Где обучался обломов. Образование обломова в романе «обломов», отношение героя к образованию, учебе и науке
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Образование Обломова и Штольца
Роман «Обломов» И.А.Гончаров писал с 1847 по 1859 года. Роман назван в честь главного героя Ильи Ильича Обломова. Герой охарактеризован как ленивый, безынициативный, но в этой философии жизни кроется противостояние укладу жизни других, который строится на чинопочитании. В качестве противоположного Обломову героя автор рисует портрет Штольца: молодого человека, полного амбиций, образованного и энергичного. Герои противоположны практически во всём: внешность, интерьер дома, а в частности образование.
Образование героев также отличается. Автор показывает, как герои учились в школе, в первой части романа, а именно во сне Обломова. Этот эпизод играет важную роль для понимания личностей героев.
Штольц с детства был непоседой, то и дело попадал в драки. Отец любил сына, но был по-своему холоден. Он давал свободу мальчику, не ругал за проделки, в то время как мать старалась воспитывать сына как настоящего дворянина.
Стоит сказать, что Илья и Андрей посещали одно учебное заведение, но подход к образованию со стороны их родителей был разный. Родители Штольца настаивали на получении качественного образования. Мальчик посещал пансионат ежедневно, выезжал с отцом на работу и учился практической деятельности. Ещё в детстве он заработал первые деньги. К 14-15 годам мальчик стал самостоятельно выезжать в город по поручениям родителей.
Подход Обломовых к учёбе был совсем другой. Если маленький Илья капризничал или просто глаза его были неясными, родители оставляли его дома, чтобы защитить от этой тягости. Сам Илья не любил учиться и видел в этом наказание. Обломов не понимал, зачем ему эти знания в жизни, учился кое-как. С домашним заданием ему часто помогал Штольц.
После пансионата Илья Обломов отучился в военном училище 2 года, интереса к книгам не проявлял и полученные знания в последствии применить не смог. Получив бесполезный аттестат, герой уехал в Петербург и стал работать коллежским секретарём. Работа ему не нравилась, и постепенно он ушёл с неё.
Андрей Штольц в то же время получил практическое, трудовое образование. По поручению отца он уехал учиться в университет, а благодаря книгам отца освоил немецкий и французский язык. Благодаря такому воспитанию и образованию герой вырос целеустремлённым и трудолюбивым человеком.
Сравнительная характеристика героев
Итак, мы выяснили, что Обломов в произведении Гончарова кардинально проивопоставлен вышел из небогатой семьи немца, Обломов — потомственный дворянин. Штольц ищет равную себе по взглядам и внутренней силе женщину- Обломову нужна женщина, способная обеспечить его материнской заботой и любовью. Вспомним о непродолжительном романе Обломова и Ольги: изначально он был обречен, а вот связь Ильи Ильича с Агафьей Пшеницыной обрела будущее.
Отношение Обломова к образованию не из лучших — он с трудом научился читать и писать, и этого ему было достаточно. Штольц же получил некоторые навыки дома (его обучал отец), а затем отправился покорять университет.
История создания
«Обломов» является знаковым произведением для русской литературы XIX века. Его смысл не всегда доступен школьниками, знакомящимся с книгой в юном возрасте. Взрослые люди более глубоко рассматривают мысль, которую хотел донести автор.
Главным героем произведения является помещик Илья Обломов, образ жизни которого непонятен окружающим. Одни считают его философом, другие – мыслителем, третьи – лентяем. Автор позволяет читателю составить собственное мнение, не высказываясь о персонаже категорично.
Нельзя оценить замысел романа отдельно от истории создания произведения. Основой книги стала повесть «Лихая болесть», написанная Гончаровым несколькими годами ранее. Вдохновение настигло писателя в момент, когда общественная и политическая ситуации в России были накалены.
На тот момент образ апатичного мещанина, который не способен нести ответственность за свои поступки и решения, был типичным для страны. На идею книги повлияли рассуждения . Критик писал о появлении образа «лишнего человека» в литературных произведениях того времени. Он описывал героя как вольнодумца, неспособного на серьезные действия, мечтателя, бесполезного для социума. Облик Обломова является визуальным воплощением дворянства тех лет. В романе описаны изменения, происходящие в герое. Характеристика Ильи Ильича тонко обрисована в каждой из четырех глав.
Судьба Штольца и Обломова
В жизни Обломова в какой-то момент насупило просветление. Это появление в его жизни Ольги. Какое-то время Обломова было не узнать! Однако после того как Обломов не захотел идти на свидание с Ольгой, потому как «мосточки были шаткие», читатель понимает, что работа Ольги над характером Ильи Ильича — это пустая трата времени.
Обломов селится в доме Агафьи Пшеницыной, у них рождается ребенок. Обломов умирает, а его жизнь так и остается ничем не примечательной и тусклой.
У Штольца совершенно другая жизнь. Он женится на Ольге, они забирают на воспитание Андрюшу, сына Обломова, много путешествуют.
Таким образом, читатель видит, как воспитание и образование Штольца и Обломова повлияло на их дальнейшую жизнь. Обломов так и остался если не физически, то в мечтах в своей любимой деревне Обломовке, а Штольц начал строить новую, собственную жизнь.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
- Иван Гончаров. Краткое содержание «Обломова»
Все интересное
Писатели часто уделяют внимание детали при раскрытии образа героя в художественном произведении. Так поступал же и А.И.Гончаров, когда представил читателю Илью Ильича Обломова. Роман «Обломов» пронизан образами-символами, главным из…
Исследуя романы девятнадцатого века, необходимо прочесть краткое содержание Гончарова «Обломов», а затем ознакомиться с книгой целиком. В центре повести — Илья Ильич Обломов, мужчина 32-33 лет, который не обременен какого-либо рода занятиями и…
Роман «Обломов», краткое содержание которого приведено в этой статье, увидел свет в 1859 году. Он был написан известным русским писателем Иваном Гончаровым. Работа была проделана огромная. Роман писался в течение 10 лет. После того как…
«Обломов» — один из трех обширных романов Гончарова, написанных им с промежутком в 10 лет. Впервые он был напечатеан в 1859 году. Это время активного поиска современного героя, человека, умеющего ужиться в новом мире.Главный герой романа — Илья…
Этот образ давно уже стал нарицательным — скованный непобедимой ленью помещик Обломов. Краткое содержание романа Гончарова знакомит нас с ним, еще молодым человеком 32-33 лет. Этот удивительно цельный, психологически точный, законченный образ…
Гениальный роман Ивана Александровича Гончарова знакомит нас с двумя диаметрально противоположными образами: Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика их может занять страницы и страницы. Ведь они полностью различны: по своему темпераменту, по…
Характеристика Штольца — одного из главных героев знаменитого романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» — может восприниматься неоднозначно. Этот человек — носитель нового для России разночинского менталитета. Вероятно, классик…
Выдающийся русский писатель-классик Иван Александрович Гончаров в замысле романа «Обломов» образ Штольца изображал по-особенному. Исчерпывающе четко это выразил литературный критик Николай Александрович Добролюбов. Идея образа, по его…
Известный русский писатель И. А. Гончаров в 1859 году публикует свой очередной роман «Обломов». Это был невероятно тяжелый период для российского общества, которое словно разделилось на две части. Меньшинство понимало необходимость…
Роман Гончарова «Обломов» был высоко оценен критиками второй половины XIX века. В частности, Белинский отмечал, что произведение пришлось ко времени и отразило общественно-политическую мысль 50-60-х годов девятнадцатого столетия. Два…
В произведении «Обломов» Гончаров коснется темы распространенных пороков, присущих обществу в любой эпохе: лень, равнодушие, нежелание менять судьбу в лучшую сторону.
Автор детально описывает детство Обломова, чтобы читатель смог разобраться в причинах, повлиявших на формирование его безвольного характера. Нерешительность сделала его неудачником. Писатель наводит на мысль, что подобное поведение не приведет к счастливой и насыщенной жизни.
Анализ произведения
Введение. История создания романа. Основная идея.
Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.
Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты. Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения. Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».
Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.
Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция.
Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм. Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов. Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.
Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности — все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.
С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни. Далее следует кульминация романа — Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв. Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование. Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.
Опека родных
Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.
«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки».
Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями.
«Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».
Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.
«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».
Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.
«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет — уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания».
Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице.
«Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».
Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.
Резвость и любознательность
Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.
«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку».
Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.
Обломов рос любознательным.
«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями».
Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.
Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.
«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».
Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.
В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.
«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли».
Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.
«Главною заботою семейства была кухня и обед».
Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп.
«Илюша все наблюдал.
Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.
Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.
Образование
Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.
Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.
«Печальный он приходил к матери. Та знала почему. Тайком вздыхала о разлуке с ним на целую неделю».
Родители поощряли каждую его просьбу. Они искали оправдание своему безвольному поведению. Причины, из-за которых паренек оставался в поместье были разнообразны. Проблемой для них могла стать жара или холод, родительская суббота, праздник, предстоящее приготовление блинов. Мать с отцом не думали о негативных чертах подобного воспитания. Взрослому Илье Обломову еще не раз придется столкнуться с последствием чрезмерной родительской любви.
В романе «Обломов» Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как «обломовщина», изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние «обломовщины» на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.
Московский университет
После долгих раздумий родители отдали сына учиться дальше. Он поступил на факультет права в Московском университете. Так продолжилось образование Обломова.
Поскольку родители не могли так же «заботиться» о сыне в Москве, то там он, несомненно, получил гораздо больше знаний. Его споры со Штольцем несут в себе идеи гуманизма, высказанные известным профессором Надеждиным.
Надо отметить, что Обломов изначально учился с увлечением, его вдохновляли идеи Гете и Байрона, но потом он потерял интерес к учебе.
Он перестал понимать, зачем нужна наука, часто задавал себе вопрос о том, когда же он будет жить. Под жизнью он понимал отдых и наслаждение. В конечном итоге он забросил науку. После этого и началась настоящая «жизнь» — время лежания на диване и безделья. Вот, пожалуй, все, что сказано в романе про образование Обломова.
Подводя итоги, нужно отметить, что среда, в которой проходили детские годы Ильи Ильича, не располагала к увлеченности им какой-либо серьезной деятельностью во взрослой жизни. Любая работа рассматривалась им как что-то негативное. Почти всегда Обломов учился для галочки, то есть чтобы получить аттестат. Будучи одаренным от природы человеком, он не смог реализовать себя в жизни. Итак, мы видим, что образование Обломова в романе «Обломов» имело формальный характер.
Детство Обломова
С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.
Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.
Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.
Биография
Главный герой родился в помещичьей семье, живущей по традиционному барскому укладу. Детство Ильи Обломова прошли в родовом поместье, где жизнь не отличалась разнообразием. Родители любили мальчика. Ласковая няня баловала сказками и прибаутками. Сон и длительные восседания за трапезой были привычным делом для домашних, и Илья без труда перенял их наклонности. Его опекали от всевозможных напастей, не позволяя бороться с возникающими трудностями.
По словам Гончарова, ребенок рос апатичным и замкнутым, пока не превратился в тридцатидвухлетнего безыдейного мужчину с привлекательной внешностью. В нем отсутствовали заинтересованность чем-либо и сосредоточенность на конкретном предмете. Доход герою обеспечивали крепостные, поэтому он ни в чем не нуждался. Приказчик грабил его, место жительства постепенно приходило в негодность, а его постоянной локацией стал диван.
Описательный образ Обломова включает в себя яркие черты помещика-лентяя и является собирательным. Современники Гончарова старались не называть сыновей именем Илья, если они были тезками отцов. Нарицательности, которую обрело имя Обломова, старательно избегали.
Сатирическое описание внешности действующего лица становится продолжением вереницы «лишних людей», которую начал и продолжил . Обломов не стар, но уже обрюзг. Его лицо маловыразительно. Серые глаза не несут и тени мысли. Нарядом ему служит старый халат. Гончаров уделяет внимание внешности персонажа, отмечая его изнеженность и пассивность. Мечтатель Обломов не готов к действиям и предается лености. Трагизм героя заключается в том, что он имеет большие перспективы, но не способен реализовать их.
Обломов добр и бескорыстен. Ему не приходится прилагать ни к чему усилий, а если такая перспектива возникает, он страшится ее и демонстрирует неуверенность. Обстановка родного поместья часто снится ему, навевая сладкую тоску по родным местам. Периодически прекрасные грезы развеивают другие герои романа.
Является антагонистом Ильи Обломова. Дружба между мужчинами началась еще в детстве. Антипод мечтателя, имеющий немецкие корни Штольц избегает праздности и привык трудиться. Он критикует образ жизни, предпочитаемый Обломовым. Штольц знает, что первые попытки друга реализоваться в карьере завершились неудачей.
Переехав в Петербург юношей, Илья пытался служить в конторе, но дела не шли на лад, и он предпочел бездействие. Штольц является ярым противником пассивности и старается быть активным, хотя, понимает, что его труд предназначен не для высоких целей.
Стала женщиной, которой удалось пробудить Обломова от праздности. Любовь, поселившаяся в сердце героя, помогла покинуть привычный диван, забыть о сонливости и апатичности. Золотое сердце, искренность и широта души привлекли внимание Ольги Ильинской.
Она ценила воображение и фантазию Ильи и вместе с тем пыталась самоутвердиться посредством заботы о человеке, открестившемся от мира. Девушка вдохновлялась способностью влиять на Обломова и понимала, что их отношения не возымеют продолжения. Нерешительность Ильи Ильича стала причиной краха этого союза.
Мимолетные препятствия воспринимаются Обломовым как несокрушимые преграды. Он не способен адаптироваться и подстроиться под социальные рамки. Придумывая собственный уютный мир, отстраняется от реальности, где ему нет места.
Замкнутость стала путем к появлению простого счастья в жизни, и его принесла женщина, постоянно находившаяся рядом. сдавала квартиру, где жил герой. После разрыва с Ольгой Ильинской он нашел утешение во внимании Агафьи. Тридцатилетняя женщина влюбилась в квартиранта, и чувства при этом не требовали изменений характера или жизненного уклада.
Объединив хозяйства, понемногу они стали выказывать доверие друг другу и зажили душа в душу. Пшеницына ничего не требовала от супруга. Она довольствовалась достоинствами и не обращала внимания на недостатки. В браке родился сын Андрюша, единственная отрада Агафьи после смерти Обломова.
- В главе «Сон Обломова» описывается, как герой грезит грозой. По народному поверью в Ильин день нельзя работать, чтобы не принять гибель от грома. Илья Ильич не работает всю жизнь. Автор оправдывает безделье персонажа верой в приметы.
- Выходец из деревни, жизнь которой циклична, Обломов выстраивает любовные отношения по этому принципу. Знакомясь с Ильинской весной, он признается в чувствах летом, постепенно впадает в апатию осенью и старается избегать встреч зимой. Отношения между героями продлились год. Этого было достаточно для переживания яркой палитры чувств и их остывания.
- Автор упоминает, что Обломов служил коллежским асессором и успел побыть губернским секретарем. Обе должности не соответствовали классу, к которому принадлежал помещик, и добиться их можно было усердным трудом. Сопоставив факты, легко предположить, что ленившийся и во время обучения в университете герой получил положение иным способом. Классы Пшеницыной и Обломова соответствовали, чем автор подчеркивает родство душ.
- Жизнь с Агафьей устраивала Обломова. Любопытно, что даже фамилия женщины созвучна с деревенской природой, по которой тосковал герой.
Образование Обломова
Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.
Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.
Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.
Сочинение: Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (+ таблица)
Автор: Самый Зелёный ·
Многомудрый Литрекон составил таблицу, где провел сравнение Штольца и Обломова, опираясь на цитаты героев о жизни, любви и обществе. Также он представил краткое сочинение-рассуждение на эту тему. Приятного просвещения!
(375 слов) В 1859 году вышел в свет роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов”, который до сих пор занимает почетное место в списке мирового литературного наследия. Почему же это произведение хочется перечитывать вновь и вновь? Одна из причин – это яркие и неординарные образы.
Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц – ключевые герои романа.
Первый – мечтательный домосед, рассеянный, инфантильный и медлительный дворянин. Второй – активный, решительный и целеустремленный надворный советник и предприниматель. Тем не менее, существенно разный образ жизни не мешает многолетней дружбе героев.
В романе Илья Ильич предстает как типичный русский барин XIX века. Он полноват, ленив, беспечен, предпочитает проводить свободное время в бесполезных, но красочных и возвышенных мечтах. Штольц, в свою очередь, находится в постоянном движении. Он трудолюбив и деятелен. Внешне он напоминает стройную “кровную английскую лошадь”.
Казалось бы, Штольц и Обломов – люди одного возраста и сословия, но почему они столь различны между собой? Ответ на этот вопрос кроется в детстве героев.
Илья Обломов вырос в семье помещиков в деревне Обломовке, где его всюду опекали словно экзотический цветок. В имении Обломовых время замедлялось: никто никуда не торопился. За маленьким Илюшей ежесекундно следила нянечка, которая при малейшей шалости отводила мальчика обратно в покои. Навязчивая забота не позволяла ребенку развиваться полноценно.
Такой образ жизни превратил любознательного и активного Илюшу в несамостоятельного и апатичного барина Илью Ильича.И как же не похож на него Андрей Штольц! Андрей Иванович родился в семье немецкого бюргера и русской дворянки. Несмотря на то, что отец Андрея довольно строго воспитывал сына, мальчик не был ограничен в действиях. Творчески одаренная мать учила его искусству, отец — практической деятельности. Семья жила экономно, во всем чувствовался разумный подход. Всестороннее развитие способствовало успешной карьере героя.
Помимо внешних факторов, хочется отметить душевное состояние персонажей. Отсутствие активной жизнедеятельности не делает Обломова отрицательным героем. Он обладает доброй и чистой душой. Неподдельная нежность и искренность проявляется в его отношении к Ольге Ильинской: «…«Нежен, нежен, нежен!» – мысленно твердила Ольга…». Рациональный Штольц часто обращался к Обломову в тяжелые моменты, чтобы получить от друга поддержку и понимание. Хоть в жизни Андрея и не было места фантазиям и романтике, его невозможно назвать черствым человеком.
Благодаря антитезе И.А. Гончаров наилучшим образом раскрывает характеры персонажей. Я думаю, писатель стремился донести то, что трудолюбие, стремление к знаниям и богатый внутренний мир – это путь к счастью, но любая крайность губительна для личности.
критерий сравнения | илья обломов | андрей штольц |
воспитание | «…учиться слегка, не до изнурения души и тела [… ]а так, чтоб […] добыть как-нибудь аттестат…» родители обломова сами ничего не делали и сыну не позволяли. даже чулки на него надевалислуги. | «…ей не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание…» отец сурово воспитывал сына и после совершеннолетия выставил его из дома, чтобы он сам протаптывал себе дорогу. |
жизненный опыт | «…ведь ни бурь, ни потрясений не было у меня; не терял я ничего…» | «…в те тяжелые дни, когда боролся с жизнью, выпутывался из ее изворотов и крепчал…» |
отношение к труду | «…он ужасно ленив, – заметила тетка…» | «…труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей…» |
отношение к обществу | все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! […] разве это не мертвецы? разве не спят они всю жизнь сидя? чем я виноватее их, лежа у себя дома…» | «…шел в круг людей, знакомиться, сталкиваться с новыми или замечательными лицами…» |
отношение к жизни | «…нет покоя! лег бы и заснул… навсегда…» «…какая у меня цель? нет ее…» «…или я не понял этой жизни, или она никуда не годится…» | «…ах, если б прожить лет двести, триста!. «…пусть она будет постоянным горением!..» «…выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…» |
отношение к любви | «…любовь – претрудная школа жизни!..» «…разве любовь не служба?..» | «…любовь менее взыскательна, нежели дружба, она даже часто слепа, любят не за заслуги – всё так. но для любви нужно что-то такое, иногда пустяки, чего ни определить, ни назвать нельзя…» |
стиль жизни | «…когда он был дома – а он был почти всегда дома…» | «…штольца почти никогда не было в петербурге…» |
интересы | мечтает, думает, но книг и журналов не читает: «…я сказал, что не читаю газет…» «…о каком нибудь романе: я их не читаю…» «…он не заметил, в избытке радости и мечтанья…» | много читает, часто путешествует, охотно общается с новыми людьми: «…он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть…» «… книгу, которую штольц навязывал ему прочесть…» |
доминирующие черты характера | бессилие, трусость, мягкость, робость, вялость, мечтательность. |