сопоставительная характеристика героев по роману И.Гончарова Обломов.
Проект урока литературы
с компетентностно-ориентированными заданиями, 10 класс.
Тема: Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев (по роману
И.Гончарова «Обломов»).
Цель:
* Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым.
* Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев.
* Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию в физической и духовной областях деятельности.
Создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей:
— информационная (аспект – обработка информации (2 уровень)
— компетентность разрешения проблем (аспект – извлечение вторичной информации (1 уровень)
— коммуникативная (аспект – публичное выступление (2 уровень)
Оборудование и наглядность: компьютеры, ЦОР (использование таблицы-схемы из «Системы уроков по литературе, 10 класс, И. А.Гончаров «Обломов», автор Т.В.Курьянова, учитель МОУ СОШ №9)
портрет писателя, текст романа, иллюстрации К.Н.Чичагова к роману.
И.А.Гончаров (1812 – 1891гг.)
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
(организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу», выделяется содержательная область «могу»)
II.Постановка учебной задачи.
1.Компетентностное задание (информационная компетентность, аспект – обработка информации (2 уровень)
Стимул:
Обломов и Штольц – в широком смысле, — есть как бы две крайности национального русского характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная леность, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему. А так ли это? Вот об этих двух героях пойдёт у нас разговор.
Задачная формулировка
Дома вы перечитывали роман И. Гончарова «Обломов» (ч.2, главы 1 – 4).
Внимательно прослушайте выступление вашего одноклассника о детстве Андрея Штольца. Сделайте вывод о чертах характера данного литературного героя, сформированных ещё в детские годы, и об его отношении к «обломовщине» (Не менее 4 примеров).
Модельный ответ:
1.смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив
2.сила, спокойствие, энергия; стремление к просвещению
3.стремление к личной независимости
4. к « обломовщине» относится снисходительно, считая её временной болезнью общества.
4 балла указаны все 4 примера,
3 балла указаны верно 3 примера,
2 балла указаны правильно 2 примера,
1 балл указан хотя бы один из приведённых в модельном ответе примеров.
2.Информационная компетентность, аспект – обработка информации (2 уровень).
Задачная формулировка.
На основе прослушанных ответов выявите сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполните таблицу:
Обломов | Штольц | |
Образ жизни | ||
Отношение к семье и родителям | ||
Отношение к образованию | ||
Поведение в обществе и на службе | ||
Восприятие любви |
Модельный ответ:
Обломов | Штольц | |
Образ жизни | Праздность, пассивность | Активность, кипучая коммерческая деятельность |
Отношение к семье и родителям | Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери | Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери |
Отношение к образованию | Отсутствие интереса к науке | Стремлению к постоянному пополнению знаний |
Поведение в обществе и на службе | Скептическое отношение к жизни деловых людей, культ покоя, безделья | Стремление к пополнению деловых связей, культ труда |
Восприятие любви | Способность на глубокие искренние чувства | Способность на глубокие искренние чувства |
2 балла | 1 -2 ответа |
4 балла | 3 – 4 ответа |
6 баллов | 5 – 6 ответов |
8 баллов | 7 — 8 ответов |
10 баллов | 9 – 10 ответов |
3. Информационная компетентность, аспект – обработка информации
Задачная формулировка
Внимательно рассмотреть таблицу.
На основе сравнения двух литературных героев обобщить данные и сделать краткий вывод о том, каким образом противопоставлены персонажи.
Примерный модельный ответ – вывод учащихся:
Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущения. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери.
Закрепление.
4. Компетентность разрешения проблем (аспект – извлечение вторичной информации (1 уровень)
На основе прослушанного выступления выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Обломова, (проверка домашнего задания)
Обломов: Штольц:
Модельный ответ.
На основе прослушанного выступления выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Обломова, (проверка домашнего задания)
Обломов: Штольц:
5. Рефлексия деятельности на уроке(2 -3 минуты)
Домашнее задание:
6. Коммуникативная компетентность, аспект – публичное выступление (2 уровень).
Итог: подготовьте выступление, в котором нужно будет доказать, чью позицию: Обломова или Штольца вы считаете более приемлемой для себя. Время выступления 3-4 минуты. Вы должны привести не менее 3 аргументов. При подготовке к выступлению используйте материал романа И.Гончарова «Обломов», поурочные записи.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/4215-urok-literatury-oblomov-i-shtolc-sopostavitel
сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
Роман И.А. Гончарова «Обломов» в жанровом отношении можно назвать социально-психологическим романом.
Признаки психологического романа проявляются в том, что в гончаровском произведении особое внимание уделяется психологии персонажей, в особенности Ильи Ильича Обломова. В романе показано не только то, что Обломов – ленивый и пассивный человек, любящий проводить время на диване, но и причины такого образа жизни. Описывая детство Обломова, его взаимоотношения с родителями, родительское воспитание, отношение к образованию и любому роду деятельности, И.А. Гончаров дает полную картину того, почему Обломов пришел к такому апатичному образу жизни. Чтобы составить психологический портрет Обломова, автор романа использует различные средства: портретная характеристика, речевая характеристика, внутренние монологи, сон, описание интерьера, пейзажные зарисовки. Используя все эти средства в совокупности, И.А. Гончаров показывает каждый оттенок чувства главного героя, каждое изменение его души, характера и образа жизни. Причем уделяет внимание автор не только внутреннему миру центрального персонажа, но и внутреннему миру других героев: Штольца,
Несмотря на то что Обломов – личность с индивидуальным характерам, его образ многие литературные критики и исследователи оценивают как типичный образ. Имя Обломова уже стало нарицательным, потому что Обломов – это национальный тип, типичный характер, который создан крепостнической действительностью. Черты Обломова видны во многих людях, «обломовщина» свойственна большому количеству людей, вне зависимости от их социального положения. Сам И.А. Гончаров, описывая образ гостей Обломова – Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева, Тарантьева, показывает, что эти герои тоже имеют признаки «обломовщины». Данное понятие, которое дает Штольц по отношению к Илье Ильичу Обломову, относится не только к нему. «Обломовщина» – это явление социальное.
Признаки социального романа проявляются в том, что он затрагивает жизнь целого социального слоя. И.А. Гончаров показывает вырождение дворянства как класса: Обломов, будучи барином и крепостником, не может избавиться от той самой «обломовщины», поэтому он обречен на гибель.