Современный гуманизм: Современный гуманизм — Психологос

Журнал Международная жизнь — Архив 1 номера 2012 года Новый гуманизм как мировоззренческая основа культуры мира

Понятие «гуманизм» впервые стало широко известно как литературное, художественное и философское движение эпохи Возрождения, пришедшее на смену схоластике и теоцентрическому догматизму средневековья. Гуманисты Ренессанса совершили подлинную революцию в умах современников, поставив в центр мироздания не бога-творца, а человека-творца во всей его силе и слабости, добродетели и пороке, свободе и ответственности. Отдав должное величию человеческой мысли, можно было бы оставить дальнейшие дискуссии на тему ренессансного гуманизма историкам, философам, искусствоведам и культурологам. Однако этот феномен, став ответом на вызовы своего времени, претерпел ряд существенных трансформаций в эпоху Просвещения и вышел сегодня далеко за пределы своего первоначального содержания и смысла. Он стал одним из прогрессирующих планетарных движений современной мировой цивилизации.

Известно, что XXI век не стал временем тишины и покоя. Мировоззренческая палитра не только усложняется, но и становится более хрупкой, неустойчивой. Кризисные явления современной цивилизации провоцируют лавинообразное распространение социальных пороков, глобализируют экстремизм, крайним проявлением которого является терроризм. Нет необходимости доказывать, что как оцененные, так и недооцененные пока мировым сообществом угрозы и вызовы XXI века могут и должны опознаваться и парироваться в рамках международного сотрудничества. Действительно, «наведение мостов», стремление к согласованным коллективным действиям — это уже, без преувеличения, предпосылки и императивы нашего дальнейшего существования.

Особенно актуальны проблемы достойного выживания человечества в связи с переживаемым сегодня многомерным глобальным кризисом, затрагивающим судьбы миллионов людей. Многие эксперты полагают, что сегодня нужно говорить о первом системном кризисе эпохи глобализации. Политики ставят во главу угла его социально-политическую составляющую, экономисты — финансовую, а философы на первое место выдвигают вопрос о тектонических сдвигах духовно-нравственной основы современной цивилизации и даже говорят о кризисе гуманизма, не устоявшего в ХХ веке против двух мировых войн и тоталитарных режимов. Это вызвало не только критику гуманизма как такового, но и широкое распространение антигуманизма, сопровождаемого призывами вернуться к традиционалистским или даже архаическим практикам жизни. Все это порождает тревожную ситуацию, экзистенциальную неопределенность и означает, по сути, потерю основных моральных и мировоззренческих опор человечества.

В этих условиях в мировом научном и политическом сообществе идут поиски такой ценностной платформы, которая стала бы мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом, универсалией, способной стать той подлинно общечеловеческой основой, на которой и будет выстраиваться межкультурный и межцивилизационный диалог. 

В качестве одного из таких краеугольных камней культуры мира рассматривается новый гуманизм. Это мировоззренческое движение находится в состоянии поиска и развития, создавая для себя все новые формы тематического, организационного и институционального оформления. Так, в настоящее время в России и за рубежом существует ряд объединений гуманистов. Одно из самых влиятельных среди них — Международный гуманистический и этический союз (МГЭС), насчитывающий несколько миллионов членов и включающий в себя национальные гуманистические союзы и ассоциации более чем 35 стран. Известны и такие организации, как Европейская гуманистическая федерация, Совет по светскому гуманизму (США), Международная академия гуманизма и т.д.

Современный гуманизм прошел длительную, многовековую историческую эволюцию, начало которой было положено в I тысячелетии до нашей эры, а в XV веке, во времена расцвета Возрождения, он получил свое первое концептуальное выражение. Эпоха Ренессанса заимствовала идею антропоцентризма, существовавшую еще в античные времена. Принцип древнегреческого философа Протагора «Человек есть мера всех вещей» наполнился богатым философским, моральным и эстетическим содержанием. Великие умы Возрождения: Петрарка, Альберти, Фичино, Пико делла Мирандола и другие адаптировали эту идею к требованиям своей эпохи. Ренессансный гуманизм стал первой стадией развития гуманизма: именно в этот исторический период он впервые выступил как целостная система взглядов, что совершило переворот в общественном сознании людей того времени.

Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком предназначении человека, о его достоинстве. И тем не менее у него были свои границы — отличительными чертами гуманизма Возрождения были его элитаризм и европоцентризм.

Утверждать общность и достоинство людей — сегодня не менее насущная задача, чем тогда1. Однако в реалиях сегодняшнего дня идею о тождестве понятий «человеческий» и «европейский» («западный») необходимо подвергнуть обоснованной критике.

В эпоху модерна начало дискуссии о самом понятии «гуманизм» положили датский ученый Габриэль Сибберн (1824-1903 гг.) в книге «О гуманизме» (1859 г.), британский ученый Джон Маккиннон Робертсон (1856-1933 гг.) в книге «Современные гуманисты», британский философ Фердинанд Каннинг Скотт Шиллер (1864-1937 гг.) в трудах «Гуманизм: философские эссе» (1903 г.) и «Исследование гуманизма» (1907 г.) и т.д. По мере развития и укрепления движения гуманистов, вовлечения в эту сферу многих известных в мире естествоиспытателей, философов и историков термин «гуманизм» приобретал все новые грани толкования.

Надо сказать, что идеи гуманизма периодически «реанимировались» и обновлялись на протяжении длительного времени, продолжая развиваться, однако в рамках философского, точнее, мировоззренческого понимания. Впервые попытка осуществить «синтез» гуманистической идеи и социальной политики была предпринята уже в XX веке, вскоре после Второй мировой войны.

В 1946 году английский ученый-биолог и эволюционист, видный общественный деятель, первый директор ЮНЕСКО и основатель Всемирного фонда дикой природы Джулиан Хаксли написал статью «Философия и назначение ЮНЕСКО». Научная интуиция привела его к пониманию того, что ЮНЕСКО как международная организация не может быть связана с конкретными философскими школами — основой ее деятельности должна стать универсальная, всеобщая идея, базирующаяся на стремлении соединить узами дружбы народы мира и на признании равной степени ценности и значимости всех культур в процессе мирового развития.

Но Хаксли опередил свое время. На первой Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1946 году его предложение принять философию неогуманизма в качестве базисной концепции было отклонено.

Лишь спустя три десятилетия идеи Хаксли получили новый импульс и развитие в работах Римского клуба, в его докладах решение глобальных проблем и вопросы дальнейшего развития человечества ставились в прямую зависимость от изменений его гуманистических целей, сознания, морали2.

Конечно, нужно отметить, что важность и ценность неогуманистической парадигмы сегодня просто очевидна. И, к примеру, К.Мацуура, генеральный директор ЮНЕСКО (1999-2009 гг.) справедливо отмечал, что для Организации одним из важнейших вызовов на ближайшие десятилетия будет являться стремление «гуманизировать глобализацию».

Однако первым действительно своевременным шагом на пути ЮНЕСКО в осмыслении понятия нового гуманизма стало программное выступление нынешнего генерального директора ЮНЕСКО И.Боковой «Новый гуманизм в XXI веке». Одним из своих приоритетов И.Бокова видит принятие нового гуманизма в качестве руководящей концепции, особенностью которой будет обновление подходов к большинству традиционных направлений деятельности ЮНЕСКО: «Культурное разнообразие и межкультурный диалог участвуют в создании нового гуманизма, который примиряет глобальное с местным и на основе которого мы по-новому будем строить мир. Для меня гуманизм — это стремление к терпимости, знанию и культурному разнообразию… Быть гуманистом означает умение гармонично сочетать завещанную предками традицию с требованиями современности. Это значит наводить мосты между Севером и Югом, Востоком и Западом, укреплять человеческое сообщество для решения наших общих проблем»3.

Подчеркнем, что ЮНЕСКО в качестве ведущего мирового гуманитарного форума располагает очень серьезным потенциалом в имплементации идей нового гуманизма в свою повседневную деятельность.

С большой теплотой вспоминаю свою первую встречу с И.Боковой в октябре 2009 года во Франции, тогда она еще только была избрана генеральным директором. В ходе насыщенной беседы обсуждались важные общие темы для налаживания плодотворного диалога между Федеральным агентством* (*Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

 и соответствующими структурами ЮНЕСКО. В частности, было обозначено возможное сотрудничество на таких ключевых направлениях, как диалог цивилизаций и толерантность, предотвращение разрушения культурного наследия человечества, повышение качества и доступности образования как фактора устойчивого развития и т.д.

И.Бокова тогда высказала намерение направить деятельность ЮНЕСКО на реальную связь с жизнью, экономикой и наукой. Фундаментальные науки, по ее мнению, могут стать важным звеном работы ЮНЕСКО, которая «должна служить людям, устойчивому развитию, расширению инновационной деятельности». Приветствуя инициативы нового генерального директора ЮНЕСКО, нельзя не отметить, что она учредила Группу высокого уровня по вопросам мира и диалога между культурами, сделала акцент на расширении партнерства с международной инициативой Альянс цивилизаций.

Особенно продуктивным сотрудничество России с ЮНЕСКО видится в рамках концепции нового гуманизма. Многовекторность российской внешней политики, уважение к разнообразию мира, бережное отношение к традиционным ценностям своей страны и других народов лежат в основе уважения к суверенитету, праву нации на выбор своего пути, международному праву в целом, без которых немыслимо развитие международного гуманитарного сотрудничества. Высокая степень открытости миру, «диалогичность» российской цивилизации особенно притягательны сегодня.

Стоит подчеркнуть, что отечественный концептуальный гуманитарный потенциал (русский космизм, ноосферология, евразийство, равно как и ряд других достижений в области общественных наук и культуры) всецело соответствует морально-интеллектуальным исканиям человечества в условиях меняющегося мира, в том числе в русле стремления к преодолению межцивилизационного раскола.

Русская культура обладает давними и глубинными гуманистическими традициями. Достаточно назвать имена А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова и А.М.Горького. В рамках русской философии развивались мощные традиции религиозного и светского (научного) гуманизма. К ней принадлежат В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский и т.д. Эта традиция непрерывно развивалась и в XX веке. Концепция нового гуманизма получила свое выражение в трудах крупнейших философов и ученых, академиков И.Т.Фролова, Н.Н.Моисеева, А. Н.Яковлева, А.Д.Сахарова, В.Л.Гинзбурга и т.д. Сегодня эти глубинные интеллектуальные поиски продолжаются современными российскими учеными и философами. С 1995 года в России существует межрегиональная общественная организация содействия развитию гуманизма — Российское гуманистическое общество (РГО), основной целью которого является разработка новых форм просвещения, морального и культурного влияния во имя гуманизации человеческих отношений.

Среди документов, принятых гуманистами в последние годы, наибольшую известность имеет «Гуманистический манифест-2000: Призыв к новому планетарному гуманизму», подписанный более чем 30 известными российскими учеными (В.Л.Гинзбург, Н.Н.Моисеев, Г.И.Абелев, В.А.Кувакин, Е.П.Велихов, Э.П.Кругляков и т.д.). Манифест представляет собой программу построения глобального сообщества, являясь, по сути, мировоззренческой теорией эпохи неомодернизма, основанной на принципах светского гуманизма.

В продолжение вышесказанного приведу лишь несколько цитат: «Гуманизм как система духовных ценностей, в которой приоритет человека является определяющим, становится сегодня главным, центральным понятием в философии, науке, культуре в целом. Он провозглашается как политический принцип, стратегическая цель общественного развития»4.

По словам Н.Н.Моисеева, «новый гуманизм утверждается исходя из определенного понимания будущего человека и человечества и провозглашает поэтому справедливость и альтруизм, бережливость и щедрость, сострадание и ответственность, стремление к новому при уважении к настоящему и прошлому человека и человечества»5

По мнению известного философа В.А.Кувакина, одного из ведущих российских гуманистов и президента РГО, «современный светский гуманизм базируется на научном мировоззрении, общепринятых нравственных нормах, здравом смысле… и новейших формах рациональности… Это современная форма жизнеориентации человека, которая включает в себя… критичность, скептицизм, эмпатию, стоицизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение»6.

Мы имеем все ресурсы и возможности, поддерживая эти идеи и сохраняя набранный темп, содействовать формированию мирового гуманистического движения под эгидой ЮНЕСКО. Учитывая достигнутый уровень развития научных исследований в области современного гуманизма, Россия могла бы стать своего рода интеллектуальным центром нового гуманизма, аккумулируя вокруг себя все заинтересованные силы в рамках проведения международных форумов. А в перспективе кажется вполне вероятным и создание такой новаторской структуры, как мировой институт нового гуманизма. Необходимость создания такого центра с каждым годом приобретает все более актуальный и злободневный характер. Мы уже растрачиваем ресурсы природные, давайте же беречь ресурсы интеллектуальные. Просто толерантности сегодня недостаточно. Друг друга следует не только уважать, но и познавать. Гуманизм как открытая мировоззренческая позиция, альтернативная любой претендующей на монополию идеологической системе, предлагает человеку осознание всякой жизни как ценности, а также учит его жить для ценностей за границами индивида, во благо ближнего, планеты и будущего человечества.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер в своем «Письме о гуманизме»7 говорил о том, что в хронологии мировой истории Новое время началось с возникновением гуманизма. Таким образом, начало подлинного XXI века как века диалога, терпимости и устойчивого развития должно быть отмечено приходом и торжеством нового гуманизма как идейно-философской платформы развития человечества.

 

 1Сет С. Куда идет гуманизм //Курьер ЮНЕСКО. Октябрь-декабрь 2011. С. 9.

 2См.: Peccei A. The Human Quality. New York, 1977; Пестель Э. За пределами роста. М., 1988.

 3См.: Bokova I. Un nouvel humanisme pour le XXI siècle//UNESCO. Paris, 2010.

 4Фролов И.Т. Новый гуманизм //Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспективы. М., 1997. С. 73.

 5Моисеев Н.Н. Рациональный гуманизм // Общественные науки и современность. М., 1992. №3. С. 150.

 6Кувакин В.А. Современный гуманизм // Высшее образование. №4. 2002.

 7Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.

Папа: современный гуманизм нуждается в культурах всего мира

Сегодня человечеству нужны не только новые экономические программы или новые антивирусные рецепты, но прежде всего новая гуманистическая перспектива, основанная на библейском Откровении, обогащённая наследием классической традиции, а также размышлениями о человеке, присутствующими в различных культурах.


23 ноября Святейший Отец обратился с видеопосланием к участникам пленарной ассамблеи Папского совета по культуре. В эти дни встреча проходит в Ватикане в виртуальном режиме, что является также знаком времени, отмечает Папа: «В цифровой вселенной всё становится невероятно близким, но лишённым тепла присутствия».

Пандемия COVID-19, по словам Папы, бросила вызов многим принципам, на которых зиждется наша социально-экономическая модель; она выявила хрупкость в личных отношениях, методах работы, социальной жизни и даже в религиозных практиках, включая участие в Таинствах. С новой силой были переформулированы фундаментальные вопросы бытия: о Боге и человеке, подчёркивает Епископ Рима. Поэтому тема пленарной ассамблеи – «Необходимость гуманизма» – действительно злободневна: на данном этапе истории человечества нужны не только новые экономические программы или новые антивирусные рецепты, но прежде всего «новая гуманистическая перспектива, основанная на библейском Откровении, обогащённая наследием классической традиции, а также размышлениями о человеке, присутствующими в различных культурах».

В конце Второго Ватиканского собора, напоминает Папа, святой Павел VI говорил о светском гуманизме того времени, бросившем вызов христианскому мировоззрению. Однако вместо осуждения и порицания Папа Монтини сослался на модель Доброго самарянина, которая легла в основу соборных размышлений, а именно – на «безмерное сочувствие к человеку и его достижениям, к его радостям и надеждам, сомнениям, к его печали и страданиям». С тех пор прошло почти шестьдесят лет, отмечает Папа: светский гуманизм тех дней, в чём-то связанный с тоталитарными идеологиями, теперь уходит в прошлое, но остаётся прежним вопрос: что такое человек, человеческое существо? По-прежнему актуальна соборная конституция Gaudium et spes, призывающая принимать интеллектуальные, духовные и материальные достижения, накопленные в истории в различных областях человеческого познания.

Это означает переосмысление присутствия человека в мире в свете гуманистической традиции: человек является служителем жизни, а не её властелином, он – строитель общего блага, наполненного ценностями солидарности и сострадания. Пленарная ассамблея Папского совета по культуре, отмечает Святейший Отец, ставит в центр своих размышлений важные вопросы – основополагающую роль Бога для человеческого существования и вопросы идентичности человека:

«Что значит сегодня быть мужчиной и женщиной как взаимодополняющими личностями, призванными к отношениям? Что означают слова ’отцовство’ и ‘материнство’? В чём заключается специфическое положение человека, которое делает его уникальным и неповторимым по сравнению с машинами и даже с другими видами животных? Каково его трансцендентное призвание? Откуда исходит его призыв строить социальные отношения с другими людьми?»

Священное Писание, отмечает Папа Франциск, предлагает нам основные координаты для изложения антропологии человека в его отношениях с Богом, в совокупности отношений между мужчиной и женщиной, а также в связи со временем и пространством, в которых он существует.

Библейский гуманизм в плодотворном диалоге с ценностями классической греческой и латинской мысли породил высокое видение человека, его происхождения и конечной судьбы, его образа жизни на этой земле. «Сплав античной и библейской мудрости остаётся плодотворной парадигмой», – подчёркивает Святейший Отец, и этот гуманизм должен мудро и «в новом творческом синтезе» принять вклад современной гуманистической традиции и других культур. В частности, Папа Франциск напоминает о «целостном видении азиатских культур, находящихся в поисках внутренней гармонии и гармонии с творением», «солидарность африканских культур, чтобы преодолеть чрезмерный индивидуализм, характерный для западной культуры». Не менее важна антропология народов Латинской Америки с её живым чувством семьи и праздника, а также вклад культур коренных народов по всей планете, подчёркивает Папа:

«В этих различных культурах существуют формы гуманизма, который – будучи интегрированным в гуманизм европейский, унаследованный от греко-римской цивилизации и преобразованный христианским видением, – является на сей день лучшим средством решения тревожных вопросов о будущем человечества».


Источник: Vatican News

ТЕГИ Библиявидеопосланиягуманизминформационные технологиикультураобщечеловеческие ценностиПапа ФранцискПапский совет по культуреСвященное Писаниетрадициихристианские ценностицифровая эпоха

Гуманизм: опасная современная философия с древним происхождением

На протяжении всей истории человечества тем, кто посвятил свою жизнь Богу, приходилось сопротивляться влиянию окружающего их общества. Праведный Лот был раздосадован поведением нечестивых жителей Содома. Даниилу и трем его друзьям пришлось противостоять влиянию и стандартам Вавилона и Персии. Христианам первого века пришлось отвергнуть гностицизм, сексуально безнравственный образ жизни коринфян, интеллектуальное тщеславие греков и язычество римлян.

Тот же принцип применим и к христианам сегодня. Мы также должны отказаться от мирских ценностей в пользу послушания Богу и научиться думать так, как думает Он. Как народ Божий, мы должны остерегаться ложных влияний и ценностей, которые постоянно бомбардируют нас с целью отделить нас от Бога в нашем мышлении и образе жизни. Revelation 18:4 Revelation 18:4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее.

Американский король Джеймс Версия × говорит нам выйти из этого мира, чтобы мы не разделяли его грехи и не подвергались его язвам.

Точно так же, как Павел напомнил членам Церкви в Коринфе, что они не были в неведении о замыслах сатаны, чтобы обмануть их (2 Коринфянам 2:11 2 Коринфянам 2:11 , чтобы сатана не одержал над нами верх: ибо нам не безызвестны его уловки.
Американский король Джеймс Версия ×), мы должны знать о философии, которая может обмануть нас сегодня. Увещевание «не обманывайтесь» встречается во всей Библии (Второзаконие 11:16 9).0005 Deuteronomy 11:16 Смотрите за собою, чтобы не обольщалось сердце ваше и чтобы вы не уклонились и не служили иным богам и не поклонялись им;
Американская версия короля Якова ×; Луки 21:8 Луки 21:8 И сказал: смотрите, не обманывайтесь, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: Я Христос; и время приближается: не идите за ними.


Американская версия короля Якова ×; 1 Коринфянам 6:9 1 Коринфянам 6:9 Разве не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
Версия американского короля Якова ×; 15:33; Галатам 6:7 Галатам 6:7 Не обманывайтесь; Бог поругаем не бывает: что посеет человек, то и пожнет.
Американская версия короля Джеймса ×). Этот совет чрезвычайно важен, потому что сатана чрезвычайно успешен в своих обольщениях (Откровение 12:9 Откровение 12:9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную: он низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.0007 Американский король Иаков Версия
×), и ему было предсказано, что он продолжит быть успешным до конца этого века (Откровение 13:14 Откровение 13:14 И обманывает живущих на земле посредством тех чудес, которые он имел власть делать в глазах зверя, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверю, который имел рану от меча и остался жив. .

Одной из самых влиятельных сегодня философий является философия современного гуманизма. Такой образ мышления оказывает глубокое влияние на современные нации и народы. Эта философия лежит в основе культурной войны, происходящей в Соединенных Штатах и ​​многих других западных странах. Хотя сторонники современного гуманизма указывают на возрождение интереса и поддержки в прошлом веке, основополагающие принципы гуманизма на самом деле довольно древние.

Определение современного гуманизма

Чтобы лучше понять эту философию, подумайте о том, что Фредерик Эдвордс, исполнительный директор Американской гуманистической ассоциации, написал в статье под названием «Что такое гуманизм?» для веб-сайта своей ассоциации (www.jcn.com/humanism.html).

Обобщив литературный гуманизм, гуманизм эпохи Возрождения, культурный гуманизм, философский гуманизм и христианский гуманизм, Эдуордс переходит к современному гуманизму, широкой философии, состоящей как из светского гуманизма, так и из религиозного гуманизма.

«Современный гуманизм, также называемый натуралистическим гуманизмом, научным гуманизмом, этическим гуманизмом и демократическим гуманизмом, определяется одним из его ведущих сторонников, Корлиссом Ламонтом, как «натуралистическая философия, которая отвергает все сверхъестественное и опирается в первую очередь на разум и науку, демократию и гуманизм». сострадание.’ Современный гуманизм имеет двойное происхождение, как светское, так и религиозное, и они составляют его подкатегории. «Секулярный гуманизм является продуктом просветительского рационализма 18-го века и 19-го века.свободомыслие века… Религиозный гуманизм возник из этической культуры, унитаризма и универсализма. Сегодня многие унитарно-универсалистские общины и все общества этической культуры называют себя гуманистами в современном понимании…

«Секулярные и религиозные гуманисты разделяют одно и то же мировоззрение и одни и те же основные принципы. Это становится очевидным из того факта, что и светские, и религиозные гуманисты были среди тех, кто подписал Гуманистический манифест I в 1933 и 1933 годах. 0063 Гуманистический манифест II в 1973 году. С точки зрения одной только философии между ними нет никакой разницы. Религиозные и светские гуманисты фактически расходятся во мнениях только в определении религии и в практике философии» (там же).

Фокус гуманизма

Все эти философии сосредоточены на людях. Люди, а не Бог, находятся в центре всего этого мышления. В рамках светского гуманизма и даже в меньшей степени религиозного гуманизма все, что связано со сверхъестественным (включая Бога, Библию, ангелов, демонов), не рассматривается.

В целом светские гуманисты считают любую религию суеверной мыслью, сдерживающей прогресс человечества. «Секулярные гуманисты утверждают, что в религии есть так много вещей, заслуживающих критики, что доброе имя гуманизма не должно быть запятнано связью с ним. .).

Что касается религиозных гуманистов, таких как унитаристы-универсалисты, Эдвордс объясняет, что «определение религии, используемое религиозными гуманистами, является функциональным. Религия — это то, что служит личным и социальным потребностям группы людей, разделяющих одно и то же философское мировоззрение «. (там же.).

Светский гуманизм и религиозный гуманизм сходятся во мнении, что люди сами решают, каковы их человеческие потребности, и строят образ жизни в соответствии со своими желаниями. Поскольку весь современный гуманизм способствует свободному мышлению, не обремененному никакими внешними правилами или влияниями, светские гуманисты неохотно принимают религиозных гуманистов, которые думают, что им следует заниматься каким-либо видом религиозной деятельности, хотя они и предназначены для улучшения их жизни, а не обязательно основаны на руководстве от Бога или Его Слово.

Светский гуманизм

В то время как обе ветви современного гуманизма, религиозная и светская, оказали глубокое влияние на западные общества, последняя привлекла больше внимания и добилась большего успеха как в Европе, так и в Соединенных Штатах в последние годы.

Согласно Эдуордсу, «светская гуманистическая традиция — это традиция неповиновения, традиция, восходящая к Древней Греции. Даже в греческой мифологии можно увидеть гуманистические темы, которые редко, если вообще когда-либо, проявляются в мифологиях других культур. И уж точно они не были повторены современными религиями.Лучшим примером здесь является персонаж Прометей9.0007 «Прометей выделяется тем, что древние греки боготворили его как человека, бросившего вызов Зевсу. Он украл огонь богов и низвел его на землю. За это он был наказан. И все же он продолжал свое неповиновение среди своих пыток. Это является корнем гуманистического вызова власти…

«Представьте, как была потрясена моя подруга, когда я рассказал ей о своем видении «Божьих моральных норм». Я сказал: «Если бы был такой бог, а это действительно были его идеальные нравственные принципы, я был бы терпим. Ведь Бог имеет право на собственное мнение!»

«Только гуманист склонен так говорить. Только гуманист может предположить, что даже если есть бог, можно не соглашаться с ним, с ней или с этим. ..

«Большая часть человеческого прогресса была вопреки религии или кажущемуся естественному порядку. Когда мы отклоняем молнию или эвакуируем город до того, как ударит торнадо, мы уменьшаем последствия так называемых «деяний Бога». Когда мы приземляемся на Луну, мы бросаем вызов гравитационному притяжению Земли. Когда мы ищем решение кризиса СПИДа, мы, по словам Джерри Фалуэлла, мешаем «Божьему наказанию гомосексуалистов».

«В политическом плане неповиновение религиозной и светской власти привело к демократии, правам человека и даже защите окружающей среды. Гуманисты не извиняются за это. Гуманисты не искажают библейскую доктрину, чтобы оправдать такие действия. ответ и гордиться этим. Ибо это часть традиции» (там же).

Гуманисты очень гордятся своей традицией неповиновения авторитетам (в том числе и Божьим) и верят, что их действия сделали мир лучше для жизни. Они считают, что их подход более заботлив и внимателен к людям, и что их образ мышления превосходит другие.

Светские гуманисты с гордостью заявляют, что их философия существует здесь и сейчас, а не в какой-то воображаемой жизни после смерти. Большинство отвергает религиозные представления о грехе, вине, вере, власти, откровении и даже о Боге, которые они считают произвольными и суеверными. Они верят в эволюцию — в то, что человек развился на земле со всеми способностями внутри себя для создания мирного, счастливого общества.

Они верят, что у нас, людей, есть только одна жизнь, и что каждый человек должен иметь право прожить ее по своему усмотрению. Они являются сторонниками современных сексуальных ценностей, определяемых самими людьми, и поддерживают все современные представления о правах человека, включая право женщины на аборт, если она того пожелает.

Светские гуманисты гордятся своей защитой светского государства и искренне борются за отделение церкви от государства. Они гордятся тем «прогрессом», который они принесли Европе и Соединенным Штатам в этих областях. Прежде всего, они наслаждаются просветлением, которое приходит к людям, когда они отбрасывают предвзятые идеи и думают самостоятельно (см. также Британскую гуманистическую ассоциацию, www.humanism.org.uk/site/cms/contentChapterView.asp?chapter=309).

Происхождение гуманизма

В то время как современные гуманисты указывают на Прометея в греческой мифологии как на героя, бросившего вызов Зевсу, реальное происхождение людей, бросающих вызов Богу и мыслящих самостоятельно, восходит к Адаму и Еве в Эдемском саду. Здесь сатана, представленный змеем, предложил Еве самой подумать о том, есть ли плод, который Бог запретил. Он предположил, что, принимая собственное решение, она уподобится Богу и сможет сама решать, что хорошо, а что плохо (Бытие 3:1-5 Бытие 3:1-5 [1]). поле, которое создал Господь Бог, и сказал жене: правда ли, сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? [2] И сказала женщина змею: мы можем есть плоды с деревьев в саду; (3) А плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. (4) И сказал змей жене: ты не умрешь; (5) Ибо знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
Американский король Джеймс Версия ×).

Сатана представил Еве основополагающую философию самоопределения как мышление более высокого уровня — что-то позитивное и хорошее для нее. Сатана предложил Еве отказаться от Божьих правил и думать самостоятельно. Основываясь на том, что сатана рекламировал гуманизм, Ева была обманута (1 Тимофею 2:14 1 Тимофею 2:14 И не Адам был прельщен, но обманутая женщина была в согрешении.
Американский король Иаков Версия ×). Она съела запретный плод и дала его Адаму, который сделал то же самое.

Принимая решение съесть плод, Ева рассудила, что на самом деле ей не нужно слушаться Бога. Конечно, результат действий Адама и Евы был для них трагичен (они потеряли доступ к Древу Жизни, представляющему вечную жизнь, Бытие 3:22-24 Бытие 3:22-24 [22] И сказал ГОСПОДЬ Бог: Вот, человек стал как один из нас, знающий добро и зло; и теперь, как бы он не простер руку свою и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно: (23) И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. (24) И изгнал человека того; и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Американский король Иаков Версия ×) и трагическая для всего человечества впоследствии (смерть пришла ко всем из-за греха, Римлянам 5:12 Римлянам 5:12 Почему, как одним человеком грех вошел в мир, и смерть грехом ; и так смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили:
Американский король Джеймс Версия ×).

Призыв к гуманизму

Преимущество современного гуманизма в том, что эта философия предназначена для образованных людей, которые заботятся о других людях и хотят сделать этот мир лучшим местом для жизни. Обратите внимание на следующие цитаты современных гуманистов:

«Гуманисты признают, что только когда люди чувствуют себя свободными думать самостоятельно, руководствуясь разумом, они лучше всего способны развивать ценности, которые успешно удовлетворяют человеческие потребности и служат человеческим интересам» — Айзек Азимов, писатель и бывший президент Американской гуманистической ассоциации.

«Мне кажется, что идея личного Бога есть антропологическое понятие, которое я не могу принимать всерьез. Я также не могу представить себе какую-то волю или цель вне человеческой сферы… Науку обвиняли в подрыве нравственности, но это обвинение несправедливо. Этическое поведение человека должно быть основано на сочувствии, воспитании, социальных связях и потребностях, никакая религиозная основа не требуется Человек действительно был бы в бедственном положении, если бы его сдерживали страх наказания и надежда на награду после смерти. «— Альберт Эйнштейн, ученый, лауреат Нобелевской премии по физике, создатель теории относительности.

«Когда мы говорим о равенстве, о женщинах и мужчинах, о черных и белых, обо всех людях в мире, мы говорим о гуманизме», — Глория Стайнем, основательница журнала Ms., лауреат премии Humanist Pioneer.

«Гуманизм во всей его простоте есть единственная подлинная духовность» — Альберт Швейцер, получающий Нобелевскую премию мира.

«Гуманизм есть философия радостного служения на благо всего человечества, применения новых идей научного прогресса на благо всех» — Лайнус Полинг, ученый, гуманист года в 1961 г., лауреат Нобелевской премии по химии в 1954 г., Нобелевской премии мира в 1962 г. (www.americanhumanist.org/humanism/famous.html).

Светский гуманизм был особенно успешным в западных обществах. По данным социолога Джорджа Барны, проведенного 8 октября 2002 г., «большинство американцев считают, что истина может быть открыта только с помощью логики, человеческого мышления и личного опыта». Большинство американцев (54%) поддерживают эту точку зрения, которая противоречит как традиционной протестантской вере в то, что Библия является источником истины, так и католической точке зрения, согласно которой Библия и авторитет папы передают истину» («Американцы черпают теологические убеждения из Различные точки зрения», www.barna.org/FlexPage.aspx?Page=BarnaUpdate&BarnaUpdateID=122, курсив везде добавлен).

Размышляя о последствиях этого опроса, Барна написал: «За последние 20 лет мы наблюдаем, как богословские взгляды нации постепенно все меньше согласуются с Библией. но факты говорят об обратном.Христиане все чаще принимают духовные воззрения, происходящие из ислама, викки, светского гуманизма , восточных религий и других источников.

«Поскольку мы остаемся обществом, в значительной степени неграмотным по Библии, мало кто встревожен или даже осознает сползание к синкретизму — системе верований, которая слепо сочетает верования из множества различных точек зрения» (там же).

«Опросы религиозных убеждений в Великобритании показали, что 30-40% (и 65% молодых людей) объявляют себя атеистами или агностиками. жизни большинства из тех, кто называет себя христианами. Многие люди, даже если они не называют себя гуманистами, живут по изложенным выше [гуманистическим] принципам, и многие тысячи ежегодно пользуются услугами Британской гуманистической ассоциации. вершина очень большого айсберга» (www. humanism.org.uk/site/cms/contentChapterView.asp?chapter=309).

Бог о современном гуманизме

Хотя сотворен Богом с изумительной сложностью (Давид признал, что он был «чудесно сотворен», Псалтирь 139:14 Псалтирь 139:14 Я прославлю Тебя, ибо я дивно и дивно устроен: чудны Твои дела, и что моя душа хорошо знает
Американский король Джеймс Версия ×), мы, люди, не были созданы с врожденными знаниями, чтобы адекватно принимать каждое решение о том, как нам лучше жить. Как объяснял пророк Иеремия: «Господи, я знаю, что путь человека не в нем самом, и не в том, кто идет, чтобы направлять свои стопы» (Иеремия 10:23 9).0005 Jeremiah 10:23 Господи, я знаю, что путь человека не в нем самом, и не во власти идущего направлять стопы свои.
Американская версия короля Джеймса ×).

По иронии судьбы, отправная точка для лучшей жизни — жизнь с избытком, которой Бог хочет, чтобы каждый из нас наслаждался (Иоанна 10:10 Иоанна 10:10 Вор приходит не для того, чтобы украсть, убить и погубить: Я пришел для того, чтобы они имели жизнь и имели ее с избытком
Американский король Джеймс Версия ×) — это признание той важной библейской истины, что у нас самих нет ответов на все вопросы и что мы нуждаемся в Божьих наставлениях.

Когда люди верят, что Бога нет и что у них есть ответы на все жизненные вопросы, они обманываются. Давид писал: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Псалтирь 14:1 Псалтирь 14:1 ) Сказал безумец в сердце своем: нет Бога. мерзости, нет делающего добро.
Американский король Джеймс Версия ×). Отрицая существование Бога, люди, по сути, безрассудно делают себя Богом.

Отрицая Бога, люди невольно открывают себя ошибочному мышлению. В письме к римлянам Павел объяснял, как развивается такое ошибочное мышление: «Ибо от сотворения мира невидимые Его атрибуты ясно видны, будучи разумеемы сотворенными, даже Его вечная сила и Божество, так что они вне извинение, что, хотя они и познали Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели» (Римлянам 1:20-20). 22 Римлянам 1:20-22 [20] Ибо невидимое в Нем от сотворения мира ясно видно, познаваемое под сотворенным, даже Его вечная сила и Божество; чтобы они были без извинения: [21] Потому что, познав Бога, они не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили; но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце. (22) Называя себя мудрыми, обезумели,
Американский король Джеймс Версия ×).

Заменив «истину Божию на ложь [о том, что не было Бога, чтобы объяснять людям, как жить]», люди «поклонялись и служили твари [себе] вместо Творца» (стих 25). Это ошибочное мышление привело к принятию сексуальной безнравственности, включая гомосексуальность, ненависть к Богу и неспособность должным образом отличить добро от зла ​​(стихи 26-31). Таким образом, гуманизм игнорирует уроки тысячелетней истории и человеческого опыта, разъясненные в Библии.

Никому из нас не нужно следовать приведенному выше рецепту катастрофы. Вместо этого мы можем принять решение признать Бога и Его указания на пути к счастью.

Если вас бомбардирует современный гуманизм и вы не знаете, во что верить, закажите наши бесплатные брошюры Главный вопрос жизни: существует ли Бог? , Правда ли в Библии? и Какова твоя судьба? Все книги можно заказать, загрузить или прочитать с нашего веб-сайта www. ucg.org/booklets. Все это поможет вам понять последствия выбора между Богом и современным гуманизмом.

Бог не хочет, чтобы кто-то был обманут. Помните этот важный совет: «Берегитесь, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Колоссянам 2:8 Колоссянам 2:8 Берегитесь, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.
Американский король Иаков Версия ×). ООН


Организации Объединенных Наций в 60 лет: признаки недостатков гуманизма

Говард Дэвис

Организация Объединенных Наций: нет лучшего места, где каждый день демонстрируется человеческий потенциал добра и зла или где круглосуточно и без выходных демонстрируются гениальность и фундаментальные проблемы человеческой природы.

Когда я посетил штаб-квартиру ООН в июне, один сотрудник ООН в интервью подытожил для меня ее основную проблему: «Это отличная идея, но люди несовершенны».

Рассмотрим лишь несколько недостатков Организации Объединенных Наций:

• «Скандал с иракской нефтью в обмен на продовольствие, спонсируемый ООН, вероятно, является величайшей финансовой аферой в мировой истории», — сказал мне бывший сотрудник Государственного департамента США Джек Скраггс. Ранее он работал послом США в ООН.

Совет Безопасности ООН создал программу «Нефть в обмен на продовольствие» в 1995 году для оказания гуманитарной помощи иракскому народу, пострадавшему от санкций, введенных против Ирака после поражения Саддама Хусейна в первой войне в Персидском заливе. Согласно его условиям, Ирак мог продавать сырую нефть через ООН, а вырученные средства должны были быть тщательно распределены на гуманитарную еду и помощь обратно иракскому народу, чтобы гарантировать, что диктатура Саддама не получит прибыли.

Теперь выясняется, что десятки миллиардов долларов могли быть украдены у народа Ирака, когда доходы от нефти пошли на личные банковские счета многих чиновников, компаний и даже миллиарды самому Саддаму.

• Было несколько периодов, когда ООН использовалась для сохранения или установления мира, но гораздо чаще она была неспособна предотвратить войну или геноцид.

Корея, Шестидневная война, Вьетнам, Камбоджа, Биафра, Судан, Руанда, советское вторжение в Афганистан, ирано-иракская война, Босния, гражданская война в Анголе, продолжающаяся война в Республике Конго и многое другое. примеры врожденной неспособности людей управлять собой мирно.

• Другие недавние неудачи ООН включают изнасилование женщин миротворцами ООН в Республике Конго и нескольких других горячих точках мира, потворство режимам-изгоям, постоянную антиамериканскую и антиизраильскую риторику и щедрые административные расходы.

Высокие идеалы ООН — одна из лучших попыток человека принести мир и процветание, но оказывается, что они просто воздействуют на человеческую расу, которая глубоко порочна, и на мировую систему, которая ядовито слепа в своем эгоизме. Организация Объединенных Наций ничего не может сделать для решения этих глубинных проблем. Вот почему божественное вмешательство необходимо для исправления основ.

— (Отрывки из статей, представленных для Сентябрь/Октябрь Хорошие новости .)

о гуманизме в прошлом и настоящем

Есть ли и может ли быть место гуманизму в мире двадцать первого века? Остались ли после ужасных событий прошлого века какие-либо основания полагать, что человечество еще может прийти к тому, чтобы рассматривать жизнь и счастье людей как высшую ценность, которую следует лелеять и всячески поощрять?

Вот некоторые из вопросов, включенных в широкий общий вопрос о том, может ли гуманизм и как концепция, и как реальный идеал все еще обладать силой, помогающей формировать ход человеческих дел. На Западе гуманизм впервые зародился в Греции в четвертом и пятом веках до нашей эры, в эпоху Платона и Аристотеля. Именно софисты, будучи учителями V века, создали гуманизм как культурно-просветительскую программу или payeia направлен на разностороннее развитие способностей человека и создание высшего совершенства, на которое он был способен. «Неисследованная жизнь, — записал Сократ в «Апологии » Платона, — не стоит того, чтобы жить». Действительно, хотя в греческом языке не было слова для гуманизма, забота о человеке и его достоинстве стала в этот период греческой мысли в драме, философии и истории в центре внимания. И поэтому Софокл писал: «Чудес много, и нет ничего чудеснее человека».

Греческий гуманизм сохранялся среди преемников Платона и Аристотеля, но, хотя он включал в себя непреходящие ценности, он не был подношением всему человечеству. Это была культурная программа, предназначенная преимущественно для элиты свободных людей аристократического происхождения и независимых средств, у которых было свободное время для стремления к совершенству. Это было основано на идее врожденного превосходства грека над варваром. Он возник и развивался в эпоху междоусобных войн между греческими городами и продлился до времени завоеваний Александра Македонского. Он считал само собой разумеющимся существование войны и института человеческого рабства как постоянных черт человеческого общества.

Гуманизм, развившийся в республиканском Риме, основывался на подобных ценностях. Римляне республики были одним из самых хищных народов в мировой истории, а также одним из величайших полководцев, государственных деятелей, строителей империи, правителей, законодателей и администраторов. В I веке до н. э., в последние годы республики, до того, как наследник Юлия Цезаря Август получил единоличную власть, Цицерон, римский консул и представитель республиканского правящего класса, определил гуманизм таким образом, который оставался влиятельным на протяжении столетий. Для него гуманизм был образовательной и культурной программой и идеалом, выраженным в концепции гуманитас .

Этот латинский термин обозначал ряд предметов — философию, историю, литературу, риторику и обучение ораторскому искусству, — которые считались составными частями гуманитарного образования, а также относился к моральным атрибутам человечности, филантропии или благотворительности. , нежность и доброта. Кое-что из сущности цицероновского гуманизма можно выразить словами, которыми английский поэт XVII века Джон Мильтон, христианский гуманист, определил природу образования. В 1644 году Мильтон писал, что «полное и щедрое образование» — под которым он имел в виду образование джентльмена — это то, что «подготавливает человека к справедливому, искусному и великодушному исполнению всех обязанностей, как личных, так и общественных, связанных с миром». и война».

Существовал также средневековый гуманизм, характер которого совсем недавно прослеживается в последних произведениях великого английского медиевиста Р. В. Саузерна. Этот гуманизм появился как часть обновления цивилизации, последовавшего за концом Римской империи и языческой культуры на Западе и постепенным появлением нового христианского и феодального общества в раннем Средневековье. Соборные школы и новые университеты Парижа и некоторых итальянских городов затем стали центрами трех дисциплин, составлявших основу порядка и цивилизации в средневековой Европе: гуманитарных наук, римского и канонического права и богословия. Наряду с этими дисциплинами средневековое изучение произведений Аристотеля в латинских переводах было, пожалуй, единственной важнейшей интеллектуальной основой схоластического гуманизма. Другой основой была вера в достоинство человеческой природы, которое мыслители-схоласты отождествляли со способностью человеческого разума воспринимать величие мироздания, принципы природы и божественную цель творения. Но схоластический гуманизм не был общей социальной программой, основанной на идеале человеческого совершенства; это был избранный тип высшего образования, предназначенный для меньшинства духовенства, которое поступало в университет, чтобы получить подготовку в качестве теологов и учителей или занять свое место в качестве чиновников в папском и церковном правительстве или на экспертной службе светских правителей.

Из всех основных версий гуманизма ренессансный гуманизм, развившийся в Италии в четырнадцатом и пятнадцатом веках, был самым влиятельным. Гуманизм эпохи Возрождения не был ни антихристианским, ни нерелигиозным, но он все больше сосредоточивался на человеческих интересах и моральных проблемах, а не на религии. Человеческое достоинство, ценность активной жизни в мире и наличие у человека свободы воли делать добро или зло были одними из существенных предпосылок этого гуманизма. И все же, как и предшествовавшие ему гуманизмы, он являл собой пример элитарного идеала; его высшей целью было воспитание джентльменов-христиан — классически образованных, нравственно здравых, совершенных в искусстве устной и письменной речи, способных давать советы и служить в правительствах королей, принцев и городов и обладающих манерами, позволяющими создать достойные доверия появление при царских и княжеских дворах.

Концепция культуры и образования, предложенная гуманизмом в пятнадцатом и шестнадцатом веках, установила языки, литературу и мышление классической древности как основу надлежащего образования в западном мире. Обязательный греческий и латинский языки в школах были лишь одним из его следствий. Со временем и с приходом европейского Просвещения в конце семнадцатого и восемнадцатом веках гуманизм становился все более независимым от религии и иногда ассоциировался с деизмом, религиозным безразличием и неверием. Принцип достоинства человека оставался, но он часто поглощался философиями, противостоящими религии, возвышавшими человеческий разум и науку как растворитель всех потусторонних верований и суеверий и возводившими на престол человечество и его прогресс как высший смысл жизни. история.

В девятнадцатом веке гуманистические ценности столкнулись с растущим значением физических и биологических наук, появлением социальных наук, таких как политическая экономия и социология, и соперничеством новых и современных предметов, которые стремились получить доступ к образовательным учебный план. Так что к концу века гуманитарные дисциплины были лишь одной нитью в сложной ткани гуманитарного образования. Этот крах гуманизма был предвосхищен философией Ницше с ее призывом к воле к власти и вызовом вере в истину, а также теориями Зигмунда Фрейда, подчеркивавшего иррациональные силы и сексуальные влечения бессознательного при объяснении человеческого существа. личность.

В течение двадцатого века в концепции человека перестали господствовать гуманистические предположения, поэтому человек теперь не только отделился от Бога, но и, с господством натуралистической точки зрения, перестал рассматриваться как особое существо. Затмение гуманизма было в значительной степени завершено чудовищной и бессмысленной бойней Первой мировой войны и последовавшим за ней разочарованием. После этого западная вера в прогресс была в значительной степени отброшена, а вместе с ней и гуманистическая вера в достоинство и благородство человека, которые больше не казались большинству интеллектуалов несостоятельными.

Я счел необходимым представить краткий очерк истории гуманизма, чтобы передать представление о том внушительном месте, которое гуманизм когда-то занимал в западной культуре, и о его угасании в течение прошлого века.

Самая важная философская дискуссия о гуманизме после окончания Второй мировой войны ясно показывает, что философия антигуманизма стала преобладающей тенденцией в западной мысли. Эта дискуссия велась в основном среди французских мыслителей, хотя она также имела широкое влияние за пределами Франции в форме постмодернизма. Он начался с провозглашения гуманизма в экзистенциалистской философии Жан-Поля Сартра и продолжился критическим ответом Мартина Хайдеггера на провозглашение Сартра и его последующее влияние.

В 1946 году, в ответ на возражения коммунистической и христианской критики о том, что его философия изображает человеческую жизнь уродливой и бессмысленной, Сартр защищал свои взгляды в лекции, утверждая, что экзистенциализм является разновидностью гуманизма. Фундаментальные предпосылки его аргумента заключались в том, что нет Бога, который говорил бы нам, что мы должны делать, что нет человеческой сущности, которая определяла бы наши цели, и что человек, случайно брошенный в существование, вынужден строить свою жизнь собственными силами. личный выбор и действия.

Гуманизм Сартра, мне кажется, вообще очень убогий вид гуманизма, основанный на ряде непоследовательностей. Среди других недостатков это гуманизм, совершенно лишенный содержания, поскольку он не предлагает объективных причин или принципов для нашего решения действовать так, а не иначе. Он призывает нас к обязательству, но не к чему-то конкретному и без каких-либо принципов оправдания. И когда она, наконец, предлагает такие принципы, как, например, что нельзя жестоко обращаться с людьми, она только импортирует их из традиционной этики.

Через год после лекции Сартра Хайдеггер написал свое Письмо о гуманизме по просьбе Жана Бофре, французского ученика, который считал его величайшим из ныне живущих философов. Главный вопрос, который Бофре задал Хайдеггеру, звучал так: «Как мы можем восстановить значение слова «гуманизм»?» Цель Бофре в изучении взглядов Хайдеггера отчасти заключалась в том, чтобы бросить вызов нынешнему господству Сартра над экзистенциализмом. Но он также надеялся, что включение немецкого философа во французскую дискуссию поможет восстановить репутацию Хайдеггера, которая была сильно скомпрометирована его прежним одобрением Гитлера и нацизма как спасения Германии и Запада.

Хорошо известные взгляды Хайдеггера — его ненависть к современности, его уверенность в упадке западной мысли и культуры, его предположение, что он — единственный философ, превосходно понимающий, что такое философское мышление, и его презрение к демократии и т. д. — пронизывают его Письмо о гуманизме . Письмо также опирается на изначальную концепцию Бытия, на убеждение в отказе от Бытия в западной философии и на необходимость преодоления метафизики.

Согласно Хайдеггеру, каждый тип гуманизма, будь то эллинский, римский, христианский или марксистский, ставит человека в центр и претендует на определение сущности человека. Тем не менее, утверждает он, каждый тип не может задаться вопросом об истине Бытия, и каждый способствует разрушительной цели человека — навязать свое господство над миром и природой, планетарному господству техники и тому, что Хайдеггер оплакивает как бездомность человека в мире. Поэтому, отвечая на вопрос Бофре о том, как восстановить значение слова «гуманизм», он предполагает, что было бы лучше вообще отказаться от этого слова из-за вреда, который оно нанесло, отвернув философию от Бытия.

После появления во Франции письма Хайдеггера неудивительно, что идея гуманизма подверглась дискредитации. Начиная с 1950-х и 1960-х годов самые выдающиеся французские мыслители разделяли общий антигуманизм, и, как заметил французский философ Винсент Декомб, «гуманизм стал предметом насмешек. .. . . быть занесенным в коллекцию выброшенных «измов». Среди современных французских мыслителей, пожалуй, самым известным представителем антигуманизма является Мишель Фуко. Это был Фуко, писавший в Порядок Вещей , объявивший «смерть человека» — и так ставший международной знаменитостью. Чрезмерно абстрактный и раздутый стиль рассуждений Фуко, бессодержательность многих его обобщений и многочисленные существенные фактические ошибки, на которые указывали многие ученые, показывают, что он далеко не точный и не заслуживающий доверия историк. Поэтому, когда он ошибочно заявляет в «Порядке вещей» , что концепция человека есть недавнее изобретение, не ранее конца восемнадцатого века, и продолжает выражать надежду, что человек близок к своему концу в философии и гуманитарных наук, не может не вызывать удивления тот факт, что его теории оказали такое влияние на литературоведение и культурологию, историю и социологию за последние три десятилетия.

Частью объяснения, конечно же, является карающее влияние недавней истории. После Холокоста и недавних злодеяний в Камбодже, Боснии и Руанде многие из нас считают невыносимым слышать упоминания о достоинстве или благородстве человека. Тем не менее принцип человеческого достоинства остается важнейшей концепцией любой жизнеспособной философии гуманизма нашего времени.

Этот принцип, конечно, не отрицает ни животных черт человека, ни его родства с другими живыми существами, ни того факта, что он является частью природы и возник в результате творческого процесса эволюции, породившего во времени жизнь во всем ее огромном и удивительном разнообразии. Утверждение достоинства и особого положения человека основано на основаниях, которые кажутся мне бесспорными. Они заключаются в том, что люди, безусловно, являются самыми разумными существами, населяющими Землю, и, возможно, также, насколько нам известно в настоящее время в наших поисках внеземной жизни, самыми разумными существами, которые существуют во Вселенной. Они также являются единственными творениями природы на Земле, которые сформировали прогрессивные моральные кодексы, предписывающие любовь, заботу, сострадание и заботу о своих ближних и других живых существах, и которые с помощью своего интеллекта и благодаря своей исключительной и бесценной прерогативе языка достигли великих, постоянно растущих знаний о физическом, социальном и культурном мирах и о своем собственном историческом прошлом.

Если возрожденный гуманизм возможен, мы не сомневаемся, что он должен быть действительно универсальным — чем-то, чего никогда не было в прошлом западном гуманизме. Но чтобы добиться этой универсальности, новый гуманизм должен достичь modus vivendi с религией, противником которой, начиная с эпохи Просвещения, все чаще становится западный гуманизм. Тем не менее я думаю, что согласие между гуманизмом и религией возможно в любом обществе, где, как в современном западном мире, государство и организованная религия полностью принимают принципы и практику религиозной, политической и интеллектуальной терпимости, свободы и свободы. плюрализм.

Придерживаясь этой точки зрения, я нахожу поддержку в концепции американского философа Джона Ролза о «перекрывающемся консенсусе». В либеральном обществе, как он указывает, люди могут разумно расходиться во мнениях относительно некоторых своих основных убеждений и представлений о добре. Но те, кто не согласен, могут, тем не менее, мирно жить вместе в своих разногласиях как часть перекрывающегося консенсуса, потому что они разделяют фундаментальные разумные ценности плюрализма и взаимной терпимости. Поэтому при условии, что институциональная религия отказывается от поддержки государства и признает за каждым свободу совести, гуманизм может не только мирно сосуществовать с религией, но и должен найти возможность вступить с ней в диалог на основе общих ценностей. что оба они утверждают.

Я считаю, что концепция прав человека является лучшей основой для нового гуманизма. В 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Всеобщую декларацию прав человека , которая утверждает равные политические, социальные и экономические права для всех людей, независимо от расы, цвета кожи, религии и этнической принадлежности. Что касается обновленного гуманизма, права, на которые люди могут обоснованно претендовать сверх тех, которые уже гарантированы им в современных демократических обществах, и насколько далеко может быть расширен принцип прав человека, не теряя себя в утопизме или не вступая в противоречие с ценностью политической свободы как таковой — оба вопроса должны решаться философскими и политическими дебатами. Такой гуманизм может основываться только на демократии, потому что это единственная система правления, признающая свободу и права личности и обеспечивающая равное гражданство и мирные перемены. Такой гуманизм также поддерживал бы принцип полной свободы вероисповедания, осуждал бы любое религиозное насилие и ненависть и способствовал бы терпимости и взаимопониманию между различными религиозными общинами.

Гуманизм также должен иметь возможность принимать участие в дискуссии в современном обществе, которая сопоставляет глубокие и тревожные проблемы, возникающие в результате научно-технического прогресса, с обнадеживающими перспективами улучшения человечества, которые создают наука и технология. Мне кажется очевидным, что гуманизм должен раз и навсегда отказаться от той враждебности и равнодушия, которые его представители в прошлом часто проявляли к науке, чтобы прийти к соприкосновению с наукой как с одним из величайших интеллектуальных достижений человечества. В рамках такого идеала гуманизм, безусловно, должен был бы включать экологическую этику как неотъемлемый компонент современных человеческих ценностей.

Размышляя о великой истории гуманизма и его вере в человеческое достоинство, я не могу думать, что гуманизм стал устаревшей философией. Напротив, мне кажется, что обновленный гуманизм, зародышем которого является принцип прав человека, вобрал бы в себя многие чаяния людей мира в эту эпоху глобального взаимодействия и коммуникации. Вместе с французским поэтом Франсисом Понжем я убежден, что «l’homme est l’avenir de l’homme» — человек — это будущее человека. Я также согласен с выдающимся французским историком Фернаном Броделем, который несколько лет назад в эссе по истории цивилизации отмечал единство и многообразие мира и озвучивал необходимость «современного гуманизма»:

способ надеяться или желать, чтобы люди были братьями друг с другом, желать, чтобы цивилизации, каждая в отдельности и все вместе, спасли себя и спасли нас. Это означает принять и надеяться, что двери будущего должны быть широко открыты для настоящего, за пределами всех неудач, упадков и катастроф, предсказанных странными пророками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *