Ознакомление дошкольников с природой: Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края | План-конспект занятия по окружающему миру:

«Ознакомление дошкольников с природой летом»

Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление дошкольников с природой летом»
Летние занятия
Автор: Панченко Валентина Александровна   
01.07.2022 01:19

Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление дошкольников с природой летом»

Воспитатель высшей квалификационной категории: Панченко В.А. г. Таганрог 2020 г. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32»

Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства. Почему, даже, уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и рассказывает с гордостью о красоте и богатстве родного края.

Родная природа- это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления.

Она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием.

Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что это он первый услышал стрекотание кузнечика, для него поет скворец. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и особенно живой природы.

 

Для того, чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное, когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава или мерцают звезды, учить слушать пение птиц, звон капели, шум ветра. Именно эти навыки обогащают душу человека, его внутренний мир. Природа является великим воспитателем. В быстро меняющихся очертаниях облаков детская фантазия может увидеть и высокие горы, и огромного медведя, и снеговика. В причудливо изогнутом корне или ветке- сказочную птицу, красивого оленя, Змея –Горыныча. Важно только дать толчок детскому воображению, научить видеть окружающую красоту.

Лесная скульптура, созданная самой природой, является одним из источников детской фантазии.

Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.

Знакомство с природой будит любознательность ребенка, учит его видеть прекрасное. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паучка в густой траве, подвижного жучка на поверхности воды, трудолюбивого муравья.

Природа привлекает детей сезонными изменениями, яркость красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, они открывают для себя новый мир, они стараются потрогать его руками, понюхать, рассмотреть, если можно попробовать на вкус.

Давайте же попробуем вместе не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, педагог знакомит их с характерными отличительными признаками летнего сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы. С приходом летних дней нужно рассказать о солнышке, выяснить «Как солнышко по небу прогуливается». Детей подвести к тому, в какое время года дни самые теплые и длинные. У солнышка в разное время года особый распорядок дневных прогулок. Летом солнце появляется очень рано, когда еще большинство людей спит, а заходит поздно. Для наблюдений выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещенная солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. Самая короткая тень бывает днем, когда солнце находится в самой высокой точке своего пути. Это происходит в полдень. Трудится солнце с утра до вечера. Радует солнышко и птичек, и людей. Солнце утром раскрашивает небо в красные, желтые, розовые цвета. Просыпаются птички, цветы, бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе. Вечером оно садится за тучу, закрывает глазки и становится вокруг темно. Вместе с солнцем все живое засыпает.

Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга. Многие дети боятся грома. Нужно доступно им объяснить это явление природы. В этом помогает стихотворение «Тучи» Орловой.

Туча тучу повстречала.
Туча туче прорычала:
— Что гуляешь на пути?
Прочь с дороги, дай пройти!

Отвечала туча туче:
-Ты меня не трогай лучше!
Я гуляю, где хочу,
Если тронешь — проучу!

Туча тучу — лбом, лбом,
А по небу — бом, бом!
Бой над городом грохочет,
Уступить никто не хочет.

Бились тучи целый час,
Искры сыпались из глаз.
Подрались они всерьёз —

Довели себя до слёз.

Во время прогулок все это дает большой простор для развития наблюдательности дошкольника. Во время грозы обратить внимание детей на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. До того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратите внимание, как внезапно и очень быстро темнеет небо. Как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимаясь от земли.

Во время дождя замечаем, что птички не поют, спрятались от дождя; прислушаемся, как шумит дождь, стучат по крыше его капли.

Загремел первый гром, многие дети втянули головы, приподнимая плечи, в глазах испуг. Нужно немедленно прореагировать на их состояние. Я прочитала детям строки из стихотворения Ф.И. Тютчева.

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…»

А когда на землю упали первые капли, подставила навстречу дождю руки. Настроение взрослого передалось и детям. Они обрадовались, подняли руки вверх. Ребята радовались грозе, читали стихи о грозе, о дожде. Рассказываю, почему радуются ему и ждут его деревья, кусты и цветы. Потом ребята отгадывали загадки.

  1. Посмотри в окошко идет тоненький Антошка. (Дождь)
  2. Бежал конь белобокий

Через Дунай глубокий,

Так упал – заржал

Весь свет задрожал. (Молния, гром)

3. Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь)

Прошел дождь, перекинулся радужный мост, и дети увидели его. Предложить детям изобразить радугу. Но прежде отгадать загадку о радуге. «Разноцветное коромысло через реку повисло, уточнили цвета радуги, последовательность расположения дуг.

Летом, после теплых дождей, можно организовать наблюдения за дождевыми червями, поскольку именно они больше всего подвергаются преследованиям со стороны детей. Рассказать, что садовники считают червей своими помощниками. Предложить провести опыт с дождевыми червями, чтобы выяснить, чем это объяснить. Опыт заключается в следующем. В две стеклянные банки насыпать землю, взятую с одного участка. В одну поместить дождевых червей и посыпать землю сверху песком, а затем обе банки поставить в уголок природы и предложить детям понаблюдать за тем, что произойдет. Уже на следующий день дети увидели, что в банке с дождевыми червями почва

«прорезана» нитками песка, а в песке проложены черные бороздки. В другой же банке почва осталась без изменений. Отвечая на вопрос «Чем объяснить изменения в первой банке?» Дети самостоятельно сделали вывод «Песок в разных слоях почвы – следы передвижения дождевых червей». Дополнить ответ: «Черви перемешивают разные слои почвы. Она становится более рыхлой, способной задерживать воду и поглощать, растворенные в ней питательные вещества»
.

Разноцветная клумба таит в себе немало интересного. Травянистые растения — основной объект летних наблюдений: ромашки, васильки, … Дети называют их признаки: форму, цвет, какой глазок. Васильки бывают не только синие, но и голубые, розоватые и даже совсем белые. Отличать одно растение от другого ребенок может по цветам, по листьям, стеблю.

«Это наши цветы» — сказала я. «Давайте посмотрим на них. Какие они красивые! Нравятся они вам? Я буду поливать их, а вы будете помогать мне. Цветы живые. Им нужна вода. Каждому цветку нужно дать напиться. Смотрите, я не пропустила ни один цветок». Во время полива, обращаю внимание детей на то, как уходит вода в землю. Носик лейки наклоняю так, чтобы вода медленно вытекала. Наливаю много, чтобы каждый цветок напился вдоволь. Все они живые, и без воды жить не могут.

Я старалась, чтобы дети были добровольными и заинтересованными участниками. Если ребенок не хочет помогать, мы его не принуждаем, надеемся, что когда-нибудь у него появится желание помогать. Чтобы пробудить у детей инициативу, самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу. Чтобы мои дети были чутки к красоте, я постоянно закрепляю представления об увиденном. Объясняю, что большой букет смотрится громоздко и, кроме того, мы губим много цветов.

Перед выходом на прогулку, с целью закрепления знаний детей о цветах и бережного отношения ко всему живому, ставлю перед детьми задачу: «На полянке вы встретите знакомые вам цветы и расскажите мне о них». Это настраивает ребят на творческий лад, заставляет думать.

Дети увидели ромашку. Желающих рассказать о ней было много. Ромашка похожа на нарядную девочку, даже на невесту. Стебель у нее высокий, листья будто сидят на нем, цветки похожи на веночек вокруг головки. На каждом стебельке один цветочек. Цветы хорошо пахнут. Катя захотела рассказать о васильке. А Настя вспомнила о темно-синем колокольчике. По возвращении в группу разговор о цветах продолжается.

Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому полезно познакомить дошкольников с некоторыми лекарственными растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полезных свойствах, о том, что летом происходит их массовый сбор. По-новому они смогут смотреть на привычный для них подорожник, пастушью сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.

Когда дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то начинают бережно к ним относиться.

В солнечный день можно показать детям, как работают «цветочные часы»: в 6 утра просыпаются одуванчики, через час- полевой осот, в 8- вьюнок, в 9- полевая гвоздика. Осот «засыпает в 9 утра, гвоздика- в час дня. В час одуванчики сжимают желтенькие цветы в зеленый «кулачок». В 2 дня закрываются маки, около 5 вечера- незабудки, в 6 часов опускаются под воду белые кувшинки. В пасмурную погоду ход «цветочных часов» нарушается. В дождь они совсем останавливаются.

Повседневная работа в огороде должна не просто увлекать перспективой вырастить вкусные овощи, но дети должны осознать необходимость систематического ухода за растениями (полив, рыхление почвы, прополка, прореживание, подкормка и др.). При этом ребята должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. Дошкольники могут пропалывать грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений. Для этого детей необходимо научить их различать.

Детям следует давать задания, требующие внимательного наблюдения за состоянием растений. Я привлекаю детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитываю самостоятельность. Это укрепляет у них уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к интересной, так и не очень интересной работе. Следует следить за тем, чтобы поставленная цель была посильна ребенку. Обогащению и закреплению знаний о растениях огорода и цветника, повышению интереса к их выращиванию дидактические игры «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Составь букет», «Что где растет?» и др. Из рисунков детей можно составить альбом «Наши цветы».

Ответы на многие вопросы можно найти летом. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

Много радости принесут детям наблюдения за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? В цветнике можно заметить блестящую на солнце паутину. Кто здесь живет? Чуть потрогать паутину стебельком. Сразу же выбегает паучок. Он сделал паутину- сеть, ловит в нее мух, комаров, мошек. Мешать ему не стоит, лучше понаблюдать, как он будет еще плести паутину. Громче всего кузнечики стрекочут в июле- августе. Но не всегда. Погода сухая – концерт в полном разгаре. Затихли- погода испортиться: жди дождя. Помогите детям заметить, какие еще перемены происходят в жизни животных и растений незадолго до наступления ненастья. С увлечением наблюдают ребята за муравьями. Когда просыпаются муравьи? Когда на ночь закрывают «окна» и «двери» муравейника?

-Как влияет погода на жизнь этих насекомых? Много ли дорожек вокруг муравейника?

-Куда ползут муравьи? Что несут?

Наблюдение за ними показывают, что один тащит соломинку, другой — крошку, помогают друг другу… Своей работой муравьи приносят пользу растениям: землю рыхлят, удобряют ее. Нельзя их обижать, про таких говорят: «Мал, да удал!».

Мы захватили с собой кусочек сахара. Смочив его водой, положили возле муравейника. Скоро сюда протянулся живой ручеек. Детям радость, муравьям — вкусный корм.

Мы воспитываем гуманное отношение к животным. Но, к каким? К кошкам, к птицам, лягушкам, змеям. Это замечательно. Ну, а к паукам? К насекомым? В какой -то мере и к ним, тоже. Но совершенно ясно, что мы не доводим пока воспитание до логического конца, до воспитания бережного отношения к любым проявлениям жизни. К любым. К травинке, совсем молодой, подросшей сегодня утром на целый сантиметр. К разноцветному клопу, похожему на пластмассовую игрушку на этой травинке. К неповоротливой гусенице, грызущей с таким аппетитом крапивный лист. Мы и сами не до конца прочувствовали, что в природе не только горные вершины и тысячелетние дубы красивы и уникальны. Красота и уникальность в каждом листе, в каждой травинке, в любом, даже не очень примечательном на первый взгляд живом существе.

Что рассказать ребятам о комарах? Вредны они или полезны? Вредны, потому что сосут кровь, мешают отдыхать, некоторые даже переносят малярию. Полезны потому, что комариные личинки служат ценным кормом для рыб. Бывает, что уничтожение комаров в прудах, приводит к массовой гибели мальков. Полезны они и потому, что опыляют цветки, причем кое- где в тайге являются единственными опылителями, а значит совершенно необходимыми там для существования растений.

А что рассказать детям о мухах? Прежде всего, что мухи бывают разные. Например, цветочные мухи или журчалки. Их личинки уничтожают тлю. А личинки падальных мух, а также серых мясных развиваются в трупах животных. Еще Карл Линней говорил, что три мухи могут съесть погибшую лошадь быстрее, чем лев. Поэтому не надо убивать ни синих, отливающих металлом, ни зеленых, как изумруд, ни большущих серых с шашечным рисунком на брюшке, если они залетят в комнату. Это насекомые – санитары. Их нужно осторожно выпустить на улицу через дверь или форточку.

Наблюдая за детьми, убеждаешься, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы дети в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них.

Постоянно нужно включать разнообразные трудовые действия в природе. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животным, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

В.И. Сухомлинский обращал внимание на то, что, открывая вокруг себя красивое, вторгаясь и изумляясь красивому, ребенок, как бы смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту. Чем раньше он ее почувствует и чем тоньше изумится ею, тем выше его чувство собственного достоинства.

Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой (экскурсии и прогулки) будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

< Предыдущая   Следующая >

Вопрос 3. Ознакомление дошкольников с природой по методу

Е. И. Тихеевой

Елизавета Ивановна Тихеева внесла существенный вклад в разработку содержания и методов знакомства дошкольников с природой.

И хотя в ее взглядах на роль природы в воспитании ребенка и в предложенной ею программе работы есть существенные противоречия, нельзя не отметить интереса, вызываемого высказываниями Е. И. Тихеевой о роли природы и работой по ознакомлению детей с природой, которую вели в детском саду ее сотрудники.

Наиболее интересен план педагогической работы, который предложен в книге «Детский сад по методу Е.И Тихеевой», составленной педагогическим коллективом детского сада и вышедшей в 1929 г.

