Отношение обломова к родителям и семье: Презентация по литературе на тему «Отношение Обломова к учёбе, науке из романа Гончарова «Обломов»

Содержание

Основные плюсы и минусы воспитания Обломова

Воспитанию принадлежит определяющая роль в формировании характера человека, его склонностей. Именно в детстве и юности закладываются основы нравственных качеств, отношение к труду, в родительском доме человек видит образец, которому следует при создании собственной семьи.

Стремясь нарисовать яркие, жизненные образы героев, русские писатели описывают детские годы своих персонажей, воспитание и образование. Узнавая об этом, читатель яснее понимает психологию героя, мотивы его поступков.

Жизнь в Обломовке

Илья Ильич Обломов, главный герой одноименного романа Ивана Александровича Гончарова, в читательском восприятии является воплощением бездействия, пассивности, лени. В главе «Сон Обломова» писатель изображает детство героя. Именно с тех лет берут начало взгляды, склонности Ильи Ильича.

Герой видит во сне мир идиллии, которого не касаются житейские бури, где ничто не нарушает раз и навсегда заведенного жизненного уклада. Это край, где верят в самые невероятные мифы, где не пытаются вдуматься в смысл происходящего вокруг. И хозяева, и слуги живут в полном согласии и доверии, а к Ильюше все относятся как к самой большой драгоценности. Здесь отсчитывают время по церковным праздникам, соблюдают старинные традиции, верят приметам, редко принимают гостей. Это родительский дом Ильи Ильича, место, где прошли его годы детства, где он получил первые жизненные впечатления.

Какие лучшие, светлые качества были сформированы родительским воспитанием и какие пороки Обломова родом из детства? Попробуем разобраться.

Положительные стороны воспитания Обломова

  • В детстве и юности Ильюша был окружен материнской любовью и лаской. Он чувствовал себя любимым и самым нужным, на заботах о нем сосредотачивались усилия родных и многочисленных нянек и слуг. Это сформировало тесную эмоциональную связь с матушкой, которая так важна для ребенка.
  • Близкие особенно заботятся и пекутся о здоровье ребенка. Ради сохранения и поддержания хорошего самочувствия Ильи Ильича родители готовы жертвовать его учебными занятиями.
  • Родители стремятся дать Илье Ильичу достойное образование. В семье понимают, что дворянин должен быть грамотным, умным человеком, обладающим определенным кругом знаний.
  • Семейная среда, тепло и любовь в отношениях становятся для Обломова примером, идеалом семейной жизни. Именно так, неторопливо, в полном согласии, в совместных хлопотах по хозяйству, и должна, по мнению Ильи Ильича, проходить жизнь супругов. К такому идеалу семейной жизни приходит затем Обломов в доме Агафьи Пшеницыной.
  • Любое воспитание ставит своей целью формирование достойного члена общества, представителя определенной социальной среды. Те привычки и тот образ жизни, которые возникли у Обломова в родительском доме, можно сказать, были типичны для поместного дворянства XIX века. Точно так же, как и родители Обломова, тысячи русских помещиков чуждались труда, проводили дни в безделье и застольях, не имели никаких интеллектуальных, духовных интересов.

Недостатки в воспитании Обломова

Недостатки в воспитании Обломова являются обратной стороной тех самых лучших побуждений, которыми руководствуются его родители.

  • В атмосфере мертвого покоя, апатии не могут раскрыться заложенные в ребенке
    способности и таланты
    , угасает даже интерес к жизни, жажда познания. От многого его ограждают, чем-то пугают, и постепенно он всё больше погружается в то царство сна, бездействия, лени, в котором проводят свои дни взрослые.
  • Существенным недостатком в воспитании мальчика является отсутствие мужского, отцовского вклада в этот процесс. Хотя отец изображен в романе, но он не оказывает влияния на ребенка. Когда Илья Ильич еще мал, он видит отца в его кабинете, занятого какими-то делами. Но и потом, в возрасте 13-14 лет, Илья Ильич не может научиться у отца каким-то мужским качествам: выносливости, решительности, ответственности в принятии решений.
  • Лень, неумение и нежелание вникать в вопросы хозяйства приводят к тому, что Обломов не умеет вести дела как помещик, легко попадается на удочку мошенников и обманщиков.
    Родители не дали ему хотя бы азы экономических знаний, не научили перепроверять счета и налоги. Без помощи своего товарища Штольца Обломов был бы разорен.
  • С детства в ребенке закладывается представление о том, что труд – это наказание. Его желания предугадывают и мгновенно исполняют, ему не позволяют приложить ни малейшего усилия к достижению чего бы то ни было. Так вырастает человек с сознанием того, что все окружающие просто обязаны избавлять его от любых неудобств или трудностей, что максимальный комфорт, достаток закреплены за ним уже по праву рождения. В этом истоки паразитизма Обломова.
  • Чудесные сказки и волшебные истории, рассказанные няней, не просто формируют мечтательность Обломова, некоторую поэтичность его натуры, но и закладывают в нем представление о том, что прекрасному герою легко покорятся любые преграды и можно беспечно жить в праздности и довольстве, мечтая о красавице Милитрисе Кирбитьевне. Став уже взрослым, Обломов продолжает сожалеть о том, почему в жизни всё не достается так же легко, как в сказках.
  • К недостаткам воспитания героя можно отнести и тот факт, что с детских лет не была заложена привычка к чтению. Отец Ильи Ильича иногда в минуты досуга брал в руки книгу, но нельзя сказать, чтобы она увлекала его. Пример родителей повлиял и на ребенка: учение Ильюша считает мукой, ни к какой науке интереса не проявляет, не читает книг.
  • С одной стороны, родители Обломова заботятся о здоровье сына, с другой – здоровье они понимают только как сытные обеды и долгий сон и радуются, когда приехавший из пансиона домой сын за время каникул располнел. Ограничивая физическую активность ребенка и перекармливая его, они отнюдь не способствуют его здоровому росту.

Вывод

Итак, в воспитании Ильи Ильича Обломова, как и в воспитании многих, были светлые стороны и недостатки. И характер главного героя романа А.И. Гончарова является результатом тех воздействий, которые он испытал в детстве.

Характеристика Обломова в романе Обломов с цитатами

Меню статьи

  • Внешность Обломова
  • Кто такой Обломов
  • Прототипы и значение имени Обломова
  • Детство и юношество
  • Характеристика личностных качеств
  • Обломов и Штольц
  • Ольга Ильинская и Обломов
  • Новая любовь

Порой мастера слова и пера озадачивают читателя необычными образами, такими, которые бы, как кажется, не могли бы существовать на самом деле. Обломов из одноименного роман, как нельзя лучше подходит для иллюстрирования такого примера. На первый взгляд, кажется крайне удивительным желание к бездействию, отсутствие мотивации самосовершенствованию, реализации своих возможностей и потенциала. Кажется, что такое состояние не может быть естественным для человека, такому состоянию должна быть какая-то причина. Есть ли такие причины на самом деле? На этот вопрос можно ответить, только проанализировав образ главного героя романа Гончарова.

«Лицо у него не грубое, не красноватое, а белое, нежное», с мягкими чертами. Эта мягкость «была господствующим и основным выражением не только лица, а всей души». Выглядит Обломов подобно всем людям, которые исключают из своей обычной жизни физический труд и какое-либо физическое действие. Он обладает полной комплекцией, окончательно располнеть ему мешает только отсутствие финансов и невозможность пересилить лень, чтобы завтракать, обедать и ужинать. У него красивые, белые руки, но, к сожалению, все, что может удачно дополнить его образ , заключается в умении красиво сидеть. Он напрочь лишен пластики и грациозности движений, и больше похож на неуклюжего слона в посудной лавке.

Его возраст на момент рассказа – 32-33 года. Отличительна я черта Ильи Ильича – его взгляд, «с тою неопределенною задумчивостью, которая показывает, что его ничто не занимает, ничто не тревожит».

Кто такой Обломов

Илья Ильич Обломов – «дворянин родом», проведший детские годы в деревне – родовом поместье родителей. На момент повествования родителей уже нет в живых, а сам обломов, несмотря на привязанность и теплые воспоминания о своем детстве так ни разу и не приехал к свое родовое поместье. С собой у Ильи Ильича есть один слуга « Захар и еще триста Захаров» – остальные «Захары» находятся в родовом поместье. Другими словами, Обломов владеет 300 крестьянами.

Илья Ильич целыми днями наслаждается жизнью лежа на диване в его съемной квартире – он нигде не бывает и не состоит нигде на службе. Живет Обломов из доходов поместья, которые из года в год уменьшаются.

Прототипы и значение имени Обломова

Вопрос о прототипах героя всегда волнительный. В образах некоторых персонажей мы легко можем прочитать его реального прототипа, в случае с Обломовым таких прототипов можно отыскать множество. Фактически каждый из окружения Гончарова отмечал наличие у себя каких-либо отличительных качеств, роднящих его с главным героем романа. Пожалуй, это связано с тем, что у каждого человека бывают приступы хандры и лени. Сам же автор во время беседы с М.О. Вольфом – его издателем, признался, что срисовал Обломова с самого себя.

Научные исследование текста и характеристики образов романа дали основание утверждать, что имя и фамилия Обломова носят символический характер. Зацикленность имени и отчества (Илья Ильич) указывает на безысходность, замкнутость персонажа – он приходит к тому, с чего начал. Фамилия же его обозначает нечто сломанное и произошла от слова «облом». Другими словами, Гончаров перед нами наметил образ сломленного человека, не умеющего противостоять чему-либо (в конкретном случае Ильи – это лень), обреченного погибнуть на просторах диванной жизни.

Детство и юношество

Родился Илья Ильич в родовом поместье, Обломовка. «Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, Бог знает отчего, все беднел, мельчал».

Родители окружили чрезмерной опекой своего единственного сына. Они несколько дней отогревали его, после игры в снежки с деревенским ребятами, хотя мальчик не был простужен. Родителям казалось, что их ребенок все время усталый, поэтому они не поощряли в нем активности и любознательности. Да и само состояние активности было чуждо родителям – «все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью».


Ни отца, ни мать Ильи не волновало, сможет ли их чадо реализоваться в жизни, они не заботились о том, чтобы дать необходимые знания мальчику, приспособить его в сложностям реальности – «главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом».

Родители Обломова ленились заниматься домашними делами, вести хозяйство. Мать «сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку» – это было для нее естественно. Отец мало чем отличался от матери, он «целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе».

Когда Илья подрос, его отдали учиться, но толку от этого было мало. Мальчик часто оставался дома безо всякой причины – чтобы не переутомлялся. В результате, у Ильи вместо переутомления образовалось множество белых пятен в знаниях, которые никто не то, чтобы стремился, но и даже не пытался искоренить.

Дальнейшая жизнь Обломова мало чем отличалась – он все так же бездельничал. Его попытка пойти на службу не увенчалась успехом. Работа коллежским секретарем для него показалась очень трудной и немыслимо замудреной.

Ему хотелось все так же жить, как в Обломовке, как «в раю» – ничего не делать и наслаждаться жизнью. Илья Ильич безвылазно осел в Питере – это не было необходимостью – ему просто лень было вернуться в свое родовое поместье.

Характеристика личностных качеств

Илья Ильич Обломов ведет аскетичный способ жизни – его утомляют гости, не находит утешение в посещении общественных мест. Его утомляет все, что отличается от лежания на диване.

Он очень рассеянный и безответственный человек, когда он работал секретарем, то часто мог сделать ошибку – этот факт ему казался абсолютно естественным и никак его не смущал: «Бывало, напутаешь в бумаге, не доглядишь, не то мнение или законы подведешь в записке, ничего: велит только другому переделать».

Такое халатное отношение стало причиной того, что «стукнуло тридцать лет, а он ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще». Этот факт его тоже никак не смущает. Любое проявление деятельности ему кажется пустой тратой времени и отвлеканием от созерцания и наслаждения жизнью.

Его дом мало похож на жилое помещение – пыль, грязь и паутина буквально везде. Хозяин мало уделяет внимания таким вещам, ведь в доме его родителей чистоте и гигиене тоже мало уделялось внимания, а его слуга так же ленив, как и его барин – он не стремиться наводить порядок, считая, что мусор все равно появляется «как ни мети», а жизнь без клопо, в общем, скучна и невозможна.

«Вечный покой, вечная тишина и ленивое переползание изо дня в день» – это реальность Обломова. Ему нравятся тишина и покой.

Любимым занятием Ильи Ильича было мечтание и погружение в грезы – «повалится на постель, да и будет ворочаться, как боров, да вздыхать – вот и все».

Попытки Обломова изменить ход своего дня и взяться за дело – не приводили ни к чему хорошему. Если Захару и удавалось с трудом его растормошить, то только для того, чтобы он подошел к столу, посмотрел на бумаги и лег обратно на диван.

Обломов и Штольц

Расшевелить Обломова мог только один человек – Андрей Штольц – его друг детства и школьный товарищ. Узнав, как бесцельно проводит свои дни его товарищ, Андрей решает исцелить Обломова от лени.

Несмотря на то, что у Ильи Ильича «здоровье плохо, одышка одолевает. Ячмени опять пошли, то на том, то на другом глазу, и ноги стали отекать. А иногда заспишься ночью, вдруг точно ударит кто- нибудь по голове или по спине, так что вскочишь», тут же были принесены и вычищены Захаром и сапоги, и костюм Ильи Ильича – друзья отправляются в высшее общество – Андрей всерьез считает, что все болезни Обломов «наспал».

Поначалу, Илья Ильич не находит радости от таких похождений – его ноги гудят от непривычно долгого пребывания в сапогах, но со временем все меняется. Обломов знакомится с Ольгой Сергеевной Ильинской и влюбляется в нее.

Ольга Ильинская и Обломов

Его беспечность была уже в прошлом – встреча с Ольгой стала роковой для его лени: «беззаботность отлетела от него с той минуты, как она в первый раз пела ему».

Обломов начинает читать книги, ведь Ольге нравится его слушать, он начинает следить за собой, часто бывает на людях – потому, что у него появляется возможность там увидеть свою возлюбленную.

Он даже начал принимать действия по отношению к руководству дел в своем имении, которое было «хорошее, но сильно запущено», что правда, надолго его пыла в делах поместья не хватило – это было слишком утомительно для него.

Дела с Ольгой обстояли иначе – новое, доселе не знаемое им чувство заставило не сдержать свое слово и не поехать заграницу со Штольцем, хотя все уже было готово и окончательно оторваться от дивана. Тот факт, что «Обломов был проще Штольца и добрее его», стало решающим фактором для молодой девушки, она много времени проводит с Ильей Ильичем и влюбляется в него.


В этой части романа мы узнаем новые качества героя. Он ласковый и воспитанный человек, романтичная натура.

Так как Обломов долгое время не бывал в обществе, он не знает как нужно правильно себя вести, часто робеет и трусит: «он прятался, как школьник, лишь только завидит Ольгу», но при этом не признает за собой чувство трусости. «Не трус, а осторожен» – утверждает он.

«Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам» и неожиданно для себя становиться ее женихом. Этот факт его пугает – он любит Ольгу, но на такие перемены не готов – это противоречит его «обломовщине». Благодаря своей мнительности и нерешительности свадьба с Ольгой так и не состоялась. Обломов переезжает жить к бедной вдове – Агафье Пшеницыной.

Новая любовь

Обломов не испытывает угрызений совести, за сложившуюся ситуацию с Ольгой – новая жизнь вносит свои коррективы. Сменив жилье – Илья Ильич наслаждается новыми порядками.

Владелица жилья оказалась необычайно умелой хозяйкой. «Илья Ильич кушал аппетитно и много, как в Обломовке» и это его умиляет. Постепенно он влюбляется в Агафью – она не требует он него никаких перемен и решительных действий, ей даже не нужно читать книги – она малообразованна и чтение ее не интересует.

Дела в Обломовке как и остались незавершенны и требовали срочного вмешательства. Обломов обращается за помощью к Тарантьеву, так как «имел простодушие верить, что Тарантьев в самом деле способен посоветовать ему что- нибудь путное».

Невежество в вопросах ведения хозяйства, лень и доверчивость позволили Тараньтьеву и брату Агафьи обворовывать Обломова. Илье не до этого – он наслаждается новой жизнью, в которой его любят таким, какой он всегда был – ленивым и безамбициозным. Штольц, который наносит визит Обломову и с ужасом узнает все подробности жизни Ильи Ильича, дает обещание взять на воспитание его сына от Агафьи, после смерти Обломова.

«Уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозябает» – его это никак не волнует. «Обломовщина» все разрушила – вот какой итог жизни оказался Ильи Ильича.

Таким образом, Гончаров изобразил в романе необычный, сложный по своей натуре образ. Илья Ильич Обломов не лишен положительных качеств характера, но его лень, безразличие и чувство жалости к себе погубило все добрые и перспективные начинания.

Чему учит роман “Обломов”

Произведение “Обломов” – это культура, стиль жизни. В романе внимание читателя удерживается на пыльную комнату, где главный герой лежа в постели постоянно зовет Захара, а читатель начинает углубляться в произведение и размышлять. Автор этим произведением хотел помочь читателем преодолевать собственную лень, уметь ею справляться, но получилась что автор как оправдал лень, так как с любовью описывал каждую идею носителя этой лени. Лень – оплот зла, и только усердная учеба дает плоды. Гончаров делает вывод найти себе призвание в творчестве, в развитии, любви, и ту самую золотую середину между миром и “хрустальным миром”. Роман “Обломов” учит тому, что движение это жизнь, стараться больше решать личные проблем. Краха может не быть в жизни и мошенничества недобрых людей, если человек предприимчивый.

Идеальная женщина для Обломова

Ольга Ильинская не идеал для Обломова, еще одна причина почему пара разошлась. Взаимоотношение Ольги и Обломова основаны на том, чтобы заменить друг друга. Ольга требует, девушка хотела, что бы Обломов побольше размышлял над жизнью, подталкивала героя действовать, а не сидеть на месте, а Обломов хотел женщину, которая будет гармонична и спокойна. Люди ищут собственный идеал, который сформировали у себя в голове еще в детстве.

Сочинение о любви Ильи Обломова и Ольги Ильинской

Роман “Обломов” занимает первые места в русской литературе. В романе отчетливо показано столкновение консерватизма и деятельной новации и стагнации.  

Любовь главного героя и героини – это центральная линия произведения. Илья Обломов живет размеренной жизнью, умеет наслаждаться жизнью. В раннем возрасте Обломов получил нормальное европейское образование. Герой старается избегать суету, при этом Герой умный человек и импонирует окружающим. Илья обаятелен для людей тем, что внутреннее спокоен. 

После встречи с Ольгой Ильинской, Обломов очаровывается девушкой. Ольга привлекательная и страстная героиня. Главный герой влюбляется в героиню с первого взгляда. Внутренняя сила, жажда жизни и любви звучит в романсе и отзывается в душе героя такой же потребностью. Вспыхнувшая любовь становится взаимной и показывает серьезное влияние на обоих героев. Счастье искреннего чувства переполняет  душу Ильи, страстно отдаваясь любви, мужчина ради любимой женщины готов достать звезду с неба. Ольга становится дерзкой и самоуверенной, девушка желает изменить любимого. Обломов также хочет поменять Ольгу, сделать такой какой задумал.

Такая любовь в итоге получилась несчастна. Первым это понимает Илья Ильич.  Жизненный опыт героя разрешает читателю увидеть смысл таких отношений. Вскоре  решает разорвать отношения с Ильинской, и предоставляет девушке быть счастливой с другим подходящим человеком.

Автор: Виктория Давыдова

2 полезных совета – Детское и семейное консультирование

Закатывание глаз, возражение и глубокие вздохи.

Мало что может поднять кровяное давление у родителей быстрее, чем это обычное поведение детей.

Мы знаем, что это редко помогает, но многие родители не могут удержаться от того, чтобы реагировать по-крупному. Это только добавляет больше стресса и раздоров. Растущая дистанция и злость создают идеальные условия для очередной ссоры.

Родители не знают, что делать.

У них нет выбора, и они в отчаянии.

Кажется, из порочного круга невозможно вырваться.

Послушайте, лично я могу подтвердить, что воспитание детей — непростая задача! Это требует неблагодарных физических, умственных и эмоциональных сил.

Это также самая высокооплачиваемая работа на планете, если принять во внимание то чудо, которое мы наблюдаем, разворачивающееся прямо перед нами день за днем.

Я хочу, чтобы вы могли получать удовольствие от своего родительского пути.

По мере того, как наши дети проходят через разные возрасты и этапы, естественным образом возникают новые проблемы и проблемы. Дети раздвигают границы и исследуют свой мир. Родители сосредоточены на безопасности и уважении. Оба могут показаться противоречащими друг другу, но оба нормальны и здоровы.

Итак, могут ли родители ответственно направлять детей, не разрушая их отношения?

Думаю, да.

Ниже приведены две простые, но эффективные стратегии, которые могут прервать старый, бесполезный, негативный паттерн. Это может вывести вас из замкнутого круга, в котором вы находитесь.

Теперь, прежде чем мы начнем, слово мудрым. Пробуя что-то новое, мы часто блокируем себя прямо на стартовой линии.

Некоторые распространенные, но бесполезные мысли, которые люди говорят себе: «Я уже все перепробовал». или «Ничего не работает». Может быть, вы думаете, что уже знаете результат… это закончится катастрофой.

Послушайте, если вы хотите и дальше получать то, что получали, продолжайте делать то, что делали.

Если вы хотите измениться, выбросьте эти мысли и читайте дальше.

Две проверенные тактики для более здоровых отношений между родителями и детьми и реального изменения поведения:

похвала и активное игнорирование .

 

Похвала- Многие родители считают, что они часто хвалят своего ребенка, но часто они более склонны критиковать нежелательное поведение своих детей. Это особенно верно, когда ситуация становится напряженной или поведение вашего ребенка действительно ускоряется. Сосредоточьте внимание на похвале с помощью этих советов:

  1. Конкретная похвала (« хорошая работа, уборка посуды» более полезная и конкретная, чем общая « хорошая работа» )
  2. Похвалите как можно скорее после хорошего поведения
  3. Избегайте негативных дополнений, таких как « хорошая работа по домашнему заданию, почему бы вам не делать это чаще?» »

Активное игнорирование — означает выбор не реагировать на неопасное нежелательное поведение.

В сочетании с положительной похвалой это может иметь мощный эффект. Многие дети используют поведение, чтобы получить реакцию родителей, и это может прервать эту модель поведения. Вот как:

  1. Не реагировать на ребенка во время или сразу после поведения
  2. Никогда не игнорируйте опасное или небезопасное поведение
  3. Игнорировать «триггерное» поведение, такое как подражание, закатывание глаз, гневные заявления или ухмылки (знаю, легче сказать, чем сделать. А если серьезно, просто попробуйте!)
  4. Ищите возможности вставить соответствующую похвалу

С переменами приходят вызовы.

Трудно изменить некоторые из этих вещей, и вы можете даже чувствовать себя против того, чтобы игнорировать некоторые из этих очень триггерных моделей поведения. Но если вы попробуете это последовательно, я искренне верю, что в долгосрочной перспективе вы увидите более крепкие отношения и лучшее поведение.

Предупреждаю: иногда поведение do становится жестче, прежде чем вы заметите долговременное изменение. Это может помочь переоценить ваши ожидания и границы дома, а также то, как вы реализуете последствия. Если вы боретесь с этим, вы можете подписаться на нашу бесплатную рассылку, где вы сразу же получите загрузку для помощи вам с трудным поведением.

Вам также может быть полезно прочитать о заключении взаимовыгодного контракта с подростком.

Внесение изменений требует предварительной работы и последовательности, когда возникают трудности, но по большому счету это может

действительно имеют значение.

Если вам нужна дополнительная поддержка родителей, мы предлагаем консультационные услуги, специализирующиеся на вопросах семейного года, в Georgetown Child & Family Counseling. Мы здесь, чтобы помогать людям и любим решать эти сложные проблемы, чтобы стать более здоровыми.

Вы можете узнать больше о наших услугах и наших врачах на нашем веб-сайте: www.gtowncounseling.com.

Я верю, что перемены возможны и что в вашей семье могут быть здоровые и приятные отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *