Отношения к семье и родителям обломова: 1) Отношение Обломова и Штольца к семье и родителям 2) Отношение Обломова и Штольца к…

Обломов и Штольц (по роману И.А. Гончарова)

Урок литературы

в 10 классе по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Выполнила учитель русского языка и литературы Ванина А.М.

Штольц — ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой… А я? я — Обломов

Илья Обломов.

И. Гончаров. «Обломов»

 

 

…Это не жизнь!.. Это… какая-то… обломовщина…

Андрей Штольц.

И. Гончаров. «Обломов»

 

  • Сопоставить образы Штольца и Обломова.
  • Что намеревался сделать Штольц во имя спасения друга?
  • 2-й разговор Обломова и Штольца
  • ( гл. 4. ч. 2) (новое объяснение бездеятельности Обломова.
    )
  • «Ах, Илья, Илья!.. Нет, я не оставлю так. Через неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен сделать с собой и с тобой, а теперь одевайся. Постой, я встряхну тебя…» (2, III )
  • « Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут с Тарантьевым или Алексеевым, то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда!» (2, IV )
  • «Я не оставлю тебя так, я увезу тебя отсюда, сначала за границу, потом в деревню: похудеешь немного, перестанешь хандрить, а там сыщем и дело. ..» (2, IV )
  • «…Что с тобой?.. Ты знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь.
    До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен. Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет… Едем же!.. Я готов силой увезти тебя! Надо жить иначе, ты понимаешь как…» (4, IX)

Штольц

предлагает:

Обломов мечтает:

труд – образ, содержание, стихия,

цель жизни

настойчивость в достижении цели

равновесие практических сторон

с тонкими потребностями духа

движение

не мечтать, а строго относиться

к жизни, понимать ее

«…небо синее – пресинее, …

одна сторона дома…

обращена … к саду, к полям

другая к деревне. Надел бы

шлафрок и походил бы по

саду … поливал бы цветы,

постригаю кусты, деревья.

составляю букет для жены.

Потом иду в ванну или в

реку купаться, возвращаюсь,

Она уже ждет меня…

Какой чай! Какое покойное

кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее молоко…»

активную коммерческую деятельность

стремление к пополнению деловых связей

стремление к постоянному

пополнению знаний

К какому итогу пришел Андрей Штольц?

Ю. С. Гершкович.

Обломов.

Ю. С. Гершкович.

Штольц

  • «Ты погиб, Илья! Этот дом, эта женщина… весь этот быт» (4,
    IX ). «Погиб!.. Что же я скажу Ольге?» (4, IX )
  • Мог ли такой человек, как Штольц, пробудить душу Обломова?
  • Познакомившись с Обломовым, сформировав представление о его индивидуальности и личностных качествах, мы можем предположить и то, каким должен быть человек, чтобы ему было по силам пробудить душу Обломова.
  • Это должен быть человек, по масштабу личности, по душевным качествам равный Обломову, которому Обломов доверяет, близкий, дорогой его сердцу.

Какими чертами автор наделил Андрея Штольца?

Можно ли считать, что образ Штольца строго противопоставлен образу Обломова?

  • Образ жизни
  • Отношения с родителями
  • Отношение к учению
  • Отношение к службе и к обществу
  • Понимание любви
  • Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие— лежание;
  • Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в своем во­ображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно, «как будто он жил вторично».
  • Обломов и Штольц — ровесники, принадлежат одному социальному слою
  • Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с сыном.
  • И Обломов, и Штольц с нежностью вспоминают о своих мате­рях, не в силах сдержать слезы. Их матери — образец нежности, заботливости — дорожили сыновьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.
  • Обломов учился поневоле, не понимая, за что ему было уготовано это наказание и зачем ему эти знания в жизни; родители стремились защитить своего сына от тяжелого учения. Образованием Штольца руководил отец, давал ему ответственные поручения и спрашивал как со взрослого. Учился Штольц отлично. И скоро сам начал преподавать
  • И Обломову, и Штольцу были созданы необходимые для учения условия. Они оба получили хорошее образование, причем долгие годы учились вместе.
  • Обломову был чужд образ жизни, который требовала от него служба, а также суета и шум светской жизни; он успешно изолировал себя от этих сфер жизни. Штольц и на службе, и в свете чувствовал себя уверенно, но никогда не придавал этому особого значения. Обломов не бывает в свете; Штольц, несмотря на свою занятость, успевает показываться в светском обществе.
  • Ни Обломов, ни Штольц не считали, что служба или светское общество имеют особое значение в их жизни. И Обломов, и Штольц находятся в отставке.
  • Для Обломова любовь— потрясение, болезнь, она доставляет ему душевные и физические страдания. Для Штольца любовь — труд ума и души.
  • И Обломов, и Штольц одарены способностью любить глубоко, искренне.
  • Почему автор не изобразил чудесного преображения Обломова?

Автор характеризует Штольца как

яркую, привлекательную личность;

если Обломов ленив, бездеятелен, добродушен, беззлобен, чувствителен, способен на душевный порыв, нерешителен, то Штольц активен, деятелен, любезен, доброжелателен, сосредоточен на своей цели, погружен в размышления, предусмотрителен, расчетлив, быстро принимает решения.

  • Автор характеризует Штольца как яркую, привлекательную личность; если Обломов ленив, бездеятелен, добродушен, беззлобен, чувствителен, способен на душевный порыв, нерешителен, то Штольц активен, деятелен, любезен, доброжелателен, сосредоточен на своей цели, погружен в размышления, предусмотрителен, расчетлив, быстро принимает решения.
  • Образы Обломова и Штольца противопоставлены и по воспитанию, и по отношению к учению, и по восприятию любви… Однако нельзя сказать, что в основе сравнения этих образов лежит строгое противопоставление.
  • Автор представил читателю две яркие индивидуальности, внутренний мир которых не исчерпывается только взаимоисключающими характеристиками. Он обращает внимание читателя на то, что этих героев сближает: глубокая привязанность к матери, воспоминания о детстве и юности, способность глубоко и искренне любить.

Очевидно, что Штольц это именно тот человек, который мог пробудить душу Обломова.

  • Какие отношения связывали Обломова и Штольца?

«Был ему (Обломову) по сердцу один человек: тот тоже не давал ему покоя; он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как-то глубже, искреннее — и Обломов хотя был ласков со всеми, но любил искренно его одного, верил ему одному, может быть, потому, что рос, учился и жил с ним вместе.

Это Андрей Иванович Штольц» (1, III ).

Притом их связывало детство и

школа две сильные пружины, потом

русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль

сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом, и в нравственном отношении, а наконец, и более всего, в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца.

  • Очевидно, что Обломова и Штольца связывали не только общие страницы биографии. Они дорожили друг другом, всегда были рады встрече, умели ценить лучшие качества и быть снисходительными к слабостям друг друга. Их отношения — глубокая душевная привязанность, искренние сердечные чувства.
    Обломов и Штольц были необходимы друг другу и были благодарны судьбе за то, что она послала им друг друга.
  • Обломов доверял Штольцу, верил, что он сможет помочь ему, ждал от него помощи.

Обломов

Образ жизни

  Штольц

Праздность, пассивность

Отношение к семье и родителям

Активность, кипучая коммерческая деятельность

Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери

Отношение к образованию

Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери

Отсутствие интереса к науке

Поведение в обществе и на службе

Восприятие любви

Стремлению к постоянному пополнению знаний

Скептическое отношение к жизни деловых людей, культ покоя, безделья

Стремление к пополнению деловых связей, культ труда

Способность на глубокие искренние чувства

Способность на глубокие искренние чувства

  • Роман должен быть прочитан полностью.  
  • По тексту глав 2, V ; 2, VI ; 2, VIII ; 2, IX ; 2, X составьте композицию на тему: «Обломов и Ольга: пробуждение любви»;

Основные плюсы и минусы воспитания Обломова

Воспитанию принадлежит определяющая роль в формировании характера человека, его склонностей. Именно в детстве и юности закладываются основы нравственных качеств, отношение к труду, в родительском доме человек видит образец, которому следует при создании собственной семьи.

Стремясь нарисовать яркие, жизненные образы героев, русские писатели описывают детские годы своих персонажей, воспитание и образование. Узнавая об этом, читатель яснее понимает психологию героя, мотивы его поступков.

Жизнь в Обломовке

Илья Ильич Обломов, главный герой одноименного романа Ивана Александровича Гончарова, в читательском восприятии является воплощением бездействия, пассивности, лени. В главе «Сон Обломова» писатель изображает детство героя. Именно с тех лет берут начало взгляды, склонности Ильи Ильича.

Герой видит во сне мир идиллии, которого не касаются житейские бури, где ничто не нарушает раз и навсегда заведенного жизненного уклада. Это край, где верят в самые невероятные мифы, где не пытаются вдуматься в смысл происходящего вокруг. И хозяева, и слуги живут в полном согласии и доверии, а к Ильюше все относятся как к самой большой драгоценности. Здесь отсчитывают время по церковным праздникам, соблюдают старинные традиции, верят приметам, редко принимают гостей. Это родительский дом Ильи Ильича, место, где прошли его годы детства, где он получил первые жизненные впечатления.

Какие лучшие, светлые качества были сформированы родительским воспитанием и какие пороки Обломова родом из детства? Попробуем разобраться.

Положительные стороны воспитания Обломова

  • В детстве и юности Ильюша был окружен материнской любовью и лаской. Он чувствовал себя любимым и самым нужным, на заботах о нем сосредотачивались усилия родных и многочисленных нянек и слуг. Это сформировало тесную эмоциональную связь с матушкой, которая так важна для ребенка.
  • Близкие особенно заботятся и пекутся о здоровье ребенка. Ради сохранения и поддержания хорошего самочувствия Ильи Ильича родители готовы жертвовать его учебными занятиями.
  • Родители стремятся дать Илье Ильичу достойное образование. В семье понимают, что дворянин должен быть грамотным, умным человеком, обладающим определенным кругом знаний.
  • Семейная среда, тепло и любовь в отношениях становятся для Обломова примером, идеалом семейной жизни. Именно так, неторопливо, в полном согласии, в совместных хлопотах по хозяйству, и должна, по мнению Ильи Ильича, проходить жизнь супругов. К такому идеалу семейной жизни приходит затем Обломов в доме Агафьи Пшеницыной.
  • Любое воспитание ставит своей целью формирование достойного члена общества, представителя определенной социальной среды. Те привычки и тот образ жизни, которые возникли у Обломова в родительском доме, можно сказать, были типичны для поместного дворянства XIX века. Точно так же, как и родители Обломова, тысячи русских помещиков чуждались труда, проводили дни в безделье и застольях, не имели никаких интеллектуальных, духовных интересов.

Недостатки в воспитании Обломова

Недостатки в воспитании Обломова являются обратной стороной тех самых лучших побуждений, которыми руководствуются его родители.

  • В атмосфере мертвого покоя, апатии не могут раскрыться заложенные в ребенке способности и таланты, угасает даже интерес к жизни, жажда познания. От многого его ограждают, чем-то пугают, и постепенно он всё больше погружается в то царство сна, бездействия, лени, в котором проводят свои дни взрослые.
  • Существенным недостатком в воспитании мальчика является отсутствие мужского, отцовского вклада в этот процесс. Хотя отец изображен в романе, но он не оказывает влияния на ребенка. Когда Илья Ильич еще мал, он видит отца в его кабинете, занятого какими-то делами. Но и потом, в возрасте 13-14 лет, Илья Ильич не может научиться у отца каким-то мужским качествам: выносливости, решительности, ответственности в принятии решений.
  • Лень, неумение и нежелание вникать в вопросы хозяйства приводят к тому, что Обломов не умеет вести дела как помещик, легко попадается на удочку мошенников и обманщиков. Родители не дали ему хотя бы азы экономических знаний, не научили перепроверять счета и налоги. Без помощи своего товарища Штольца Обломов был бы разорен.
  • С детства в ребенке закладывается представление о том, что труд – это наказание. Его желания предугадывают и мгновенно исполняют, ему не позволяют приложить ни малейшего усилия к достижению чего бы то ни было. Так вырастает человек с сознанием того, что все окружающие просто обязаны избавлять его от любых неудобств или трудностей, что максимальный комфорт, достаток закреплены за ним уже по праву рождения. В этом истоки паразитизма Обломова.
  • Чудесные сказки и волшебные истории, рассказанные няней, не просто формируют мечтательность Обломова, некоторую поэтичность его натуры, но и закладывают в нем представление о том, что прекрасному герою легко покорятся любые преграды и можно беспечно жить в праздности и довольстве, мечтая о красавице Милитрисе Кирбитьевне. Став уже взрослым, Обломов продолжает сожалеть о том, почему в жизни всё не достается так же легко, как в сказках.
  • К недостаткам воспитания героя можно отнести и тот факт, что с детских лет не была заложена привычка к чтению. Отец Ильи Ильича иногда в минуты досуга брал в руки книгу, но нельзя сказать, чтобы она увлекала его. Пример родителей повлиял и на ребенка: учение Ильюша считает мукой, ни к какой науке интереса не проявляет, не читает книг.
  • С одной стороны, родители Обломова заботятся о здоровье сына, с другой – здоровье они понимают только как сытные обеды и долгий сон и радуются, когда приехавший из пансиона домой сын за время каникул располнел. Ограничивая физическую активность ребенка и перекармливая его, они отнюдь не способствуют его здоровому росту.

Вывод

Итак, в воспитании Ильи Ильича Обломова, как и в воспитании многих, были светлые стороны и недостатки. И характер главного героя романа А.И. Гончарова является результатом тех воздействий, которые он испытал в детстве.

Обломов – Книги Итаска

ISBN: 9781933480091
Binding: Paperback
Author: Ivan Goncharov and Stephen Pearl
Pages: 472
Trim: 6 x 9 inches
Published: 9/1/2004

Несмотря на то, что Иван Гончаров написал несколько книг, которые широко читались и обсуждались при его жизни, сегодня он запомнился одним романом Обломов , опубликованным в 1859 году.бесспорный классик русской литературы, художественный уровень и культурное значение которого можно сравнить только с такими шедеврами, как « Мертвые души» Николая Гоголя , « Анна Каренина» Льва Толстого и « Братья Карамазовы» Федора Достоевского .

Новый перевод Стивена Перла — первая крупная англоязычная публикация « Обломов » за более чем 50 лет — прекрасно представляет этот удивительный и очаровательный роман новому поколению читателей. Богатая ситуационная комедия, психологическая сложность, социальная сатира и острые изображения классовой этнической принадлежности и сексуальности 9«0022 Обломов » — явно роман, написанный на все времена.

 

Гончаров Иван Александрович родился в 1812 году в Симбирске, Россия, в семье богатого торговца зерном. Он окончил Московский университет в 1834 году и провел тридцать лет на государственной службе, начав с мелкого бюрократа и со временем став главным государственным цензором. Первый роман Гончарова « Обыкновенная история », опубликованный в 1847 году, исследовал конфликты в русском обществе между помещиками и подрастающим средним классом. Путешествие «Фрегат Паллада », опубликованный в 1858 году, рассказывает о его приключениях в Англии, Африке и Японии в 1850-х годах. Обломов Самая известная его работа, опубликованная в 1859 году, принесла ему широкую известность, в том числе похвалу Федора Достоевского.

Он написал Обрыв , опубликованный в 1869 году после ухода с государственной службы и умер в Петербурге в 1891 году. Гончаров также писал критические очерки и рассказы, которые не публиковались до 1919 года.


«Отличный перевод. . . Я без колебаний рекомендую это. . . .Визуализация Pearl плавная, элегантная и остроумная, и это большое облегчение иметь замену переводу 1954 года Дэвида Маргаршака, который датирован. — Барбара Генри Университет Вашингтона

«Прекрасный новый перевод». — Майкл Дирда Washington Post Book World

«Хотя было бы абсурдно ожидать, что Перл представила новый Обломов — тот, который значительно меняет представление читателя о шедевре Гончарова — этот перевод явно превосходит своих предшественников. Принцип «будь буквален любой ценой», соблюдаемый некоторыми переводчиками, Перл предлагает последовательно гладкое, гибкое и идиоматическое изложение романа — версию, которая сохраняет «дух» оригинального русского текста. читатели всех уровней ». — Р. Грегг, почетный член колледжа Вассар 9.0022 Журнал Choice

«Перевод Стивена Перла, безусловно, лучший из тех, что я читал… он может похвастаться более живым и современным языком, в то же время точно воспроизводя русский язык Гончарова XIX века». — Джон Гивенс, Университет Рочестера,

«Глубокая теплая ванна с книгой, в которую можно тихонько погрузиться и мягко пролистать страницы до тех пор, пока вы не почувствуете сонливость от удовольствия. . . . Это длинная книга, но она не тяжелая благодаря новому переводу Стивена Перла». —Майкл Энрайт, Канадское радиовещание, Sunday Edition

«Великолепно переведено Стивеном Перлом, но при этом не звучит слишком британско или по-американски». — Кит Гаребян The Globe & Mail

«Прекрасное новое издание и перевод. . ». —Carlin Romano Philadelphia Inquirer

Альтернативные модели семьи в космосе | Семейный роман в России и Англии, 1800-1880

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСемейный роман в России и Англии, 1800-1880 гг. Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСемейный роман в России и Англии, 1800-1880 гг. Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Берман Анна А.,

«Альтернативные семейные модели в космосе»

,

Семейный роман в России и Англии, 1800-1880

(

Оксфорд,

2022;

онлайн Edn,

Oxford Academic

, 17 ноября 2022

), HTTPS://////// /ee /doi.org/10.1093/oso/9780192866622.003.0009,

, по состоянию на 14 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСемейный роман в России и Англии, 1800-1880 гг. Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСемейный роман в России и Англии, 1800-1880 гг. Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Англичане представляли семью как ограниченную сферу («каждый дом — его крепость»), в то время как русские позволяли и поощряли расширение семьи, рассматривая все более широкие круги как родственные. При широко распространенном негативном восприятии нормативной русской семьи «преднамеренная семья» — буквально 90 153, выбирающая 90 154, чтобы сделать других родственниками, — часто служила образцом для успешного создания семьи в конце русского романа. В Англии, напротив, альтернативные модели чаще всего возникают как способ приспособить квир-желания, которым не было места в стандартной модели нуклеарной семьи. Когда в английском романе исключается возможность репродуктивного будущего (из-за инвалидности, наследственной болезни или странного желания), появляются те же типы альтернативных семейных конфигураций, что и в русском романе. В обеих традициях принятие альтернативных родственников ведет к либерализации семьи и к сюжетным линиям включения в настоящее, а не к линии происхождения.

Ключевые слова: преднамеренное родство, семейные структуры, Племянница, Отцы и дети, Подросток, Дина Крейк, Джентльмен Джон Галифакс, Путь всей плоти, Энтони Троллоп, странное желание

Субъект

Литературоведение — WorldLiterary Studies (Романтизм)

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *