Отражение. Что такое «Отражение»? Понятие и определение термина «Отражение» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Отражение – результат взаимодействия двух объектов, который проявляется в своеобразной реакции одного из них на стимулы другого. Любое взаимодействие – это двусторонний процесс, который не может проходить бесследно.
Отражение имеет место быть, когда один из объектов, участвующих в контакте, сохраняет в своей материи следы другого и воспроизводит их. Следы на снегу – самая наглядная иллюстрациях механизма отражения: снег сохраняет в себе визуальные отметки, доказывающие присутствие второго объекта (человека, животного и тд.). Отражение может происходить в совершенно разных сферах, варьируясь от простых механизмов до самых сложных – в зависимости от свойств взаимодействующих материй.
Механизм психического отражения состоит из нескольких этапов. Первый, сенсорный, запускает в работу органы чувств, которые позволяют расширить знания относительно другого субъекта. На втором этапе то, что было воспринято через сенсорику и отложено в памяти, появляется в воображении. При этом незначительная информация отсеивается, сохраняется лишь то, что действительно имеет важность.
На последнем этапе происходит активная работа логического мышления – ни органы чувств, ни реальные события уже не играют роли. Значимо лишь то, что было сохранено в сознании, а также общечеловеческий опыт, доступный субъекту.
< Ответственность
Отрицание реальности >
Популярные термины
Отражение
Можно ли встать на место другого человека?
«Я бы на твоем месте…» За этими словами часто следует добрый совет. Но всегда ли хороша такая позиция в диалоге? Пояснения в четырех актах.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Партнер никак не помогает вернуться в счастливое и ресурсное состояние»
- «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
- Сексуальная гармония и удовлетворенность браком: как любовь к телу улучшает отношения — выводы ученых
- Почему сложно забеременеть: 3 неочевидные причины — мнение психолога
- Так говорил Жванецкий: 12 мудростей
- Бизнес, наука, творчество: где работают нарциссы — ответ ученых
- «Муж скоропостижно скончался в 41 год. Как жить дальше?»
- Как провести 8 Марта оригинально и с удовольствием: 9 способов
Сегодня читают
- «Что делать с чувством пустоты внутри?»
- «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
- Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности
- Закоренелые холостяки: как впустить в свою жизнь человека, если вы привыкли к одиночеству
- Газлайтинг на работе: как распознать и защититься
- Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Что такое отражение в научной психологии и каких форм оно бывает
Психика человека выполняет такие функций, как регуляция активности, сохранение организма, его адаптация, а также отражение.
Отражение, с точки зрения научной психологии, это процесс взаимодействия человека, или другого живого существа, с окружающей действительностью. В результате отражения формируется определенной образ реальности, который выступает ориентиром для дальнейшей деятельности.
Отражение – это субъективный образ объективной реальности, который не существует вне психики.
Высшей формой психического отражения является сознание, которое присуще каждому человеку.
В этой статье:
Признаки отраженияСтадии отражения
Признаки отражения
Image by Сергей Мельников from Pixabay
У отражения, как психического процесса, есть ряд признаков:
- активность;
- индивидуальность;
- совершенствование;
- опережающий характер;
- правильность.
Активность и индивидуальность отражения
Она выражается в том, что, во-первых, оно происходит только при активном взаимодействии с окружающей средой.
Во-вторых, наша психика умеет избирательно относиться к поступающим сигналам и фиксировать только значимые его части. Причем эта избирательность постоянно адаптируется к окружающей среде.
Например, человек, который впервые приехал в большой город, воспринимает все раздражители, которые его окружают. Но пожив достаточно долгое время, он уже спокойно засыпает под шум машин за коном, не замечает людей в общественном транспорте и яркие вспышки света от билбордов и витрин магазинов. Эти стимулы для него ничего не значат, и психика перестает их фиксировать.
Уровни психического отражения в филогенезе
Отражение всегда носит индивидуальный характер. На процесс отражения реальности влияют наши индивидуальные особенности, весь наш предыдущий опыт.
Развитие, совершенствование и опережение
Процесс отражения не статичен, он всегда находиться в стадии развития и стремиться к совершенствованию. Младенец, увидев улыбающуюся мать, улыбается ей в ответ, то есть отражает ее поведение. Взрослый человек не только улыбнется в ответ, он может принять ту же позу человека, темп его речи, даже скорость сердцебиения.
Впрочем, младенцы уже тоже это умеют. Так, например, если мама волнуется, потому что у нее проблемы на работе или потому что упал курс рубля. Младенец, которого она держит на руках, тоже начнет волноваться, у него участится пульс и дыхание, он начнет плакать. Он и понятия не имеет, что начальник у мамы «деспот и тиран» и как ситуация в мировой экономике влияет на курс рубля и ипотеку, которую взяли родители. Он просто отражает ее эмоциональное состояние.
Отражение имеет опережающий характер. Благодаря опыту, условным рефлексам, интеллекту и знаниям, мы способны предугадывать результаты взаимодействия с окружающей средой, что является важнейшим критерием приспособления к меняющейся реальности.
Правильность отражения
Психические образы, которые появляются в процессе отражения, должны быть адекватны реальности, это напрямую влияет на наше выживание. Нарушения принципа правильности отражения наиболее наглядно проявляются у людей, испытывающих галлюцинации. Человеку кажется, что на него нападает тигр и он выпрыгивает в окно, чтобы спасти свою жизнь, хотя на самом деле никакого тигра и нет.
Но неправильное отражение реальности проявляется и не в таких клинических случаях. Например, ты подумала, что твой муж тебе изменяет, потому что он часто задерживается на работе. Это влияет на твое поведение – ты закатываешь сцену, или начинаешь быть подозрительной и ревнивой, или разрываешь отношения.
GiphyА на самом деле твой муж и не думал об интрижке на стороне, просто его начальник «деспот и тиран». Но твое неадекватное отражение действительности привело к действиям, которые не соответствуют нормальной реакции на эту самую действительность.
Так мы подходим к главной проблеме психического отражения. Тот образ, который мы строим в своем сознании, никогда на 100% не соответствует реальности. Потому что на процесс отражения накладывается наш прошлый опыт.
Психическое отражение – это не отражение в зеркале. Хотя даже зеркальное отражение не равно действительности, по крайней мере той, которую мы воспринимаем. Поэтому нам кажется, что на фотографиях мы выглядим как-то не так. Потому что мы видим «зеркальное» отражение себя. А поскольку наше лицо не симметрично, если поменять его половины местами, то перед нами будет немного другой человек.
В ситуации психического отражения все гораздо сложнее. То, как мы воспринимаем реальность, сильно отличается от того, как эту реальность воспринимает другой человек. Простой пример – для одного человека флирт с коллегой не считается изменой, а для другого считается.
Image by Ria Sopala from PixabayСтадии отражения
Способностью к отражению обладают все живые существа. Чем сложнее и более развита психика, тем сложнее и адаптивнее будет процесс отражения. Эти стадии еще называют формами отражения, среди которых можно выделить четыре:
- сенсорная;
- перцептивная;
- интеллектуальная;
- сознательная.
Сенсорная является простейшей стадией отражения, которая выражается в реакции на уровне рефлексов только на биологически значимые раздражители и проявляется в форме ощущения – горячо-холодно, опасно-безопасно. Так амеба будет реагировать только на то, что может грозить ей опасностью и избегать этого.
Следующая форма отражения – перцептивная. Это не просто ощущение, это уже восприятие целостных образов и инстинктивная реакция на них, например, если мы видим льва, готового на нас бросится.
Интеллектуальная стадия выражается в форме восприятия связей между событиями и ситуациями – кусты шевелятся, возможно, там лев. На этом уровне психика способна не только к интеллектуальной оценке ситуации, но и к научению.
Сознательная стадия – на этой стадии находится человек, который способен воспринимать, помимо всего перечисленного, еще и социальные связи, настроение других людей, осознавать причинно-следственную связь, учиться, контролировать свою жизнь, регулировать эмоции, преображать окружающую среду.
Есть несколько реакций на окружающую среду. Простейшая из них это раздражимость, которая есть у простейших форм материи. Это реакция обусловлена лишь биологически значимыми стимулами. Более сложной реакцией является чувствительность – она не связана с биологической значимостью стимулов и носит сигнальную функцию.
С развитием появляется следующая реакция – поведение, которое отличается осознанностью и целенаправленностью.
Image by Alexandr Ivanov from PixabayПоведение присуще сознанию – высшей форме отражения, при котором человек способен отделить себя от окружающей среды, осознать свою индивидуальность, свой опыт и преобразовать не только реальность, но и самого себя.
Сознание, как психическое отражение, отличается тем, что образы, которые формируются в психике не ограничиваются отражением раздражителей окружающей среды, но и формируют определенную оценку этим образов – хорошо или плохо, нравиться или не нравиться. Этот вид отражения напрямую влияет на нашу деятельность.
Психологическая рефлексия, мышление и воображение как эпистемические навыки
Аннас, Дж. 1993. Мораль счастья . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
———. 2004. Счастье как достижение. Дедал 133 (2): 44–51.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бардоне-Коне, А. и К.М. Касс. 2007. Что дает просмотр веб-сайта, посвященного анорексии? Экспериментальное исследование экспозиции веб-сайта и эффектов модерации. Международный журнал расстройств пищевого поведения 40 (6): 537–548.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бареш Б., Л. Найт, Д. Харп и К. Ящур. 2011. Друзья, которые выбирают ваши новости: анализ ссылок на контент на Facebook. ISOJ: Официальный исследовательский журнал Международного симпозиума по онлайн-журналистике 1 (2): 1–24.
Google Scholar
Бодрийяр, Дж. 1988. Гиперреализм моделирования. В Жан Бодрийяр: Избранные сочинения , изд. М. Постер, 143–147. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Google Scholar
Бин, С.Дж. 2011. Новые и сохраняющиеся тенденции в содержании веб-сайтов, выступающих против вакцин. Вакцина 29 (10): 1874–1880.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бергин, Л. 2001. Роль истины в передаче знаний через эпистемологические различия. Социальная эпистемология 15 (4): 367–378.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бетч, К., Н.Т. Брюэр, П. Брокар, П. Дэвис, В. Гайссмайер, Н. Хаазе, Дж. Лиск, Ф. Ренкевиц, Б. Реннер, В.Ф. Рейна, К. Россманн, К. Заксе, А. Шахингер, М. Зигрист и М. Стрик.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бринкманн, С. 2015. Воображаемая культурная психология. Культура и психология 21 (2): 243–250.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Эллисон, Н.Б., К. Стейнфилд и К. Лампе. 2011. Стратегии подключения: влияние на социальный капитал коммуникативных практик с использованием Facebook. Новые СМИ и общество 13 (6): 873–892.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Fallis, D. 2007. Коллективные эпистемологические цели. Социальная эпистемология 21 (3): 267–280.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Флаэрти, Д.К. 2011. Связь между вакциной и аутизмом: кризис общественного здравоохранения, вызванный неэтичной медицинской практикой и мошеннической наукой. Анналы фармакотерапии 45 (10): 1302–1304.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Фредриксон Б.Л. 2004. Теория положительных эмоций «расширяй и развивай». Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences 359 (1449): 1367–1378.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Фредриксон Б. 2009. Позитивность . Нью-Йорк: Корона.
Google Scholar
Фуллер, С. 2002. Социальная эпистемология . Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета.
Google Scholar
Гилберт, М. 1987. Моделирование коллективных убеждений. Синтез 73 (1): 185–204.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Гольдман А.И. 1999. Знание в социальном мире . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Готфрид Дж. и Ширер Э. 2016 г., май. Использование новостей на платформах социальных сетей, 2016 г. (публикация Pew Research Center). Получено с http://www.journalism.org/2016/05/26/news-use-across-social-media-platforms-2016/
Хабермас, Дж. 1984. Теория коммуникативного действия. Разум и рационализация общества . Том. 1. Лондон: Хайнеманн.
Google Scholar
———. 1994. Прошлое как будущее . Кембридж, Массачусетс: Polity Press.
Google Scholar
———. 2006. Политическая коммуникация в медиа-сообществе: имеет ли демократия все еще эпистемологический аспект? Влияние нормативной теории на эмпирические исследования. Теория коммуникации 16 (4): 411–426.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Хэмилл, Дж. 1990. Этно-логика . Урбана, Огайо: University of Illinois Press.
Google Scholar
Хардвиг, Дж. 1985. Эпистемическая зависимость. Философский журнал 82 (7): 335–349.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Харрис, П.Л. 2000. Познание детских миров. Работа воображения . Малден: Издательство Блэквелл.
Google Scholar
Хьюстон, М. 1990. «Последняя ошибка атрибуции»? Обзор литературы по межгрупповой причинной атрибуции. Европейский журнал социальной психологии 20 (4): 311–335.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Ката, А. 2010. Постмодернистский ящик Пандоры: дезинформация против вакцинации в Интернете. Вакцина 28 (7): 1709–1716.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Келлстедт, П. М., С. Захран и А. Ведлиц. 2008. Личная эффективность, информационная среда и отношение к глобальному потеплению и изменению климата. Анализ рисков 28 (1): 113–126.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кичер, П. 2002. Веритическая ценность и проект социальной эпистемологии. Философия и феноменологические исследования 64 (1): 191–198.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кок, C.E.J. 2009. Выбор не является истинным или ложным: область риторической аргументации. Аргументация: Международный журнал рассуждений 23 (1): 61–80.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Круглански А.В., А. Пьерро, Л. Маннетти и Э. Де Града. 2006. Группы как поставщики эпистемологии: потребность в закрытии и раскрытии группоцентризма. Психологический обзор 113 (1): 84–100.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Маккиннон, Д. В. 1962. Природа и воспитание таланта. Американский психолог 17 (7): 484–495.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Мэтисен, К. 2007. Введение в специальный выпуск социальной эпистемологии о коллективных знаниях и коллективных познающих. Социальная эпистемология 21 (3): 209–216.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Нисбет М.С. и Дж. Э. Котчер. 2009. Двухэтапный поток влияния? Кампании лидеров общественного мнения по изменению климата. Science Communication 30 (3): 328–354.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Нуссбаум, М.К. 1987. Неотносительные добродетели: аристотелевский подход. Философские исследования Среднего Запада 13 (1): 32–53.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Оберст А. , Дж. Киммерле и У. Кресс. 2016. Что такое знание? Кто его создает? Кто им владеет? Потребность в новых ответах на старые вопросы. В Массовое сотрудничество и образование , Серия компьютерных программ для совместного обучения, изд. У. Кресс, Дж. Москалюк и Х. Чжон, т. 1, с. 16, 105–124. Чам: Спрингер.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Оппенгеймер, М., Британская Колумбия О’Нил, М. Вебстер и С. Агравала. 2007. Изменение климата: пределы консенсуса. Наука 317 (5844): 1505–1506.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Пелапрат Э. и М. Коул. 2011. «Помня о разрыве»: воображение, творчество и человеческое познание. Интегративная психология и поведенческие науки 45 (4): 397–418.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Фадке В.К., Р.А. Беднарчик, Д.А. Лосось и С.Б. Омер. 2016. Связь между отказом от вакцины и болезнями, предупреждаемыми с помощью вакцин, в Соединенных Штатах: обзор кори и коклюша. Журнал Американской медицинской ассоциации 315 (11): 1149–1158.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Piaget, J. 1972. Принципы генетической эпистемологии . Лондон: Рутледж и К. Пол.
Google Scholar
Реш, Р. П. 1992. Альтюссер и обновление марксистской социальной теории . Беркли: Калифорнийский университет Press.
Google Scholar
Солтер, Л. 2003. Демократия, новые социальные движения и Интернет. В Киберактивизм: Интернет-активизм в теории и практике , изд. М. МакКоги и М. Эйерс, 117–144. Нью-Йорк: Рутледж.
Google Scholar
Шапин С. 1994. Социальная история правды . Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Смедслунд, Дж. 1988. Психологическая логика . Берлин: Спрингер.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
———. 2008. От Хайдера к психологии. Социальная психология 39 (3): 157–162.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
———. 2012. Психология: некоторые мысли и размышления. Скандинавский журнал психологии 53 (4): 295–302.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Штраус, Л. 1989. Три волны современности. В г. Введение в политическую философию: Десять эссе Лео Штрауса , изд. Хилаил Гилдин, 81–98. Детройт: Издательство государственного университета Уэйна.
Google Scholar
Tajfel, H. 1982. Социальная психология межгрупповых отношений. В Ежегодном обзоре психологии , изд. М.Р. Розенвейг и Л.В. Портер, 1–39. Пало-Альто, Калифорния: Ежегодные обзоры.
Google Scholar
Татео, Л. 2015. Джамбаттиста Вико и психологическое воображение. Культура и психология 21 (2): 145–161.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
———. 2016. К когенетической культурной психологии. Культура и психология 22 (3): 433–447.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Туомела, Р. 1995. Важность нас: философское исследование основных социальных понятий . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Google Scholar
Уусикюля, К. 1992. Lahjakkuus ja kasvatus . Хямеенлинна: Хямеэнлиннан opettajankoulutuslaitos.
Google Scholar
———. 1994. Lahjakkaiden kasvatus. В Порвоо: WSOY .
Google Scholar
Вахямаа, М. 2013. Группы как эпистемологические сообщества: социальные силы и аффекты как предшественники знания. Социальная эпистемология 27 (1): 3–20.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
———. 2015. Группы как эпистемические сообщества – Исследования роли групп в формировании и распространении социальных знаний . (Докторская диссертация). Получено из базы данных диссертаций и тезисов. http://urn.fi/URN:ISBN:978-951-51-1012-1
Вяхямаа М. и К. Хярмяля. 2011. Сравнение восприятия математики: определения математики норвежскими и финскими студентами университетов. Скандинавские исследования в области математического образования 16 (4): 100–111.
Google Scholar
Вирилио, П. 1997. Открытое небо . Нью-Йорк: Оборотная сторона.
Google Scholar
Уэст, доктор медицины, 2014. Доксастический инволюнтаризм, волюнтаризм внимания и социальная эпистемология. Social Epistemology Review and Reply Collective 3 (5): 37–51.
Google Scholar
Широкий, С. 2009. Об искусстве ошибаться: очерк диалектики ошибок. Журнал философии образования 43 (4): 573–588.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Wierzbicka, A. 1996. Семантика: простые числа и универсалии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Вилкерсон, Т.Е. 1973. Видя-как. Разум 82 (328): 481–496.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Саморефлексия в когнитивно-поведенческой терапии и супервизии
Обзор
. 2012 декабрь; 156 (4): 377-84.
doi: 10.5507/bp.2012.027. Epub 2012 25 мая.
Ян Праско 1 , Петр Мозный, Мирослав Новотный, Милош Слепецкий, Яна Вискочилова
Принадлежности
принадлежность
- 1 Кафедра психиатрии, Факультет медицины и стоматологии, Университет Палацкого в Оломоуце и Университетская клиника Оломоуца, Чешская Республика. [email protected]
- PMID: 23073517
- DOI: 10.5507/бп.2012.027
Бесплатная статья
Обзор
Ян Праско и др. Biomed Pap Med Fac Univ Palacky Olomouc Чешская Республика 2012 Декабрь
Бесплатная статья
. 2012 декабрь; 156 (4): 377-84.
doi: 10.5507/bp.2012.027. Epub 2012 25 мая.
Авторы
Ян Праско 1 , Петр Мозный, Мирослав Новотный, Милош Слепецкий, Яна Вискочилова
принадлежность
- 1 Кафедра психиатрии, Факультет медицины и стоматологии, Университет Палацкого в Оломоуце и Университетская клиника Оломоуца, Чешская Республика. [email protected]
- PMID: 23073517
- DOI: 10. 5507/бп.2012.027
Абстрактный
Цель: Супервизия является основной частью обучения и непрерывного обучения в области когнитивно-поведенческой терапии. Саморефлексия является важной частью супервизии. Сознательное понимание собственных эмоций, чувств, мыслей и отношений в момент их возникновения, а также способность постоянно отслеживать и распознавать их являются одними из наиболее важных способностей как терапевтов, так и супервизоров. Целью этой статьи является обзор аспектов, связанных с супервизией в когнитивно-поведенческой терапии и саморефлексией в литературе.
Методы: Это описательный обзор. Обзор литературы выполнен с использованием баз данных PubMed, SciVerse Scopus и Web of Science; дополнительные ссылки были найдены в библиографических обзорах соответствующих статей, опубликованных до июля 2011 года. В базах данных был проведен поиск статей, содержащих следующие ключевые слова: когнитивно-поведенческая терапия, саморефлексия, терапевтические отношения, обучение, супервизия, перенос и контрперенос. В обзор также включены сведения из монографий, на которые есть ссылки в других обзорах.
Полученные результаты: Мы обсуждаем концептуальные аспекты, связанные с супервизией и ролью саморефлексии. Саморефлексия в терапии — это непрерывный процесс, необходимый для установления терапевтических отношений, профессионального роста терапевта и постоянного развития терапевтических навыков. Распознавание собственных эмоций является базовым навыком, из которого вытекают другие навыки, необходимые как для терапии, так и для эмоционального самоконтроля. Терапевты, умеющие понимать свои внутренние эмоции во время встреч с клиентами, лучше принимают решения, отличают свои потребности от потребностей своих клиентов, понимают перенос и контрперенос и обдумывают оптимальную реакцию в любой момент сеанса. Они знают, как обращаться со своими чувствами, чтобы они соответствовали ситуации, а их реакция отвечала интересам клиента. Способность к саморефлексии повышает способность воспринимать внутренние эмоции других людей, разжигает альтруизм и повышает настраиваемость на тонкие сигналы, указывающие на то, что другим нужно или чего они хотят. Саморефлексию могут практиковать сами терапевты, используя традиционные методы когнитивно-поведенческой терапии, или же ей можно научиться в ходе супервизии. Если терапевты неспособны распознать свои собственные мысли и чувства или последствия своих установок в терапевтической ситуации, то они беспомощны против этих мыслей и чувств, которые могут контролировать поведение терапевта в ущерб как клиенту, так и терапевту.
Заключение: Обучение и супервизия, направленные на самоанализ, полезны как для супервизируемых, так и для их клиентов. Чем опытнее супервизор, тем больше саморефлексии используется в терапии и супервизии.
Похожие статьи
Принципы супервизии в когнитивно-поведенческой терапии.
Праско Ю., Выскочилова Ю., Слепецкий М., Новотный М. Праско Дж. и др. Biomed Pap Med Fac Univ Palacky Olomouc Чешская Республика 2012 март; 156 (1): 70-9. doi: 10.5507/bp.2011.022. Biomed Pap Med Fac Univ Palacky Olomouc Чешская Республика 2012. PMID: 22580864
Компетенции терапевта и супервизора в когнитивно-поведенческой терапии.
Праско Ю., Выскочилова Ю., Мозный П., Новотный М., Слепецкий М. Праско Дж. и др. Нейро Эндокринол Летт. 2011;32(6):781-9. Нейро Эндокринол Летт. 2011. PMID: 22286801
Этическая рефлексия и психотерапия.
Вискочилова Й, Праско Й. Vyskocilová J, et al. Нейро Эндокринол Летт. 2013;34(7):590-600. Нейро Эндокринол Летт. 2013. PMID: 24464004 Обзор.
Опыт самостоятельной практики/самоанализа в когнитивно-поведенческой терапии: метасинтез качественных исследований.
Гейл С., Шредер Т. Гейл С. и др. Психол Психотер. 2014 декабрь; 87 (4): 373-92. doi: 10.1111/papt.12026. Epub 2014 28 марта. Психол Психотер. 2014. PMID: 24677534 Обзор.
Влияют ли отчужденные чувства терапевтов на эффект работы переноса? Исследование контрпереноса.
Даль Х.Дж., Хёгленд П., Ульберг Р., Амло С., Габбард Г.О., Перри Дж.К., Кристоф П.С. Даль Х.Дж. и др. Клин Psychol Psychother. 2017 март; 24 (2): 462-474. doi: 10.1002/cpp.2015. Epub 2016 25 апр. Клин Psychol Psychother. 2017. PMID: 27109315
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Управление переносом и контрпереносом в когнитивно-поведенческой супервизии: теоретическая основа и клиническое применение.
Праско Ю., Оцискова М., Ванек Ю., Буркаускас Ю., Слепецки М., Бите И., Кроне И., Соллар Т., Юскене А. Праско Дж. и др. Psychol Res Behav Manag. 2022 11 авг;15:2129-2155. doi: 10.2147/PRBM.S369294. Электронная коллекция 2022. Psychol Res Behav Manag. 2022. PMID: 35990755 Бесплатная статья ЧВК.
Отражение похоже на мыло? критический описательный зонтичный обзор подходов к рефлексии в исследованиях медицинского образования.