Что такое расизм и почему он до сих пор существует?
- Опыт
- 4 июля 2023, 12:10
- 3 минуты
Текст: Виктория Литвин Иллюстрация: Яна Пятакова
В России зачастую людям других национальностей сложно снять жилье или устроиться на работу, а, по данным «Левада-Центра»*, 68% россиян хотели бы ограничивать приток трудовых мигрантов.
Мы поговорили с Еленой Петровой, руководительницей управления психосоциальной поддержки Российского Красного Креста, а также с методистом по психосоциальной поддержке Анастасией Звягиной и выяснили, откуда взялся расизм, почему он до сих пор существует и как от него избавиться.
Что такое расизм?
Расизм — это когда мы относимся предвзято к людям из-за их цвета кожи или этнической принадлежности.
Действия на основе таких убеждений ведут к:
- неравенству;
- тому, что некоторые группы могут подвергаться дискриминации;
- конкретным действиям, ведущим к несправедливому распределению ресурсов;
- ограничению в правах и возможностях.
Мыслить стереотипами, категориями (не разбираясь в каждом конкретном случае) быстрее и проще, эта способность формировалась в нас тысячелетиями и помогала выживать, когда нужно быстро принять решение: свой или чужой, помогать или бежать прочь.
Также на появление расизма в нашей голове очень сильно влияет то, что нас окружает в жизни — какие нормы, принципы и ценности.
Дискриминация как неравное отношение к человеку на основе его цвета кожи, национальности, религии, культуры, уровня образования, уровня здоровья приносит страдания людям во всем мире.
Во многих случаях причина предвзятого отношения к «не таким» — неумение критически мыслить и отсутствие объективности.Также, как рассказывает методист Анастасия Звягина, дискриминация приводит к риску стигматизации, маргинализации тех или иных слоев населения и дезадаптации отдельных людей.
Почему появляется расизм?
Происходит деление на «мы» и «они» на основе расовых различий и убеждений в том, что одна группа, раса по своим качествам превосходит другую.
Таким образом, мы уходим от нашей общности, от того, что мы все равны, мы все люди, и фокусируемся на наших разностях, например на внешних отличиях: цвете кожи, чертах лица и так далее. А иногда мы не находим времени и нам не хватает осознанности для того, чтобы проанализировать ситуацию, не можем критически мыслить и выносим автоматические суждения, основанные на предрассудках.
Методист по психосоциальной поддержке Анастасия Звягина подчеркивает, что «быть частью группы, сообщества — естественная психосоциальная потребность любого человека, но в условиях, когда эта потребность не может быть удовлетворена, человек испытывает значительный стресс, что непосредственно влияет на физическое и психическое здоровье».
Елена также считает, что расизм — это приобретенное с возрастом: «Это очень легко видеть в детских садах, где все воспитываются вместе: дети с разным уровнем физического и психического здоровья, дети разных культур и цвета кожи. Если разность окружает тебя с детства, ты воспринимаешь это как норму. Но если в семье, в школе, в компании друзей, с экрана или в книге тебе говорят о том, что кто-то лучше или хуже, потому что они другие, отличные от нас, мы начинаем в это верить».
Как бороться с расизмом?
Как и с любой общественной проблемой — начинать с себя, считает Елена.
Находить свои внутренние предубеждения и работать с ними, развивать осознанность. Всегда задавать себе вопрос: это мое автоматическое суждение или это мнение о конкретном человеке, основанное на конкретных фактах?
Большую роль играет наша среда, и чем больше вокруг людей, тех, кто уважает и ценит разнообразие, кто своим примером показывает равное, уважительное и заинтересованное отношение к людям, у которых другой цвет кожи, разрез глаз, культура, традиции или религия, тем более гуманным в целом будет наше общество и тем меньше в нем будет проявлений ксенофобии, дискриминации и расизма.
Понимание того, что мы все одинаковы — мы люди, мы все имеем мечты, все хотим быть любимыми и иметь друзей, — помогает видеть красоту и уникальность каждого, снижать уровень предрассудков и стереотипов.
Красный Крест, например, открыл центр по обучению детей беженцев и мигрантов. Детям преподают русский язык как иностранный, математику, литературу, а также проводят мероприятия, способствующие интеграции в культурную среду новой для них страны.
Как справиться с последствиями расизма?
Российский Красный Крест в таком случае советует:
- самому не допускать проявлений дискриминации;
- практиковать навыки саморегуляции;
- находить единомышленников;
- обращаться за помощью к профессионалам.
Также есть рекомендации для родителей детей, которые пострадали от расизма. Нужно:
- развеивать стереотипы у ребенка;
- быть рядом и поддерживать;
- слушать внимательно и не пренебрегать чувствами ребенка;
- хвалить за уникальные качества и достижения, чтобы помогать почувствовать свою ценность;
- обращаться к профессионалам.
Спасибо, что дочитали до конца!
*признан иностранным агентом
Как избавить немецкий язык от обидных слов – DW – 05.07.2022
ОбществоГермания
Манаси Гопалакришнан
5 июля 2022 г.
Откуда берутся расистские слова и выражения? И как можно заменить эти неприемлемые термины адекватной лексикой? Новая книга дает некоторые ответы.
https://p.dw.com/p/4De5a
Плакат, посвященный движению Black Lives MatterФото: Christoph Hardt/Geisler-Fotopress/picture allianceРекламаСлова могут быть подобны крохотным дозам мышьяка: их проглатывают незаметно, а отравляющий эффект наступает лишь через какое-то время, — отмечал в 1947 году в своей «Записной книжке» немецкий филолог и исследователь языка нацистской Германии Виктор Клемперер (Victor Klemperer). Эти слова приводятся в предисловии к новой книге Сьюзан Арндт (Susan Arndt) «Расистское наследие», посвященной проблеме колониального прошлого и его влияния на современный немецкий язык.
Арндт написала свою книгу после многих лет изучения проблемы расизма в Германии. «Многие расистские убеждения проявляются очень конкретным образом через слова, — рассказывает она DW. — Конечно, если обойтись без этих слов, расизм не исчезнет, но мы сможем лучше понять эту проблему, проанализировав их».
Откуда взялся расизм
Литературовед и культуролог Арндт видит корни расизма в 1492 году, когда королева Кастилии Изабелла I и ее муж Фердинанд V завоевали королевство Гранада, последний оплот мусульманских мавров в Испании. «После этого завоевания началось гонение на евреев и мусульман, у них конфисковывали имущество, с них взимали специальные налоги на том основании, что христианство фундаментально превосходит другие религии», — объсняет Арндт. Полученные таким образом деньги были использованы для финансирования экспедиции Христофора Колумба, открывшего Новый Свет.
За Колумбом последовали испанские завоеватели и европейские поселенцы. Как указывает Арндт в своей книге, на новых территориях они совершали геноцид, в то время как в Европе пропагандировались гуманистические идеалы. Поскольку это противоречило европейским принципам, нужно было найти способы узаконить то, что на самом деле не имело легитимности. Для оправдания колониальных практик использовалась концепция «расы», согласно которой христиане относились к высшей, господствующей категории. Людей делили на «расы» в зависимости от цвета их кожи, а затем им приписывались определенные качества. «Все сводилось к идее, что белые люди — единственные, кто способен к прогрессу, обладает разумом и культурой», — подчеркивает Арндт. Близость к цивилизации ценилась выше, чем близость к природе. Это послужило оправданием для европейцев «колонизировать природу и колонизировать людей, которые в ней жили», — объясняет Арндт.
Назад в Испанию Колумб привез несколько коренных жителей, как он думал, ИндииФото: Bildagentur-online/Sunny Celeste/picture allianceПозже эта концепция использовалась для оправдания порабощения выходцев из Африки. В конце 19-го — начале 20-го века она легла и в основу псевдонаучной теории социального дарвинизма, которая предполагала выживание наиболее приспособленных к социологии, экономике и политике. В период национал-социалиализма пропагандировалась другая лженаука — евгеника, или расовая гигиена, которая предполагала, что «раса» может быть дополнительно оптимизирована. Помимо шести миллионов евреев нацисты систематически и массово уничтожали людей с ограниченными возможностями здоровья, гомосексуалов, синти и рома, а также других жертв, отмеченных как «расово неполноценные».
После Второй мировой войны расовые теории использовались редко, как отмечает автор книги, но, конечно, расизм не исчез. И хотя продвигались принципы равенства, «глобальное политическое и финансовое соотношение сил, которому веками способствовал колониализм, не было существенно затронуто», — пишет Арндт.
Способы бороться с расизимом в языке
Поскольку без языка невозможны ни дискурсы, ни моральные ценности, важно бороться с языковой дискриминацией, подчеркивает культуролог. В Германии политкорректности уделяют большое внимание — в прошлом году берлинский театр из-за этого даже отменил показы «Щелкунчика». А во избежание расистского обозначения человека с темным цветом кожи немцы отказались от некоторых понятий, например, «ехать по-черному», то есть зайцем, или используют новые термины, в частности, в СМИ встречается «слово на «Н» («N-Wort»).
Обложка книги Сьюзан АрндтНо чтобы расистской лексики было все меньше в обыденной жизни, люди должны сознательно решать, какие слова они оставляют в своем активном запасе. Важно научится ее распознавать. Для этого Арндт предлагает задать себе следующие вопросы. Когда возникло выражение, происходит ли оно из колониальной эпохи, и изменился ли его первоначальный смысл? Означает ли это выражение, что существуют «человеческие расы», что человек, к которому обращаются, «близок к природе» и «далек от цивилизации»? Восходит ли это выражение к колониальным клише, таким как «полуголый человек в перьях»? В каком контексте используется термин и исключает ли он людей из «белой нормы»?
Арндт приводит такие примеры из немецкого языка, как «индейцы», «бушмены», «эскимосы», а также другие неприемлемые термины с расистским подтекстом, например «диаспора», «цветные люди» или BIPoC (аббревиатура, обозначающая людей с небелым цветом кожи). Культуролог выступает за выявление таких выражений в повседневном языке, но не за их запрет: «Я не верю в языковые запреты. Это совсем нам не помогает, потому что даже если выражения не произносятся, люди не размышляют над ними и не меняют впитанные ими образы. Это в итоге не приведет к смене властных отношений». Автор книги указывает на важность того, чтобы люди не стеснялись говорить о расистских словах и терминах, чтобы в обществе было больше понимания, и в идеале дистанцировались от их использования.
Смотрите также:
Написать в редакциюРекламаПропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать ещеПропустить раздел Топ-тема1 стр. из 2Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницуУчимся вместе: где зародился расизм? | Истории и новости | Посетите и примите участие | Прием в бакалавриат
Во второй части нашей серии «Учимся вместе» мы обращаемся к вопросу о том, где зародился расизм, в надежде предоставить более широкий исторический контекст расовой несправедливости. Это основано на выпуске прошлой недели «Что такое расизм», который я бы посоветовал всем прочитать, чтобы начать это путешествие.
Эта часть будет включать восемь источников для понимания того, как расизм распространялся, менял формы и воплощался в нашем мире, в частности в американской истории. Знаменитая цитата Джорджа Сантаяны «Те, кто не помнит прошлого, обречены на его повторение» особенно актуальна, когда речь идет об этом материале и о нынешней несправедливости и неравенстве, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Эта история расизма не является синонимом рабства, поскольку она выходит за его пределы во времени и формах. Сюда входит явный вред — рабство, сегрегация и т. д., а также неявный вред — стереотипы, репрезентация и т. д.
Тем не менее, я призываю вас читать и просматривать множество бесплатных ресурсов, которые у нас есть ниже, и искать дополнительную информацию и знания по этому вопросу, чтобы повысить ваше понимание реальности, в которой мы живем. Мы, как Нотр-Дам, призваны быть «силой добра», и это означает, что мы должны понимать язвы общества, чтобы облегчить их любым возможным способом.
Этот рассказ объясняет происхождение американского рабства, признавая, что оно началось не в 1619 году, когда появились американские колонии, а столетие спустя. Рабство является самым явным актом расизма в мировой истории, и его принятие продолжает иметь последствия, длящиеся уже полтысячелетия. Это важное чтение, когда мы приступаем к обсуждению прошлого.
- История: конструкция расы и расизма Проекта по ликвидации расизма (20 минут чтения)
Эта статья, хотя и длиннее, чем другой наш источник, важна для понимания того, что расизм начался не с… расы. Корни расизма проистекают из разных религий, миссии христианизации и глобальной приемлемости владения людьми другой веры. Для христиан было приемлемо иметь рабов-нехристиан, для мусульман — рабов-немусульман, а для африканских народов — владеть другими из вражеских племен.
Однако в позднем средневековье рабовладельцы начали ориентироваться на получение прибыли, когда португальцы начали свои исследования и спровоцировали западную эксплуатацию африканских товаров, услуг и тел. Первоначальные оправдания заключались в том, что африканские народы не были в значительной степени христианами, но после христианизации работорговцам понадобилась новая причина, чтобы оправдать свою высокодоходную промышленность.- Eugenics Стэнфордского университета (5 минут чтения для начала; 15 минут для всего документа)
Расширяя последний источник, работорговцы оправдывали свою эксплуатацию чернокожих одним из способов евгеники. Буквально это означает «хорошее рождение» и можно увидеть в идеологии превосходства одного над другим, особенно в арийстве. Именно эта вера в конечном итоге привела к созданию рас и, в свою очередь, к расизму. Белые европейцы использовали это убеждение, а позже и науку, чтобы подтвердить неполноценность чернокожих и «держать в чистоте» белое происхождение.
- Человеческие зоопарки: забытая история Америки от Discovery Science (55-минутное видео)
Это видео на YouTube действительно открывает глаза на ужасы, с которыми столкнулись многие африканцы, приехав в западный мир. С устоявшейся верой в евгенику чернокожие считались «на полпути между человеком и обезьяной» и относились к ним как к таковым. Это очень важно, чтобы понять, как люди могут убедить себя обращаться с другими так бесчеловечно и без достоинства. Этот документальный фильм рассказывает о долгой истории человеческих зоопарков в Америке, которая нечасто встречается в наших учебниках, и о столетиях психологического обоснования того, что чернота хуже.
- 1619 Project New York Times (слишком много ценных источников, чтобы сосчитать)
Этот мультимедийный проект нужно не читать, а испытать. Названный в честь первого года американских колоний, истории и начала того, что мы видим сегодня как Соединенные Штаты, он в честь тех рабов, которые тоже были там с самого начала. Без набора навыков чернокожих в Америке в первый же день многие колонии погибли бы. Поскольку их труд был бесплатным, их интеллектуальная собственность была украдена, а индивидуальность отнята, нация, которую мы любим, процветала. Этот проект определяет огромное количество пожертвований чернокожих в Америке с 1619 года.до сегодняшнего дня.
В этом коротком видео на YouTube в общих чертах рассказывается о том, что такое блэкфейс и как он наносит ущерб репрезентации и реальности чернокожих в Америке. Это тоже современная и явная форма расизма, хотя в 1970-е годы она была социально приемлемой. Это ложное олицетворение чернокожего человека привело к появлению многих стереотипов, которые сегодня существуют в мире против чернокожих: лень, необразованность, жестокость, гиперсексуальность и многое другое.
- Хлопок … Шоу менестрелей Blackface от Коттона и Чика Уоттса (видео 4 мин. )
Вот настоящее шоу менестрелей с черным лицом, которое иллюстрирует то, что считалось «высоким театром» в начале 1900-х годов. В этом видео мы видим классическую дихотомию между черным мужчиной и белой женщиной и то, как белый театр открыто изображает черноту. Это ужас, но история. Это видео было воспринято как комедия и почитаемо по всей стране, так как оно доставляло удовольствие публике, хотя оно основано на евгенике, намекает на человеческие зоопарки и не является расистским. Эта история не за горами, и меня, как студента колледжа, шокирует тот факт, что это конкретное видео было снято в 19 году.60-х, когда моя бабушка была моего возраста, и как раз перед тем, как родилась моя мама. Эта история для многих живущих сегодня является частью их жизни, и она показывает, что у нас все еще есть предубеждения относительно расы, расизма и неполноценности либо непосредственно из опыта, либо переданные от предыдущих поколений.
- Бывшие рабы говорят о рабстве в США от ABC, ремастеринг 1999 г.
Это видео транслировалось в 1999 году на канале ABC и включает улучшенный звук из оригинального 1949 видео, в которых брали интервью у бывших рабов (через 84 года после объявления рабства вне закона, за 16 лет до принятия Закона о гражданских правах). Эти настоящие рабы родились в нем и могут рассказывать, как будто это было вчера, о зверствах рабства. «Вы не можете дать мне право быть человеком, я родился с этим… Вы можете лишить меня этого права, но вы не можете дать мне его».
Чтение и просмотр этих восьми источников заставило меня понять, что это не будет легким путешествием. Источники на прошлой неделе носили образовательный характер и казались в какой-то степени далекими. Этот сборник видео, эссе, статей гораздо более личный, и я думаю, это потому, что мы отправляемся в прошлое. Это неудобно, и это попытка, но, по крайней мере, это не будущее. Мы можем внести любые изменения в будущем, нам просто нужно извлечь уроки из нашей истории как американцев, независимо от нашей расы. Мы не можем изменить историю, но мы можем сделать ее личной и реальной, а не холодной и отдаленной.
Думая об Аврааме Линкольне, я думаю о его пресловутой фотографии, высокой шляпе и черной бороде. Я думаю, что Линкольн был слишком далеким в прошлом, чтобы быть актуальным. Тем не менее, голоса этих рабов были записаны через шестьдесят лет после убийства Линкольна. Почему мне иногда кажется, что рабство было таким же далеким, безличным и незначительным? История расизма началась недавно, в прошлом веке, и играет роль во многих вещах, происходящих сегодня. Явный расизм — это не черно-белое изображение на заднем дворе антикварного магазина. Это видео, звуковой клип, документ, песня, опыт, который находится на расстоянии одного клика.
Уродливая, увлекательная история слова «расизм» : Переключение кода : NPR
Ричард Генри Пратт был первым человеком, который, согласно Оксфордскому словарю английского языка , использовал слово «расизм» в речи, осуждающей его. Но его собственное наследие в отношении расы неоднозначно. Библиотека Конгресса скрыть заголовок
переключить заголовок Библиотека КонгрессаРичард Генри Пратт был первым, кто в Оксфордском словаре английского языка записал слово «расизм» в речи, осуждающей его. Но его собственное наследие в отношении расы неоднозначно.
Библиотека КонгрессаОксфордский словарь английского языка первое записанное произнесение слова расизм был написан человеком по имени Ричард Генри Пратт в 1902 году. Пратт выступал против зла расовой сегрегации.
Отделение любого класса или расы людей от остальных людей убивает прогресс обособленных людей или делает их рост очень медленным. Объединение рас и классов необходимо для уничтожения расизма и классизма.
Хотя Пратт, возможно, был первым, кто выступил против расизма и его пагубных последствий имя , он гораздо лучше запомнился по совсем другой чеканке: Убей индейца… спаси человека.
«Великий полководец сказал, что единственный хороший индеец — мертвый», — сказал Пратт. «В некотором смысле я согласен с этим мнением, но только в одном: все индейцы, участвующие в гонке, должны быть мертвы. Убейте в нем индейца и спасите человека».
Мы все еще живем с последствиями того, что думал и делал Пратт. Его история служит полезной притчей о том, почему дискуссии о расизме остаются столь спорными даже сейчас.
Но давайте немного отступим.
Начиная с 1880-х годов группа состоятельных белых мужчин ежегодно ездила в северную часть штата Нью-Йорк, чтобы принять участие в конференции друзей индейцев на озере Мохонк. Их основное внимание было сосредоточено на решении «индейской проблемы», необходимости для правительства иметь дело с группами коренных американцев, живущими на землях, которые были у них насильственно захвачены. Равнинные войны уничтожили индейское население, но они подходили к концу. Среди этих людей и других лидеров США было общее ощущение, что оставшиеся коренные американцы будут уничтожены в течение одного или двух поколений, уничтожены болезнями и голодом.
Присутствующие на озере Мохонк хотели, чтобы этого не произошло, и настаивали на том, чтобы законодатели изменили политику правительства в отношении индейцев. Пратт, в частности, был стойким сторонником превращения коренных американцев в белую жизнь — ассимиляции через образование.
Вверху: группа учеников чирикауа-апачей в свой первый день в школе индейцев Карлайла в Карлайле, штат Пенсильвания. Внизу: те же ученики четыре месяца спустя. Джон Н. Чоут / Hulton Archive / Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок Джон Н. Чоут / Hulton Archive / Getty ImagesВверху: группа учеников чирикауа-апачей в первый день в школе индейцев Карлайла в Карлайле, штат Пенсильвания. Внизу: те же ученики четыре месяца спустя.
Джон Н. Чоут / Hulton Archive / Getty ImagesОн убедил Конгресс позволить ему проверить свои идеи, и они предоставили ему заброшенный военный пост в Карлайле, штат Пенсильвания, для открытия школы-интерната для детей коренных народов. Он также смог убедить многих коренных американцев, в том числе некоторых вождей племен, отправить своих детей подальше от дома и оставить их на его попечении. (У них были причины скептически относиться к Пратту, учитывая сомнительную историю обещаний белых индейцам). «Они увидели почерк на стене. Они знали, что их детей нужно будет воспитывать в соответствии с доминирующей культурой, иначе они не выживут».
Для многих туземцев, сказал Шайе, это мучительное решение сводилось к мрачной арифметике: школа-интернат обеспечит их детей едой и кровом, которые трудно найти в резервациях. «Резервации становились очень, очень печальными местами», — сказала она. «Это были места ужасающей бедности. Люди голодали».
Индийская промышленная школа Карлайла станет образцом для десятков других независимых школ-интернатов для индийских детей. Но планы Пратта имели долгосрочные и катастрофические последствия.
Он настаивал на полном уничтожении культуры коренных народов среди своих учеников. «В этих школах-интернатах не было двуязычия», — сказала Кристина Снайдер, историк из Университета Индианы. Родные языки студентов были строго запрещены — правило, за соблюдением которого следили избиениями. Так как они были собраны из разных племен, в школах они могли общаться друг с другом только на английском языке.
«В индийской цивилизации я баптист, — сказал однажды Пратт на съезде баптистских служителей, — потому что я верю в то, что индейцев можно погрузить в нашу цивилизацию и, когда мы их погрузим, держать их там, пока они полностью не пропитаются».
«Наиболее значительным последствием этой политики является утрата языков, — говорит Снайдер. «Все родные языки [сейчас] находятся под угрозой исчезновения, а некоторые из них вымерли».
Пратт также позаботился о том, чтобы его подопечные были обращены в христианство. Студенты Карлайла должны были посещать церковь каждое воскресенье, хотя он позволял каждой ученице выбирать деноминацию, к которой она будет принадлежать.
Когда студенты возвращались домой в резервации — против чего возражал Пратт, так как считал, что это замедлит их ассимиляцию — между ними и их семьями возник огромный культурный разрыв. Они по-разному одевались. У них была новая религия. И говорили на другом языке.
«Эти дети из школ-интернатов буквально не могли разговаривать со своими родителями, бабушками и дедушками, — сказал Шайе. «Во многих случаях им было стыдно за них, потому что их бабушки и дедушки и родители жили жизнью, к которой никто не должен стремиться».
Но идея Пратта об ассимиляции коренных американцев получила поддержку, и правительство стало вводить обязательное посещение школ-интернатов для индейцев. Семьи, которые не подчинялись, были наказаны правительством. «За период в 189 г.0s, федеральные индейские агенты могли лишить пайков [от семей], чтобы кого-то насильно уморить голодом», — говорит Снайдер.
Учащимся Индийской промышленной школы Карлайла было запрещено говорить на любом языке, кроме английского. Библиотека Конгресса скрыть заголовок
переключить заголовок Библиотека КонгрессаУчащимся Индийской промышленной школы Карлайла было запрещено говорить на любом языке, кроме английского.
Библиотека КонгрессаЦианина Ломавайма, возглавляющая программу изучения американских индейцев в Университете Аризоны, сказала нашей коллеге Чарле Беар, что политика правительства в области школьного образования преследует более циничные цели.
«Они специально нацеливались на коренные народы, которые совсем недавно были враждебными», — говорит Ломавайма. «Были очень сознательные усилия по вербовке детей лидеров, и это также было явным, по сути, для того, чтобы держать этих детей в заложниках. Идея заключалась в том, что было бы намного проще умиротворять эти сообщества, когда их детей держат в школе где-то далеко».
Кто-то либо расист и, следовательно, бесчеловечный монстр, либо он настоящий сложный человек и, следовательно, по определению не способен быть расистом.
Несчастные, тоскующие по дому ученики регулярно убегали из школ, и власти были отправлены для задержания дезертиров, которым иногда предоставляли убежище местные общины, протестовавшие против обязательных школьных законов.
Но поскольку над школами-интернатами почти не следили, учащиеся часто подвергались ужасно жестокому обращению. Многих регулярно избивали. Шайе сказал, что некоторые из школ изобилуют сексуальным насилием. Туберкулез или трахома, предотвратимое заболевание, вызывающее слепоту, свирепствовали. По ее словам, во всех школах-интернатах есть собственные кладбища.
Шайе сказал, что Пратт не всегда знал об этих условиях. Но таковы были последствия популярности его философии.
Шайе, Лакота, рассказала мне историю, которую ее мать часто рассказывала ей о своем опыте в индийской школе. Однажды, по рассказу ее матери, молодой ученик выскользнул ночью из своей комнаты, упал в яму, которую копали для колодца на территории школы, сломал себе шею и умер. Его тело было выставлено на всеобщее обозрение, и собрались ученики, которых заставили смотреть на труп своего одноклассника как напоминание о том, что случилось с непослушными учениками.
Но мать Шайе настаивала на том, что она не посещала ни одну из плохих индейских школ-интернатов. И она хотела, чтобы Шайе тоже присутствовал на одном из них. «Если вы были индийцем, вы ходили в индийскую школу», — сказала она, описывая чувства своей матери. Ее мать считала, что индийские школы приносят пользу, даже несмотря на то, что они губительны для индийской культуры.
Именно из-за этой двойственности наследие Пратта так трудно точно охарактеризовать.
«Ричард Генри Пратт был невероятно сложной личностью во многих отношениях, — сказал Шайе. «Некоторые из худших результатов, которые произошли в обществе, начались с того, что кто-то думал, что делает что-то хорошее».
«Для своего времени Пратт определенно был прогрессивным человеком, — сказал Снайдер. Действительно, он думал, что его идеи были единственным, что удерживает коренные народы от полного уничтожения болезнями и голодом. «Это один из маленьких грязных секретов американского прогрессивизма — что [прогресс] все еще формировался вокруг идей белизны».
Снайдер сказал, что Пратт заменил популярную идею о том, что некоторые *группы * изначально уступают другим, идеей о том, что некоторые *культуры * являются проблемой и должны быть исправлены или уничтожены. Другими словами, он заменил биологический детерминизм культурным империализмом.
Учитывая огромные масштабы физического и культурного насилия, которое он помог развернуть, был ли сам Пратт практиком очень больных, которых он осудил на съезде на озере Мохонк? Был ли он расистом?
Спустя столетие после того, как он впервые был записан с использованием этого слова, мы все еще задаем этот вопрос — она расистка или нет? — в ситуациях, когда четкий ответ никогда не придет. Мы спорим о составе души обвиняемого и о том, что в ней есть хорошего или плохого. Но это вещи, которые мы не можем знать. И по мере того, как мы обсуждаем этот вопрос, другие, более значимые вопросы становятся неясными.
Расизм остается силой, имеющей огромные последствия в американской жизни, и тем не менее никого нельзя обвинить в его совершении, не подняв грандиозную драку. Никто никогда не говорит: «Да, я был немного расистом. Прости». Отчасти это потому, что расисты в наших культурных разговорах стали бесчеловечными. Они сказочные злодеи и поэтому не могут быть реальными.
В этих публичных драках нет нюансов, как сказал опытный кризисный менеджер моему коллеге Ханси Ло Вангу. Кто-то либо расист и, следовательно, бесчеловечный монстр, либо настоящий сложный человек, и, следовательно, по определению, не способен быть расистом .
Та-Нехиси Коутс из T Атлантик, , который часто пишет о расах, является одним из нескольких писателей и мыслителей, которые обратили внимание на этот парадокс:
Идея о том, что в Америке много расизма, но мало настоящих расистов, не нова. Филип Дрей назвал свою основополагающую историю линчевания «Руками неизвестных» , потому что большинство «расследований» линчеваний на Юге не выявили настоящих линчевателей. И Дэвид Дьюк, и Джордж Уоллес настаивали на том, что они не расисты. Это потому, что в популярном словаре расист — это не столько реальный человек, сколько монстр, головорез-изгой, который возглавляет толпу линчевателей и держит «Майн кампф» в заднем кармане.
Мы можем спросить, был ли сам Ричард Генри Пратт расистом, несмотря на то, что он осуждал расизм. Но этот вопрос отвлекает от конкретных и затянувшихся реалий его наследия. Гораздо ценнее бороться с этими двумя идеями одновременно: Пратт, вероятно, улучшил материальную жизнь многих отдельных детей коренных американцев, живших в бедности и рискующих умереть с голоду. Он также проводил агрессивную кампанию по уничтожению их культур и подвергал их множеству страданий и лишений.
В прошлый понедельник умерла женщина по имени Эмили Джонсон Дикерсон. Она была последним человеком в мире, который говорил только на языке чикасо. Это реальность, переплетающаяся с трудным наследием Ричарда Генри Пратта.
За столетие, прошедшее с тех пор, как Пратт использовал слово расизм , этот термин стал абстракцией. Но всегда где-то под ним похоронены действия с реальными последствиями. Иногда эти результаты предназначены. Иногда это не так. Но в конце концов важнее всего результаты, а не намерения.