Отношения к семье и родителям обломова: Как Обломов относится к семье и родителям?

«Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)»

Тема: «Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)»

Цель: выявление особенностей авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца).

Задачи:

образовательные:

  1. формировать навыки характеристики литературных персонажей;

  2. помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной.

развивающие:

  1. развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

  2. развивать навык работы с художественным текстом; навык анализа персонажа художественного произведения;

  3. способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений;

воспитательные:

  1. воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;

  2. воспитывать бережное отношение к творческому наследию русской литературы;

  3. воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

Форма работы: беседа, анализ художественного текста.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник по литературе для СПО, хрестоматия по литературе

ХОД УРОКА

Эпиграф: «Пока останется хоть один русский , — до тех пор будут помнить Обломова» И.С. Тургенев.

Слово учителя: Обломов и Штольц – в широком смысле, — есть как бы две крайности национального русского характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная леность, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему. А так ли это? Вот об этих двух героях пойдёт у нас разговор.

І. Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты;

б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ;

в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру;

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

2. Функция второй-третьей частей романа.

Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. Но в и в это время в нём идёт борьба, которой он не выдержит.

IІ. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Слово учителя.

Слово учителя: Наш сегодняшний урок будет посвящён двум персонажам романа И.А. Гончарова «Обломов» – это сам Илья Ильич и его друг детства Андрей Штольц. Давайте вместе подумаем и решим, что нам предстоит исследовать в ходе сегодняшнего урока. Ведь он заявлен как урок-исследование.

Ответы учащихся: Мы должны проанализировать образы Обломова и Штольца, выбрать критерии для их сопоставления, сделать вывод.

Слово учителя: Молодцы! Кроме этого по окончании нашего занятия мы запишем получившиеся выводы и постараемся их самостоятельно дополнить в рамках небольшой самостоятельной работы.

Сформулировать ответ на проблемный вопрос урока: «Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?

Обломов и Штольц — друзья-антиподы. Несмотря на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем – рассудительным, прагматичным, твёрдо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц ещё более нуждался в Илье Ильиче. «Часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала», он «ехал посидеть на широком диване Обломова», с тем чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». И это было всякий раз как возвращение в детство, в котором родители Обломова любили немецкого мальчика и маленький Андрей баловал Илюшу, «то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», это было всякий раз возвращением в «утраченный рай», о котором тоскует не только мечтательный Обломов, но и деятельный Штольц.

— Почему Гончаров и критики считали, что образ Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

А. П.Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания Чехова. (Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; он необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущей дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперёк). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. В нём нашла своё отражение определённая тенденция русской жизни – стремление к личной независимости. Штольц – это буржуазный делец. К обломовщине Штольц относится снисходительно, считая её временной болезнью общества).

Знакомство с героем

Как знакомит нас автор со Штольцем? О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

— в связи с гостями Обломова, которые ему (Обломову) “не по сердцу”, в отличие от друга детства Андрея Ивановича Штольца, которого “любил искренне”; да и неприятный читателю Тарантьев не любит немца;

— в связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

— Штольц появляется и во сне Обломова, вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

Неожиданное появление героя в финале первой части и главы 1–2 второй части, рассказывающие о Штольце.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

Его воспитание — трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын…”).

Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц — Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Определяющая черта (ср. с Обломовым).

Рассказ о натуре, характере, об отношении к жизни.

Главное — рационализм и равновесие.

Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

Ч то значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

“Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно…” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит… в покое и наслаждении; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

Так почему же Обломов и Штольц — друзья? Что, кто является центром дружбы?

Ответ находим у Гончарова во второй главе второй части: детство, школа и, по словам самого автора, “чистое, светлое и доброе начало”, лежащее в основании натуры Обломова, “исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо. ..”

3–4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор-спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

— Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

— Когда наступает перелом в споре? (Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

Ориентировочные варианты ответов:

    • «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!»

    • «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

    • «Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»

    • «Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом»

    • «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!»

  • Когда Илья Ильич говорит, что ему не нравится в современной жизни общества, Штольц не находит, что возразить. Он прерывает речь Обломова оценочными высказываниями («Это все старое, об этом тысячу раз говорили», «Ты рассуждаешь, точно древний: в старых книгах вот так все писали», «Ты философ, Илья!» и т.д.), произнося их с явной иронией, но не высказывает ни одного довода против убеждений Обломова.

    • Обломов о петербургской «обломовщине» (Штольц не воспринимает слов Обломова всерьез, иронизирует над ним)

    • Обломов о своем жизненном идеале (Штольц не оставляет «небрежно насмешливого тона», не приемлет позиции Обломова)

    • Исповедь Обломова (Штольц «слушает и угрюмо молчит»).

  • Почему Обломов не приемлет современную норму жизни?

  • Как реагируем мы, читатели, на то, что Штольц не находит, чем возразить на высказывания своего друга?

  • В какой момент появляется на страницах романа слово «обломовщина»? Какое значение вкладывает в него Штольц? Обломов? Читатель?

  • В какой момент и почему меняется настроение Штольца в рассматриваемом эпизоде?

  • Почему рассуждения Обломова об утраченных надеждах Гончаров называет исповедью? Что подчеркивает таким названием писатель в самом Обломове и в его взаимоотношениях со Штольцем?

  • В чем все-таки причина угасания Обломова?

  • Что нового в характере Обломова открывает читателю данный эпизод?

После обсуждения данных вопросов учащимся предлагается сделать вывод о роли рассматриваемого эпизода в раскрытии образа главного героя романа. Далее заслушивается ответ учащегося и соответствующе корректируется учителем, вывод записывается учащимися в тетрадь самостоятельно.

Предполагаемый вариант ответа-вывода: Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного – «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

Как каждый из героев выявился в споре?

С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

Есть ли один ответ на этот вопрос?

(В процессе оживлённого и заинтересованного спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

А где же тут автор?

Здесь услышать мнение учеников особенно интересно и важно, ведь осмысление авторской позиции в реалистическом произведении даёт возможность говорить о несовпадении общественно-исторической концепции автора и художественной убедительности характеров, созданных писателем, что впоследствии будет очень важно при изучении творчества И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.

 

3. Образ Андрея Ивановича Штольца.

3.1. Происхождение героя.

Друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.

3.2. Образование и воспитание.

Образование Штольц получил специфическое: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака». Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребёнка на полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришёл, — и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками.

Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентельмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями – «в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.

3.3. Характер Штольца.

Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересуют коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдёт к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду – но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырёхэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.

Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные». Самое же главное в характере Штольца – «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

«… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины».

Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).

4. Выводы о Штольце.

  • Жизнь.
    Цель
    : “труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”.
    Восприятие: жизнь — счастье в труде; жизнь без работы — не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И слава богу!” — сказал Штольц».
    Принципы: иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь — вот что было его постоянною задачею…”. “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

  • Любовь.Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”.

  • Дружба. Друзей у Штольца всегда и везде было много — люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.

  • Отношения с окружающими. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным — его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.

  • Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.

5. Выводы об Обломове.

  • Жизнь.
    Цель
    : прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
    Восприятие: колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
    Принципы: делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

Учитель: Что такое любовь? Иннокентий Анненский писал: «Любовь это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих» В романе «Обломов» любовь – основа. Это чувство раскрывает характеры героев показывает их в развитии. Кого любит Обломов? (женские образы в романе. Рассказ уч-ся об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной)

Учитель: В жизни Обломова одна любовь была духовная, которая пыталась зажечь в нём жизнь, действия, т. е. с «нравственной искрой». А другая была любовью физической. Это чувство непродвигало его нравственного, духовного развития, ничего не требовало. Писатель верил во всеобъемлющую любовь и в том, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять его к деятельности.

  • Вывод. Итак, ребята, сюжетную основу романа «Обломов» составляет история драматической любви, а вместе с тем и судьба главного героя – Ильи Ильича Обломова.

  • Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

  • Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

  • Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

  • Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

III. Закрепление изученного. Теперь обратимся к тем критериям, по которым характеризует писатель Штольца и Обломова, которые вы смогли выделить, читая текст.

Ответы учащихся:Внешность (когда они предстали перед читателем), происхождение, воспитание, образование, заложенная программа, взгляды на жизнь, характеристика автора, испытание любовью.

  1. Сопоставление Обломова и Штольца.

Обломов

Штольц

«Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины».

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… он худощав…кость да мускулы, но ни признака жирной округлости»

«Лежание у Ильи Ильича…было его нормальным состоянием»

«Он беспрестанно в движении…»

«Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире»

«Больше всего он боялся воображения…

Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в

достижении целей… он шел к своей цели,

отважно шагая через все преграды…»

Обломов

Штольц

Образ жизни

Праздность, пассивность

Активность, кипучая коммерческая деятельность

Отношение к семье и родителям

Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери

Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери

Отношение к образованию

Отсутствие интереса к науке

Стремлению к постоянному пополнению знаний

Поведение в обществе и на службе

Скептическое отношение к жизни деловых людей, культ покоя, безделья

Стремление к пополнению деловых связей, культ труда

Восприятие любви

Способность на глубокие искренние чувства

Способность на глубокие искренние чувства

ІV. Подведение итогов урока.

Спор Обломова со Штольцем интересен и в историко-литературном, и в человеческом плане (Цель: помочь учащимся через антитезу героя-«идеалиста» и героя-«практика» увидеть Россию на переломе двух исторических эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной. В этом смысле это вечная пара, вечный спор между деятелем и созерцателем. Об этих двух типах людей, двух типах жизни писал А.И. Герцен в статье «О развитии революционных идей в России».

И.А. Гончарова критиковали за то, что Штольц получился у него “ходульным” (что делает — неизвестно), декларативным, художественно неубедительным, в отличие от Обломова. Но ему (автору) эта пара нужна, и Штольц нужен прежде всего как оппонент Обломова, как его антипод.

V. Домашнее задание.

1. Ответить на вопрос «Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца?»

2.Составить план сравнительной характеристики «Обломов и Штольц».

3. Перечитать главы об Обломове и Агафье Пшеницыной.

10

Анализ Сна Обломова — 9 главы романа Гончарова Обломов

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Анализ Сна Обломова — 9 главы романа Обломов

В 9 главе произведения, в форме сна главного героя, автор описывает причины, приведшие того к деградации.

Во сне Обломов видит деревню, принадлежавшую ранее его родителям, а теперь ему самому, в которой он провел детство. Жизнь в Обломовке течет медленно и размеренно, отношения между людьми подчеркнуто патриархальные. Маленький Илья Обломов с самого начала видит гипертрофированную заботу родителей и приставленных к нему слуг.

Родители главного героя романа изображены добрыми людьми. Они не притесняют своих крепостных, а просто живут за их счет. Однако отсутствие проблем, вызовов со стороны окружающей среды, сделало их ленивыми людьми, проводящими жизнь как-бы в полусне. Здесь писатель, возможно и в несколько гипертрофированной форме, говорит о среде, в которой вырос он сам. Однако Гончаров, в отличие от своего героя, смог вырваться из того болота, поэтому хорошо представлял себе его и смог описать опасности, которые оно таит.

Илья Обломов изображен любознательным, живым и подвижным ребенком, но все его естественные попытки познавать окружающий мир, которые должны были сформировать личность, давятся на корню родителями и приставленными ими воспитателями из крепостных.

Писатель показывает, что к его герою не проявлялось никакого насилия, а давление на него было сдобрено огромным количеством проявленной заботы и любви. Главная опасность видится именно в этом: суровые наказания могли или сломать Илью, превратив его в безвольную куклу, или же, наоборот, воспитать в нем твердый характер, умение противостоять давлению. Однако отвечать злом на доброту и заботу не принято, что и сформировало безволие главного героя.

Существенную роль в формировании характера Обломова сыграл и сам распорядок жизни в деревне. Если бы все ограничивалось просто запретами уходить далеко от усадьбы или играть в определенные игры, то, возможно, Илья нашел бы себе другое поле для развития своей любознательности. Однако жизнь в Обломовке была наполнена большим число ритуалов, в том числе медленным поглощением пищи и обязательным послеобеденным сном. У главного героя оставалось не так много свободного времени. 

Другой причиной, приведшей Обломова к «диванному существованию» стали, по мнению автора, сказки няни. Илья обладал живым умом, который ему настойчиво не давали развивать, обращаясь к внешнему миру или школьным занятиями. Однако сказки, порождающие мечты и размышления о выдуманном фантастическом мире, дали выход энергии Обломова, и он замкнулся в себе.

В сне Обломова фигурирует и Андрей Штольц, являющийся одновременно  другом и антиподом главного героя. Он влияет на Илью в другом направлении, помогает ему в освоении школьных уроков, пропущенных по вине родителей, но влияние сонной Обломовки перевешивает.

В целом, данная глава показывает роль воспитания и опасность чрезмерной заботы для формирования личности.

Анализ 2

Эта глава представляет собой воспоминания Обломова – о детстве и юности. Тут показана его семья, имение, образ жизни, которые и повлияли на формирование Ильи.

По-моему, эта глава вполне могла бы быть в виде просто воспоминания. Вот, детство героя было таким-то. А тут спит Илья Ильич и видит… Думаю, что это сделано потому, что он почти всё время спит! А ещё потому, что сон – это почти мечта, вот возвращение в детство и могло быть мечтой Ильи.

Как было не стать Обломову таким, как его все знают (в плохом смысле), если он стал воплощением всей лени и ограниченности тех мест. И ведь показывается, что и малыш, и подросток Илюша любил озорничать… Побежать в лес одному, поиграть с ребятами в снежки!.. Но маменьки так опекали его, что у них истерика случалась от поведения этого «бесенка». И ещё не разрешали ему ничего делать, даже нельзя чулки самому надеть или какую вещь поднять, на то есть слуги! И поощряли его нелюбовь к учёбе, то есть помогали ему отлынивать от занятий.

А ещё вселяли в него страх к миру сказками и любовь к «волшебной халяве».

Вообще, родные и сами ничего особо не делали, и другим не давали. Барин всё собирался: почитать, написать другу, починить галерею и крыльцо… Точней, распорядиться починить. Зато обряды все соблюдали точно (особенно в отношении еды), но не очень интересовались самими людьми. Сонное царство! И очень боялись нового. Письмо если принесли, так не бери! Чужой в канаву упал, выбраться не может, так не помогай! Мало ли что…

И сама природа в Обломовке подходящая. Без гор и морей, которые могли бы взволновать, но и без лишней красоты, которая могла бы вдохновить поэта. Например, луну автор сравнивает с деревенской глупой девкой, которая наивно и прямо смотрит на художника. Не хочется и рисовать её, а послать только… за квасом. Кстати, жители деревни ленились даже мух из кваса вытащить, просто сдували их.

Разговоров почти не было в этом доме, так как никаких мыслей не было у людей, а нового они боялись. Вот и сидели в тишине, а то и спать шли с закатом, ведь на свечах (да и на всём экономили). Деньги прятали в сундуки, так спокойней.

Единственным выходом был для Ильи пансион Штольца, дружба с энергичным сыном немца – Андреем. Но и тут всё как-то не так, юный Штольц делал за друга переводы, помогал ему лениться дальше.

В общем, не стал Илья Ильич революционером – не изменил жизнь в Обломовке, а увяз в ней, поддался. Всё, конечно, доведено до высшей степени.

Также читают:

← Герои романа Обломов ← Анализ романа Обломов↑ ГончаровАнализ романа Обыкновенная история → По роману Гончарова Обломов →

Картинка к сочинению Анализ Сна Обломова — 9 главы романа Обломов

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Прокурор в поэме Мертвые души Гоголя образ и характеристика

    Значение Прокурора в поэме «Мертвые души» двойственна. Выражаясь даже точнее: жизнь Прокурора и его смерть в поэме имеют равноценные роли.

  • Сочинение на тему Честность, что такое честность? рассуждение 15.3 ОГЭ 9 класс

    Во все времена существовали такие понятия, как любовь, верность и дружба. Среди них ярким пятном выделяется слово честность, которое в некоторой степени является своеобразной основой этих категорий.

  • Сочинение Почему снижается уровень речевой культуры?

    В современном обществе придумываются все более новый и новые выражения, которые люди старшего поколения не могут понять. Порой их не могут понять и младшее поколение. Нецензурную брань в данный момент начали считать

  • Причины возникновения конфликтов между людьми сочинение

    Проблема конфликтов актуальна во все времена. От древних людей до современности. Всегда существовали разные взгляды, понимания и мнения. Каждый доказывал и отстаивал свою правоту.

  • Мать Лизы в рассказе Бедная Лиза Карамзина (Образ и характеристика) сочинение

    Рассказ «Бедная Лиза» был создан великим русским писателем в 1792 году.

    Произведение имеет свою особую уникальность, любовь здесь представлена как высшее проявление чувств, не пошло, а возвышенно

Times Литературное приложение: Прорыв Гончарова

Прорыв Гончарова

БОРИС ДРАЛЮК

Иван Гончаров

ОБЛОМОВ

Перевод Стивена Перла

540 стр. Алма классика. 7,99 фунтов стерлингов.

978 1 84749 344 6

Хотя Иван Гончаров никогда не был плодовитым писателем, написав всего три романа за столько же десятилетий, его шедевр «Обломов» (1859 г.) обеспечил ему постоянное место в ряду лучших русских романистов девятнадцатого века. И все же, несмотря на высокую похвалу со стороны Джеймса Джойса и Сэмюэля Беккета, взявших «Обломов» в качестве псевдонима в своей переписке, Гончарову было так же трудно ворваться в канон русской классики на английском языке, как его титулованному герою выбраться из него. кровать. Ловкий перевод Стивена Перла может, наконец, дать и автору, и его творению тот толчок, в котором они нуждаются.

Медленное продвижение Гончарова к признанию на английском языке не совсем удивительно. Обломова, 500-страничное повествование, в центре которого чахлый персонаж, чье краткое, нерешительное пробуждение сводится на нет, вряд ли соответствует шаблону русского романа, каким его видели английские читатели на рубеже двадцатого века. Это не кажется романом идей, предлагающим мало понимания великих универсальных вопросов преступления и наказания или войны и мира и лишенным морального веса, скажем, Анны Карениной. Во всяком случае, беспомощность Обломова может напомнить некоторых чеховских персонажей, например бессильных Раневских из «Вишневого сада», упустивших свое имение из-под ног. Действительно, стоит отметить, что сам Чехов только начинал завоевывать англоязычную аудиторию, когда С. Дж. Хогарт опубликовал в 1919 году первый английский перевод романа Гончарова.15 и модернистская чувствительность, более близкая к бессюжетным изображениям неразрешимых человеческих сложностей, укоренялась.

Но Гончаров не был модернистом, а Обломов хоть отчасти роман идей. Российские читатели быстро распознали в неуступчивом Илье Ильиче Обломове по сути русский менталитет, если не патологию, — ту обломовщину, которую Перл в своем вдумчивом и информативном послесловии справедливо называет «не отдельным симптомом, а синдромом». Со времени публикации романа левые критики, такие как Николай Добролюбов, интерпретировали Илью Ильича как тип, а обломовщину — как национальную болезнь. Апатию и вялость Обломова надлежало понимать не как индивидуальную идиосинкразию, а как злокачественный инфантилизм, обусловленный институтом крепостного права. Варварская феодальная система России позволила ее землевладельцам Обломовым прозябать; в свою очередь, эти Обломовы, полагавшиеся на доходы от имений, которые они не удосужились посетить, а также на заботу обиженных, но верных слуг-нянек, таких как Захар Ильи Ильича, привели Россию в тупик. Спустя десятилетия Ленин, родившийся в родном городе Гончарова, Симбирске (ныне Ульяновск), воспримет это прочтение обломовщины и применит его в своих политических целях, осуждая всех плетущихся на пути к социализму новоявленных Обломовых, независимо от классового происхождения.

Говоря, Память (1951), Владимир Набоков, который никогда не был сторонником больших идей в художественной литературе, называет Гончарова одним из «одуряющих зануд» русской литературы; он указывает на «ленинское» наследие своего романа в «Даре» (1939), где Федор протестует своему соотечественнику-эмигранту: «Не говорите мне, что у вас есть доброе слово для Обломова — этого первого «Ильича», который был разорением Россия – и радость социальных критиков?»

Гончаров, со своей стороны, был в восторге от длинного очерка Добролюбова о его романе. Как отмечает Галя Димент в своем предисловии, он даже зашел так далеко, что заявил, что критик помог ему лучше понять собственную работу. Игнорировать идеи, заложенные в Обломове, действительно невозможно: конфликт между безрезультатным романтическим созерцанием, связанным с ленивым «азиатским» компонентом русского характера, и продуктивным рациональным действием, связанным с современной Европой. Гончаров представляет слишком резкий контраст между ленивым Ильей Ильичем с его культовым «халатом из персидского сукна, настоящим восточным халатом без малейшего европейского штриха» и его лучшим другом Андреем Ивановичем Штольцем, целеустремленным, прилежным, но добрым человеком. наполовину немецкий, наполовину русский предприниматель. Штольц знакомит Обломова с динамичной и интеллектуально любознательной молодой женщиной Ольгой Ильинской, и пара влюбляется. Вдохновленный поддержкой Штольца и его любовью к Ольге, Обломов ведет активную жизнь, оставляя свое платье и занимаясь своими делами. Но этот новый Илья Ильич трагически недолговечен, расцветая на одно символическое лето. Вернувшись к своим старым привычкам и в своем декадентском платье, Обломов отказывается от своих обязанностей и отношений с Ольгой, которая выходит замуж за Штольца. Тем временем Обломов женится на своей овдовевшей квартирной хозяйке Агафье Матвеевне, проводя «целые дни, лежа на его диване, ничего не делая, а только восхищаясь тем, как ее голые локти двигались взад и вперед, когда она крутила иголку с ниткой». Он регрессирует в детство и живет в «своего рода золотой оправе… окруженный исключительно кругом добросердечных, простых, любящих людей, единодушных в том, чтобы посвятить свое существование тому, чтобы поддержать его и изолировать его от того, чтобы он замечал или чувствовал что-либо». Именно Штольц и Ольга наследуют будущее.

Но если мы сведем Обломова к исследованию социальных типов и социальных сил, мы лишим его замечательного обаяния, психологической глубины и богатой двусмысленности. Эти двусмысленности, продолжающие находить отклик у читателей и затрудняющие любую схематическую интерпретацию романа, преследуют веселые, приводящие в бешенство, но трогательные отношения Обломова со своим слугой Захаром, который и обижается на своего хозяина, и не представляет жизни без него. Они также не дают покоя гончаровскому воспоминанию о доме детства Ильи Ильича на Волге, соблазнительно идиллической и тревожно душной Обломовке. Глава, посвященная Обломовке и отношениям Ильи Ильича к матери, впервые опубликованная отдельно в 1849 г.как «Сон Обломова», является ключом к неизменной привлекательности романа, и проницательный комментарий Владимира Короленко 1912 года, цитируемый Диментом, не утратил своей силы: «Гончаров, конечно, мысленно отвергал «обломовщину», но в глубине души он любил его с глубокой любовью вне его контроля». Этот внутренний конфликт оживает в образном переводе Перла: «Обломов, увидев во сне свою давно умершую мать, затрепетал от радости, и сердце его сжалось от лютой судороги любви к ней, когда две теплые слезы медленно потекли из-под его век. и неподвижно повис на его ресницах. Мать душила его страстными поцелуями и жадно и тревожно пожирала глазами». Размытые границы между мечтой и реальностью, между бескорыстной и эгоистичной любовью придают этой главе особую силу, и Перл полностью отдал должное ее духу и тону, иногда выбирая более сильные глаголы, чем у Гончарова, например, «задушил» вместо «залил». (осыпала).

Перевод Перла впервые появился в нью-йоркской прессе Bunim and Bannigam в 2006 году, в значительной степени ускользнув от внимания британских читателей. Его переиздание с Alma Classics должно привлечь к этому мастерскому Обломову аудиторию, которую он заслуживает, и в Соединенном Королевстве. Подход Перла более авантюрный, чем у его предшественников. Его текст течет естественно, улавливая тщательно смоделированный тон Гончарова, мягкость его юмора и разговорный оттенок его диалогов. Перл особенно ловко обращается с идиомами и чувствителен к важным различиям в использовании русского и английского языков. Например, описывая своего героя в третьем абзаце, Гончаров дважды использует слово «душа», которое обычно переводится как «душа», но встречается гораздо чаще, чем английское слово, и имеет гораздо более широкое значение, включающее в себя «сердце» и « разум». В то время как другие переводчики остановились на более буквальном «душе» или «духе», Перл предлагает смелую и вызывающую воспоминания альтернативу, вводя слова «сущность» и «бытие»:

Иногда выражение чего-то вроде усталости или скуки хмурило его лоб; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту стереть той кротости, которая была не только господствующим выражением его лица, но самой сущностью всего его существа, сущностью, которая обнаженно и ясно светилась в его глазах, в его улыбке, малейшим движением головы или руки.

Стивен Перл действительно уловил самую суть Обломова.

10 романов, которые решат все ваши проблемы

Нельзя отрицать — бизнес книг по самопомощи процветает. Недавно мы прочитали увлекательную статью в New York Magazine , в которой утверждается, что отчасти причина, по которой индустрия преуспевает, заключается в том, что издатели изменили наше представление о самопомощи — теперь это не просто инструкции, а мемуары, повествования. научно-популярная литература, деловая литература и да, даже романы прокладывают свой путь на эту некогда издевавшуюся полку. В самом деле, зачем принуждать себя к дрянным книгам по саморазвитию, когда можно избавиться от паранойи/созависимости/нарциссизма с помощью хорошего романа? Роман, говорите? Какой роман? Не бойтесь, страдальцы: после прыжка мы прописываем (правда, относитесь к нашим комментариям с долей скептицизма, мы же задроты, а не врачи) несколько книг, чтобы вылечить все, что вас беспокоит. У вас есть собственные рецепты? Будьте добрым самаритянином и оставляйте их в комментариях.

Лень Обломов , Иван Гончаров

Главный герой сатирического романа Гончарова, как известно, отказывается вставать с постели первые 150 страниц романа — что-то, что может быть знакомо вам, если вы страдаете от нераскаянной лени. Хотя, будем справедливы: ленивее Обломова не придумаешь. Обдумывая вечный вопрос Гамлета «Быть ​​или не быть», Обломов «поднялся со стула, но, не сумев сразу вставить ногу в туфельку, снова сел». В конце концов, лень Обломова начинает грызть — он теряет любимую девушку, потому что не может заставить себя организовать свою жизнь достаточно для брака, затем женится на хозяйке из чистого удобства и в конце концов умирает — как он это назвал? — «Обломовит». Если эта судьба не поднимет вас с постели, мы не знаем, что поднимет.

Шопоголизм Дивный новый мир , Олдос Хаксли

Любое количество выдуманных антиутопических вариантов будущего может подойти для этой конкретной болезни, но мы рекомендуем классику. В конце концов, это тот мир, который вы получаете, когда единственный бог, которому вы молитесь, — это парень, который сделает массовое потребление как можно проще — Генри Форд. Если одноразовые потребительские товары для вас ближе всего к раю, прочтите это в торговом центре и посмотрите, что получится.

Созависимость Исчезнувшая , Джиллиан Флинн

Опять же, есть много романов, полных ядовитых отношений, которые могли бы вылечить вас от вашего постоянного желания иметь пару, но этот был в наших (и всех) мыслях в последнее время. Кроме того, у него есть особое качество, заставляющее вас чувствовать, что вы, возможно, на самом деле не знаете даже самых близких вам людей — кажется нам простым способом придать любым созависимым отношениям некоторую здоровую осторожность и паранойю.

Паранойя «Сердце-обличитель», Эдгар Аллан По

Опять же, излишняя паранойя может быть плохой вещью. Простите нас, мы знаем, что это рассказ, а не роман, но кто может превзойти урок? Урок такой: успокойся. В конце концов, если вы поддадитесь своей дикой паранойе, вы приведете копов прямо к своему трупу — э-э, к двери. А потом твой труп. Кроме того, мы находим все это ритмичное биение странным образом расслабляющим.

Навязчивое переедание Семья Миддлштейн , Джами Аттенберг

Если вы, как и родители Эди, втайне верите, что еда «сделана из любви, а любовь… сделана из еды», если вы, как Эди, едите компульсивно и обильно , если у вас, как у Эди, есть зависимость, прочитайте эту книгу — тогда вы можете просто получить несколько советов, будь то еда или семья, или тот туманный источник вкуснятины, который находится где-то посередине.

Нарциссизм Портрет Дориана Грея Оскар Уайльд

Ну, очевидно. Послушай, если ты слишком любишь свою внешность, продашь свою душу и посвятишь себя развратной жизни, даже Оскар Уайльд в конце концов осудит тебя. Поучительная история, дорогие дети, одержимые имиджем.

Нимфомания Инфракрасное излучение , Нэнси Хьюстон

Что может отвлечь даже заядлую сексуальную наркоманку? Возможно, несколько страниц из романа Хьюстон, получившего 9Премия 0037 Literary Review за плохой секс в художественной литературе 2012 года. «Мой секс плавает от радости, как рыба в воде?» Уф. Может быть, нам лучше принять душ. Подробнее здесь.

Лудомания Игрок , Федор Достоевский

Но, конечно, что может быть лучше романа (или, в данном случае, повести) для лечения азартной тяги, чем рассказ о нисходящей игровой спирали, написанный в мгновение ока, чтобы окупиться игровые долги? Впрочем, нельзя сказать, что Достоевский сильно приуменьшился в глазах общественности из-за своих привычек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *