Отличие ⭐ человека от животных в обществознании: пять основных отличий
Отличие человеческой деятельности от деятельности зверей
Человеческую деятельность можно определить как особый вид деятельности, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, трансформирует свои способности, сохраняет и улучшает природу, строит общество, создает то, чего не существовало в природе без его деятельности.
Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей она выходит за пределы своих естественных ограничений, т.е. превышает свои собственные возможности, обусловленные генотипом. Из-за продуктивного, творческого характера своей работы человек создал знаковые системы, инструменты для воздействия на себя и природу.
С помощью этих инструментов он построил современное общество, города, машины, с их помощью он создал новые потребительские товары, материальную и духовную культуру и, наконец, изменил себя. Исторический прогресс, произошедший за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением деятельности, а не улучшением биологической природы человека.
Примечание 1Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.
На всех таких объектах, особенно на работе и в повседневной жизни, было показано, что руки и разум человека использовались в той или иной степени, так что их можно рассматривать как материальное воплощение человеческих способностей. В них, так сказать, объективированы достижения человеческого разума.
Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Во всем этом человеческая деятельность отличается от деятельности животных, которые не производят ничего подобного: никакой одежды, никакой мебели, никакого оборудования, никаких систем знаков, никаких инструментов для работы, никаких транспортных средств и многого другого.
Для удовлетворения своих потребностей животные используют только то, что им дала природа.
Другими словами, человеческая деятельность выражается в творчестве, она является продуктивной, а не просто потребительной по своей природе.
После создания и дальнейшего совершенствования потребительских товаров человек развивает свои потребности в дополнение к своим способностям. В связке с предметами материальной и духовной культуры потребности людей приобретают культурный характер.
Примечание 2Деятельность человека существенно отличается от деятельности животных и в другом отношении. Если деятельность животных обусловлена естественными потребностями, то человеческая деятельность в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими в результате присвоения достижений культурного и исторического развития людей нынешнего и предыдущих поколений.
Это потребности в знаниях (научных и художественных), творчестве, нравственном самосовершенствовании и многом другом.
Формы и методы организации деятельности человека также отличаются от деятельности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными навыками и способностями, которых нет у животных, — навыками и способностями, приобретенными в результате сознательного, целенаправленного, организованного обучения.
С раннего возраста детей учат пользоваться предметами обихода по-человечески (вилкой, ложкой, одеждой, стулом, столом, мылом, зубной щеткой, карандашом, бумагой и т.д.), различными инструментами, изменяющими движения той или иной конечности. Они начинают подчиняться логике объектов, с которыми имеет дело человек. Возникает объективная деятельность, отличная от естественной активности животных.
Система движений, выполняемых животными, определяется анатомо-физиологическим строением тела. Животные рассматриваются как обычные природные объекты, независимо от их культурного назначения и того, как люди их используют. У людей формы движений рук и ног изменяются с учетом правил культуры использования соответствующих предметов, т. е. они становятся искусственными, более полными и социально обусловленными.
Примечание 3Животные наслаждаются только тем, что им дано от природы. С другой стороны, человек создает больше, чем тратит. Если бы его деятельность, как и деятельность животных, была прежде всего потребительского характера, то десятки поколений людей за исторически относительно короткий срок не смогли бы добиться такого прогресса, чтобы создать существующий мир духовной и материальной культуры.
Все это связано с активным характером человеческой деятельности. Человеческая деятельность имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, объект, структуру и средства. Мотив — это обычно конкретная потребность, которая удовлетворяется посредством этой деятельности.
Итак, основные различия между деятельностью человека и деятельностью животных заключаются в следующем:
- Деятельность человека продуктивна, созидательна. Деятельность животных имеет потребительскую основу, поэтому не производит и не создает ничего нового по сравнению с тем, что дает природа.
- Человеческая деятельность связана с объектами материальной и духовной культуры, которые он использует либо как инструмент, либо как объекты для удовлетворения потребностей, либо как средство для своего собственного развития. Для животных не существует человеческих орудий и средств удовлетворения потребностей как таковых.
- Деятельность меняет человека, его способности, потребности, условия жизни. Деятельность животных практически ничего не меняет ни в себе, ни во внешних условиях жизни.
- Человеческая деятельность в различных формах и способах реализации — продукт истории. Деятельность животных происходит в результате их биологической эволюции.
- Животным не дана объективная деятельность людей от рождения. Такие действия необходимо разрабатывать и развивать в процессе обучения и воспитания. То же самое и с внутренними, нейрофизиологическими и психологическими структурами, которые управляют внешней стороной практической деятельности. Активность животного изначально определяется генотипом и развивается по мере естественного созревания организма.
Сравнение животного и человека
Животное больше ориентировано на следование инстинктам, которые помогают достичь желаемого. Деятельность животных также ограничивается желанием выжить и удовлетворить основные потребности для комфортного существования.
В отличие от других видов, человек — существо социально зависимое. Удовлетворение таких потребностей, как еда и комфорт, не может сделать людей счастливыми. Импульс и желание познать внутренний и внешний мир — это факторы, отличающие человека от животных.
Прямохождение
Внешнее различие между человеком и животным определяется привычкой, выработанной поколениями людей, ходить с прямой спиной. Животные передвигаются на четырех конечностях. Даже обезьяны, которые кажутся близкими, помогают друг другу ходить руками, поэтому они сгорбились.
Малый волосяной покров
Люди и животные одинакового размера изначально имели примерно одинаковое количество растительности на теле. Если животным нужны волосы и шерсть для поддержания тепла и маскировки от хищников, то люди с первобытных времен научились зажигать огонь и согреваться от него, поэтому волос на теле становилось все меньше и меньше. Растительность на теле — одна из главных отличительных черт животных и человека.
Развитые верхние конечности
С древних времен движущиеся ладони позволяли человеку создавать такие различные инструменты. Благодаря развитым рукам человек мог изготавливать смертоносное оружие и добывать пищу. Эта тенденция заключается в гибкости суставов и развитом большом пальце, что позволяет мужчине ловко обращаться со средствами под рукой. Млекопитающие не могут использовать доступные средства для достижения своих целей, за исключением простых палочек или камней (типично для обезьян).
Размер мозга
Человеческий мозг больше и сложнее, чем мозг его собратьев. Но разница не только в размере. Принципиальная разница — в строении мозга. Если мозг животного сосредоточен на выполнении обычных задач, человеческий мозг позволяет людям выходить за рамки обычного.
Человеческий мозг разделен на два полушария. Левое полушарие отвечает за логический процесс, а правое полушарие позволяет человеку действовать творчески и мыслить вне обычных моделей поведения.
Разум и мышление
Для человека естественно анализировать, предполагать и планировать, основываясь на личных выводах. Честолюбие и стремление к новым горизонтам существенно отличает людей от животных.
Речь
Ничто не отличает людей от животных больше, чем способность устно обмениваться подробной информацией с другими. Этой предрасположенности человек обязан особому строению горла, которое расположено ниже, чем у животных.
Представители дикой наземной фауны не могут передавать друг другу неочевидные мысли одновременно со звуками. Их словесное общение сводится к подаче сигналов. Некоторых обезьян научили передавать информацию и общаться с людьми немыми знаками, но такие случаи очень редки и требуют длительной работы зоологов.
Умение контролировать инстинкты
Отношение человека к заложенным в нем инстинктам существенно отличается. Люди имеют возможность решить, основываясь на новом опыте и размышлениях, следует ли прислушиваться к предписанному образцу поведения или изменить его.
Животные руководствуются встроенными в них инстинктами и не могут функционировать вне их влияния. Инстинкты определяют среду обитания животного, а также опыт его предков, который генетически передается из поколения в поколение.
Обширный спектр потребностей
Человек погружен в неизведанные ранее области, жаждет познания и преодоления старого. Только так он чувствует себя по-настоящему живым и удовлетворенным и вносит фундаментальные изменения в окружающую среду.
Животные никогда не придумают глубоких концепций, чтобы изменить свой образ жизни, но будут следовать собственному опыту и укоренившимся инстинктам, благодаря которым их предки и они сами смогли выжить и размножаться.
Длительный детский период
Человеческий младенец не завершает развитие своего тела в утробе матери, поэтому детство у людей длится дольше. С животными все становится проще — некоторые млекопитающие освобождаются от родительской зависимости в течение нескольких недель после рождения и быстрее учатся ходить и самостоятельно питаться.
Целеустремленность
Свобода от инстинктов человека разумного позволила ему достичь невероятного для животных прогресса. Перейдя от опасной охоты, человек стал одомашнивать животных, заниматься скотоводством.
Религиозные и моральные качества
Человек с древних времен выражает свое восприятие мира через религиозные обряды, чего нет у животных. Сострадание и способность проявлять уважение отличают большинство людей от животных. В конце концов, животные, хотя и способны на привязанность и любовь, испытывают это в сочетании с программой инстинктов.
Культурная и творческая деятельность
Еще одно проявление отношения человека к миру, наряду с религией, — это искусство. И хотя некоторых животных чисто технически можно научить рисованию или игре на простейших музыкальных инструментах, они не находят в этом процессе того духовного удовлетворения, к которому стремится человек, когда берет кисть или исполняет музыку.
Человек — социальное животное или нет
Идея социальной сущности человека принадлежит Аристотелю. Эту мысль высказал древнегреческий философ в своем эссе «Политика».
Социальное животное — это существо, образ жизни которого можно назвать публичным, социальным.
Другими словами, человеку суждено жить среди других людей, жить в социуме, к которому он принадлежит. Только в обществе людей биологическое существо становится социально зрелой личностью, имеет потенциал для развития.
Мало что известно о другом утверждении древнегреческого мыслителя, дополняющем первое предложение. Его смысл в том, что человек, живущий вне общества, становится либо Богом, либо зверем.
Это означает, что мыслитель предполагал возможность дистанцирования человека от общества. Но при этом полноценным человеком он не станет. Он считал, что существует только два пути отчуждения: управление биологическими инстинктами, возвращение к более простой форме жизни или уход от мирской жизни, развитие эмоций и инстинктов на качественно новом уровне.
Пять основных отличий человека от животного в виде таблицы
Человек | Животные |
Человек обладает членораздельной речью и мышлением. | Животное не обладает. |
Человек имеет способность к сознательной, целенаправленной, творческой деятельности. | Поведение подчинено инстинктам. |
Человек сознательно преобразует окружающую деятельность, создавая необходимые ему материальные блага и ценности. | Животное приспосабливается к окружающему миру. |
Человек изготавливает орудия труда и использует их в своей деятельности. | Используют только естественные орудия. |
Наличие не только биологических, но и духовных потребностей. | Существование только биологических потребностей. |
Отличия деятельности человека от поведения животных
Животные | Человек | |
Взаимодействие с окружающей средой | Приспособление к окружающей среде | Приспособление и преобразование природных и социальных условий |
Цель | Задается инстинктом | Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком |
Поведение | Целесообразное, т. е. сообразующееся с заданной целью | Целесообразное и целеполагаю-щее (целеполагание — способность ставить новые цели и определять средства их достижения) |
Субъект — тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, организация, государственный орган. Объект — то, на что направлена деятельность: различные предметы, сферы общественной жизни, различные группы людей, другой человек, сам субъект.
Действие — проявление волеизъявления людей. Достижение цели зависит от выбора средств Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели. Результат — конечный итог, завершающий деятельность. Достижима ли благородная цель нечестными средствами
Результат не соответствует поставленной цели, т.е. отрицательный (негативный). Причины: — постановка недостижимой цели; — незнание субъектом особенностей, трудностей, препятствий, условий; — неправильный подбор средств достижения цели; — неполные действия, направленные на достижение цели; — неумелые действия, направленные на достижение цели
Потребность — это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития. | Социальные установки — ориентация человека на что-либо, готовность, предрасположенность действовать определенным образом. Убеждения — эмоционально-ценностное отношение к действительности. Интерес — реальная причина действий, стоящая за мотивами. Влечения — психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную потребность). Что движет человеческой деятельностью
Пирамида потребностей, по А. Маслоу (амер. психол.) самореализации (развитие своих возможностей и способностей, их активное использование, самовыражение) Потребность в уважении (самоуважение, признание, статус) Социальные потребности (любовь, дружба, общение с людьми, духовная близость) Потребность в безопасности (защита от врагов, помощь в случае болезни, самосохранение) Физиологические потребности (дыхание, вода, пища, одежда, жилье, воспроизведение рода) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классификация действий, по М. Веберу Действия по мотивам
Многообразие деятельности
Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление израсходованных в процессе учебного урока. Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами. | ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существовавшее раньше. Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Фантазия — это мысленное представление; поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных. Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Основные виды деятельности,обеспечивающие существование человека и формирование его как личности- общение, игра, учение, труд. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игра — форма деятельности в условных ситуациях. Особенность:Направленность не на результат, а на сам процесс. Двуплановость игры — Осуществляется реальное действие — Условный характер многих моментов (условная, воображаемая ситуация) Игра — Направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта — Обеспечивает познание и усвоение предметной действительности — Воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности -Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность) УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность. Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей Результат: образование — Формируемая система знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни — Процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, бесконечное, непрерывное овладение новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни Учебная деятельность включает: — восприятие материала — осмысление материала, — сознательную творческую переработку, — ясное выражение, — применение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовая деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовая деятельность – деятельность, направленная на получение практически полезного результата Особенность: направлена на достижение практически полезного результата Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей людей | Труд — Осуществляется под влиянием необходимости — Первое и основноеусловие человеческого существования — Преобразует и совершенствует самого человека — Формирует личность |
Как деятельность человека влияет на перемещение животных?
Нравиться Понравилось Патрик Гоймер и 1 другойНашу статью в Science можно найти здесь.
Поскольку 50–70% поверхности Земли в настоящее время изменяется в результате деятельности человека, такой как сельское хозяйство и расширение инфраструктуры, экосистемы во всем мире изменяются. В ответ вполне вероятно, что млекопитающим придется изменить свои движения в измененных человеком ландшафтах. Данные о перемещении одного вида могут предоставить полезную информацию о том, как особи реагируют на небольшие изменения, но если мы хотим по-настоящему понять глобальное влияние деятельности человека на млекопитающих, нам нужны данные о перемещении многих видов: задача, требующая огромных усилий. международное сотрудничество.
Путешествие началось еще в 2014 году. Было проведено совещание по экологии движения (AMOVEE), на котором экологи встретились, чтобы обсудить идею объединения нескольких наборов данных для отслеживания животных. Экологи давно интересовались тем, как и почему перемещаются животные, начиная от миграции и заканчивая поведением на дому. Движение животных важно не только для самих животных (например, для поиска пищи или партнеров), но также важно для экологического функционирования. Разработка устройств слежения Глобальной системы позиционирования (GPS), которые можно прикрепить к животным, позволила нам узнать, куда они направляются, без необходимости физически следовать за ними в течение всего дня. Это привело к взрывному росту количества собранных данных по отслеживанию животных. Я был очень взволнован перспективой работы с этими данными, чтобы построить более глобальную перспективу перемещения животных, поэтому я поднял руку, чтобы взять на себя инициативу в этом начинании. С помощью Movebank, онлайн-хранилища данных отслеживания животных, было отправлено около миллиона электронных писем 9.0015 * для более чем 100 человек, более 7 миллионов точек данных, и чуть более 18 месяцев спустя у нас была база данных отслеживания 57 видов наземных млекопитающих со всего мира.
Один из львов, выслеживаемых в Цаво, Кения, включен в исследование. Фото предоставлено: © Брюс Д. Паттерсон, Полевой музей,. Следующей проблемой было то, как количественно оценить деятельность человека по всему миру? К счастью для нас, был доступен опубликованный и общедоступный глобальный слой Индекса человеческого следа. Этот индекс представляет собой комбинацию косвенных показателей влияния человека, включая застроенную среду, возделываемые земли, пастбища, плотность населения, ночные огни, железные дороги, дороги и судоходные водные пути. Индекс человеческого следа колеблется от 0 до 50, охватывая районы дикой природы, такие как бразильский Пантанал, и районы с высокой плотностью застройки, такие как Нью-Йорк.
Глобальная карта Индекса человеческого следа (HFI) от 0 (низкий; желтый) до 50 (высокий; красный).После долгого процесса очистки/подготовки данных, обсуждений с сотрудниками и анализа данных мы получили результаты. Млекопитающие, живущие в измененных человеком ландшафтах, двигались меньше, чем млекопитающие, живущие в более естественных районах. Есть несколько возможных причин такого снижения подвижности. Например, барьеры, созданные из-за фрагментации среды обитания или инфраструктуры, могут физически препятствовать перемещению животных. Другой возможностью является увеличение изобилия ресурсов, таких как сельскохозяйственные культуры или искусственные источники воды, которые уменьшают потребность млекопитающих путешествовать на большие расстояния. Кроме того, реакция млекопитающих может быть не только поведенческой, но некоторые виды могут больше не встречаться в районах, измененных человеком, особенно в тех, которые демонстрируют перемещения на большие расстояния (например, миграция). В целом, реакция млекопитающих на деятельность человека сложна: несколько видов человеческой деятельности часто воздействуют на людей одновременно, а как виды, так и особи одного и того же вида по-разному реагируют на людей в зависимости от контекста.
Монгольская газель пересекает дорожное сооружение в Монголии. Фото: © Dejid NandintsetsegЯ рассматриваю это исследование как первый шаг к изучению того, как люди влияют на движения животных. Я считаю, что будущие исследования должны быть сосредоточены на изучении основных причин и последствий сокращения передвижения с целью использования этой информации для разработки стратегий сохранения. Одной из ключевых целей сохранения является сохранение связности ландшафта, позволяющей млекопитающим беспрепятственно передвигаться. Одним из примеров этого является создание коридоров дикой природы, которые позволяют млекопитающим перемещаться между подходящими местами обитания. Важно, чтобы планирование землепользования уравновешивало потребности человеческой деятельности с потребностями дикой природы.
В целом, весь этот процесс был удивительным опытом, и я многому научился, от работы с большими наборами данных до обработки MOU и ведения очень хорошо организованного почтового ящика ** . Работа в больших коллаборациях открывает для вас широкий спектр точек зрения, позволяя вам думать о вещах совершенно по-другому.
Ангольский жираф. Фото: © The Giraffe Conservation Foundation (GCF)* Возможно, небольшое преувеличение.
** Большую часть времени.
Marlee Tucker
Постдокторант, Университет Радбауд
Следовать
Макроэкология, экология движений, млекопитающие, размеры тела.
Происходит огромный сдвиг в поведении животных, и это наша вина : ScienceAlert
(ysbrandcosijn/iStock)Согласно новому исследованию, все большее число млекопитающих переходят на ночной цикл и спят днем, прежде всего, чтобы избежать контакта с людьми.
В ходе исследования было изучено 62 различных вида животных по всему миру, и было отмечено, что, когда рядом были люди, животные проводили больше времени в ночное время и меньше днем.
По словам исследователей из Калифорнийского университета в Беркли, эти новые привычки могут вызвать проблемы с поиском пищи и жилья, а также иметь косвенные последствия для других видов.
«Катастрофические потери популяций диких животных и среды обитания в результате деятельности человека хорошо задокументированы, но более тонкие способы, которыми мы влияем на поведение животных, труднее обнаружить и количественно оценить», — говорит один из членов команды, биолог-эколог Кейтлин Гейнор.
Команда проанализировала существующие данные из 76 предыдущих исследований, в которых использовались такие инструменты, как удаленные камеры, GPS-трекеры и радиоошейники, а также прямые наблюдения для сбора информации о повадках животных.
В целом исследование показало, что у животных в 1,36 раза больше шансов быть более занятыми ночью, если они вступают в регулярный контакт с людьми, поэтому животное, которое обычно проводит 50 процентов своего активного времени ночью, увеличит этот показатель в среднем до 68 процентов. .
Картина была одинаковой для хищных и травоядных видов, и результаты сохранялись независимо от того, какой тип человеческого беспокойства оценивался, от строительства жилых домов до катания на горных велосипедах.
Учитывая, что смертельные действия, такие как охота, имеют тот же эффект, что и несмертельные действия, такие как походы, кажется, что животные воспринимают нас как прямую угрозу, независимо от того, являемся ли мы на самом деле таковыми или нет.
Например, непальские тигры стали проводить больше времени в ночных прогулках, чтобы избегать людей, которые идут по той же тропе днем. От сельского хозяйства до туризма, мы оказываем влияние, даже если не думаем, что оставляем что-то позади.
Кажется очевидным, что более крупные млекопитающие, включенные в это исследование, чувствуют потребность обходить людей стороной, когда они находятся поблизости. Чего мы точно не знаем, так это того, какие долгосрочные последствия это может иметь.
«С положительной стороны тот факт, что дикая природа адаптируется, чтобы временно избегать людей, можно рассматривать как путь к сосуществованию людей и диких животных на все более густонаселенной планете», — говорит ведущий исследователь Джастин Брашарес.