Чтобы полнее представить содержание работы по ознакомлению детей с природой, следует рассмотреть, какую роль Е.И. Тихеева отводит природе в воспитании детей.

В ряде работ, таких как «Обстановка и жизнь маленьких детей» 1922 г., «Родная речь и пути ее развития», 1923 г., «Новые идеи в педагогике», 1924 г., «Ребенок-дошкольник и воспитывающая его среда», 1924 г., Е.И. Тихеева рассматривает природу, как одно из условий или как элемент среды, в которой дети живут своей «естественной детской жизнью».

Рассматривая роль природы, как среды для ребенка, Т. подчеркивает, что ее воспитательное воздействие наиболее естественно и могущественно.

Природа способствует развитию деятельности детей. Природа- это неиссякаемый источник, из которого дети могут черпать предметы для наблюдения, игр, труда. Питая здоровые инстинкты ребенка, природа удовлетворяет его основной интерес к деятельности и созиданию. Е.И. Тихеева. особенно подчеркивает значение природы в воспитании в силу ее «совершеннейшей наглядности». Развитие ребенка в раннюю пору жизни происходит на основе планомерного расширения круга его преставлений, почерпнутых с помощью органов чувств. Степень ясности представлений непосредственно зависит от двух условий:

а) меры участия большого числа внешних чувств,

б) меры активности ребенка в процессе познания.

Оба эти условия выдвигаемые Е.И. Тихеевой, хотя и не раскрыты достаточно глубоко, не вызывают сомнения. Именно активность ребенка в процессе познания позволяет при восприятии пользоваться разнообразными органами чувств. Формирование познавательных интересов также в значительной мере определяется характером активности ребенка в процессе познания.

Е.И. Тихеева указывала на безграничное многообразие природы, безопасное в педагогическом смысле. Принимая это положение , мы не можем согласится с мотивировкой. В книге «Обстановка в жизни маленьких детей» Е.И. Тихеева, утверждает, что «педагогическая безопасность» многообразия природы объясняется прежде всего тем, что ребенок «инстинктивно воспринимает природу как стройное целое, но свое внимание, свой интерес он целиком отдает заинтересовавшему его предмету, действенно его изучает». Уже первоначальное изучение содержание знаний детей показывает, что они отнюдь не воспринимают природу как одно целое. Для представлений маленького ребенка о природе, складывающихся стихийно, характерна разрозненность, отрывочность; последовательность же познания определяет руководство взрослого.

Е.И. Тихеева обращает внимание педагога на использование природы в эстетическом воспитании детей. При этом она несколько переоценивала природу, считая, что только природа выдвигает «вечную» и «неизменную» красоту , не говоря о том, что в природе далеко не все красиво и гармонично. Природа, пишет Т., есть высший и непогрешимый эстет, выдвигающий формы, цвета, размеры, материалы в том разнообразии и гармоническом соотношении, в той вечной красоте, которая ей доступна.

Особо отметим значение, которое придавала Е.И. Тихеева природе в развитии органов чувств. В планах педагогической работы, представленных в книге «Детский сад», отдельные предметы природы наряду со специальным дидактическим материалом используется для различения формы и цвета, для ориентировки в пространстве, для различения запахов и развития термического чувства.

В книге «Родная речь и пути ее развития» Е.И. Тихеева рассматривает роль наблюдения природы для развития речи. Вслед за К.Д. Ушинским Е.И. Тихеева утверждает, что представление о предмете, его свойствах должно предшествовать слову. Поэтому, для того чтобы развивалась речь, ребенок должен учиться наблюдать. Слово закрепляет и уточняет представление.

Е.И. Тихеева считала, что природа предоставляет наилучшие возможности для развития наблюдательности детей, а на этой основе и языка. «Наблюдения природы в ее простейших , для ребенка доступных и интересных явлениях — вернейший путь для развития его языка. Детский сад должен стремиться приближать детей к природе, насколько это возможно».

Использование природа Е.И. Тихеева не ограничивает умственным и эстетическим развитием ребенка. Она делает попытку обосновать использование природы в нравственном развитии ребенка. «Наблюдая за жизнью растений и животных, живя с ними и обслуживая их, ребенок прибегает к источнику, питающему не только внешние чувства и ум, но и оказывающему самое благотворное влияние на развитие высших чувств». Особенно она подчеркивает значение ухода за животными. «Что может в большей степени содействовать развитию этическому, чем сознание своей ответственности за благополучие, даже за жизнь дорогого живого существа». Кроме того, всякий труд, в том числе и по уходу за животными и растениями, воспитывает волю ребенка.

Е.И. Тихеева подчеркивала значение чувства радости, которое вызывает у детей общение с природой – чувство, «обусловливающее … пышный расцвет всех лучших сторон детской души».

Считая, что природа –естественное условие для воспитания ребенка, Е.И. Тихеева отмечает, что воспитывать ребенка всегда и всецело в природе , к сожалению, невозможно. Дети городов лишены природы. Их отделяют от природы и климатические, и экономические условия (отсутствие в те годы одежды и обуви у детей). Ребенок вынужден жить в помещении. Отсюда перед детским садом встает задача – в комнатах создать обстановку , возмещающую удаленность детей от естественной природы.

Е.И. Тихеева и ее сотрудники подробно разрабатывает содержание «уголка природы», труд и наблюдения детей в них. Неотъемлемой частью обстановки детского сада Е.И. Тихеева считает сад и огород, где организуются разнообразные наблюдения, труд и игры детей.

Роль взрослого не ограничивается созданием обстановки. Ребенок не может самостоятельно ориентироваться во всех явлениях природы, привести в систему то, что наблюдает. Организовать жизнь детей в природе, подводить детей к осознанию ее явлений, учить детей наблюдать – обязанность воспитателя. Задачу педагога Е.И. Тихеева видит и в том, чтобы оградить, уберечь ребенка от тех опасностей, с которыми ребенок может столкнуться при бесконтрольном общении с природой.

Экскурсии в природу – исходный момент всей работы. Для ознакомления детей с природой в ее «естественном состоянии» в детском саду Е.И. Тихеева использовала ближайшее природное окружение – институтские дворы, скверы и сады города. Систематически проводились экскурсии на Неву, за город.

Мы считаем, что Е.И. Тихеева права, определяя экскурсии как исходный момент при ознакомлении детей с природой: они дают возможность наблюдать природное явление в естественной обстановке, в связях и отношениях, доступных восприятию маленького ребенка.

Кроме того, детей знакомили с природой в «уголке природы», который позволяет определить круг впечатлений детей, углубить понимание, уточнить восприятие. Там ребенка можно приобщить к природе во все времена года и отобрать материал для труда и наблюдений в зависимости от возраста и развития детей.

Растения, животные, находящиеся в «уголке», служат для наблюдений, труда детей. Но этим дело не ограничивается: этот природным материал используется для различных дидактических занятий (особенно по сенсорному воспитанию и речи), для ручного труда.

Е.И. Тихеева рассматривает «уголок природы» как своеобразную лабораторию, где дети под руководством воспитателя выполняют разнообразные работы, выращивают растения в различных условиях (в земляной и водной среде, на свету и в тени). Дети содержат растения и животных сообразно их потребностям, наблюдают за их ростом и развитием. «Уголок природы» в детском саду Е.И. Тихеевой отражает изменения, происходящие в в природе, его материал пополняется и изменяется в зависимости от сезона. Осенью появляются растения с разнообразной окраской листьев, осенние цветущие растения, семена, фрукты. Осенние ягоды, овощи. Зимой приносят ветки, и дети ведут наблюдения за набуханием и распускание почек, производится посадка луковичных при различных способах выращивания. Весной уголок пополняется посадками и посевами, букетиками первых цветущих растений.

Круглый год в уголке живут птицы и млекопитающие, идут длительные наблюдения за развитием насекомых, головастиков.

Содержание наблюдений, труда детей и подбор материала для уголка природы, разработанные коллективом сотрудников, не потеряли значения и для настоящего времени.

Е.И. Тихеева стремится внести известную систему в знания детей о предметах и явлениях природы. Так, в уголке природы растения группируются по видам и группам:

— наши огородные растения

— наши деревья и кустарники

— наши цветы.

Систематизации знаний способствуют беседы. С детьми беседуют об осени, зиме, весне, лете, уточняют и систематизируют знания об отдельных животных и группах животных – зимующих птицах, о насекомых, о труде человека. В книге «Родная речь и пути ее развития» Тихеева указывает, что необходимо строить разговор и беседу с детьми на основе живых наблюдений окружающего.

Е.И. Тихеева использует в работе по природе и детскую литературу: рассказы Бианки, сказки Чуковского, произведения фольклора, подобранные О. Капицей, стихи и рассказы для детей писателей 30-х годов ХХ в. Подбор литературы был связан с принципом сезонности.

Знания о природе формировались в детском саду Т. и в процессе труда в природе.

С 4 лет все дети привлекались к уходу за посадками и посевами. Их труд должен быть посильным и опираться на игру. Не надо навязывать детям те или иные обязанности, важно вызвать интерес. Поэтому труд должен сопровождать разнообразные наблюдения.

В организации труда на огороде Е.И. Тихеева следует Ф. Фребелю. У каждого ребенка своя грядка, но это – часть общего огорода, урожай с которого идет в «общий котел». Значение индивидуальной ответственности за рост растений велико, но она может быть действенным средством воспитания при правильном сочетании индивидуального труда с коллективным.

Какова программ знаний о природе, которую дети должны усвоить в детском саду? Какими навыками ухода за животными и растениями они должны обладать?

Наиболее полно это представлено в «Плане педагогической работы на 1928/29 годы», приложенном в книге «Детский сад».

План предусматривает постепенное усложнение материала от одного возраста к другому. Разделено содержание работы при ознакомлении с природой вне детского сада и в самом детском саду. В основе работы положен краеведческий принцип, обоснованный еще К.Д. Ушинским. Из всего разнообразия природных явлений в первую очередь отбирается характерное для природы данной местности. Во всех группах детского сада ребят знакомят с сезонными явлениями.

Содержание трудовых навыков по уходу за животными и растениями даются Е.И. Тихеевой в главе «Общественно-политическое воспитание». Дети младшей группы принимают участие в уходе за уголком природы. В средней группе ухаживают за растениями и животными, пересаживают и сажают растения. В старшей группе полностью ухаживают за растениями и животными в уголке природы, за посадками на огороде.

Программа Е.И. Тихеевой по природе и сегодня не утратила свое значение.

Природоориентированная дошкольная профессиональная практика: преподавание

Учебная программа для детей младшего возраста, основанная на природопользовании, имеет двойную цель: способствовать всестороннему развитию ребенка и грамотности в вопросах окружающей среды, при этом природа выступает в качестве организующей концепции учебной программы.

 

Методы преподавания в дошкольных учреждениях, ориентированных на природу, отражают установившуюся передовую практику в области раннего детства и экологического образования с упором на обучение в игровой форме. В дошкольном учреждении на природе учителя создают заботливую, стимулирующую и безопасную среду, в которой каждый ребенок рассматривается как ценный, уникальный и способный участник образовательного сообщества. Учителя предоставляют ежедневные возможности для обширных игр и обучения на свежем воздухе, во время которых учителя и дети учатся вместе. Такая благоприятная среда создает условия, в которых дети чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы идти на когнитивный, физический, эмоциональный или иной риск по мере взросления во всех областях развития и создания основы для экологической грамотности.

 

Ниже приводится краткое изложение методов обучения в Руководстве . Загрузите сводку рекомендаций в формате pdf здесь или найдите полную информацию о соображениях, связанных с этими практиками, в Руководстве .

 

Цели учебной программы

Дошкольные учреждения «Природа» преследуют двойную цель: способствовать как всестороннему развитию ребенка, так и экологической грамотности на основе передового опыта дошкольного образования и экологического образования. В результате высококачественные дошкольные учреждения на природе сосредотачиваются на физическом, социально-эмоциональном, духовном и когнитивном развитии детей, помогая детям развивать пожизненную связь с миром природы. Следующие методы помогают программам способствовать развитию детей младшего возраста и экологической грамотности.

 

Практика

 

1. Учебная программа основана на передовом опыте дошкольного образования и экологического образования.

 

2. Учителя имеют разные области знаний и регулярно встречаются для планирования работы в команде.

 

3. Методы преподавания и учебная программа основаны на текущих исследованиях и теории.

 

 

Роль природы в учебной программе

Признавая преимущества природы для всестороннего развития ребенка и экологической грамотности, природа занимает центральное место в учебной программе дошкольного учреждения, посвященного изучению природы. Возможности обучения — это местный, сезонный и аутентичный опыт, возникающий в результате взаимодействия детей и развивающихся отношений с миром природы. Следующие практики помогают программам поставить природу в центр учебного плана.

 

Практики

 

1. Педагоги знакомят детей с растениями, животными, природными особенностями и явлениями в их окружении.

 

2. Учителя поддерживают и поощряют детские игры и исследования с природными материалами.

 

3. Занятия в классе пересекают границы между внутренней и внешней средой обучения, а также между различными типами внешней среды.

 

4. Учителя способствуют обучению от сезона к сезону, поддерживая понимание детьми закономерностей и изменений в зависимости от времени года.

 

5. Учителя проявляют заботу и заботу о природе и окружающей среде.

 

6. Человеческие сообщества считаются частью природной

окружающей среды и зависят от нее.

 

7. Все образовательное сообщество занимается экологически безопасными методами.

 

 

Акцент на обучение на свежем воздухе

Большая часть пользы для развития от взаимодействия с природой связана с проведением времени на природе. В результате отличительной чертой дошкольной программы, основанной на природе, является значительное время, проведенное за игрой и обучением на открытом воздухе. Некоторые школы работают исключительно на открытом воздухе.

Обучение детей на открытом воздухе требует внимания к безопасности и управлению рисками со стороны как учителей, так и администраторов. Практика, связанная с безопасностью и управлением рисками в дошкольных учреждениях на природе, подробно описана в главе «Безопасность». Методы, описанные ниже, относятся к методам обучения, за исключением правил техники безопасности, на открытом воздухе.

 

Практика

 

1. Обучение на свежем воздухе является центральным элементом программы, с частыми и регулярными возможностями для игр на свежем воздухе и обучения на природе.

 

2. Учителя и дети одеты по погоде, и учителя демонстрируют положительное отношение к различным погодным условиям.

 

3. Учителя разрабатывают и поддерживают учебные материалы, разработанные или адаптированные для использования вне помещений.

 

 

Развивающая игровая учебная программа

Природные дошкольные учреждения содействуют развивающемуся и основанному на опыте обучению, обеспечивая инициированный ребенком игровой опыт в естественном мире, который ведет к индивидуализированному обучению. В результате прямое обучение в программе, основанной на природе, ограничено. Следующие методы относятся к разработке учебной программы, ориентированной на ребенка, в естественной среде.

 

Практика

 

1. Интересы и способности детей определяют возможности обучения и оценки.

 

2. Учителя подчеркивают возможности индивидуального обучения в разных учебных средах.

 

3. Запрос детей используется для поощрения мышления более высокого порядка, и процесс исследования может продолжаться до тех пор, пока сохраняется интерес детей.

 

4. Учителя обеспечивают распорядок дня, обеспечивающий гибкость.

 

 

Сообщество способных учащихся

В природном дошкольном учреждении все дети рассматриваются как способные члены образовательного сообщества, которые вносят ценный и уникальный вклад и заслуживают уважения. Такое мышление важно не только для обеспечения здорового развития детей, но также имеет решающее значение для формирования у детей долгосрочной уверенности в своей способности вносить изменения в свой мир (также известной как их «чувство свободы действий»). Следующие методы помогают построить уверенное сообщество, основанное на взаимном уважении в программе, основанной на природе.

 

Практики

 

1. Учителя учатся вместе с детьми.

 

2. Учителя поощряют и поддерживают развитие у детей способностей заботиться о своих потребностях и безопасности.

 

3. Учителя поддерживают и поощряют детей быть проводниками перемен в учебном сообществе и в более широком сообществе.

 

4. Учителя предоставляют возможности для взаимодействия между детьми для содействия сотрудничеству и разрешению конфликтов.

 

5. Учителя создают среду, которая ценит разнообразие и поддерживает культурную самобытность детей.

 

6. Учителя изменяют учебную программу и среду, чтобы индивидуализировать возможности обучения и стимулировать обучение для всех детей.

 

 

Документация и оценка

Текущая документация и оценка поддерживают обучение детей, предоставляя учителям информацию для планирования поддержки индивидуального роста детей. Большинство стандартных методов документирования и оценки роста и развития детей младшего возраста применимы в программах, ориентированных на природу, точно так же, как и в более традиционных школах. Но есть несколько отличий.

 

В программах, основанных на природе, преподавание и обучение часто происходит посредством игры, что требует от учителей стать проницательными наблюдателями, чтобы документировать и достоверно оценивать обучение детей, когда они заняты игрой, обычно на открытом воздухе. Программы, ориентированные на природу, также заинтересованы в развитии дополнительных навыков и склонностей, связанных с ранним развитием экологической грамотности, которые другие программы могут не учитывать при оценке развития детей. И, наконец, программы, ориентированные на природу, подчеркивают использование оценки и документации для построения отношений с родителями и опекунами и могут использовать документацию для демонстрации преимуществ подхода, ориентированного на природу. Ниже приведены некоторые методы, связанные с документированием и оценкой, которые особенно важны для программ, связанных с природой.

 

Практики

 

1. Успеваемость детей как в стандартных областях развития детей младшего возраста, так и в областях, связанных с развитием экологической грамотности, включается в меры оценки.

 

2. Учителя документируют и оценивают обучение детей посредством наблюдений и артефактов, чтобы не мешать обучению детей.

 

3. Учителя привлекают детей к документированию их собственного индивидуального и группового обучения, чтобы дети могли со временем анализировать и размышлять над собственным обучением.

 

4. Учителя используют документацию и оценивание для информирования новой учебной программы.

 

5. Учителя регулярно обмениваются документацией и оценками с родителями и опекунами.

 

 

Поддерживаем ли мы подключение? — Better Kid Care — Penn State Extension

Дети и природа всегда были связаны. Мы все связаны с миром природы. Мир природы — одна из лучших сред для детей, чтобы исследовать, впитывать и получать удовольствие. Как те, кто заботится о маленьких детях, поддерживаем ли мы связь детей с природой? Некоторые исследователи предполагают, что дети все меньше и меньше подвергаются открытым приглашениям природы.

У современных детей очень плотный график: уход за детьми, школа и внеклассные мероприятия. Даже если дети находятся на свежем воздухе, деятельность, как правило, структурирована, а не связана со свободными приключениями и погружением в природу. Часто отдых на свежем воздухе дается лишь на короткий период времени. Как взрослые, работающие с маленькими детьми, мы должны найти способы поддерживать не только нашу собственную связь с природой, но и связь детей.

Приглашения природы

Когда маленькие дети знакомятся с природой, они видят красоту так же, как и мы; но что более важно, они начинают взаимодействовать с его предложениями. Дети автоматически становятся практическими в природе. Просто вспомните время, когда вы были на природе с детьми: видели ли вы детей, прыгающих по лужам, карабкающихся по камням, качающихся с деревьев и подбирающих вещи?

Дети начинают удивляться природе. Природные материалы, такие как сосновые шишки, трава, камни, листья, дождь, паутина, палочки, лягушки, окаменелости, грязь, ракушки, галька и песок, предоставляют бесконечные возможности для игры и воображения. У этих материалов нет инструкций: дети сами придумывают, как их использовать. Кто они такие? Что они могут сделать? Как они себя чувствуют? На что они похожи? Как он движется? Как он растет? Что я могу сделать с этим?

Природа побуждает детей думать, действовать и формулировать собственные идеи. Когда дети вовлечены в переживания с природой, они поглощены и полностью внимательны к тому, что находится под рукой. Это общение с природой может заключаться в простой прогулке, игре во дворе или походе в лес. Есть много преимуществ для всех видов воздействия на природу.

Чем могут помочь взрослые?

Взрослые могут помочь детям, предоставив естественную среду для исследования и добавив инструменты для улучшения исследований, такие как лопаты, увеличительные стекла, карандаши и бумага, камеры и сопутствующие ресурсы.

Важно следить за тем, где и чем интересуются дети, и поддерживать эти интересы, задавая открытые вопросы. Что вы обнаружили? Каково это?

Как это выглядит? Как он движется? Что нам делать? Задавайте вопросы, которые будут побуждать детей наблюдать и описывать свои наблюдения. Жизненно важно, чтобы взрослые делились с детьми миром природы, планируя соответствующие мероприятия, но важно, чтобы дети имели возможность открывать для себя природу самостоятельно. Когда дети соединяются с природой и свободно исследуют ее компоненты, у них развиваются свои личные отношения с природой. Именно эти отношения привнесут смысл в их понимание природы.

Принесите природу внутрь

Природу также можно вернуть в наши дома или классы. Некоторые ранние педагоги используют многие компоненты природы в своих домашних условиях. Пни используются для сидения или для блочной зоны. Воду, песок и грязь исследуют, измеряют и наливают. Ветки деревьев подвешены к потолку и украшены детскими рисунками.

Сыпучие материалы, такие как сосновые шишки, камни, ракушки, листья и ветки, выставлены в корзинах для детского воображения, чтобы дать представление. Артефакты природы, такие как перья, панцирь жука, окаменелости или птичье гнездо, используются для исследования.

Использование природы в классе усиливает ее красоту, предназначение и дары. Откройте дверь наружу и поддержите прекрасные связи с природой!

Дары природы

Детям нужен постоянный контакт с природой и достаточно времени для изучения и знакомства. Природа вдохновляет на физические испытания: перелезть через скалу, подняться на холм, скатиться с холма, раскачиваться на ветке, свободно бегать или копать землю. С ростом детского ожирения природа является положительным стимулом для физического благополучия.

Природа также дает нам ощущение спокойствия и визуальные образы красоты. Дети становятся наблюдательными и используют
свои чувства, например, прислушиваются к шелесту листьев на ветру, смотрят на причудливо сплетенную паутину или слышат птичий зов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *