Как художник Владимир Овчинников радует жителей и раздражает власти Боровска
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Как художник Владимир Овчинников радует жителей и раздражает власти Боровска
Игорь Давыдов ,
Артем Локалов (Калужская область)
Как художник Владимир Овчинников радует жителей и раздражает власти Боровска.
Древние русские города известны своими народными промыслами — игрушками, посудой, вышивкой, росписью. В Боровске ничего такого не было: он известен как центр старообрядчества на Руси, как место, где работал учителем основоположник космонавтики Константин Циолковский…
Но с некоторых пор в Боровск едут и для того, чтобы посмотреть на роспись. Точнее, стенопись, как назвали творчество Владимира Овчинникова. Он расписывает фасады домов.
— В какой-то момент у меня стал падать интерес к мольберту, — рассказывает художник, глядя на свой город с кручи над рекой Протвой. — Казалось, исписался. Но местный художник Вячеслав Черников рассказал, что в Прибалтике видел роспись по домам. Я сразу ему ответил: да, это надо пробовать.
Картина первая. «Глобус» и репрессии
Что изображать на фасадах? Овчинников стал советоваться с народом. Многие высказывались за историческую тему. С ней не испишешься. И вот со стен уже несколько лет на нынешних жителей смотрят их предки. Или не смотрят даже — занимаются своими делами. Ведут торговлю, собирают урожай, чаевничают… Так прошлый Боровск встретился с нынешним.
Каждый рисунок дополняют стихи жены мастера — Эльвиры Частиковой. Кисть и слово — чем не основа? Один из альбомов-путеводителей по городу, составленный по картинам Овчинникова, так и называется.
Боровск — небольшой город в Калужской области. Но, глядя на работы Овчинникова, становится ясно, что это целый мир. Неудивительно, что на одной из картин в самом центре он нарисовал глобус Боровска:
— Прежний мэр Александр Егерев дал мне карт-бланш. Говорил, рисуй, как хочешь, можешь даже эскизы не показывать. А новый мэр, посмотрев на «Глобус», сделал так, что мне выписали взыскание. Мол, испортил стену.
После этого художник ходил к Егереву, тот предоставил все бумаги — и суд решение о штрафе отменил. Но власти с тех пор вымарывают некоторые произведения Овчинникова. Особенно те, что связаны с политическими репрессиями. В Боровском районе более двух тысяч людей, которые им подверглись.
Картина вторая. Наполеон: профиль и анфас
На заборе вдоль дорожки, ведущей к пешеходному мосту через реку, — целая галерея. С картин смотрят выдающиеся люди Боровска и окрестностей. Все — выходцы из XIX века. Адмирал Сенявин, математик Чебышев, философ Федоров… А в ХХ веке — пустое окошко.
— Потому что умных людей или уничтожили, или выдавили за границу, — объясняет Овчинников.
И все же есть те, кто оставил свой след в истории. Может, и не такой яркий. Вот краевед Антипов, занимавшийся историей Пафнутьева монастыря и создавший его музей. Вот поэт Прокошин, написавший, как любит осенние тополя и провинцию в желтой накидке.
А вот репродукция картины Прянишникова «В 1812 году», на которой французы бредут по заснеженной России, разбитые и замерзшие. Она дополнена изображением Наполеона в профиль и анфас.
— Как фото преступника, — кивает художник. — Наполеон ведь останавливался в Боровске в 1812-м. А Илларион Михайлович Прянишников — родом из села Тимашово в семи километрах отсюда.
До недавнего времени были здесь и изображения, списанные с тюремных фотографий репрессированных боровчан, и картина, посвященная крестьянскому восстанию в этих местах в 1918-м. Закрасили…
Картина третья. Футбол и голуби
Улица Советская в Боровске меньше всего похожа на советскую. Деревянные дома, огороды и речка, плетущая травы по берегам. Это место любят художники — и местные, и приезжие. А стихи на картинах Овчинникова здесь — с легким французским акцентом:
По воздушным ямам самолетик
К берегу лазурному летит.
Помахала бы ему, да сложно —
Прижимаю Родину к груди.
К Владимиру Александровичу многие идут с просьбой нарисовать что-нибудь на их доме. Но не знают, что именно. Овчинников знает. Не только историю, но и людей. Так на одном фасаде появился фрагмент из фильма «Любовь и голуби», на другом — эпизод из футбольного матча с участием олимпийского чемпиона Алексея Парамонова.
— Отец хозяйки дома был заядлым голубятником, — объясняет автор. — В 1960-70-х здесь было две главные страсти: голуби и футбол. А Парамонов родился в Боровске. Отец Алексея Александровича держал здесь скобяную лавку. Вскоре после того, как в 1920-х годах семью Парамоновых лишили избирательных прав, то есть применили репрессии, они перебрались в Москву.
Цыганский мотив — на фронтоне покосившегося дома, где живут цыгане. Когда Овчинников предложил его обитателям украсить хибару, те сначала не поверили, а потом долго благодарили мастера.
— Сейчас таких сцен, конечно, не увидишь, — смотрит на цыганский танец под крышей Овчинников.
Картина четвертая. Пушкин и «Звездолет»
Собрание боровских купцов тоже осталось только на картине. Они пьют чай, сидя за столом и поглаживают бороды, смотрят на церкви. До нынешнего времени сохранились далеко не все. И Успенская (теперь — Ленина) улица, по которой, как в деревне, в ту пору разгуливали гуси и свиньи, теперь выглядит иначе.
— Пушкин своему другу Петру Каверину так и писал сюда: «Каково поживаешь ты там в свином городке?» — рассказывает художник, стоя рядом с картиной, на которой и Пушкин, и поросята, и бор.
Действительно: название Боровск скорее не от слова «бор», а от слова «боров». Так что Пушкин прав. Но народу хочется, чтобы был «бор». Так красивее.
Как раз на опушке бора «приземлился» и «Звездолет» Овчинникова. Так он назвал округлый заброшенный отстойник. Теперь на борту, судя по изображениям в иллюминаторах, — известные люди, связанные с космосом. Это не только местные — Циолковский, учительствовавший здесь в начале прошлого века, или Федоров, в 1860-х преподававший тут, а потом заведовавший читальным залом Румянцевской библиотеки.
Здесь и Гагарин, и Королев, и Армстронг, и Лемм, и Комаров. Даже Хокинг с Маском.
Хочется спросить: «Как тебе такое, Илон Маск?» Но в стихотворении на борту «Звездолета» есть другое важное обращение:
Оставьте и вы звездный след свой на грунте
Аукционный дом – СОВКОМ
Частные продажи
Новые поступления
Раздрогин И.А.
Венеция.
Щербаков Б.В.
Снегири. Деревня Рождествено.
Виноградов Л.Н.
Венеция.
Штраних В.Ф.
Эскиз обложки газеты Техника.
Посмотреть все
Анонсы и
новости
Дорогие друзья! Поздравляем вас с майскими праздниками и просим ознакомиться с графиком работы галереи.
С 1 по 10 мая галерея не работает. Вы можете связаться с нами по почте [email protected]
Подробнее
Результаты аукциона 23 марта 2023 г. Продано 78 лотов из 144.
Подробнее
Результаты аукциона 20 декабря 2022 г. Продано 73 лота из 126.
Подробнее
Результаты аукциона 23 ноября 2022 г. Продано 82 лота из 155.
Подробнее
Результаты аукциона 20 сентября 2022 г. Продано 72 лота из 154.
ПодробнееРезультаты аукциона 19 июля 2022 г. Продано 84 лота из 130.
Подробнее
Результаты аукциона 07 июня 2022 г. Продано 88 лотов из 156.
Подробнее
Результаты аукциона 19 апреля 2022 г. Продано 107 лотов из 157.
Подробнее
Результаты аукциона 22 февраля 2022 г. Продано 126 лотов из 157.
Подробнее
Посмотреть все
Художник Владимир Овчинников. Биография. Купить картины художника. – Магазин Эрарта
Магазин Эрарта / Художники
Умер 24 января 2015 года.
Слава Владимира Овчинникова предшествует необходимости представления, о чем свидетельствует его рекорд на Sotheby’s, который был одним из самых впечатляющих среди продаж современного искусства. Признанный во всем мире как один из ведущих художников современного российского искусства, для меня просто честь иметь возможность включить его работы в нашу выставку. Его шедевры радикально отличаются от всех других включенных художников благодаря его последовательному индивидуалистическому подходу, когда дело доходит до раскрытия собственного художественного таланта.
Наиболее очевидным характером его работ является постоянное использование золота, что весьма необычно для современного русского художника. Это включение золота перекликается с традиционной иконографией, которая служит для представления Русской Православной Церкви; следовательно, гарантируя, что разум зрителя задается вопросом о скрытом сообщении внутри.
В отношении темы созерцания неведомого Овчинников также часто обращается к античным мифам и библейским темам, провоцируя зрителей интерпретировать свои произведения как мифологические послания. Одновременно он заменяет героев выбранной притчи своими персонажами — излишне карнавальными и самовлюбленными по характеру. Персонаж не соответствует никакой целесообразности – ни мифологической, ни реалистической. Сюжетный персонаж остается чуждым и деструктивным вне зависимости от контекста, в который его помещает художник. Его картины дают нам прекрасный образец художественного осмысления абсурда.
Что касается личной биографии, то Овчиников родился в 1941 году в Пермской области, куда его семья была эвакуирована во время Великой Отечественной войны. С 1945 г. жил и работал в Ленинграде/Санкт-Петербурге. Хотя Овчиников не получил классического образования в государственных художественных школах и училищах, это не помешало художнику добиться всенародной и международной известности.
Владимир Овчинников (1941–2015). Родился на станции Щучье озеро Пермского края. Жил и работал в Петербурге. Умерла 24 января 2015 г.
Избранные персональные выставки
- 2004 – Галерея Мими Ферцт, Нью-Йорк, США.
- 2003 – Галерея Hay Hill, Лондон, Великобритания.
- 2003 – Галерея «На Обводном», Санкт-Петербург, Россия.
- 2001 – Творческий Союз Художников России, Санкт-Петербург, Россия.
- 2000 – Московский Музей Современного Искусства, Москва, Россия.
- 1999 – Галерея Светланы Эбергард, Кёльн, Германия.
- 1998 – Тартуский художественный музей, Эстония.
- 1996 – Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
- 1992 – ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург, Россия.
- 1992 — Галерея Мари-Терез Кошен, Париж, Франция.
- 1989 – Галерея Эдварда Нахамкина, Нью-Йорк, США.
- 1986 – Музей неофициального советского искусства в Джерси-Сити, США.
Избранные групповые выставки
- 1996 – Самоидентификация: позиции в петербургском искусстве с 1970 г. до наших дней.
- Передвижная выставка: Киль, Берлин, Осло, Сопот, Санкт-Петербург и Копенгаген.
- 1995 – Галерея CGER, Брюссель, Бельгия.
- 1990 – Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды.
- 1991 – Ежегодные выставки петербургских художников, Дягилевский Арт-Центр, Санкт-Петербург.
- 1987 – Ежегодные выставки петербургских художников в ЦВЗ «Менедж», Санкт-Петербург.
- 1964 – Выставка художников-работников хозяйственной части Эрмитага.
- К 200-летию Эрмитажа, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Избранные частные и государственные коллекции
- Метрополитен-музей, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США;
- Музей советского неофициального искусства, Джерси-Сити, Нью-Джерси, США;
- Художественный музей Джейн Вурхиз Зиммерли, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США;
- Музей Рутгерса, Нью-Джерси, США;
- Эрарта, Музей и галереи современного искусства, Санкт-Петербург, Россия;
- Дягилевский Арт-Центр, Санкт-Петербург, Россия;
- Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия;
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия;
- Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия;
- Мемориальный музей Федора Достоевского, Санкт-Петербург, Россия;
- Государственный музей истории города, Санкт-Петербург, Россия;
- Московский музей современного искусства, Москва, Россия;
- Художественный музей Пекина, Китай;
- Тартуский художественный музей, Эстония;
- AOK-Galerie, Дюссельдорф, Германия;
- Галерея Мари-Терезы Кошен, Париж, Франция.
ЖивописьСимволизмСюрреализмРеализм
ПопулярноеВы смотрели недавноНовое
Отзыв
Отправить сообщение в службу поддержки‘Banksy of Bo ровск», русский художник-монументалист, ведет собственную войну
Реклама
Продолжить чтение основного сюжета
Субботний профиль
84-летний художник, бросающий вызов репрессиям Москвы против инакомыслия, хочет, чтобы его страна признала прошлые и настоящие проступки.
Владимир Александрович Овчинников — редкий в России диссидент. Он использовал искусство в знак протеста против вторжения в Украину. Кредит … Нанна Хайтманн для The New York Times84-летний художник стоял перед одна из многих фресок, которые он нарисовал в своем провинциальном родном городе в один из недавних дней, когда мимо проходила группа молодых женщин. Они проехали около 60 миль от Москвы только для того, чтобы увидеть его последнюю работу, и хихикнули при встрече.
«Это так круто», — сказал один. «Вы — главная достопримечательность города».
Художник Владимир А. Овчинников уже давно украсил стены города пасторальными сценами, портретами поэтов и повседневной жизнью, заработав при этом репутацию «боровского Бэнкси». Но именно его политическое искусство сейчас привлекает внимание. В то время, когда по всей России подавляется инакомыслие, г-н Овчинников рисует фрески в знак протеста против вторжения в Украину.
Это сравнение ему не нравится. В отличие от таинственного британского уличного художника, г-н Овчинников работает на всеобщее обозрение. И там, где новое предложение Бэнкси с политической подоплекой может вызвать сенсацию, фрески г-на Овчинникова не всегда приветствуются — по крайней мере, властями.
« Я рисую голубей, они их закрашивают», — сказал он.
Г-н Овчинников — редкий диссидент в России, где публичная критика войны может привести к тюремному заключению или ссылке. Он сказал, что его возраст и история его семьи обеспечивают хоть какую-то защиту, несмотря на то, что он был оштрафован, допрошен властями и забросан снежками.
«Я отличаюсь от большинства людей: мне почти 85 лет, и мне нечего терять», — сказал он. «Если вы в трудоспособном возрасте, вы можете потерять работу, и вас быстрее подберут. Ко мне, старику, относятся по-другому».
Он также рассказал свою собственную историю — он не встречался со своим отцом до 11 лет, потому что его отец провел 10 лет в ГУЛАГе, и его дед и дядя были убиты государством — заставили его осудить насилие и войну. Выйдя на пенсию инженером в Москве, он поселился в доме своего отца в Боровске. Его отец выбрал этот город, потому что, как бывший политзаключенный, он был вынужден жить не менее чем в 60 милях от столицы.
За свою работу в качестве общественного сознания города г-н Овчинников неоднократно конфликтовал с местными властями. На фоне внутренних репрессий, сопровождавших войну, он играет с властями в кошки-мышки. Многие фрески г-на Овчинникова закрашивают в течение нескольких дней или недель.
Напротив городского военкомата кремовые стены на улице Ленина беспорядочно замазаны каплями белой краски. Ниже, по словам г-на Овчинникова, изображена его картина, на которой изображена девушка в сине-желтой украинской одежде, над головой которой летят три ракеты. Внизу крупными жирными буквами: «Прекрати!!!»
После закрашивания граффити власти обратили внимание на г-на Овчинникова, оштрафовав его на 35 000 рублей (около 560 долларов США) и обвинив его в «дискредитации российских вооруженных сил».
«Штраф за то, что я хочу мира», — сказал г-н Овчинников. «Я дискредитирую нашу армию. Какой позор».
Его сторонники прислали пожертвования, чтобы помочь ему покрыть штраф.
Неподалеку, в небольшом центральном парке города, г-н Овчинников указал на памятник Ленину. Он мало чем отличается от тех, что стоят практически в каждом российском городе и по сей день. — Это наш лидер, — саркастически сказал он. Статуя, заметил он с кривой усмешкой, указывает прямо на военкомат.
В 2014 году, когда Россия аннексировала Крым и разожгла сепаратистские движения на востоке Украины, г-н Овчинников нарисовал украинский флаг на постаменте статуи. « Я не успел написать «Слава Украине», — сказал он. «Они приехали и сразу забрали меня».
Мемориал Великой Отечественной войны в Боровске. На ее спине г-н Овчинников установил свой собственный мемориал, посвященный репрессированным. Фото… Нанна Хайтманн для The New York TimesАнтивоенная картина г-на Овчинникова, подвергшаяся актам вандализма. Кредит… Нанна Хайтманн для The New York Timesг. Россия при Владимире Путине попыталась приукрасить свою историю.
Он предпочитает, например, изображать Иосифа Сталина как лидера, приведшего Советский Союз к победе во Второй мировой войне, и преуменьшать масштабы преступлений, совершенных государством при его правлении против собственного народа. «Мемориал», правозащитная организация, получившая в этом году Нобелевскую премию мира за хронику политических репрессий, была распущена.
В Боровске, куда он переехал после ухода из карьеры инженера, г-н Овчинников ведет одинокую борьбу за сохранение памяти.
За Лениным в парке спрятан разоренный черный камень, памятник репрессированным в сталинские времена. Г-н Овчинников агитировал за него, но именно он его испортил. Он хотел, чтобы на мемориале были имена всех репрессированных боровчан.
«Я написал «растоптаны и забыты», а выше на скале, «верните их имена», — сказал он, имея в виду, что восстанавливает достоинство жертв, которых в настоящее время безымянная и бесчисленная масса.
Это тоже было покрыто краской.
Рядом, в центре сквера, стоит мемориал тем, кто защищал Советский Союз во время Великой Отечественной войны. На его большой задней стене в 2019 году г-н Овчинников установил свой мемориал, посвященный репрессированным. Он нарисовал огромное знамя с портретами расстрелянных. «Казненное будущее», — назвал он это.
« Я записал имена только расстрелянных», — сказал он. «Их 186 человек. А вот тех, кто погиб в лагерях — надо было добавить ».
Подойдя к мемориалу, он остановился, чтобы изучить список имен солдат, погибших во время войны.
«На каждые 100 человек, погибших на полях сражений, 170 были расстреляны нашими властями», — сказал г-н Овчинников. «Да, им есть что скрывать. Но я думаю, что единственная причина, по которой они не хотят, чтобы люди знали о масштабах, заключается в том, что они не хотят, чтобы люди знали, на что способно наше правительство».
Дальше по улице он достал из кармана уголь и начертил четыре цифры, едва заметные под свежим слоем краски: 1937-го года, когда сталинские репрессии достигли своего пика. «То, что мы пытаемся забыть нашу трагедию, наши репрессии, — это одна из причин того, что сейчас происходит в Украине», — сказал он.
Г-н Овчинников с одной из своих антивоенных картин, которую власти прикрыли. Фото… Нанна Хайтманн для The New York Times Овчинников нарисовал голубя под вывесками возле входа в магазин. Кредит… Нанна Хайтманн для The New York TimesМногие люди чувствуют себя неловко, сталкиваясь с болезненной историей — и настоящим — и не приветствуют искусство г-на Овчинникова.
На центральном рынке города пожилой мужчина, тянущий тележку, остановился перед своей фреской, которую заказал местный мясник. На нем был изображен художник, держащий большой кубок перед натюрмортом с мясом.
— Если бы мне так испортили стену, я бы ее закрасил, — хрипло сказал мужчина господину Овчинникову.
Других жителей, которые ценят его аполитичное искусство, но поддерживают войну, раздражает его поддержка Украины.
«Это было неправильно рисовать», — сказал 32-летний Алексей, указывая на фреску с подсолнухами и еще одну рядом с ней под названием «Ностальгия», на которой изображены россиянка и украинка, держащиеся за руки. «Ностальгия» подверглась вандализму: украинке выкололи глаза.