Отрицательное подкрепление: как использовать — Психологос
Фильм «Змея в тени орла»
Отрицательного подкрепление — метод изменения нежелательного поведения. Заключается в моментальной и неприятной для обучаемого реакции на его нежелательное поведение, которая прекращается, как только поведение хоть чуть-чуть улучшилось.
Для животных используют электропастух — изгородь, которая, если животное к ней подойдет и дотронется ударит его током. Но действие изгороди моментально кончается, как только животное перестало с ней каким-либо образом соприкасаться.
Как пользоваться методом отрицательного подкрепления?
По-первых, только как добавлением к позитиву, на фоне положительного подкрепления. Это общее и самое главное правило использования отрицательного подкрепления, без него метод отрицательного подкрепления приводит к слабым и низким результатам. Как редкое дополнение к методу положительного подкрепления, для более быстрого результата — отрицательное подкрепление использовать можно и нужно, примерное соотношение позитива и негатива — 7:1 (на семь «поглаживаний» — один «тычок»).
Второе — когда обучаемый «в ресурсе». Отрицательное подкрепление хорошо работает только в том случае, если обучаемый находится в ресурсном состоянии, позитивен и готов принять в том числе и отрицательное подкрепление. Глупо пытаться поддеть человека, который сейчас сам в трудных чувствах. Вначале его нужно вернуть в позитивное или как минимум спокойное состояние.
И, третье, в качестве профилактики «звездной болезни». Отрицательное подкрепление хорошо работает с перспективными, быстро развивающимися, талантливыми обучаемыми, в качестве профилактики «звездной болезни». В этом случае также разумно использовать отрицательное подкрепление не как основной метод обучения, а как дополнение к позитивному подкреплению, и применяется, когда обучаемый в позитивном и спокойном состоянии.
Как иллюстрация правильного использования метода: одна из команд по гандболу регулярно выигрывала и легко побеждала матч за матчем. Впереди оставалось два матча. Первый, который не был решающим и второй, финал с сильным противником.
Тренер заведомо выстроил игру в первом матче так, что команда оказалась проигравшей. Это было стимулом для игроков, которые уже расслабились собраться и снова выложиться. В результате команда стала чемпионом.Примеры грамотного метода отрицательного подкрепления?
В современных иномарках, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, включается звуковой сигнал, который прекращается, как только вы пристегнулись. По тому же принципу действует датчик закрытия двери в машинах и еще некоторых холодильниках. Он будет пищать до тех пор, пока дверь не окажется закрытой. Это вариант грамотного использования негативного подкрепления.
В отношениях — если например, любимый долго и нудно ворчит без дела, начинайте заниматься своими делами и не обращайте внимание до тех пор, пока тема его ворчания не исчерпается и он не начнет говорить о чем-то еще.
Если ребенок шумит и закатывает истерику, например в машине — останавливайте машину и сообщайте, что дальше вы не поедете, пока не станет тихо. Все уговоры игнорируются, ведь тихо не стало. Как только воцарилась тишина — едем дальше.
Или, хотите себя приучить (или отучить) к чему-то новому? Придумайте маленькую штрафную санкцию, которая легко осуществима в момент неправильного поведения: например наденьте на руку небольшую канцелярскую резинку и, совершив то, что не хотели, оттяните и несильно стукните себя по руке: это не больно, а внимание привлекает.
Положительное и отрицательное подкрепление, положительное и отрицательное наказание в воспитании детей: 2 ловушки техники подкрепления | Детский возраст
При применении техник в воспитании важно понимать разницу между подкреплением и наказанием. Подкрепление нужно для увеличения вероятности повторения поведения, а наказание для снижения вероятности повторов поведения. Но и здесь не всё так однозначно.
Существуют положительное и отрицательное как подкрепление, так и наказание
- Положительное подкрепление, когда к ситуации что-то добавляется, и увеличивается вероятность повторения.
Пример: Ребёнок получает что-то вкусное или объятия за хорошее поведение, отношение к брату, сестре или другим людям. Ребёнок заинтересован в повторении, чтобы снова получить что-то приятное.
- Отрицательное подкрепление, когда из ситуации что-то удаляется, и увеличивается вероятность повторения.
Пример: Ребёнок не хочет надевать колготки, психует, и родитель разрешает остаться без них и убирает вещь. Ребёнок получает желаемое, и вероятность повторного поведения возрастает.
- Положительное наказание, когда что-то добавляется к ситуации, и вероятность появления поведения снижается.
Пример: Ребёнок бьёт компьютерную мышку из-за неудачи в игре, родитель запрещает продолжать игру и отправляет ребёнка посидеть и успокоиться без игр и развлечений в тишине (тайм-аут). Ребёнку интереснее играть, чем сидеть в тишине и бездействовать, потому он вряд ли повторит действие.
- Отрицательное наказание, когда что-то удаляется, чтобы снизить вероятность повторения.
Пример: Ребёнок мешает в выполнении работы родителю для привлечения внимания, родитель не отвлекается на ребёнка и не разговаривает. У ребёнка отсутствует заинтересованность снова отвлекать родителя, так как желаемого он не получил.
Нужно хорошо осознавать, как решения родителей по воспитанию и ежедневному общению с ребёнком влияют на ситуации, чтобы не создать реакций, которые приведут впоследствии к дополнительным конфликтам или бесполезным в настоящее время действиям. Для этого важно уделить внимание и двум ловушкам подкрепления.
2 ловушки подкрепления
1. Ловушка положительного подкрепления. Родитель даёт ребёнку распоряжение, ребёнок начинает истерику или плач из-за нежелания выполнять. Родитель успокаивает ребёнка, разговаривает о причинах отказа.
Ребёнок получает награду – внимание и время родителя за свою истерику и отказ.
2. Ловушка отрицательного подкрепления. Родитель даёт ребёнку распоряжение, ребёнок начинает истерику или плач из-за нежелания выполнять. Родитель сдаётся и перестаёт требовать выполнения. Ребёнок получает награду – освобождение от обязанностей.
Оба случая увеличивают вероятность повторения поведения. Благодаря повторяющимся действиям и последствиям, ребёнок предугадывает поведение родителей и знает, чего и как можно избежать.
Как родителям избежать попадания в ловушки подкрепления в воспитании
- Говорить спокойным голосом и со спокойным выражением лица. Прежде чем отдавать распоряжения, нужно успокоиться.
- Сохранять последовательность и конкретность в распоряжениях и действиях.
- Проявлять твёрдость одновременно с дружелюбием.
- Держаться, если ребёнок себя плохо ведёт. Ругать «Перестань так делать», применять физический, зрительный контакт – значит дать реакцию на негативное поведение. Ребёнок понимает, что при негативных действиях получает хоть какую-то реакцию родителей.
- Стараться чаще находить ситуации для положительного подкрепления, чтобы уделить внимание и одарить лаской. Похвала «Молодец, ты выполнил правильно то, о чём я тебя просила», «Умница, что послушала маму», «Какая молодец, что съела всю кашу», объятия, поцелуи.
Осознанно выбирая модель воспитания, можно многому научить своего ребёнка, привить правильное поведение, научить малыша добиваться внимания и похвалы положительными действиями.
- С чем связано игнорирование и бунтарское поведение подростков.
- Приёмы эффективного общения с детьми.
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Отрицательное подкрепление: определение и примеры
Отрицательное подкрепление поощряет определенное поведение, устраняя или избегая негативных последствий или стимулов. Это отличается от наказания, которое направлено на то, чтобы воспрепятствовать определенному поведению.
Отрицательное подкрепление стало популярным способом поощрения хорошего поведения в школе. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о том, как это работает и чем оно отличается от положительного подкрепления и наказания.
Поделиться на PinterestЛюди могут использовать отрицательное подкрепление для поощрения определенного поведения.Отрицательное подкрепление — это поощрение определенного поведения путем устранения или избегания отрицательного результата или стимулов. Люди обычно используют эту технику, чтобы помочь детям научиться хорошим образцам поведения, но она также может играть роль в дрессировке животных и домашних животных.
Отрицательное подкрепление является частью оперантного обусловливания, которое представляло собой теорию научения, разработанную Б. Ф. Скиннером в 1930-х годах.
Оперативное обусловливание основывается на идее подкрепления. Подкрепление поведения повышает вероятность его повторения. Поведение без подкрепления, в соответствии с оперантным обусловливанием, не повторяется.
Негативное подкрепление позволяет человеку или животному избавиться от негативных стимулов в обмен на вознаграждение.
Скиннер продемонстрировал свою теорию оперантного обусловливания, наблюдая за животными в том, что исследователи назвали ящиком Скиннера. Коробка может, например, содержать рычаг или кнопку, которую животное может нажать, чтобы получить пищу или воду. Однако, если животное попытается получить еду, просто нажав на кнопку, оно получит небольшой, но неприятный удар током.
Вместо этого животному может потребоваться нажать второй рычаг, чтобы остановить электрический ток и позволить ему получить пищу без удара током. Со временем животное научится останавливать ток сразу с помощью рычага.
Та же идея применима и в повседневной жизни. Например, если сигнал тревоги звучит, когда человек начинает движение, не пристегнув ремень безопасности, он быстро научится пристегивать ремень безопасности, когда садится в машину, чтобы избежать неприятного звука сигнала тревоги.
Негативное подкрепление легко спутать с видом наказания, но между ними есть фундаментальное различие. В некотором смысле они, по сути, противоположны. Люди придумывают наказания, чтобы воспрепятствовать определенному поведению или типу поведения, но используют отрицательное подкрепление, чтобы поощрить его.
Наказание может заключаться в удалении награды или применении неприятного стимула. Например, если животное слегка ударить электрическим током за нажатие рычага, это будет препятствовать такому поведению. Примером для людей может быть наказание ребенка за нарушение правила.
Неясно, что более эффективно для изменения модели поведения: отрицательное подкрепление или наказание. Тем не менее, некоторые критические замечания по поводу использования наказаний включают:
- Определенное поведение может вернуться, когда наказание больше не применяется.
- Наказания могут вызвать гнев и другие негативные чувства, что потенциально может привести к более серьезным проблемам.
- Страх перед наказанием может перерасти в страх перед другими ситуациями, связанными с наказанием, например, боязнь идти в школу, если именно там происходит наказание.
- Наказания направлены на прекращение поведения, а не на обучение хорошему поведению.
Решение о применении наказания или отрицательного подкрепления будет зависеть от желаемого изменения поведения и ребенка. Например, применение суровых наказаний к ребенку, склонному к гневу, может усугубить существующие проблемы.
Положительное подкрепление предполагает использование приятных стимулов для поощрения определенного поведения. Это обратная сторона подкрепления в рамках оперантного обусловливания, потому что оно поощряет поведение посредством вознаграждения, а не устранения чего-то неприятного.
Например, исследователь может настроить ящик Скиннера так, чтобы нажатие рычага обеспечивало животное пищей. Сначала животное может случайно коснуться рычага. Но со временем он узнает, что за нажатие рычага будет награда.
Например, у детей можно давать деньги за выполнение работы по дому.
Некоторые дети могут лучше реагировать на положительное подкрепление, тогда как другие лучше реагируют на отрицательное подкрепление. Можно использовать обе формы подкрепления для воздействия на поведение.
Люди уже давно применяют оперантное обусловливание, чтобы помочь детям и подросткам учиться в школе. Теория привлекательна, потому что это простой и эффективный метод поощрения изменений в поведении.
Поощрение наиболее эффективно как следствие поведения. Например, плохая оценка на экзамене является негативным подкреплением, побуждающим учеников к учебе.
Подкрепление также должно нравиться ученику. Некоторых детей могут не волновать низкие оценки, поэтому они могут продолжать избегать учебы.
Важно работать с учениками, чтобы понять, что мотивирует их как личности, прежде чем принимать решение о наилучшем подходе к поощрению. Часто разные факторы мотивируют каждого ученика. Поэтому может быть полезно использовать несколько систем вознаграждения и подкрепления. Лучшие методы или графики подкрепления также могут различаться в зависимости от ситуации.
Непрерывное подкрепление полезно для обучения новому поведению. Он включает в себя использование поощрения каждый раз, когда ученик демонстрирует поведение. Как только ученики сформируют прочную связь между подкреплением и поведением, оно может стать менее частым.
Другие подходы включают графики с фиксированными интервалами, когда подкрепление происходит после определенного количества повторений поведения.
Графики с переменными интервалами особенно полезны для поощрения медленного, непрерывного поведения, например, при обучении детей оставаться на своих местах или тихо разговаривать в коридоре.
Негативное подкрепление направлено на усиление определенного поведения путем устранения негативных последствий или стимулов.
Это часть теории оперантного обусловливания обучения. Эта теория также включает положительное подкрепление, которое усиливает поведение за счет вознаграждения.
Наказания отличаются тем, что они включают в себя либо отмену вознаграждения, либо использование неприятного результата, чтобы воспрепятствовать поведению.
Негативное подкрепление может способствовать хорошему поведению детей и подростков в школе, но его эффективность зависит от человека.
Что такое отрицательное подкрепление? Примеры и определение
Основные выводы
- При отрицательном подкреплении, впервые разработанном Б. Ф. Скиннером, нежелательный стимул удаляется, чтобы усилить поведение.
- Если организм подвергается воздействию аверсивной ситуации, и прекращение этой ситуации зависит от какой-либо реакции, то мы говорим, что организм подвергается негативному подкреплению.
- Существует два типа отрицательного подкрепления: обучение бегству и избеганию. Обучение побегу происходит, когда животное выполняет действие, чтобы положить конец аверсивному стимулу, в то время как обучение избеганию включает выполнение поведения, чтобы предотвратить аверсивный стимул.
- Отрицательное подкрепление может быть эффективным, но ученые в целом согласны с тем, что его следует использовать с осторожностью, и оно лучше всего подходит для подкрепления краткосрочного поведения.
Содержание
Как это работает?
Отрицательное подкрепление относится к процессу устранения неприятного стимула после проявления желаемого поведения с целью увеличения вероятности повторения этого поведения.
Отрицательное подкрепление — это основной принцип оперантного обусловливания Скиннера, который фокусируется на том, как животные и люди учатся, наблюдая за последствиями своих собственных действий (Dozier, Foley, Goddard, & Jess, 2019).).
Скиннер утверждал, что обучение — это активный процесс. Когда люди и животные воздействуют на окружающую среду и в ней, за этим поведением следуют последствия. Если последствия приятны, они повторяют поведение, но если последствия неприятны, они не повторяют поведение.
Слово «отрицательный» во фразе «отрицательное подкрепление» означает просто «отнять что-то». Именно это устранение стимула предназначено для усиления желательного поведения.
Таким образом, негативное подкрепление не предназначено для подкрепления негативного или нежелательного поведения (Dozier, Foley, Goddard, & Jess, 2019).).
Отрицательное подкрепление возникает, когда выполнение действия предотвращает возникновение чего-то неприятного. Например, в одном из экспериментов Скиннера крыса должна была нажать на рычаг, чтобы перестать получать удар током.
Пример
Одним из примеров отрицательного подкрепления, которое часто появляется во взрослой жизни, является вождение автомобиля. Представьте, что кто-то едет на работу и опаздывает.
Водитель видит, что ограничение скорости составляет 55 миль в час, но решает разогнаться до 65 миль в час, чтобы успеть на работу вовремя.
Внезапно они видят в зеркале заднего вида полицейскую машину с включенными фарами. Отвратительный стимул (остановка) теперь присутствует, и поэтому они замедляются до предела скорости.
В этом случае желаемое поведение (превышение скорости) возникло в результате аверсивного стимула (остановка).
В другом сценарии кто-то может проехать в час пик, чтобы добраться до работы.
Их дорога на работу может занять час или больше, и это очень напряжно. Однажды они могут решить уйти с работы пораньше, чтобы избежать пробок.
В качестве альтернативы они могут выбрать маршрут с очень небольшим трафиком и добраться до него за 45 минут.
Этот человек, получив те же результаты позже в течение недели, может начать ходить по этому новому маршруту каждый день. В этом случае устранение негативного стимула плохого движения меняет поведение водителя (Chen, Zhang, Gong, & Lee, 2019).
Чем это отличается от наказания?
Многие путают отрицательное подкрепление с наказанием при оперантном обусловливании, но это два совершенно разных механизма.
Помните, что подкрепление, даже если оно отрицательное, всегда усиливает поведение. Напротив, наказание всегда снижает поведение.
Отрицательное подкрепление, с другой стороны, устраняет неприятное состояние после демонстрации желаемого поведения, чтобы повысить вероятность повторения этого поведения в будущем (Dozier, Foley, Goddard, & Jess, 2019).
Наказание предполагает наложение неприятных последствий после того, как поведение уже имело место, чтобы уменьшить вероятность его повторения в будущем.
Например, ребенок может лгать о том, что он выполняет свои обязанности по дому, провоцируя родителей на то, чтобы они дали ему дополнительную работу. В этом случае лишние хлопоты являются нежелательным следствием устранения лживого поведения.
Еще один пример наказания: учитель может лишить ученика перемены за то, что он слишком много говорил в классе.
Это не отрицательное подкрепление, поскольку учитель убирает положительное последствие (перерыв) после того, как поведение (слишком много разговоров в классе) уже имело место (Dozier, Foley, Goddard, & Jess, 2019).).
В целом, наказание должно быть аверсивным стимулом, уменьшающим вероятность повторения поведения, в то время как отрицательное подкрепление предназначено для устранения аверсивного стимула, чтобы увеличить вероятность повторения поведения.
Отрицательное подкрепление не противоположно положительному подкреплению
Как положительное, так и отрицательное подкрепление увеличивают вероятность повторения поведения. Единственная разница заключается в типе последствий, используемых для достижения этой цели.
В то время как положительное подкрепление использует желаемое последствие для повышения вероятности повторения поведения, отрицательное подкрепление устраняет неприятное состояние после проявления поведения, чтобы увеличить вероятность его повторения в будущем (Dozier, Foley, Goddard, & Jess, 2019) .
Например, представьте себе родителя, пытающегося приучить своего ребенка к горшку. Каждый раз, когда они ходят в туалет, родитель хвалит их и дает им наклейку.
Это пример положительного подкрепления, поскольку родитель обеспечивает желаемое последствие (похвалу и наклейки) после того, как желаемое поведение (посещение туалета) произошло, чтобы увеличить вероятность его повторения в будущем.
А теперь представьте, что вместо того, чтобы хвалить и вознаграждать вашего ребенка каждый раз, когда он ходит в туалет, родитель просто перестает придираться к нему по этому поводу.
Это пример отрицательного подкрепления, потому что вы удаляете неприятный стимул (ворчание) после желаемого поведения (посещения туалета), чтобы увеличить вероятность его повторения в будущем.
В классе
Отрицательное подкрепление можно использовать в любой ситуации, когда необходимо изменить поведение.
Одним из распространенных примеров отрицательного подкрепления в классе является ситуация, когда учитель дает учащимся дополнительные баллы за то, что они вовремя сдали домашнюю работу.
Представьте себе ситуацию, когда учащиеся избегают вовремя сдавать домашнюю работу, потому что хотят сделать ее более тщательно, чтобы не получить более низкую оценку.
В этом случае дополнительный балл предназначен для устранения неприятного состояния (получения плохой оценки) после желаемого поведения (своевременная сдача домашнего задания), чтобы увеличить вероятность его возникновения в будущем (Gunter & Coutinho, 1997).
В этом примере дополнительный балл не дается, если учащийся не сдает домашнюю работу вовремя. Это связано с тем, что отрицательное подкрепление должно работать только тогда, когда оно соответствует желаемому поведению.
Если бы дополнительный балл давался независимо от того, вовремя ли выполнено домашнее задание, то это было бы просто вознаграждением, а не негативным подкреплением.
Другим распространенным примером негативного подкрепления в классе является ситуация, когда учитель угрожает отстранить учащихся, если они не выполнят домашнюю работу.
В этом случае устранение аверсивного стимула (задержание) зависит от желаемого поведения (выполнение домашнего задания) (Gunter & Coutinho, 1997).
Опять же, важно отметить, что отрицательное подкрепление следует использовать только после того, как желаемое поведение уже продемонстрировано. Если учащегося задерживают независимо от того, выполнили ли они домашнюю работу или нет, то это просто наказание, а не отрицательное подкрепление.
Хотя это отрицательное подкрепление может быть эффективным для поощрения положительного поведения, некоторые исследователи утверждают, что положительному подкреплению следует уделять особое внимание, а отрицательное подкрепление использовать с осторожностью.
Они утверждают, что сосредоточение внимания на положительном (например, поощрение учащихся за выполнение домашнего задания) с большей вероятностью приведет к долгосрочному изменению поведения, чем сосредоточение внимания на отрицательном (например, угроза задержания учащихся, если они не выполнят домашнее задание) ).
С этой точки зрения, негативное подкрепление лучше всего подходит для немедленных изменений в поведении (Gunter & Coutinho, 19 лет).97).
Эффективность
Является ли негативное подкрепление эффективным способом изменения поведения, зависит от ряда факторов, в том числе от возраста и зрелости учащегося, серьезности аверсивного стимула и желательности желаемого поведения.
Отрицательное подкрепление может быть особенно эффективным, когда учащийся искренне хочет избежать аверсивного стимула.
Например, если учащийся пытается подготовиться к экзамену, но его легко отвлечь социальными сетями, использование отрицательного подкрепления (например, угрозы отобрать телефон, если он не будет заниматься) может быть эффективным способом заставить его сосредоточиться на своей работе (Папа, Али, Джанджуа, Шазад и Хан, 2010).
Однако, если аверсивный стимул не представляет интереса для учащегося, то он вряд ли будет эффективным.
Например, если учащегося не волнует задержание, то угроза задержания вряд ли будет эффективным способом заставить его выполнять домашнее задание.
В общем, негативное подкрепление наиболее эффективно, когда оно используется экономно и только для действий, которые действительно нежелательны.
Слишком частое использование или незначительные нарушения могут привести к тому, что учащийся станет Ортони, Клор и Коллинз (19 лет).88) утверждают, что наказание (в том числе отрицательное подкрепление) следует использовать только «в крайнем случае», после того как другие методы изменения поведения не дали результата (Dad, Ali, Janjua, Shazad, & Khan, 2010).
Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
Чен, К., Чжан, К.З., Гонг, X., и Ли, М. (2019). Двойные механизмы поощрения и привычки в развитии зависимости от смартфона: роль функций смартфона. Интернет-исследования .
Папа Х., Али Р., Джанджуа М.З.К., Шахзад С. и Хан М.С. (2010). Сравнение частоты и эффективности положительных и отрицательных практик подкрепления в школах. Современные проблемы исследований в области образования, 3 (1), 127–136.
Дозье, К.Л., Фоули, Э.А., Годдард, К.С., и Джесс, Р.Л. (2019). Армирование. Энциклопедия развития детей и подростков , 1-10.
Ферстер, К.Б., и Скиннер, Б.Ф. (1957). Графики армирования . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Гюнтер, П.Л., и Коутиньо, М.Дж. (1997). Отрицательное подкрепление в классе: чему мы начинаем учиться. Педагогическое образование и специальное образование, 20 (3), 249-264.
Колер, В. (1924). Менталитет обезьян. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Скиннер, Б.Ф. (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ . Нью-Йорк: Appleton-Century.
Скиннер, Б.Ф. (1948). Суеверие» у голубя. Журнал экспериментальной психологии, 38 , 168-172.
Скиннер, Б.Ф. (1951). Как обучать животных . Фримен.
Скиннер, Б.Ф. (1953). Наука и поведение человека .