От чего зависит темперамент: Что такое темперамент – от чего зависит и на что влияет

Содержание

Что такое темперамент – от чего зависит и на что влияет

Темперамент – что это?
Под этим термином понимают некий устойчивый перечень персональных свойств личности, которые имеют связь с динамическими аспектами жизни. Если объяснять простым языком, что такое темперамент, то здесь понимают способность людей давать разную реакцию на сторонние раздражители. Совокупность врожденных свойств психики зависит от силы, подвижности и уравновешенности нервной системы.

От чего зависит темперамент?
Уже упоминалось, что темперамент является врожденным, поэтому есть теория, что он обусловлен генетически, при этом веских доказательств этому не существует. В основе темперамента лежит тип нервной системы. Есть ряд факторов, которые могут на него влиять:

Климатические условия. Исследования показывают, что жители южных территорий обладают взрывным холерическим темпераментом, в сравнении с северянами.
Образ жизни. Менять темперамент нельзя, но на него можно влиять, например, негативные коррективы может внести недосып, вредные привычки, неправильное питание.
Возраст. В организме с возрастом происходят гормональные перестройки, что влияет на поведение человека. Например, снижение уровня тестостерона приводит к уменьшению энергичности.
Время года. Есть теория, что на темперамент влияет то, когда был рожден человек. Например, исследования показали, что у рожденных летом наблюдаются быстрые смены настроения, а те, кто родился весной являются более позитивными.
На что влияет темперамент?
Поскольку темперамент нам дается с рождение, то он оказывает свое влияние на развитие психики и становление характера. От него зависят многочисленные процессы, происходящие в мозге. Темперамент – это в психологии фактор, оказывающий влияние на:

эмоциональность;
качество памяти;
скорость принятия решений и совершения поступков;
силу реакции на внешние раздражители;
устойчивость настроения.

Описывая, что же такое темперамент, и на что он влияет, отметим, что указанные выше черты играют важную роль в самореализации, развитии личной жизни, карьеры и других аспектов жизни. Он оказывает влияние на то, как человек будет стремиться к развитию, будет ли его что-то мотивировать. При этом отметить, что люди с одинаковыми темпераментами в жизни оказываются совершенно разными.

Основные отличия темперамента от характера
Многие путают эти два понятия, поскольку у них есть много общего, но на самом деле они разные, и в этом легко убедиться.

Темперамент и характер отличны тем, что первый является врожденной особенностью и не меняется, а второй – является продуктом социализации.
Не существует способа, чтобы изменить темперамент, поскольку им можно только управлять, и то, после долгого обучения и разъяснения существующей информации.
Удивительно, но некоторые черты темперамента могут быть скрыты под проявлениями характера.
Свойства темперамента
У каждого вида темперамента есть свои свойства, проявляющиеся в большей или меньшей степени в зависимости от конкретных условий:

Сензитивность.

Имеется в виду минимальное внешнее раздражение, провоцирующее психическую реакцию. Кроме этого, происходит оценка ее скорости.


Реактивность.

Темперамент человека имеет свойство, определяющее силу и скорость реакции на неожиданный раздражитель (свет, громкий звук и так далее).


Активность.

Это свойство подразумевает, с какой скоростью человек способен влиять на обстоятельства и препятствия, не позволяющие достигнуть поставленной цели.


Пластичность.

Здесь имеется в виду скорость, с какой человек может приспособиться к возникшим изменениям окружающей среды. Если это способность хорошо развита, то говорят о пластичности, а если наоборот, то о ригидности.


Экстраверсия.

Под этим свойством понимают ориентацию индивидуума на внешний (настоящее) или внутренний (прошлое) мир.


Возбудимость эмоций.

Такое свойство определяет, с какой скоростью человек эмоционально реагирует на минимальный внешний раздражитель.


Темп реакции.

Имеется в виду скорость процессов и реакций психики, например, темп речи, быстрота ума и реакции.



https://womanadvice.ru/

Теории темперамента
На сегодняшний день представлено несколько теорий, объясняющих, что значит темперамент:

Гуморальная.

Принадлежит теория Гиппократу. Он считал, что темперамент зависит от жидкости (гумора), преобладающей в организме. Кровь – сангвиник, желчь – холерик, слизь – флегматик, черная желчь – меланхолик.


Конституционная.

Теория возникла в начале 20 ст. Ее суть заключается в наличии связи между темпераментом и врожденной конституцией тела. Психиатр Э. Кречмеру выделил такие типы конституции: астеник, пикник, атлетик и диспластик.


Психофизиологическая.

Распространенная в современном мире теория связывает тип темперамента с видом нервной системы.



https://womanadvice.ru/

Виды темперамента


Наука выдвинула и дала характеристику четырем типам темперамента:

Холерик (Х).

К ярким характеристикам этого типа можно отнести импульсивность, неуравновешенность, резкость. У холериков быстро меняется настроение, и наблюдаются эмоциональные вспышки. Такие люди могут работать с высокой интенсивностью, но непродолжительный промежуток времени, поскольку быстро теряют энергию.


Флегматик (Ф).

Такого человека называют неспешным и невозмутимым, он не любит и не умеет выражать свои эмоции. Многие считают его отрешенным. Темперамент флегматик дает человеку спокойствие и уравновешенность, а еще настойчивость и ответственность. В работе они эффективны и не теряют энтузиазм с течением времени.


Меланхолик (М).

К отличительным чертам можно отнести повышенную эмоциональность и слабую волю. Если у человека темперамент меланхолик, его легко выбить из колеи. Он является впечатлительным и ранимым.


Сангвиник (С).

У 4 типа темперамента веселый, жизнерадостный и горячий характер. Такой человек является общительным, он очень эмоционально воспринимает все происходящее, но при этом ему легко бороться с негативом и спокойно переживать неудачи. При общении с сангвиником можно отметить, его юмор, эмоциональность и ярко выраженную мимику.

Смешанные типы темперамента


Людей, которых можно с полной точностью отнести к конкретному типу темперамента, очень мало. Для большинства свойственен смешанный вид, в котором в большей или меньшей мере проявляются разные характеристики. Описывая, что такое смешанный темперамент человека, отметим, что один из четырех видов здесь будет доминировать.

Ф/С. Человек с таким типом умеет сопереживать и вдохновлять других.
М/Ф. Такие люди выбирают одно дело и стремятся делать все правильно.
С/Х/Ф. Притягательные личности, которые являются властными и предусмотрительными.
Х/С. Доминанты, которые любят все доводить до конца. Они отлично влияют на других, при этом проявляя заботу.
Х/С/М. Властные люди, которые склонны достигать поставленных целей.
Х/М. Сильные и способные ученики, но при этом они могут резко критиковать.
С/Ф. Люди, с таким типом могут оказывать влияние на окружающих, являются стабильными и любят угождать другим.
Ф/Х. Упорные, но неприметные лидеры, которые доводят начатое до конца, но не любят выступать на публике.
С/М. Такие люди могут вдохновлять, но при этом являются предусмотрительными и осторожными.
Ф/М. Стабильные и компетентные люди, которые склонны к размышлениям. Они долго взвешивают все «за» и «против».
М/С/Ф. Для таких людей важно делать все правильно и положительно влиять на других. Они добрые, чувствительные.
М/Ф/Х. В таких людях сочетается стабильность, властность и осторожность. Для них важно достигать поставленных целей.


Плюсы и минусы темпераментов


У каждого типа есть свои особенности, разные темпераменты имеют явные преимущества и недостатки. Плюсы меланхолика:

чувствительность;
требовательность к себе;
тактичность;
сдержанность;
понимание других.


Минусы меланхолика:

пессимизм;
недоверчивость;
повышенная эмоциональность;
негативность;
сложность к адаптации.

Плюсы сангвиника:

жизнерадостность;
быстрая обучаемость и адаптация;
преданность;
решительность;
общительность.


Минусы сангвиника:

переоценка своих сил;
сложность самообучения;
перепады настроения;
отсутствие усидчивости и аккуратности;
необдуманность решений.


Плюсы холерика:

активность;
прямолинейность;
находчивость;
эмоциональность;
решительность.


Минусы холерика:

торопливость;
агрессивность;
упрямство;
перепады настроения;
отсутствие терпения.


Плюсы флегматика:

спокойствие;
стрессоустойчивость;
настойчивость;
исполнительность;
сдержанность.
Минусы флегматика:

не эмоциональность;
упрямство;
невосприимчивость к критике;
отсутствие смекалки;
плохая реакция на раздражители.
Кто такой темпераментный человек?
Считается, что подобное словосочетание является некорректным использованием термина «темперамент», поскольку у каждого человека он свой и универсальной характеристики нет. В привычном понимании то, что такое темпераментный – это тот, у кого ярко выражены эмоции, они решительные и самолюбивы. Прямого отношения к теме статьи это определение не имеет.

Можно ли изменить темперамент?


Полностью изменить свой темперамент невозможно, поскольку это врожденная особенность, о чем уже говорилось ранее. При этом с течением времени многочисленные внешние факторы и собственный рост приводят к тому, что ряд отдельных характеристик поддается корректировке. Психофизиологические особенности личности поддаются изменению, что сказывается на манере поведения. Только это требует времени и усилий, а еще постоянного контроля. Объясняя, что же такое темперамент, и как его подкорректировать, стоит указать на такие шаги:

Не нужно стараться сразу изменить многое, лучше действовать поэтапно.
Работайте с явными особенностями характера.
Концентрируйтесь на чем-то положительном, а не отрицательном.


Совместимость темпераментов


При выборе партнера стоит учитывать, что разные типы темперамента имеют свои особенности, что отражается на совместимости:

М/М – полное взаимопонимание, комфортный союз;
М/Х – могут быть партнерами, но холерик – лидер;
М/С – хороший тандем, где люди дополняют друг друга;
М/Ф – спокойный союз, который нельзя назвать счастливым;
Х/Х – бурные отношения, в которых партнеры соперничают;
Х/С – деятельные отношения, в которых люди растут рядом друг с другом;
Х/Ф – хороший союз, где людям комфортно;
С/С – отношения могут быстро закончиться, если пропадет заинтересованность;
С/Ф – интересные отношения, в которых нет понимания, но партнеры оказывают помощь друг другу;
Ф/Ф – спокойный союз, где наблюдается взаимопонимание и пассивность.

#психология #стильжизни

как быть ближе, несмотря на различия?

«Противоположности притягиваются» — мы часто слышим эту фразу, когда разговор заходит об отношениях. Однако, когда дело касается секса и близости, противоположные взгляды партнеров могут стать причиной конфликтов и недопонимания. Разбираемся, что делать, если в вашей паре разные представления о том, «как, когда и сколько», и как сгладить разницу сексуальных темпераментов.

Внимание! «Взрослый» контент, предназначенный для лиц, достигших 18 лет

Сексуальный темперамент vs либидо

Когда речь идет о сексе, одним из основных понятий становится «либидо» (lĭbīdo — «похоть, желание, страсть, стремление»). Термин был разработан Зигмундом Фрейдом в теории психоанализа для описания различных проявлений сексуальности. В современной сексологии «либидо» используется именно в контексте полового влечения, когда мы говорим о желании человека заниматься сексом.

Сексуальный темперамент — это относительно новое понятие, о нем можно прочитать во второй главе «Как хочет женщина» Эмили Нагоски. С помощью этого словосочетания Нагоски описывает человеческое поведение и отношение к сексу в большей степени со стороны психологии и культуры. В сексуальный темперамент входят социальные установки, традиции и нормы. Влияет на его формирование и характер самого человека, и то, как о сексе говорят в его семье, окружении, медиа. Важную роль играет и менталитет. От сексуального темперамента человека зависит, как он демонстрирует партнеру желание, какие сексуальные практики считает приемлемыми, а какие вызывают отторжение. Также от этого будет зависеть, как человек проявляет чувства к партнеру, находясь в отношениях. На сегодняшний день определить свой сексуальный темперамент предлагают самые разные онлайн-тесты, а СМИ предлагают «народные» методы — потенциал человека предлагают определять по размеру носа или ноги. Впрочем, и тот, и другой подход должны подвергаться сомнению в равной степени.

Обычно выделяют три типа сексуального темперамента:

Сильный, или гиперсексуальный, темперамент, обладатели которого легко возбуждаются, а внешние раздражители или стресс едва ли могут снизить их желание заниматься сексом. Такому человеку все равно, как он выглядит во время секса, что на нем/ней/партнере надето, используется ли средство контрацепции и так далее.

Средним темпераментом, согласно статистике, обладает преобладающее большинство людей (около 80% мужчин и женщин), которое наделено умеренным сексуальным аппетитом. При этом внешние и внутренние раздражители могут в некоторой степени влиять на желание и возможность заниматься сексом.

Обладатели слабого сексуального темперамента легко отказываются от секса. При этом они могут испытывать сексуальное желание, но слишком много посторонних факторов способны ограничить их в получении удовольствия от процесса.

«Как практикующий психотерапевт и сексотерапевт, в начале я бы сказала, что любая классификация — как дает нам больше понимания о вопросе, но так и упрощает «личность» человека, кого мы в эту классификацию записываем. Классификация не учитывает, что каждый человек имеет свою личную историю, свои эмоциональные травмы (характер которых будет напрямую влиять и на сексуальную сферу жизни), свои ключевые эмоциональные потребности (в том числе те, которые с детства могут находиться в дефиците, а значит во взрослой жизни человек будет стремится закрыть их любой ценой; чаще всего с помощью других людей), свои цели в жизни, свои убеждения и внутренние ограничения.

Сексуальность и сексуальный желание — вопросы очень объемные и зависят от многих факторов. Когда мы говорим о сексуальном темпераменте — это звучит как константа. Однако, сексуальное желание у одного человека может существенно меняться в разные жизненные периоды и при личностной проработке (когда человек решает свои внутренние конфликты, становится более зрелым и самодостаточным, работает с уровнем своей тревожности и тд).», — комментирует Кристина Костикова психолог, психоаналитический психотерапевт, сексотерапевт и бизнес-коуч, член Ассоциации психоаналитического коучинга и бизнес-консультирования, автор и эксперт Psychologies, Lifehacker.

Когда темпераменты разные

«Например, женщина, воспитанная в восточной традиции, не будет проявлять инициативу в постели. За двадцать лет брака она этого не сделала, и в результате ее супруг с более западным воспитанием выступил инициатором похода к психологу, просто чтобы разобраться, остался ли еще в их отношениях какой-то интерес, хочет ли его жена интимной близости», — рассказывает психолог Михаил Лабковский в интервью RTVI.

Разница в сексуальных темпераментах партнеров может касаться не только того, кто проявляет инициативу или сколько раз в неделю пара занимается сексом. Она также может затрагивать куда более глубокие и болезненные места в отношениях:

  • вопросы личных границ и ответственности в отношениях;

  • вопросы полигамии и моногамии;

  • гендерные стереотипы и роли.

Нередко на почве этих различий случаются конфликты, удовлетворенность отношениями падает, и пары оказываются либо в кабинете у психолога, либо на грани расставания. Но что, если различие сексуальных темпераментов — не приговор и не «несовместимость»?

Разные темпераменты не обязательно конфликтуют, с тем же успехом они могут дополнять друг друга, но, конечно, для этого партнерам придется приложить некоторые усилия.

Что делать, когда разница сексуальных темпераментов дает о себе знать

Подумайте, что могло стать причиной изменений, если они появились внезапно

Желание партнера заниматься сексом может снизиться или повыситься по самым разным причинам: из-за стресса на работе, проблем со здоровьем, конфликтов с близкими людьми, появления ребенка, начала нового проекта. Найдя отправную точку, вы сможете изменить обстоятельства или свое отношение к ним.

Просто поговорите

Когда вас что-то не устраивает, замалчивать проблему не имеет смысла, равно как и решать ее радикально. Если для вас приоритетны отношения с определенным человеком, а не регулярность секса и набор используемых в процессе поз, вам стоит сесть за стол переговоров, где вы сможете договориться, например, о периодичности секса, табу или стоп-словах.

Смените обстановку

Устройте себе и партнеру свидание, квест с пикантными заданиями или партию в настольную игру для взрослых. Можете добавить что-то новое и в сам процесс близости: от ролевых игр до использования игрушек.

«Если у партнеров есть несовпадение в теме сексуального желания — прежде всего, это нужно обсуждать в паре — спокойно, без претензий друг к другу и с уважением к отличиям другого человека. Можно обсудить: «Всегда ли так было? Если нет, то с чем это может быть связано? Что беспокоит каждого из партнеров? О чем фантазирует в сексуальном плане каждый? Как вы можете помочь друг другу?»

Нужно искать компромиссы (например, самоудовлетворение), если отношения важны для обоих. Ключевое — не врать себе, что партнер должен измениться ради вас. Да, это может произойти, но только если он сам этого захочет», — комментирует Кристина Костикова.

Иногда бывают ситуации, когда партнеры не готовы обсуждать различия и делать шаги навстречу друг другу. В таких обстоятельствах могут пострадать не только отношения, но и сами их участники. Партнеры могут чувствовать себя виноватыми или «неправильными», и в такой ситуации важно помнить, что несовпадение сексуальных темпераментов — это нормально.

Серьезной ошибкой будет начать заниматься сексом с партнером без обоюдного желания сторон (по принуждению или из чувства долга), проявлять агрессию к партнеру или позволять партнеру проявлять агрессию к вам, а также считать, что с вами что-то не так. Различие сексуальных темпераментов — не приговор, если только партнеры сами не решат иначе.

Что такое темперамент ребенка и как его учитывать в воспитании

Темперамент складывается из силы врожденных реакций, умения управлять своим вниманием и общаться с другими

С рождения дети по-разному реагируют на мир: один младенец при любой возможности заявляет о себе плачем, другой часами изучает потолок, третий так подвижен, что пеленать его бесполезно. Знание особенностей темперамента ребенка позволит родителям выбрать действенные стратегии его воспитания в раннем возрасте, которые при этом будут способствовать развитию малыша.

Что такое темперамент

В общем смысле темперамент — это способ реагирования на мир, который задан врожденными свойствами нервной системы. Он характеризует интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний. Темперамент в основном определяется сочетанием следующих трех качеств.

  1. Реактивность: насколько сильно ребенок реагируют на радостные события или, наоборот, на ситуации, когда не получает желаемого. Реактивные дети испытывают более сильные эмоции.
  1. Саморегуляция: насколько ребенок умеет контролировать свое поведение, в том числе проявление чувств. Способность к концентрации внимания и настойчивость тоже говорят о хорошей саморегуляции.
  1. Общительность: насколько комфортно чувствует себя ребенок, встречая новых людей или сталкиваясь с новым опытом.

Каждый ребенок рождается со своим темпераментом, поэтому родители с самого раннего возраста ребенка могут его охарактеризовать, опираясь на способ реагирования. Например, «Вера у нас очень спокойная» или «для Максима всегда был важен режим дня».

Разницей в темпераменте объясняется разнообразие реакций детей на ситуацию. Каждый ребенок в большей или меньшей степени управляет своим поведением, более или менее общителен и реактивен.

Как влияют врожденные свойства ребенка на выбор воспитательных приемов

Родителям, которые хорошо знают своего ребенка, обычно понятно, почему те или иные ситуации вызывают у него трудности; исходя из этого понимания, они могут научить ребенка справляться с ними. Кроме того, родители могут подстроить стиль воспитания под индивидуальные свойства ребенка и с помощью адекватных педагогических приемов помочь ему развивать положительные качества.

Некоторые родители считают, что им будет легче понимать ребенка со схожим темпераментом. Но ребенок может быть совсем не похож на родителя. На самом деле разница темпераментов не будет осложнять жизнь, если удастся выработать такой режим, который устраивал бы всех членов семьи.

Реактивность

Малыши с высоким уровнем реактивности бурно радуются хорошим событиям, но не менее бурно расстраиваются и негодуют, когда им что-то не нравится или идет не по плану. Возможно, такого ребенка придется научить реагировать на внешние стимулы более сдержанно. Для этого помогите ему расслабляться и находить слова для выражения отрицательных эмоций.

Реактивные дети физически активны, они любят проводить время на улице. Вы поможете своему ребенку развиваться, если предложите ему или ей попробовать новые виды физической активности. Но такому ребенку может быть трудно вернуться в спокойное состояние после активности, поэтому перед сном лучше почитать и сделать несколько дыхательных упражнений на расслабление.

И наоборот, если у ребенка низкий уровень реактивности, он может быть более «удобным», но при этом быть пассивным и нерешительным. Возможно, ему не хватает умения постоять за себя, и родителям придется его этому научить. Если мать или отец отмечают повторяющиеся ситуации, в которых ребенок мог бы вести себя более уверенно и твердо, они могут предложить ему попробовать другие варианты поведения.

Важно поощрять ребенка с низкой реактивностью к участию в семейных обсуждениях и выражению собственного мнения. Можно, например, спросить его, понравился ли ему новый мультфильм (новая еда, одежда, прогулка).

Такие дети обычно не очень физически активны, однако им доставляют удовольствие занятия, в которых нужна развитая мелкая моторика, будь то рисование, лепка, сборка конструкторов и пазлов. Чтобы все-таки обеспечить ребенку физическую нагрузку, предложите ему отправиться в парк, чтобы собрать листья для поделок, или прогуляйтесь в библиотеку за новой книжкой пешком, вместо того чтобы ехать на транспорте.

Способность к саморегуляции и концентрации внимания

Дети, которым проще регулировать свое поведение, лучше владеют собой и справляются даже с такими сильными эмоциями, как разочарование или восторг. Они менее импульсивны и быстрее успокаиваются после переживаний.

Также у них обычно нет проблем с концентрацией внимания. Они с большей вероятностью будут упорно делать что-то до тех пор, пока не получат хороший результат. Они умеют двигаться дальше, несмотря на неудачи, но при этом боятся ошибиться и склонны к некоторому перфекционизму. В таком случае постарайтесь убедить ребенка, что совершать ошибки вовсе не страшно, они дают нам новый опыт и помогают развиваться.

Ребенку с трудностями саморегуляции нужна поддержка родителей, чтобы концентрироваться на сложных задачах. Такие дети быстро переключают внимание с одного занятия на другое. При этом они часто бывают очень креативны. Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться, можно предложить ему награду за выполнение какой-то задачи или разнообразить процесс с помощью игр и творческих занятий.

Общительность

Если ребенок очень общительный, ему нравится играть в совместные игры и проводить время с другими людьми. Но не нужно стараться постоянно развлекать его, играть с ним и общаться: такому ребенку важно научиться занимать себя самостоятельно.

Более общительные дети обычно легко адаптируются к переменам. Изменения в привычном режиме дня их не слишком беспокоят. Такому ребенку необходим новый опыт и обилие новых впечатлений. Но не менее важно обеспечить им время один на один с близким человеком.

Если ребенок не очень коммуникабельный, скорее всего, он охотно играет сам с собой и легко находит себе занятия без посторонней помощи. А вот завести друзей ему трудно, и тут может понадобится содействие родителей. Если он не чувствует себя комфортно в группе детей или на праздниках, попробуйте, например, пригласить одного-двух его друзей поиграть вместе с ним у вас дома или в парке.

Таким детям нравится размеренная жизнь изо дня в день, им трудно адаптироваться к переменам. С одной стороны, это удобно: родители могут строить планы, ориентируясь на детские привычки. С другой стороны, события, выходящие за рамки ежедневной рутины, могут вызывать у ребенка тревогу, и задача родителей — научить его справляться с новыми ситуациями.

Чем темперамент отличается от характера

От чего зависит темперамент, с которым рождается ребенок? «Ученые пытаются найти эти основы в строении тела, типе нервной системы, силе биологических потребностей, функционировании эмоциональных центров головного мозга», — пишет опытный специалист по детской психологии и автор множества книг о воспитании Юлия Гиппенрейтер.

Темперамент образует природную основу характера и «под влиянием жизненного опыта оформляется в характер», — продолжает психолог. Характер — это не одна черта, а целый комплекс разнообразных свойств, которые проявляются во многих обстоятельствах. В отличие от темперамента, обусловленного врожденными реакциями, характер ребенка обнаруживается далеко не сразу.

До определенного возраста — по крайней мере до 3 лет, а то и дольше — поведение ребенка определяется не столько природными задатками его характера, сколько действиями родителей: тем, как его кормят, как укладывают спать, приучают к туалету, что разрешают и какие запреты устанавливают.

При этом на все действия родителей по отношению к ребенку накладывает отпечаток их собственный характер.

По мере того как ребенок растет, свойственные ему черты могут меняться. Например, тот, кто в детстве постоянно отвлекался и не мог ни на чем сосредоточиться, может вырасти во взрослого, для которого сконцентрироваться во время деловых переговоров — не проблема. Это может произойти в результате появления сильной мотивации или благодаря приобретенному с годами умению управлять своим вниманием.

  

Фото: Коллекция/iStock

Генетика поведения и темперамент ребенка

1. Goldsmith HH, Buss AH, Plomin R, et al. Круглый стол: Что такое темперамент? Четыре подхода. Детский Дев. 1987; 58: 505–529. [PubMed] [Google Scholar]

2. Plomin, R., Chipuer, H.M., & Neiderhiser, J.M. (1994). Поведенческие генетические доказательства важности раздельного окружения. В EM Hetherington, D. Reiss и R. Plomin (Eds.), Отдельные социальные миры братьев и сестер: важность раздельной среды для развития. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

3. Plomin, R., DeFries, J.C., McClearn, G.E., et al., (2001). Поведенческая генетика. (4 -е изд. ). Уорт Паблишинг, Нью-Йорк.

4. Томас А. и Чесс С. (1977). Темперамент и развитие. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Брунер/Мазель.

5. Роу Д.К., Пломин Р. Темперамент в раннем детстве. J Pers Ass. 1977; 41: 150–156. [PubMed] [Google Scholar]

6. Бейли, Н. (1969). Руководство по шкалам развития младенцев Бейли. Нью-Йорк: Психологическая корпорация.

7. Басс, А. Х., и Пломин, Р. (1984). Темперамент: рано развивающиеся черты личности Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

8. Matheny AP., Jr. Запись поведения младенцев Бейли: поведенческие компоненты и анализ близнецов. Детский Дев. 1980; 51: 1157–1167. [PubMed] [Google Scholar]

9. Matheny AP., Jr Продольное близнецовое исследование стабильности компонентов из журнала Bayley’s Infant Behavior Record. Детский Дев. 1983; 54: 356–360. [PubMed] [Академия Google]

10. Cyphers LH, Phillips K, Fulker DW, et al. Близнецовый темперамент при переходе от младенчества к раннему детству. J Am Acad Child Adoles Psychiatry. 1990; 29: 392–397. [PubMed] [Google Scholar]

11. Голдсмит Х.Х., Басс К.А., Лемери К.С. Малыш и детский темперамент: расширенное содержание, более убедительные генетические данные, новые доказательства важности окружающей среды. Дев Психология. 1997; 33: 891–905. [PubMed] [Google Scholar]

12. Саудино, К. Дж., и Черный, С. С. (2001). Родительские оценки темперамента близнецов. В RN Emde & JK Hewitt (Eds.) Переход от младенчества к раннему детству: генетическое влияние и влияние окружающей среды в продольном исследовании близнецов Макартура (стр. 73–88). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

13. Стивенсон Дж., Филдинг Дж. Рейтинги темперамента в семьях молодых близнецов. Бр Дж Дев Психол. 1985; 3: 143–152. [Google Scholar]

14. Neale MC, Stevenson J. Систематическая ошибка Rater в шкалах темперамента EASI: исследование близнецов. J Per Soc Psychol. 1989; 56: 446–455. [PubMed] [Google Scholar]

15. Plomin R, Emde R, Braungart JM, et al. Генетические изменения и преемственность от 14 до 20 месяцев: продольное исследование близнецов Макартура. Детский Дев. 1993;64:1354–1376. [PubMed] [Google Scholar]

16. Plomin, R. & DeFries, JC (1985). Истоки индивидуальных различий в младенчестве: Проект усыновления в Колорадо Торонто: Academic Press.

17. Plomin, R., DeFries, J.C., & Fulker, D.W. (1988). Природа и воспитание в младенчестве и раннем детстве. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

18. Ганье, Дж. Р., Саудино, К. Дж. и Черный, С. С. (2003). Генетическое влияние на темперамент в раннем подростковом возрасте: мультиметодическая перспектива. В S. Petrill, R. Plomin, JC DeFries & JK Hewitt (Eds.). Переход к раннему подростковому возрасту: природа и воспитание (стр. 166–184). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

19. Plomin R, Coon H, Carey G, et al. Анализ усыновления родителей-потомков и братьев и сестер родительских оценок темперамента в младенчестве и раннем детстве. Дж Пер. 1991; 59: 705–732. [PubMed] [Google Scholar]

20. Schmitz, S. (1994). Личность и темперамент. В JC DeFries, R. Plomin, & D.W. Fulker (Eds.), Природа и воспитание в среднем детстве (стр. 120–140). Кембридж, Массачусетс: Блэквелл.

21. Саудино К.Дж., Макгуайр С., Рейсс Д. и соавт. Родительские оценки темпераментов EAS у близнецов, полных братьев и сестер, сводных братьев и сестер и сводных братьев и сестер. J Per Soc Psychol. 1995; 68: 723–733. [PubMed] [Google Scholar]

22. Черный С.С., Фулкер Д.В., Корли Дж.С. и соавт. Преемственность и изменение детской застенчивости от 14 до 20 месяцев. Поведение Жене. 1994; 24: 365–380. [PubMed] [Google Scholar]

23. Matheny AP., Jr Продольное близнецовое исследование стабильности компонентов из журнала Bayley’s Infant Behavior Record. Детский Дев. 1983;54:356–360. [PubMed] [Google Scholar]

24. Robinson JL, Kagan J, Reznick JS, et al. Наследуемость заторможенного и расторможенного поведения: исследование близнецов. Дев Психология. 1992; 28:1030–1037. [Google Scholar]

25. Саудино, К. Дж., Черный, С. С. (2001a). Источники преемственности и изменения наблюдаемого темперамента. В Р. Н. Эмде и Дж. К. Хьюитт (ред.) Переход от младенчества к раннему детству: генетические и экологические влияния в продольном исследовании близнецов Макартура (стр. 89–110). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

26. Саудино К.Дж., Итон В.О. Младенческий темперамент и генетика: объективное близнецовое исследование уровня двигательной активности. Детский Дев. 1991;62:1167–1174. [PubMed] [Google Scholar]

27. Saudino KJ, Eaton WO. Преемственность и изменение объективно оцененного темперамента: продольное исследование уровня активности близнецов. Бр Дж Дев Психол. 1995; 13:81–95. [Google Scholar]

28. Эмде, Р. Н. и Хьюитт, Дж. К. (2001). Переход от младенчества к раннему детству: генетические и экологические влияния в продольном исследовании близнецов Макартура. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

29. Саудино К.Дж., Черный С.С., Пломин Р. Рейтинги темперамента родителей у близнецов: объяснение корреляций Atoo low@ DZ. Твин Рез. 2000;3:224–233. [PubMed] [Google Scholar]

30. Саудино, К. Дж., Томпсон, Л. А., и Ганье, Дж. Р. (июнь 2000 г.). Генетические влияния на уровень активности в подростковом возрасте: действуют ли одни и те же генетические эффекты на родительские оценки, самооценку и механические измерения? Документ, представленный на 30-м ежегодном собрании Ассоциации генетики поведения, Берлингтон, штат Вирджиния.

31. Schmitz S, Saudino KJ, Plomin R, et al. Генетические и экологические влияния на темперамент в среднем детстве: анализ оценок учителей и тестировщиков. Детский Дев. 1996; 67: 409–422. [PubMed] [Google Scholar]

32. Braungart JM, Plomin R, DeFries JC, et al. Генетическое влияние на темперамент младенцев, оцененных тестерами, согласно оценке Bayley’s Infant Behavior Record: неусыновленные и приемные братья и сестры и близнецы. Дев Психология. 1992; 28:40–47. [Google Scholar]

33. Saudino KJ, McGuire S, Reiss D, et al. Родительские оценки темпераментов EAS у близнецов, полных братьев и сестер, сводных братьев и сестер и сводных братьев и сестер. J Per Soc Psychol. 1995;68:723–733. [PubMed] [Google Scholar]

34. Goldsmith HH, Hewitt EC. Достоверность родительского отчета о темпераменте: различия и необходимые исследования. Младенец Поведение Дев. 2002; 26:108–111. [Google Scholar]

35. Хван Дж., Ротбарт М.К. Поведенческие генетические исследования темперамента младенцев: результаты варьируются в зависимости от инструментов родительского отчета. Младенец Поведение Дев. 2002; 2: 112–114. [Google Scholar]

36. Пломин Р. Трудная концепция темперамента: ответ Томасу, Чессу и Корну. Ежеквартальное издание Меррилл Палмер. 1982;28:25–33. [Google Scholar]

37. Саудино К. Дж., Верц А., Ганье Дж. Р. и др. (под давлением). Ночь и день: так ли уж разные по темпераменту братья и сестры, как говорят родители? J Per Soc Psychol. [бесплатная статья PMC] [PubMed]

38. Саудино К.Дж., Пломин Р., ДеФрис Дж.К. Оцененный тестером темперамент в возрасте 14, 20 и 24 месяцев: изменение окружающей среды и генетическая преемственность. Бр Дж Дев Психол. 1996; 14: 129–144. [Google Scholar]

39. Эрикссон Г.С., Перссон Г. Взаимосвязь между образом жизни семьи и темпераментом детей по оценке родителей недоношенных детей. J Детское здравоохранение. 2003;7:89–100. [PubMed] [Google Scholar]

40. Леве Л.Д., Скарамелла Л.В., Фагот Б.И. Младенческий темперамент, удовольствие от воспитания детей и семейное счастье в приемных семьях. Журнал психического здоровья младенцев. 2001; 22: 545–558. [Google Scholar]

41. Cohen DJ, Dibble E, Grawe JM. Представления отцов и матерей о личности ребенка. Арх генерал психиатрия. 1977; 34: 480–487. [PubMed] [Google Scholar]

42. Голдсмит, Х. Х., и Кампос, Дж. Дж. (1986). Фундаментальные вопросы изучения раннего темперамента: Денверское исследование темперамента близнецов. В М. Э. Лэмб, А. Л. Браун и Б. Рогофф (ред.) Достижения в области психологии развития (Том 4, стр. 231–283). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

43. Ювелир Х.Х., Готтесман II. Происхождение различий в поведенческом стиле: продольное исследование темперамента у молодых близнецов. Детский Дев. 1981; 52: 91–103. [PubMed] [Google Scholar]

44. Goldsmith HH, Lemery KS, Buss KA, et al. Генетический анализ основных аспектов детского темперамента. Дев Психология. 1999; 35: 972–985. [PubMed] [Google Scholar]

45. Литтон, Х. (1980). Взаимодействие родителей и детей: процесс социализации, наблюдаемый в семьях близнецов и одиночек. Нью-Йорк: Пленум Пресс.

46. Пломин Р., Фош Т.Т. Близнецовое исследование объективно оцененной личности в детстве. J Per Soc Psychol. 1980; 39: 680–688. [Google Scholar]

47. Plomin R, Nesselroade JR. Поведенческая генетика и изменение личности. Дж Пер. 1990; 58: 191–220. [PubMed] [Google Scholar]

48. Маккартни К., Харрис М.Дж., Берньери Ф. Взросление и разлука: метаанализ исследований близнецов, посвященный развитию. Психологический бык. 1990; 107: 226–237. [PubMed] [Академия Google]

49. Ризе МЛ. Неонатальный темперамент у монозиготных и дизиготных пар близнецов. Детский Дев. 1990;61:1230–1237. [PubMed] [Google Scholar]

50. Matheny AP. Детское поведенческое торможение с возрастом и в разных ситуациях: генетическое сходство черт во время изменений. Дж Пер. 1989; 57: 215–235. [PubMed] [Google Scholar]

51. Wohlwill, JF (1973). Исследование поведенческого развития Нью-Йорк: Academic Press.

52. Матени А.П., мл. Исследование развития темперамента близнецов. Акта Жене Мед Гемеллол. 1987;36:135–143. [PubMed] [Google Scholar]

53. Wilson, R. S. & Matheny, A. P., Jr. (1986). Исследование генетики поведения детского темперамента: исследование близнецов в Луисвилле. В Р. Пломин и Дж. Данн (редакторы), Изучение темперамента: изменения, преемственность и проблемы, (стр. 81–97). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

54. Пломин Р. Многофакторный анализ и поведенческая генетика развития: изменение развития, а также преемственность. Поведение Жене. 1986; 16: 25–43. [PubMed] [Академия Google]

55. Саудино К.Дж., Пломин Р., ДеФрис Дж.К. Оцененный тестером темперамент в возрасте 14, 20 и 24 месяцев: изменение окружающей среды и генетическая преемственность. Бр Дж Дев Психол. 1996; 14: 129–144. [Google Scholar]

56. McGue M, Bacon S, Lykken DT. Стабильность личности и изменение в раннем взрослом возрасте: поведенческий генетический анализ. Дев Психология. 1993; 29: 96–109. [Google Scholar]

57. Раттер М. Темперамент, личность и расстройство личности. Бр Дж. Психиатрия. 1987; 150:443–458. [PubMed] [Академия Google]

58. Кэмпбелл С.Б. Проблемы поведения у детей дошкольного возраста: обзор последних исследований. J Детская психология. 1995; 36: 113–149. [PubMed] [Google Scholar]

59. Lavigne JV, Gibbons RD, Christoffel KK, et al. Распространенность и корреляты психических расстройств среди детей дошкольного возраста. J Am Acad Child Adoles Psychiatry. 1996; 35: 204–214. [PubMed] [Google Scholar]

60. Фэган Дж. Взаимодействие между полом ребенка и темпераментом в прогнозировании поведенческих проблем детей дошкольного возраста в детском саду. Разработка и уход за детьми раннего возраста. 1990;59:1–9. [Google Scholar]

61. Герин Д.В., Готфрид А.В., Томас К.В. Сложный темперамент и проблемы с поведением: лонгитюдное исследование от 1,5 до 12 лет. Int J Behav Dev. 1997; 21:71–90. [Google Scholar]

62. Lengua LJ, West SG, Sandler IN. Темперамент как предиктор симптоматики у детей: решение проблемы контаминации мер. Детский Дев. 1988; 69: 164–181. [PubMed] [Google Scholar]

63. Rubin KH, Burgess KB, Dwyer KM, et al. Прогнозирование экстернализирующего поведения дошкольников на основе темперамента малыша, конфликтов и материнского негатива. Дев Психология. 2003;39: 164–176. [PubMed] [Google Scholar]

64. Фагот Б.И., О’Брайен М. Уровень активности у детей раннего возраста: межвозрастная стабильность, ситуационное влияние, корреляция с темпераментом и восприятие проблемного поведения. Ежеквартальное издание Меррилл Палмер. 1994; 40: 378–398. [Google Scholar]

65. Мехрегани Д.В. Взаимосвязь нарушений темперамента и поведения в дошкольной клинической выборке. Детская психиатрия Хум Дев. 1991; 22: 129–136. [PubMed] [Google Scholar]

66. Teglasi H, MacMahon BH. Темперамент и общие проблемы поведения детей. J Appl Dev Psychol. 1990;11:331–349. [Google Scholar]

67. Голдсмит Х.Х., Лемери К.С. Связь темпераментной боязливости и симптомов тревоги: поведенчески-генетическая перспектива. Биол психиатрия. 2000;48:1199–1209. [PubMed] [Google Scholar]

68. Schmitz S, Fulker DW, Plomin R, et al. Темперамент и проблемное поведение в раннем детстве. Int J Behav Dev. 1999; 23: 333–355. [Google Scholar]

69. Лемери К.С., Эссекс М.Дж., Смидер Н.А. Выявление связи между темпераментом и симптомами проблем с поведением путем устранения путаницы в измерениях: экспертные оценки и факторный анализ. Детский Дев. 2002; 73: 867–882. [PubMed] [Академия Google]

70. Edelbrock C, Rende R, Plomin R, et al. Двойное исследование компетентности и проблемного поведения в детстве и раннем подростковом возрасте. J Детская психологическая психиатрия. 1995; 36: 775–785. [PubMed] [Google Scholar]

71. Leve LD, Winebarger AA, Fagot BI, et al. Экологические и генетические различия в наблюдаемом и сообщенном неадекватном поведении детей. Детский Дев. 1998;69:1286–1298. [PubMed] [Google Scholar]

72. Саудино, К. Дж., Рональд, А., и Пломин, Р. (в печати). Этиология проблем с поведением у 7-летних близнецов: существенное генетическое влияние и незначительное общее влияние окружающей среды на оценки родителей и оценки одними и разными учителями. J Ненормальный детский психол. [PubMed]

73. Ван ден Оорд Э., Ферхулст ФК, Бумсма Д.И. Генетическое исследование материнских и отцовских рейтингов проблемного поведения у трехлетних близнецов. J Abnorm Psychol. 1996; 105: 349–357. [PubMed] [Google Scholar]

74. van der Valk JC, Verhulst FC, Neale MC, et al. Продольный генетический анализ проблемного поведения у биологически родственных и неродственных приемных детей. Поведение Жене. 1998; 28: 365–380. [PubMed] [Google Scholar]

75. Schmitz, S. & Saudino, KJ ​​(2003). Связь между темпераментом и проблемами поведения у детей. В S. Petrill, R. Plomin, JC DeFries & JK Hewitt (Eds.). Переход к раннему подростковому возрасту: природа и воспитание (стр. 185–198). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

76. Gjone H, Stevenson J. Продольное исследование проблем темперамента и поведения у близнецов: общие генетические или экологические влияния? J Am Acad Child Adoles Psychiatry. 1997; 36: 1448–1456. [PubMed] [Google Scholar]

77. Plomin R, Owen MJ, McGuffin P. Генетическая основа сложного человеческого поведения. Наука. 1994; 264:1733–1739. [PubMed] [Академия Google]

78. Пломин Р. и Саудино К. Дж. (1994). Количественная генетика и молекулярная генетика. В JE Bates & TD Wachs (Eds.), Темперамент: индивидуальные различия на стыке биологии и поведения (стр. 143–171). Вашингтон, округ Колумбия: Книги APA.

79. Ашерсон П., Карран С. Подходы к картированию генов при сложных расстройствах и их применение в детской психиатрии и психологии. Бр Дж. Психиатрия. 2001; 179: 122–128. [PubMed] [Google Scholar]

80. Mill J, Curran S, Kent L, et al. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и ген рецептора допамина D4: доказательства связи, но отсутствие связи в образце из Великобритании. Мол Психиатрия. 2001; 6: 440–444. [PubMed] [Академия Google]

81. Кэмпбелл С.Б., Бро А.М. Материнские оценки уровня активности и симптоматического поведения в неклинической выборке детей младшего возраста. J Pediatr Psychol. 1983; 8: 73–82. [PubMed] [Google Scholar]

82. Кляйн Х.А. Групповой уход за детьми раннего возраста: прогнозирование приспособления к индивидуальному темпераменту. Дж. Генетическая психология. 1980; 137: 125–131. [Google Scholar]

83. O=Donnell JP, Van Tuinan M. Поведенческие проблемы детей дошкольного возраста: размеры и врожденные корреляты. J Abnorm Child Psychol. 1979;7:61–75. [PubMed] [Google Scholar]

84. Schaughency EC, Fagot BI. Прогноз адаптации в возрасте 7 лет по уровню активности в возрасте 5 лет. J Abnorm Child Psychol. 1993; 21: 29–50. [PubMed] [Google Scholar]

85. Hall SJ, Halperin JM, Schwartz ST, et al. Поведенческие и исполнительные функции у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями чтения. J Расстройство внимания. 1997; 1: 235–247. [Google Scholar]

86. Гальперин Дж. М., Ньюкорн Дж. Х., Матье К. Дискриминантная достоверность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. J Am Acad Child Adoles Psychiatry. 1993;32:1038–1043. [PubMed] [Google Scholar]

87. Matier-Sharma K, Perachio N, Newcorn JH, et al. Дифференциальный диагноз СДВГ: полезны ли объективные измерения внимания, импульсивности и уровня активности? Детская нейропсихология. 1995; 1: 118–127. [Google Scholar]

88. McIntosh DE, Cole-Love AS. Сравнение профилей детей с СДВГ и детей без СДВГ в Батарее оценки темперамента детей. J Психообразовательная оценка. 1996; 14: 362–372. [Академия Google]

89. Рейф А., Леш К. К молекулярной архитектуре личности. Поведение мозга Res. 2003; 139:1–20. [PubMed] [Google Scholar]

90. Benjamin J, Li L, Patterson C, et al. Популяционная и семейная связь между геном дофаминового рецептора D4 и показателями поиска новизны. Нат Жене. 1996; 12:81–84. [PubMed] [Google Scholar]

91. Ebstein RP, Novick O, Umansky R, et al. Полиморфизм экзона III дофаминового рецептора D4 (D4DR), связанный с человеческим личностным свойством поиска новизны. Нат Жене. 1996;12:78–80. [PubMed] [Google Scholar]

92. Lesch KP, Bengel D, Heils A, et al. Ассоциация признаков, связанных с тревогой, с полиморфизмом в регуляторной области гена транспортера серотонина. Наука. 1996; 274:1527–1531. [PubMed] [Google Scholar]

93. Flory JD, Manuck SB, Ferrell RE, et al. Нейротизм не связан с полиморфизмом переносчика серотонина (5-HTTLPR). Мол Психиатрия. 1999; 4: 93–96. [PubMed] [Google Scholar]

94. Jonsson EG, Nothen MM, Gustavsson JP, et al. Отсутствие доказательств аллельной связи между личностными чертами и полиморфизмами гена дофаминового рецептора D4. Am J Психиатрия. 1997;154:697–699. [PubMed] [Google Scholar]

95. Pogue-Geile M, Ferrell R, Deka R, et al. Черты личности человека, стремящиеся к новизне, и полиморфизмы рецепторов допамина D4: исследование близнецов и генетической ассоциации. Am J Med Genet. 1998; 81: 44–48. [PubMed] [Google Scholar]

96. Auerbach J, Geller V, Lezer S, et al. Полиморфизмы рецептора дофамина D4 (D4DR) и промотора переносчика серотонина (5-HTTLPR) в определении темперамента у 2-месячных младенцев. Мол Психиатрия. 1999;4:369–373. [PubMed] [Google Scholar]

97. Ebstein RP, Levine J, Geller V, et al. Рецептор допамина D4 и промотор переносчика серотонина в определении неонатального темперамента. Мол Психиатрия. 1998; 3: 238–246. [PubMed] [Google Scholar]

98. Auerbach JG, Benjamin J, Faroy M. DRD4, связанный с вниманием младенцев и обработкой информации: связь развития с СДВГ? Психиатр Жене. 2001; 11:31–35. [PubMed] [Google Scholar]

99. Auerbach JG, Faroy M, Ebstein R. Связь гена рецептора дофамина D4 (DRD4) и промоторного гена переносчика серотонина (5-HTTLPR) с темпераментом у 12-месячных младенцы. J Детская психологическая психиатрия. 2001; 42: 777–783. [PubMed] [Академия Google]

100. Лакатос К., Немода З., Биркас Э. Ассоциация полиморфизмов промотора гена дофаминового рецептора D4 и транспортера серотонина с реакцией младенцев на новизну. Мол Психиатрия. 2003; 8: 90–97. [PubMed] [Google Scholar]

101. Шмидт Л.А., Фокс Н.А., Рубин К.Х. Молекулярная генетика застенчивости и агрессии у дошкольников. Пер. и инд. разн. 2002; 33: 227–238. [Google Scholar]

102. De Luca A, Rizzardi M, Torrente I, et al. Полиморфизм рецептора дофамина D4 (DRD4) и черта адаптивности в младенчестве: продольное исследование новорожденных в возрасте от 1 до 5 месяцев. Нейрогенец. 2001;3:79–82. [PubMed] [Google Scholar]

103. Петрилл С.А., Дитер-Декард К. Ориентация на задачу, родительская теплота и СЭС составляют значительную долю общих средовых различий в общих когнитивных способностях в раннем детстве: данные исследования близнецов. Dev Sci. 2004; 7: 25–32. [PubMed] [Google Scholar]

104. Лемери К.С., Голдсмит Х.Х. Генетические и экологические влияния на дошкольное сотрудничество братьев и сестер и конфликты: ассоциации с трудным темпераментом и стилем воспитания. Обзор брака и семьи. 2002; 33:77–799. [Google Scholar]

105. Пайк А., Ацаба-Пориа Н. Имеют ли родственные и дружеские отношения одно и то же происхождение темперамента? Двойное исследование. J Детская психология и психиатрия. 2003; 44: 598–611. [PubMed] [Google Scholar]

106. Philips K, Matheny AP. Доказательства генетического влияния как на межситуационные, так и на ситуационно-специфические компоненты поведения. J Per Soc Psychol. 1997; 73: 129–138. [PubMed] [Google Scholar]

107. Саудино К.Дж., Пломин Р. Когнитивные и темпераментные посредники генетического вклада в домашнюю среду в младенчестве. Меррилл-Палмер Ежеквартально. 1997;43:1–23. [Google Scholar]

Генетика темперамента — обновление

В семье моего друга часто встречается темпераментный Джером Каган — наблюдение, для объяснения которого потребуется вся эта колонка. Что такое темпераментный момент? И кто такой Джером Каган?

Прежде чем мы начнем, было бы полезно узнать, что семья моего друга состоит из мужа, жены и двух маленьких девочек в возрасте 6 и 9 лет. Их темпераменты очень разные. 6-летняя маленькая мисс Счастье — социально бесстрашная, склонная к риску, энергичная, уверенная в себе. Она ворвется в игровую комнату, полную незнакомцев, начнет 2 разговора сразу, быстро осмотрит все игрушки в комнате, а затем заблокирует кукол, играя с ними часами.

Ее старшая сестра ведет себя ровно наоборот. Она кажется напуганной, неуверенной, осторожно пробираясь на цыпочках в ту же игровую комнату, лишь неохотно оставив мать. Тогда она найдет какой-нибудь безопасный уголок и просто посидит там. Немного грустно смотреть; эта старшая девочка, кажется, не проявляет интереса к исследованиям, почти не разговаривает и выглядит испуганной, если кто-то пытается с ней заговорить. Она крайне не склонна к любому риску.

У младшей дочери нет косточки застенчивости в теле. Старшая дочь кажется очень реактивной, тревожной и напуганной. Тем не менее, они оба происходят из одной семьи. В чем разница между этими двумя детьми?

Психологический номер 101

Частичный ответ получен из лаборатории легендарного психолога Джерома Кагана на случай, если вы забыли свой Психологический 101. Много лет назад Каган заметил, что младенцы, похоже, попадают в континуум реактивности. Некоторые дети на одном конце спектра вели себя как самоуверенная 6-летняя девочка моего друга. На другом конце жили дети, похожие на сомневающихся в себе 9-летних. И были дети, чье поведение находилось между крайностями.

Темперамент обеспечивает эмоциональные и поведенческие строительные блоки, на которых строится взрослая личность.

Каган был первым, кто предположил, что положение ребенка в этом континууме — описание одного измерения его темперамента — в значительной степени запрограммировано — или, по крайней мере, наблюдаемо вскоре после рождения и сильно сопротивляется изменениям. Эти черты могут быть даже генетическими. Теперь, когда несколько лонгитюдных исследований созрели, а окупаемость их исследований уже давно окупилась, выводы Кагана оказались вполне обоснованными. Темперамент устойчив к изменениям, в зависимости от того, как вы его определяете, и может быть даже несколько генов, которые помогают объяснить поведение. Поскольку, возможно, прошло некоторое время с момента вашего последнего занятия по психологии, я подумал, что вам нужны новости.

Мы начнем с краткого обзора определения понятия темперамента, потратим некоторое время на обсуждение первоначальных экспериментов Кагана, а затем перейдем к генетической системе, которая показывает большие перспективы в описании ДНК, лежащей в основе поведения. Не стесняйтесь переходить к разделу «Работа с генами», если в вашем словарном запасе имеются обширные исследования Кагана.

Обзор темперамента

В когнитивной нейробиологии темперамент представляет собой многоуровневое понятие. Его часто определяют как характерный способ человека эмоционально и поведенчески реагировать на внешние события. Эти реакции довольно фиксированы, врожденны и наблюдаются вскоре после рождения и могут иметь генетические компоненты. Личность определяется как не такая неизменная. Он формируется в первую очередь родительскими и культурными факторами, в которых ребенок рождается и воспитывается.

Личность находится под влиянием темперамента, точно так же, как на дом влияет его фундамент. Многие исследователи считают, что темперамент обеспечивает эмоциональные и поведенческие строительные блоки, на которых строится взрослая личность.

Конечно, существуют некоторые разногласия по поводу границ этих определений — типичные конфликты на полях сражений «природа/воспитание», с которыми исследователи борются десятилетиями. Джером Каган действительно был первым, кто вонзил некоторые эмпирические зубы в аргумент, ранее основанный на мнении. Он проверил 400 детей еще в 1979, проводя эксперименты в местах, подобных комнатам, в которых играли упомянутые выше 6- и 9-летние дети. Он обнаружил, что около 15% вели себя как младшая дочь (поведенчески вспыльчивая, или низкореактивных [LR]), а еще 15% вели себя как старшая дочь (поведенчески заторможенная, или высокореактивная [HR]). Он измерил подмножество 5 лет спустя и обнаружил, что все было на удивление стабильно. Только 3% детей фактически изменили категорию.

Затем Каган исследовал 500 детей, начиная с 4-месячного возраста, кодируя их с использованием тех же поведенческих алгоритмов LR или HR, что и раньше. Он повторно протестировал этих же детей в возрасте 4, 7, 11 и 15 лет (эксперимент все еще продолжается, хотя Каган ушел на пенсию и завещал работу другому коллеге). Он обнаружил, что у детей с ВР в 4 раза выше вероятность поведенческого торможения к 4 годам (как и у старшей дочери моей подруги). К 7 годам некоторая форма тревожности развилась у половины этих детей по сравнению с 10% HR из контрольной группы (которые составляли около 20% населения).

Каган заметил, что ребята из отдела кадров учатся в школе, но большинство из них преуспевают в учебе, даже если они нервничают. Они получили хорошие оценки и завели много друзей. Они были менее склонны экспериментировать с наркотиками, беременеть или безрассудно садиться за руль — возможно, из-за вызванной тревогой потребности приобрести компенсаторные механизмы для правильной социализации. Кагану действительно нравились HR-специалисты, и он регулярно нанимал их на протяжении всей своей исследовательской карьеры. «Я всегда ищу высокореактивные вещества», — сказал он The New York Times в 2009 году. «Они компульсивны, они не делают ошибок, они осторожны, когда кодируют данные».

Заключение Кагана? Дети приходят в этот мир с врожденным темпераментом. Около 20% рождаются с предрасположенностью к тревожности — поведенческому типу, который остается на удивление стабильным с течением времени. Каган называет это длинной тенью темперамента.

Конечно, в этих выводах есть нюансы и нюансы, знакомые каждому, кто зарабатывает на жизнь поведенческой работой. Каган и его коллеги показали, что эти результаты не обязательно детерминированы. Не каждое состояние мозга вызывает одинаковое поведение. Они также не говорят всего, что нужно знать о темпераменте. Каган открыто признает, что изучает только одно измерение феномена — реакцию на новые вещи. Исследователи в разное время приводили по крайней мере 6 различных шкал измерения для описания этой многомерной идеи, начиная от страха и дистресса и концентрируя внимание/настойчивость и заканчивая ритмичностью. ( Полный список смотрите на рисунке. )

Самое главное, эти исследования делают выводы о тенденциях, а не о судьбах. Даже когда тенденции сильны, предсказательная сила работы Кагана работает в одном направлении. Данные не столько предсказывают, кем станут эти дети, сколько предсказывают, кем они станут , а не . Младенцы с ВР не вырастут буйными, общительными, игривыми или смелыми. Старшая дочь никогда не станет младшей дочерью.

Даже с учетом этих предостережений данные почти напрашиваются на генетические исследования. Плод одного из этих исследований описан далее.

Работа с генами

Открытия, предполагающие наличие генетических компонентов темперамента, начались с этой рабочей лошадки поведенческих исследований человека на лабораторных близнецах: монозиготы против дизигот, против братьев и сестер против незнакомцев. Появились четкие выводы. Используя опросники темперамента младенцев, было показано, что степень сходства (корреляции) однояйцевых близнецов составляет около 0,4. Для разнояйцевых близнецов и братьев и сестер, не являющихся близнецами, показатель сходства составлял от 0,15 до 0,18. В этих исследованиях около 60% детей, которые казались очень заторможенными в детстве, выросли и стали заторможенными во взрослом возрасте. Они были подвержены тем же сильным страхам и фобиям, которые проявлялись ранее, и были самыми тревожными в группе. Девяносто процентов раскрепощенной группы оставались раскрепощенными как группа во взрослом возрасте.

0,4 балла сходства достаточно, чтобы начать думать о ДНК. Неудивительно, что в последние несколько лет в бой вступили молекулярные биологи. По общему признанию, это было тяжело. Двойные находки вряд ли представляют собой 100% определяющий слэм-данк, и это из-за древней враждебной природы этой работы против воспитания. Обнаружить, какой процент природы и воспитания присутствует в любом человеческом поведении, трудно, это мешает даже самым тщательным исследованиям такого типа и не может быть выполнено в гене, который я собираюсь описать. Слово «частичное влияние» или «восприимчивость» можно и нужно использовать для следующего.

Существует ген, который, по мнению некоторых исследователей, играет большую роль в горячих искателях риска в дальнем конце результатов Кагана. Его иногда называют геном риска, дофаминовым рецептором D 4 (DRD4). Этот белок является хорошо зарекомендовавшим себя представителем ряда молекул, способных связываться с дофамином и оказывать его специфические физиологические эффекты.

Существует большое количество вариантов (полиморфизмов) этого гена. Большое внимание привлекло терминальное повторение с переменным числом (VNTR) в экзоне 3. Последнее предложение немного запутано и описано ниже.

Как вы знаете, ДНК состоит из длинных цепочек нуклеотидов As, G, T и Cs. VNTR — это просто участок хромосомы, организованный в тандемно повторяющуюся последовательность. Тандемный повтор — это повторяющаяся последовательность нуклеотидов, склеенных вместе. Они могут быть довольно длинными. Поскольку VNTR находятся на хромосоме, они наследуются.

Экзон относится к структуре гена, расположенному на хромосоме. Как вы помните, структурные гены в эукариотических клетках прерывисты. В генах есть участки, кодирующие белок (называемые экзонами), и участки, которые ничего не кодируют (называемые интронами). Они могут обладать VNTR. Экзон 3 представляет собой просто третий экзон от стартовой последовательности и содержит рассматриваемые VNTR. Каждый VNTR имеет длину 48 пар оснований.

Было выделено

образцов ДНК многих людей и охарактеризован ген DRD4. Они заражены VNTR из 48 пар оснований, которые можно грубо разделить на «короткую форму» и «длинную форму» версий повтора. Короткая форма считается менее 6 повторов VNTR. Длинная форма — это что-то более 6 тандемно повторяющихся последовательностей.

Столкновение между полиморфизмами DRD4 и работой Кагана произошло более десяти лет назад, когда было замечено, что люди с высокими показателями рискованного поведения обладают длинным вариантом гена DRD4. Те, кто этого не сделал, несли краткую форму. Эта ассоциация повторялась несколько раз.

Дальнейшие исследования этих полиморфизмов, по-видимому, показали родительский эффект. У большинства детей, чьи родители эмоционально далеки, развивается «экстернализирующее поведение», душераздирающие попытки заставить родителей обратить на них внимание. Такое поведение исчезает, если у ребенка есть определенный вариант гена DRD4. Они кажутся покрытыми тефлоном, устойчивыми к стрессу и имеют мало шансов стать эмоционально незащищенными.

Конечно, все эти данные коррелируют — причинно-следственная работа еще не сделана — а это значит, что предстоит еще много работы. Одна из главных загадок заключается в том, чтобы выяснить, как именно низко- или высокореактивное поведение и рискованное поведение соотносятся друг с другом. DRD4 делает много вещей помимо опосредованного темперамента. Роль других генов пока не установлена. Большинство видов поведения такой сложности являются результатом десятков взаимодействующих последовательностей генов.

Итак, работа продолжается. Всегда приятно видеть, как хорошо проведенные поведенческие исследования начинают конкретизироваться в молекулярных терминах, даже если впереди еще долгий путь. Информация определенно успокоила моих друзей, когда я рассказал им об этом. Они, как и все хорошие родители, считали, что различия в поведении их маленьких девочек были исключительно результатом их родительских неудач. На самом деле, дочери могли быть виноваты ни в чем, кроме того, что, к добру или к худу, выбрали своих родителей именно так, как они это сделали.

Генетика, Не воспитание детей, Ключ к темпераменту, Исследования говорят

САН-ФРАНЦИСКО – 

Ваш ребенок застенчив? Робкий? Боитесь знакомиться с новыми людьми, пробовать новые блюда или посещать незнакомые места?

Эти детские страхи и особенности темперамента могут быть встроены в те же виды генетических инструкций, которые влияют на рост, цвет волос или предрасположенность к заболеваниям, согласно новым данным, представленным в субботу несколькими исследовательскими группами на ежегодном собрании Американской ассоциации. для развития науки.

Хотя ни один из исследователей не обнаружил прямой генетической связи с человеческим поведением, их работа показывает, что такие черты являются результатом врожденной биологии, а не неправильного воспитания.

«Многие американские родители винят себя, когда их 5-летний ребенок робкий или застенчивый», — сказал психолог Гарвардского университета Джером Каган, представивший свое собственное исследование генетики заторможенных детей. По его словам, новое исследование означает, что «значительное бремя вины снято».

Спорное исследование, в котором исследуются генетические основы человеческого поведения и темперамента, является заманчивым намеком на будущее, в котором ученые могут иметь биологические и химические маркеры для целого ряда унаследованных настроений темперамента, от печали и отвращения до благоговения и удивления. Если это подтвердится другими исследованиями, работа будет иметь серьезные последствия для воспитания детей, обучения и психотерапии.

Путем картирования активности мозговых волн у младенцев и детей ясельного возраста исследователи из Университета Мэриленда разработали набор паттернов мозговых волн, которые они могут использовать, чтобы предсказать, какой тип темперамента разовьется у младенца: осторожный и сдержанный или авантюрный и раскованный. Суетливые, беспокойные дети демонстрировали характерный паттерн мозговых волн, затрагивающий правое полушарие их мозга.

«Эти младенцы, скорее всего, будут боязливыми, запуганными и, в более позднем возрасте, застенчивыми и робкими», — сказал Натан Фокс, профессор человеческого развития из Мэриленда, проводивший исследование. «Мы говорим, что когда дело доходит до личности, мы не начинаем с чистого листа».

Ученые из Университета Висконсина в Мэдисоне заявили, что другое исследование, представленное на встрече в субботу, показало, что такие черты, как застенчивость, страх и дистресс, могут быть вызваны унаследованными генетическими характеристиками с большей вероятностью, чем более положительные качества, такие как удовольствие или уверенность.

На основе отдельного исследования 700 наборов близнецов ученые из Университета Висконсина представили доказательства того, что по крайней мере в младенчестве на эти черты темперамента больше влияет биология, чем опыт, которым дети делятся со своими братьями и сестрами.

Жизнь просто делает некоторых детей застенчивыми, подчеркнули ученые. Опыта достаточно, чтобы сделать некоторых людей более осторожными, чем других. Но значительное число может родиться с химическим составом мозга, который делает их такими, сказали они.

«Человеческий мозг содержит не менее 150 различных химических веществ, — сказал Каган. «Они есть у всех в разной концентрации — миллион разных видов томатного супа. Они определяют паттерны возбуждения нейронов мозга».

Идея о том, что настроение и характер человека могут быть унаследованы, в последние годы была предметом страстных споров.

Более ранние исследования иногда поразительного сходства между близнецами убедительно свидетельствовали о том, что наследуемые детьми гены ответственны не только за формирование физического развития, но также за эмоциональные и интеллектуальные вкусы. Такое исследование неубедительно, и многие ученые расходятся во мнениях относительно того, что это может означать.

Несколько раз в последние годы ученые объявляли об открытии гена, ответственного за контроль некоторых аспектов человеческого поведения, таких как шизофрения или маниакальная депрессия, только для того, чтобы отозвать свои выводы после дополнительной научной проверки.

Другие генетические влияния могут быть подтверждены после дополнительных исследований.

Несколько исследований связывают гомосексуальность с геном на Х-хромосоме человека. Совсем недавно исследователи связали редкий мутантный ген с предрасположенностью семьи к агрессивному и жестокому поведению.

Несколько исследователей в субботу сделали все возможное, чтобы преуменьшить важность наследственности в формировании эмоциональных черт человека, отметив, что окружающая среда ребенка играет важную роль в сдерживании или устранении врожденных эмоциональных черт.

Исследования не обнаружили различий в том, как младенцы любого пола наследовали склонность к застенчивому или робкому поведению. Однако больше мальчиков, по мнению исследователей, избавлялись от врожденной робости — возможно, в ответ на давление общества.

«Для многих, но не для всех характеристик личности от 40% до 60% являются генетическими», — сказал Х. Хилл Голдсмит, специалист по поведенческой генетике, проводивший исследование в Висконсине. «Но ошибочно полагать, что любое поведение, унаследованное генетически, не может быть изменено в течение жизни».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *