сенсибилизация, адаптация, взаимодействие.

Характеристика восприятия

Ощущение и восприятие в психологии являются первичными познавательными процессами по отношению к памяти и мышлению. Краткую характеристику этому явлению психики мы дали, а теперь перейдем к восприятию. Это психический процесс целостного отображения предметов и явлений действительности при их непосредственном контакте с органами чутья. Ощущение и восприятие в психологии изучали физиологи и психологи Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. С. Комарова и другие ученые. Процесс сбора информации обеспечивает человеку ориентацию во внешнем мире.

Следует отметить, что восприятие характерно только для человека и высших животных, которые способны формировать образы. Это процесс объективации. Доставка в кору головного мозга информации о свойствах предметов – это функции ощущений. В психологии восприятия выделяют формирование образа, полученного на основании собранной информации о предмете и его свойствах. Образ получается в результате взаимодействия нескольких сенсорных систем.

Виды восприятия

В восприятии выделяют три группы. Вот наиболее распространенные классификации:

Зависимость от целей

Преднамеренная

Непреднамеренная

Зависимость от степени организации

Организованная (наблюдение)

Неорганизованная

Зависимость от формы отражения

Восприятие пространства (форма, величина, объемность, расстояние, расположение, удаленность, направление)

Восприятие времени (длительность, скорость протекания, последовательность явлений)

Восприятие движения (изменения положения объекта или самого человека во времени)

Свойства восприятия

С. Л. Рубинштейн заявляет, что восприятие людей имеет обобщенный и направленный характер.

Итак, первым свойством этого процесса считается предметность. Восприятие невозможно без предметов, ведь они имеют свои определенные цвета, форму, величину и назначение. Скрипку мы определим, как музыкальный инструмент, а тарелку – как столовый прибор.

Второе свойство – целостность. Ощущения сообщают в мозг элементы предмета, его определенные качества, а с помощью восприятия эти отдельные черты складываются в целостный образ. На концерте оркестра мы слушаем музыку целостно, а не звуки каждого музыкального инструмента отдельно (скрипку, контрабас, виолончель).

Третье свойство – константность. Оно характеризует относительное постоянство форм, оттенков цвета и величин, которые мы воспринимаем. К примеру, мы видим кота, как определенное животное, независимо от того в темноте он или в светлой комнате.

Четвертое свойство – обобщенность. Человеку свойственно классифицировать предметы и относить их к определенному классу, зависимо от признаков, которые имеются.

Пятое свойство – осмысленность. Воспринимая объекты, мы соотносим их с нашим опытом и знаниями. Даже в том случае, если предмет незнакомый, человеческий мозг пытается сравнить его уже с привычными объектами и выделить общие черты.

Шестое свойство – избирательность. В первую очередь воспринимаются объекты, которые имеют связь с личным опытом или активностью человека. Например, смотря спектакль, актер и посторонний человек по-разному будут переживать то, что происходит на сцене.

Каждый процесс может протекать как в норме, так и в патологии. Нарушениями восприятия считают гиперестезию (повышенную чувствительность к обыкновенным стимулам внешней среды), гипестезию (снижение уровня чувствительности), агнозию (нарушенное узнавание объектов в состоянии ясного сознания и небольшое снижение общей чувствительности), галлюцинации (восприятие несуществующих предметов в реальности). Иллюзии характерны при ошибочном восприятии предметов, существующих в реальности.

Напоследок хочется сказать, что психика человека — довольно сложное устройство, и отдельное рассмотрение таких процессов, как ощущение, восприятие, память и мышление — искусственное, ведь в реальности все эти феномены происходят параллельно или последовательно.

fb.ru

Тактильные Ощущения — это… Что такое Тактильные Ощущения?


Тактильные Ощущения
Тактильные ощущения — форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности.

Психологический словарь. 2000.

  • Тактильная Агнозия
  • Талант

Смотреть что такое «Тактильные Ощущения» в других словарях:

  • тактильные ощущения — Этимология. Происходит от лат. tactilis осязательный. Категория. Форма кожной чувствительности. Специфика. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности. Обусловлены работой… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ — то же, что осязательные. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • тактильные ощущения — ▲ ощущение ↑ прикоснуться тактильные ощущения ощущения прикосновения. осязание. осязать. осязательный. осязаемость. на ощупь (ткань мягкая #). ощупью. мягкий (# сидение). твердый. жесткий. зуд. зудеть. зудить. свербеж. свербеть. чесотка (#… …   Идеографический словарь русского языка

  • Тактильные ощущения — (или осязательные) см. Осязание, Кожа …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тактильные ощущения — …   Википедия

  • Тактильные ротовые ощущения — (mouthfeel): тактильные ощущения, воспринимаемые в ротовой полости, включая язык, десны, зубы… Источник: ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. СЛОВАРЬ. ГОСТ Р ИСО 5492 2005 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 N 491 ст) …   Официальная терминология

  • Ощущения — Ощущение (англ. sensation) психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при… …   Википедия

  • ОЩУЩЕНИЯ ТАКТИЛЬНЫЕ — (англ. tactile sensations) один из видов кожной чувствительности. О. т. включают ощущения прикосновения, давления, вибрации, фактурности и протяженности (отражение площади механического раздражителя). Возникновение их связывают с деятельностью 2… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Кинестетический ощущения тела — Тактильные ощущения и внутренние чувства, такие, как вспоминаемые впечатления и эмоции, а также чувство равновесия. В HЛП этот теpмин использyется как собиpательное название всех ощyщений, включая тактильные, висцеpальные (во внyтpенних оpганах)… …   Словарь нейролингвистического программирования

  • Кинестетический ощущения тела — Тактильные ощущения и внутренние чувства, такие, как вспоминаемые впечатления и эмоции, а также чувство равновесия. В НЛП этот термин используется как собирательное название всех ощущений, включая тактильные, висцеральные (во внутренних органах)… …   Большая психологическая энциклопедия


dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *