Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей
23 апреля 2020
В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ. Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения — это правоотношения между родителями и детьми).
К личным неимущественным правам родителей относятся:
— право на воспитание и образование детей;
— право на защиту прав и интересов детей;
— право на защиту родительских прав.
Семейный Кодекс.
Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей
1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ — забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности.
2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. (вступление в брак и эмансипация (п. 2 ст. 21 ГК и ст. 27 ГК).
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка (см. ст. ст. 69, 70 и 140 СК и комментарий к ним). Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка).
Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав (комментарий к ст. 69 СК).
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. Закон РФ «Об образовании» рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).
Статья 65. Осуществление родительских прав
1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители несут ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. При этом имеется в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие действия, поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности.
Разрешение разногласий между родителями по вопросам, касающимся воспитания и образования детей
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органами местного самоуправления, должностными лицами, муниципальными служащими органов местного самоуправления, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:
- нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления. Жалобы на решения, принятые должностным лицом органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.
Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Жалоба должна содержать:
- наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, либо муниципального служащего органа местного самоуправления. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы заявителя.
Жалоба, поступившая в органы местного самоуправления, подлежит рассмотрению в следующие сроки:
- в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
- в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
- в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
- отказывает в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
При рассмотрении жалобы органом местного самоуправления гражданин имеет право:
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
- обжаловать принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы). Органы местного самоуправления, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга:
190000, г. Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д. 6;
телефон (812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60;
e‑mail: [email protected].
Вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, курирующий соответствующую отрасль:
191060, г. Санкт‑Петербург, Смольный;
телефон (812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑7955.
В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:
191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга;
e‑mail: [email protected];
телефон (812) 576‑70‑42.
Шесть важных установок, которые необходимо развивать у вашего ребенка
Марианны Вандерколк
Цель кола и укрытия, окружающего молодое деревце, состоит в том, чтобы дать ему защиту и поддержку, а также снабдить его внутренней силой и питанием, чтобы он был подготовлен на ближайшие дни.
Много лет назад мы купили японский клен, чтобы посадить его в палисаднике нашего недавно построенного дома. Это должно было быть красивое дерево, и нам нравились обещания его осенних цветов и формы. Однако требовало внимания. Мы снабдили его колом, пластиковой оболочкой для укрытия и особым уходом за состоянием почвы. Это был единственный способ прорваться через преимущественно твердую глинистую почву и выдержать сильные холодные ветры, дующие через наш передний двор. Со временем, по мере его развития и укрепления, мы смогли снять защиту. Теперь мы можем видеть его одиноко стоящим в саду среди более развитых деревьев и кустарников.
Перемещение наших детей из младенческого возраста во взрослую жизнь подобно перемещению саженца из теплицы в открытый сад. Ответственность родителей состоит в том, чтобы вооружить их внутренней силой и питанием, чтобы помочь им совершить переход. Качества, которые мы считаем важными для наших детей, которым они должны научиться до перехода к взрослой жизни и независимости, — это ответственность, удовлетворенность, признательность, самоконтроль, забота о других и жизнь в обществе.
1. Будьте ответственны
Ребенок, который научился быть ответственным с раннего возраста, не будет уклоняться от этого, когда станет старше. Ответственность означает, что вы беретесь за работу и счастливы нести за нее ответственность и берете на себя последствия, если что-то пойдет не так. Искушение, конечно, состоит в том, чтобы обвинить кого-то другого, когда есть проблема, и это привычка, которой мы должны сопротивляться. По мере того, как наши дети растут, важно, чтобы на них возлагалась ответственность за выполнение определенных задач. Знание того, что семья зависит от их вклада в какую-либо область (вынос мусора, распаковка посудомоечной машины, кормление собаки, приготовление еды) — придает ценность и цель. Важно донести до них, что их работа важна и полезна для всей семьи, и предоставить им контроль над тем, как она выполняется.
Как семья, обучающаяся на дому, мы призываем наших детей брать на себя ответственность за самостоятельное обучение. Замечательно видеть, как взрослые дети продолжают приобретать необходимые им навыки и знания. Нередко кто-то из членов семьи говорит: «Отличная идея! Почему бы тебе не узнать об этом побольше?»
Мы также надеемся, что наши взрослые дети будут ответственно относиться к выбору здорового образа жизни и вдумчивости при принятии бюджетных решений. Семьи, обучающиеся на дому, имеют возможность жить вместе со своими детьми и создавать обучающие моменты во всех этих областях. Пока мы живем, мы делаем покупки, ищем полезные рецепты, обсуждаем, что нужно нашему телу, моделируем поведение и учим вести бюджет.
2. Будьте довольны
С раннего возраста мы должны напоминать себе и своим детям, что сравнивать себя с другими бесполезно. Сравнение может привести к недовольству, а недовольство заставляет нас чувствовать, что мы заслуживаем большего. Взрослый, который доволен собой — своими способностями, обстоятельствами, семьей, образованием и возможностями — с большей вероятностью будет преследовать здоровые цели, чем тот, кто движим с позиции недовольства.
3. Будьте благодарны
Рядом с благодарным человеком приятно находиться. Вокруг слишком много сварливых, неблагодарных и быстро жалующихся людей.
Признательность начинается с мелочей, например, когда вы проводите время на свежем воздухе, любуясь красотой цветка, шелестом осенних листьев, свежестью зимнего утра или деталями крыла бабочки. Благодарность следует не только моделировать, но и учить на постоянной основе. Развитие культуры признательности в вашей семье — это важное начало, и мы надеемся, что оно станет второй натурой ваших детей, когда они войдут во взрослую жизнь.
4. Будьте самоконтролем
Одно из больших изменений, с которыми сталкивается родитель (и иногда огорчается), — это изменение контроля. Когда наши дети маленькие, мы контролируем, где они находятся, с кем они, что они едят, когда они ложатся спать и т. д. Должен быть прогресс от родителей, контролирующих то, что делают их дети, к тому, чтобы дети контролировали себя. Им нужно показать нам, что они готовы сами взять на себя управление. Когда наши дети были маленькими, мы планировали их дни и распорядок дня. По мере того как они становились старше, мы давали им временные рамки для выполнения своих обязанностей в том порядке, в котором они хотели. Я напоминал им, что они должны показать мне, что они могут взять на себя ответственность, иначе мне снова придется вмешаться, чтобы помочь им.
Самоконтроль означает взять на себя ответственность за себя. Это означает, что вы намереваетесь управлять своими чувствами и эмоциями, корректировать себя, когда это необходимо, напоминать себе о том, что вы должны делать, и возлагать на себя разумные ожидания.
5. Заботьтесь о других
В прошлом году один из моих сыновей открыл кафе. Рассказывая об основных моментах года (что делается со стоном каждое Рождество), он сказал, что ему нравится тот факт, что мы, как его семья, проявляли заботу и заботу о его бизнесе и помогали всем, чем могли. — Кому-то на финансовую поддержку, кому-то на украшение, кому-то ремонт, кому-то печь, кому-то чистить.
Я хочу, чтобы мои дети, будучи взрослыми, заботились друг о друге и о других. Развитие такого отношения начинается, когда они маленькие, и моделируют это в семье и как семья. Нам нужно, чтобы наши дети были рядом с нами, когда мы посещаем, готовим еду, чтобы раздать, обслуживать кого-то, помогать вне дома, охотно делиться и использовать праздничное время для служения сообществу.
6. Будьте в сообществе
Наконец, поскольку кол вокруг саженца удаляется, я хочу, чтобы мои дети осознали, что, хотя в некотором смысле они независимы, они никогда не бывают одиноки. Несмотря на то, что кол удален и пластиковая оболочка исчезла, вокруг них разбит сад с множеством более сильных растений, предлагающих тень и защиту. Мы не воспитываем наших детей полностью независимыми. Мы живем в обществе и не должны рассматривать зависимость от кого-то как слабость, а скорее здоровый образ жизни.
Воспитание ответственности, признательности, самоконтроля, заботы о других и готовности жить в обществе требует времени, усилий и настойчивости, но полученные уроки перевешивают затраченные усилия, а результаты определенно того стоят.
Марианна и ее муж Джеральд обучают своих шестерых детей дома с 1996 года. Хотя большинство ее детей закончили домашнее обучение, обучение на протяжении всей жизни никогда не прекращается. На своем веб-сайте www.design-your-homeschool.com она признает уникальность каждой семьи и хочет помочь им создать свой собственный курс обучения. Ее цель состоит в том, чтобы побудить родителей разработать собственный подход к домашнему обучению, отражающий их конкретные семейные цели, дополняющий их образ жизни и основанный на их собственных решениях.
Воспитание у детей положительного отношения
Блог, преподавание и обучение
Некоторые дети всегда видят облака вместо солнца. В то время как быть негативным случается со всеми нами в тот или иной момент, чувствовать себя мрачным все время вредно для здоровья.
Как родители, мы хотим помочь нашим детям научиться иметь более реалистичную и сбалансированную точку зрения на положительные и отрицательные аспекты жизни. Однако для этого нам нужно взглянуть на свое собственное отношение и помочь нашим детям построить позитивное отношение к своему месту в мире.
Оцените свое отношение
Эксперты сходятся во мнении, что многие из наших личностных качеств являются врожденными, но некоторые из них также являются результатом воздействия окружающей среды. Если у вас есть ребенок, склонный быть пессимистичным, а не оптимистичным, вы должны сначала изучить свое собственное отношение. Родители и опекуны имеют наибольшее влияние на то, как дети воспринимают мир. Вы зацикливаетесь на негативе вместо позитива? Вы постоянно вспоминаете все плохое, что происходит с вами на работе, вместо хорошего? Вы можете даже не осознавать, что делаете это, поэтому обратите внимание на свое собственное отношение, чтобы увидеть, учится ли этому ваш ребенок.
Взгляните на опыт вашего ребенка
Опыт вашего ребенка также может быть фактором, превращающим его в негативно мыслящего человека. Жизненные переживания, такие как смерть члена семьи, развод, бедность или потеря хорошего друга, могут способствовать формированию пессимистического отношения вашего ребенка к жизни. Хотя вы не можете контролировать определенные аспекты жизни вашего ребенка, вы можете дать ему поддержку и внимание, в которых он нуждается, чтобы он прошел через переживания, не отказываясь от позитивного мышления.
Воздержитесь от использования отрицательных меток
Если у одного ребенка солнечный нрав, а у другого угрюмый, не говорите об этом ребенку. Дети склонны становиться теми, кем вы им говорите. Если вы скажете: «Ты самый угрюмый в нашей семье», ваш ребенок в конечном итоге навсегда возьмет на себя эту роль.
Будьте примером оптимизма
Дети учатся тому, что видят, поэтому, если они увидят, что вы ведете себя позитивно после обескураживающей ситуации, они учатся делать то же самое. То, как вы ведете себя, действительно влияет на то, как ваш ребенок воспринимает окружающий мир.
Научите своего ребенка быть оптимистом и в то же время реалистом
Все мы сталкиваемся с разочарованиями в жизни и не всегда достигаем целей, которые перед собой ставим. Когда ваш ребенок переживает неудачу, например, не попадает в команду или проваливает тест, к которому готовился, скажите ему, что неудачи могут быть и учебным опытом. Если в следующий раз немного усерднее поработать над созданием команды или получить помощь по проблеме, с которой у него возникли проблемы, это может стать способом добиться успеха в следующий раз. Отношение к тому, что вы всегда можете попробовать еще раз или поработать немного усерднее, чтобы достичь цели, даст вашему ребенку позитивный взгляд на неудачу.
Помогите повысить самооценку вашего ребенка
Самоуважение и позитивный настрой идут рука об руку. Дайте ребенку возможность попробовать новые виды деятельности и хвалите его за успехи. Когда он маленький, начинайте с мелочей, например, помогайте ему складывать полотенца или мыть посуду, а также положительно отзываться о его хорошей работе. По мере того, как дети становятся старше, замечайте, когда они правильно выполняют работу или получают хорошую оценку за контрольную работу в школе, и дайте им понять, как вы ими гордитесь. Повышение их самооценки с помощью заслуженной похвалы будет иметь большое значение для создания оптимистичного отношения.
Воздержитесь от критики
Критика вашего ребенка не побудит его стараться больше; это приведет только к негативному отношению. Попробуйте помочь ребенку с занятием или школьным проектом, который его расстраивает, и подбодрите его, когда он достигнет своей цели. Даже если цель не достигнута, напомните ребенку, что он старался и сделал все, что мог. Ваш ребенок, скорее всего, не будет преуспевать во всем, что он делает, но напомните ему, что любой опыт — это опыт обучения.
Оптимизму можно научиться в любом возрасте, поэтому, если вы чувствуете, что моделируете пессимистическое поведение, старайтесь чаще искать в вещах светлую сторону.