Воспитание и отношение обломова к образованию. Каким было образование Обломова? Образование обломова
Образование играет важную роль в характеристике главного героя романа «Обломов», ленивого барина Ильи Ильича Обломова.
В этой статье представлены материал об образовании Обломова в романе «Обломов»: отношение героя к образованию, учебе и науке, особенности воспитания и образования и т.д.
Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»
Образование Обломова в романе «Обломов», отношение героя к образованию, учебе и науке
Родители Обломова считали образование бессмысленным занятием и пустой тратой времени. Такой подход, конечно, не мог не повлиять на отношение самого Обломова к образованию, учебе и науке.
Старики Обломовы стремились дать сыну образование не ради знаний, а «для галочки», ради аттестата:
«…всего этого хотелось бы им достигнуть как нибудь подешевле […] то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела [. ..] а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства…»
Начальное образование: учеба в пансионе
В 13-14 лет Обломов поступил на учебу в пансион, директором которого был отец Андрея Штольца — немец Иван Богданович Штольц. В этом пансионе Обломов проучился до 15 лет:
«…мальчиком лет тринадцати или четырнадцати. Он уж учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян…»
«…он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет в пансионе…»
Так, начало учебы в пансионе Штольца сопровождалось слезами, воплями и капризами:
«…Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли…»
Маленький Обломов жил в пансион Штольца целую неделю и лишь на выходные мог приезжать домой.
Такая жизнь совсем ему не нравилась:«…А бедный Илюша ездит да ездит учиться к Штольцу. Как только он проснется в понедельник, на него уж нападает тоска […] Он печальный приходит к матери. Та знает отчего и начинает золотить пилюлю, втайне вздыхая сама о разлуке с ним на целую неделю…»
В пансионе Обломов учился кое-как. Друг Обломова, Андрей Штольц, всячески помогал ему с уроками:
«…Дело в том, что сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы…»
Образование Обломова в пансионе было поверхностным, так как родители находили любые предлоги, чтобы не отпускать сына на учебу. В результате Обломов пропускал целые недели учебы:
«…нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома […] Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает…»
Учеба в университете
После пансиона Штольца юный Обломов поступил на учебу в Москву. Судя по всему, он учился в университете, хотя в тексте романа это указано. Судя по изучаемым предметам, Обломов закончил Московский Университет:
«…потом старики Обломовы, после долгой борьбы, решились послать Илюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до конца…»
К сожалению, в университете отношение Обломова к образованию, учебе и наукам не изменилось: ему по-прежнему не нравилось учиться. Студент Обломов считал учебу и труд наказанием:
«…Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что другого ничего делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки. Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи…»
Обломов учил лишь то, что было положено, но никогда не изучал больше, чем от него требовали. Обломов не проявлял любопытства и особого интереса к наукам:
«…Дальше той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту, он не заглядывал, расспросов никаких ему не делал и пояснений не требовал. Он довольствовался тем, что написано в тетрадке, и докучливого любопытства не обнаруживал, даже когда и не все понимал, что слушал и учил…»
«…Если ему кое-как удавалось одолеть книгу, называемую статистикой, историей, политической экономией, он совершенно был доволен…»
«…только изредка, по указанию Штольца, пожалуй, и прочитывал ту или другую книгу, но не вдруг, не торопясь, без жадности, а лениво пробегал глазами по строкам…»
В юности Илья Обломов страстно полюбил поэзию, но вскоре остыл и к этому.
Герой романа “Обломов”, что прочно занял свое место в фонде русской классической литературы, был известен своим отношением к хозяйству и учебе. Знаменит он стал тем, что не относился к ним никак. То есть большую часть своей жизни оставался абсолютно безразличным и равнодушным к какому-либо развитию в этих сферах.
Главного героя книги “Обломов” звали Ильей Ильичем. Помещик по происхождению, он обычно не нуждался в деньгах. Ни разу в жизни Обломов не лег спать без помощи прислуги.
Проживая в Петербурге, Илья Ильич даже не удосуживался
прочесть документы о доходах и расходах, которые производились в его родном имении, Обломовке, а не то, чтобы еще и что-то конкретное предпринять для благополучия поместья. Даже долги и разорение хозяйства не заставили его это сделать. Отношение его к хозяйству можно понять по одному этому факту. Оно чисто потребительское: Илья ежемесячно ждет, когда ему на пропитание пришлют энную сумму.
Максимум желаний Ильи Обломова вложен во фразу, сказанную им другу Штольцу: “То-то зажили бы! В роще чай бы стали пить, в ильинскую пятницу на пороховые бы заводы пошли, за нами телега с самоваром и припасами поехала. Там, на траве, на ковре и легли бы!”
Учеба и наука для Обломова сводились к попыткам. Он берет было в руки полезную книгу для чтения, берется учить английский, увлекается даже математикой, потом занимается переводами — в итоге бросает все. Пытается написать план устройства деревенской жизни: и тоже забывает бумагу в пыльном углу. “Ах, жизнь! Трогает, нет покоя!” – отвечает Илья на уговоры друзей заняться чем-то, кроме лежания на диване.
Илья Обломов не являлся глупым человеком. Он очень уважал хозяйственные таланты своей жены, Агафьи Матвеевны, ценил организаторские способности Штольца, восхищался занятиями Ольги музыкой. Но у него самого к учебе, науке и хозяйству было отношение гурмана-потребителя или просто постороннего наблюдателя. Главное для Обломова — наслаждение сытостью и размеренностью жизни.
Другие работы по этой теме:
- В романе И. А. Гончарова Штольц знакомит Обломова с Ольгой в ее доме. Когда он увидел ее в первый раз, он растерялся и чувствовал себя…
- Обломов Обломов Илья Ильич – главный герой одноименного романа И. А. Гончарова, дворянин приятной наружности лет 32-33 от роду, с отсутствием определенной цели в жизни….
- Шестидесятые годы девятнадцатого века. Новое время для России. Оно требует иных героев литературы, которые должны не только пассивно противостоять окружающей действительности, как “лишние люди”, но. ..
- Обломов – это отсталость, мешающая историческому прогрессу. Обломов – чистосердечен, мягок, у него не потеряна совесть; субъективно он не способен сотворить зло. Сюжетная линия рисует…
- Обломов и Штольц сравнительная характеристика В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из частых приемов является антитеза. Путем противопоставления автор сравнивает главного героя И. И….
- Прочитав мнения критиков об Илье Ильиче Обломове – главном герое романа Гончарова “Обломов”, я соглашусь с точкой зрения Н. А Добролюбова и А. В Дружинина….
- Нет, я не осуждаю его. Я считаю, что никто не смеет осуждать человека, каким бы он ни был. Каждый человек вправе сам решать, как ему…
- Хороший ли человек Обломов? Обломов Илья Ильич – главный герой наиболее известного романа И. Гончарова И человек, давший название понятию “обломовщина”. “Обломов” появился в середине…
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Образование Обломова, отношение к хозяйственным вопросам, отношение к учебе, науке
2 слайд
Описание слайда:
Илюша воспитывался в дворянской семье в родовом селе Обломовка, где жизнь проходила по своим особым законам. В Обломовке царил культ еды, сна, и полного безупречного спокойствия.
3 слайд
Описание слайда:
Родители Обломова давали ему образование не ради знаний. Это делалось для вида. Родители хотели, чтобы Илюша как-нибудь получил аттестат, но не серьезные знания: всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, а так, чтобы только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.
4 слайд
Описание слайда:
Учеба в пансионе Обломов поступил на учебу в пансион. Директором пансиона был отец Штольца — немец Иван Богданович Штольц. В этом пансионе Илюша Обломов проучился до 15 лет: «…мальчиком лет тринадцати или четырнадцати. Он уж учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян.
..» «…он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет в пансионе…»5 слайд
Описание слайда:
Отношение Обломова к учебе было безразличным и даже негативным. Илюша не хотел учиться. Родители с трудом и слезами заставили его учиться в пансионе: …Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. В пансионе Обломов учился кое-как. Его друг, Андрей Штольц, помогал Обломову с уроками: …Дело в том, что сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы…»
6 слайд
Описание слайда:
Родители Обломова находили предлоги не отпускать Илюшу на учебу к Штольцу. Поэтому образование Обломова в пансионе было поверхностным и несерьезным: «…нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает…»
7 слайд
Описание слайда:
Учеба в университете После пансиона Обломов поступил на учебу в Москву. Обломов учился в университете. В тексте романа не говорится точно, университет это был или училище. Но, судя по изучаемым предметам, Обломов закончил Московский Университет. В университете Обломов так же не любил учиться. Обломов учил лишь то, что было положено. Он никогда не учил больше, чем от него требовали. Обломов не проявлял любопытства и особого интереса к наукам.
8 слайд
Описание слайда:
Образование Обломова и его знания. Образование Обломова дало ему массу знаний. Но все его знания — теоретические. На практике Обломов не знает ничего. Он не может применить знания в жизни: «…Странно подействовало ученье на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе…» С виду кажется, что Обломов много учился и получил приличное образование. Но при этом он плохо владеет французским и английским языком: «…Обломов не совсем свободно владеет французским языком. ..»
В произведении «Обломов» Гончаров коснется темы распространенных пороков, присущих обществу в любой эпохе: лень, равнодушие, нежелание менять судьбу в лучшую сторону.
Автор детально описывает детство Обломова, чтобы читатель смог разобраться в причинах, повлиявших на формирование его безвольного характера. Нерешительность сделала его неудачником. Писатель наводит на мысль, что подобное поведение не приведет к счастливой и насыщенной жизни.
Опека родных
Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.
«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки».
Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями.
«Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».
Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.
«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».
Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.
«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет — уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания».
Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице.
«Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».
Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.
Резвость и любознательность
Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.
«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку».
Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.
Обломов рос любознательным.
«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями».
Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.
Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.
«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».
Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.
В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.
«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли».
Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.
«Главною заботою семейства была кухня и обед».
Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп.
«Илюша все наблюдал.
Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.
Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.
Образование
Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.
Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.
«Печальный он приходил к матери. Та знала почему. Тайком вздыхала о разлуке с ним на целую неделю».
Родители поощряли каждую его просьбу. Они искали оправдание своему безвольному поведению. Причины, из-за которых паренек оставался в поместье были разнообразны. Проблемой для них могла стать жара или холод, родительская суббота, праздник, предстоящее приготовление блинов. Мать с отцом не думали о негативных чертах подобного воспитания. Взрослому Илье Обломову еще не раз придется столкнуться с последствием чрезмерной родительской любви.
Меню статьи:
Период детства и события, произошедшие с нами в этот период развития, существенно влияют на формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова.
Родное селение Обломова
Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.
Предлагаем ознакомиться с характеристикой Андрея Штольца в романе Ивана Гончарова “Обломов”
В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».
Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.
В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».
Родители Обломова
Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей.
Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.
Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.
Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.
Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.
Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.
Воспитание Обломова
Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.
За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».
В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.
В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.
Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.
Образование Обломова
Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.
Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.
Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.
Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.
Отношение обломова к образованию науке хозяйству. Образование Обломова? отношение к учебе и науке? д) дальнейшее образование
Меню статьи:
Период детства и события, произошедшие с нами в этот период развития, существенно влияют на формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова.
Родное селение Обломова
Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.
Предлагаем ознакомиться с в романе Ивана Гончарова “Обломов”
В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».
Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.
В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».
Родители Обломова
Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей.
Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.
Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.
Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.
Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.
Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.
Воспитание Обломова
Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.
За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».
В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.
В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.
Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.
Образование Обломова
Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.
Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.
Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.
Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.
Введение Детство Обломова Образование Обломова Заключение
Введение
В романе ” Обломов ” Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как “обломовщина”, изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние “обломовщины” на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.
Детство
Обломова
С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – “Сне Обломова”. Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги.
Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.
Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.
Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что “зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”, он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.
Образование Обломова
Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию.
В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.
Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.
Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.
Заключение
В романе “Обломов” Гончаров изобразил трагичную судьбу человека, драма жизни которого берет свое начало в неправильном, отжившем себя воспитании. Деятельная, рефлексирующая натура Обломова погрязает в болоте “обломовских” традиций и норм, в буквальном смысле умерщвляющих активное начало личности героя.
Проблема воспитания Обломова в романе “Обломов” не заканчивается со смертью главного персонажа, оставаясь острым камнем преткновения для российского мещанства 19 века, не желающего менять привычные, старые нормы воспитания детей. Более того, вопрос “обломовского” воспитания остается открытым и в наше время, обнажая разрушающее влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.
Другие работы по этой теме:
- И. А. Гончаров У кого из героев романа И. А. Гончарова “Обломов” “хрустальная, прозрачная душа”? а. Штольц б. Ольга Ильинская в. Обломов г. Захар Кто…
- Сочинение автора Гончаров И А – Обломов и штольц в романе и. а. гончарова ” Обломов” Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от…
- Какие вещи стали символом “обломовщины”? Символами “обломовщины” стали халат, домашние тапочки, диван. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку? Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к…
- В романе И. А. Гончарова Штольц знакомит Обломова с Ольгой в ее доме. Когда он увидел ее в первый раз, он растерялся и чувствовал себя…
- Какое воспитание и образование получил будущий поэт? Кем были его учителя? Вначале это было традиционное домашнее дворянское воспитание и образование под руководством гувернеров и гувернанток….
В романе «Обломов» Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как «обломовщина», изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние «обломовщины» на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.
Детство Обломова
С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.
Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.
Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.
Образование Обломова
Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.
Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.
Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.
Заключение
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную судьбу человека, драма жизни которого берет свое начало в неправильном, отжившем себя воспитании. Деятельная, рефлексирующая натура Обломова погрязает в болоте «обломовских» традиций и норм, в буквальном смысле умерщвляющих активное начало личности героя.
Проблема воспитания Обломова в романе «Обломов» не заканчивается со смертью главного персонажа, оставаясь острым камнем преткновения для российского мещанства 19 века, не желающего менять привычные, старые нормы воспитания детей. Более того, вопрос «обломовского» воспитания остается открытым и в наше время, обнажая разрушающее влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.
Тест по произведению
19 июня 2015
И.А. Гончаров писал удивительные романы, которые были актуальны для современников писателя и остаются таковыми в наше время. Одно из самых известных произведений Гончарова — роман «Обломов», названный в честь главного героя. В романе Гончаров рассматривает особый тип людей, представителем которого является Обломов, а также отношение героя к разным сторонам жизни. В произведении показано отношение Обломова к образованию, к карьере и к семье.
Воспитание Обломова
Черты характера человека, его повадки или привычки — все это идет из семьи и, соответственно, зависит от воспитания. Илья Ильич Обломов, живущий на Гороховой улице, практически не выходит из дома. Он еще довольно молод — ему всего 32 года, однако Илья Ильич страдает от своей пассивности и апатии. Ему ничего не интересно.
Образование герой получил в Обломовке (своей деревне), поэтому отношение Обломова к образованию следующее: он считал, что оно бесполезно. Мыслительная деятельность, заучивание чего-либо только утомляло и клонило в сон бедного Илюшу. Родители Обломова позволяли ему делать все: спать сколько угодно, есть от души, лениться и бездельничать. Илья Ильич уехал из Обломовки, родители умерли, но его взгляды остались прежними.
Можно вспомнить одну деталь, которая говорит о многом — это неизменность халата Обломова. Он всегда ходит в халате и под конец жизни, когда герой болеет, а Штольц и Ольга приезжают навестить его, первое, что они замечают — это Агафью Пшеницыну, которая чинит халат Обломова.
Отметим также, что Обломов — это результат дворянского образования.
Воспитание Штольца
Воспитание и образование Обломова кардинально отличается от жизни Штольца. Деятельностный, живой Штольц получил образование за границей и постоянно стремился к самосовершенствованию, будь это гуманитарные или технические науки.
Штольца воспитывали амбициозные родители, однако не слишком богатые. От отца «в наследство» Штольц получил любовь к труду, от матери — к искусству. Таким образом, отношение к жизни Штольца ни капли не похоже на отношение Обломова. К образованию Штольц относился трепетно и с уважением.
Сравнительная характеристика героев
Итак, мы выяснили, что Обломов в произведении Гончарова кардинально проивопоставлен Штольцу. Штольц вышел из небогатой семьи немца, Обломов — потомственный дворянин. Штольц ищет равную себе по взглядам и внутренней силе женщину; Обломову нужна женщина, способная обеспечить его материнской заботой и любовью. Вспомним о непродолжительном романе Обломова и Ольги: изначально он был обречен, а вот связь Ильи Ильича с Агафьей Пшеницыной обрела будущее.
Отношение Обломова к образованию не из лучших — он с трудом научился читать и писать, и этого ему было достаточно. Штольц же получил некоторые навыки дома (его обучал отец), а затем отправился покорять университет.
Судьба Штольца и Обломова
В жизни Обломова в какой-то момент насупило просветление. Это появление в его жизни Ольги. Какое-то время Обломова было не узнать! Однако после того как Обломов не захотел идти на свидание с Ольгой, потому как «мосточки были шаткие», читатель понимает, что работа Ольги над характером Ильи Ильича — это пустая трата времени.
Обломов селится в доме Агафьи Пшеницыной, у них рождается ребенок. Обломов умирает, а его жизнь так и остается ничем не примечательной и тусклой.
У Штольца совершенно другая жизнь. Он женится на Ольге, они забирают на воспитание Андрюшу, сына Обломова, много путешествуют.
Таким образом, читатель видит, как воспитание и образование Штольца и Обломова повлияло на их дальнейшую жизнь. Обломов так и остался если не физически, то в мечтах в своей любимой деревне Обломовке, а Штольц начал строить новую, собственную жизнь.
Источник: fb.ru
Актуально
Разное
Разное
«Штольц и Обломов» — Обломов и Штольц.
«Обломов» — Что такое портрет? М. Ю. Лермонтов. Материалы к урокам. Семейное счастье Обломова. Выявите сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполните таблицу. Ольга Ильинская и Илья Обломов. Ольга Ильинская. А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Прочитайте главы 5 – 6 и расскажите об Обломове по плану:
«Гончаров роман Обломов» — Как ильюша стал ильей ильичем. Вот и все. Какая иллюстрация вам кажется достовернее? Трилогия о русской жизни. IX). Рай. Судьбинский. Чего там искать? интересов ума, сердца? Обломовщина. Выборгская сторона. Н.Михайловский. Вспомните, в каком призведении автор использовал такой же прием? А. Григорьев 1859 г.
«Обломов Гончарова» — А. В. Дружинин, либеральный критик. Портрет героя. Из истории создания р. Н. А. Добролюбов. Обыкновенная история (1844 – 1846). В течение 1958 г. идет работа над романом. Илья Ильич Обломов. План анализа эпизода. Обломов в системе авторских рассуждений. Обрыв (1868). Современники о романе «обломов».
«Обломов в романе Гончарова» — Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. Один день из жизни Обломова. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая и третья части посвящены истории любви Обломова и Ольги Ильинской. История создания романа. Сон Обломова. Штольц. Самые большие изменения происходят с Ольгой после встречи с Обломовым.
«Роман Обломов» — Роман И.А.Гончарова «Обломов» Илл. Трилогия Ивана Александровича Гончарова: Захар – А.Попов; Обломов – О.Табаков. Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Илл. Кадр из фильма. В гостиной перед ужином. Ю.Гершкович 1982. Режиссер Н.С.Михалков. 1980. С.М.Шор.
Всего в теме 8 презентаций
Обломов автора Иван Гончаров, Си Джей Хогарт (переводчик) — Электронная книга
Электронная книга240 страниц3 часа
Рейтинг: 0 из 5 звезд
()
впервые опубликовано в 1859 году. Обломов также является центральным персонажем романа, который часто рассматривается как окончательное воплощение лишнего человека, символического персонажа русской литературы XIX века.
Обломов — молодой щедрый дворянин, который кажется неспособным ни к принятию важных решений, ни к каким-либо значительным действиям. Избалованный в детстве до такой степени, что не может даже надеть собственные носки, Обломов не готов справиться с малейшими трудностями взрослой жизни. В своих лихорадочных снах он видит слова «Обломовщина» («Обломовщина» или в этом переводе «обломовская болезнь») пламенными буквами на потолке, дающими имя тому недугу, о котором он слишком хорошо знает.Этот романтический роман считался сатирой на русское дворянство, социально-экономическая функция которого в России середины девятнадцатого века все чаще подвергалась сомнению, и от него слово «обломовщина» вошло в русский лексикон.
«Обломов» — одно из величайших произведений русской классики, никогда ранее не переводившееся на английский язык. Это исследование совершенно нового типа в русской художественной литературе человека, который, хотя и погружен в трясину апатии, из которой его ничто не может вывести, все же является человеком тонких и благородных инстинктов. Чего ему совершенно не хватает и чем он погублен, так это полного отсутствия силы воли.
Г-н МОРИС БЕРИНГ говорит: «В Обломове Гончаров создал тип, ставший бессмертным, и Обломов перешел в русский язык, подобно тому как Тартюф перешел во французский язык или Пексниф в английский язык».
Skip Carousel
LanguageNglish
Publishertabooks
Выпуск Dateaug 2, 2017
ISBN978822805447
Автор
Ivan Goncharov
Ivan AleksandRovich gonchervic. социальные перемены в России и содержат одних из самых ярких и запоминающихся персонажей русской литературы. Самым заметным достижением Гончарова являются его три романа, первым из которых был «Обыкновенная история» (1917), роман, сразу сделавший ему известность, когда его высоко оценил влиятельный критик Виссарион Белинский. Обломов (1915), более зрелое произведение, общепринятое как один из самых важных русских романов, проводит сильный контраст между аристократическим и капиталистическим классами в России и подвергает критике образ жизни, основанный на крепостном праве. Третий роман Гончарова «Обрыв» (1915) — блестящее произведение психологической прозы. Во всех трех романах Гончаров противопоставляет легкомысленному мечтателю противоположного характера, олицетворяющего деловую деловитость; контраст освещает социальные условия в России в то время, когда растущий капитализм и индустриализация беспокойно сосуществовали с аристократическими традициями старой России. Обломов — бесспорный классик русской литературы, художественный уровень и культурное значение которого можно сравнить разве что с такими шедеврами, как «Мертвые души» Николая Гоголя, «Анна Каренина» Льва Толстого, «Братья Карамазовы» Федора Достоевского.
Related categories
Skip carousel
Reviews for Oblomov
Rating: 0 out of 5 stars
0 ratings
0 ratings0 reviews
Book preview
Oblomov — Ivan Goncharov
OBLOMOV ИВАН ГОНЧАРОВCopyright © 2017 Иван Гончаров
Amazing Classics
Все права защищены.
ОБЛОМОВГончаров Иван Александрович
1812-1891
Перевод с русского C. J. Hogarth
Примечания переводчика.
1915
Макмиллан, Нью-Йорк.
впервые опубликовано на русском языке 1858
, впервые опубликованном на английском языке 1915
OblomovЧасть 1
ГЛАВА 1ОДНО населения которого было достаточно, чтобы составить провинциальный город, лежал в постели господин по имени Илья Ильич Обломов. Это был парень лет тридцати, среднего роста и приятной внешности. К сожалению, в его темно-серых глазах отсутствовала какая-либо определенная мысль, а в других чертах — полная несосредоточенность. Вдруг мысль бродила по его лицу с вольной птицей, порхала на мгновение в его глазах, оседала на его полуоткрытых губах и оставалась на мгновение затаившейся в морщинах его лба. Затем оно исчезало, и его лицо снова светилось лучезарным светом. 0098 беззаботность которая распространялась даже на его позу и складки ночного халата. В другое время взгляд его темнел как от усталости или скуки . Но ни то, ни другое выражение не могли совершенно изгнать с его лица той кротости, которая была господствующей, основной, характерной чертой не только его черт, но и лежавшего под ними духа. Этот дух сиял в его глазах, в его улыбке, в каждом движении его рук и головы. Взглянув мимоходом на простуженного Обломова, поверхностно наблюдательный человек сказал бы:0102 Видно, добрый, но простак ; тогда как человек более проницательный и сочувствующий, чем первый, продлил бы свой взгляд и пошел бы дальше задумчиво и с улыбкой, как будто он был чем-то доволен.
Лицо Обломова было не красное, не тусклое, не бледное, а неопределенного оттенка. Во всяком случае, такое впечатление оно производило — быть может, потому, что от малоподвижности, или от недостатка свежего воздуха, или от недостатка того и другого он был не по годам морщинистый. Вообще, судя по чрезвычайной белизне его голой шеи, маленьким пухлым рукам и мягким плечам, можно было бы заключить, что он обладал женоподобным телом. Даже в возбужденном состоянии его действиями руководила неизменная мягкость, прибавляемая к усталости, не лишенной некоторого своеобразного изящества. Наоборот, если уныние духа выказывалось на его лице, то взгляд его тускнел, а лоб нахмуривался, так как сомнение, уныние и опасение переходили в борьбу друг с другом. Однако этот эмоциональный кризис редко выкристаллизовывался в форму определенной идеи и еще реже в форму твердой решимости. Почти всегда такое волнение испарялось со вздохом и переходило в какую-то апатичную летаргию.
Домашний костюм Обломова в точности соответствовал спокойным очертаниям его лица и изнеженности форм. Костюм, о котором идет речь, состоял из халата из какой-то персидской материи, настоящего восточного халата, одежды, лишенной ни кистей, ни бархатных оторочек, ни талии, но столь просторной, что Обломов мог бы завернуться в нее. один или два раза. Кроме того, по неизменному азиатскому обычаю, его рукава постоянно расширялись от костяшек до плеч. Правда, это был халат, утративший свою первоначальную свежесть и местами сменивший свой естественный, первоначальный блеск на приобретённый от долгой носки; тем не менее, он сохранил как ясность своего восточного колорита, так и твердость своей текстуры. В глазах Обломова это была одежда, обладавшая мириадами бесценных качеств, ибо она была так мягка и податлива, что при ношении ее тело не сознавало ее присутствия и, как послушный раб, отвечало даже на малейшее движение. Ни жилетки, ни галстука Обломов в помещении не носил, так как любил свободу и простор. По той же причине его туфли были длинными, мягкими и широкими, для того, чтобы, когда он опускал ноги с постели на пол, не глядя, что делает, ноги его тотчас же помещались в туфли.
Лежание в постели у Обломова не было ни необходимостью (как у больного или сильно нуждающегося во сне человека), ни случайностью (как у измученного человека), ни удовлетворение (как в случае человека, который просто ленив). Скорее, это представляло его нормальное состояние. Всякий раз, когда он был дома — а он почти всегда был дома, — он проводил время лежа на спине. Точно так же он использовал только одну комнату, которая служила и спальней, и кабинетом, и гостиной, в которой мы его только что обнаружили. Правда, в его распоряжении были еще две комнаты, но он редко заглядывал в них, разве что по утрам (которое отнюдь не включало в себя каждое утро), когда его старый лакей случалось подметать кабинет. Мебель в них вечно стояла накрытая, и ни разу не были задернуты шторы.
Комната, в которой лежал Обломов, на первый взгляд была благоустроена. В нем стоял письменный стол из красного дерева, пара диванов, обитых какой-то шелковой тканью, и красивая ширма, вышитая птицами и плодами, неизвестными Природе. Кроме того, в комнате были шелковые занавески, несколько циновок, несколько картин, бронзы, фарфора и множество других милых безделушек. Между тем даже самый беглый взгляд опытного глаза человека со вкусом уловил бы не более чем склонность замечать les convenances , уклоняясь от их фактического соблюдения. Без сомнения, это все, о чем думал Обломов, обставляя свой кабинет. Вкус действительно утонченной натуры никогда не удовлетворился бы такими тяжелыми, неуклюжими стульями из красного дерева, такими хлипкими этажерками. Кроме того, у одного из диванов провисла спинка, и кое-где отклеилась древесина. Почти то же самое можно было увидеть и в случае с картинами, вазами и некоторыми другими мелочами в квартире. Тем не менее его хозяин привык смотреть на его принадлежности холодным, отстраненным взглядом того, кто спрашивает:0102 Кто осмелился принести сюда эту дрянь? Такое же равнодушие с его стороны, присоединенное, может быть, к еще большему равнодушию со стороны его слуги Захара, заставило кабинет, при внимательном созерцании, произвести на смотрящего впечатление всепроникающей небрежности и небрежности. На стенах и вокруг картин висела запыленная паутина; зеркала, вместо того чтобы отражать, с большей пользой служили бы планшетами для записи меморандумов; каждая циновка была сплошь в пятнах; на диване лежало забытое полотенце, а на столе (как и в большинстве случаев по утрам) тарелка, солонка, недоеденная корка хлеба и какие-то разбросанные крошки — все это не удалось убрать. после вчерашнего ужина. В самом деле, если бы не тарелка, не недавно выкуренная трубка, прислоненная к кровати, и не лежащее тело самого Обломова, можно было бы вообразить, что в этом месте нет ни одной живой души, настолько пыльным и обесцвеченным было все взгляд, и так отсутствовали какие-либо активные следы присутствия человека. Правда, на этажерке стояли две-три открытые книги, а газета металась, а на бюро стояла чернильница и несколько перьев; но страницы, на которых лежали книги, покрылись пылью и начали желтеть (доказывая тем самым, что они давно отброшены в сторону), дата газеты принадлежала предыдущему году, а из чернильницы всякий раз, когда перо случайно окунулся в него, поднялась с испуганным жужжанием только брошенная муха.
В это утро Обломов (вопреки своему обычному обыкновению) проснулся рано, в восемь часов. Почему-то он выглядел взволнованным; тревога, сожаление и досада гнались друг за другом на его чертах. Очевидно, он стал жертвой какой-то внутренней борьбы и еще не мог позвать на помощь свой ум. В том-то и дело, что ночью он получил от старосты своей усадьбы чрезвычайно неприятное письмо. Мы все знаем, какие неприятные вещи староста может сказать в своих письмах — как он может рассказать о неурожаях, о просроченных долгах, об уменьшении доходов и т. д.; и хотя именно этот чиновник рассылал в течение последних трех лет точно такие же послания, последнее его сообщение подействовало на адресата так сильно, как если бы Обломов получил нежданный удар. Впрочем, надо отдать Обломову должное, он всегда относился к своим делам с известной осторожностью. Действительно, не успел он получить старосты первое тревожное письмо (он сделал это три года назад), чем он приступил к разработке плана изменения и улучшения управления своей собственностью. Однако до сих пор этот план оставался не вполне продуманным, хотя он уже давно сознавал необходимость сделать что-то действительно решительное.
Следовательно, проснувшись, он решил встать, совершить омовение и, выпив чай, обдумать дело, записать несколько заметок и, в общем, заняться делом как следует. И все же еще полчаса он лежал ничком под пыткой этой решимости; пока в конце концов не решил, что такие занятия лучше всего проводить после чая и что, как обычно, он будет пить этот чай в постели, тем более что лежачее положение не может служить помехой для размышлений.
Поэтому он сделал так, как решил; а когда чай был выпит, он приподнялся на локте и едва не встал с постели. В самом деле, взглянув на свои туфли, он даже начал протягивать в их сторону ногу, но тут же отдернул ее.
Пробило полдесятого, и Обломов встряхнулся. В чем дело?,
сказал он с досадой. По совести мне пора что-то делать! Могу ли я решиться на… на…
Он прервался с криком Захкар!
, после чего вошел пожилой человек в сером костюме и с медными пуговицами, человек, у которого под совершенно лысой макушкой красовалась пара длинных, густых, седых бакенбардов, которых хватило бы на трех обыкновенных бородатых мужчин. Платье его, правда, было скроено по деревенскому образцу, но он дорожил им, как слабым напоминанием о прежней ливрее, как единственным уцелевшим знаком достоинства дома Обломовых. Дом Обломовых был некогда богатым и знатным, но в последние годы подвергся обеднению и уменьшению, пока, наконец, не затерялся в толпе дворянских домов более поздней постройки.
Несколько мгновений Обломов был слишком погружен в свои мысли, чтобы заметить присутствие Захара; но наконец камердинер закашлялся.
Что тебе нужно?
— осведомился Обломов.
«Вы только что звонили мне, барин ?»
«Я звонил тебе, говоришь? Ну, я не могу вспомнить, зачем я это сделал. Возвращайся в свою комнату, пока я не вспомню .»
Захар удалился, а Обломов еще четверть часа думал над проклятым письмом.
Я пролежал здесь достаточно долго,
наконец сказал он себе. — Право, я должен подняться… А если я прочитаю внимательно письмо и потом поднимусь? Захар!
Захар снова вошел, и Обломов сразу погрузился в задумчивость. С минуту или две камердинер стоял, глядя на своего хозяина со скрытой обидой. Затем он двинулся к двери.
Почему ты уходишь?
— спросил вдруг Обломов.
«Потому что, барин , вам нечего мне сказать. Почему я должен стоять здесь зря?»
«Что? Ваши ноги стали такими сморщенными, что вы не можете стоять минуту или две? Я кое о чем беспокоюсь, так что ты должен подождать . Ты только что лежал в своей комнате, не так ли? Пожалуйста, найдите письмо, которое пришло вчера вечером от старосты . Что ты с ним сделал?»
«Какое письмо? Я письма не видел, — утверждал Захар.0003
Но вы сами взяли его у почтальона?
Может быть, и знал, но откуда мне знать, куда вы его с тех пор поместили?
Лакей суетился среди бумаг и других вещей на столе.
Никогда ничего не знаешь,
заметил своему хозяину. Посмотри вон в той корзине. А может, письмо упало за диван? Кстати, спинку этого дивана до сих пор не починили. Скажи столяру, чтобы пришел немедленно. Это ты сломал эту штуку, но ты никогда не думаешь об этом!
«Я сломал , а не , — возразил Захар.
Это был пункт, который Обломов не хотел оспаривать. Вы уже нашли письмо?
спросил он.
Да — несколько букв.
Но они не то, что мне нужно.
Других я не вижу,
утверждал Захар.0102 Я встану и сам поищу письмо.
Захар снова удалился в свою комнату, но едва уперся руками в тюфяк, как вытянулся, как снова раздался властный крик Захар! Захар!
Господи!
проворчал камердинер, в третий раз направляясь в кабинет. Почему я должен так мучиться? Лучше бы я умер!
Мой платок!
закричал Обломов. — Да, и очень быстро!0098 мог бы догадаться, что это то, чего я хочу.»
Захар не выказал особого удивления или обиды на этот укоризненный приказ. Вероятно, он считал и приказ, и упрек естественными.
Кто знает, где платок?
— бормотал он, обходя комнату и ощупывая каждый стул (хотя не мог не заметить, что на них вообще ничего не лежало.) Ты все теряешь,
прибавил он, открывая дверь в гостиную, чтобы посмотреть, не прячется ли носовой платок там.
Куда ты идешь?
— воскликнул Обломов. «Это здесь, , вы должны поискать. Я не был в тех других комнатах с позапрошлого года. Поторопитесь, а?»
Платка не вижу,
сказал Захар, разводя руками и заглядывая во все уголки. » Вот он! вдруг он прохрипел.
«Он как раз под тобой. Я вижу, что его конец торчит. Ты все время лежал на нем, а на самом деле просишь найти его!» Он поковылял прочь, не дожидаясь ответа. На минуту-другую Обломов опешил, но скоро нашел другое средство оскорбить своего камердинера.
Хороший способ сделать уборку!
сказал он. Сколько пыли и грязи, право же! Посмотрите на эти углы! Вы никогда не беспокоить себя на всех.
Если я никогда не шевелюсь,
обиженно возразил Захар, по крайней мере стараюсь, и не жалею себя, ибо вытираю пыль и подметаю почти каждый день. Все выглядит чистым и достаточно ярким для свадьбы.
Какая ложь!
закричал Обломов. Снова иди в свою комнату!
То, что он спровоцировал Захара на этот разговор, доставляло ему мало удовольствия. Правда заключалась в том, что он забыл, что, затронув деликатную тему, не избежать суеты. Хотя он хотел, чтобы его комнаты содержались в чистоте, он хотел, чтобы эта задача выполнялась невидимо и отдельно от него самого; тогда как, когда Захара призывали хоть немного подмести или вытереть пыль, он обижался на это.
После того, как Захар удалился в свою берлогу, Обломов снова задумался, пока через несколько минут часы не пробили какие-то полчаса.
Что это?
в ужасе закричал Обломов. Скоро будет одиннадцать, а я еще не встал и не умылся! Захар! Захар!
Снова появился Захар.
Мои вещи для стирки готовы?
спросил его хозяин.
Да они уже давно готовы. Почему ты не встаешь?
«А почему ты не сказал мне что все готово? Если бы ты это сделал, я бы давно встал. Иди, и я пойду за тобой, но сейчас я должен сидеть вниз и написать письмо».
Захар вышел из комнаты. Вскоре он снова появился с исписанной жирной бухгалтерской книгой и пачкой бумаг.
Если вы собираетесь что-нибудь написать,
сказал он, возможно вы хотели бы проверить эти счета одновременно? Часть денег должна быть выплачена.
Какие счета? Какие деньги?
раздраженно осведомился Обломов.
Счета, присланные мясником, зеленщиком, прачкой и пекарем. Все хотят свои деньги.
Всегда деньги и забота!
проворчал Обломов. Почему вы не даете мне отчеты через определенные промежутки времени, а не пачками?
Потому что ты каждый раз отсылал меня, а потом откладывал на завтра.
«Ну, эти счетов могут подождать до завтра.»
Нет, не могут, потому что кредиторы напирают и говорят, что больше ничего не дадут в кредит. Сегодня первое число месяца, вы должны помнить.
Ах! Свежие заботы, свежие заботы!
мрачно воскликнул Обломов. Почему ты стоишь там? Накрой стол, а я встану, умоюсь и разберусь со всем этим делом. Вода уже готова?
Вполне.
Обломов приподнялся и крякнул, как будто действительно собирался встать с постели.
Кстати,
сказал Захар, «пока ты был еще
Наслаждаешься превью?
Страница 1 из 1
Архив « Лесли Чемберлен
Перечисленные здесь статьи, обзоры и выступления в эфире не являются исчерпывающим списком. Более короткие обзоры опущены. Пожалуйста, свяжитесь с автором с конкретными вопросами.
Краткие истории‘Lighten Ore Darkness’ Ст.
Брамс и природа , 7 октября 2014 г.
Южный Альбертополис [ о принце Альберте и музыкальной культуре в Лондоне ] 26 августа 2013 г.
Эта страна под названием Россия: История Красной принцессы , Sofka Skipwith 13 августа 2013 г.
Немецкий Уильям Моррис 3 октября 2012 г.
Российский Блумсбери, 6 августа 2011 г.
Галерея, 7 AU Gust, 2011
.0002 Дети русской революции , 30 июля 2010 г.О романе Гончарова Обломов , 1 сентября 2009 г.
Также для Радио 3, в еженедельной серии Очерк ,
3
Смерть и философ ‘, первая передача 30 апреля — 3 мая 2007 г., повтор в январе 2008 г.— и речь о Вторая симфония Малера и ее немецкие настройки на Discovering Music 15 мая 2011 г.
Все эти передачи заархивированы на сайте BBC i-Player Radio.
Другое ‘ Двадцатиминутка’ Беседы (еще не в архиве, но продолжайте пробовать)
‘ Как она привезла роман из Москвы в Лондон’ [О Констанс Гарнетт, переводчик русской классики3, 900 Двадцать минут, BBC Radio 3, 12 мая 2006 г.
‘ Шостакович и футбол. Борис Годунов и история Улиха августа 2002 г.
‘ Сент-Петербург ‘ 8 июня 1999 г.
‘ Gogol’ 19 февраля 1998
45-минутные особенности
45-минутные. война’
Архивный час, 20 сентября 2003 г.‘ Изгнать всех философов ‘, 15 декабря 2002 г.
для радио 4
Разговор о «радикальных кулинарных книгах» и футуристической поваренной книге Marinetti по программе питания 7 июля 2008 г.
«Не забывайте коммунизм» , субботняя эссе, Сегодня P Rogramme. , 1 августа 1998 г.
« Еда и искусство» Программа питания 13 декабря 1993 г.