Отношение к нигилизму тургенева – Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (в романе «Отцы и дети»)

Содержание

Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (в романе «Отцы и дети»)

Оглавление:

  1. Что понимает под нигилизмом Тургенев?
  2. Что такое нигилизм в современном понимании?
  3. Нигилизм в России
  4. Нигилизм Ницше
  5. Последствия нигилизма

В России впервые термин «нигилизм» употребил Н. И. Надеждин в заметке «Сонмище нигилистов» в 1829 году. Несколько позже, в 1858 году была выпущена книга, которую написал казанский профессор В, В. Берви – в ней писатель употребил термин «нигилизм» в качестве синонима слову «скептицизм». 

Однако настоящую популярность это слово приобрело, когда И. С. Тургенев в 1862 году написал свой известный роман «Отцы и дети». В произведении нигилистом был назван Базаров, который категорически отрицал взгляды «отцов». Этот роман произвёл большое впечатление на читателей, в результате чего термин «нигилист» стал крылатым словом. Сегодня нигилизм и нигилисты довольно часто встречаются как в жизни, так и в литературе.

Что понимает под нигилизмом Тургенев?

Тургенев, один из лучших писателей классиков русской литературы, вспоминает, что, после его возвращения в Петербург, когда только вышел в свет его роман, он обнаружил, что этот термин уже подхватили многие жители города. В то время, в 1862 году, в Петербурге разразились пожары, и первое, что услышал писатель, приехав в Питер, это употребление в адрес поджигателей термина «нигилисты».

Что понимает под нигилизмом Тургенев? Писать роман он начал в то время, когда еще не было отменено крепостное право, когда в обществе нарастало революционное настроение, и на этом фоне четко вырисовывались идеи отрицания и разрушения старого порядка, старых авторитетов и принципов. В романе ясно просматриваются идеи демократического движения, формирующегося и развивающегося под знаком отрицания порядков дворянско-крепостнического общества, дворянской культуры, старого мира.

Нигилизм, с точки зрения писателя — это отрицание старых принципов и устоев.

В своём произведении писатель освещает моральные, философские и политические проблемы и поднимает вечный вопрос взаимоотношения отцов с детьми. Подчеркивает значимость любви, дружбы, становления личности, а также важность для каждого человека выбора своего жизненного пути и самоопределения.

Образ Базарова в произведении наделён яркими чертами нигилиста, герой открыто противостоит всем старым принципам, что и становится причиной возникновения как внутреннего конфликта Базарова, так и враждебное непонимание его окружающими.

В романе Тургенев продемонстрировал, что нигилистическая философия является нежизнеспособной. Ним сознательно были обрисованы картины нищих российских крепостных деревень, чтобы показать существующее в стране социальное неравенство, несправедливое управление государством господствующего класса. Но вместе с тем нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» вместе с его героем остаётся в одиночестве, поскольку его идеи и мировоззрение не были приняты даже самыми близкими сторонниками — Кукшиным, Ситниковым и Аркадием, которые предали его идеалы.

Базаров, отрицавший существование любви, в итоге сам подвергся её испытаниям, которых не выдержал и сломался. Герой-нигилист, который утверждал, что загадочный женский взгляд является ничем иным, как художественной чепухой, влюбляется в Анну Одинцову и с ужасом обнаруживает присутствие романтики в самом себе. Вся трагичность ситуации заключается в том, что любовь Базарова оказалась невзаимной, обреченной.

Видео о нигилизме базарова в романе «Отцы и дети»

Роман завершается гибелью Базарова, который заразился тифом, вскрывая труп крестьянина. Перед смертью герой проявляет все свои лучшие качества: поэтическую любовь к Анне, нежные, добрые чувства по отношению к родителям, которые до этого были скрыты под внешней суровостью, мужество, сильный дух, жажду жизни.

Таким финалом Тургенев показывает читателю личность Базарова, как сильного духом человека, способного оказывать влияние на окружающих. Однако, поскольку общество оказалось еще неготовым принять его мировоззрение, этот герой оказался «лишним» — его время еще не пришло.

Таким образом, Тургенев довольно ярко раскрыл понятие «нигилизм» в романе «Отцы и дети» на примере своего героя Базарова. Героя всех времён и народов, который рождается в том месте, где отсутствует социальная справедливость и благополучие.

Что такое нигилизм в современном понимании?

Со времён Тургенева понятие «нигилизм» постепенно приобрело более расширенный смысл. Так, сегодня этот термин употребляется и в философии, и в политике, и в повседневной жизни. Однако на вопрос «Что такое нигилизм?» существует однозначное определение: это мировоззрение, позиция, которая не только ставит под сомнение, но и категорически отрицает общепринятые ценности: идеалы, моральные нормы, формы общественной жизни, общепринятые понятия нравственности. Существует несколько разновидностей нигилизма:

  • Моральный нигилизм.
  • Правовой нигилизм.
  • Мереологический нигилизм.
  • Эпистемологический.
  • Метафизический.
  • Философско-мировоззренческий нигилизм.

Нигилист — это человек, который не признаёт никаких авторитетов, не принимает какие-либо принципы на веру, критикует любую точку зрения, какой бы она ни была.

Моральные нигилисты имеют позицию отрицания как моральных, так и аморальных устоев.

Правовой нигилизм — отрицательное отношение к праву, которое может выражаться в различных степенях интенсивности. Так, выделяют пассивную и активную формы правового нигилизма.

  • Пассивная форма характеризуется неверием в правовые возможности. Правовые нигилисты не признают позитивную роль права в обществе.
  • Активная форма выражается во враждебном отношении к законам, пропаганде личного мировоззрения среди окружающих людей. Таких граждан можно также назвать анархистами.

Видео о правовом нигилизме

Правовой нигилизм может быть присущ как обществу в целом, так и социальной группе или отдельному гражданину, но никакая из перечисленных категорий сознательно не нарушает правовые нормы. То есть, правовые нигилисты лишь не признают право и не верят в его социальную ценность.

Истоками такого отношения к общеустановленным правовым нормам является недоверие к власти, рассмотрение законов как указаний со стороны правительства. Также причиной развития подобных гражданских позиций может послужить пример безнаказанности должностного лица, расхождение в предписаниях законов с действительностью, порочных действиях правосудия и т. п. Как правило, общественный правовой нигилизм возникает при несовершенном и противоречивом законодательстве, неспособности власти бороться с преступностью, обеспечить гражданам их права и защиту от произвола.

Эпистемологические нигилисты характеризуются своим отрицательным отношением к знаниям.

Нигилизм в России

Нигилизм существует только в России и постсоветских странах. Жителям же западноевропейских стран такое явление не присуще. Формироваться подобные умонастроения начали в 50-60 годах 19 века. Их главные идеологи — Писарев, Добролюбов, Чернышевский. Также некоторые нигилистические черты были присущи и Ленину, хотя жил он в другую эпоху.

Несмотря на то что под русским нигилизмом подразумевалось отрицание Бога, духа, души, норм и высших ценностей, это явления всё же считается религиозным феноменом, поскольку возникло оно на духовной православной почве. Основа чистого русского нигилизма — православное отрицание мира, ощущение мира, пребывающего во зле, отношение к богатству, роскоши, творческому избытку в искусстве и мыслях, как к грехам.

Нигилизм Ницше

Нигилизм Ницше, немецкого философа и филолога, подразумевает обесценивание высоких ценностей. То есть, он связывал ценности и природу человека, который их обесценивает и в то же время всё равно пытается за них держаться. Ницше утверждал, что если человек падает, то не стоит подставлять ему своё плечо. Если человека ударили по правой щеке, то не стоит подставлять и левую. Также он считал, что сострадание является губительным качеством для человека, а потому отрицал сострадание к ближним.

Нигилизм в философии Ницше — это идея сверхчеловека, воплощения христианского идеала, свободного во всех отношениях. Он учил отвечать на силу силой, быть мужественными, дерзкими, надеяться только на самих себя. Добрых людей он считал лицемерами, поскольку те никогда не говорят правду в лицо. Поэтому, как он утверждал, правильный человек — это злой, не щадящий своих близких человек.

Последствия нигилизма

Сегодня многие спорят, является ли нигилизм болезнью или же лекарством от болезней. Философия нигилистов отрицает такие ценности, как нравственные принципы и духовная жизнь — любовь, природа, искусство. Но ведь человеческая нравственность основана именно на этих фундаментальных понятиях. 

Каждый здравомыслящий человек должен понимать, что в мире существуют такие ценности, отрицать которые невозможно: любовь к жизни, любовь к людям, стремление к счастью и наслаждение красотой.

Как Вы относитесь к нигилистам? Считаете ли Вы Базарова в романе Тургенева настоящим нигилистом? Поделитесь своим мнением в комментариях.

www.rutvet.ru

Отношение тургенева к нигилизму. Характеристические черты русского нигилизма. Задание на дом

Нигилизм… Что это за явление? Так называют учение, утверждающее, что вся жизнь и действительность ограничены лишь явлениями, нет ничего выше чувственного. Но это только теория нигилизма, на деле же отрицает важность добра, доблести и правды и высших основ бытия.

Развитие нигилизма началось в XIX веке в результате притока атеистических и материалистических идей. Нигилисты придерживались точки зрения полного отрицания, для них не было ничего, достойного уважения. Они считали пустяками все, чему люди привыкли преклоняться, глумились над общепринятыми категориями, стремились поломать и отринуть все, за чем утверждена вековая давность.

Сами нигилисты считали себя людьми, которые ко всему относятся критически, не признают авторитета и не принимают на веру принципов. Отрицание доходило у нигилистов до мании, они даже стыдились, если приходилось разделять с кем-либо свое мнение. Нигилизм — что это? Безусловное отрицание или противоречие принципам? Согласно нигилизму все идеалы человечества — это просто призраки, которые ограничивают свободное сознание человека и мешают ему жить правильно.

Нигилизм признавал в этом мире только материи, только атомы, которые образуют то или иное явление. Основные причины нигилизма — это эгоизм и чувство самосохранения, не знающее чувства духовной любви. Все творческое, по мнению нигилистов, — сущая ерунда, ненужная и напускная. Понятно, что к религии они относились тоже враждебно. Нигилизм отрицает существование Бога и бессмертие души.

К тому же, отвечая на вопрос: «Нигилизм — что это?», нельзя не отметить нравственную распущенность, которую проповедовали нигилисты. Они не считали нужным сохранять нравственную стыдливость, так как стыд — это один из признаков слабости.

Характеристические черты русского нигилизма

По воззрениям нигилизма, брак и семейные узы всех уровней считались лишь непонятным и ненужным предрассудком. Это учение высмеивало проявление сердечных и родственных привязанностей. В отношениях со своими родными нигилисты проявляли бесчувственность, и в результате духовной деградации нигилисты становились жесткими циниками не только на словах, но и на деле: нигилисты стремились пренебречь всеми правилами приличия и в поступках, и в общении, и даже в манере одеваться.

Отрицание и является основной характерной чертой русского нигилизма. Сами представители так определили нигилизм — что это «ни за что не приниматься серьезно, только ругаться». Поэтому вполне объяснимо, что отрицания нигилистов приводили к полному разрушению внутреннего мира, оставляя после себя пустоту и нерадостное ничтожество. Нигилистам близко только все негативное, они наполнены презрением ко всему.

Это учение проявляется в преувеличенном сомнении в известных принципах и ценностях. Существует еще и в котором объектом отрицания является право. В этой разновидности нигилизма правовые нормы не считаются идеальным способом для урегулирования общественных отношений.

нигилизм это, нигилизм
Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. словарях определяется также как «отрицание», «абсолютное отрицание», «социально-нравственное явление», «умонастроение», т.е., очевидно, определение нигилизма и его проявление в разное время зависело от культурно-исторической эпохи, субъективно и контекстно зависимо.

  • 1 История появления термина
  • 2 Разновидности нигилизма
  • 3 Нигилисты в России
  • 4 Нигилизм в исследованиях психологов
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

История появления термина

В Средние века существовало учение нигилизм, преданное анафеме папой Александром III в 1179 г.. Учение нигилизма, ложно приписанное схоластику Петру Ломбардскому, отвергало человеческое естество Христа.

В западной философской мысли термин «Нигилизм» ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы. С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.

Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:

  • Нет (бесспорного) разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;
  • Объективной нравственности не существует;
  • Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.

Разновидности нигилизма

  • Философская мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры;
  • Мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;
  • Метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно;
  • Эпистемологический нигилизм — отрицание знания;
  • Моральный нигилизм — метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;
  • Правовой нигилизм — порождённое социальной средой активное или пассивное отрицание обязанностей личности, а также установленных государством норм и правил.

Нигилисты в России

Основная статья: Русский нигилизм

В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в стать

trans-klimat.ru

Художественное постижение нигилизма в произведениях Тургенева, Достоевского и Лескова Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

УДК 82.091

UDC 82.091

Е.М. КОНЫШЕВ

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русской литературы XI-XIX веков, Орловский государственный университет Е.О. ДОРОФЕЕВА

аспирант, кафедра русской литературы XI-XIX веков, Орловский государственный университет

E.M. KONYSHEV

Candidate of Philology, associate professor, Department Russian Literature of the XI-XIX centuries, Orel State

University E.O. DOROFEEVA

Graduate student of Department Russian Literature of the XI-XIX centuries, Orel State University

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОСТИЖЕНИЕ НИГИЛИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТУРГЕНЕВА, ДОСТОЕВСКОГО И ЛЕСКОВА

ARTISTIC UNDERSTANDING OF THE NIHILISM IN THE WORKS BY TURGENEV, DOSTOYEVSKY AND LESKOV

В статье рассматривается история проникновения понятия «нигилизм» в русскую литературу. Делаются выводы о сложности этого понятия у Тургенева, Достоевского и Лескова.

Ключевые слова: Тургенев, Базаров, нигилизм, Достоевский, Лесков.

The article features the background of penetration of the «nihilism» concept into the Russian literature. Conclusions are made about the complexity of this concept with Turgenev, Dostoyevsky and Leskov.

Keywords: Tyrgenev, Bazarov, nihilism, Dostoevsky, Leskov.

По общему признанию, Тургенев был первым, кто совершил в романе «Отцы и дети» художественное открытие нигилизма. Образ Базарова, как известно, вызвал у современников бурные споры, но, в конечном счёте, восторжествовала точка зрения Писарева, высоко оценившего личность тургеневского героя, его ум, силу характера, благородство натуры. Вместе с тем в романе есть один незначительный эпизод, в котором обозначена тема, ставшая затем одной из центральных у других великих писателей. Базаров в споре с братьями Кирсановыми заявляет, что он не признаёт никаких авторитетов. В свою очередь Павел Петрович спрашивает его: «Очень хорошо-с. Ну, а насчёт других, в людском быту принятых, постановлений вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?» [8, 219]. Базаров не найдёт нужным обсуждать данную проблему, вероятно, как и сам автор, не считая её достойной особого внимания. Между тем криминальный аспект нигилизма в дальнейшем начнут всячески подчёркивать Лесков и Достоевский.

На Достоевского огромное воздействие оказали те впечатления, которые он получил во время своего пребывания в Сибири. В молодости он увлекался идеями утопического социализма. После каторги убеждённость в том, что человек добр, что человеком управляет разум, была утрачена. Достоевский осознаёт: «Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекари-социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегните зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из неё самой …» [3, 201].

У Лескова был иной жизненный опыт, но он тоже включал в себя наблюдения над уголовниками и пре-

ступниками. Отец писателя был опытным следователем, сам Лесков, как известно, в молодости некоторое время служил в Орловской уголовной палате. Уже в раннем творчестве Лескова возникают зловещие образы каторжников. Например, характер Катерины Измайловой можно трактовать по-разному. Но как бы ни смягчали её вину глубокая страсть и практически безвыходные обстоятельства, нельзя не видеть, что убивает она слишком легко. Она убивает не только потому, что любит, но потому, что убийство — это её стихия, потому, что в ней проявляется какое-то демоническое начало. И есть какая-то особая закономерность в том, что Лесков послал «Леди Макбет Мценского уезда» в журнал Достоевского «Эпоха». А дальше невольное сближение писателей окажется ещё большим. Романы «Бесы» и «На ножах» будут опубликованы в одном журнале, в Русском вестнике», и почти одновременно. Возникнет определённая перекличка идей и образов, на которую укажет сам Лесков: «Горданов не сразу сшил себе свой нынешний мундир: было время, когда он носил другую форму. Принадлежа не к новому, а к новейшему культу, он имел пред собой довольно большой выбор мод и фасонов: пред ним прошли во всём своём убранстве Базаров, Раскольников и Маркуша Волохов и Горданов всех их смерил, свесил, разобрал и осудил: ни один из них не выдержал его критики. Базаров, по его мнению, был неумён и слаб, — неумён потому что ссорился с людьми и вредил себе своими резкостями, а слаб потому, что свихнулся пред «богатым телом» женщины, что Павел Николаевич Горданов признавал слабостью из слабостей. Раскольникова Горданов сравнивал с курицей, которая не может не кудахтать о снесённом ею яйце, и глубоко презирал этого героя за его

© Е.М. Конышев, Е.О. Дорофеева © E.M. Konyshev, E.O. Dorofeeva

10.00.00 — ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 — РИТШЬОИСЛЬ

привычку беспрестанно чесать свои душевные мозоли. Маркуша Волохов (которого Горданов знал вживе) был, по его мнению, и посильнее, и поумнее двух первых, но ему, этому алмазу, недоставало шлифовки, чтобы быть бриллиантом, а Горданов хотел быть бриллиантом и чувствовал, что к тому уже настало удобное время» [5, 127]. Логика рассуждений Горданова вполне понятна, и вместе с тем не так просто оценить, какое место в этом ряду следовало бы предоставить Николаю Ставрогину.

В своё время К.В. Мочульский, отмечая открытия, сделанные Достоевским, указывал на образы людей зла. Исследователь писал: «Достоевский впервые столкнулся с ними на каторге. Они влекли и пугали его своей загадочностью. Он долго не понимал их. И то, что наконец понял, было самым потрясающим откровением, которым подарила его каторга <…> Зло совсем не ущербность воли и слабость характера; напротив, в нём страшное могущество, мрачное величие. Зло не в господстве низшей плотской природы над высшей духовной. Зло есть мистическая реальность и демоническая духовность» [6 , 313-314]. Наиболее ярким воплощением такого типа в творчестве Достоевского является образ Ставрогина.

В настоящее время ни у кого нет сомнений, что образ Ставрогина принадлежит к наиболее значительным художественным открытиям Достоевского. Но ведь во многом аналогичное открытие делает и Лесков.

Горданов — это тоже человек зла. Конечно, по масштабу своего характера он ближе к Петру Верховенскому, чем Ставрогину. Но в романе Лескова именно он представляет собой центр, вокруг которого группируются все остальные отрицательные персонажи. Как и Ставрогин, он выступает в роли духовного лидера для радикальной молодёжи. Если Ставрогин внушает своим ученикам разрушительные идеи, толкающие их либо к самоубийству, либо к террористической деятельности, то Горданов борцов за народное счастье вполне успешно превращает в буржуазных хищников: «Павлу Николаевичу не трудно было доказать, что нигилизм стал смешон, что грубостью и со-рванечеством ничего не возьмёшь; что похвальба силой остаётся лишь похвальбой, а на деле бедные новаторы, кроме нужды и страданий, не видят ничего, между тем как сила, очевидно, слагается в других руках. в длинной речи отменил грубый нигилизм, заявленный некогда Базаровым в его неуклюжем саке, а вместо его провозгласил негилизм — гордановское учение, в сути которого было понятно пока одно, что негилистам дозволяется жить со всеми на другую ногу, чем жили нигилисты. Дружным хором кружок решил, что Горданов велик» [5, 130]. Герой Лескова отрицательно влияет не только на тех, кто и сам был к этому предрасположен. Ванскок — девица очень честная и самоотверженная. Но мы видим, как и в её голове под влиянием Горданова хаотически смешиваются представления о добре и зле. Эту шаткость нравственных понятий, поразившую современников, не один раз отмечал Достоевский. Не случайно лесковский образ нигилистки вызвал у него восхищённый отзыв: «Какова Ванскок! <…> Ведь я

эту Ванскок видел, слышал сам, ведь я тоже осязал её! Удивительнейшее лицо! Если вымрет нигилизм начала шестидесятых годов, — то эта фигура останется на вековечную память. Это гениально!» [5, 172].

Горданов выступает не только как теоретик нигилизма. Он практик и в этой роли, может, даже превосходит Ставрогина. С юридической точки зрения героя Достоевского трудно в чём-либо обвинить. Он отравляет сознание своих учеников и последователей, что ведёт к роковым последствиям, но сам Ставрогин, как правило, ничего преступного не совершает. Существует, правда, его исповедь Тихону, где он признаётся в совращении девочки-подростка, но вполне возможно, что Ставрогин всё это выдумал. Целью такого вымысла могла быть насмешка, издевательство, провокация, что весьма соответствует характеру Ставрогина.

Горданов реально переступает все законы и традиции. Вспомним его столкновение с Подозёровым. За дуэль в России строго не наказывали, но при этом всегда очень тщательно следили, чтобы она проходила так, как положено. Дуэльный кодекс был освящён веками, и относились к нему в дворянском обществе чрезвычайно серьёзно. В случае чего виновнику грозило не только всеобщее презрение, но и каторга. Тем не менее, Горданов во время поединка грубо нарушает его правила и коварно пытается убить своего противника. В ту эпоху трудно было даже представить себе столь низкое и бесчестное поведение.

По мере развития сюжета Горданов оказывается связан с целой чередой преступлений. Пытаясь устранить тех, кто стоит на его пути к богатству, он использует клевету и шантаж, яд и кинжал. Точно так же, как и Достоевский, Лесков, с одной стороны, демонизиру-ет своего героя, с другой — разрушает романтический ореол бунтаря и отрицателя, всемерно подчёркивая в его действиях низменное, отвратительное, безобразное. Так, например, заколов Бодростина стилетом, Горданов опасается, что трёхгранное отверстие в левом боку трупа укажет следователю на орудие убийства. Ночью он подкрадывается к телу покойника и пытается перочинным ножом изменить очертания ранки. Но вместо этого сам получает царапину и заражается трупным ядом.

Подобное описание очень напоминает манеру Достоевского, который широко использовал эстетику безобразного при описании Раскольникова или Ставрогина. Достоевскому, правда, картины русской жизни, возникшие под пером Лескова, показались надуманными и неестественными: «Много вранья, много чёрт знает чего, точно на луне происходит» [4, кн. 1, 172]. Но это явная несправедливость. Подобное замечание куда более уместно по отношению к его собственному роману, где Ставрогин как раз и пытается представить, что все его отвратительные поступки были совершены где-то в совершенно ином мире: «Положим, вы жили на луне <. >, вы там, положим, сделали все эти смешные пакости. Вы знаете наверно отсюда, что там будут смеяться и плевать на ваше имя тысячу лет, вечно, во всю луну. Но теперь вы здесь и смотрите на луну отсюда: какое вам дело здесь до всего того, что

вы там наделали и что тамошние будут плевать на вас тысячу лет, не правда ли?» [2, 187]. У Достоевского реализм «фантастический», а Лесков весьма достоверно передаёт характеры людей эпохи первоначального накопления капитала, которые появились в России 1860- х годов, и ещё более достоверно предугадывает наши 90-е годы. Вспомним, например, что Горданов задумал грандиозную мошенническую операцию, которая могла принести ему миллионы. Горданов намеревался «завести в разных местах конторы для продажи на сроки записок на билеты правительственных лотерей. Он хотел везде продавать записки на одни и те же билеты на срочную выплату и, обобрав всех, уйти в Швейцарию» [5, 780]. Лесков был пророком не в меньшей степени, чем Достоевский.

Как известно, современники роман «На ножах» не приняли. Он подвергся настолько сокрушительной критике, что Лесков и сам ей немного поверил: «По-моему, это есть самое безалаберное из моих слабых произведений» [5, 800]. Конечно, в настоящее время литературоведы много сделали, чтобы реабилитировать это произведение. И всё же мы ещё не до конца осознаём то новое знание о человеке, которое заключается в творчестве Лескова. Образ Горданова по глу -бине проникновения в мрачные бездны человеческой души вполне может быть поставлен в один ряд с бесами Достоевского.

Неоспоримое значение художественных открытий Лескова не надо всё же абсолютизировать и не надо полагать, что суть нигилизма обязательно сводится к проповеди аморализма и вседозволенности. «Негилизм» Горданова не следует воспринимать как скрытую сущность идей Базарова или Раскольникова, хотя переход между ними, конечно, возможен.

Вспомним то определение, которое сформулировано в первых главах тургеневского романа: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип» [8, 216]. Весьма существенно, что здесь о разрушении не сказано ни слова, а всего лишь звучит призыв к человеку быть самостоятельным в своих суждениях. Если такой призыв воспринимать в рамках обыденного сознания, то с ним вполне может согласиться любой цивилизованный человек. Если же речь идёт о научной деятельности, к которой, прежде всего, и готовится Базаров, то независимость мышления здесь вообще является одним из важнейших требований. Об этом в своё время весьма убедительно писал Д.Н. Овсянико-Куликовский: «Отрицание искусства, глумление над Пушкиным, культ естественных наук, материалистическое мировоззрение — всё это только «механически» связывает Базарова с известными кругами молодёжи того времени. Но ведь Базаров интересен и так значите-

лен вовсе не этими «взглядами», не «направлением», а внутренней содержательностью и сложностью натуры, в самом деле «сумрачной», «наполовину выросшей из почвы», огромной силой духа, наконец — при демократизме «до конца ногтей» — такой независимостью мысли и такими задатками внутренней свободы, каких дай Бог настоящему философу» [7, 54].

По поводу теории Раскольникова также следует избегать упрощённых её истолкований. На это вполне справедливо указывал Н.Н.Вильмонт: « Этическое зерно в этой теории всё же не вовсе отсутствует, поскольку в ней не гаснет мечта: разрушить настоящее во имя лучшего. Но даже и не в этом только тут дело, а в ясно подчёркнутой заботе о человеческой «совести», иначе — о сохранении нравственного начала и в беспощадном кровопролитии. Ведь речь здесь всё время идёт именно о «праве на кровь», а не о кровожадном произволе тиранической власти» [1, 178]. Раскольников отречётся от своей идеи именно потому, что осознает её внутреннюю противоречивость, осознает, что нельзя совместить высокую цель с преступными средствами. Что касается «негилиста» Горданова, то в его учении как раз нет никаких противоречий. И человеку, который принял это учение, муки совести не угрожают. Трудно, конечно, сказать, чьи идеи опаснее для общества. «Негилизм» подходит только для откровенных негодяев, а мечты Раскольникова способны привлечь к себе и благородные сердца.

Подводя итог, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что определённая связь между нигилизмом и «неги-лизмом», конечно, существует, но её не следует преувеличивать. В идеях Базарова, Раскольникова, Горданова русские классики угадывали разные направления развития русского общества. Тургенев писал роман «Отцы и дети» в тот период, когда в России началась эпоха реформ. Писатель надеялся, что наша страна пойдёт по европейскому пути, что в полной мере будет реализована либеральная модель, утверждающая принцип личной свободы и прав человека при условии ограничения их законом и нравственностью. При всём своём нигилизме Базаров во многом соответствует этим требованиям. Что касается Достоевского, то он либеральному прогрессу не сочувствовал, но очень остро ощущал возможность катастрофы. И хотя Раскольников совершает всего лишь уголовное преступление, его следует расценивать как эксперимент. Раскольников, в частности, хочет проверить, можно ли жертвовать отдельными людьми, пусть даже невинными, ради блага человечества. Таким образом, в «Преступлении и наказании» испытанию подвергается идеология революционного террора. И, наконец, Лесков угадал тот криминальный вариант нигилизма, с которым России дважды придётся столкнуться при построении буржуазного общества.

10.00.00 — ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 — PHILOLOGICAL SCIENCES

Библиографический список

1. Вильмонт Н.Н. Великие спутники. М., 1966.

2. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1985. Т. 10. С.201.

3. Достоевский ФМ. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1985. Т. 25. С.201.

4. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1985. Т. 29. С.201.

5. ЛесковН.С. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 2004. Т. 9.

6. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М., 1995.

7. Овсянико-КуликовскийД.Н. Собр.соч.: В 9 т. Спб., 1909. Т.2.

8. ТургеневИ.С. Полн. собр. соч.: В 28 т. Т.8. М.-Л., 1960-1968. Т.8.

References

1. VilmontN.N. Great companions. M., 1996.

2. Dostoevsky F.M. Complete collection of works: In 30 v. L. 1972-1985. V. 10.

3. Dostoevsky F.M. Complete collection of works: In 30 v. L. 1972-1985. V. 24.

4. Dostoevsky F.M. Complete collection of works: In 30 v. L. 1972-1985. V. 25.

5. Leskov N.S. Complete collection of works: In 30 v. M., 2004. V. 9.

6. MothylskyK.V. Gogol, Solovjov, Dostoevsky. M., 1995.

7. Ovsjaniko-Kulikovsky D.N. Collection of works: In 9 v. SPb., 1909. V.2.

8. Tyrgenev I. S. Complete collection of works and letters: In 28 v. M.- L., 1960-1968. V. 8.

cyberleninka.ru

Нигилизм в романе Тургенева «Отцы и дети»

(319 слов) Помимо конфликта старшего и младшего поколений, роман И.С. Тургенева известен и нигилизмом. Именно этой философии придерживался главный герой, Евгений Базаров. Но что же такое «нигилизм», и как он проявляется на страницах произведения?

Каждый герой романа по–своему трактует данное понятие. Представитель младшего поколения, Аркадий Кирсанов, утверждал, что нигилизм – это отношение ко всему с отрицательной позиции. А Павел Петрович верил в то, что эта философия построена на отказе от каких–либо принципов и авторитетов. Сам Евгений Базаров утверждал, что это производное от совершенствования естественных наук. Герой проверял каждую теорию на практике, никогда не бездействовал, всё время что-то делал. В то же самое время Базаров не видел смысла в искусстве и в творчестве А.С. Пушкина. До появления Анны Одинцовой Евгений был уверен, что его философия правильна и точна. Но после своего любовного признания он понял, что именно это чувство не поддается никакому объяснению. Его нельзя отрицать. Любовь – вот что разрушило целостность и абсолютность нигилизма в сознании главного его носителя.

Но на страницах романа мы встречаем и псевдонигилистов. К ним можно отнести Ситникова и Кукшину. Им только кажется, что они знают и исповедуют эту философию. На самом деле Ситников лишь подражал Базарову. Он пытался быть таким же деловитым, свободным, но на деле это выглядело комично. Персонаж пытался занять выгодное положение в обществе, хотя все его попытки были тщетны. Да и сам Евгений не воспринимал его всерьёз. Что касается Кукшиной, то она — невоспитанная и необразованная женщина без такта и манер. Её бросил муж, поэтому нигилизм – её единственное занятие. Она воспринимает эту философию поверхностно, поэтому так и неприятна Базарову. Ситников и Кукшина – жалкая пародия на нигилистов.

Как мы видим, нигилизм в романе представлен в виде отрицания авторитетов и общепризнанных позиций. Это критическое отношение ко всему происходящему. Но вместе с критикой всегда необходимо предлагать конструктивные решения, а Базаров признается на смертном одре, что ему не удалось ничего предложить, так как его деятельность не встретила понимания в народе. Его несостоятельность доказывает, что такая философия обществу не нужна.

Автор: Алёна Бузькевич

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Урок литературы в 10-м классе по теме «Нигилизм и его последствия»

(урок – размышление)

Презентация

Цель: дать понятие о нигилизме, познакомиться с характеристиками определения нигилизма, данными в разных источниках разного времени; сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова; показать, как влияют убеждения человека на его судьбу; проанализировать последствия нигилизма, подвести к мысли о разрушительном воздействии нигилизма на характер личности и общества; развитие навыков устной монологической речи, выразительного чтения.

Эпиграф:

«Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком».
Борис Зайцев.

1. Вступительное слово учителя.

Слайд №1.

— Тема сегодняшнего урока «Нигилизм и его последствия». Сегодня мы постараемся поглубже узнать, что скрывается под пугающим словом «нигилизм», поговорим об убеждениях Евгения Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Попытаемся ответить на вопрос: «Зависит ли судьба человека от его убеждений. Могут ли убеждения погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым?»

При подготовке к уроку вы, ребята, должны были перечитать отдельные главы романа «Отцы и дети», выполнить некоторые задания.

2. Нам предстоит словарная работа.

Посмотрим, как одно и то же понятие «нигилизм» раскрывается в разных источниках.
(Чтение формулировок определений нигилизма, данные в Большом энциклопедическом словаре, словаре В.Даля, Толковом словаре и Британской энциклопедии.)

Слайд №2.

— НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
Большой энциклопедический словарь

Слайд №3

— НИГИЛИЗМ – «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».
В.Даль

Слайд №4

— НИГИЛИЗМ – «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм».
Толковый словарь русского языка

Слайд №5

— НИГИЛИЗМ – «философия скептицизма, отрицания всех форм эстетического». Социальные науки и классические философские системы полностью отрицались, отрицалась любая власть государства, церкви, семьи. Наука для нигилизма стала панацеей от всех социальных проблем.
Британника

— На что вы обратили внимание?

— Интересно отметить, что в разных источниках даётся свой вариант толкования этого понятия и его возникновения. Британская энциклопедия ведёт его историю со Средних веков. Современные исследователи относят его к началу XIX века. Некоторые издания считают, что понятию нигилизм впервые дал определение немецкий философ Фридрих Ницше. «Что означает нигилизм? – спрашивает он и отвечает:- То, что высшие ценности теряют свою ценность…нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»

Интересна история слова «нигилист» в России.

Сообщение ученика:

— Слово «нигилист» имеет сложную историю. Оно появилось в печати в конце 20-х гг. XIX в. И вначале это слово употребляли по отношению к невеждам, которые ничего не знают и не хотят знать. Позднее, в 40-е гг., слово «нигилист» как бранное стали употреблять реакционеры, называя так своих идейных врагов – материалистов, революционеров. Передовые деятели не отказались от этого названия, но вложили в него свой смысл. Герцен утверждал, что нигилизм означает пробуждение критической мысли, стремление к точному научному знанию.

— Итак, нигилизм – это убеждения или их отсутствие? Можно ли считать нигилизм социально позитивным явлением? Почему?

— Нигилизм – это убеждения, жёсткие и непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций. Философия нигилизма позитивной быть не может, т.к. отвергает всё, не предлагая ничего взамен. Нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряна цель и нет ответа на вопрос о смысле жизни, о смысле существования самого мира.

Слайд №6

3. И.С.Тургенев в своём знаменитом романе «Отцы и дети» изложил в общедоступной форме идею нигилизма устами персонажа Евгения Базарова.

Слайд № 7

Давайте вспомним взгляды Базарова. Дома вы должны были заполнить таблицу, подобрав цитаты из романа (чтение цитат и их обсуждение).

Научные и философские взгляды:

  1. «Есть науки, как есть ремёсла, знания; а науки вообще не существует вовсе… Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной берёзой».
  2. «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он ещё сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь».
  3. «Мы теперь вообще над медициной смеёмся и ни перед кем не преклоняемся».

Политические взгляды:

  1. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения…»
  2. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… — подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем… Всё…»
  3. «А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди, и обличители никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и чёрт знает о чём, когда дело идёт о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только налиться дурману в кабаке…»
  4. «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивали людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет… По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет всё равно, глуп ли человек или умён, зол или добр».
  5. «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет…да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух будет расти, ну, а дальше?»

Эстетические взгляды:

  1. «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта».
  2. «И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»
  3. «Рафаэль гроша медного не стоит…»
  4. «…Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросать эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать…»
  5. « Помилуй! В 44 года человек, отец семейства, в …м уезде – играет на виолончели! (Базаров продолжал хохотать…)»

— Соответствуют ли взгляды Базарова нигилистическим воззрениям, или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам?

— Взгляды Базарова вполне соответствуют нигилистическим воззрениям. Отрицание, доходящее до абсурда, всего и всех: нравственных законов, музыки, поэзии, любви, семьи; попытка объяснить все явления действительности, даже необъяснимые, с помощью научных изысканий, материалистически.

— А что говорят о нигилистах герои романа «Отцы и дети»?

Николай Петрович Кирсанов говорит, что нигилист – это человек, «который ничего не признаёт». Павел Петрович добавляет, «который ничего не уважает». Аркадий: «который ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

— Какое из 3 толкований больше подходит к нигилизму Базарова?

А что же признаёт Базаров? (науку, огромную роль самовоспитания, труд, работу)

— Хорошо это или плохо относиться ко всему с критической точки зрения?

— Глядя на всё критически, можно найти недостатки, ошибки, исправить их. Сомнения и отрицание всегда были двигателем научного и социального прогресса. Всё новое строится на основе отрицания старого. Но нельзя всё слепо отрицать, нельзя отказываться от положительного опыта, от традиций. Обязательно должна быть новая позитивная программа. Что предлагаешь взамен, какими способами?

— Базаров критически относился к крепостному праву, к самодержавию, к государственному строю вообще, к религии, к законам, к традициям. Базаров собирается «место расчистить», т.е. сломать старое.

— Как называются люди, ломающие старый строй?

— Революционерами.

— Значит, Базаров по взглядам – революционер. Тургенев писал: «…и если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Теперь скажите, во имя чего ломают старое? Зачем?

— Чтобы построить новое – лучше старого.

  • И что же собирается строить Базаров?
  • Ничего. Он говорит, что это не его дело. Его дело – место расчистить, и всё.
  • Что же хорошо и что плохо в программе Базарова?
  • Хорошо, что он видит недостатки современного общества. Плохо, что не знает, что строить, и не собирается строить. У него нет созидательной программы.
  • Как относится Тургенев к убеждениям Базарова? Разделяет ли он их?
  • Автор не разделяет нигилистических убеждений Базарова, наоборот, он всем ходом романа последовательно их развенчивает. С его точки зрения, нигилизм обречён, т.к. не имеет позитивной программы.
  • Тургенев по своему мировоззрению либерал, по происхождению – аристократ. Как же мог он своего противника сделать лучше и дать ему одержать победу?

Слайд №8

— Возможно ответ на этот вопрос вы найдёте в высказывании самого Тургенева: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».

По этим словам Тургенева получается, что образ Базарова — это объективная истина, хотя она противоречит симпатиям автора.

— Как вы относитесь к Базарову? Почему Тургенев так пишет о своём герое: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, — я виноват и не достиг своей цели».

— Тургенев – великий психолог. Его Базаров, будучи циничным, бесстыдным на словах, в душе человек нравственный. В Базарове скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и романтизм, и народное начало, и семейное счастье, и умение ценить красоту и поэзию. (В минуты отчаяния бродит по лесу, перед дуэлью замечает красоту природы; стремясь скрыть своё смущение, ведёт себя развязно; дуэль).

— Почему Базаров не отказался от участия в дуэли?

Павел Петрович угрожал в случае отказа ударить его палкой. Что ж с того? Человек, который искренне не признаёт никаких условностей, может позволить себе не заботиться об общественном мнении. Базаров гораздо моложе Павла Петровича и вряд ли позволил бы себя избить. Но он испугался другого – позора. И это доказывает, что далеко не ко всему, о чём отзывался с презрительной ухмылкой, он действительно был равнодушен.

Сам этого не осознавая, Базаров живёт по достаточно высоким нравственным принципам. Но эти принципы и нигилизм несовместимы. От чего-то придётся отказаться. Базаров как нигилист и Базаров как человек борются между собой в душе.

— Как вы думаете, отражаются ли убеждения человека на его судьбе?

— Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе. Они моделируют его судьбу. И получается, что сильный и властный человек, перед которым ещё никто не спасовал, отрицающий романтизм, настолько доверяет своим идеям, что одна только мысль об ошибке приводит его в уныние, в состояние депрессии. За это он будет страшно наказан: врачебные занятия окажутся для него роковыми, а медицина, которую он так почитал, не сможет его спасти. Логика романа заставляет нас видеть в смерти Базарова торжество сил здравого смысла, торжество жизни.

4. Последствия нигилизма.

— Можете ли вы привести примеры нигилизма в истории нашей страны?

Слайд №9

— Я хочу прочитать строчки из манифеста «Пощёчина общественному вкусу»:

«Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нам.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода современности».

Эти слова были написаны в 1912 году. Под ни

urok.1sept.ru

Цитаты Базарова о нигилизме. Нигилизм Базарова («Отцы и дети»)

Роман «Отцы и дети» имеет сложную структуру и многоуровневый конфликт. Чисто внешне он представляет собой противоречие между двумя поколениями людей. Но этот вечный конфликт отцов и детей усложняется идейными и философскими разногласиями. Задачей Тургенева было показать пагубное влияние некоторых философских течений на современную молодежь, в частности нигилизма.

Что такое нигилизм?

Нигилизм — это идейно-философское течение, согласно которому, нет и не может быть авторитетов, ни один из постулатов не должен приниматься на веру. Нигилизм Базарова (как отмечает он сам) — это беспощадное отрицание всего. Философской основой для формирования нигилистического учения послужил немецкий материализм. Неслучайно Аркадий и Базаров предлагают Николаю Петровичу вместо Пушкина читать Бюхнера, в частности его труд «Материя и сила». Позиция Базарова сформировалась не только под влиянием книг, преподавателей, но и из живого наблюдения за жизнью. Цитаты Базарова о нигилизме подтверждают это. В споре с Павлом Петровичем он говорит, что с радостью бы согласился, если Павел Петрович представит ему «хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».

Основные нигилистические идеи героя

Нигилизм Базарова проявляется в его отношении к различным сферам жизни. В первой части романа происходит столкновение двух идей, двух представителей старшего и младшего поколений — Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Они сразу же испытывают неприязнь друг к другу, а потом выясняют отношения в полемике.

Искусство

Наиболее резко Базаров отзывается по поводу искусства. Он считает его бесполезной сферой, которая ничего не дает человеку, кроме глупого романтизма. Искусство же, по мнению Павла Петровича, это духовная сфера. Именно благодаря ему человек развивается, учится любить и мыслить, понимать другого, узнавать мир.

Природа

Несколько кощунственно выглядит отзыв Базарова о природе: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Герой не видит ее красоту, не чувствует гармонии с ней. В противоположность этому отзыву Николай Петрович прогуливается по саду, любуется красотой весны. Он не может понять, как Базаров не видит всего этого, как он может оставаться таким равнодушным по отношению к божьему творению.

Наука

Что же ценит Базаров? Ведь не может же ко всему он испытывать резко негативное отношение. Единственное, в чем герой видит ценность и пользу, — это наука. Наука как основа знания, развития человека. Безусловно, Павел Петрович как аристократ и представитель старшего поколения также ценит и уважает науку. Однако для Базарова идеал — это немецкие материалисты. Для них не существует любви, привязанности, чувств, для них человек — это просто органическая система, в которой происходят определенные физические и химические процессы. К таким же парадоксальным мыслям склоняется и главный герой романа «Отцы и дети».

Нигилизм Базарова попадает под сомнение, он испытывается автором романа. Отсюда возникает внутренний конфликт, который происходит уже не в доме Кирсановых, где каждый день спорят Базаров и Павел Петрович, а в душе самого Евгения.

Будущее России и нигилизм

Базарова как представителя передового направления России интересует ее будущее. Так вот, по мнению героя, для того чтобы построить новое общество, для начала необходимо «место очистить». Что это означает? Безусловно, выражение героя можно трактовать как призыв к революции. Развитие страны необходимо начинать с кардинальных перемен, с разрушения всего старого. Базаров при этом упрекает поколение либералов-аристократов в их бездействии. Базаров о нигилизме отзывается как о самом действенном направлении. Но стоит сказать, что и сами нигилисты пока ничего не сделали. Действия Базарова проявляются только в словах. Тем самым Тургенев подчеркивает, что герои — представители старшего и младшего поколений — в чем-то очень сильно похожи. Взгляды Евгения очень пугающи (это подтверждают цитаты Базарова о нигилизме). Ведь на чем прежде всего строится любое государство? На традициях, культуре, патриотизме. Но если нет никаких авторитетов, если не ценить искусство, красоту природы, не верить в Бога, то что же остается людям? Тургенев очень боялся, что подобные идеи могут воплотиться в жизнь, что России тогда придется очень тяжело.

Внутренний конфликт в романе. Испытание любовью

В романе есть два ключевых персонажа, которые якобы играют эпизодическую роль. На самом деле они отражают отношение Тургенева к нигилизму, они развенчивают это явление. Нигилизм Базарова начинает осмысливаться им самим немного по-другому, хотя прямо автор нам этого не говорит. Итак, в городе Евгений и Аркадий встречают Ситникова и Кукшину. Они передовые люди, которые интересуются всем новым. Ситников — приверженец нигилизма, он выражает свое восхищение Базаровым. Сам же при этом ведет себя как шут, он выкрикивает нигилистические лозунги, это все выглядит нелепо. Базаров относится к нему с явным презрением. Кукшина — эмансипированная женщина, просто-напросто неряшлива, глупа и груба. Это все, что можно сказать о героях. Если они являются представителями нигилизма, на который Базаров возлагает такие большие надежды, то каково же будущее страны? С этого момента в душе героя появляются сомнения, которые усиливаются, когда он встречает Одинцову. Сила и слабость нигилизма Базарова проявляют себя именно в главах, где говорится о любовных чувствах героя. Он всячески противится своей влюбленности, ведь это все глупый и никому не нужный романтизм. Но сердце ему говорит о другом. Одинцова видит,что Базаров умен и интересен, что в его идеях есть доля истины, но их категоричность выдает слабость и сомнительность его убеждений.

Отношение Тургенева к своему герою

Недаром вокруг романа «Отцы и дети» развернулась бурная полемика. Во-первых, тема была очень злободневной. Во-вторых, многие представители литературной критики были, как и Базаров, увлечены философией материализма. В-третьих, роман был смелым, талантливым и новым.

Существует мнение, что Тургенев осуждает своего героя. Что он клевещет на молодое поколение, видя в нем лишь только плохое. Но это мнение ошибочно. Если посмотреть на фигуру Базарова повнимательнее, то в нем можно рассмотреть сильную, целеустремленную и благородную натуру. Нигилизм Базарова — лишь внешнее проявление его ума. Тургенев, скорее, чувствует разочарование в том, что столь талантливая личность зациклилась на таком малооправданном и ограниченном учении. Базаров не может не вызывать восхищение. Он дерзок и смел, он умен. Но, кроме этого, он еще и добр. Неслучайно к нему тянутся все крестьянские детишки.

Что же касается авторской оценки, то наиболее полно она проявляется в финале романа. Могила Базарова, на которую приходят его родители, буквально утопает в цветах и зелени, над ней поют птицы. Противоестественна ситуация, когда родители хоронят детей. Противоестественными были и убеждения главного героя. А природа, вечная, красивая и мудрая, подтверждает, что Базаров был неправ, когда видел в ней лишь материал для достижения целей человека.

Таким образом, роман Тургенева «Отцы и дети» можно рассматривать как развенчание нигилизма. Отношение Базарова к нигилизму — это не просто приверженность, это философия жизни. Но это учение подвергается сомнению не только представителями старшего поколения, но и самой жизнью. Базаров, влюбленный и страдающий, погибает от случайности, наука не в силах ему помочь, а над его могилой все так же прекрасна и спокойна Природа-мать.

fb.ru

Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».

Персонажи романа трактуют это понятие по-разному. Аркадий Кирсанов, считавший себя последователем Базарова, объясняет, что нигилист – человек, относящийся ко всему с критической точки зрения. Павел Петрович, представитель старшего поколения, говорил следующее: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но полностью ощутить на себе весь смысл этой философии, осознать сильные и слабые стороны нигилизма мог только Евгений Базаров.

Базаров связывал нигилизм с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Герой действительно ничего не брал на веру, досконально проверяя всё опытами и практикой, природу считал не храмом, а мастерской, где человек является работником. И сам Базаров никогда не сидел без дела, не сибаритствовал, как Аркадий, например. Евгений полностью отрицал искусство во всех его проявлениях, не верил в любовь, презирал её, называя «романтизмом» и «вздором». Творчество Пушкина считал ерундой, игру на виолончели – позором. Во время спора с Павлом Петровичем Евгений заявил, что порядочный химик гораздо полезнее поэта. Он ценил только то, что можно потрогать руками и отрицал духовное начало. Подтвердить это может цитата: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду?». Евгений Базаров гордился своей теорией, считал её истины непоколебимыми.

Особенную роль играют женские образы Тургенева. Они всегда проникнуты легким романтизмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно они пробуждают у героев их лучшие духовные качества, меняют их в корне. Так случилось и с Базаровым. Судьба словно сыграла с ним злую шутку. Еще совсем недавно, услышав откровенную историю о несчастье Павла Петровича, нигилист высказал, что человек, поставивший жизнь на карту любви не является мужчиной и самцом.

В жизни Базарова появилась Анна Одинцова. Базаров сразу обратил на неё внимание. «Это что за фигура? На остальных баб не похожа», — впечатлен Евгений. Позже герой осознает, она – особенная. Ему нравится её присутствие, её близость к нему делает его счастливым. Сам того не замечая, Базаров всеми силами пытался произвести на неё впечатление, но отрицал свои чувства, закрывался грубостью. Евгений начал постепенно меняться, злиться, тревожиться. Придерживаясь ранее теории «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – отвернись». Но, несмотря на то, что от Одинцовой было трудно добиться толку, он не мог отвернуться. При воспоминаниях о ней он невольно осознавал «романтическое» в себе. Его борьба с чувством проходила безуспешно. Любовь не могла долго томиться в его душе, требовала признания. «Я люблю вас, глупо, безумно», — задыхаясь, не справляясь с потоками страсти, молвит герой. Анна Сергеевна не способна была любить, Базаров не получил отдачи и бежал в родительский дом. Даже не от Одинцовой, а от самого себя.

Евгений все-таки сильная натура, он не раскис, но разочаровался в теории. Вед то, что он отторгал и презирал, завладело им. Герой понимает, что любовь выше, сложнее теорий, не подчиняется законам физики. Это говорит о несостоятельности нигилизма. Именно любовь привела к кризису взгляды и отношение Базарова к жизни. Неспособность любить Одинцовой, необходимость переосмысления своих ценностей и принципов привели к тому, что герой трагически погибает, ведь это единственный способ достичь спокойствия в полной мере.

И.С. Тургенев показывает, что невозможно бесследно отрицать то, что является основой существования человека. Духовное начало берет верх. Чувства, рождающиеся в душе даже самого ярого нигилиста, способны погубить любые устои и идеи. Настоящие ценности нельзя презирать, как бы люди ни старались это сделать. Такая позиция приведет только к противостоянию с самим собой, безграничной внутренней борьбе. И всегда нужно помнить, что сила любви в том, что каждый перед ней бессилен.

Другие сочинения:

Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Все ли мечты должны сбываться? 11 класс

    Жизнь без мечты… возможно ли такое? Думаю, что нет. Все мы живём мечтами, и не только. Согласитесь, в детстве каждый человек о чём-либо мечтал, не так ли? Весь минус детской мечты состоит в том, что она, вероятно, более похожа на смешную шутку

  • Образ и характеристика Коробочки в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Поэма Гоголя может читаться на самых разных уровнях, автор вложил множество различных смысловых слоев в свое творение. Если смотреть на Коробочку поверхностно, то перед нами сатира на тупость и патриархальный уклад

  • Жизненный путь — это постоянный выбор сочинение 11 класс

    Выбор является символом свободы. Глубоко внутри нас есть жажда и потребность в независимости. При выборе всегда полезно следовать логике наших устремлений и позиций, чтобы мы могли быть ближе к цели.

  • Сочинение Что такое Добро рассуждение ОГЭ 9 класс 15.3

    Что такое добро и в чем оно проявляется? Задумавшись о самом слове добро, можно понять, что оно вызывает у людей только положительные эмоции. Кажется частичку это слова можно разглядеть в каждом поступке или нет?

  • Сочинение рассуждение Идеальный мир

    Каким мог бы быть идеальный мир? И может ли он вообще существовать в нашей реальности? Иногда я задаю себе эти вопросы. Думаю, над ними ломали головы немало философов.

sochinite.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *