это, определение слова, понятие. Что такое Отношение, значение, словарь, энциклопедия
Skip to Main Content Area
Отношение (в психологии) — в самом общем виде — фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. О. может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное О. между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его О. к другим объектам, явлениям, свойствам (например, О. субъекта к политической системе). Термин «О.» использовался как базовая категория в «теории отношений» В.Н. Мясищева.
Л.А. Карпенко
Отношение
Словарь Логики
Отношение(в логике) отождествляется с многоместным предикатом. Предикаты подразделяются на одноместные, соответствующие свойствам предметов, и многоместные (двухместные, трехместные и вообще п-местные, где п ≥ 2), соответствующие О. При этом предикаты записываются в. ..
Отношение
Философский словарь
— способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. О. возникает в таких процессах сопряжения предметов — во взаимоотнесении, сближении и приобщении их друг другу, — когда единение различных рождает кооперативный эффект. В этом эффекте,…
Отношение
Философский словарь
по [1] — одна из основных логико-философских категорий, отражающая способ (род) бытия (и познания). Звучит достаточно невразумительно. Читаем дальше: Понятие об отношении возникает как результат сравнения любых двух предметов (называемых субъектами или членами отношения…
Отношение
Психологическая энциклопедия
как чертахарактера — см. Характер.
Отношение
Психологическая энциклопедия
как чувство — см. Чувства.
Отношение
Психологическая энциклопедия
1. Вообще – связь между двумя или более событиями, объектами или людьми. Конкретная природа отношений может значительно варьироваться в работах различных авторов. Обычно имеется в виду одно из следующих значений: 2. Такая связь между двумя переменными, при которой изменение…
Отношение
Психологическая энциклопедия
— субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии — в самом общем виде — взаиморасположение объектов и их свойств. может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как…
Отношение
Психологическая энциклопедия
(relation) Об объект-отношении см. ОБЪЕКТ. Об интерперсональных отношениях см. ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЙ. аналитические отношения относятся к интерперсональным отношениям между пациентом и аналитиком, в отличие от ТРАНСФЕРА пациента или КОНТРТРАНСФЕРА аналитика. В отношениях врач -…
Поделиться:
отношение | это… Что такое отношение?
ТолкованиеПеревод
- Отношение
-
Набор ценностей и убеждений, связанных с определенным предметом. Наши отношения — это выборы, которые мы сделали.
Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.
- отношение
(в психологии) — в самом общем виде — фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. О. может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное О. между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его О. к другим объектам, явлениям, свойствам (например, О. субъекта к политической системе). Термин «О.» использовался как базовая категория в «теории отношений» В. Н. Мясищева (см. отношений личности концепция).
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- отношение
— субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии — в самом общем виде — взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе).
Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности.
Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр.
Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе деятельности совместной. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются:
1) на уровне социальных общностей — отношения классовые, национальные, групповые, семейные;
2) на уровне занятых некоей деятельностью групп — отношения производственные, учебные, театральные;
3) на уровне взаимосвязей между людьми в группах — отношения межличностные;
4) отношения внутриличностные — например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр.
Термин отношения использовался как базовая категория в теории отношений (см. концепция отношений личности).
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:
благодушие, благорасположение, взаимоотношения, касательство, ксенофобия, масштаб, мироощущение, модальность, негативизм, обращение, оценка, позиция, предикат, признание, прикосновение, прикосновенность, причастность, расположение, самоотношение, связь, соотношение, сопричастие, сопричастность, соучастие, субъективизм, сюзеренитет, участие, чувство, эквивалентность
- отказ вынужденный реальный
- отношение материнское
Полезное
отношение | психология | Британника
- Похожие темы:
- верность терпимость оптимизм вера предрассудки
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
отношение , в социальной психологии, познание, часто с некоторой степенью отвращения или влечения (эмоциональная валентность), которое отражает классификацию и оценку объектов и событий. Хотя с логической точки зрения установки представляют собой гипотетические конструкции (т. е. они предполагаются, но не поддаются объективному наблюдению), они проявляются в сознательном опыте, словесных отчетах, явном поведении и физиологических показателях.
Понятие установки возникает из попыток объяснить наблюдаемые закономерности в поведении отдельных лиц. Например, кто-то склонен группировать других в общие классы (т. е. все люди в этой комнате одеты в баскетбольную форму). Также классифицируются такие объекты, как картины или события, такие как сражения.
Еще из Britannica
общественное мнение: Компоненты общественного мнения: установки и ценности
О качестве чьей-либо установки судят по наблюдаемым оценочным реакциям. Хотя можно обращаться к своим внутренним переживаниям как к свидетельству собственных установок, только публичное поведение может быть подвергнуто объективному изучению. По этой причине исследователи в значительной степени полагаются на поведенческие показатели отношения — например, на то, что люди говорят, как они отвечают на вопросы анкеты или на такие физиологические признаки, как изменения частоты сердечных сокращений.
Другие исследователи считают, что отношение человека к любой категории будет коррелировать с тем, насколько хорошо эта категория служит его собственным ценностям. Например, человека могут попросить ранжировать определенные ценности, такие как здоровье, безопасность, независимость или справедливость. Затем человека просят оценить, в какой степени конкретный класс (например, политики, врачи или полиция) стремится способствовать или препятствовать каждой ценности. Сумма произведений этих двух оценок дает меру отношения человека к группе. Таким образом, если правосудие высоко ценится, но человек классифицирует политиков как вмешивающихся в правосудие, то его отношение к этому классу людей принимается как негативное.
Отношения иногда рассматриваются как лежащие в основе предрасположенности, тогда как мнения рассматриваются как их явные проявления. Более редкое различие приравнивает установки к бессознательным и иррациональным тенденциям, но приравнивает мнения к сознательным и рациональным действиям.
Некоторые авторитеты проводят важное различие между отношением и рядом других родственных терминов. Их можно расположить в иерархии в зависимости от степени их специфичности или исключительности. Говорят, что «ценности» представляют очень широкие тенденции этого типа, «интересы» чуть менее всеобъемлющие, а «чувства» еще более узкие; «отношения» рассматриваются как еще более узкие предрасположенности, а «убеждения» и «мнения» постепенно становятся наиболее конкретными членами этой иерархии. Согласно этой терминологии, разница скорее в степени, чем в характере.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Некоторые применяют термин «знание» к тому, что считается достоверностью, и «отношение» к тому, что является неопределенным, даже используя их для обозначения «истинных» и «ложных» убеждений соответственно. Другое предположение состоит в том, что установки относятся к убеждениям, побуждающим к действию, в то время как знание является более интеллектуальным и пассивным.
Изучение изменения установок, т. е. процессов, посредством которых люди приобретают новые установки, находится в центре внимания социально-психологических исследований с середины 20-го века, и работа в этой области привела к теоретическим разработкам (например, когнитивной диссонанс) и практическое применение (например, в политике и рекламе).
Заметки об отношении: введение, формирование, изменения и измерение
РЕКЛАМА:
Заметки об отношении: введение, формирование, изменения и измерение!
Примечания к введению в установки:Установка представляет собой организацию концепций, убеждений, мотивов, привычек и действий, связанных с конкретным объектом. Понятия и убеждения, связанные с установкой, называются когнитивным компонентом; привычки как компонент действия; и мотивы, как аффективный компонент. Мы говорим, что отношение формируется, когда перечисленные выше компоненты настолько взаимосвязаны, что определенные чувства, эмоции и реакции становятся устойчиво связанными с определенным образом мыслей об определенных людях или событиях.
РЕКЛАМА:
На ранних стадиях формирования отношения его компоненты недостаточно систематизированы, чтобы их можно было модифицировать новым опытом. Однако постепенно, когда они хорошо организованы в течение определенного периода времени, они становятся жесткими и стереотипными.
Большую часть жизни мы не осознаем в полной мере их обширное влияние на наше социальное поведение. Но при тщательном самоанализе мы обнаруживаем, что установки функционируют внутри нас самих, и мы становимся чувствительными к установкам других. На самом деле, мы пытаемся сделать вывод об отношении других, чтобы регулировать свое поведение.
В социальной группе по ограниченным образцам чужого поведения мы делаем вывод, что он либерален, понимающий или предвзятый, а затем реагируем на него так, как мы считаем уместным.
Изучение установок стало серьезной проблемой для социальных психологов, поскольку это сложное психологическое явление, имеющее большое социальное значение для поведения человека.
РЕКЛАМА:
Примечания к Компонентам отношения:
и. Когнитивный компонент:
Отношения отличаются друг от друга по целому ряду признаков, помимо их конкретного содержания. В когнитивном компоненте мы обнаруживаем специфику представления об объекте, а также степень дифференциации отношения к тому, сколько убеждений и понятий связано с объектом. Например, у человека может быть отношение к Джавахарлалу Неру как к государственному деятелю, к государственным деятелям вообще или к знаменитостям.
Точно так же отношение политика к Неру более дифференцированно, чем у человека, не имеющего большого опыта в политике. В первом случае можно заметить специфичность, а во втором — степень дифференциации.
ii. Компонент действия:
Было замечено, что установки различаются по своему отношению к открытому поведению. С некоторыми установками может быть связано много привычек, с другими их может быть мало. Иногда действие, сопровождающее установку, является просто словесным выражением, и это называется мнением.
Но компонент действия установки может включать в себя ряд тенденций действия. Например, у людей формируется благоприятное отношение к одной политической партии. Они могут выражаться либо в голосовании в день выборов, либо в продолжительных жарких дискуссиях с другими, либо в активном участии в политической кампании.
iii. Аффективный компонент:
Два измерения, принадлежащие этому компоненту, — это позиция и интенсивность. Первый относится к степени ожидания приятности или неприятности, связанной с объектом, тогда как; последнее относится к силе аффективного ожидания.
РЕКЛАМА:
Например, отношение человека к хирургу, который собирается его оперировать, может включать в себя очень сильное ожидание силы боли. Здесь позиция объекта скорее негативная, но отношение очень интенсивное.
Функция установок. Отношение играет важную роль в определении нашего поведения. Они влияют на наше восприятие и суждения о других, они определяют скорость и эффективность обучения, они помогают в выборе групп, с которыми мы общаемся, профессий, которые мы выбираем, и даже идеологий, которыми мы дорожим.
Чтобы проиллюстрировать, как установки влияют на различные формы поведения, как они придают форму и структуру личности, мы можем взять простой пример рабочих, которые склонны демонстрировать организованную модель отношения к своей работе, коллегам, начальству и друзьям за пределами своих рабочих мест. рабочее место. То, что установки являются базовыми чертами личности, влияющими на поведение, было показано при изучении установок представителей групп меньшинств.
В нашей стране отношение большинства сообщества может быть не очень терпимым к меньшинствам. Об этом свидетельствуют жалобы и уступки, которые группы меньшинств добиваются от центрального правительства.
Заметки о Формировании отношения:
Мы уже знаем, что отношение как организация понятий, убеждений, привычек и мотивов, связанных с объектом. Формирование установок затем состоит из изучения различных понятий, убеждений, привычек и мотивов. Формирование установок следует основным принципам обучения. Есть три взаимосвязанных принципа, которые помогают объяснить, как усваиваются установки; принципы ассоциации, передачи и удовлетворения потребностей.
Вообще говоря, мы приобретаем чувства и склонности к реакциям, два основных компонента отношений, через ассоциации и удовлетворение потребностей. Другими словами, мы учимся бояться и избегать людей, вещей или событий, связанных с неприятными событиями, и любить и приближаться к тем людям, вещам и событиям, которые связаны с приятными событиями.
В первом случае избегая, а во втором приближаясь, мы, кажется, удовлетворяем базовую потребность в удовольствии или комфорте. Например, наши самые основные установки приобретаются в младенчестве благодаря общению с нашими родителями и другими членами нашей семьи.
Младенец развивает благоприятное отношение к родителям и другим членам семьи просто потому, что они заботятся о его потребностях. Их присутствие ассоциируется с его комфортом и общим самочувствием. Со временем, когда родители начинают ассоциироваться не только с удовольствиями, но и с наказаниями, отношение ребенка к ним становится сложным и амбивалентным.
Хотя чувства и склонности к реакции по отношению к другим познаются через ассоциации и нуждаются в удовлетворении, мы приобретаем наши мысли и убеждения, которые являются третьим компонентом отношений, другим путем. Собственно говоря, мы учимся отношениям посредством переноса точно так же, как мы учимся значениям понятий посредством инструкций; например, ребенок развивает значение слова «тигр», когда ему говорят, что это «кошачье» животное с такими же чертами.
Таким образом, социальные агенты, такие как родители и учителя, могут передавать отношения, предлагая, как лучше всего реорганизовать и интегрировать некоторые из наших основных идей. Так, например, родитель или учитель может передать совершенно благоприятное отношение к списочным кастам племен, описывая их как жестоко обращающихся, подавленных и при этом трудолюбивых, дружелюбных и живых; или передавая негативное отношение, описывая их как ленивых, ненадежных и ненадежных.
Мы также развиваем установки, перенимая установки других важных людей вне семейного круга. По мере того как мы становимся старше, мы склонны включать установки, которые кажутся подходящими для принадлежности к группам, которые мы считаем важными. Иногда мы даже меняем отношение, чтобы покинуть одну группу и стать частью другой.
Многие психологи считают, что аффективный компонент отношения лежит в основе отношения. Это может быть связано с несколькими человеческими мотивами. Некоторые психологи предполагают, что формирование и изменение установок, вероятно, происходит по-разному для установок с разными мотивами.
Кац предлагает четыре различные мотивационные основы для установок:
(1) утилитарная,
(2) ценностно-экспрессивная,
(3) эго-защитная и
(4) Знание.
Установка на утилитарной основе связана с выживанием, безопасностью и некоторыми социальными мотивами личности. Кац предполагает, что человек приобретает утилитарные установки через опыт работы с объектом.
В основе ценностно-экспрессивной установки лежит мотив самоуважения и самореализации человека; например, человек, который ценит мировое право, найдет удовлетворение в выражении благосклонного отношения к Организации Объединенных Наций. Формирование ценностно-экспрессивных установок, по-видимому, зависит от восприятия человеком отношения между объектом, установкой и своим идеалом самого себя.
Эго-защита:
Эти установки, как и ценностно-экспрессивные установки, также связаны с мотивом самооценки, но негативным образом. Эти установки формируются для защиты эго от его тревог, и поэтому их можно назвать защитными механизмами. Так, например, многие психологи придерживаются мнения, что предубеждение по отношению к группам меньшинств может у некоторых людей представлять собой проекцию или перемещение чувств враждебности и неполноценности на группы меньшинств.
Некоторые исследования показали, что люди, недовольные своим экономическим положением, чаще выражали враждебное отношение к меньшинству, чем те, кто был доволен.
Отношение к знаниям:
Эти отношения приобретаются в отношении мотивов компетентности, особенно мотивов иметь ясное и последовательное представление о мире. Такие установки формируются одним из трех способов: (1) активным поиском дополнительной информации, или (2) перениманием по отношению к объекту установок других людей, или (3) принятием установок по отношению к объекту, которые согласуются с остальное его мышление. Лучшим примером второго способа формирования установок (принятия установок других) можно назвать стереотипы в отношении других групп или национальностей.
Некоторые установки очень мало влияют на мышление и поведение человека; другие оказывают большое влияние на мышление и поведение в различных ситуациях. Чем больше влияние установки на обдумывание поведения, тем важнее она. Некоторые психологи предполагают, что центральность установки отчасти обусловлена силой мотивов, связанных с объектом, а отчасти — постоянным присутствием объекта в окружении человека.
Некоторые отношения тесно связаны друг с другом; то есть они разделяют общие или схожие концепции, убеждения, мотивы и привычки. Такой кластер установок называется системой установок.
Примечания # Изменения в
Отношение:Поскольку отношения заучиваются, должно быть легко изменить их интенсивность или даже заменить нежелательное, выучив желаемое. Но это непростая задача, потому что установки не так легко модифицировать или заменить по мере их усвоения. После того как установки сформированы, они становятся неотъемлемой частью личности человека, влияя на весь его стиль поведения.
Попытки изменить установки увенчаются успехом только в изменении компонента мысли-убеждения, не затрагивая чувства и тенденции реакции, так что установка может постепенно вернуться в свое прежнее состояние. Те установки, которые формируются дома или в результате раннего группового опыта, особенно ответственны за формирование структуры сети установок и, следовательно, устойчивы к модификации.
Чтобы изменить когнитивный компонент, убедители должны придумать аргументы, чтобы изменить убеждения своей аудитории. Исследования показали, что представление обеих сторон проблемы более эффективно для изменения отношения, чем контрпропаганда.
Что касается аффективного компонента, то изменение установки может быть вызвано ассоциацией нелюбимого объекта с приятными чувствами и, таким образом, изменением убеждений и действий. Некоторые исследователи предположили, что использование страха или наказания, связанного с объектом, может успешно изменить отношение.
Однако обнаружено, что такой метод отрицательного вознаграждения не имеет такого же эффекта, как когда нелюбимый объект ассоциируется с приятными чувствами.
Наконец, убеждения и чувства человека по отношению к объекту могут быть изменены путем изменения поведения человека по отношению к нему (компонент действия). Так, например, выражение мнения, противоречащего чьим-либо установкам, может привести к изменению отношения, особенно если такое поведение неожиданно вознаграждается.
Аналогичным образом, контакты с группами меньшинств могут привести к формированию положительного отношения, если контакты осуществляются на равноправной основе, или если они вознаграждаются, или если цели группы меньшинств совпадают или цели большинства люди.
Измерение установок и мнений:
Социальные психологи разработали ряд методов измерения установок; эти методы называются шкалами отношения. Часто отношение человека измеряют, прося его указать свое согласие или несогласие с рядом утверждений, касающихся одного и того же предмета.
Основная проблема при разработке шкалы установок состоит в том, чтобы выбрать ряд утверждений, которые будут иметь следующие характеристики: (1) шкала установок должна различать людей, занимающих разные установки; (2) шкала должна охватывать весь диапазон положений по положению; и (3) ему следует избегать заявлений, которые подразумевают позиции по нескольким установкам одновременно.
Примечания по Измерению отношения :
Существуют определенные способы, с помощью которых руководитель и менеджеры могут получить некоторое представление об отношении людей, например, прислушиваясь к случайностям. замечания отдельных лиц, поведение отдельных лиц на рабочем месте и т. д. Чувствительный интуитивный руководитель всегда может уловить общую реакцию своей рабочей группы, даже если он не может точно определить такие реакции. Другой способ найти изменение отношения — это анализ определенных факторов, таких как текучесть кадров, количество прогулов и уровень производства. Для этого разработаны различные методы.
Некоторые из них:
1. Шкала отношения Терстона:
Этот метод состоит из анкет, которые заполняются сотрудниками.
Чтобы разработать шкалу отношения, необходимо выполнить следующие шаги:
(i) Первый шаг — написать большое количество утверждений, каждое из которых выражает какое-либо отношение к компании.
(ii) Каждое из этих утверждений печатается на отдельном листе бумаги, и судью просят поместить каждое утверждение в одну из нескольких стопок, начиная от утверждений, которые оцениваются как выражающие наименее благоприятную точку зрения, до утверждений, которые, по мнению экспертов, выражают наиболее благоприятные точки зрения. точки зрения.
(iii) Утверждения, которые, как считается, выражают различные степени благоприятности между этими крайними вариантами, помещаются в стопки, которые, как считается, лучше всего характеризуют их относительную степень благоприятности.
(iv) В процессе задействовано много судей, иногда до 100 и более. Эти судьи помогают построить шкалу. Их отношения не измеряются. Распределение утверждений по нескольким стопкам является частью процесса построения шкалы.
Целью распределения является определение значений шкалы. Если все судьи склонны располагать высказывание стопками в сторону положительного, то можно сделать вывод, что высказывание выражает благожелательное отношение к компании.
Если высказывание судьи раскладывают стопками к неблагоприятному концу ряда, то можно сделать вывод, что неблагоприятное отношение выражается данным конкретным высказыванием, поэтому мы можем определить среднее место высказывания судьи. Утверждения, разбросанные судьей по нескольким категориям, исключаются.
2. Шкала Лайкерта:
Метод Лайкерта проще, чем метод Терстона, и не требует использования судей для шкалирования утверждений. Хотя был опробован и сравнен ряд различных процедур, было обнаружено, что простейший метод, описанный Лайкертом, дает результаты, которые очень сильно коррелируют с более сложными методами.
Каждое утверждение имеет пять степеней одобрения и попросите человека, принимающего шкалу проверки одной из пяти степеней:
я. Серьезно одобрено
ii. Утверждено
iii. Затрудняюсь ответить
iv. Отклонено
v. Категорически отклонено
Существует три основных метода установления достоверности измерительного прибора:
(i) Сравнение результатов, полученных с его помощью, с результатами другого прибора, достоверность которого была установлена.
(ii) Суждение экспертов и
(iii) Внутренняя согласованность
Достоверность шкалы Лайкерта, установленная путем сравнения ее с уже установленной шкалой Терстона, является примером принятой методики оценки.
3. Опрос мнений:
Шкалы отношения помогают измерять отношение отдельных лиц путем суммирования данных по всем сотрудникам в группе, такую шкалу можно использовать для количественной оценки «морального духа» групп сотрудников. Шкала отношения может быть полезна для определения относительного уровня морального духа групп сотрудников, но она не позволяет руководству определить конкретные факторы, которые могут быть источниками беспокойства или неудовлетворенности сотрудников.
Конкретную информацию можно получить с помощью вопросника, который позволяет высказать свое мнение по конкретным вопросам, таким как условия труда, будущие перспективы, предпосылки политики компании и т. д. Обычной практикой в вопроснике мнений является получение одного ответа на каждый вопрос. вопрос либо «да», либо «нет».
В частности, Сотрудников могут попросить проверить каждый пункт одним из трех способов:
УДОВЛЕТВОРЕН
НЕЙТРАЛЬНО
НЕУДОВЛЕТВОРЕН
Он также должен проверить каждый пункт как очень важный. Можно разработать анкету, которая может служить целям получения мнений сотрудников и измерения их отношения. Данные, собранные с помощью анкет, могут быть скомпилированы, сведены в таблицы и проанализированы, чтобы узнать об отношении работников к руководству и организации.
4. Интервью:
Еще одним методом получения информации о реакции персонала является использование интервью. Рабочие должны быть опрошены представителями некоторых сторонних организаций, таких как консалтинговая фирма или университетское отделение. Сотрудникам дается гарантия того, что предоставленная информация не будет использоваться для каких-либо административных функций.
В управляемом интервью интервьюер задает ряд вопросов, на каждый из которых можно дать простой ответ.