«Джон Локк.» — Яндекс Кью
Значительной фигурой в истории психологии стал английский философ второй половины XVII века Джон Локк, автор учения о двух видах опыта. Локк родился в семье мелкого чиновника-юриста, учился в университетах Лондона и Оксфорда, где в 1656 г. получил степень бакалавра. Основная его научная деятельность пришлась на годы после победы войск Оливера Кромвеля в революции 1640–1660 гг. Локк оказался вовлечен в политическую борьбу, следствием чего стала его многолетняя эмиграция, где он и написал основные труды. В 1681 г. философ оказался в немилости у властей, поскольку граф Шефтсбери, у которого секретарем служил Локк, после участия в неудачном заговоре против короля Карла II вынужден был бежать в Голландию.
Локк — автор популярной в современном мире политической теории разделения государственной власти на законодательную и исполнительную. Однако более он известен своими философскими и психологическими теориями. В 1690 г. увидела свет главная книга Локка «Опыт о человеческом разумении». С момента появления этой работы можно вести отсчет истории британского эмпиризма — учения, в соответствии с которым содержание внутреннего опыта человека формируется за счет чувственных данных, «обработанных» разумом человека. Локк — основатель направления, которое стали называть «сенсуализм». Сенсуалисты считают, что единственным источником знаний являются органы чувств. Один из главных тезисов Локка — нет ничего в разуме, чего сначала не было бы в восприятии .
Мало кто сомневается в том, что мир таков, каким его показывают нам органы чувств. Дж. Локк тоже не сомневался и описал это так уверенно, что многие стали считать его рассуждения доказательствами. Наиболее известные из этих рассуждений получили известность как теория tabula rasa («чистая доска»). По мнению Локка, человек рождается, не обладая абсолютно никаким опытом, как чистая доска. Во внутреннем мире новорожденного ничего нет, но с момента рождения он начинает получать сенсорную информацию, которая и оставляет свои следы, «отпечатки» на «чистой доске» внутреннего мира. В итоге мы получаем образы восприятия, представления памяти и другие составляющие внутреннего мира. Эти элементы начинают взаимодействовать друг с другом по закону ассоциаций. В результате всех этих процессов на протяжении жизни человека мы получаем более или менее сложное духовное образование.
В XX в. психологи показали, что ребенок вовсе не является «чистой доской», что уже при рождении человек обладает определенной информацией, о чем не подозревал Локк. Эти факты поставили перед психологией новые вопросы, в частности, связанные с перинатальным развитием человека. Но это случилось в XX веке. А в XVII в. французский философ Декарт и Локк так сильно повлияли на мировоззрение людей и вызвали столько вопросов, что в XX в. психология сконцентрировалась на вопросе, правы ли они. Один из основателей деятельностного подхода в психологии А. Н. Леонтьев даже сформулировал свою научную позицию следующим образом: мы должны преодолеть картезианско-локковскую дихотомию, т.е. положение о независимом существовании сознания человека и окружающего мира.
Еще одна теория Дж.Локка, прочно вошедшая в психологическую науку, — его рассуждения о рефлексии, ставшей прообразом метода интроспекции. Локка часто называют отцом метода интроспекции, который стал использоваться в психологии в конце XIX века. Конечно, настоящим создателем интроспекционизма стал немецкий психолог Вундт, но Локк имеет к этому методу прямое отношение. Английский философ высказал идею о способности сознания наблюдать за самим собой. Сознание будто раздваивается и рассматривает само себя. Предположение о существовании рефлексии позволило Локку утверждать, что предметом научного исследования могут быть не только чувственно воспринимаемые вещи, но и само сознание. Правда, такой возможностью не обладают дети и многие взрослые . Тем самым Локк оспорил утверждение Декарта о невозможности научного исследования внутреннего мира человека. Поскольку в качестве объективного, то есть существующего за пределами сознания могут быть не только предметы, воспринимаемые при помощи органов чувств, но и особый рефлексивный уровень сознания, может существовать наука, изучающая наш внутренний мир.
Психология+4
463
Юрий Зорин
За пределами сознания — рефлексивный уровень опять же сознания. ?
Станислав Михайлович Морозов, психолог.
@Юрий Зорин, Не за пределами сознания, а само сознание имеет два уровня: осознавание внешнего мира и осознавание этого восприятия.
Комментировать пост…Комментировать…
26. Сенсуализм Д. Локка. История психологии
26. Сенсуализм Д. Локка. История психологииВикиЧтение
История психологии
Лучинин Алексей Сергеевич
Содержание
26. Сенсуализм Д. Локка
Д. Локк (1632–1704) – крупнейший английский мыслитель XVII в. Основная идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные детской психологии и этнографии, философ указывает, что если бы идеи были врожденными, то они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Имеющиеся наблюдения за детьми и душевнобольными свидетельствуют о том, что в действительности такие идеи, как понятие о Боге и душе, добре, зле и справедливости, ими не осознаются, а следовательно, от рождения человеку не даны.
Под опытом Локк понимал все то, чем наполняется душа человека в течение всей его индивидуальной жизни. Содержание опыта и его структура складываются из элементарных составляющих, обозначенных философом общим термином «идеи». Идеями Локк называл и ощущения, и образы восприятия и памяти, общие понятия и аффективно-волевые состояния. Человек появляется на свет с душой, подобной чистому листу на котором только при жизни внешний мир наносит свои узоры. Приобретенные во внешнем опыте чувственные идеи выступают в качестве материала для внутренней деятельности души, благодаря которой рождаются другой тип идеи. Эта особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой способность души обращать свой взор на собственные состояния, порождая при этом новые психические продукты в виде идей об идеях.
Важный раздел эмпирической концепции Локка связан с учением о простых и сложных идеях. Простыми идеями он называл неразложимые элементы сознания. Как только душа приобрела простые идеи, она переходит от пассивного созерцания к активному преобразованию и переработке простых идей в сложные. Образование сложных идей Локк представлял как простое комбинирование исходных элементов опыта посредством ассоциаций, соединения, отношения и обособления.
В отличие от ассоциаций, более надежными способами образования сложных идей являются суммирование или соединение; сопоставление или сравнение и обобщение или обособление. Сложение, или суммирование, основано на непосредственном соединении идей по признакам сходства или смежности. Второй путь образования сложных идей связан с установлением сходств и различий через сопоставление и сравнение идей, в результате которого возникают идеи отношений. Последним и высшим способом образования сложных идей является абстрагирование (отвлечение, обособление), посредством которого образуются самые общие понятия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
2. СЕНСУАЛИЗМ ЭПИКУРА
2. СЕНСУАЛИЗМ ЭПИКУРА Эпикур, последовательно проводя материалистические идеи и в области теории познания, считает объективный мир единственным источником всех человеческих знаний.Ленин, обосновывая теорию познания диалектического материализма, отмечал: «Для всякого
54.
Философия Дж. Локка54. Философия Дж. Локка Джон Локк (1632–1704) – английский философ – был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Вместе с тем Локк писал: «Мы можем знать достоверно, что Бог
Жизнь и труды Локка
Жизнь и труды Локка Локк пытался прожить такую жизнь, которая была бы настолько же скучна, как и его философия.К счастью для нас, но к сожалению для него самого, Локк жил в эпоху замечательных событий, которые не могли не вовлечь и его в свой круговорот. Джон Локк родился 29
Из произведений Локка
Из произведений Локка Тот, кто не ограничится тем, что упадет ему в кружку для милостыни, и, не довольствуясь ленивой жизнью на крохи выпрошенных мнений, обратит в дело собственные мыслительные способности для отыскания и исследования истины, не останется без
Хронология жизни Локка
Хронология жизни Локка 1632 г.
СЕНСУАЛИЗМ
СЕНСУАЛИЗМ СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus — чувство, ощущение) — философская установка на акцентировку сферы чувственного опыта: 1) в классической философии — гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы
Сенсуализм
Сенсуализм Предпосылкой коллонтаевского эмпиризма как основного положения его научного метода — «способа разбора» является тезис о чувственном происхождении человеческого познания. Сенсуализм в качестве принципиальной идеи теории познания выдвинут им еще в 70-х
Глава 5.
Сенсуализм и магияГлава 5. Сенсуализм и магия В 1607 г. в письме к Антонио Кверенго Кампанелла разъяснял свой метод познания, противопоставляя его старой традиции: «Я больше узнаю из строения муравья или травинки (не говоря уж о восхитительном устройстве мира), чем из всех книг, какие были
Глава XIV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЛОККА
Глава XIV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЛОККА 1. Принципы наследственной властиВ 1689 и 1690 годах, сразу же после революции 1688 года, Локк написал два своих «Трактата о правительстве», из которых второй особенно важен в истории политических идей. Первый из этих двух трактатов
Глава XV. ВЛИЯНИЕ ЛОККА
Глава XV. ВЛИЯНИЕ ЛОККА Начиная с Локка и до наших дней в Европе имеется два основных направления в философии: одно из них и своей теорией и своим методом обязано Локку, тогда как другое берет свое начало прежде всего от Декарта, а затем от Канта.
Сенсуализм (Sensualisme)
Сенсуализм (Sensualisme) Учение, согласно которому источником познания являются исключительно наши ощущения. Этот термин нередко употребляют в уничижительном смысле, что неправильно. Эпикуреизм, например, является разновидностью сенсуализма, когда утверждает, что три
Как Джон Локк подготовил почву для когнитивной науки: врожденные идеи, восприятие и происхождение понятий | Райан Хаббард, доктор философии | Философский камень
Как Джон Локк подготовил почву для когнитивной науки: врожденные идеи, восприятие и происхождение понятий | Райан Хаббард, доктор философии | Философский камень | MediumРайан Хаббард, доктор философии
·
Читать
Опубликовано в
·
9 мин чтения
·
1 мая 2020 г. 9 0003
История философии — это многовековой разговор. Современные философы интегрируют и реагируют на взгляды друг друга, а также взгляды, которые были раньше. Мне нравится представлять, что они все находятся в каком-то платоновском раю и продолжают беседу лично.
Написано Райаном Хаббардом, доктором философии
184 Последователя
· Автор для
Профессор философии, работающий в области практической этики. @ryankhubbard
Еще от Райана Хаббарда, доктора философии и Философского камня
Райана Хаббарда, доктора философии
в
О контроле над оружием
7 аргументов в пользу оружия и почему они терпят неудачу
·7 мин. читать·23 июля 2019 г.
Джейсон С., доктор философии
в
Почему инцест — это неправильно?
А разве это неправильно, даже если у них нет детей?
·4 минуты чтения·27 апреля 2021 г.
Оуэн Ллойд
в
Почему экзистенциализм — единственная философия, имеющая хоть какой-то смысл
90 043 Есть ли в нашей жизни какой-то неотъемлемый смысл?
·5 минут чтения·2 ноября 2018 г.
Райан Хаббард, доктор философии
in
Платоновская метафизика: два измерения реальности и аллегория пещеры
Если мы хотим узнать истинную природу реальности, в которой живем, мы должны заняться метафизикой. 17 марта 2020 г. 0022
В Северной Вирджинии август. горячий и влажный. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. На мне моя домохозяйка…
· 4 мин. Читать · 16 февраля 2022 г.
Aleid Ter Weel
в
10 вещей, которые нужно сделать вечером, вместо того, чтобы наблюдать за Netflix
без устройства, чтобы повысить вашу производительность и счастье. 15 февраля 2022 г.
20 историй·39 сохраненийКак дать трудный отзыв
7 историй·21 сохранение
6 Подтвержденные наукой истории здоровья о Covid, сне и многом другом
6 историй·3 сохранения
Брайан Йе
в
Каждый день
Нетрадиционное и сострадательное руководство, как стать ранней пташкой
·Чтение за 15 минут·3 октября 2019 г.
The PyCoach
in
Вы используете ChatGPT неправильно! Вот как опередить 99% пользователей ChatGPT
Освойте ChatGPT, изучив технику быстрого доступа.
·7 минут чтения·17 марта
Zulie Rane
в
Если вы хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) платформы социальных сетей
2 октября 022, во время всего Илона Маска фиаско, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона. Примерно в то же время я также вышел из…
· 8 минут чтения · 19 апреля
Дариус Фору
3 привычки, которые портят вашу жизнь
Эти привычки разрушают вашу самодисциплину
·Чтение за 6 минут·4 января
Просмотреть другие рекомендации 003
Знакомство с детством | Национальный фонд гуманитарных наук
Философа семнадцатого века Джона Локка называют отцом Просвещения, основателем эмпирической психологии, поборником терпимости и вдохновителем нашей Декларации независимости.
Менее известна небольшая книга со скромным названием Некоторые мысли об образовании , которую Локк написал в конце жизни. Со временем он стал самым знаменитым трактатом по вопросам образования на протяжении восемнадцатого века, оказавшим влияние на Бенджамина Франклина, Жан-Жака Руссо и бесчисленное множество встревоженных родителей и учителей. Отчасти руководство по медицине, отчасти трактат по этике и руководство по поведению, отчасти размышление о человеческой природе, эта книга стала библией для родителей, обучавшихся дома. В мире, где дети считались взрослыми в миниатюре, Локк открыл ребенка. «Дети чужды всему, с чем мы знакомы; и все вещи, с которыми они встречаются, сначала неизвестны им, как когда-то были нам». Они от природы любопытны. Они должны играть на открытом воздухе. Их мысли блуждают. Они должны быть заняты. И они любят перемены и разнообразие. Локк также настаивает на том, что дети с раннего возраста рациональны. Они реагируют на похвалу, нуждаются в примерах больше, чем в правилах, и требуют исправления
Требовательный и в то же время снисходительный, Локк настаивал на том, чтобы кровати были жесткими, диеты — простыми, тела — крепкими, умы — дисциплинированными, игрушек — как можно меньше. С детьми нельзя нянчиться, а нужно учиться концентрации и самоконтролю. Пуританин Локк не был бы доволен чрезмерно снисходительными родителями, которые отказываются устанавливать ограничения и хотят дружить со своими детьми, а не быть образцами для подражания.
Каковы рекомендации Локка по образованию? Локк пророческий. Друг прогрессистов, он предвосхищает Джона Дьюи и американского психолога Говарда Гарднера. Берегите любопытство. Будь добрым. Уважайте индивидуальные различия. Свободно хвалить. Варьируйте инструкцию. Эксперимент. Избегайте обычаев. В то же время Локк симпатизировал традиционалистам, таким как американский педагог Э. Д. Хирш. Концентрат. Подражать. Причина. Уважайте авторитет. Отдавайте предпочтение добродетели и характеру.
Как и научный журналист Дэниел Гоулман, Локк подчеркивал социальный/эмоциональный интеллект. Быть хорошим слушателем. Не перебивайте. Избегайте жеманства. Никогда не показывай презрения. «Хорошее воспитание», по словам Локка, «включает в себя поощрение гуманных импульсов». Кроме того, позитивный психолог, он, как и Уильям Джеймс, настаивал на том, что «мы рождаемся со способностями и способностями, способными практически на все». Будучи немного бихевиористом, он превозносил силу уважения и позора, предвосхищая психолога двадцатого века Б. Ф. Скиннера. Локк также предвещает энвайронментализм, напоминая детям «быть нежными ко всем разумным существам и баловать или
Зная о споре о природе и воспитании, который продолжается и сегодня, Локк считал, что разум — это «чистый лист», на котором можно запечатлеть что угодно. Он с оптимизмом смотрел на преобразующую силу образования. В то же время, заметил он, «Бог запечатлел определенные черты в умах людей». В отрывке о психологическом прозрении он развивает: «Некоторые люди по неизменной конституции крепки , другие боязливы , некоторые .0203 уверенный , другие скромный , сговорчивый или упрямый , любопытный или небрежный , быстрый или медлительный ». Локк призывал родителей выявлять темперамент и сильные стороны своих детей. Он заключает, что «все, что мы можем сделать или к чему стремимся, — это максимально использовать то, что дала природа». Комментируя оригинальность Локка, современный историк-интеллектуал Джеймс Экстелл отмечает: «Он понял… . . что дети были человеческими существами со своими особыми потребностями, способностями и моделями развития».
Локк и его коллеги-интеллектуалы обсуждали ценность формального школьного обучения по сравнению с домашним обучением. Сам Локк учился в ведущей школе-интернате Англии в то время, Вестминстере, на стипендию и учился в Оксфорде. Он выучил латынь и греческий, восхищался Сенекой и Горацием, обучал студентов, получил медицинскую степень, собрал библиотеку из четырех тысяч книг и много путешествовал. Позже, когда он писал книги, которые сделали его знаменитым, он ставил под сомнение свое формальное образование, критикуя слишком много заучивания, бесконечные споры, слишком мало полезных навыков и, прежде всего, непрекращающиеся телесные наказания.
Идеалист, но никогда не утопист, Локк напомнил читателям, что дети могут быть очаровательными, но также жестокими, апатичными и ленивыми. Он неоднократно сетовал на то, что порок свирепствовал в Англии эпохи Реставрации: «Ранняя испорченность молодежи теперь стала настолько общей жалобой. . . люди учат Детей бить и смеяться, когда им больно или когда они видят, как причиняют вред другим». Он особенно боялся опасности влияния сверстников. Он посоветовал школьникам не учиться «справедливости, великодушию и трезвости» друг у друга. Вместо этого они изучают «хорошо продуманные сюжеты о совместном ограблении фруктового сада». Локк предпочитал домашнее образование с добрыми родителями, тщательно подобранными слугами и хорошо оплачиваемым культурным наставником.
Христианин, знакомый с Библией, Локк верил в грех. Люди по своей природе эгоистичны и нарциссичны, любят власть и господство, жаждут чужого имущества. Подводя итог бедам мира, он заключил словами, которые сегодня поддержали бы многие философы: «Вся несправедливость, как правило, проистекает из великой любви к себе и слишком мало к другим». Для современных американцев это было трудно понять, но Локк считал, что добродетель (которая способствует счастью и ведет к вечной жизни) важнее академических достижений или мирского успеха.
Локк жил с 1632 по 1705 год, переживая гражданскую войну в Англии семнадцатого века, казнь короля (Карла I), бубонную чуму, лондонский пожар 1666 года и политические интриги вокруг Карла II. Врач, дипломат, экономист и ученый, он был избран в возрасте тридцати шести лет в Лондонское Королевское общество по совершенствованию естественных знаний, девизом которого было «Ничего против авторитета». Он дружил с Исааком Ньютоном и интеллектуальной элитой Англии. Страдая от астмы, он отправился во Францию и Голландию, чтобы избежать нездорового лондонского воздуха и продолжить учебу.
Всеядный читатель, Локк интересовался всем: растениями, семенами, ветряными мельницами, плотинами, шелком, морской солью, пагубным воздействием бинтования ног на женщин и изобретениями. Пьер Кост, который переводил сочинения Локка для европейцев, описывал Локка как компанейского, живого собеседника, который мог привыкнуть ко всем людям и обладал особой способностью «заставлять людей говорить о том, что они лучше всего понимают». Аскет, Локк никогда не был женат и не имел детей, но он любил детей и обучал учеников в Оксфорде и загородных поместьях, а также сопровождал молодых аристократов в их «Большом путешествии».
Локк написал «Некоторые мысли об образовании » сначала в виде писем родителям, ищущим его совета, а затем в виде книги. Он нравился родителям и учителям, потому что был эпиграмматичен, конкретен, умерен и уравновешен. Кроме того, у него были практические советы:
- «Будь осторожен. . . что ты не забиваешь его сразу лишним»
- «Действовать плавными и незаметными шагами»
- «Дети раньше, чем мы думаем, очень чувствительны к похвале и похвале»
- «Держи Разум в легком, спокойном настроении, когда хочешь, чтобы он получал твои Инструкции»
- «Часто из неожиданных вопросов ребенка можно узнать больше, чем из рассуждений мужчин»
- «Ибо ребенок выучит в три раза больше, когда он настроен»
- «Мне всегда казалось, что обучение можно превратить в игру и развлечение для детей».
Реформатор и радикал, Локк открыто критиковал обычаи аристократии — азартные игры, чревоугодие, пьянство, фехтование, дуэли, материализм, бесхозяйственность — и предлагал празднолюбивым землевладельцам изучать бухгалтерский учет. Тем не менее в своей критике образования он не полностью превзошел свое время. Многие из его советов о здоровье устарели. Он часто яростно критически относится к влиянию слуг на детей. Он мало интересовался искусством, считая рисование пустой тратой времени. (С другой стороны, он мог по памяти цитировать Сиднея и Шекспира.) Локк не предвидел необходимости в дневных школах совместного обучения, как это сделала сто лет спустя Мэри Уоллстонкрафт, равно как и не обращал внимания на «редкие школы» для детей-изгоев. создан в 1695 немецкого пиетиста Августа Франке. Локк не признавал важности государственных школ в условиях демократии. В своих рекомендациях он редко упоминал девушек. «Локку просто никогда не приходило в голову, что все дети должны получать образование, — отмечает Экстелл.
Тем не менее, Локк важен, потому что он восстал против системы образования, которую считал жестокой и глупой. Он сформулировал практичные, гуманные альтернативы для родителей, которые «не знают, как воспитать своих детей». Он предложил идеи, которые предвосхищают текущие дебаты в области образования и кажутся современному читателю оригинальными, неотразимыми и актуальными для всех детей, а не только для потомков аристократии.