Память человеческая это: Из чего состоит человеческая память. Принципы работы памяти.

Из чего состоит человеческая память. Принципы работы памяти.

Из чего состоит человеческая память. Принципы работы памяти.

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 11 декабря, 2021

Память людей – способность мозга, которая лежит в основе других когнитивных функций. Она дает людям способность запечатлевать текущие явления, сохранять в сознании и подсознании. Так мы накапливаем знания и опыт, используем полученную ранее информацию тогда, когда она нужна, то есть – вспоминаем [1].

Почему при реконструкции события, два человека, участвовавшие в нем, описывают произошедшее по-разному? Причина в одном неприятном моменте: обрывочности, фрагментированности запоминания. Порой, такое качество мешает усваивать информацию, но это часто исправимо.

Содержание статьи:

  • 1 Виды памяти человека
    • 1.
      1 Этапы запоминания
    • 1.2 Временные параметры
    • 1.3 По характеру воспоминаний
    • 1.4 По типу данных
    • 1.5 Волевые параметры
  • 2 Связь памяти с психикой
    • 2.1 Эмоции укрепляют
    • 2.2 Мотивация к усвоению
    • 2.3 Личностные ценности
  • 3 Законы работы памяти
  • 4 Искажения памяти
  • 5 Список использованной литературы

Виды памяти человека

Человеческая память обладает целым рядом особенностей, сделавших нас доминирующим видом на планете. Она позволяет нам обрести сознание, формирует портрет личности.

Каждый из нас строит свое поведение, исходя из суждений и реакций, сформировавшихся на основе полученного ранее опыта. За это отвечают соответствующие процессы: запоминание, сохранение, припоминание, узнавание и забывание.

В статье мы рассмотрим все о памяти человека и расскажем, про ее особенности.

Этапы запоминания

Начнем с того, что воспоминание, для его формирования, проходит три этапа:

  1. Восприятие информации через зрение, слух, касание, эмоцию и т. д.
  2. Обработка сигналов в коре и подкорковых структурах (гиппокамп, лимбическая система, височная доля) [2].
  3. Формирование устойчивых следовых структур в коре полушарий, то, что называется долговременной памятью. Считается, что происходит это во время сна.

Изучая процессы, протекающие в мозгу, специфику реакции человека, методы запоминания и воспроизведения информации, ученые выделили из чего состоит память человека, выделив ее виды.

Временные параметры

Характеризует то, насколько долго запечатлевается событие. Бывает:

  • мгновенной или сенсорной, работает до ½ секунды;
  • кратковременной, сохраняет обобщенный образ в пределах 20 секунд;
  • оперативной, харит данные на время решения поставленной задачи;
  • долговременная – та, что позволяет вспоминать таблицу умножения спустя десятилетия.

По характеру воспоминаний

Эксплицитная и имплицитная. Первый вариант предполагает, что запомненное вы сможете произвести собственным волевым усилием, когда захотите что-то вспомнить. А имплицитная память работает “на автомате”, выдавая образы без волевого усилия. Например, человека бросает в дрожь, когда он видит табличку “Стоматолог”, хоть ему туда и не нужно.

В той же категории рассматривают ретроспективный и проспективный типы. Ретроспективная память – это воспоминания о уже произошедших событиях, то есть прошлое. В то время как проспективная – будущее, предполагаемая информация о делах и событиях, которые вы наметили для себя в будущем.

Нужна для стратегического мышления.

По типу данных

Здесь критерий – через какое восприятие человек получает информацию:

  1. эмоциональные переживания;
  2. вербальные источники – речь;
  3. двигательная память – заучивание движений, например;
  4. образная – через зрение, слух, сенсорные ощущения.

Волевые параметры

Произвольная и непроизвольная. Первый вариант – намеренное сохранение конкретной информации, имеющее цель и требующее определенных усилий и концентрации. Так учат стихи, рабочую информацию, номера телефонов.

Второй вид представляет собой немотивированное случайное запоминание информации, которая «прилипает» к цели данного момента, связывается с выполняемой деятельностью.

Связь памяти с психикой

Запоминание – непрерывный и не отграниченный от остального сознания человека процесс. Хотя суть памяти в том, чтобы сохранить ту или иную информацию, она также оказывается тесно переплетенной с эмоциональной сферой человека.

Рассматривая взаимоотношение психики личности и способности к сохранению информации, ученые выявили ряд закономерностей.

Эмоции укрепляют

Чувственная окраска запоминаемого связывается с информацией раз и навсегда. Приводит к тому, что вспоминать о положительном легче в добром состоянии духа. А вот негативные воспоминания проще восстановить, когда настроения нет.

При этом дополнительная эмоциональная окраска в момент запоминания повышает цепкость памяти [3].

Как и шансы на то, что информация отложится на долговременное хранение. В то время, как заученное без эмоциональной окраски, рискует быстро забываться.

Мотивация к усвоению

Типичная проблема в детском возрасте, когда ребенок не хочет заучивать школьные задания, невнимателен. Наличие или отсутствие мотивации делает воспоминание более или менее закрепленным, соответственно.

Не даром мы помним дела, которые так и не смогли или не успели завершить, остались с чувством недоделанности или недосказанности.

Личностные ценности

Человек запоминает события и данные выборочно, основываясь на распределении ее по ценности в данный момент. То, что кажется важным, центральным, мы запомним крепче, чем несущественные, по мнению сознания, детали.

Основоположник психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек забывает то, что для не представляет ценности для его сознательного и бессознательного.

Исследования подтверждают этот тезис.

Информация о памяти человека, каких-то событиях, явлениях, предметах, таким образом, накрепко связана с эмоциями. Причем не только теми, что возникали при поступлении информации, но и теми, что всплывают в ходе вспоминания.

Законы работы памяти

На протяжении веков ученые и философы пытались разобраться, как работает этот механизм нашего сознания. Почему у человека в принципе есть память и срабатывает она так, а не иначе.

Перечислим эти законы:

  • Закон позиционного эффекта. Различные элементы запоминаются лучше или хуже в зависимости от того, где располагается материал. Лучше всего закрепится информация, с которой вы столкнулись в начале и в конце работы. То, что было в середине потока данных, закрепляется в памяти не крепко. Поэтому значимые данные советуют учить первыми или последними.
  • Закон общего времени. Зависимость между количеством времени, которое тратится на запоминание информации, и длительностью способности воспроизвести ее. То есть, чем дольше вы это учите и повторяете, тем более продолжительное время будете это помнить [4].
  • Закон накопления и распределения повторений. Информация закрепится лучше, если повторять ее через, промежутки времени (сразу, спустя 20 минут, через 8 часов и через сутки). Не перегружайте сознание частым многоразовым повторением одного и того же.
  • Эффект новизны. Что-то необычное, выбивающееся из ряда подобных, заставляет обращать на себя внимание. А потому – запоминается лучше всего. Если выстроить ряд предметов или слов, добавив туда один отличающийся элемент, то лучше всего запомнится эта, инородная часть.

Сегодня сообщение о особенностях памяти человека – общая информация, позволяющая сделать вывод о том, как в его случае срабатывают законы этой функции мозга. А изменение ее состояния – важный повод для обращения к медикам. Ведь для процесса запоминания нужно, чтоб мозг был здоров и работал.

В клинике помогут определить, почему у вас ухудшается память. А выявив причину – устранить ее и восстановить способность к запоминанию. Даже усилят изначальные способности с помощью подобранного комплекса препаратов и тренировок.

Искажения памяти

Одним из явлений, связанных с памятью, выступает феномен искаженного запоминания.

Типы искажения воспоминаний:

  1. Полная потеря информации, амнезия. Травматические события, оставившие грубый след на психике, часто стираются. Также, повреждение определенных участков мозга, приводит к временной, частичной или полной потере воспоминаний.
  2. Ошибки в локализации и определении продолжительности происходившего. Так мы можем забыть точное место или длительность того, что происходило.
  3. Изменение последовательности цепочки событий или информации. Также путаемся в том, из какого источника получили данные.
  4. Пропадают из памяти фрагменты информации, воспоминание делается бледным и неполным.
  5. Сознание сочиняет дополнительные элементы воспоминания, заставляя верить в то, чего на самом деле не было [5]. Называется это ложными воспоминаниями, конфабуляцией.

Память каждого человека уникальна. Но, зная законы ее работы, мы способны тренировать ее так, чтоб получить заметный результат.

Это поможет научиться заучивать большие объемы информации.

Правда, для этого нужно найти метод, который подойдет конкретно вам. И регулярно выполнять упражнения, подобранные специалистами.

Список использованной литературы

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

особенности и принципы работы нашей памяти

Загадка человеческой памяти – одна из главных научных проблем XXI века, причем разрешать ее придется совместными усилиями химиков, физиков, биологов, физиологов, математиков и представителей других научных дисциплин. И хотя до полного понимания принципов работы памяти — того, что с нами происходит, когда мы «запоминаем», «забываем» и «вспоминаем вновь», еще далеко, важные открытия последних лет указывают правильный путь.

На сегодняшний день даже ответы на базовые вопросы — как работает память и что она собой представляет во времени и пространстве — могут состоять в основном из гипотез и предположений. Если говорить о пространстве, то до сих пор не очень понятно, как память организована и где конкретно в мозге расположена. Данные науки позволяют предположить, что элементы ее присутствуют везде, в каждой из областей нашего «серого вещества». Более того, одна и та же, казалось бы, информация может записываться в память в разных местах.

Например, установлено, что пространственная память (когда мы запоминаем некую впервые увиденную обстановку — комнату, улицу, пейзаж) связана с областью мозга под названием гиппокамп. Когда же мы попытаемся достать из памяти эту обстановку, скажем, десять лет спустя — то эта память уже будет извлечена из совсем другой области. Да, память может перемещаться внутри мозга, и лучше всего этот тезис иллюстрирует эксперимент, проведенный некогда с цыплятами. В жизни только что вылупившихся цыплят играет большую роль импринтинг — мгновенное обучение (а помещение в память — это и есть обучение). Например, цыпленок видит большой движущийся предмет и сразу «отпечатывает» в мозге: это мама-курица, надо следовать за ней. Но если через пять дней у цыпленка удалить часть мозга, ответственную за импринтинг, то выяснится, что… запомненный навык никуда не делся. Он переместился в другую область, и это доказывает, что для непосредственных результатов обучения есть одно хранилище, а для длительного его хранения — другое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Запоминаем с удовольствием

Но еще более удивительно, что такой четкой последовательности перемещения памяти из оперативной в постоянную, как это происходит в компьютере, в мозге нет. Рабочая память, фиксирующая непосредственные ощущения, одновременно запускает и другие механизмы памяти — среднесрочную и долговременную. Но мозг — система энергоемкая и потому старающаяся оптимизировать расходование своих ресурсов, в том числе и на память. Поэтому природой создана многоступенчатая система. Рабочая память быстро формируется и столь же быстро разрушается — для этого есть специальный механизм. А вот по-настоящему важные события записываются для долговременного хранения, важность же их подчеркивается эмоцией, отношением к информации.

На уровне физиологии эмоция — это включение мощнейших биохимических модулирующих систем. Эти системы выбрасывают гормоны-медиаторы, которые изменяют биохимию памяти в нужную сторону. Среди них, например, разнообразные гормоны удовольствия, названия которых напоминают не столько о нейрофизиологии, сколько о криминальной хронике: это морфины, опиоиды, каннабиноиды — то есть вырабатываемые нашим организмом наркотические вещества. В частности, эндоканнабиноиды генерируются прямо в синапсах — контактах нервных клеток. Они воздействуют на эффективность этих контактов и, таким образом, «поощряют» запись той или иной информации в память человека. Другие вещества из числа гормонов-медиаторов способны, наоборот, подавить процесс перемещения данных из рабочей памяти в долговременную.

Механизмы эмоционального, то есть биохимического подкрепления памяти сейчас активно изучаются. Проблема лишь в том, что лабораторные исследования подобного рода можно вести только на животных, но много ли способна рассказать нам о своих эмоциях лабораторная крыса?

Если мы что-то сохранили в памяти, то порой приходит время эту информацию вспомнить, то есть извлечь из памяти. Но правильно ли это слово «извлечь»? Судя по всему, не очень. Похоже, что механизмы памяти не извлекают информацию, а заново генерируют ее. Информации нет в этих механизмах, как нет в «железе» радиоприемника голоса или музыки. Но с приемником все ясно — он обрабатывает и преобразует принимаемый на антенну электромагнитный сигнал. Что за «сигнал» обрабатывается при извлечении памяти, где и как хранятся эти данные, сказать пока весьма затруднительно. Однако уже сейчас известно, что при воспоминании память переписывается заново, модифицируется, или по крайней мере это происходит с некоторыми видами памяти.

Не электричество, но химия

В поисках ответа на вопрос, как можно модифицировать или даже стереть память, в последние годы были сделаны важные открытия, и появился целый ряд работ, посвященных «молекуле памяти».

На самом деле такую молекулу или по крайней мере некий материальный носитель мысли и памяти пытались выделить уже лет двести, но все без особого успеха. В конце концов нейрофизиологи пришли к выводу, что ничего специфического для памяти в мозге нет: есть 100 млрд нейронов, есть 10 квадрильонов связей между ними и где-то там, в этой космических масштабов сети единообразно закодированы и память, и мысли, и поведение. Предпринимались попытки заблокировать отдельные химические вещества в мозге, и это приводило к изменению в памяти, но также и к изменению всей работы организма. И лишь в 2006 году появились первые работы о биохимической системе, которая, похоже, очень специфична именно для памяти. Ее блокада не вызывала никаких изменений ни в поведении, ни в способности к обучению — только потерю части памяти. Например, памяти об обстановке, если блокатор был введен в гиппокамп. Или об эмоциональном шоке, если блокатор вводился в амигдалу. Обнаруженная биохимическая система представляет собой белок, фермент под названием протеинкиназа М-зета, который контролирует другие белки.

Молекула работает в месте синаптического контакта — контакта между нейронами мозга. Тут надо сделать одно важное отступление и пояснить специфику этих самых контактов. Мозг часто уподобляют компьютеру, и потому многие думают, что связи между нейронами, которые и создают все то, что мы называем мышлением и памятью, имеют чисто электрическую природу. Но это не так. Язык синапсов — химия, здесь одни выделяемые молекулы, как ключ с замком, взаимодействуют с другими молекулами (рецепторами), и лишь потом начинаются электрические процессы. От того, сколько конкретных рецепторов будет доставлено по нервной клетке к месту контакта, зависит эффективность, большая пропускная способность синапса.

Белок с особыми свойствами

Протеинкиназа М-зета как раз контролирует доставку рецепторов по синапсу и таким образом увеличивает его эффективность. Когда эти молекулы включаются в работу одновременно в десятках тысяч синапсов, происходит перемаршрутизация сигналов, и общие свойства некой сети нейронов изменяются. Все это мало нам говорит о том, каким образом в этой перемаршрутизации закодированы изменения в памяти, но достоверно известно одно: если протеинкиназу М-зета заблокировать, память сотрется, ибо те химические связи, которые ее обеспечивают, работать не будут. У вновь открытой «молекулы» памяти есть ряд интереснейших особенностей.

Во-первых, она способна к самовоспроизводству. Если в результате обучения (то есть получения новой информации) в синапсе образовалась некая добавка в виде определенного количества протеинкиназы М-зета, то это количество может сохраняться там очень долгое время, несмотря на то что эта белковая молекула разлагается за три-четыре дня. Каким-то образом молекула мобилизует ресурсы клетки и обеспечивает синтез и доставку в место синаптического контакта новых молекул на замену выбывших.

Во-вторых, к интереснейшим особенностям протеинкиназы М-зета относится ее блокирование. Когда исследователям понадобилось получить вещество для экспериментов по блокированию «молекулы» памяти, они просто «прочитали» участок ее гена, в котором закодирован ее же собственный пептидный блокатор, и синтезировали его. Однако самой клеткой этот блокатор никогда не производится, и с какой целью эволюция оставила в геноме его код — неясно.

Третья важная особенность молекулы состоит в том, что и она сама, и ее блокатор имеют практически идентичный вид для всех живых существ с нервной системой. Это свидетельствует о том, что в лице протеинкиназы М-зета мы имеем дело с древнейшим адаптационным механизмом, на котором построена в том числе и человеческая память.

Конечно, протеинкиназа М-зета — не «молекула памяти» в том смысле, в котором ее надеялись найти ученые прошлого. Она не является материальным носителем запомненной информации, но, очевидно, выступает в качестве ключевого регулятора эффективности связей внутри мозга, инициирует возникновение новых конфигураций как результата обучения.

Внедриться в контакт

Сейчас эксперименты с блокатором протеинкиназы М-зета имеют в некотором смысле характер «стрельбы по площадям». Вещество вводится в определенные участки мозга подопытных животных с помощью очень тонкой иглы и выключает, таким образом, память сразу в больших функциональных блоках. Границы проникновения блокатора не всегда ясны, равно как и его концентрация в районе участка, выбранного в качестве цели. В итоге далеко не все эксперименты в этой области приносят однозначные результаты.

Подлинное понимание особенностей памяти и процессов, происходящих в ней, может дать работа на уровне отдельных синапсов, но для этого необходима адресная доставка блокатора в контакт между нейронами. На сегодняшний день это невозможно, но, поскольку такая задача перед наукой стоит, рано или поздно инструменты для ее решения появятся. Особые надежды возлагаются на оптогенетику. Установлено, что клеткой, в которой методами генной инженерии встроена возможность синтеза светочувствительного белка, можно управлять с помощью лазерного луча. И если такие манипуляции на уровне живых организмов пока не производятся, нечто подобное уже делается на основе выращенных клеточных культур, и результаты весьма впечатляющие.

Автор — доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, профессор, директор ИВНДиНФ РАН

Нейробиология памяти человека

. 2011;104(1):69-87.

Пьерлуиджи Фьетта 1 , Пьеранна Фьетта

принадлежность

  • 1 Отделение психиатрии, Aienda Ospedaliera di Lodi, Via Fleming 1, 26841 Casalpusterlengo, Lodi. [email protected]
  • PMID: 22220356

Пьерлуиджи Фьетта и др. Теор Биол Форум. 2011.

. 2011;104(1):69-87.

Авторы

Пьерлуиджи Фьетта 1 , Пьеранна Фьетта

принадлежность

  • 1 Отделение психиатрии, Aienda Ospedaliera di Lodi, Via Fleming 1, 26841 Casalpusterlengo, Lodi. [email protected]
  • PMID: 22220356

Абстрактный

Память можно определить как способность получать, обрабатывать, хранить и извлекать информацию. Память необходима для обучения, адаптации и выживания каждого живого организма. У человека процесс запоминания приобрел большую гибкость и сложность, достигнув тесной связи с другими психическими функциями, такими как мышление и эмоции. Изменения в синаптических связях и взаимодействиях между несколькими нейронными сетями обеспечивают нейробиологические субстраты для кодирования, сохранения и консолидации памяти. Память можно разделить на кратковременную и долговременную (в зависимости от временной продолжительности хранения), на имплицитную и эксплицитную память (в отношении сознания воспоминания), на декларативную (знание этого [факта]) и процедурную (знание как [навык]) память, или как сенсорная (эхическая, иконическая и гаптильная), семантическая и эпизодическая память (в соответствии с различными областями запоминания). Значительные успехи были достигнуты в понимании нейробиологии памяти, но многое еще предстоит изучить в ее когнитивных, психологических и феноменологических аспектах.

Похожие статьи

  • Модель систем памяти, основанная на режимах обработки, а не на сознании.

    Хенке К. Хенке К. Нат Рев Нейроски. 2010 июль; 11 (7): 523-32. doi: 10.1038/nrn2850. Нат Рев Нейроски. 2010. PMID: 20531422 Обзор.

  • [Влияние внимания на тест слухо-вербального обучения у больных шизофренией].

    Хьюгелет П., Никастро Р., Дзанелло А. Хьюгелет П. и др. Энцефал. 2002 июль-август; 28 (4): 291-7. Энцефал. 2002. PMID: 12232538 Французский.

  • Поведенческий анализ вклада гиппокампа и теменной коры в обработку информации: взаимодействия и диссоциации.

    Кеснер РП. Кеснер РП. Гиппокамп. 2000;10(4):483-90. doi: 10.1002/1098-1063(2000)10:43.0.CO;2-Z. Гиппокамп. 2000. PMID: 10985288 Обзор.

  • Отношения между системами памяти и стадиями сна.

    Рауш Г., Дегранж Б., Форе Дж., Юсташ Ф. Раукс Г. и соавт. J Сон Res. 2005 июнь; 14 (2): 123-40. doi: 10.1111/j.1365-2869.2005.00450.x. J Сон Res. 2005. PMID: 15910510 Обзор.

  • [Память и мозг — нейробиологические корреляты нарушений памяти].

    Калабрезе П., Маркович Х.Дж. Калабрезе П. и соавт. Fortschr Neurol Psychiatr. 2003 г., апрель 71(4):211-9. doi: 10.1055/s-2003-38506. Fortschr Neurol Psychiatr. 2003. PMID: 12677555 Обзор. Немецкий.

Посмотреть все похожие статьи

термины MeSH

Что такое память? — Человеческая память

Память — это наша способность кодировать, хранить, сохранять и впоследствии вспоминать информацию и прошлый опыт в человеческом мозгу. В общих чертах это можно рассматривать как использование прошлого опыта для воздействия или влияния на текущее поведение, будь то вскоре после обработки информации или много лет спустя.

Хотя заманчиво думать о памяти как о компьютерной памяти или записи на магнитную ленту, которую можно воспроизвести по желанию, человеческая память гораздо сложнее и изменчивее! Даже наши представления о том, как работает память, с годами изменились. Например, знаете ли вы, что в 19В 60-х годах теория, известная как клеточная память или клеточная память, предполагала, что все клетки тела, а не только клетки мозга, способны хранить воспоминания.

Это было основано на исследованиях передачи памяти с использованием плоских червей-каннибалов и на неофициальных свидетельствах трансплантаций органов, когда у реципиента, как сообщалось, развились новые привычки или воспоминания, но такие теории теперь считаются псевдонаучными и не получили широкого распространения. просматривал научные журналы.

Знаете ли вы?
Какое-то время в 1960-х годах предполагалось, что все клетки человеческого тела способны хранить воспоминания, а не только те, что находятся в мозгу. Эта идея известна как клеточная память или клеточная память.

Это было основано на исследованиях передачи памяти с использованием плоских червей-каннибалов и на неофициальных свидетельствах трансплантаций органов, когда у реципиента, как сообщалось, развились новые привычки или воспоминания, но такие теории теперь считаются псевдонаучными и не попали в рецензируемые научные журналы.

Система памяти

Память – это сумма того, что мы помним, и дает нам способность учиться и адаптироваться к предыдущему опыту, а также строить отношения. Это способность вспоминать прошлый опыт, а также способность или процесс вспоминания ранее изученных фактов, опыта, впечатлений, навыков и привычек. Это запас того, чему мы научились и сохранили в результате нашей деятельности или опыта, о чем свидетельствует модификация структуры или поведения, или воспоминание и узнавание.

В этом смысле ясно, что память — это не что-то одно, и память работает сложным образом. Память влечет за собой автобиографическую память, которая представляет собой информацию о нас самих по отношению к миру, есть изучение и запоминание фактов и даже мышечная память, которая помогает нам играть на музыкальных инструментах или ездить на велосипеде. Многое из этого попадает в нашу долговременную память или составляет процедурную память, эпизодическую память, сенсорную память и эксплицитную память, если назвать некоторые из них. И кодирование и извлечение памяти становятся проблематичными, когда речь идет о ложных воспоминаниях, потере памяти или нарушениях памяти.

Понимание человеческой памяти

Этимологически современное английское слово «memory» происходит от среднеанглийского memorie , которое в свою очередь происходит от англо-французского memoire или memorie , и в конечном счете от латинского memoria и memor , что означает «внимательный» или «запоминающий».

В более чем физиологических или неврологических терминах память — это в самом простом виде набор закодированных нейронных связей в мозгу. Это воссоздание или реконструкция прошлого опыта путем синхронного возбуждения нейронов, которые были вовлечены в первоначальный опыт.

Нейрон

Однако, как мы увидим, из-за способа кодирования памяти ее, возможно, лучше рассматривать как разновидность коллажа или мозаики, а не как в традиционном смысле набор записей, изображений или видеоклипы, хранящиеся в виде дискретных целых. Наши воспоминания не хранятся в нашем мозгу, как книги на полках библиотек, а на самом деле представляют собой реконструкции на лету из элементов, разбросанных по различным областям нашего мозга. И именно поэтому восстановление воспоминаний при стрессе или травме может быть особенно проблематичным, например, в уголовных расследованиях и свидетельских показаниях, потому что процесс консолидации памяти может вызвать появление ложных воспоминаний или потерю памяти человеком.

Знаете ли вы?
Недавние исследования показывают, что повторяющиеся приступы смены часовых поясов могут нанести вред височной доле, области мозга, важной для памяти, вызывая ее уменьшение в размерах и ухудшая результаты тестов пространственной памяти.

Считается, что гормоны стресса, такие как кортизол, высвобождаются организмом во время стресса (например, при нарушении сна, общем стрессе и усталости, вызванной длительными перелетами), ответственны за это ухудшение памяти и других умственных способностей.

Хранилища памяти

Недавние исследования показывают, что повторяющиеся приступы смены часовых поясов могут нанести вред височной доле, области мозга, важной для памяти, вызывая ее уменьшение в размерах и ухудшая результаты тестов пространственной памяти. .

Это касается не только смены часовых поясов, но и других форм лишения сна, которые влияют на способность мозга преобразовывать кратковременную память в долговременную — процесс, который происходит в основном во время сна. Считается, что гормоны стресса, такие как кортизол, высвобождаемые организмом во время стресса (например, при нарушении сна, общем стрессе и усталости, вызванной длительными перелетами), ответственны за это ухудшение памяти и других умственных способностей и когнитивных функций.

Разница между памятью и обучением

Память связана с человеческим обучением , но отличается от него, то есть с процессом, посредством которого мы приобретаем знания о мире и изменяем наше последующее поведение на основе сохраненной информации. Во время обучения нейроны, которые активируются вместе, чтобы произвести определенный опыт, изменяются таким образом, что они имеют тенденцию снова активироваться вместе. Например, мы изучаем новый язык, изучая его, но затем говорим на нем, используя нашу память и последующее извлечение выученных слов для самовыражения.

Таким образом, память зависит от обучения, поскольку позволяет нам сохранять и извлекать изученную информацию. Но обучение также в некоторой степени зависит от памяти и процесса поиска, поскольку знания, хранящиеся в нашей памяти, обеспечивают основу, с которой новые знания связываются ассоциацией и умозаключением . Эта способность людей обращаться к прошлым воспоминаниям, чтобы представить будущее и планировать будущие действия, является чрезвычайно полезным свойством для нашего выживания и развития как вида.

Почему память не похожа на компьютеры

С момента разработки компьютера в 1940-х годах под памятью понимается способность компьютера хранить информацию, подлежащую воспроизведению, а также физические компоненты компьютера, в которых хранится такая информация. информация хранится. Хотя действительно некоторые параллели между памятью компьютера и памятью человека существуют, существуют также некоторые фундаментальные и решающие различия в том, как мы описываем память; в основном, что человеческий мозг организован как распределенная сеть , в которой каждая клетка мозга создает тысячи соединений, а не представляет собой адресуемый набор дискретных файлов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *