Роман Ивана Гончарова «Обломов» — одно из тех произведений, которое наиболее точно описывает общую картину 19 века, уделяя отдельное внимание социальным и философским вопросам.
На протяжении всего сюжета мы видим переплетение двух главных мужских ролей – Ильи Обломова и Андрея Штольца. Герои — лучшие друзьям еще с юных лет и даже во взрослом возрасте продолжают поддерживать друг друга. Невзирая на это, два персонажа абсолютно непохожи друг на друга. С одной стороны – Илья Ильич – мягкий, добрый, апатичный, живущий по велению сердца, а не разума, а с другой – Андрей Иванович – общительный, рациональный, контролируемый своим интеллектом и профан в области чувств. Искать первопричину такой «пропасти» между двумя близкими товарищами следует в детстве.
Изменения в характере этих героев начали происходить именно во времена отрочества.
Обломов и Штольц воспитывались в одном обществе и соответственно в детстве их взгляды были похожи. Илья был любознательным, энергичным и жизнерадостным мальчиком, такими же словами можно описать и Андрея. Но влияние родителей кардинально изменило маленького мальчика и превратило в флегматичного, бездеятельного ленивца, который живет в своём собственном мире иллюзий – то есть в достойного представителя «обломовских» идеалов. Дитё воспитывали в тепличных условиях, окружали избыточной заботой и внушали ценности прошлого. Разве у него был выбор?
Если же говорить про Штольца – то он тоже не стал той особой, какой мог бы, на что также повлияло отношение «стариков». Ребенок рос в семье отца-немца со строгим подходом и русской матери-дворянки, которая пыталась обвить малыша нежностью. Такое воспитание, как может показаться, должно было вырастить Андрея всесторонне развитым и слаженным человеком, но юнец вырос «сухим, как кактус». Это связано с тем, что большую часть своего детства сын проводил со своим отцом, который считал, что мужчина не должен проявлять такую слабость, как чувства, даже по отношению к своему родному чаду.
Парню просто не хватало любви и ласки в юности, именно поэтому он продолжал искать их в зрелости, находя отдушину в Обломове.
При анализе становления каждого из действующих лиц становятся очевидными источники лени и романтичности Обломова и черствости и четкости Штольца. Илья – классический представитель ребенка из богатой семьи, которому нет необходимости работать и быть самостоятельным, а Андрей – человек, которому с ранних лет прививают мысль о труде, при этом обделяя нежными чувствами. Это сравнение доносит до людей, что две личности романа «Обломов» являются яркими образами не только своего часа, но и характерны для всех времен.
Также читают:
← В чем состоит трагедия жизни Обломова?
← Жизнь Обломова↑ ГончаровЧто такое обломовщина →
Образование Обломова и Штольца →
Картинка к сочинению Воспитание Обломова и Штольца
Популярные сегодня темы
Черты характера Обломова (положительные и отрицательные) в романе «Обломов»
В романе Обломов И. А.Гончаров повествует о непростом для помещичества времени, когда прежние традиции домостроя потеряли актуальность, а на смену им пришли предприимчивость и практичность.
Характеристика и образ Ивана Шатова в романе Достоевского Бесы сочинение
Шатов Иван Павлович может кому-то показаться героем второстепенным, я же уверен, что мысли, которые Достоевский вложил в монологи и размышления Шатова, в саму его судьбу — чуть ли не главное, что есть в романе.
История создания романа Обломов Гончарова
Мотив «обломовщины» начал появляться в творчестве писателя несколько раньше самого творения. Все началось с юмористической повести «Лихая болесть», в которой автор указал читателю на типичные «вирусы»
Как Бэла оказалась у Печорина?
Местный татарский князь выдавал замуж одну из дочерей. В числе прочих гостей на свадьбу позвал и Максима Максимыча вместе с Печориным. Во время празднования младшая дочь хозяина дома Бэла подошла к Григорию Александровичу и пропела ему комплимент.
Сочинение по роману Шолохова Они сражались за Родину
Роман, посвященный тяжелому периоду Великой Отечественной войны, описывает солдат с разными характерами и судьбами, но честно и мужественно выполняющих свой долг.
Сочинения
По картинам
По литературе
Свободная тема
Про Родину
Про технологии
Русский язык
Про семью
Про школу
Про войну
Про природу
По пословицам
Про времена года
Праздники
Про дружбу
9 класс ОГЭ
11 класс ЕГЭ
Про животных
Профессии
Известные люди
Города
краткий анализ сюжетной линии в романе Гончарова
Известный русский писатель И. А. Гончаров в 1859 году публикует свой очередной роман «Обломов». Это был невероятно тяжелый период для российского общества, которое словно разделилось на две части. Меньшинство понимало необходимость отмены крепостного права и ратовало за улучшение жизни простых людей. В большинстве же оказались помещики, барины и зажиточные дворяне, находившиеся в прямой зависимости от кормивших их крестьян. В романе Гончаров предлагает читателю сравнить образ Обломова и Штольца — двух друзей, абсолютно разных по темпераменту и силе духа. Это история о людях, которые, несмотря на внутренние противоречия и конфликты, остались верными своим идеалам, ценностям, своему образу жизни. Однако порой бывает трудно понять истинные причины такой доверительной близости между главными героями. Оттого-то и кажутся читателям и критикам столь интересными взаимоотношения Обломова и Штольца. Далее и мы познакомимся с ними поближе.
Обломов и Штольц: сравнение образов
В художественной литературе авторами часто используется прием антитезы. Он состоит в…
Штольц и Обломов: Общая характеристика
Обломов – несомненно, главная фигура, однако больше внимания писатель уделяет и его приятелю Штольцу. Главные герои — современники, тем не менее оказываются совсем не похожими друг на друга. Обломов – человек в возрасте чуть более 30 лет. Гончаров описывает его приятную наружность, но подчеркивает отсутствие определенной идеи. Андрей Штольц – ровесник Ильи Ильича, он гораздо худощавее, с ровным смуглым цветом лица, практически без румянца. Зеленые выразительные глаза Штольца также противопоставлены серому и мутноватому взору главного героя. Сам Обломов вырос в семье русских дворян, владевших не одной сотней крепостных душ. Андрей же был воспитан в русско-немецкой семье. Все же он отождествлял себя с русской культурой, исповедовал православие.
Воспитание Штольца в романе Обломов
В. Г. Белинский говорил, что именно воспитанием решается участь каждого человека. Это можно отнести…
Взаимоотношения Обломова и Штольца
Так или иначе линии, связующие судьбы персонажей романа «Обломов», присутствуют. Автору было необходимо показать, как возникает дружба между людьми полярных взглядов и типов темперамента.
Взаимоотношения Обломова и Штольца во многом предопределены теми условиями, в которых они воспитывались и жили в юные годы. Оба мужчины росли вместе, в пансионе неподалеку от Обломовки. Отец Штольца служил там на должности управляющего. В том селе Верхлеве все было пропитано атмосферой «обломовщины», неспешности, пассивности, лени, простоты нравов. Но Андрей Иванович Штольц был хорошо образован, читал Виланда, учил стихи из Библии, пересчитывал неграмотные сводки крестьян и фабричных людей. Кроме того, он зачитывался баснями Крылова, а с матерью разбирал священную историю. Мальчик Илья сидел дома под мягким крылом родительской опеки, Штольц же проводил много времени на улице, в общении с соседскими ребятами. Их личности формировались по-разному. Обломов был подопечным нянечек и заботливых родных, тогда как Андрей не переставал заниматься физическим и умственным трудом.
Секрет дружбы
Взаимоотношения Обломова и Штольца удивительны и даже парадоксальны. Различий между двумя персонажами можно отыскать огромное количество, однако, несомненно, существуют черты, которые их объединяют. Прежде всего Обломов и Штольц связаны крепкой и искренней дружбой, но они схожи в своем так называемом «жизненном сне». Только Илья Ильич дремлет у себя дома, на диване, а Штольц точно так же засыпает в своей насыщенной событиями и впечатлениями жизни. Оба они не видят истины. Оба не способны отказаться от собственного образа жизни. Каждый из них необычайно привязан к своим привычкам, считая, что именно такое поведение является единственно правильным и разумным.
Остается ответить на главный вопрос: «В каком герое нуждается Россия: в Обломове или Штольце?» Разумеется, такие деятельные и прогрессивные личности, как последний, останутся в нашей стране навеки, будут ее движущей силой, будут питать ее своей интеллектуальной и духовной энергетикой. Но нужно признать, что и без Обломовых Россия перестанет быть такой, какой ее знали наши соотечественники на протяжении многих столетий. Обломова нужно воспитывать, терпеливо и ненавязчиво пробуждать, чтобы и он приносил пользу родине.
Канадско-американские славистические исследования, том 3, выпуск 1 (1969 г.)
Заголовок:
Обломов Ивана Гончарова: Антифауст как христианский герой 1
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/221023969X00358
Язык:
Английский
Страницы:
39–68
В:
Канадско-американские славистики
В:
Том 3: Выпуск 1
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
2210-2396
Распечатать ISSN:
0090-8290
Предметы:
История,
славяноведение и евразийство
Все время
Прошлый год
Последние 30 дней
Абстрактные представления
534
105
7
Полнотекстовые просмотры
173
0
0
Просмотры и загрузки PDF
41
1
1
Заголовок:
Обломов Ивана Гончарова: Антифауст как христианский герой 1
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/221023969X00358
Язык:
Английский
Страницы:
39–68
В:
Канадско-американские славистики
В:
Том 3: Выпуск 1
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
2210-2396
Распечатать ISSN:
0090-8290
Предметы:
История,
славяноведение и евразийство
Все время
Прошлый год
Последние 30 дней
Абстрактные представления
534
105
7
Полнотекстовые просмотры
173
0
0
Просмотры и загрузки PDF
41
1
1
Подкасты0230
По радуге
В цепях
Миграция
Качественное образование
Выживание по степеням
Война и мир
Вклад
0
0
Выживание по степеням
Обломов Иван Гончаров — Электронная книга
Электронная книга243 страницы4 часа
Рейтинг: 4 из 5 звезд
4/5
()
, выходец из высшего среднего класса, сын помещика из России девятнадцатого века.
Отличительной чертой Обломова является его ленивое отношение к жизни. Будучи общей отрицательной характеристикой, Обломов возводит эту черту в художественную форму, апатично занимаясь своими маленькими повседневными делами с постели.
Skip Carousel
LanguageNglish
PublisherSovereign
Дата выпуска 15, 2014
ISBN9781910150580
ARLERSILE ALDERLICHEREL ARELERICHERELERICHERELERSILE ALDERLICHERELERICH ALERELERSILE ALDERLER. социальные перемены в России и содержат одних из самых ярких и запоминающихся персонажей русской литературы.
Самым заметным достижением Гончарова являются его три романа, первым из которых был «Обыкновенная история» (1917), роман, сразу сделавший ему известность, когда его высоко оценил влиятельный критик Виссарион Белинский. Обломов (1915), более зрелое произведение, общепринятое как один из самых важных русских романов, проводит сильный контраст между аристократическим и капиталистическим классами в России и подвергает критике образ жизни, основанный на крепостном праве. Третий роман Гончарова «Обрыв» (1915) — блестящее произведение психологической прозы.
Во всех трех романах Гончаров противопоставляет легкомысленному мечтателю противоположного характера, олицетворяющего деловую деловитость; контраст освещает социальные условия в России в то время, когда растущий капитализм и индустриализация беспокойно сосуществовали с аристократическими традициями старой России.
Обломов — бесспорный классик русской литературы, художественный уровень и культурное значение которого можно сравнить разве что с такими шедеврами, как «Мертвые души» Николая Гоголя, «Анна Каренина» Льва Толстого, «Братья Карамазовы» Федора Достоевского.
Skip carousel
Related categories
Skip carousel
Reviews for Oblomov
Rating: 3.991304347826087 out of 5 stars
4/5
575 ratings21 reviews
valerieandbooks
Rating: 3 out of 5 stars
3/5
Я знаю, что получил бы намного больше от этого романа, если бы я мог обсудить его с другими. Не похоже, что происходит что-то особенное — главным образом потому, что из-за собственных идеалов (и страхов) Обломов решает провести большую часть своей жизни, делая немного. Однако я понимаю, почему это считается классикой. Читать для #1001Книги
Bookomaniac-1
.
Рейтинг: 3 из 5 звезд
3/5
Очень ранний роман о бездельниках — один из старейших и уж точно самый старый из тех, что я читал. На самом деле мне это напомнило 101 Reykjvajik, только немного класснее. (Это все-таки русское дворянство.) Обломов — не слишком тонкая метафора русской аристократии, погубившей себя праздностью и эгоцентризмом. Сам я не мог вникнуть. Я продолжал думать: а что-нибудь вообще ПРОИЗОЙДЕТ? Обломову понадобилось около 100 страниц, чтобы даже встать с постели. Потом, когда он влюбился в Ольгу, я ожидала, что дела пойдут лучше, но этого не произошло. Я читал, что в хорошей художественной литературе главный герой должен сделать что-то значительное или каким-то образом измениться. Но Обломов ничего не сделал и отказался измениться — в этом, я полагаю, и смысл истории.
gofish8
Рейтинг: 4 из 5 звезд
4/5
Великий роман усталости.
Линдатру
Рейтинг: 5 из 5 звезд второй язык по разным причинам). Каждый из них сделал одно и то же заявление. «Вы должны прочитать Обломова, чтобы по-настоящему понять русских». Перевод Стивена Перла, вероятно, настолько близок к тому, что вы читали в оригинале (за это он получил награду в 2008 году). Сказка Обломова впервые была опубликована в 1859 году., задолго до революции, и тем не менее это поучительная история, в которой до сих пор есть откровения о русской душе.
deebee1_1
Рейтинг: 4 из 5 звезд
4/5
Роман начинается с того, что однажды утром Обломов лежит в постели. Далее следует описание человека, довольно убогой комнаты, мебели и разговоров с Захаром, его старым, ворчливым, ленивым, но верным слугой. День продолжается, Обломов обедает, заглядывают друзья, принимаются или отвергаются приглашения — все это происходит в пределах его постели. Между разговорами или попытками планирования дня он возвращается в свое полусонное состояние и погружается в сказочные образы своего избалованного детства, особенно в еду и ее приготовление, вокруг которых вращалась семейная жизнь. Жизнь была спокойным водоемом. Даже его представления о будущем отражали мечтательные дни его детства — череда тихих и томных дней, проведенных в задумчивых прогулках по саду с очаровательной женой… День скоро закончится. Это составляло его повседневную жизнь. Однажды приезжает дорогой друг Штольц, и Обломов знакомится с подругой Ольгой. Юную прелестную Ольгу тянет к Обломову, который не может поверить своему счастью. Несмотря на свою любовь к ней, он выражал себя неоднозначно. Обломов чувствовал, что она заслуживает большего и что он ей не подходит. Он знал, что она очень скоро созреет и поймет, что существует мир, в который он не сможет ее сопровождать. Из-за его отказа она ушла, и именно в то время, когда она пыталась забыть Обломова, она поняла, что принадлежит Штольцу, прогрессивному, энергичному человеку с планами на будущее. Эти трое остаются очень хорошими друзьями, привязанность между ними остается прочной и незапятнанной до самого конца. Обломов так и не изменился, так и не нанес того давно обещанного визита в свое заброшенное имение, никогда не уезжал, никогда в жизни не устраивался на другую работу, никогда больше не влюблялся, никогда не изменял своим повседневным привычкам, никогда не терял любви к еде, никогда не поднимал палец, чтобы сделать что-нибудь, чтобы долгие годы этих сделали его еще мягче, толще и медлительнее в его среднем возрасте, и его смерть была такой же тихой, как и его жизнь без происшествий. Основываясь на том немногом, что я знал об этой книге, я был готов невзлюбить Обломова с первой страницы — я не стал вести себя лениво. Но он становится дорогой фигурой, особенно когда мы видим его бескорыстие и самоотверженность, его мудрость и силу характера, проявленные, когда он отказался от Ольги. Он не мог помочь своей природе, это было то, как он был воспитан, кем он стал, как он смотрел на мир. Обломов не был ленив и ленив, скорее он был лишен воли. Он просто не видел смысла усилий. Он знал последствия своего бездействия, своей нерешительности, но вел себя как обреченный человек — все принимая, пораженец. Мы видим не распад характера, а продолжение существования наполовину сформировавшегося, и именно это делает Обломова трагичным. Обломов должен был символизировать аристократический класс России, а Ольга и Штольц — приход перемен, новых вещей, нового мышления. Письмо Гончарова увлекательно, персонажи очень хорошо прорисованы, а идеи полностью развиты. Этот роман прекрасен во всех смыслах этого слова.
Book preview
Oblomov — Ivan Goncharov
Ivan Goncharov
Oblomov
New Edition
LONDON ∙ NEW YORK ∙ TORONTO ∙ SAO PAULO ∙ MOSCOW
PARIS ∙ MADRID ∙ BERLIN ∙ ROME ∙ МЕХИКО ∙ МУМБАЙ ∙ СЕУЛ ∙ ДОХА
ONE morning, in в квартире в одном из больших домов на Гороховой улице, население которого вполне соответствовало населению провинциального города, лежал в постели господин Илья Ильич Обломов. Это был парень лет тридцати, среднего роста и приятной внешности. К сожалению, в его темно-серых глазах отсутствовала какая-либо определенная мысль, а в других чертах — полная несосредоточенность. Вдруг мысль бродила по его лицу с вольной птицей, порхала на мгновение в его глазах, оседала на его полуоткрытых губах и оставалась на мгновение затаившейся в морщинах его лба. Потом оно исчезало, и снова его лицо светилось лучезарной беззаботностью, которая распространялась даже на его позу и складки ночной рубашки. В другое время его взгляд темнел, как от усталости или скуки. Но ни то, ни другое выражение не могли совершенно изгнать с его лица той кротости, которая была господствующей, основной, характерной чертой не только его черт, но и лежавшего под ними духа. Этот дух сиял в его глазах, в его улыбке, в каждом движении его рук и головы. Взглянув мимоходом на простуженного Обломова, поверхностно наблюдательный человек сказал бы:0507 Видно, добрый, но простак ; тогда как человек более проницательный и сочувствующий, чем первый, продлил бы свой взгляд и пошел бы дальше задумчиво и с улыбкой, как будто он был чем-то доволен.
Лицо Обломова было ни красное, ни тусклое, ни бледное, а неопределенного оттенка. Во всяком случае, такое впечатление оно производило — быть может, потому, что от малоподвижности, или от недостатка свежего воздуха, или от недостатка того и другого он был не по годам морщинистый. Вообще, судя по чрезвычайной белизне его голой шеи, маленьким пухлым рукам и мягким плечам, можно было бы заключить, что он обладал женоподобным телом. Даже в возбужденном состоянии его действиями руководила неизменная мягкость, прибавляемая к усталости, не лишенной некоторого своеобразного изящества. Наоборот, если уныние духа выказывалось на его лице, то взгляд его тускнел, а лоб нахмуривался, так как сомнение, уныние и опасение переходили в борьбу друг с другом. Однако этот эмоциональный кризис редко выкристаллизовывался в форму определенной идеи и еще реже в форму твердой решимости. Почти всегда такое волнение испарялось со вздохом и переходило в какую-то апатичную летаргию.
Комнатный костюм Обломова в точности соответствовал спокойным очертаниям его лица и изнеженности форм. Костюм, о котором идет речь, состоял из халата из какой-то персидской материи, настоящего восточного халата, одежды, лишенной ни кистей, ни бархатных оторочек, ни талии, но столь просторной, что Обломов мог бы завернуться в нее. один или два раза. Кроме того, по неизменному азиатскому обычаю, его рукава постоянно расширялись от костяшек до плеч. Правда, это был халат, утративший свою первоначальную свежесть и местами сменивший свой естественный, первоначальный блеск на приобретённый от долгой носки; тем не менее, он сохранил как ясность своего восточного колорита, так и твердость своей текстуры. В глазах Обломова это была одежда, обладавшая мириадами бесценных качеств, ибо она была так мягка и податлива, что при ношении ее тело не сознавало ее присутствия и, как послушный раб, отвечало даже на малейшее движение. Ни жилетки, ни галстука Обломов в помещении не носил, так как любил свободу и простор. По той же причине его туфли были длинными, мягкими и широкими, для того, чтобы, когда он опускал ноги с постели на пол, не глядя, что делает, ноги его тотчас же помещались в туфли.
Лежание в постели у Обломова не было ни необходимостью (как у больного или остро нуждающегося во сне человека), ни случайностью (как у измученного человека), ни удовлетворение (как в случае человека, который просто ленив). Скорее, это представляло его нормальное состояние. Всякий раз, когда он был дома — а он почти всегда был дома, — он проводил время лежа на спине. Точно так же он использовал только одну комнату, которая служила и спальней, и кабинетом, и гостиной, в которой мы его только что обнаружили. Правда, в его распоряжении были еще две комнаты, но он редко заглядывал в них, разве что по утрам (которое отнюдь не включало в себя каждое утро), когда его старый лакей случалось подметать кабинет. Мебель в них вечно стояла накрытая, и ни разу не были задернуты шторы.
На первый взгляд комната, в которой лежал Обломов, была благоустроенной. В нем стоял письменный стол из красного дерева, пара диванов, обитых какой-то шелковой тканью, и красивая ширма, вышитая птицами и плодами, неизвестными Природе. Кроме того, в комнате были шелковые занавески, несколько циновок, несколько картин, бронзы, фарфора и множество других милых безделушек. Однако даже самый беглый взгляд опытного человека со вкусом обнаружил бы не более чем склонность соблюдать les convenances, избегая их действительного соблюдения. Без сомнения, это все, о чем думал Обломов, обставляя свой кабинет. Вкус действительно утонченной натуры никогда не удовлетворился бы такими тяжелыми, неуклюжими стульями из красного дерева, такими хлипкими этажерками. Кроме того, у одного из диванов провисла спинка, и кое-где отклеилась древесина. Почти то же самое можно было увидеть и в случае с картинами, вазами и некоторыми другими мелочами в квартире. Тем не менее его хозяин привык смотреть на его принадлежности холодным, отстраненным взглядом того, кто спрашивает:0507 Кто осмелился принести сюда эту дрянь? Такое же равнодушие с его стороны, присоединенное, может быть, к еще большему равнодушию со стороны его слуги Захара, заставило кабинет, при внимательном созерцании, произвести на смотрящего впечатление всепроникающей небрежности и небрежности. На стенах и вокруг картин висела запыленная паутина; зеркала, вместо того чтобы отражать, с большей пользой служили бы планшетами для записи меморандумов; каждая циновка была сплошь в пятнах; на диване лежало забытое полотенце, а на столе (как и в большинстве случаев по утрам) тарелка, солонка, недоеденная корочка хлеба и какие-то разбросанные крошки — все это не удалось убрать. после вчерашнего ужина. В самом деле, если бы не тарелка, не недавно выкуренная трубка, прислоненная к кровати, и не лежащее тело самого Обломова, можно было бы вообразить, что в этом месте нет ни одной живой души, настолько пыльным и обесцвеченным было все взгляд, и так отсутствовали какие-либо активные следы присутствия человека. Правда, на этажерке было две-три открытые книги, а газета металась, а на бюро стояла чернильница и несколько перьев; но страницы, на которых лежали книги, покрылись пылью и начали желтеть (доказывая тем самым, что они давно отброшены в сторону), дата газеты принадлежала предыдущему году, а из чернильницы всякий раз, когда перо случайно окунулся в него, поднялась с испуганным жужжанием только брошенная муха.
В это утро Обломов (вопреки своему обыкновению) проснулся рано, в восемь часов. Почему-то он выглядел взволнованным; тревога, сожаление и досада гнались друг за другом на его чертах. Очевидно, он стал жертвой какой-то внутренней борьбы и еще не мог позвать на помощь свой ум. Дело в том, что ночью он получил от старосты своей усадьбы чрезвычайно неприятное письмо. Все мы знаем, какие неприятные вещи староста может говорить в своих письмах, как он может рассказывать о неурожаях, о просроченных долгах, об уменьшении доходов и проч.; и хотя именно этот чиновник рассылал в течение последних трех лет точно такие же послания, последнее его сообщение подействовало на адресата так сильно, как если бы Обломов получил нежданный удар. Впрочем, надо отдать Обломову должное, он всегда относился к своим делам с известной осторожностью. В самом деле, как только он получил первое тревожное письмо старосты (он сделал это три года тому назад), он принялся за разработку плана изменения и улучшения управления своим имуществом. Однако до сих пор этот план оставался не вполне продуманным, хотя он уже давно сознавал необходимость сделать что-то действительно решительное.
Следовательно, проснувшись, он решил встать, совершить омовение и, выпив чай, обдумать дело, записать несколько заметок и вообще заняться делом как следует. И все же еще полчаса он лежал ничком под пыткой этой решимости; пока, наконец, не решил, что такие занятия лучше всего проводить после чая и что, как обычно, он будет пить этот чай в постели, тем более что лежачее положение не может служить помехой для размышлений.
Поэтому он сделал так, как решил; а когда чай был выпит, он приподнялся на локте и едва не встал с постели. В самом деле, взглянув на свои туфли, он даже начал протягивать в их сторону ногу, но тут же отдернул ее.
Пробило полдесятого, и Обломов встряхнулся. В чем дело?, сказал он с досадой. По совести мне пора что-то делать! Если бы я мог решиться на… на… Он прервался с криком Захкар! , после чего вошел пожилой человек в сером костюме и с медными пуговицами, человек, у которого под совершенно лысой макушкой была пара длинных, густых, седых бакенбардов, которых хватило бы на трех обыкновенных бородатых мужчин. Платье его, правда, было скроено по деревенскому образцу, но он дорожил им, как слабым напоминанием о прежней ливрее, как единственным уцелевшим знаком достоинства дома Обломовых. Дом Обломовых был некогда богатым и знатным, но в последние годы подвергся обеднению и уменьшению, пока, наконец, не затерялся в толпе дворянских домов более поздней постройки.
Несколько мгновений Обломов был слишком погружен в свои мысли, чтобы заметить присутствие Захара; но наконец камердинер закашлялся.
Что тебе нужно? — спросил Обломов.
Ты мне только что звонил, барин?
Я звонил тебе, говоришь? Ну, я не могу вспомнить, почему я так сделал. Возвращайся в свою комнату, пока я не вспомнил.
Захар удалился, а Обломов еще четверть часа думал над проклятым письмом.
Я пролежал здесь достаточно долго, наконец сказал он себе. Действительно, я должен встать. . . . А что, если я внимательно прочитаю письмо и встану? Захар!
Захар снова вошел, и Обломов тотчас же погрузился в задумчивость. С минуту или две камердинер стоял, глядя на своего хозяина со скрытой обидой. Затем он двинулся к двери.
Почему ты уходишь? — спросил вдруг Обломов.
Потому что, барин, вам нечего мне сказать. Почему я должен стоять здесь ни за что?
Что? Ваши ноги стали такими сморщенными, что вы не можете стоять минуту или две? Меня что-то беспокоит, так что подожди. Ты только что лежал в своей комнате, не так ли? Пожалуйста, найдите письмо, которое пришло от старосты прошлой ночью. Что вы с ним сделали?
Какая буква? Я письма не видел, утверждал Захар.
Но вы сами взяли его у почтальона?
Может быть, и знал, но откуда мне знать, куда вы его с тех пор поместили? 905:08 Лакей суетился среди бумаг и других вещей на столе.
Никогда ничего не знаешь, заметил своему хозяину. Посмотри вон в той корзине. А может, письмо упало за диван? Кстати, спинку этого дивана до сих пор не починили. Скажи столяру, чтобы пришел немедленно. Это ты сломал эту штуку, но ты никогда не думаешь об этом!
Я не нарушал, парировал Захар. Он сломался сам. Это не могло длиться вечно. Когда-нибудь он должен был треснуть.
Это был пункт, который Обломов не хотел оспаривать. Ты уже нашел письмо? спросил он.
Да — несколько букв. Но они не то, что мне нужно.
Других я не вижу, утверждал Захар.
Очень хорошо, — нетерпеливый ответ Обломова. Я встану и сам поищу письмо. Захар снова удалился в свою комнату, но едва уперся руками в постель, как вытянулся, как снова раздался властный крик:0507 Захар! Захар!
Господи! проворчал камердинер, в третий раз направляясь в кабинет. Почему я должен так мучиться? Лучше бы я умер!
Мой платок! закричал Обломов. Да, и очень быстро! Вы, наверное, догадались, что это то, чего я хочу.
Захар не выказал особого удивления или обиды на этот укоризненный приказ. Вероятно, он считал и приказ, и упрек естественными.
Кто знает, где платок? — бормотал он, обходя комнату и ощупывая каждый стул (хотя он не мог не заметить, что на них вообще ничего не лежало). Ты все теряешь, добавил он, открывая дверь в гостиную, чтобы посмотреть, не прячется ли там платок.
Куда ты идешь? — воскликнул Обломов. ‘Это здесь вы должны искать. Я не был в тех других комнатах с позапрошлого года. Побыстрее, ладно?
Платка не вижу, сказал Захар, разводя руками и заглядывая во все уголки. Вот оно! вдруг прохрипел. Это прямо под тобой. Я вижу, что его конец торчит. Ты все время лежал на нем, а на самом деле просишь меня найти его! Он поковылял прочь, не дожидаясь ответа. На минуту-другую Обломов опешил, но скоро нашел другое средство оскорбить своего камердинера.
Хороший способ сделать уборку! сказал он. Сколько пыли и грязи, право же! Посмотрите на эти углы! Вы никогда не беспокоить себя на всех.
Если я никогда не шевелюсь, обиженно возразил Захар, по крайней мере стараюсь, и не жалею себя, ибо вытираю пыль и подметаю почти каждый день. Все выглядит чистым и достаточно ярким для свадьбы.
Какая ложь! закричал Обломов. Снова иди в свою комнату!
То, что он спровоцировал Захара на этот разговор, доставляло ему мало удовольствия. Правда заключалась в том, что он забыл, что, затронув деликатную тему, не избежать суеты. Хотя он хотел, чтобы его комнаты содержались в чистоте, он хотел, чтобы эта задача выполнялась невидимо и отдельно от него самого; тогда как, когда Захара призывали хоть немного подмести или вытереть пыль, он обижался на это.
После того, как Захар удалился в свою берлогу, Обломов снова задумался, пока через несколько минут часы не пробили какие-то полчаса.
Что это? в ужасе закричал Обломов. Скоро будет одиннадцать, а я еще не встал и не умылся! Захар! Захар!