Отношение к семье к родителям обломова: Как Обломов относится к семье и родителям?

сравнительная характеристика героев романа «Обломов»


Образ главного героя романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» наиболее полно раскрывается через отношения с любимой девушкой. Сравнительная характеристика Обломова и Ольги может помочь понять причину их расставания.

Содержание

Происхождение, воспитание, образование, возраст

Илья Ильич Обломов и Ольга Сергеевна Ильинская принадлежат к дворянскому сословию. У них есть поместья: у Ильи Ильича — Обломовка, а у Ольги — небольшое имение с садом (на момент их знакомства оно было под залогом).

Обломов воспитывался в патриархальной семье помещика, жившей за счёт крепостных крестьян. Резвому, любознательному Илюше родители внушили, что он барин, а потому ничего не должен делать сам, и постепенно в нём начала проявляться лень.

«Времена Простаковых и Скотининых миновались давно», и пришлось родителям отдать сына учиться. Обучал его в своём пансионе в имении Верхлёве управляющий этим имением Иван Богданович Штольц. Родители, жалели сына и часто оставляли его дома под каким-нибудь предлогом. После 15 лет Илья стал учиться в Москве (без особого желания, но хорошо), затем служил 2 года в канцелярии, выполняя только мелкую работу, так как знания, полученные в учебных заведениях, не смог применить на практике. В отставку коллежский секретарь Обломов подал потому, что испугался, что начальник разгневается из-за того, что он отправил документ вместо Астрахани в Архангельск. На момент знакомства с Ольгой Обломову было года 32–33.

Ольга Сергеевна Ильинская — двадцатилетняя прелестная девушка. Она рано осталась сиротой, воспитывалась тётей Марьей Михайловной, в пансионе получила отличное образование, учиться, вероятно, любила, так как была любознательна. Любила она музыку, прекрасно пела, много читала.

Образ жизни

Обломов превыше всего в жизни ценил покой. В молодости он посещал свет, но разочаровался в нём, как и в службе. Любимое его занятие — лежать на диване в халате и предаваться мечтам о счастливой семейной жизни в своём имении. Чтобы эти мечты осуществились, нужно было исправить положение хозяйственных дел в Обломовке. Илья Ильич начал писать план улучшений в управлении имением, но продолжать работу над планом у него всё никак не получалось.

Ольга была энергичной молодой девушкой, она ещё не разочаровалась в свете, посещала светские вечера, театр, ездила с тёткой в модные магазины, читала, пела, но только Штольцу или какой-нибудь пансионной подруге. Она, в общем-то, никаким практическим делом, полезным для других людей, не занималась и в этом отношении была похожа на Обломова.

Характер

Илья Обломов и Ольга Ильинская — добрые люди, но иногда Ольга может быть и насмешливой. Она жизнелюбива, энергична, любознательна, горда и самолюбива, поставив перед собой цель, упорно идёт к ней. Обломов же в сравнении с Ольгой выглядит её антиподом. Он любит покой, почти ничем не интересуется, гордости и самолюбия за ним не замечено. К своей цели — улучшению управления имением, чтобы в итоге там можно было счастливо и спокойно жить, — Обломов не движется, даже план этих улучшений он никак не мог дописать.

Взаимоотношения Обломова и Ольги
Илья Ильич в своих мечтах часто видел «образ высокой, стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом… с задумчивым выражением — как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой» (часть 2, глава 6). Казалось бы, этот идеальный образ похож на образ Ольги Ильинской, но слова о покое — это не про неё.

Обломов влюбился в эту девушку, очаровавшую его своим пением и так похожую на его идеал. Он любил её до самоотвержения: был готов, молча проглотив своё горе, уступить её другому, если тот был бы способнее сделать её счастливой. Ольга тоже полюбила Илью Ильича, но её любовь была не самоотверженной, а, можно сказать, эгоистичной. Девушка полюбила его за его добрую душу, но хотела переделать его натуру, его темперамент. Обломов вначале с радостью оставил для неё свои прежние привычки: лежание на диване в мечтательной полудрёме, позднее вставание по утрам, равнодушие к книгам.

Вместо халата он одет дома в домашнее пальто, а выходит из дома в прекрасно сшитом лёгком сюртуке. Илья Ильич стал интересоваться чтением, что-то писать, ходить с Ольгой на прогулки, в театр. Девушка не давала его душе снова погрузиться в сон и бесплодные мечты, заставляла отвечать на какие-то специальные вопросы. Чтобы удовлетворить её любознательность, Илье Ильичу приходилось доставать книги по этому вопросу, читать их и объяснять Ольге то, что было ей неясно. Ещё она напоминала ему о том, чтобы, наконец, закончил писать план улучшений по управлению Обломовкой и поехал туда осуществлять эти улучшения.

В конце концов, Обломов очень устал от такой жизни, она была совсем не для его созерцательной, мечтательной натуры.

«Зачем мы встретились? Это всё Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. И что это за жизнь, всё волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» — сокрушался Илья Ильич (часть 3, глава 6). «Она так настойчива, непреклонна!» — думает он об Ольге (часть 3, глава 11).

Ольга поняла, что она не в силах «оживить» Обломова, что слишком надеялась на свои силы. А жить с ним в покое, когда один день похож на другой, она не могла. «Разве это жизнь? Я зачахну, умру… за что, Илья?» — говорит она (часть 3, глава 11). Ольга поняла, что «любила будущего Обломова», поэтому решила, хоть это ей было очень трудно, расстаться с ним.

Сравнительная характеристика Ильи Обломова и Ольги Ильинской (таблица)
Параметры сравненияИлья Обломов
Ольга Ильинская
Социальное происхождениеДворяне, у них есть имения с крепостными крестьянами.
ОбразованиеХорошо образованны.
Возраст32–33 года.20 лет.
Образ жизниНе любит светской жизни, предпочитает лежать на диване и предаваться мечтаниям о семейном счастье в Обломовке.Ведёт светский образ жизни: посещает театры, светские вечера. Много читает, любит музыку, хорошо поёт
Черты характераДоброта, мечтательность, оторванность от реальной жизни, лень, любовь к покою.Доброта, насмешливость, естественность, жизнелюбие, энергичность, гордость, самолюбие.
Взаимоотношения героевОльга казалась Обломову идеалом женщины. Он её очень любил, готов был измениться в угоду ей, но скоро устал от её требований быть энергичным и деятельным. Хотела переделать натуру Обломова, «разбудить» его душу. Поняв, что не смогла этого сделать, разорвала с ним отношения. Признала, что любила не его, а «будущего Обломова».
ВыводКрах любви Обломова и Ольги произошёл из-за того, что эти герои  различны по личностным качествам. Ольга Ильинская — антипод Обломова, она очень жизнелюбива, энергична, а он — спокойный человек, любящий мечтать.

Вывод
В романе И. А. Гончарова «Обломов» характер главного героя автор рассматривает, описывая взаимоотношения его с окружающими людьми. Сравнительная характеристика Обломова и Ольги объясняет неспособность Ильи Ильича изменить свою натуру и темперамент в угоду любимой девушке, а также показывает самонадеянность Ольги, решившей переделать уже сложившуюся личность главного героя романа. Обломов при расставании с Ольгой понял, что его губит «обломовщина», то есть инертность, апатия, неумение жить полной жизнью.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


Раскрывая образ Ильи Ильича Обломова, И.А. Гончаров обращает внимание на его образование.

В возрасте 13-15 лет Обломов Илья Ильич обучался в пансионе для дворян, который находился в селе Верхлеве. Этим пансионом управлял отец Штольца, с которым Обломов подружился и дружил до самой своей смерти.

В повествовании отмечается, что прочитать книгу для Обломова было связано со «слезами, воплями, капризами». Оказавшись в пансионе, Обломов не изменил прежним привычкам, которые закладывались в нем в результате тихой и ленивой жизни в Обломовке.

Обломов относился к образованию негативно. Обучаясь в пансионе, он был вынужден пять дней в неделю находиться вдалеке от дома, и только на выходных подросток мог приезжать в близкий сердцу дом. В пансионе к нему относились не так благосклонно, как дома, что не могло радовать Обломова. Он стремился попасть домой, где его любили и жалели. Там ему никто не запрещал лениться.

Во многом отношение центрального персонажа к обучению зависит от воспитания. В повествовании отмечается, что родители героя видели только внешнюю выгоду образования, ведь с его помощью можно было получить чины и деньги, совершить карьерный рост. Родители Илюши не осознавали реальной пользы от образования, имея «смутное и отдаленное понятие» о внутренней потребности обучения, считая, что это пустая трата времени. Обломов, наблюдая за своими родителями и беря с них пример, стал относится к образованию точно так же.


Родители Илюши пытались сделать так, чтобы их сын без особых трудностей преодолевал все препятствия на учебном пути, чтобы он учился «слегка, не до изнурения души и тела». Родителям главного героя было важно, чтобы Обломов получил аттестат. Для них корочка стала важнее настоящих знаний, которыми можно было пользоваться в жизни.

Когда родители приняли решение отправить Илюшу к Штольцу-старшему в пансион, они своим поведением показывали Обломову, что дома – хорошо, а на учебе – плохо. Родители Обломова часто придумывали различные отговорки, чтобы их сын не ездил в пансион. Обломов довольно редко посещал Штольца-старшего, потому что родители искали различные причины, по которым Илюша оставался дома.

Видя родительское отношение к обучению, Илья Ильич Обломов не мог искренне полюбить учиться. Обломов считал обучение «наказанием, ниспосланным небом за грехи». Чтобы человек полюбил учиться, у него перед глазами должен быть пример тех людей, которые получают от получения знаний настоящее удовольствие.

У Обломова таких примеров не было.

Усугублялось все еще тем, что Штольц-младший «баловал» главного героя, подсказывая на уроках и даже выполняя некоторые домашние задания за него. Илья Ильич привык, что за него все делают другие люди, поэтому не утруждался узнать что-то новое и применять эти знания в реальной жизни.

После обучения у Штольца-старшего главный герой поступил в университет в Москве. У Обломова так и не появилось стремление научиться чему-то новому и обрести новые знания, не появилась любовь к учебе. Он кое-как выполнял задания, даже не интересуясь ими. Илье Ильичу удалось закончить университет и получить аттестат, однако реальных знаний, которые бы помогли в реальной жизни, герою обрести не удалось, чему он нисколько не огорчился.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Что общего между Ольгой Ильинской и Обломовым? (по роману Гончарова «Обломов»)
  • Два объяснения в любви Обломова (по роману Гончарова «Обломов»)
  • Функция 2-х браков (Штольца-Ольги, Обломова-Пшеницыной) в романе Гончарова «Обломов»
  • Противоречия в характере Обломова (по роману Гончарова «Обломов»)

  • Изоляция и нелинейность времени в «Детстве» Толстого и «Обломове» Гончарова

    из Самиздат 2018-2019

    by RUSS x McGill

    Неловкие танцы и отказ от реализма Изоляция и нелинейность времени в «Детство» Толстого и «Обломов» Гончарова

    Кэтрин Моррилл

    Реклама

    Николенька Толстого и Обломов Гончарова — фигуры, демонстрирующие значительную степень изоляции от общества, в котором они функционируют. Николенька, о чем свидетельствуют его неоднократные унижения у бабушки, на протяжении всего детства демонстрирует свою неспособность полностью вписаться в общество. Обломов, архетип избыточности, значительную часть гончаровского романа проводит, томясь на диване, тем самым не только откладывая ожидающие его задачи, но и пропуская важные события в обществе. Я утверждаю, что существенным для изоляции обоих персонажей является то, как Николенька и Обломов понимают время: действительно, в обоих романах соответствующие представления персонажей о времени не позволяют им нормально действовать в обществе. Николенька постоянно застревает в данном моменте, не в силах думать дальше, чем насущный вопрос; Обломов работает в застойных, цикличных временных рамках, что заставляет его неоднократно откладывать выполнение одних и тех же простых задач. Соответственно, оба не могут принять линейное видение времени, поддерживаемое обществом, и остаются дистанцированными от последнего. В «Одиночестве и социальном классе в трилогии Толстого «Детство, отрочество, юность» Анна Хрушка утверждает, что поведение Николеньки по отношению к себе и другим свидетельствует о «дискомфорте и амбивалентности» по отношению к социальному классу и его положению как по отношению к своим аристократическим родственникам, так и к низшим Окружающие его сословные личности: воспитатель Карл Иваныч, дворовые, молодая Иленка Грап (68 лет). Иногда Николенька пытается привести свое поведение в соответствие с поведением брата и Сережи. Это приводит к тому, что он принимает участие в мучениях Иленьки, несмотря на то, что он остается неубежденным, «что все это было так весело и забавно» (Толстой 75). С другой стороны, сцена в бальном зале, в которой Николенька пытается, но не может станцевать мазурку с юной принцессой, иллюстрирует его изоляцию от социальных структур аристократии, демонстрируя его неспособность уловить ожидаемое поведение, и подчеркивает его стыд за не в состоянии сделать это. Хрушка утверждает, что эта «социальная неприспособленность», демонстрируемая Николенькой на протяжении всего романа, «связывает его… с [Иленькой] в частности»: как Иленку, принадлежащую к более низкому классу, чем семьи Иртеневых и Ильиных, избегают его сверстники, так и не получает ли Николенька одобрения своих «друзей» и семьи (69). Например, после своей мелкой оплошности на вечере он замечает, что «[все] смотрели на [него], кто с удивлением… кто с насмешкой…» (Толстой 87). Это колебание между участием в принижении представителей низшего социального класса и подобным же принижением демонстрирует, что Николенька не способен ассимилироваться ни с одной из групп. В параметрах Детства эта неоднозначность и неспособность полностью вписаться куда-либо частично контекстуализируется в рамках подросткового возраста; действительно, брат Николеньки Володя, который старше и поэтому якобы лучше понимает, как действовать в определенных ситуациях, легко интегрируется в общество и более успешно, чем его брат, взаимодействует как с другими детьми, так и со взрослыми: «[Сережа] просто никакой настоящей симпатии ко мне, ему явно больше нравилось играть и разговаривать с Володей»; «другие все танцуют, не делая pas de Basques, и наш Володя тоже принял новую манеру» (71; 86). Хрушка, однако, прослеживает развитие статуса Николеньки как «аутсайдера» в трилогии Толстого: например, комментируя поведение Николеньки во время сцены бала в «Юности», она отмечает, что «так же, как и в «Детстве», Николенька, после жестокого обращения с [Иленкой], сразу попадает в социальную ситуацию, подобную той, которую [Иленька] занимала» (72). Соответственно, я предлагаю, чтобы вместо того, чтобы рассматривать «социальную неприспособленность» Николеньки как функцию только его возраста, было бы также полезно исследовать его концепцию времени, чтобы объяснить его изоляцию (69).). Хотя «Детство» в целом представляет собой хронику приспособления Николеньки к быстро меняющимся жизненным обстоятельствам, его неспособность решительно вписаться в ту или иную группу остается неизменной на протяжении всего романа, демонстрируя тем самым его близорукое представление о времени. В частности, каждый момент, когда Николенька делает какую-то ошибку или не делает что-то, что, по его мнению, от него ожидают, характеризуется чрезмерной реакцией на ситуацию. После вышеупомянутого инцидента с танцем он размышляет и делает вывод, что «[все] презирают [его] и всегда будут», далее отмечая, что «для [него] закрыта дорога ко всему: дружбе, любви, почестям» ; это не только роднит его с аутсайдером Иленкой, но и демонстрирует, что он не способен мыслить дальше данного момента и учитывать долгосрочные последствия незначительных действий (Толстой 88). Соответственно, можно считать, что Николенька обладает фрагментарным представлением о времени, которое противоречит линейному повествованию, которого придерживаются его окружающие; таким образом, незначительные огорчения (например, отсутствие танцевальных перчаток, ошибка во время танца или сожаление о стихотворении, которое он пишет на именины своей бабушки) означают катастрофу и утверждают его как аутсайдера. Напротив, Володя и бабушка мальчиков реагируют «полным безразличием» и остаются «совершенно равнодушными» в тех же социальных ситуациях, которые напрасно беспокоят Николеньку (82; 87). Такую же степень отстраненности от общества демонстрирует гончаровский Обломов. Созерцая обрушившиеся на него «несчастия» (неприятное письмо пристава на Обломовке и скорое выселение из квартиры), он сетует на то, что он, кажется, не в состоянии реагировать на эти события так, как другие: «Он увлекся в сравнении себя с теми «другими»… Он должен был признать, что другой успел бы написать все письма… что другой перебрался бы на новую квартиру, выполнил план, уехал на дачу» (Гончаров 100 ). Реализация Обломова характеризуется как «один из самых дальновидных и смелых моментов» его жизни; действительно, в этом эпизоде ​​его изоляция — черта, понятная читателю с самого начала романа, где лежание в одиночестве в своем доме описывается как «его нормальное состояние», — становится для него очевидной (14). Рассказчик описывает внутренний диалог Обломова как «ужасный» и «мучительный»; Обломов сетует на «задержку развития своих духовных сил» и на «чувство тяжести», сопровождающее его повседневную жизнь (101). Язык, использованный в этом пассаже, аналогичен тому, в котором выражается отчаяние Николеньки из-за того, что он не может выступать в обществе; последний спрашивает Бога, почему он был «[наказан] так ужасно» после того, как забыл пропустить па-де-баски во время танца (Толстой 87). Соответственно, разоблачение Обломова подчёркивает остроту пропасти между ним и остальным обществом; в то время как «[он] тоже мог бы сделать» то, что, по его мнению, сделал бы другой на его месте, он обнаруживает, что не может этого сделать из-за «огромного камня», который «[кажется] брошенным на узком и жалком пути». своего существования» (Гончаров 100; 101). Этот «огромный камень» символизирует нематериальные преграды, мешающие Обломову вести «нормальную» жизнь; хотя его трудолюбивый, честолюбивый друг Штольц замечает, что «[десять] лет тому назад [Обломов] тоже искал чего-то другого» (понимаемого в контексте разговора как «что-то иное, чем покой и покой»), он не больше разделяет мотивацию и стремления, типичные для мужчин его возраста и социального класса (101; 180). Прежде чем Обломов осознает свою изоляцию, он вступает в дискуссию о форме и функциях литературы со своим посетителем Пенкиным. Если последний, утверждая, что «жгучая злоба, ожесточенная борьба с пороком, презрительный смех над падшими людьми» являются ключевыми составляющими литературы того времени, демонстрирует, что он осведомлен о ранних реалистических тенденциях в литературе, то Обломов противодействует этому и обвиняет новую литературу (которую он даже не читал) в недостатке человечности и сострадания, ставя под сомнение ценность «

    забавно подобрать какого-нибудь человека и представить его как настоящего» (35). Здесь Обломов, проматывающий свое время, томясь в халате в грязной комнате, не хочет, а может быть, и не может принять линейного развития литературы от одной литературной школы к другой; приход реализма представляет угрозу для Обломова и смущает его именно потому, что служит свидетельством того, что с тех пор, как он ушел из него, в обществе произошли значительные изменения, фактически оставив позади себя и его повторяющееся отрицание реальности. Наряду с осознанием Обломовым собственной изоляции этот эпизод указывает на то, что его представление о времени производит эффекты, подобные тем, которые вызывает неспособность Николеньки мыслить вне фиксированных моментов времени. Действительно, на протяжении всего романа любая деятельность, предполагающая необходимость расширенных обязательств — например, чтение романа или занятие своими делами в деревне — забрасывается, поскольку Обломов неизменно оказывается подавленным масштабом задачи и больше не может думать о ней. оно: «[он] пытался достать книгу… начал ее… осилил бы, но вместо этого лежал, апатично глядя в потолок, а рядом с ним лежала книга незаконченная и не понятая должным образом»; «[опять же] Обломов отложил поездку, потому что не был еще готов привести свои дела в порядок» (67; 71). Это показывает, что Обломов не может даже мыслить дальше своих непосредственных обстоятельств; он, по сути, заперт на кушетке «огромным камнем», который является его непреодолимо фрагментарным и сиюминутным представлением о времени (101). Соответственно, ему суждено повторить циклический паттерн лени и промедления, чередующийся с интенсивными, но нереализованными приступами желания самоактуализации. В обоих романах общество действует в соответствии с линейным повествованием; «нормативные» персонажи — брат Николеньки Володя и знакомый Обломова Пенкин и другие — иллюстрируют это своим пониманием гибкости тенденций и поведения в обществе. Однако ни один из главных героев не мыслит линейно; Николенька зацикливается на конкретных моментах времени, выводя из этой искаженной перспективы свое несколько фаталистическое отношение к собственному поведению, в то время как Обломов активно и неоднократно уклоняется от любой деятельности, выходящей за рамки кратковременной временной вовлеченности. Соответственно, показано, что оба они отделены от общества, дистанцированы от поведения, ожидаемого от людей, принадлежащих к их возрастным и классовым категориям. Таким образом, застойная и циклическая концепции времени функционируют соответственно для Николеньки и Обломова как невидимые барьеры для интеграции в более широкие рамки; контраст между линейным «общественным временем» и их собственными обособленными и фрагментарными представлениями о времени оказывается в обоих случаях существенным препятствием, усложняющим идентичность и социализацию персонажей.

    Процитированные работы

    Гончаров Иван. Обломов. Перевод Дэвида Магаршака, Penguin Books, 2005. Хрушка, Энн. «Одиночество и социальный класс в детстве, отрочестве, юности Толстого». Славянский и восточноевропейский журнал, Vol. 44, № 1, 2000, стр. 64-78. Толстой, Лев. Детство, отрочество, юность. Перевод Джадсона Розенгранта, Penguin Books, 2012 г.0032

    ВООРУЖЕНИЕ АБСУР…

    МОЛОДОСТЬ И НЕЗРЕЛОСТЬ В ЖЕНЩИНЕ…

    БРАТ: ЗАХВАТЫВАЮЩЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ…

    ОДИССЕЯ НАВАЛЬНОГО: ВЕТЕР ИЗ…

    САМИЗДАТ

    КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО.
    ..

    900 31 КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО П…

    УЧАСТНИКИ

    АДРИЕН БАЛЬНИ Д’АВРИКУРТ

    ОРУЖИЕ АБСУР…

    ПАТОЛОГИЯ И ПЕРЕОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ…

    БРАТ : ЗАХВАТЫВАЮЩЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ…

    ОДИССЕЯ НАВАЛЬНОГО: ВЕТЕР ИЗ…

    САМИЗДАТ

    КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ A P…

    Домашнее насилие в России: Женщины дают отпор

    • Опубликовано

    Источник изображения, Маргарита Грачева

    Люси Эш

    BBC News

    Два года назад многие россияне были шокированы, когда парламент значительно снизил наказания за домашнее насилие . С тех пор женщины давали отпор — требовали нового законодательства, чтобы сдерживать насильников, устраивали демонстрации в поддержку трех сестер, которые взяли закон в свои руки, и находили новые способы борьбы с устаревшими взглядами на гендер.

    Ветреным серым днем ​​Маргарита Грачева ведет своих маленьких сыновей на детскую площадку. Они бегут вперед, затем запрыгивают на качели и сбивают горку. «Они довольно независимы для своего возраста, — говорит она. «Они знают, что я не могу застегнуть им пуговицы или завязать шнурки, поэтому они научились делать это сами».

    Утром 11 декабря 2017 года муж Маргариты Дмитрий предложил подвезти ее до работы, но вместо этого поехал в обратную сторону, в сторону леса. Он припарковал машину, стащил ее с места, достал из багажника топор и отрубил ей обе руки.

    Затем он бросил ее в отделение неотложной помощи их местной больницы в Серпухове, к югу от Москвы, прежде чем поехать в отделение милиции и признаться в своем преступлении.

    Пара познакомилась в школе и начала встречаться после колледжа. Поначалу они были счастливы, хотя он легко вспыхивал по пустякам и поклялся убить ее, если она когда-нибудь изменит ему.

    Источник изображения, Маргарита Грачева

    Подпись к изображению,

    Пасхальная фотография Маргариты, Дмитрия и их двоих детей

    Их отношения испортились, когда Маргарита начала работать в рекламном отделе серпуховской газеты. Несмотря на наличие диплома, Дмитрий мог найти работу только водителем вилочного погрузчика, возмущался ее карьерой и завидовал ее коллегам-мужчинам. Дома он становился все холоднее и замкнутее.

    Когда Маргарита сказала, что думает, что им следует расстаться, он ее проигнорировал. Но когда она предъявила документы о разводе, он пришел в ярость. Однажды ночью он напал на нее в их двухкомнатной квартире, разбудив детей, которые увидели синяки на ее теле. В следующий раз, когда он пригрозил ей ножом, она обратилась в полицию.

    «Я написала заявление, а дежурный сказал, что свяжутся со мной через 20 дней», — говорит Маргарита.

    «Я указал, что к тому времени он вполне мог попытаться убить меня 20 раз.»

    Офицер объяснил, что женщины часто подают жалобы только для того, чтобы потом их отозвать, что просто заваливает полицию бумажной работой. — Так какой смысл вмешиваться?

    • Слушайте документальный фильм «Русские женщины сопротивляются», Люси Эш «Пересечение континентов» на BBC Sounds
    • Или посмотрите ее документальный фильм «Наш мир» — нажмите, чтобы посмотреть время передачи на канале BBC News и на BBC World News

    Через пять дней после того, как дело было прекращено за недостатком улик, Дмитрий отрезал Маргарите руки.

    Ее изувеченная левая рука была извлечена из леса и пришита обратно в ходе девятичасовой операции. Кампания по сбору средств собрала шесть миллионов рублей (73 000 фунтов стерлингов) на протез правой руки, который был установлен в Германии.

    Несмотря на то, что Маргарита уже издала книгу о своем выздоровлении под названием «Счастливы без рук», она изначально не хотела огласки.

    Источник изображения, Маргарита Грачева

    Подпись к изображению,

    Маргарита Грачева в больнице

    «Но самое ужасное, что для того, чтобы убедиться, что он получил более длительный тюремный срок, мне понадобилась помощь СМИ».

    Адвокаты сказали ей, что если она не попадет на национальное телевидение, Дмитрия выпустят из тюрьмы через три-пять лет — важно, чтобы они чувствовали давление со стороны общественного мнения. Маргарита последовала совету адвокатов, и Дмитрий получил 14-летний срок.

    Несмотря на то, что она искалечена на всю жизнь, Маргарита легко могла постичь худшую судьбу. Россия не ведет статистику смертей от насилия со стороны интимного партнера, но, по данным МВД, 40% тяжких и насильственных преступлений происходят внутри семьи. По самым скромным подсчетам, домашнее насилие убивает сотни женщин в год.

    Этот давний «кризис домашнего насилия», как его называют активисты, помогает объяснить, почему два события вызвали протесты в городах по всей России. Одним из них было решение, принятое в 2017 году, понизить статус домашнего насилия из уголовного преступления до административного правонарушения для лиц, впервые совершивших правонарушение, при условии, что жертва не нуждается в стационарном лечении. Другой была перспектива вынесения длительных тюремных сроков трем сестрам, арестованным за убийство жестокого отца в июле 2018 года9.0005

    Отец, Михаил Хачатурян, бизнесмен, сделавший себе имя на рэкете в 1990-х годах, в 2015 году под дулом пистолета выгнал жену из семейного дома, а затем начал направлять свою агрессию на девочек.

    «Он мучил их по ночам, не давал спать», — говорит мать Аурелия Дундук. «Он делал все, что хотел. У него был колокольчик, и каждый из них должен был прийти и подчиниться тому, что он хотел. Дети действительно страдали».

    Источник изображения, Getty Images

    Image caption,

    Крестина и Ангелина Хачатурян в суде

    Итак, однажды ночью, когда Хачатурян спал в кресле в их доме в Алтуфьево, северном пригороде Москвы, его старшая дочь Крестина, 19 лет, обрызгала его лицо перцовым баллончиком. Тогда 17-летняя Мария ударила его охотничьим ножом, а 18-летняя Ангелина ударила его молотком по голове.

    «Они защищались — у них фактически не было выбора», — говорит мне их мать.

    Общественный резонанс привел к их освобождению из-под стражи в ожидании суда. Петиция с призывом оправдать их собрала 300 тысяч подписей.

    Источник изображения, Getty Images

    Подпись к изображению,

    Участники марша в Москве призывают не ждать судьбы Хачатурянов, а создать движение против домашнего насилия

    Источник изображения, Getty Images

    Подпись к изображению,

    Демонстрант в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург с табличкой «Мое тело — не поле боя»

    Одна из сторонниц сестер — Мария Алехина из самой известной панк-группы России Pussy Riot. Когда прошлым летом она возглавила сбор средств, она назвала домашнее и сексуальное насилие «одной из самых важных проблем в России», но той, которая «всегда замалчивается».

    Она добавила, что 80 из женщин-заключенных, с которыми она познакомилась за 18 месяцев в колонии (за совершение «панк-молебна» в главном соборе Москвы), были женщинами, которые подвергались домашнему насилию, «пока они просто не могли бери еще».

    Мало кто из российских политиков считает борьбу с домашним насилием приоритетом. Оксана Пушкина — редкое исключение. В 2016 году она была избрана членом собственной партии президента Владимира Путина «Единая Россия», но обращение с женщинами превратило ее в бунтарку. Сейчас она ведет кампанию за отмену закона о декриминализации от 2017 года и за то, чтобы Россия впервые приняла конкретный закон о домашнем насилии.

    Источник изображения, Getty Images

    Подпись к изображению,

    Оксана Пушкина

    «Мы сказали, что с трибуны парламента можно избить всю свою семью», — говорит она мне в своем кабинете в Государственной Думе, ссылаясь на решение, принятое два много лет назад. «Это действительно плохой закон».

    В список ее предложений входят запретительные судебные приказы, чтобы не допустить насильников к их жертвам, которых никогда не существовало в России, меры по борьбе с сексуальными домогательствами и шаги по продвижению гендерного равенства. Но она сталкивается с ожесточенной оппозицией и ежедневными письмами ненависти.

    Более 180 РПЦ и семейных групп обратились с открытым письмом к Владимиру Путину с просьбой заблокировать ее закон, утверждая, что это работа «иностранных агентов» и сторонников «радикальной феминистской идеологии».

    На круглом столе в парламенте в прошлом месяце бизнесмен и архиконсерватор Андрей Кормухин предупредил, что законопроект может привести к «геноциду семьи».

    Даже женщины не застрахованы от такого мышления. Депутат верхней палаты российского парламента Елена Мизулина однажды заявила российскому телевидению, что домашнее насилие «не является главной проблемой в семьях, в отличие от грубости, отсутствия нежности и уважения, особенно со стороны женщин».

    Она добавила: «Мы, женщины, существа слабые и не обижаемся, когда нас бьют». Источник: Getty Images принял исповедь Ивана Грозного. Книга выступает за избиение детей «для спасения их душ» и суровую дисциплину для жен и дочерей. «Если женщины не боятся мужчин или не делают того, что говорят им мужья или отцы, то стегайте их плетью по их вине, но делайте это тайно, а не на виду».

    Большинство россиян посмеялись бы над мыслью о том, что они живут по средневековым правилам, но некоторые признают, что устаревшее отношение к гендеру является проблемой, и пытаются ее решить изобретательными способами.

    Елена Калинина, молодой специалист по рекламе, вспоминает, как собственная мать говорила ей терпеть все, если ей нужен муж. «У нас есть выражение: «Если он тебя бьет — он тебя любит», — говорит она. «Извращенная логика, да, но она все еще является частью нашего менталитета».

    Она считает, что гендерный дисбаланс в стране — 79 миллионов женщин против всего 68 миллионов мужчин — уменьшает влияние женщин на переговорах в отношениях.

    Ранее в этом году она и ее команда разработали компьютерную игру о вымышленной паре по имени Настя и Кирилл и их токсичных отношениях.

    Источник изображения, Проект 911

    Подпись к изображению,

    Настя и Кирилл, компьютерная игра

    Он кричит на нее и называет ее шлюхой за то, что она приготовила ему не тот ужин. На разных этапах игры игрокам предстоит выбирать, как должна реагировать Настя. Идея состоит в том, чтобы поставить себя на место жертвы и увидеть, как мало возможностей у избитых женщин в сегодняшней России.

    Настя пытается позвонить отцу, чтобы тот помог, и полиции, которые не воспринимают ее всерьез. Игра основана на реальном случае, когда была убита молодая женщина.

    Еще одна новинка, созданная молодым юристом Анной Ривиной, — сайт «Нет насилию», рассказывающий жертвам об их правах и о том, куда обращаться за помощью.

    Команда молодых волонтеров Анны использует хитрые кампании в социальных сетях для охвата женщин по всей стране, в том числе видеоклипы известных российских мужчин, говорящих, что бить женщин не круто.

    Источник изображения, Nasiliu.net

    Image caption,

    Музыкант Вася Обломов держит карточку с надписью: «Нельзя бить женщин! Никогда!»

    «Мы стараемся много работать с разными знаменитостями, потому что людям до сих пор стыдно говорить о домашнем насилии», — говорит она.

    «Когда сильные успешные женщины говорят, что пострадали от этого, другим намного легче быть честными, и поэтому у нас есть такие послы, как актриса Ирина Горбачева и [активистка и телеведущая] Ксения Собчак».

    «Нам нужны практические решения, но нам также необходимо изменить отношение к этой проблеме — мы должны говорить об этом вслух.»

    Nasiliu.Net также открыл в Москве центр юридической и психологической поддержки. В отличие от финансируемого государством женского приюта, который открылся в городе пять лет назад, женщинам не нужно предъявлять паспорт или вид на жительство, чтобы претендовать на помощь.

    Слишком часто полиция кажется частью проблемы.

    Маргарита Грачева говорит, что, когда ей пишут женщины с просьбой посоветоваться, она не говорит им идти в полицию, потому что «они ничем не помогут».

    Жене Михаила Хачатуряна Аурелии Дундук пришлось еще хуже. Когда она сообщила о побоях, полученных от мужа, вскоре после рождения первой дочери, его тут же вызвали в участок. Потом, когда он приехал, они разорвали ее заявление у него на глазах. Она никогда не удосужилась пойти снова.

    В Солнечногорске, в часе езды к северу от Москвы, Анна Верба показывает мне фотографии своей дочери Алены.

    Она была жизнерадостным 28-летним менеджером по продажам и матерью семилетнего мальчика, когда в прошлом году ее убил муж, Сергей Густятников. В ночь на 5 января он дождался, пока их сын уснет, и нанес жене 57 ножевых ранений. После этого ушел в утреннюю смену капитаном милиции.

    Подпись к изображению,

    Анна Верба

    «Все произошло в этой комнате», — говорит Анна. «Не на этом диване, нам пришлось выбросить старый, потому что он был полностью пропитан кровью. Эта стена была забрызгана кровью».

    Сын Алены, Никита, был тем, кто обнаружил тело, когда на следующее утро зашел в спальню матери.

    «Только после официального вскрытия я увидела ужасные черно-белые фотографии, — говорит Анна. «Они были достаточно плохи, но я не могу смириться с тем, что ребенок действительно видел все это. Он сказал мне, что ее глаза были открыты… Он позвал ее и подумал, что она моргнула».

    Вытирая слезы с глаз, Анна говорит, что Никита побежал в свою комнату и сел на кровать с собакой.

    «Он не знал, что делать — вызывать скорую или вызывать полицию. В конце концов, он позвонил своему отцу, потому что он работает в полиции. так называемой любимой женой и матерью вашего единственного ребенка, но также оставить этого ребенка, чтобы найти ее тело?» он тебя бьет, значит, любит тебя» — слова, выделенные красным, указывают на то, что в 143 странах есть закон о домашнем насилии

    Сергей получил 9 лет смягчения приговора в связи с тем, что имеет несовершеннолетнего иждивенца и состоит в полиции.

    Но Анна утверждает, что это должно было сработать против него и привести к более серьезному приговору. «Вы сделали своего ребенка сиротой, и они считают это основанием для смягчения приговора? Это безумие!» она говорит.

    Наш разговор прерывается, когда Никита заходит на кухню перекусить. Он показывает нам свою собаку и предлагает заварить всем нам чай.

    Когда ребенок возвращается в свою спальню, чтобы поиграть в видеоигры, Анна рассказывает о своих страхах перед будущим. Хотя Густятников был осужден за убийство, он не был лишен родительских прав и мог потребовать опеки над мальчиком после его освобождения.

    «Никита очень этого боится. Он говорит: «Где мы будем прятаться, когда он выйдет из тюрьмы? Бабушка, что мы будем делать?»» — говорит она.

    Источник изображения, Getty Images

    Подпись к изображению,

    Протестующие в московском парке — табличка слева указывает, что штраф за избиение жены теперь составляет 5000 рублей (60 фунтов)

    Потом она мне рассказывает, что летом перед убийством Густятников взял Алену на прогулку за город, якобы помириться после ссоры. На пустынной тропе он повалил ее на землю и приставил нож к горлу. Алена сообщила о нападении, но позже коллеги мужа уговорили ее отозвать свое заявление.

    «Он подошел и упал на колени, поцеловал нам ноги, попросил прощения и сказал, что больше никогда так не сделает», — говорит Анна.

    «Он сказал: «Я действительно люблю ее, я и пальцем не пошевелю против нее». А через пять месяцев он ее убил.0005

    «Я как мать убитой девочки требую изменений в законе. Требую отменить декриминализацию для впервые насильников. Должно быть наказание.

    «Даже после дела моей дочери, сколько еще девушек было избито, изрезано и задушено? А все потому, что преступники остаются безнаказанными».

    Вам также может быть интересно:

    Россия вступает в свой 20-й год авторитарного правления Владимира Путина, веганское анархистское сообщество Санкт-Петербурга процветает. В соответствии с преобладающими в России националистическими настроениями, активисты создали версию своего идеального общества и продвигают это видение с помощью вкусной еды9.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *