Отражение в психологии – В7. Понятие отражение и его значение для психологии. Особенности психологического отражения

Содержание

Психическое отражение. Особенности психического отражения :: SYL.ru

Сегодня вряд ли можно отрицать, что вместе с законами материального мира существует и так называемый тонкий план. Ментальный уровень тесно связан с энергетической структурой человека, именно поэтому у нас имеются индивидуальные чувства, мысли, желания, настроения. Вся эмоциональная сфера личности подчинена законам психики и полностью зависит от ее слаженной работы.

Человек со здоровой душевной организацией чувствует себя счастливым и быстро восстанавливает внутреннее равновесие. Он стремится к самореализации, у него достаточно сил для новых свершений и задумок. Тот, у кого недостает энергии на деятельность, которая приносила бы ему удовольствие, подчас имеет слабую психику, и его часто посещает чувство уязвимости, незащищенности перед жизнью, которая то и дело подбрасывает ему новые испытания. Уверенность в себе во многом зависит от психических процессов и эмоциональной сферы.

Психика – удивительная и загадочная система, позволяющая ему взаимодействовать с окружающей реальностью. Внутренний мир человека представляет собой чрезвычайно тонкую нематериальную субстанцию, которую нельзя измерить законами вещественного мира. Каждый человек уникален, каждый мыслит и чувствует индивидуально. Данная статья рассматривает процессы психического отражения и их связь с внутренним миром личности. Материал будет полезен всем читателям для формирования общих представлений о психике человека.

Определение

Психическое отражение – это особая форма активного взаимодействия индивида с миром, в результате которого происходит формирование новых потребностей, взглядов, представлений, а также совершение выбора. Каждый человек способен моделировать собственную реальность и отражать ее в художественных или каких-либо иных образах.

Особенности процесса

Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями.

Активность

Индивид воспринимает окружающее пространство не пассивно, а стремясь воздействовать на него определенным образом. То есть у каждого из нас имеются свои представления о том, как должен быть устроен этот мир. В результате психического отражения происходит изменение сознания личности, выход на новый уровень понимания действительности. Мы все постоянно меняемся, совершенствуемся, а не стоим на месте.

Целенаправленность

Каждый человек действует в соответствии с решаемой задачей. Никто не будет проводить время за каким-то занятием просто так, если оно не приносит материального или же морального удовлетворения. Психическое отражение характеризуется осознанностью и намеренным стремлением к преобразованию существующей действительности.

Динамичность

Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям.

Неповторимость

Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию. В соответствии с данным обстоятельством каждый человек отражает психическую реальность сообразно своим индивидуальным качествам характера. Внутренний мир человека настолько многообразен, что нельзя подходить ко всякому с одинаковой меркой.

Опережающий характер

Отражая предметы и явления окружающего мира, индивид создает себе своеобразный задел на будущее: он действует для привлечения лучших и значимых условий в свою жизнь. То есть каждый из нас всегда стремится к полезному и нужному прогрессированию.

Объективность

Психическое отражение, хотя и характеризуется субъективностью, индивидуальностью, но все-таки содержит набор определенных параметров для того, чтобы всякий такой процесс был правильным, завершенным и полезным.

Особенности психического отражения способствуют формированию адекватного восприятия человеком этих процессов.

Формы психического отражения

Традиционно принято выделять несколько направлений:

1. Сенсорная форма. На данном этапе происходит отражение отдельных раздражителей, связанных с органами чувств.

2. Перцептивная форма. Отображается в бессознательном стремлении личности полностью отражать систему раздражителей в целом.

3. Интеллектуальная форма. Выражается в возникновении отражения связей между предметами.

Уровни психического отражения

В современной психологической науке выделяют несколько значимых ступеней данного процесса. Все они являются необходимыми, ни одно нельзя отвергнуть или отбросить.

Сенсорно-перцептивный уровень

Первый уровень тесно связан с чувствами человека, он является основным, на котором позднее начинают строится другие. Этот этап характеризуется постоянством и трансформацией, то есть он постепенно претерпевает изменения.

Уровень представлений

Второй уровень тесно связан с воображением и творческими способностями личности. Представления возникают в голове человека тогда, когда на основе имеющихся образов в результате определенных мыслительных действий формируются новые модели окружающего мира и суждения.

Такой феномен, как творческая деятельность, безусловно, в большинстве случаев зависит от того, насколько развита у личности эмоционально-образная сфера. Если индивид обладает яркими художественными способностями, то у него будут складываться свои представления сообразно тому, как часто и быстро новые образы будут взаимодействовать с уже имеющимися.

Вербально-логический уровень

Данный уровень характеризуется наличием речемыслительного процесса. Известно, что способность человека говорить тесно связана с мышлением, а также с остальными познавательными процессами. Необходимо признать, что отражение на уровне понятий способствует развитию рационального познания. Здесь формируются уже не просто представления о каких-то явлениях или объектах, а возникают целые системы, позволяющие выстраивать предметные связи и отношения. В процессе понятийного мышления язык выступает основной знаковой системой, которая активно используется для установления и поддержания контакта между людьми.

Высшая форма психического отражения – это, безусловно, сознание человека. Именно от степени его развития, а также мотивации зависит то, сможет ли личность самостоятельно двигаться по жизни, предпринимать активные шаги по достижению своих желаний, целенаправленно действовать.

www.syl.ru

Психическое отражение: формы, уровни и процессы

Психическое отражение – субъективное представление о мире с личностной позиции. Переосмысливая действительность, образовывается свое мировоззрение из:

  • уже произошедших событий;
  • актуальной реальности;
  • действий, которые должны произойти.

Накопившийся опыт, воспроизведение усвоенных знаний оседает прочно в прошлом. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии личности. Будущее направлено на реализацию целей, задач, намерений, отображающихся в снах, фантазиях.

Суть мировоззрения, проходящего через психику

1. Активация.

Психика непостоянна, она меняется под влиянием внешних факторов и постоянно совершенствуется в развитии. Каждый обладает собственным мнением о том, как строится мир вокруг. Столкнувшись с противоречием других людей, сознание меняется, преобразовывается в реальности, неся иной смысл.

2. Нацеленность.

Расставляя ориентиры в жизни, человек ставит себе задачи по силам. Никогда не возьмется за дело, противоречащее его принципам и не приносящее ему ни морального, ни финансового удовлетворения потребностей. Происходит намеренное стремление преобразовать существующую субстанцию.

3. Подстройка.

Подход, условия могут меняться, но психическое пластично к временным преображениям, подстраивается под любое изменение.

4. Неповторимость.

Каждый обладает присущими специфичными мотивационными характеристиками и целями для саморазвития. Взгляд на мир преломляется через призму жизненных ориентиров. Это препятствует изучению психологической науки только под одним углом, надо оценивать все качества разных людей в одинаковой степени.

5. Опережение.

Социум создает себе платформу на будущее, отображая окружающие объекты и происходящие события в текущей жизни. Он привлекает только лучшее и значимое для последующего введения в деятельность.

6. Оценка со стороны объекта.

Индивидуальные черты отображаются напрямую в мышлении. Анализируются возможные ситуации, формируется отношение к происходящим событиям.

Существует несколько этапов, проходящие в сознании от телесного к чувственному:

  1. Сенсорный. Физический внешний агрессор действует на познавательные процессы человека, заставляя их реагировать телом и мышлением. Реакция возникает только на значимый побудитель.
  2. Перцептивный. Человек бессознательно стремится в общем виде отобразить комплекс раздражающих элементов.
  3. Индивид ориентируется на совокупное проявление, реагируя на биологически незначимые стимуляторы, провоцирующие возникновение чувствительности к важным раздражителям.
  4. Мыслительный. Устанавливается прочная взаимосвязь между объектами. Человек управляет ей с помощью мозговой функции.

Ступени отражения психики

  • Первая является базовой. Индивид ориентируется на свои ощущения и получающую информацию от окружающих, определяет манеру поведения в будущем. Его действия подвержены влиянию объектов реальности. Пройдя эту ступень, на нее возводятся другие. Этот уровень никогда не бывает пустым, он многогранен и постоянно меняется.
  • Второй уровень обладает основной особенностью в творчестве и проявлении воображения. Это высшая ступень развития психики, на нее человек переходит, когда создается новая модель умозаключений об окружающем мире. Она осмысливает действия и добавляет уже ранее заложенные образы.
  • Творческая личность сложно справляется с эмоциями, ее мышление состоит из сплошных представлений. Художественные способности накладываются на картинки, возникающие в голове, а их усвоение зависит от последующего взаимодействия.
  • Третий — главный его критерий это наличие речи. Логика и общение связаны с мыслительной деятельностью, опирающейся на понятия и методики, используемые предками. Он отодвигает на второй план воображение, память, чувственные образы, полагаясь только на рациональность в мышлении и опыт от предыдущего поколения. Это позволяет планировать и управлять жизненным путем.

Только переосмыслив и включив в свое сознание все этапы, личность может представить мир в обобщающем виде с уникальной точки зрения, отличительной от окружающих. И проявить это через поведение: мимику, жестикуляцию, позу.

psychologyc.ru

отражение психическое — это… Что такое отражение психическое?


отражение психическое

— при переходе от биологической формы отражения к психической выделяются такие стадии:

1) сенсорная — характерна отражением отдельных раздражителей: реагирование только на биологически значимые раздражители;

2) перцептивная — переход к ней выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом; начинается ориентирование в совокупности признаков, реагирование и на нейтральные биологически раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей;

3) интеллектуальная — проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

ОТРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • отражение опережающее
  • отреагирование

Смотреть что такое «отражение психическое» в других словарях:

  • отражение — Точная подстройка к целой части поведения другого человека. (Смотри также: Подстройка и Отзеркаливание). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОТРАЖЕНИЕ — в философии свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. В различных формах отражение присуще телам неорганической природы (напр., след, произведенный воздействием одного предмета на другой),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Психическое здоровье — (mental health) – отсутствие ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, в западной культуре включает личное и социальное благополучие, что касается как внутренних переживаний, так и внешнего поведения. Западная культура говорит о теле и разуме, т. е. о физическом …   Словарь-справочник по социальной работе

  • отражение — я; ср. 1. к Отразить отражать и Отразиться отражаться. О. звука, света. О. атаки. Стремиться к отражению жизни в романе. 2. Изображение, получаемое на гладкой, блестящей поверхности вследствие преломления световых лучей. Отражения звёзд качались… …   Энциклопедический словарь

  • отражение — (философ.) всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса; одно из основных понятий теории познания. Выс шая, специфически человеческая форма отражения сознание. Рубрика: литература и… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — – одно из основных понятий психоанализа, используемое для описания и характеристики протекающих в психике человека первичных процессов в отличие от вторичных (сознательных) процессов.    До возникновения психоанализа понятие «бессознательное… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • психика — высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того, что его… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОН — – психическое состояние, характеризующееся отрешенностью человека от окружающего мира.    В физиологическом отношении сон является условием для восстановления жизненных сил и запаса энергии в организме человека. В психологическом плане сон – это… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств объективной реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Ощущения являются основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле; они… …   Профессиональное образование. Словарь

  • знания — психическое образование, представляющее проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Процесс овладения З. проходит ряд этапов: · восприятие, · осмысление, · запоминание · и применение на… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Психическое отражение. Элементы теоретической психологии, В. Д. Балин. В монографии применяются два подхода к анализу обширного материала, накопленного в психологии и пограничных с нею дисциплинах, описывающего процесс взаимодействия человека с окружающей его… Подробнее  Купить за 660 руб
  • Сбережение народа, Бочкарева В. К., Войтенкова Г. Ф., Волкова Г. Н.. Важнейшим компонентом качества человеческого потенциала и качества жизни выступает физическое, психическое и социальное здоровье населения. Переход на новые экономические условия в России… Подробнее  Купить за 474 грн (только Украина)
  • Сбережение народа, Бочкарева В. К., Войтенкова Г. Ф., Волкова Г. Н.. Важнейшим компонентом качества человеческого потенциала и качества жизни выступает физическое, психическое и социальное здоровье населения. Переход на новые экономические условия в России… Подробнее  Купить за 370 руб
Другие книги по запросу «отражение психическое» >>

psychology.academic.ru

А.Н. Леонтьев. Понятие отражения и его значение для психологии

Часть I
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

А.Н. Леонтьев. Понятие отражения и его значение для психологии

Объективная логика развития научных психологических знаний все более настойчиво требует обратиться к понятию отражения, которое является ключевым для теоретической психологии.

Прежде всего я хотел бы подчеркнуть исторический смысл понятия отражения. Он состоит, во-первых, в том, что содержание этого понятия не является застывшим. Напротив, в ходе прогресса наук о природе, о человеке и обществе оно развивается и обогащается.

Второй, не менее важный аспект состоит в том, что в этом понятии заключена идея развития, идея существования различных уровней и форм отражения. Речь идет о разных уровнях тех специфических изменений рассматриваемых объектов, которые возникли в результате испытываемых ими воздействий и являются адекватными им. Эти уровни очень различны. Но все же это уровни единого отношения, которое в качественно разных формах обнаруживает себя и в неживой природе, и в мире животных, и, наконец, у человека.

В связи с этим возникает задача, имеющая для психологии первостепенное значение: исследовать особенности, функцию и механизмы различных уровней отражения, проследить переходы от более простых его уровней и форм к более сложным.

Подход, выделяющий уровни и этапы филогенетического и онтогенетического развития, давно получил в психологии широкое распространение и признание. Успехи, достигнутые на этом пути, общеизвестны. Речь идет об успехах исследований развития поведения, развития речи, развития восприятия, генезиса логических операций и т.п. Но как раз успехи этих исследований и порождают тенденцию к поиску широких понятий, способных выразить их общий итог.

Я думаю, что эта тенденция отвечает духу современной науки. Достаточно сослаться на плодотворность введения таких широких понятий, как понятия управления, информации, управ­ляющих (информационных) моделей. Последнее из этих понятий представляет для нас особенно большой интерес, так как оно, являясь близким к понятию отражения, позволяет сделать некоторые полезные сопоставления.

Когда мы говорим «модель», мы обязательно имеем в виду также и «моделируемое». Применительно к любым открытым системам моделируемым является то или иное внешнее воздействие, информация о свойствах (параметрах) которого поступает на вход данной системы.

Отношение модели к моделируемому (в указанном более специальном значении этого понятия) распространяется на широкий круг систем, включая живые системы и, наконец, человека. Мы находим, что и на уровне человека управление поведением осуществляется посредством программ и моделей. Мы называем их планами и образами или какими-нибудь другими аналогичными по смыслу терминами. Однако на этом уровне перед нами прежде всего выступает «картинная», изобразительная сторона моделей: модель как отражение. При этом обнаруживаются такого рода свойства, которые уже не охваты­ваются понятием модели. Таково, например, свойство внешней «проецированное» отражения, т.е. отнесенности его к некоторой реальности.

Таким образом, возникает своеобразная теоретическая ситуация. С одной стороны, понятие отражения и понятие модели непротивопоставимы. Более того, распространение понятия управляющей модели на живые системы, в том числе на человека, несомненно, оправданно, а для решения некоторых проблем просто необходимо. Оно имеет также и очень важное общетеоретическое значение, которое заключается в том, что сближение образа с моделью утверждает требование рассматривать образ и отражение как лежащие в одной и той же плоскости реальности.

С другой стороны, на уровне человека становится особенно очевидным, что понятие модели, пересекаясь с понятием отражения, не покрывает содержания последнего. Самый аппарат, применяемый для анализа моделей, в том числе и моделей рассматриваемого типа, исключает эту возможность в принципе. Ведь такой анализ неизбежно ограничен рамками формальных отношений (гомоморфизма, изоморфизма), связывающих между собой два множества упорядоченных элементов некоторых систем, в то время как на человеческом, психологическом уровне прежде всего выступает как раз неформальная сторона управляющих моделей.

Эта неформальная сторона существует, конечно, не только на уровне человека, его сознания, но и на нижележащих уровнях. Она имеет свое развитие, свои преобразования при переходе от одного уровня к другому и доступна объективному исследованию. Понятно, что для ее выделения и описания нужно специальное понятие. Таким понятием и является понятие отражения. И я не вижу никакой логической возможности отбросить это понятие или обойти его.

Понятие отражения не просто постулирует отношение адекватности образа отражаемой реальности. Оно ориентирует и направляет исследование. Оно ставит фундаментальную проблему — проблему исследования процесса перехода или «перевода» отражаемого содержания в содержание отражения. Эта проблема и приводит нас ко второму положению, которое характеризует отражение, — к положению о его активности.

В своей явной форме активность отражения выступает на уровне  живых систем. В дальнейшем  я буду иметь в виду эти уровни и к тому же формы психического отражения. Применительно к формам психического отражения мы говорим об активности отражения в двояком смысле.

Во-первых, в смысле активной роли отражения в управле­нии жизненными процессами, процессами поведения. В общем виде эта роль не требует разъяснения. Главный интерес представляет проблема изменения роли, или, точнее, функции отра­жения в процессе развития, а иа уровне сознания — проблема иеэпифеиомеиальиости субъективных, идеальных явлений…

Мы говорим далее об активности отражения также и в том смысле, что отражение является результатом активного процесса. Это значит, что, для того чтобы возникло отражение, одного только воздействия отражаемого объекта на живую систему, яв­ляющуюся субъектом отражения, еще недостаточно. Необходимо также, чтобы существовал «встречный» процесс — деятельность субъекта по отношению к отражаемой реальности. В этом активном процессе и происходит формирование отражения, его проверка и коррекция. Если нет этого активного процесса, нет и психического отражения.

Хотя это утверждение находится в противоречии и со старыми сенсуалистическими представлениями и с некоторыми новейшими концепциями, существует большое и все возрастающее число прямых оснований, которые позволяют на нем настаивать.

Так, становится все более очевидным, что, для того чтобы возник зрительный образ, еще недостаточно, как писал когда-то Гербарт, «иметь объект перед глазами», т.е. иметь его проекционный образ на сетчатке. Необходимо еще, чтобы осуще­ствлялась активная работа перцептирующей зрительной системы, необходимо участие ее эфферентных звеньев.

Обнаружение и регистрация эфферентных процессов и выяв­ление их роли в условиях высокоразвитого восприятия, в условиях, говоря словами Сеченова, «обученной сетчатки глаза», представляет иногда большие методические и технические трудности. По-видимому, этим и объясняется то, что некоторые явле­ния кажутся свидетельствующими скорее в пользу пассивной .«экранной» теории зрительного восприятия. Чем более, однако, углубляется исследование и совершенствуются его методы, тем более выявляется необходимость участия эфферентных про­цессов даже в тех случаях, когда их речь наиболее замаски­рована.

Сошлюсь только на некоторые последние, известные мне экспериментальные данные. Одним из самых «трудных» в этом смысле является случай восприятия изображения, строго стабилизированного по отношению к сетчатке. Однако и в этих условиях удалось выявить необходимость активности зрительной системы, адекватной перцептивной задаче и воспринимаемому тест-объекту. Больше того, оказалось, что создаваемые этими совершенно искусственными условиями ограничения нормального «поведения глаза» приводят к искажению  восприятия, выражающемуся в ряде иллюзий, выпадении отдельных элементов объекта, в неразличении последовательных образов от прямых и т.п.

В своей наиболее простой и вместе с тем демонстративной форме перцептивные действия выступают в процессах осяза­тельного восприятия пространственных свойств объектов. Осязающая рука вступает в прямой механический контакт с объектом; обегая его контур, она как бы «липнет» к нему. Ее тактильные рецепторы выполняют, таким образом, двоякую функцию: во-первых, они афферентируют перцептивное действие, во-вторых, они участвуют в сборе информации, которая образует как бы чувственную ткань формирующегося осязательного образа.

Если всмотреться в этот процесс, то перед нами откроется прежде всего решающая роль действия, «снимающего» коитур объекта. Как известно, мы можем без ущерба для адекватности образа изменить состав сенсорных сигналов, поступающих в рецепирующую систему, как это имеет место в случае, когда мы переходим к ощупыванию объекта с помощью зонда или пользуемся, например, большим пальцем ноги. Достаточно, однако, нарушить выполнение самого перцептивного действия, как тактильны» образ разрушается или извращается.

Итак, именно действие субъекта по отношению к объекту и есть тот процесс, который «переводит» отражаемое в отражение.

Другой замечательный факт состоит в том, что в условиях патологии двигательного аппарата осязающего органа его движе­ния не способны выполнять функцию активного воспроизведения контура объекта. Даже в том случае, когда благодаря многочис­ленным и длительным тактильным контактам со знакомым по прежнему опыту объектом он все же в конце концов опознается испытуемым, возникающий при этом образ оказывается лишен­ным важнейшего психологического свойства — своей отнесенности к реальности. Мы имели случай наблюдать подлинно драматиче­скую картину, когда в результате потери обоих глаз и ампутации кистей обеих рук одновременно хирургической перестройкой мы­шечного аппарата предплечий у больных при сохранении кожной чувствительности, но с явлениями апраксии периферического происхождения, чувство реальности предметов, с которыми они сталкивались, исчезало.

По-видимому, то, что мы называем перцептивным действием, создает также отнесенность образа к реальности. Может быть, поэтому именно осязательное восприятие с его развернутой внешне двигательной активностью и обладает для нас наивысшей убедительностью.

Я задержался на осязательном восприятии для того, чтобы опираясь на анализ описанных явлений, облегчить себе задачу формулирования некоторых общих положений. Одно из них связано с только что введенным мной, понятием процесса уподоб­ления.

В осязании этот процесс осуществляется внешним движением руки. Но это лишь особый, частный случай. В более же обшем смысле это процесс, осуществляемый эффекторными звеньями любой перцептивной системы, динамика которого воспроизводит перцепируемые физические свойства объекта. Он может иметь форму внутреннего процесса, например, так называемого движе­ния внимания по элементам зрительно воспринимаемого внешнего поля. Однако, как правило, этот процесс все же «затекает» на моторные пути.

Является ли функция уподобления морфологически фиксиро­ванной в структуре эфферентных аппаратов перцептивной систе­мы? Да, в том смысле, что они всегда адекватны этой функции, приспособлены для ее выполнения; но филогенетически формиро­вание этих аппаратов может происходить в связи с развитием других функций. Так, например, эффекторным аппаратом перцеп­тивной системы звуковысотного слуха являются голосовые связки, и их устройство строго адекватно перцепируемому параметру звука — его основной частоте. Однако по своему происхождению и по главной своей функции это органы вокализации, а не детек­ции звуковой частоты; последняя выполняется ими только в составе функциональной системы звуковысотного слуха.

Итак, изучение активного аспекта отражения наталкивается на множество осложняющих обстоятельств. Они, однако, не могут закрыть от нас главного — того, что процесс отражения является результатом не воздействия, а взаимодействия, т.е, результатом процессов, идущих как бы навстречу друг другу. Один из них есть процесс воздействия объекта на живую систему, другой — активность самой системы по отношению к воздействующе­му объекту. Этот последний процесс благодаря своей уподобленности независимым свойствам реальности и несет в себе ее отражение.

В этой связи я хочу затронуть последний вопрос: помещая деятельность как бы между субъектом и воздействующей на него реальностью, не встаем ли мы на ту точку зрения, что свой­ства объекта не отражаются, а произвольно «конструируются» субъектом? Конечно, нет. Нет, потому что деятельность необходи­мо подчиняется независимым свойствам объектов. Это не требует доказательств, когда речь идет о внешней деятельности, которая вступает в прямое соприкосновение с объектом и испытывает на себе его сопротивление. Однако так же обстоит дело и в том случае, когда деятельность является внутренней. Внутренняя деятельность, как и внешняя, тоже осуществляет жизнь — процесс, практически связывающий субъекта с реальным миром; она включена в этот процесс, от него зависит н им определя­ется.

Развитие понятия отражения, учение об уровнях отражения и подход к деятельности как к процессу, в котором происходит переход отражаемого в отражение, снимают многие теоретические трудности, стоящие на пути решения этой проблемы.

Во-первых, в самом представлении о различных уровнях от­ражения уже содержится не только необходимость выделения также уровней психического отражения, но и признание существо­вания качественных различий между ними. Следовательно, с самого начала отпадают и ложная идея отождествления психиче­ского с сознательным, и не менее ложная, представляющая лишь оборотную сторону той же медали идея вовсе исключить сознание из конкретного исследования, оставить его за пределами объ­ективной науки, как этого требовал, например, старый бихеви­оризм.

Во-вторых, — и это самое главное — представление о внутрен­ней связи отражения и деятельности дает в руки исследователя ключ для положительного решения проблемы.

Непредвзятый анализ широкого круга фактов, характеризую­щих переломные этапы в развитии поведения, позволил выдвинуть гипотезу, которую я продолжаю поддерживать и сейчас. В самом общем виде она может быть сформулирована так: какова общая структура деятельности, осуществляющей жизнь организма, его взаимодействие с окружающим миром, такова и общая структура психического отражения. Это значит, что, для того чтобы понять изменение психического отражения при переходе к человеку и то, в чем состоят условия и необходимость этих изменений, в частнос­ти необходимость появления субъективной презентированности отражения, нужно исходить из анализа происходящих при этом изменений в структуре деятельности.

Оставляя в стороне рассмотрение реальных изменений дея­тельности в процессе становления человека и резко углубляя анализ, я выделю только главнейшие их результаты.

Но прежде несколько слов о том, что создает необходимость перестройки деятельности и возникновения нового уровня и новой формы отражения.

Необходимость эта лежит в переходе от приспособительной деятельности к деятельности продуктивной, трудовой. Замеча­тельная особенность этой деятельности состоит в том, что она подчиняется цели — представлению о том объективном результате, на достижение которого она направлена. Понятно, что для того чтобы этот результат, т.е. будущий продукт деятельности, мог направлять ее и управлять ею, он должен быть представлен в голове субъекта в такой форме, которая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда), сравнивать с этапами преобразования последнего и, наконец, с достигнутым результатом (продуктом труда). Вместе с тем форма этого пред­ставления должна давать субъекту возможность активно видоизменять его в соответствии с меняющимися условиями и накапли­ваемым опытом деятельности. Иными словами, субъект должен теперь иметь возможность действовать с самими образами, пред­ставлениями, и, следовательно, отражаемое содержание должно быть открыто для самого субъекта, существовать для него, «быть перед ним», а это и значит, что оно должно иметь форму созна­тельного отражения, сознания.

Таким образом, представленность отражаемого субъекту от­нюдь не есть некий эпифеномен, но составляет обязательное условие продуктивной деятельности — трудовой, изобразительной и всякой другой преобразующей, творческой деятельности чело­века.

Научное объяснение этого таинственного явления «представ­ленности» отражаемого самому субъекту, конечно, не может до­вольствоваться старинной метафизической идеей о существовании в нас некоего маленького человечка — гомункулуса, созерцаю­щего картину, отраженную мозговыми процессами. Трудно согла­ситься и с современными попытками искать разгадку этого явле­ния в допущении того, что нервные структуры обладают свойством самоотраженности. Ведь это свойство выражает собой вид взаи­модействия внутри некоторой системы («взаимодействие с самим собой»), в то время как в данном случае речь идет о явлении, возникающем во взаимодействии отражающей системы с некото­рой внешней по отношению к ней действительностью.

Объяснение указанного явления следует искать, по-видимому, в тех же особенностях человеческой деятельности, которые соз­дают и его необходимость,- в особенностях продуктивной, трудо­вой деятельности.

Трудовая деятельность запечатлевается в своем продукте. В этом процессе превращения, говоря словами К. Маркса, формы деятельности в форму покоящегося свойства или бытия1 происхо­дит запечатление в продукте также и регулирующего деятельность субъекта внутреннего образа. Теперь в этой воплощенной вовне, экстериоризоваиной своей форме он сам становится объектом отражения. Происходящее в голове человека соотнесение вопло­щаемого образа и отражения объекта, воплотившего его в себе, и порождает осознание последнего.

Принимая это допущение, не оказываемся ли мы в заколдован­ном кругу? Нет, здесь скорее движение по спирали, процесс пере­хода от одного уровня отражения к другому, высшему его уровню.

Однако процесс этот может реализоваться лишь в том случае, если объект выступит перед человеком именно как запечатлевший отражение, т.е. своей идеальной стороной; следовательно, сторона эта должна быть выделена. Ее выделение и происходит в процессе предметно отнесенного речевого общения, в процессе словесного означения. Поэтому осознанное есть всегда также словесно обоз­наченное, вербализованное. В этом смысле мы говорим о языке как о «субстрате» сознания.

1 См.: Маркс К. Капитал.— Соч., т.23, с.192. 24

Следует отдать себе отчет также в том решающе важном обстоятельстве, что Язык порождается связями людей друг с другом в их совместной деятельности и образует систему объективных явлений, носителей социально формирующихся значений, представлений и понятий, отражающих и резюмирующих общест­венный опыт; иначе говоря, он является также субстратом общест­венного сознания. Существование сознания как формы индивиду­альной психики возможно, стало быть, лишь в условиях существования общественного сознания.

Таким образом, сознание действительно является как бы «удвоенным» отражением, но только природа этой «удвоенности» лежит не во внутренних имманентных свойствах отражающей системы, а в особенном характере порождающих эту удвоенность внешних отношений.

Конечно, указанные условия и отношения, характеризующие природу сознания, относятся лишь к его первоначальным формам, когда сфера сознаваемого была ограничена сферой материально­го общественного производства. Впоследствии в связи с выделе­нием и развитием духовного производства, обогащением и техни­зацией языка сознание индивидов освобождается от своей прямой связи с практической трудовой деятельностью; круг сознаваемого соответственно расширяется, и сознание становится у человека универсальной формой психического отражения. Это, однако, не значит, что теперь все, что отражается в голове человека, сознает­ся им. Как раз одна из фундаментальных психологических проб­лем и заключается в том, чтобы исследовать условия и функцию сознания. Современные исследования категориальности восприя­тия, роли речи в регуляции целенаправленной деятельности и исследования формирования понятий дают для решения этой проблемы богатейшие данные.

Свою задачу я видел в том, чтобы показать, что понятие от­ражения имеет не только гносеологический смысл, но вместе с тем смысл конкретно-научный, психологический и что введение этого понятия в психологию имеет крупное эвристическое значе­ние прежде всего для решения ее фундаментальных теоретических проблем, без чего немыслимо построение непротиворечивой систе­мы психологических знаний.

XVIII Международный психологиче­ский конгресс. 4-11 августа 1966г. М., 1966, с.8-20.

www.persev.ru

Психика и отражение | PSYERA

Согласно позициям советской психологии уже на уровне животных психически отражается не столько сама по себе стимуляция, инициирующая акты отражения и вызывающая субъективные впечатления различной модальности, сколько опыт индивида в отношении воспринимаемой ситуации, открывающий то, как эта стимуляция — способна измениться и какими действиями ее можно изменить. Именно этот опыт, существующий в виде навыков, умений, ожиданий, когнитивных схем и т. п., а не актуализирующие его внешние и внутренние воздействия, является главной детерминантой, определяющей содержание психически регулируемой активности. Каким богатым ни был бы индивидуальный, а также видовой, передаваемый генетически опыт биологического индивида, он ни в каком отношении не может сравниться с беспрерывно накапливающимся опытом всего человечества, являющимся источником и основой развития процессов психического отражения в условиях общества. Присвоение этого опыта отдельным человеком, продолжающееся на протяжении всей жизни, вооружает его уже не только комплексом чувственных представлений о ближайшей среде и возможностях ее непосредственного преобразования, но взаимосвязанной и обобщенной системой знаний о всем мире, скрытых его свойствах, происходящих в нем взаимодействиях и т. п. В советской психологической литературе эта система присваиваемых представлений, в которой неизбежно локализируется и содержательно обогащается все отражаемое, в последние годы стала обобщенно называться «образом мира». Общий тезис, разрабатываемый в этих работах, утверждает, что

«главный вклад в процесс построения образа предмета или ситуации вносят не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом» (Смирнов, 1981. С. 24).

Важнейшую роль в процессе присвоения человеком опыта социального происхождения, постепенно складывающегося во все более сложный «образ мира», играет язык. Сам язык—его морфология, отражающая принципиальное строение и всеобщие формы объективных взаимоотношений, система взаимосвязанных понятий, обозначающих в действительности иерархию явлений и отношений между ними различной степени обобщенности и др. представляет собой концентрированный продукт общественно-исторического опыта, накапливающий наиболее существенные и отстоявшиеся в широком практическом применении его элементы (см. Выготский, 1982; Леонтьев, 1963; Лурия, 1979). Усвоенный язык—это уже расширенный, целостный и упорядоченный «образ мира», в котором при помощи понятийной идентификации узнаются непосредственно-чувственно отражаемые явления и ситуации. Разумеется, язык не является единственным источником формирования человеческого «образа мира», задавая только своего рода каркас, остов такого образа, который постепен но наполняется более дифференцированным и отточенным содержанием на основе присвоения специаль ных знаний (при помощи того же языка и других знаковых систем), опыта, овеществленного в создан ных человеком предметах и формах действий с ними, передаваемого средствами искусства, и др.

Психическое отражение в результате опосредствования присвоенным социальным опытом приобретает ряд новых качеств. А. Н. Леонтьев по этому поводу писал: «Животные, человек живут в предметном мире, который с самого начала выступает как четырехмерный: он существует в трехмерном пространстве и во времени (движении). …Возвращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести «еще одно понятие — понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это—«смысловое поле», система значений». Речь идет о том, что явления, отражаемые человеком, как правило, категоризуются, называются, т. е. идентифицируются не только по чувственным параметрам, но и в системе значений. Это автоматически локализует их в «образе мира», открывая все множество свойственных им особенностей: происхождение, функциональные качества, скрытые связи, дальнейшую судьбу и т. п. Отвечая на вопросы ребенка «Зачем это в каждую черешню кладут косточку?», «Зачем снег на крыше? Ведь по крыше не катаются ни на лыжах, ни в санках?» (Чуковский, 1966. С. 124), взрослый в развернутой форме объясняет то, что при восприятии этих явлений ему открывается сразу как само собой разумеющееся: откуда снег, как он попадает на крыши и др. «Образ мира» ребенка такой информации еще не содержит, тем не менее он уже существует, активно проявляется и наделяет воспринимаемые явления развлекающими взрослого качествами: снег специально для того, чтобы кататься, черешня — чтобы есть и т. п. Таким образом, опосредствованность отражения системой присваиваемых знаний предельно расширяет границы отражаемого содержания, делая их независимыми от параметров реально воспринимаемой ситуации и отодвигая до границ общечеловеческого познания, вернее, до пределов того, что из этого познания известно конкретному человеку. Одно из последствий наличия «квазиизмерения» значений состоит в том, что оно практически снимает ограничения с отражения пространственно-временных измерений действительности. Знакомясь с историей, человек легко переносится в мыслях через века и в любое изображаемое место, с астрономией через чувственно невообразимые отрезки времени и пространства.

Столь же свободно он способен представлять события, возможные в самом отдаленном будущем. Подобных отвлечении от наличной ситуации, хотя и не столь внушительных, требуют и повседневные дела, осуществляя которые человек обычно без заметных усилий контролирует как предшествовавшие приготовления к ним, так и будущие более или менее отдаленные последствия.

И в этом случае пространственно-временные параметры отражаемого содержания определяются не внешней стимуляцией, а «образом мира», вернее, той его частью, которая может быть названа «образом своей жизни». Наряду с изменением физических измерений содержание человеческой психики существенно расширяется также по линии отражения самых различных внутренних соотношений и взаимодействий, обнаруживающихся во всем диапазоне пространственно-временной протяженности. «Квази измерение» значений несомненно следует представлять многомерным, передающим принципиально различные характеристики. объективной действительности: классификационные, атрибутивные, вероятностные, функциональные и т. п. Для понимания изменений в мотивационной сфере человека особенно важен тот качественный скачок, который произошел в отражении причинно-следственных отношений. Основной феномен состоит здесь в том, что любое явление, отражаемое человеком, кроме других более или менее общих характеристик получает, как правило, еще и интерпретацию с точки зрения отношений детерминизма: все существующее отражается как следствие определенных причин, обычно целого разветвленного их комплекса, и в свою очередь как причины ожидаемых изменений.

Стремление к выяснению причинной обусловленности явлений настолько характерно человеку, что можно говорить о присущей ему склонности видеть все в мире непременно детерминированным. Как писал А. И. Герцен,

«людям так свойственно добираться до причины всего, что делается около них, что они лучше любят выдумывать вздорную причину, когда настоящей не знают, чем оставить ее в покое и не заниматься ею».

Это проявляется как в утверждениях ребенка о том, что облака делаются паровозами, ветер — деревьями, так и в заполнении взрослыми белых пятен в познании причинных отношений такими объяснительными конструктами, как судьба, колдовство, космические влияния и т. п. Процессы отражения в условиях наличия упорядоченных представлений об окружающей действительности и своем месте в ней приобретают особенности человеческого сознания, представляющего собой высшую форму отражения. Можно думать, что именно глобальная локализация отражаемых явлений в «образе мира», обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, где, когда, что и зачем он можно говорить о присущей ему склонности видеть все в мире непременно детерминированным. Как писал А. И. Герцен,

«людям так свойственно добираться до причины всего, что делается около них, что они лучше любят выдумывать вздорную причину, когда настоящей не знают, чем оставить ее в покое и не заниматься ею».

Это проявляется как в утверждениях ребенка о том, что облака делаются паровозами, ветер—деревьями, так и в заполнении взрослыми белых пятен в познании причинных отношений такими объяснительными конструктами, как судьба, колдовство, космические влияния и т. п. Процессы отражения в условиях наличия упорядоченных представлений об окружающей действительности и своем месте в ней приобретают особенности человеческого сознания, представляющего собой высшую форму отражения.

Можно думать, что именно глобальная локализация отражаемых явлений в «образе мира», обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, где, когда, что и зачем он отражает и делает, составляет конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека. Осознавать—это значит отражать явление «прописанным» в главных системообразующих параметрах «образа мира» и иметь возможность в случае необходимости уточнить его более детальные свойства и связи. Описание и уточнение упомянутых и ряда других особенностей отражения в человеческой психике требуют обозначения процессов их формирования. Отметим наиболее важные в этом отношении положения. Знания и умения, отложившиеся в языке и других формах общественно-исторического опыта, не могут быть переданы человеку непосредственно; для их присвоения он должен быть вовлечен в специально направленную деятельность, определяемую другими людьми или овеществленными продуктами этого опыта и воспроизводящую такие способы преобразования предметного мира (или его знаковых эквивалентов), в результате которых выявляются новые и все более сложные его свойства. Именно деятельность, вступающая в практический контакт с внешней действительностью, деятельностью других людей и ее продуктами, снимает своей формой и составом первую копию с различных образующих предметного мира, которая впоследствии в результате многократного проигрывания, сворачивания и перехода во внутренний план становится основой для психического отражения этих образующих.

Не вдаваясь здесь в детальное обсуждение идеи о деятельностном происхождении человеческой психики, подчеркнем, что она вытекает из заложенной И. М. Сеченовым (1953) рефлекторной концепции психического, объясняющей субъективное отражение внутренним выполнением тех действий, которые сложились в практической деятельности с отражаемыми предметами. Качественные отличия между дочеловеческим и человеческим уровнями психического отражения объясняются не различиями в принципиальном способе формирования этих уровней (поскольку в обоих случаях отражение является свернутым продуктом сложившихся в практике форм активности), а различиями между формирующими эти уровни процессами — поведением животных, испытывающих внешний мир возможностями индивидуального организма, и деятельностью человека, испытывающего этот мир на основе опыта и средствами, накопленными многими поколениями людей. Ряд особенностей психики человека связан с тем, что при присвоении им нового опыта происходит постоянное сокращение изначально развернутых процессов деятельности во все более и более сжатые и автоматизирующиеся ее формы.

Особенно важно, что наряду с исчезновением из деятельности многочисленных повторений, поисковых, пробных или уточняющих действий происходит постепенное сокращение внешне-исполнительных ее элементов, и в итоге субъект получает возможность ее совершения исключительно во внутреннем плане, мысленно. Этот интимнейший в формировании психического и во многих аспектах таинственный феномен «вращивания» содержания деятельности во внутренний план получил название интериоризации: «Интериоризацией называют, как известно, переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации—обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности».

Именно сокращение и интериоризация изначально развернутой деятельности создают возможность присвоения человеком практически неограниченного объема знаний. В более конкретном описании это обеспечивается тем, что нечто, требовавшее на первых этапах овладения полной отдачи и продолжительных усилий субъекта, впоследствии отражается легко и бегло в виде понятий, идей, умений, понимания и других форм человеческого отражения, которым свойственна минимальная выраженность изначально-процессуального и максимальная—результативно-содержательного моментов. В таком итоговом выражении новосформированные элементы опыта могут сравниваться, обобщаться, всевозможно «испытываться» друг другом, т. е. использоваться в дальнейшей активности присвоения уже в качестве ее объекта или средства. Это создает возможность формирования более сложных, обобщенных и опосредствованных «единиц» опыта, которые тоже переходят (после соответствующей отработки и интериоризации) в результативную форму спонтанно понимаемых значений, принципов, идей, используемых в свою очередь для формирования обобщений еще более высокого уровня, и так далее.

Своего рода накопителем для таких многоступенчатых переходов из развернутой в свернутую, из внеш ней во внутреннюю форму деятельности и является индивидуальный «образ мира», представляющий собой конечный упорядоченный продукт присвоения человеком знаний об объективной действительности и себе. Как отмечалось выше, локализованность отражаемых явлений в «образе мира» составляет один из главных признаков сознательного отражения действительности. Данные о развитии способности осознания в онтогенезе свидетельствуют о том, что изначально она тоже проходит стадию развернутого процесса, направляемого взрослым (или затем самим человеком) при помощи вопросов типа: «Что это значит?», «Зачем ты это говоришь?», «К чему это может привести?». Решение таких вопросов, способствующее рефлексии явлений во все более широком контексте отчета о происходящем, как и всякие другие действия при повторении в сходных условиях, сокращается и автоматизируется, и, став своего рода операцией узнавания явлений в системе «образа мира», обеспечивает возникновение феноменов сознательного отражения. Таким образом, деятельностная интерпретация позволяет охарактеризовать сознание с конкретно-психологической стороны как свернутую форму когда-то освоенных действий по локализации отражаемых явлений в «образе мира», как навык идентификации этих явлений в упорядоченной системе знаний. Спонтанность и мгновенность осознания хорошо знакомых явлений создают впечатление полной автоматизированности этого процесса, его независимости от активности субъекта.

Однако это не совсем так. Как известно, не все человеком отражается с одинаково полной развернутостью содержания, характеризующего воспринимаемое явление. Наиболее детально и отчетливо отражается то, что оказывается в «фиксационной точке», «фокусе» психического образа, что воспринимается в качестве «фигуры» на составляющем «периферию» сознания «фоне», иначе говоря, на что направлено внимание субъекта. Способность внимания улучшать качество отражаемого содержания часто рассматривалась наиболее существенной его чертой и выносилась в определения, характеризующие его как «состояние, которое сопровождает более ясное восприятие какого-нибудь психического содержания», «обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты». С. Л. Рубинштейн по этому поводу писал:

«Внимание обычно феноменологически характеризуют избирательной направленностью сознания на определенный предмет, который при этом осознается с особенной ясностью и отчетливостью» (1946. С. 442).

Таким образом, хотя отражение многократно и разносторонне обыгранного и в результате этого прочно освоенного материала в значительной мере автоматизировано и не требует выраженных усилий субъекта, некоторую минимальную активность (в виде направления внимания) он при этом должен обнаружить. Естественно, что в тех случаях, когда степень освоенности знаний недостаточно высока, субъект для их актуализации должен приложить специальные усилия: выяснение того, что профессионалом отражается сразу (например, возможность устранения неполадок в технической системе), от начинающего может потребовать многих часов интенсивной умственной работы.

Вследствие разной степени освоенности опыт социального происхождения в индивидуальной психике представлен неоднородно и наряду со знаниями, актуализирующимися при направлении внимания на некоторое содержание автоматически, существуют менее освоенные знания, извлекаемые в результате произвольных попыток субъекта нечто «вспомнить», проверить, тот ли перед ним случай, и т. п. Это значит, что содержание, реально отражаемое в некоторый момент человеком, зависит не только от освоенного им опыта, касающегося данного содержания, но и от специфики стоящей перед ним задачи, которая определяет, какой именно аспект этого опыта будет им активно извлекаться и отражаться.

Способность человека произвольно управлять процессами отражения, актуализировать и просматривать те аспекты «образа мира», которые необходимы с точки зрения стоящих перед ним задач, представляет собой важнейшую особенность социально развитой психики, благодаря которой он получает возможность полного отвлечения от реально воспринимаемой ситуации и отражения любых необходимых элементов и составляющих присвоенного опыта. Проявляясь во внутренней деятельности, способность произвольной регуляции существенно изменяет протекание «натуральных» психических процессов, составляя одну из самых характерных особенностей так называемых высших психических функций. Мышление как своего рода сводный продукт развития этих функций, как «интегратор интеллекта» осуществляется при помощи, в частности, высших (произвольных) форм внимания, памяти, воображения и состоит в процессе произвольного поиска, актуализации и проигрывания во внутреннем плане опыта, необходимого для решения стоящих перед человеком задач.

Возникновение способности к произвольной регуляции связано с тем обстоятельством, что не только содержание, но и форма деятельности человека определяется ее социальным происхождением—тем, что она осуществляется либо под прямым или опосредствованным (например, письменным текстом) руководством других людей, либо в сотрудничестве с ними с неизбежным учетом их интересов и возможностей, результатов их труда и т. п. Общение как одна из наиболее характерных форм активности человека пронизывает практически всякий род его деятельности, служа не только удовлетворению соответствующей потребности, но и универсальным средством-катализатором формирования психических новообразований. Поэтому взрослый передает свой опыт ребенку не по типу одностороннего перекачивания через деятельность в его «образ мира» все новой информации, а скорее в режиме диалога с этим образом с постоянной экстериоризацией из него в деятельность уже усвоенных знаний и их использованием для формирования более сложных новообразований. Понятно, что необходимые для этого системность и преемственность между отдельными актами формирующей деятельности, вся ее организация могут быть заданы только в общении с другими людьми, предлагающими ребенку на доступном ему языке и в определенном порядке нечто сделать, сопоставить, повторить, «подумать» и т. д. В результате взаимосвязанность и системность приобретает и формирующийся в деятельности «образ мира».

Внешние, заложенные другими людьми способы организации деятельности постепенно осваиваются самим человеком и, став в результате интериоризации внутренними средствами ее регуляции, наделяют новыми качествами формирующееся в ней психическое отражение. Особенно в этом отношении важны последствия того разрыва между мотивацией и действием, который образуется при выполнении деятельности под руководством взрослого вследствие того, что действия направляются не возникающими в ситуации побуждениями, а взрослым, которому мотивация (сотрудничества с ним, игровая, познавательная) как бы передает эту функцию. Освоение навыков, позволяющих действовать независимо от непосредственных побуждений, становится основой для способности человека произвольно регулировать внутреннюю и внешнюю деятельность. Об этом свидетельствуют специальные исследования, показавшие, что способность к произвольной регуляции активности в онтогенезе формируется постепенно: сначала как умение ребенка действовать, подчиняясь речевым командам взрослого, затем—выполняя собственные развернутые команды, и, наконец—согласно свернутым распоряжениям самому себе на уровне внутренней речи. Отметим, что формирование этой особенности психики человека тоже опосредствовано языком—именно речь служит универсальным средством, при помощи которого человек овладевает собственными психическими процессами и поведением.

Вооружение человеческой психики «образом мира» и особенно способность к произвольной актуализации отражаемого в нем содержания способствовали видоизменению и развитию особого внутреннего структурного образования—субъекта. Это образование представляет собой онтологически трудноуловимую, но функционально отчетливо проявляющуюся регулирующую инстанцию, которой в образе открываются, с одной стороны, мотивация в виде побуждений к целям, с другой—условия достижения этих целей, в том числе собственные возможности действия, и самое общее назначена которой состоит в организации их достижения. Речь идет об инстанции, которая У. Джемсом называлась «Я» как «познающим элементом в личности» (1911 С. 164), 3. Фрейдом—«Я», или «это».

psyera.ru

Психическое отражение

Наше сознание является отражением внешнего мира. Современная личность способна очень полно и точно отражать окружающий мир, в отличие от первобытных людей. С развитием человеческой практики повышается сознание, что позволяет лучше отражать окружающую действительность.

Особенности и свойства

Мозг реализует психическое отражение объективного мира. Последний имеет внутреннюю и внешнюю среду его жизни. Первая отражается в потребностях человека, т.е. в общем чувстве, а вторая — в чувственных понятиях и образах.

Особенности психического отражения:

  • психические образы возникают в процессе деятельности человека;
  • психическое отражение позволяет вести себя логично и заниматься деятельностью;
  • наделено опережающим характером;
  • предоставляет возможность правильно отражать действительность;
  • развивается и совершенствуется;
  • преломляется через индивидуальность.

Свойства психического отражения:

  • психическое отражение способно получать информацию об окружающем мире;
  • оно не является отражением мира;
  • его невозможно отследить.

Характеристика психического отражения

Психические процессы зарождаются в активной деятельности, но с другой стороны они управляются психическим отражением. Перед тем, как сделать какое-либо действие, мы его представляем. Получается, что образ действия опережает само действие.

Психические явления существуют на фоне взаимодействия человека с окружающим миром, но психическое выражается не только, как процесс, но и как результат, то есть некий зафиксированный образ. Образы и понятия отражают отношения человека к ним, а также к его жизни и деятельности. Они побуждают личность к непрерывному взаимодействию с реальным миром.

Вы уже знаете, что психическое отражение всегда является субъективным, то есть оно есть опыт, мотив, эмоции и знания субъекта. Эти внутренние условия характеризуют активность самого индивида, а внешние причины действуют через внутренние условия. Этот принцип был сформирован Рубинштейном.

Стадии психического отражения

  1. Сенсорная стадия. Выражается в вашей реакции только на биологически значимые раздражители.
  2. Перцептивная стадия. Человек способен отражать комплекс раздражителей в целом. Все начинается с совокупности признаков, при этом наблюдается реагирование даже на биологически нейтральные раздражители, которые являются сигналами уже жизненно важных факторов.
  3. Интеллектуальная стадия. Каждый из нас может отражать не только отдельные предметы, но также функционирование отношений и связей.
  4. Сознательная стадия. Решающую роль играет только накопленный человеком опыт, а не врожденные качества (например, мышление, ощущение, воображение и т.д.)

 

womanadvice.ru

Полный список принципов психологии

Методологические принципы психологии

Методологией называют систему, основанную на принципах теоретического и практического функционирования. Это свод правил, нормативных познаний и способов создания теории.

Методология делиться на различные уровни. Например, общенаучную методологию считают системой, построенной на нормативах и принципах, объединяющих все области знаний. Но, для того, чтобы она стала пособием для одной из специальных наук, ее нужно конкретизировать в отношении этой науки. В данном случае это уже будет конкретнонаучная методология.

Методологические принципы психологии, исповедующие общенаучные методы, практикуют использование диалектического подхода, а к конкретнонаучным методам — системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход состоит из таких основных принципов:

  1. Детерминизма.
  2. Активности.
  3. Сознание и доведение, как одно целое.
  4. Системности.
  5. Развития.

5 принципов психологии

Принципом отражения раскрывается осознание сути психики и ее главных функциональных возможностей, раскрываются уровни развития человеческой психики. Психика человека своеобразна и имеет особую форму отражения, зависящую от многих обстоятельств, в которые входят:

  1. Объективная реальность с ее особенностями, воспринимаемая при помощи речи и органами чувств.
  2. Головной мозг и его самочувствие.
  3. Психическое и физическое здоровье человека.

По принципу активности исследователь ориентируется во время изучения явлений психики брать во внимание сознательное и целенаправленное отражение в человеческом сознании внешних и других обстоятельств, а не только зеркальное.

По принципу единства специалист ориентируется на содержательное и аксиологическое исследование психического состояния человека, учитывая конкретные исторические условия его жизнедеятельности.

Целостный и системный подход — это принцип, связанный с изучением и глубоким пониманием феноменов психики, которые находятся во взаимосвязи между собой. Также специалист по этому принципу ориентируется на осмысление психики, как целостное интегральное явление.

Относительная самостоятельность — этот принцип говорит о том, что у всякого психического явления есть своя специфика, которая состоит из своих формирующихся, развивающихся и функционирующих закономерностей, заодно с физиологическими основами.

Принципы психологии восприятия визуальной информации

В том случае, когда человеком дается оценка изображению, в его сознании формируется только вывод, а самого процесса, определяющего отношение к тому, что он увидел нет. Таким образом у человека проявляется способность сходу определить свою позицию к увиденному.

Также следует заметить, что знакомство с любым предметом начинается с его верхнего левого угла. Далее движение взгляда идет в направлении к правому нижнему углу. Этим принципом руководствуются все люди не зависимо от того, что кто-то из них левша или правша.

Лишь пройдя указанный этап, человек полноценно оценивает изображение с присущими ему характерными чертами. Например, изначально предпочтение отдавалось ярким элементам, затем медленно осуществлялся переход к деталям с определенной смысловой нагрузкой.

Принцип отражения в психологии

Принцип отражения в психологии дает ориентир исследователю на предмет того, что знакомство с объектом сопровождается процессом, отражающим его возможности, как субъекта. В качестве отражения рассматривается оригинальное отображение при помощи образа. Существует сходство образа с оригиналом в том случае, если каждый взятый в отдельности элемент образа будет соответствовать (гомоморфно) оригинальному элементу, а также отношения элементов образа будут соответствовать отношениям элементов оригинала.

Из гомоморфного отображения следует, что это является лишь первым шагом к становлению в гносеологическом отношении системы «субъекта-объекта», так как приближенно учитывается форма объекта. Судя по последнему, можно сказать, что виден не так образ оригинала, как его прообраз.

Очередным шагом в ходе развития гносеологического отношения является изоморфизм. Этот уровень отображения дает возможность адекватно представить форму объекта. Если в гомоморфизме видно относительное копирование образа с оригинального объекта, то в изоморфизме утверждается их полное сходство.

Изоморфизмом закрепляется отраженная форма, а вопрос о содержимом объекта остается нерешенным. Процесс эволюции отражения движется от гомоморфизма, проходит сквозь материю изоморфизма, раздраженности, психики к сознанию. А в сознании уже подразумевается высшая форма отражения, с помощью которого происходит формирование чувственного, а далее и рационального образа, в котором отображена действительность в формах понятия, суждения и умозаключения.

Принципы психологии развития и возрастной психологии

Психологию развития относят к той области, которая занимается изучением психологических изменений у человека в меру его взросления. Из-за этого часто психологию развития еще называют возрастной психологией, либо же это методологическая база оной, содержащая в себе более расширенную коллекцию сведений.

В психологии развития существуют следующие подразделы:

  1. Пренатальной и перинатальной психологии, которая занимается изучением психической жизни детей, которые еще не родились, или уже появились на свет.
  2. Детской психологии, изучающей психику развития ребенка.
  3. Психологии юного и зрелого возрастов — изучение психических особенностей человека юного и зрелого возрастов.
  4. Подраздел геронтопсихологии — изучение психики человека в пожилом возрасте.

Психологией развития исследуются психика и организм человека в периоды разных возрастных этапов. И, как и другая самостоятельная наука, психология развития обладает своим предметом, объектом, задачами и функциями.

Принцип детерминизма в психологии

Принцип детерминизма в психологии является научным методом, познающим окружающий мир, и применяется в тандеме с многими науками. Он начинается с философского учения, которое разработал в свое время Демокрит, и развивалось потом великим Аристотелем. Под принципом детерминизма в психологии подразумеваются явления, которые происходят вокруг нас, не могут быть случайными, а возникают они вследствие какой-то причины или совокупных причин.

Согласно теории детерминизма, случайно ничего не происходит, все происходящее является результатом внешних и внутренних логических связей. Поэтому, человек, за счет своих усилий ничего не может изменить.

Крайним элементом детерминизма есть не что иное, как фатализм, то есть, человек тупо верит в судьбу, либо злому року, или же подвластности судьбы высшим силам.

Концепцию психологии детерминизма следует понимать, как необходимость установления причинно-следственной связи психического явления побуждающими обстоятельствами, приведшими к нему. Эту теорию в равной силе можно отнести не только к людям, но и к животным.

Принципы психологии творчества

Принципы психологии творчества изучают следующее:

  1. Воображение, интуицию, мышление, активность, вдохновение.
  2. Индивидуально-психологические особенности, которые проявляются во время творческой работы — способности, талант, гениальность и др.
  3. Влияния, оказываемые на человека, когда он вливается в творческую среду себе подобных.
  4. Факторы, которыми стимулируется творческая активность — мозговой штурм, групповая дискуссия, психофармакологические средства и др.

Психология творчества состоит из таких важнейших положений теории:

  1. Любому пониманию можно дать определение непонимания, так как под видом этого предполагается дальнейшая интерпретация воспринимающим человеком.
  2. Мысль передать невозможно, ее можно возбудить лишь словом.
  3. Смысл жизни любого творческого сюжета или объекта состоит в том, что им просто пользуются.

Принципы психологии труда

Оптимизируя трудовую деятельность, современный менеджмент часто прибегает к психологическому анализу, который является основополагающей составляющей в этом деле. Научное и практическое обеспечение труда на данном этапе развития общества является самым болезненным вопросом современности. Организация внимания, развитие памяти и мышления, воли и профессиональных навыков, далеко не полный перечень требований к современному работнику. Этими и некоторыми другими вопросами определяется изучение в области психологии труда.

Психология труда — является наукой, изучающей психические явления, механизмы и другие особенности, которые активизируются у человека во время трудового процесса. Также изучаются индивидуальные особенности человека, методы, играющие основную роль в трудовом процессе и его организационных вопросах. Обобщая понятие психологии труда, можно сказать, что она относится к отрасли психологии, которая изучает психологические закономерности трудового процесса человека.

Принципы психологии как науки

На протяжении всей сознательной жизни, человечество проявляло живой интерес к сущности человека: по каким причинам и закономерностям определяются его поступки, какие законы влияют на его поведение среди себе подобных, вопросы внутреннего мира. Интрига состояла в том, что основной задачей для понимания стояло возникновение мысленных образов, в чем заключается сознание, умение мыслить, творить… И психология в метании между верованиями, научными доводами и искусством, старается найти ответы не только на эти вопросы, но и на другие.

Эта наука о самых сложных процессах, происходящих в жизни человека, которые когда-либо были известны ему. В психологии человеку уготованы две одновременные роли, как объекта, так и субъекта познания. Все становятся свидетелями уникального явления: когда из научного сознания человека получается научное самосознание.

Психологические изыскания сопровождаются трудной и неоднозначно решаемой проблемой объективности в научном познании. Многими учеными психология не была признана, как объективная научная дисциплина, выдвигая на счет этого аргументы, что невозможно объективно осуществлять изучение субъективного внутреннего мира личности, который доступен для познания по определению только ей.

Принципы психологии личности

Принципы психологии личности в течение последнего столетия являются центральной темой психологии, развитию которой способствовали многие достижения, изучающие структуру личности, а также ее характеристики. Была осуществлена разработка эффективных методов по измерению личности, которые используются при решении задач в психодиагностике, помогают оказывать психологическую помощь человеку, используются в психологическом консультировании.

На сегодняшний день по многим направлениям психологическая наука относится к человеку следующими сферами применения:

  1. социальную психологию применяют для изучения поведения человека в обществе;
  2. психологию здоровья применяют для изучения здорового уклада жизни;
  3. организационную психологию применяют для изучения трудового процесса человека.

Благодаря конкретным результатам такой работы, получается обобщенное теоретическое представление психологии человека, решаются практические и прикладные задачи.

www.dlya-sebya.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *