Открытое общество закрытое общество: полет надежды и тиски реальности

Закрытое и открытое общество — Психологос

Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности (имеющая общий «стиль жизни», как выражаются западные социологи). Закрытое Общество — система, когда человек получает основные ценностные ориентации от какого-либо авторитета (религия, партия, вождь), и где эти ценности получают статус официальной идеологии. Появляются политические институты, которые воплощают эту идеологию в жизнь и осуществляют контроль над общественным сознанием.

  • Формально Закрытое Общество — государственная идеология и её институты остаются, но общество в большинстве своём равнодушно к официальным идеям или даже не принимает их. (Обычно быстро теряет контроль над системой, образуется хаос).
  • Фактически Закрытое Общество — имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество. (Восхищение и любовь к власти, с другой стороны — страх).
  • Открытое Общество — здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы.
  • Формально Открытое Общество — человек не использует свою духовную свободу должным образом или проявляет равнодушие к задачам мировоззренческого выбора, или добровольно выбирает для себя определенные внешним образом данные ему ценности, воспринимая их в качестве истины, то есть оказывается носителем закрытого сознания.
  • Фактически Открытое Общество — человек реально использует ту духовную свободу, которую ему предоставляют. То есть он сам пытается найти основные ценности.

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству (ст. «Открытое (закрытое) общество» в кн. «Изобретательское Творчество», 2003, ISBN 5-94990-002-2, стр. 180).

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство.

В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование — члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру.

Психология тоталитарного общества

Психология тоталитарного общества характеризуется парадоксальными феноменами:

  • падением уровня взаимного доверия в условиях роста групповой сплоченности;
  • преданностью харизматическому лидеру в сочетании с непониманием мотивов и целей его решений;
  • ростом ответственности при одновременном сужении поля личной инициативы;
  • повышенными требованиями к соблюдению нравственных норм в сочетании с садомазохистскими формами контроля за индивидуальным поведением.

Психология тоталитарного общества не обязательно имеет общегосударственное распространение: для тоталитарных организаций религиозно-политического толка также характерны перечисленные феномены. Психология тоталитарного общества представляет благоприятную почву для распространения социальных психозов . Пропаганда, которую ведут в тоталитарном обществе средства массовой коммуникации, существенно влияет на понимание социально значимой информации и постепенно искажает образ мира в массовом сознании. Заслуживает особого внимания высокая скорость адаптации групп к нормам и установкам, типичным для психологии тоталитарного общества. Возможно, это связано с архетипической природой отношения к отцу и поиском защиты от врага, архетип которого скрыт в коллективном бессознательном.

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО | это… Что такое ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО?

    ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО — понятие, используемое рядом западных социально-философских учений для обозначения демократических обществ античной древности и современности. Как правило, противопоставляется традиционным обществам, а также тоталитарным политическим режимам.

    Возникло в 30-х гг. в философии А. Бергсона. В работе “Два источника морали и религии” открытое общество выступало аналогом некоего идеального общественного устройства, обладающего “динамическими” моралью и религией и состоящего из “моральных героев”, гуманистически ориентированных религиозных деятелей, основной целью которых являются не проблемы воспроизводства, сохранения рода и т. п., а благо всего человечества.

    Наибольшую известность и широкое распространение это понятие получило с выходом книги К. Патера “Открытое общество и его враги”. В философии Поппера открытое обшество рассматривается в качестве антипода традиционного по своей сути “закрытого племенного общества”. Оно наделяется набором черт, характерных для современной западной демократии, основано на инструментальной рациональности, десакрализации социальных и политических норм и процедур, возможности изменения социального статуса его членов. Вместе с тем Поппер находит примеры открытого общества не только в настоящем, но и в прошлом. Первым примером подобного типа общества, по его мнению, являются Афины времен Перикла, где впервые в истории социума оказались задействованы возможности рационального человеческого мышления, противопоставленные косности обычая и сакрализованной традиции. Наиболее важным отличием открытого общества от закрытого, по Попперу, выступает возможность рациональной рефлексии со стороны индивида по поводу встающих перед ним проблем, в то время как член закрытого общества вынужден действовать в соответствии с санкционированными и/или сакрализованными тем или иным образом предписаниями.

Закрытое общество характеризуется верой в существование магических табу, а открытое общество представляет собой общество, в котором люди научились критически относиться к табу и основывать свои решения на совместном обсуждении и возможностях собственного интеллекта. Наличие такой рационально-критической установки дает возможность членам открытого общества целесообразно и сознательно направлять развитие общества и, руководствуясь “технологией постепенных социальных преобразований”, формировать государственные институты в соответствии с реальными потребностями граждан. По мнению Поппера, именно эта установка присуща современной западной цивилизации и является лучшим средством от рецидивов авторитаризма и тоталитаризма в современном мире. Концептуальные построения Поппера оказали существенное влияние на западную политическую философию (на трактовку открытого общества Дж. Соросом) и на критику тоталитаризма в общественно-политической мысли Запада.

    Лит.: Бергсон А. Два источника морали и религии. М-, 1994; Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1—2. M., 1992.

    Э. Г. Соловьев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Европа как прототип глобального открытого общества

19 ноября 2006 г.
Джордж Сорос

Фейсбук Твиттер LinkedIn

Следующий доклад был сделан в Центре европейской политики в Брюсселе. Джордж Сорос — основатель и председатель Института «Открытое общество».

Европа в поисках своей идентичности. Я не думаю, что нужно смотреть очень далеко. На мой взгляд, Европейский Союз воплощает в себе принципы открытого общества и должен служить образцом и движущей силой глобального открытого общества.

Позвольте мне объяснить, что я имею в виду.

Концепция открытого общества была впервые использована французским философом Анри Бергсоном в его книге «Два источника морали и религии» , опубликованной в 1932 году. других и страх или враждебность по отношению к другим племенам. Напротив, другой источник является универсальным и ведет к открытому обществу, которое руководствуется универсальными правами человека и стремится защищать и продвигать свободу личности.

Эта схема была изменена британским философом австрийского происхождения Карлом Поппером в его основополагающей книге «Открытое общество и его враги », опубликованной в 1944 году. Он указал, что открытому обществу могут угрожать абстрактные, универсальные идеологии, такие как коммунизм и фашизм. которые претендуют на обладание конечной истиной.

Поппер был философом науки и утверждал, что истина в последней инстанции находится за пределами досягаемости человеческого интеллекта. Даже научные теории не могут быть проверены без сомнений; они могут быть только фальсифицированы, и только тот факт, что они могут быть фальсифицированы, делает их научными. Мы не можем основывать свои решения только на знаниях, и наше несовершенное понимание вносит в мир, в котором мы живем, элемент неопределенности, с которым очень трудно справиться.

Идеологии, подобные коммунизму и фашизму, стремятся устранить неопределенность, но они страдают фатальным недостатком: они обречены быть ложными и вводить в заблуждение именно потому, что утверждают, что обладают конечной истиной. Эти идеологии могут быть навязаны обществу только с помощью различных форм репрессий. Напротив, открытое общество принимает неопределенность, присущую нашему несовершенству понимания (или склонности к ошибкам), и стремится установить законы и институты, которые позволяют людям с разными взглядами и интересами жить вместе в мире. Отличительной чертой этих законов и институтов является то, что они охраняют свободу личности.

Джордж Сорос

Джордж Сорос является основателем и председателем Фонда Открытого Общества.

Вводя свой адрес электронной почты и нажимая «Отправить», вы соглашаетесь получать обновления от Фондов «Открытое общество» о нашей работе. Чтобы узнать больше о том, как мы используем и защищаем ваши личные данные, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности.

Джордж Сорос, Карл Поппер и ирония «Открытого общества» — Philanthropy Daily

3 минуты чтения

7 марта 2017 г.

То, что представляет собой лучший тип общества для принятия различных образов жизни, на самом деле является началом величайшего единообразия.

Джордж Сорос хорошо известен своей благотворительной деятельностью и работой своих всемирно известных фондов «Открытое общество». Он также известен тем, что был вдохновлен работой Карла Поппера, Открытое общество и его враги . В своем эссе длиной в книгу «Моя филантропия» Сорос определяет цель своей благотворительности как «(1) открытие закрытых обществ, (2) повышение жизнеспособности открытых обществ и (3) продвижение критического образа мышления».

Хотя Сорос разработал свои собственные теории и часто развивает идею Поппера об открытом обществе в новых направлениях, Сорос все же признает, что обязан идеям Поппера. Поэтому стоит более внимательно изучить теорию открытого общества Поппера как способ осмысления филантропии Сороса.

Опубликовано в 1945 году, Открытое общество и его враги подверг критике формы мысли, которые, по мнению Поппера, привели к тоталитарным системам фашизма и коммунизма. Поппер считал, что тоталитарный импульс исходил от тех, кто поддерживал форму жизни, известную как «закрытое общество». Закрытое общество, по Попперу, является «племенным». Он считает, что мир контролируется магическими силами, а его социальные институты основаны на табу. Поэтому он обладает упрямой жесткостью в своих формах жизни, которые якобы имеют сверхъестественное оправдание. Племенная мораль закрытого общества также проявляется в отсутствии критического мышления: люди ориентируются на социальные функции, которые требует от них племя. В результате люди в племенных обществах не думают сами за себя и не пытаются рационально организовать социальную жизнь, а подчиняются любым табу и нормам, которые им предъявляются.

В противоположность этому, открытое общество поощряет рациональные размышления. В то время как закрытые общества требуют коллективизма и ставят племя выше личности, открытые общества дают людям свободу и ответственность думать самостоятельно. Открытое общество основано прежде всего на индивидуализме, демократии, равенстве и вере в разум.

Поппер считает, что открытое общество впервые возникло в древних Афинах, но вскоре современники бросили ему вызов. Тоталитарный дух, который для Поппера так же стар, как и сама цивилизация, родился из попытки задушить прогресс открытого общества. Он выделяет Платона как яркий пример этого тоталитарного духа. Согласно повествованию Поппера, Платон был свидетелем негативных последствий перехода к открытому обществу для его современников. Переход от племенной морали закрытого общества к «всеобщей» морали открытого общества вызывал цивилизационное напряжение, оставляя людей брошенными на произвол судьбы и дезориентированными. Платон правильно диагностировал эту проблему, но предложил регрессивное решение. Вместо того, чтобы поощрять людей смело идти вперед к новой парадигме открытого общества, он предпринял непрерывную атаку на демократию и свободу, стремясь во имя вечных ценностей повернуть время вспять, к закрытому обществу. По сей день тоталитарный импульс возникает снова и снова из-за цивилизационного напряжения и враждебности ценностям открытого общества.

Тезис Поппера — смелый, но упрощенный и рискует свести различные явления в узкие интерпретационные рамки. Например, можем ли мы действительно сравнивать метафизические системы и общинные формы солидарности, встречающиеся в традиционных обществах, с «пророческим» историзмом Маркса и коллективизмом Советской России? Далее, можем ли мы действительно сравнивать Платона, чьи диалоги снова и снова корректируют представление о том, что «сильное делает правильным», с Гитлером? Поппер неправильно понимает мотивы тех, кто ценит традиционный образ жизни и глубоко укоренившиеся убеждения, и путает сопротивление культурному упадку со стремлением радикально изменить мир, характерным как для коммунизма, так и для фашизма.

Неправильный диагноз тоталитарного духа, поставленный Поппером, имеет серьезные последствия для того, как мы думаем о разнообразии обычаев в нашем обществе.

Сегодня наши благотворительные организации много говорят о защите прав коренных народов и укреплении местной культуры. Но в попперовском понимании тоталитаризма эти группы представляют собой закрытые общества. Если культурные группы, пытающиеся защитить свои традиции и обычаи, возражают против социальных сдвигов, которые угрожают их образу жизни, то трудно понять, как теория открытого общества может сделать что-либо, кроме как отвергнуть их, подобно Платону, как сторонников старой племенной морали. . Мало места для диалога, если их мотивы принципиально иррациональны. В конечном итоге на них необходимо оказать давление, чтобы они уступили место рациональному образу жизни «открытого общества».

Для Сороса один из самых важных выводов из идей Поппера состоит в том, что ни одна философия или мировоззрение не обладают истиной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *