Память это психология: 5. Память. Психология: конспект лекций

«Психология» («Общая психология»)

Параграф первый. Значение памяти в жизни человека.

Память есть у всех живых существ. Без памяти невозможна нормальная жизнедеятельность. Благодаря памяти человечество достигло огромных результатов в различных областях деятельности и культуры. Однако необходимо и дальше совершенствовать человеческую память, так как растет количество новой информации, вводится в эксплуатацию новейшая техника.

В психологии принято памятью называть процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

Механизмами функционирования памяти наука интересуется давно. Уже установлено, что некоторые отделы коры головного мозга отвечают за организацию процесса запоминания. Если, например, нарушить лимбическую систему — часть мозга, которая прилегает к переднему концу мозгового ствола, то у человека полностью исчезает способность что-либо запоминать. А если электрическим током раздражать височную часть больших полушарий головного мозга, то у человека могут появляться яркие воспоминания давно забытого.

Издавна человечество пыталось найти ключи к тайникам своей памяти. На земном шаре немало людей, обладающих феноменальной памятью. Например, маленькая жительница филиппинской столицы Шакре Луна (тысяча девятьсот восемьдесят девятого года рождения) в трехлетнем возрасте играет на пианино и скрипке, рисует картины масляными красками, поражает познаниями в области анатомии и астрономии. Она наизусть знает сорок одно стихотворение, классификацию нескольких десятков насекомых, планеты Солнечной системы. Поистине способности человека безграничны.

Основными функциями памяти являются запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Запоминание — один из процессов памяти, связанный с введением в память необходимой информации.

Сохранение — один из процессов памяти, направленный на хранение полученной информации.

Воспроизведение

— один из процессов памяти, направленный на припоминание ранее воспринятой информации.

Вышеназванные процессы, а именно запоминание, сохранение и воспроизведение различны по своей структуре и результатам и имеют индивидуальные различия у разных людей.

Параграф второй. Виды памяти и их особенности.

В психологии существуют различные классификации видов человеческой памяти. По времени сохранения информации выделяют кратковременную, долговременную и оперативную или, другими словами, моментальную память.

Кратковременная память предполагает хранение информации в течение короткого промежутка времени. Например, человек может с ходу запомнить какой-либо материал и тут же припомнить его.

Долговременная память характеризуется способностью хранить информацию на неограниченное время. Это значит, что человек в любой момент может вспомнить необходимую ему информацию. Функционирование долговременной памяти связано с усилием воли и мышлением.

Оперативная или моментальная память занимает промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Эта память предназначена для выполнения какой-либо задачи, действия или операции. Если задача решена, то информация может исчезнуть из памяти.

Существует и другая классификация. Ее основанием служит преобладание в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения информации того или иного анализатора. Различают зрительную, слуховую, эмоциональную, двигательную, а также осязательную, обонятельную, вкусовую память.

Охарактеризуем некоторые из них.

Зрительная память — это память на зрительные образы. Этот вид памяти чрезвычайно важен для человека. Ведь не случайно говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Человек запоминает легко то, что созерцает зрительно.

Слуховая память — это запоминание разнообразных звуков. Этот вид памяти характеризуется тем, что человек быстро, на слух, запоминает необходимый ему материал. Такой памятью обладают лекторы, музыканты, писатели. Известно, что выдающийся русский композитор СВ. Рахманинов обладал необыкновенной музыкальной памятью.

Эмоциональная память — это память на переживания. Человек может заново переживать какие-либо чувства, связанные с воспоминаниями о каких-то событиях. Например, такие чувства как радость, горечь, умиление и другие.

Двигательная память — это память на движения. Человек может с точностью воспроизводить какие-либо движения, которые он запомнил ранее. Эта память необходима человеку при выполнении физических упражнений, трудовой деятельности, профессиональных задач.

Огромную роль в жизни человека играют осязательная, обонятельная, вкусовая виды памяти. В ходе жизни человек запоминает запахи духов, вкус продуктов и так далее.  

Помимо вышеперечисленных классификаций существует еще одна. Ее основанием является участие силы воли в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Различают произвольную и непроизвольную виды памяти.

Непроизвольная память — это запоминание информации без особых усилий человека, то есть автоматически. Человек не ставит перед собой задачу запомнить что-либо. Например, человек запоминает понравившуюся мелодию, не ставя перед собой задачу запомнить ее.

Произвольная память — это запоминание и воспроизведение информации с помощью волевых   усилий.    В   данном   случае   человек   ставит   перед   собой   задачу   запомнить интересующий его материал. Например, при подготовке к экзаменам школьники и студенты прилагают особые усилия, чтобы запомнить экзаменационный материал. Все виды памяти активно работают в любой жизненной ситуации.

Параграф третий. Индивидуальные различия памяти.

Память проявляется в различных аспектах, на разных уровнях. Она имеет необозримые возможности и резервы. Память у разных людей имеет свои индивидуальные особенности. Одни люди запоминают быстро и прочно, другие запоминают материал в большом объеме, третьи могут воспроизвести материал с невероятной точностью. У одних людей хорошо развита слуховая память, у других — зрительная и так далее.

В литературе сохранились уникальные примеры проявления человеческой памяти. Так, например, описана судьба финского студента, жившего в восемнадцатом веке, который знал почти все европейские языки. Считалось, что эта способность была дана ему нечистой силой, за что церковные служители приговорили его к смерти.

Процессы памяти связаны с личностными особенностями человека, его интересами, склонностями, потребностями. Большую роль играет отношение к запоминаемому материалу. Насколько этот материал важен для человека? Какие эмоции и чувства вызывает? Не последнюю роль играют и физические состояния человека.

Также установлено, что существуют у некоторых людей болезненные расстройства памяти. Например, кратковременные или длительные потери различных видов памяти, склонность к забыванию и так далее.

Вопросы для самоконтроля.

Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ.

Первый вопрос. Что такое память?

Второй вопрос. Какие виды памяти Вы знаете? Охарактеризуйте их.

Третий вопрос. Какие функции памяти Вы знаете?

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ (тест). Выберите правильный ответ. Ответы можете записывать на бумаге.

Первый вопрос. Процессами памяти являются:

Ответ А: запоминание, узнавание

Ответ Б: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание

Второй вопрос. Непроизвольное запоминание — это …

Ответ А: запоминание, перед которым ставим цель запомнить что-либо и выполняем действия, направленные на достижение этой цели

Ответ Б: запоминание, которое происходит без специальной цели запомнить

Третий вопрос. Произвольное запоминание — это …

Ответ А: запоминание, которое происходит без специальной цели запомнить

Ответ Б: запоминание, перед которым мы ставим цель запомнить что-либо

Четвертый вопрос. Виды памяти с позиции волевой регуляции — это …

Ответ А: произвольная, непроизвольная

Ответ Б: кратковременная, длительная, оперативная

Ответ В: двигательная, эмоциональная, слуховая, осязательная, зрительная, слуховая

Пятый вопрос. Виды памяти с точки зрения длительности сохранения в памяти?

Ответ А: произвольная, непроизвольная

Ответ Б: кратковременная, длительная, оперативная

Ответ В: двигательная, эмоциональная, образная

Шестой    вопрос:    Запоминание,    сохранение    и    воспроизведение    образов    ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности — это  

Ответ А: двигательная память

Ответ Б: кратковременная память

Ответ В: образная память

Ответ Г: эмоциональная память

Седьмой вопрос. Память на движения — это …

Ответ А: слуховая память

Ответ Б: зрительная память

Ответ В: эмоциональная память

Ответ Г: двигательная память

Восьмой вопрос. Запоминание разнообразных звуков — это …

Ответ А: зрительная память

Ответ Б: слуховая память

Ответ В: двигательная память

Ответ Г: оперативная память

Девятый    вопрос.    Процесс    памяти,    направленный    на    воспроизведение    ранее воспринятой информации?

Ответ А: запоминание

Ответ Б: сохранение

Ответ В: воспроизведение

Десятый вопрос. Процесс памяти, направленный на хранение полученной информации?

Ответ А: запоминание

Ответ Б: сохранение

Ответ В: воспроизведение

Одиннадцатый вопрос. Процесс памяти, связанный с введением в память необходимой информации?

Ответ А: запоминание

Ответ Б: сохранение

Ответ В: воспроизведение

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!!!

Правильными являются следующие ответы: вопрос первый — Б; вопрос второй — Б; вопрос третий — Б; вопрос четвертый — А; вопрос пятый — Б; вопрос шестой — В; вопрос седьмой — Г; вопрос восьмой — Б; вопрос девятый — В; вопрос десятый — Б; вопрос одиннадцатый — А.

ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. ПОСЛУШАЙТЕ, ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

Индийская девочка Шакунтала Деви принимала участие в соревнованиях с электронно-вычислительными машинами. В Сиднейском университете она опередила по скорости расчетов несколько компьютеров!

ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ!!!

  1. То, чем человек особенно интересуется, запоминается надолго.
  2. Странные, необычные впечатления запоминаются быстрее, чем те, которые являются привычными.

3.Новое повторение способствует успешному запоминанию ранее выученного.  Не случайно говорят: «Повторение — мать учения».

НА ДОСУГЕ!!!

Предлагаем Вам в целях развития своей памяти поиграть с друзьями в игру, которая называется «Скульптор».

Из числа участников выбирается так называемый скульптор. Его задача: вернуть исходное положение скульптурам. На первом этапе игры все участники выбирают какую-либо позу. Скульптор запоминает позу каждого участника. Затем скульптор отворачивается. В это время участники меняют позы. На следующем этапе скульптор пытается обнаружить все перемены.

Основы психологии памяти — Психология

Память — это сохранение информации с течением времени. Хотя слово «память» может вызвать в воображении образ единственного процесса «все или ничего», ясно, что на самом деле существует много видов памяти, каждый из которых может быть несколько независимым от других.

Какие бывают типы памяти?

Объем памяти — это способность мозга вспомнить прошлый опыт или информацию. На этой способности ума информация кодируется, сохраняется и восстанавливается. В широком смысле, существует три типа памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная память.

Как правило, когда мы думаем о слове «память», мы имеем в виду долговременную память — все то, что мы сумели сохранить в своем «архиве» за многие годы жизни. Но наш разум также обладает сенсорной и кратковременной памятью. Не все воспоминания одинаковы; разные типы функционируют по-разному.

Сенсорная память

Сенсорная память — наша самая короткая форма памяти. Она очень мимолетна — не более чем вспышка. Сенсорная память действует как буфер для стимулов, полученных через пять чувств. Эти изображения точно сохраняются, но только на короткий промежуток времени, обычно менее чем за полсекунды.

Вы когда-нибудь махали бенгальским огнем в воздухе и видели позади него след света? Это сенсорная память: образ, запах, звук. Она работает с нашими чувствами, чтобы вспомнить некоторую быструю вспышку информации.

Существует три основных подкатегории сенсорной памяти: знаковая, тактильная и эхо-память. Давайте рассмотрим их более детально.

  1. Знаковая память. Данный вид памяти относится к непосредственным визуальным воспоминаниям и также очень и очень мимолетна. Хотя знаковой памяти требуются всего доли секунды для сохранения информации, ваш мозг будет «помнить» то, что видел очень быстро, даже после того, как изображение исчезло. После отметки в 0,5 секунды все, что вы «помните», уходит в кратковременную память.
  2. Эхо-память. Иногда называемая слуховой сенсорной памятью, эхо-память относится к звуковым воспоминаниям. В целом, эхо-воспоминания хранятся немного дольше, чем знаковые — около четырех секунд. Если вы услышите несколько нот мелодии, вы можете напевать ее сразу после ее окончания. Однако, если вам снова предложат мелодию через несколько минут, вы, возможно, не сможете ее запомнить, если она не будет перенесена в кратковременную память.
  3. Тактильная память. Данный вид сенсорной памяти относится к воспоминаниям, затрагивающим чувство осязания. Так же, как со знаковой и эхо-памятью, тактильная память одинаково мимолетна. Если вы проведете рукой по шероховатой поверхности, вы будете помнить то ощущение, которое вы испытывали в течение нескольких секунд. После этого память должна быть закодирована в кратковременную память для последующего вызова в будущем.
  4. Другие сенсорные воспоминания. Как насчет двух других чувств: обоняния и вкуса? Даже при том, что мы часто слышим, что наше обоняние – наша самая сильная связь с прошлым, по иронии судьбы, вышеупомянутые три подкатегории более подробно изучены в контексте сенсорной памяти.

Если вы имеете дело со зрением, запахом или вкусом, помните, что сенсорные воспоминания мимолетны. Это не что иное, как вспышка — вспышка бенгальского огня или изображение, пролетающее по экрану.

Кратковременная память

Краткосрочные воспоминания немного менее мимолетны, чем сенсорные, но они все же исчезают через несколько минут. Название вполне подходящее, учитывая их функцию. Кратковременная память — это часть нашего мозга, которая хранит информацию, пока нам не нужно ее вспомнить.

Краткосрочная память, часто взаимозаменяемая с термином «рабочая память». Она имеет небольшую емкость, так как обрабатываемая информация будет либо быстро отклонена, либо введена в наш банк долговременной памяти. Это своего рода «чистилище» долгосрочной памяти, которая имеет разнообразный функционал.

Например, вы можете постоянно повторять номер телефона, когда идете к телефону — в данной ситуации, вы храните номер в своей краткосрочной памяти.

Долговременная память

Долговременная память — это мозговая система для хранения, управления и вызова информации. Это очень сложный процесс, поскольку сенсорные воспоминания мерцают менее секунды, кратковременные длятся всего минуту или две, а вот долговременные воспоминания включают в себя что-либо от события, которое произошло пять минут назад, до события 20-летней давности.

Есть много разных форм долговременных воспоминаний. Иногда они осознаны, что требует от нас активного мышления, чтобы вспомнить часть информации, в других случаях они бессознательны, просто появляются без активной попытки вспомнить, например, вспоминая дорогу из дома на работу.

Давайте посмотрим на некоторые из наиболее распространенных форм долговременной памяти.

  1. Явная память. Иногда она называется сознательной памятью, это намеренный отзыв информации. Например, каждый раз, когда мы заполняем любое заявление в любой инстанции, мы должны сознательно вспомнить свой полный адрес, номер телефона и паспортные данные.
  2. Декларативная память. Вариант явной памяти, включающий в себя сохранение и отзыв важных фактов, таких как даты, события и информация. Например, в декабре мы автоматически вспоминаем о том, что пора начинать закупать подарки родным и близким на новогодние праздники.
  3. Эпизодическая память. Форма декларативной памяти, включающая в себя способность запоминать непосредственный опыт из вашей жизни. Например, когда кто-то интересуется тем как мы провели выходные, мы вспоминаем все чем были заняты: поход по магазинам, обустройство дома, отдых с друзьями и т.д.
  4. Семантическая память. Также форма декларативной памяти, которая относится к хранению в памяти словарного запаса, ключевых фактов, имен и общих знаний. Например, мы помним имена и фамилии всех наших одноклассников, однокурсников, коллег по работе, родных и близких и т.д.
  5. Неявная память. Иногда упоминается как «бессознательная память» неявная память включает в себя сохранение информации с момента времени, который не может быть специально отозван. Например, родители Марии взяли ее на семейный отдых на морской курорт, когда ей было десять лет. Гораздо позже, во время летних каникул в университете, Маша вернулась в то же место, но уже со своими друзьями и точно помнила, как добраться до набережной.
  6. Процедурная память. Форма неявной памяти, процедурная память — это способность вспоминать, как делать вещи, от езды на велосипеде до вождения автомобиля.
  7. Слуховая память. Слуховая память помогает нам сохранять информацию на основе звуков, которые мы слышим. Когда ребенок узнает звуки, которые делают буквы, именно их слуховая память позволит им помнить, что буква «B» издает звук, который мы слышим в слове «вода».
  8. Зрительно-пространственная память.

Между тем, зрительно-пространственная память — это то, что помогает ребенку связать изображение игры в футбол со словом «мяч». Способность ребенка помечать этот круглый предмет как футбольный мяч будет зависеть от визуальных подсказок, которые ему дали накануне.

Методы, способствующие улучшению памяти

Существуем много мифов и стереотипов относительно проблем с памятью. У большинства людей с возрастом наблюдается некоторое снижение функции памяти, но это не обязательно является признаком ухудшения психического здоровья. Серьезная потеря памяти может быть вызвана болезнью Альцгеймера, инсультом, острым алкоголизмом и некоторыми неврологическими заболеваниями. Однако незначительные провалы в памяти не являются признаками деменции. Но если вы все же заметили то, что ваша память начала вас понемногу подводить — рекомендуем ознакомиться с некоторыми советами, которые помогут улучшить вашу память.

  1. Тестирование. Иногда, время от времени, делайте встряску вашей памяти: проходите какие-нибудь школьные тесты, разгадывайте кроссворды, учавствуйте в интеллектуальных играх, скачайте приложения-викторины на проверку ваших знаний в смартфон. Все это даст вам возможность постоянно активизировать вашу память и подымать все даже самые древние ее «архивы».
  2.  Высыпайтесь. Сон — это величайшее лекарственное средство для повышения эффективности, которым большинство людей, вероятно, пренебрегают. Пока мы спим, наш мозг обрабатывает и хранит долговременные воспоминания. Во время фазы быстрого сна мозг воспроизводит запоминаемые последовательности, которые мы выучили во время бодрствования, за исключением 20-кратного ускорения. Благодаря этому процессу память консолидируется и сохраняется для долгосрочного использования.
  3.  Потребляйте кофе в умеренном количестве. Если вы один из тех людей, которым нужно выпить кофе по утрам, прежде чем что-то делать или разговаривать с кем-либо, вы, вероятно, твердо убеждены в том, что это дает мощный импульс для познания.  Кофеин является одним из самых популярных в мире усилителей познавательных способностей, и помимо предотвращения сонливости, он может усиливать когнитивные функции, такие как память, мотивация или творчество.  Злоупотребление и неправильное употребление кофеина и других препаратов для улучшения когнитивных функций может быть опасным и нарушить ваш естественный цикл сна. Итак, выпейте чашку или две кофе по утрам, но ограничьте потребление кофеина за 4–5 часов до сна. Хороший ночной сон всегда будет самым безопасным и эффективным средством улучшения когнитивных функций.
  4.  Питайтесь правильно. Ученые рекомендуют употреблять продукты с высоким содержанием антиоксидантов, чтобы сохранить мозг молодым и поддерживать функцию памяти с возрастом. Это потому, что антиоксиданты убивают «свободные радикалы», которые попадают в нашу кровь, прежде чем они могут убить клетки мозга. К ним относятся черника, яблоки, бананы, темно-зеленые овощи, чеснок и морковь. У шоколада также есть антиокислители, названные флаванолами. Однако, если съесть слишком много, это может иметь неприятные последствия, и вместо этого вы получите прилив сахара. В дополнение к антиоксидантам мозг извлекает выгоду из полезных жиров, таких как омега-3 жирные кислоты, которые содержатся в рыбе и орехах.
  5. Выполняйте физические упражнения. Ученые полагают, что усиление притока крови к мозгу, а также легкая физическая нагрузка могут привести к улучшению когнитивных функций. Недавние исследования показали, что взрослые, которые ходят регулярно, приобретают объем гиппокампа (центр памяти мозга), а не теряют его с возрастом. Таким образом, просто гуляя, участники обращали вспять влияние старения на большую часть своего мозга.
  6. Попробуйте медитацию и другие методы улучшения фокуса. Память и фокусировка разделяют одну и ту же нервную территорию мозга. Подходы, которые усиливают фокус, как и медитация, имеют достойную исследовательскую родословную для улучшения памяти. Медитация кажется особенно эффективной в улучшении рабочей памяти, где мы временно храним информацию, которая должна быть доступна в течение дня.

Выводы

Человеческая память — сложный процесс, который исследователи все еще пытаются лучше понять. Наши воспоминания делают нас теми, кто мы есть, но процесс не идеален. Хотя мы способны запоминать удивительный объем информации, мы также подвержены ошибкам и оплошностям.

Метки

Подпишитесь на нашу рассылку

Формирование, продолжительность, типы и многое другое

Психология

Последнее обновление от 6 октября 2022 г. : опубликовано 7 октября 2022 г.

Вы еще помните что-то из своего детства, день, когда вы получили свою первую работу или день, когда вы обручились? Вы помните каждый дюйм дня, который вы пытаетесь вспомнить прямо сейчас? Эти короткие или длинные случаи, которые вы помните, известны как воспоминания.

Согласно психологии, память — это способность нашего мозга хранить, кодировать и извлекать информацию. Вы можете считать воспоминания похожими на тайники, которые наша компьютерная система хранит для нас.

В этом блоге мы узнаем, что такое память, как формируются воспоминания, типы памяти, этапы памяти и многое другое.

Что такое память?

Создание памяти — это психологический процесс, при котором человек приобретает, хранит, сохраняет и извлекает информацию. Создание памяти вращается вокруг трех основных процессов:

  • кодировка
  • хранилище
  • поиск

Согласно психологии, люди способны одновременно сохранять и восстанавливать информацию. Память — это безупречный процесс, иногда люди могут неправильно помнить или даже забывать факты или всю память. В основном это происходит, когда информация неправильно кодируется в мозгу.

Проблемы, связанные с памятью, такие как забывание или неправильное запоминание, могут быть описанием ситуации с неправильными фактами или полным забыванием чьей-либо даты рождения.

Серьезные проблемы с памятью могут привести к серьезным психическим заболеваниям, таким как деменция и болезнь Альцгеймера. Это показывает, что постоянное забывание коротких или длинных воспоминаний может повлиять на способность нормально функционировать или качество жизни.

Как формируются воспоминания?

Когда наш мозг создает память, полученная информация преобразуется в пригодную для использования форму. Этот процесс называется кодированием. После того, как информация закодирована в нашем мозгу, она сохраняется в виде памяти для дальнейшего использования.

Психологи считают, что изменения в воспоминаниях осуществляются нейронами головного мозга. В современном мире исследователи продвигаются к пониманию того, что создание воспоминаний осуществляется через связи между нейронами.

Когда создаются воспоминания, они либо укрепляют существующую связь, либо ведут к развитию новой связи. Изменения между соединениями называются синапсами. Синапсы связаны с сохранением новой информации или изучением новой информации.

Процесс извлечения воспоминаний помогает нам осознать сохраненные воспоминания. Это показывает, что большинство наших моментов связано с нашим осознанием времени.

Как долго длятся воспоминания и как мы можем их систематизировать?

1. Долговечность воспоминаний

Очень важно понять, как формируются воспоминания, чтобы понять их продолжительность. Обычно это зависит от продолжительности времени, краткости и сенсорной информации, чтобы понять, как долго длятся воспоминания.

Исследования показывают, что кратковременная память длится от 20 до 30 секунд, но обычно она немного длиннее. Краткосрочные воспоминания состоят только из информации, которую люди обычно пытаются обдумать или на которой сосредоточить внимание. Некоторые воспоминания способны сохраняться в течение более длительного периода времени, например дней, месяцев или лет. Эти воспоминания называются долговременными воспоминаниями, которые возникают, когда мы переводим наше сознание на размышления или сосредотачиваемся на моменте.

Дело в том, что наш мозг способен запоминать хорошие или плохие воспоминания. Но часто мы помним болезненные моменты… никогда не задумывались, почему??

Исследования показывают, что обычно мы помним болезненные воспоминания, потому что они усиливают биологическое возбуждение, из-за которого мы помним болезненные воспоминания дольше.

2. Использование памяти в нужное время

Из вышеизложенного мы поняли, что воспоминания закодированы в нашем мозгу. Поэтому воспоминания извлекаются в первую очередь. Существуют различные факторы, влияющие на процесс поиска, в том числе типы информации, способ извлечения информации и способ ее кодирования в настоящий момент.

Процесс поиска и кодирования информации не всегда совершенен. Поэтому; большую часть времени мы склонны забывать информацию во время экзамена, которую мы узнали прошлой ночью. Этот процесс известен как феномен кончика языка или летология.

Когда память извлечена и правильно закодирована, мы правильно помним все факты и информацию; это называется вспоминанием фактов и информации из мозга.

3. Организация памяти для будущего использования

Способность извлекать и получать доступ к информации и фактам из долговременной памяти помогает нам взаимодействовать с людьми, решать проблемы и принимать решения. Чтобы извлечь правильную информацию, очень важно организовать воспоминания.

Организация памяти осуществляется с помощью модели семантической сети. Эта модель рекомендует, чтобы некоторые триггеры могли активировать воспоминания.

Например, когда мы посещаем место, которое мы могли посетить в детстве, активизируются долговременные воспоминания. Определенные духи, ароматы или запахи также могут активировать некоторые мощные триггеры и связанные с ними воспоминания в нашем сознании.

Какие существуют типы памяти?

Существуют разные модели памяти, предложенные психологами. В 1968 году Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин предложили теорию памяти, которая выделяет три этапа или типа памяти:

1. Сенсорная память

Сенсорная память  – это первая стадия памяти, на которой сохраняется сенсорная информация, занимаемая окружающей средой. на более короткий период времени. Сенсорная память короче полсекунды зрительной информации и 3-4 секунды слуховой информации.

2. Кратковременная память

Кратковременная память также называется активной памятью. Это память информации, о которой мы в данный момент думаем или о которой знаем. Согласно психологии, когда мы обращаем внимание на сенсорные воспоминания, они генерируют информацию и преобразуют ее в кратковременную память.

Исследования показывают, что кратковременные воспоминания легко забываются. Воспоминания, которые остаются с нами дольше, называются долговременными воспоминаниями. Кратковременные воспоминания сохраняются в течение примерно 20–30 секунд. продолжительность времени может быть растянута с помощью стратегий запоминания памяти, таких как фрагментация.

Разделение на фрагменты означает группирование связанных воспоминаний в небольшие фрагменты или кластеры. Кратковременную память также называют рабочей памятью, которая используется для хранения, организации или обработки информации.

3. Долговременная память

Долговременная память относится к хранению информации на более длительный срок. Эта информация в основном хранится в течение более длительного времени и может быть использована, когда она нам понадобится.

К некоторым долговременным воспоминаниям легко получить доступ или вспомнить, в то время как некоторые из них бывает трудно вспомнить, например, вспомнить, как мы праздновали дни рождения в детстве, или первый навык, который мы приобрели в первый рабочий день.

Какие психические проблемы связаны с памятью?

Ниже приведены некоторые распространенные проблемы психического здоровья, связанные с памятью:

1. Потеря памяти

Потеря памяти является одной из распространенных проблем психического здоровья, связанных с забывчивостью. Потеря памяти – это неспособность вспомнить вещи из прошлого. Забыть можно в любой день, и это одна из самых распространенных проблем. Но потеря памяти — это нечто иное, поскольку человек забывает некоторые фрагменты воспоминаний.

Потеря памяти связана с неспособностью сохранить запись всего, что человек узнал или испытал в прошлом. Существуют различные методы борьбы с потерей памяти, такие как адаптация к вспомогательным средствам памяти, таким как заметки-напоминания или пометки в календарях.

2. Нарушения памяти

В некоторых тяжелых случаях память может быть безвозвратно потеряна из-за таких расстройств, как слабоумие. Деменция — это состояние психического здоровья, при котором потеря когнитивных функций может быть результатом различных причин, таких как 9. 0079 легкая забывчивость . С помощью профессионалов люди могут научиться справляться с легкой потерей памяти до того, как она превратится в серьезное заболевание.

Болезнь Альцгеймера  также является частью расстройства памяти. Это прогрессирующее неврологическое расстройство, которое вызывает сморщивание мозга и гибель его клеток. Это заболевание является одной из наиболее частых причин деменции. Это может повлиять на поведенческие, мыслительные и социальные навыки, которые медленно влияют на качество жизни человека.

Другие расстройства, связанные с памятью, также включают типы амнезии. Амнезия означает потерю способности вспоминать прошлые связанные воспоминания или сохранять новую информацию, или и то, и другое. В некоторых редких случаях амнезии потеря памяти может быть постоянной, но некоторые случаи амнезии также могут быть решены самостоятельно.

Как улучшить память?

Как бы ни была хороша наша память, мы все равно склонны забывать некоторые факты или важную информацию. Но не волнуйтесь; с этим можно справиться с помощью нескольких полезных стратегий для улучшения памяти, таких как:

  • Написание или запись важной информации или связанных фактов
  • Прикрепление смысла к памяти
  • Постоянное повторение
  • Проверить себя или вызвать воспоминания
  • Создание изображения в вашем мозгу

Читайте по теме: 9 естественных способов улучшить память

Как защитить нашу память?

Чтобы защитить себя от потери памяти, амнезии или других нарушений памяти, очень важно научиться защищать свою память, чтобы мы хорошо работали и сохраняли свое когнитивное здоровье даже после определенного возраста.

Упомянутые ниже методы или стратегии могут помочь вам защитить ваши воспоминания:

  • Избегайте стрессоров – попробуйте методы управления стрессом
  • Избегайте алкоголя, наркотиков и других токсинов
  • Будьте активны и делайте достаточно упражнений
  • Стимулируйте свой мозг
  • Питайтесь правильно
  • Развивайте чувство собственной эффективности
  • Регулярно общайтесь
  • Будьте организованы
  • Спи спокойно
  • лечение хронических заболеваний
  • Оставайтесь умственно активными

Я надеюсь, что этот блог поможет вам понять все, что вам нужно знать о памяти и о том, как память помогает нам. Чтобы получить больше подобного контента, свяжитесь с нами во всех социальных сетях.

Спасибо за внимание!

Глава 09 — Память, психология, Дэвид Дж. Майерс, 6-е издание учебника

Вы находитесь здесь

Главная » AP Psychology » Outlines » Психология, Дэвид Дж. Майерс, 6-е издание учебника

Версия для печати

ПАМЯТЬ

Память – это любое указание на то, что обучение сохраняется с течением времени.

В результате исследований памяти появилось несколько различных моделей или объяснений того, как работает память. Две из наиболее важных моделей: модель трех блоков/обработки информации и модель уровней обработки. Ни одна из моделей не идеальна.

Модель Three Box предлагает три этапа, через которые проходит информация, прежде чем она будет сохранена:

Сенсорная память

  • сплит-сборник
  • информация, которую ваши органы чувств обрабатывают прямо сейчас, хранится в сенсорной памяти менее секунды
  • Джордж Сперлинг провел эксперименты, продемонстрировал иконическую память — идеальную фотографию сцены за доли секунды
  • Другие эксперименты указывают на эхо-память — память на звуки за доли секунды
  • Большая часть информации в сенсорной памяти не закодирована
  • Избирательное внимание определяет, какие сенсорные сообщения будут закодированы

Кратковременная/Рабочая память

  • память, с которой мы сейчас работаем
  • временно, они обычно исчезают через 10-30 секунд
  • вместимость ограничена в среднем примерно семью предметами (7+/-)
  • События кодируются визуальными кодами, акустическими кодами или семантическими кодами
  • Емкость можно увеличить за счет фрагментации
  • Мнемонические устройства — средства запоминания, настоящие примеры фрагментации
  • Репетиция или простое повторение могут удерживать информацию в кратковременной памяти

Долговременная память

  • Постоянное хранение
  • емкость не ограничена
  • воспоминания могут испортиться или исчезнуть
  • хранится в трех разных форматах

Эпизодическая память – воспоминания о конкретных событиях, хранящиеся в виде последовательного ряда событий
Семантическая память – общие знания о мире, хранящиеся в виде фактов, значений или категорий, а не последовательно
Процедурная память — воспоминания о навыках и способах их выполнения. Они последовательные, но их может быть очень сложно описать словами.

Воспоминания также могут быть имплицитными или явными

Эксплицитными – также называемыми декларативными – сознательными воспоминаниями о фактах или событиях
Имплицитными – также называемыми недекларативными – непреднамеренными воспоминаниями, которые мы можем даже не осознавать

LELS

МОДЕЛИ ОБРАБОТКИ

Эта теория объясняет, почему мы запоминаем то, что делаем, исследуя, насколько глубоко воспоминание обрабатывалось или обдумывалось. Воспоминания не бывают ни краткосрочными, ни долгосрочными. Они подвергаются глубокой (или детальной) обработке или поверхностной (или поддерживающей) обработке.
Согласно теории уровней обработки, мы запоминаем вещи, на обработку которых тратим больше времени и энергии. Эта теория объясняет, почему мы помним истории лучше, чем простое перечисление событий, и почему в целом мы помним вопросы лучше, чем утверждения.

ПОИСК

  • получение информации
  •  два разных вида: распознавание и отзыв

Есть несколько факторов, влияющих на то, почему мы можем восстановить одни воспоминания и почему мы забываем другие.

  • Эффект первенства – больше шансов вспомнить элементы, представленные в начале списка
  • Эффект недавности — возможность вспоминать элементы в конце списка
  • Контекст — теория семантических сетей
  • Память-вспышка
  • Память, соответствующая настроению — способность вспоминать воспоминание увеличивается, когда текущее настроение соответствует настроению при сохранении
  • Зависимая от состояния память-
  • Конструктивная память – ложные воспоминания, наводящие вопросы могут легко повлиять на нас.

ЗАБЫТИЕ

Одной из причин является распад, потому что мы не используем память или связь с памятью в течение длительного времени. Эффект повторного обучения указывает на то, что он не исчез полностью.
Другим фактором является интерференция двух типов

  • Ретроактивная интерференция – изучение новой информации препятствует воспроизведению старой информации
  • Упреждающее вмешательство – более старая информация, полученная ранее, препятствует воспроизведению информации, полученной совсем недавно

Как воспоминания физически хранятся в мозгу.

  • гиппокамп играет важную роль в кодировании новых воспоминаний. Повреждение может вызвать антероградную амнезию (невозможно закодировать новые воспоминания)
  • долговременная потенциация — исследования нейронов показывают, что они могут усиливать связи друг с другом посредством повторяющихся импульсов, это может быть связано со связями, которые мы создаем в нашей долговременной памяти

ОБУЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ

Обучение — процесс, посредством которого опыт или практика приводит к относительно постоянному изменению поведения или потенциального поведения
Обусловливание — приобретение определенных моделей поведения при наличии определенные стимулы
Классическое или павловское обусловливание — тип обучения, при котором реакция, естественно вызываемая одним стимулом, вызывается другим, нейтральным стимулом
Оперантное или инструментальное обусловливание — тип научения, при котором поведение вырабатывается для получения вознаграждения, чтобы избежать наказания
Безусловный стимул US — стимул, который неизменно заставляет организм реагировать определенным образом
Безусловная реакция (UR) — реакция, возникающая в организме всякий раз, когда возникает безусловный раздражитель
Условный раздражитель — первоначально нейтральный раздражитель, который сочетается с безусловным раздражителем и в конечном итоге вызывает желаемую реакцию в организме при отдельном предъявлении
Условная реакция — после обусловливания, реакция организма при предъявлении только условного раздражителя
Десенсибилизирующая терапия — техника условного рефлекса, предназначенная для постепенного уменьшения беспокойства по поводу определенного объекта или ситуации
Отвращение вкуса — условное избегание ядовитых веществ пища
Оперантное поведение — поведение, предназначенное для воздействия на окружающую среду таким образом, чтобы получить желаемое или избежать неприятного
Поощрение — стимул, который следует за поведением и увеличивает вероятность его повторения
Каратель — стимул, который следует за поведением и снижает вероятность его повторения
Закон эффекта — закон Торндайка Теория о том, что постоянно вознаграждаемое поведение будет «отпечатываться» как усвоенное поведение
Положительное подкрепление — Любое событие, присутствие которого повышает вероятность того, что продолжающееся поведение будет повторяться
Негативное подкрепление — Любое событие, сокращение или прекращение которого повышает вероятность повторения текущего поведения
Обучение избеганию — Обучение желаемому поведению для предотвращения неприятного состояния, такого как наказание
Приобретение реакции — «фаза формирования» обусловленности, во время которой повышается вероятность или сила желаемой реакции
Прерывистое спаривание — спаривание условного стимула и безусловного стимула только в части учебных проб
Коробка Скиннера — Коробка, которая часто используется для оперантного кондиционирования животных. Это ограничивает доступные реакции и, таким образом, увеличивает вероятность того, что желаемая реакция произойдет
Формирование — усиление последовательных приближений к желаемому поведению
Угасание — снижение силы или частоты выученной реакции из-за отказа продолжать спаривание УЗИ и КС или отказ от подкрепления
Спонтанное выздоровление — повторное появление угасшей реакции по прошествии времени
Генерализация стимула — перенос выученной реакции на разные, но сходные стимулы
Распознавание стимулов — обучение реагировать только на один стимул и тормозить реакцию на все остальные стимулы
Обобщение реакции — давать реакцию, которая несколько отличается от первоначально выученной реакции на этот стимул
Первичное подкрепление — подкрепление, которое вознаграждает само по себе, например, еда, вода и секс
Вторичное подкрепление — подкрепление, значение которого усваивается посредством ассоциации с другими первичными или вторичными подкреплениями
Случайность — надежная связь «если-то» два события, такие как CS и US
Блокирование — предварительное обусловливание предотвращает обусловливание на второй стимул, даже когда два стимула предъявляются одновременно
График подкрепления — в частичном подкреплении правило для определения того, когда и как часто будут доставляться подкрепления
График с фиксированным интервалом — график подкрепления, который требует подкрепления правильной реакции после фиксированного промежутка времени
График с переменным интервалом — график подкрепления, при котором правильная реакция подкрепляется через разные промежутки времени после последнего подкрепления
Схема фиксированного соотношения — схема подкрепления, при которой правильная реакция подкрепляется после фиксированного количества правильных ответов
График с переменным соотношением — график подкрепления, в котором должно произойти различное количество правильных ответов, прежде чем будет представлено подкрепление не сразу отражается в изменении поведения
Когнитивная карта — заученный мысленный образ пространственной среды, который может быть использован для решения проблем при изменении стимулов в окружающей среде
Учебный набор — способность становиться все более эффективным в решении проблем по мере того, как решается больше проблем
Теория социального обучения — взгляд на обучение, который подчеркивает способность учиться, наблюдая за моделью или получая инструкции, без личного опыта учащегося
Обучение через наблюдение — обучение путем наблюдения за поведением других людей
Замещающее подкрепление/наказание — выполнение поведения, усвоенного посредством наблюдения, которое изменяется путем наблюдения за другими людьми, которых подкрепляют или наказывают за их поведение
Экономика жетонов – поведенческая техника, при которой вознаграждение за желаемые действия накапливается с помощью жетонов, представляющих собой форму денег
Когнитивная карта – мысленный образ того, где человек находится в пространстве
Когнитивный подход – способ обучения, основанного на абстрактных мыслительных процессах и предыдущих знаниях
Кривая обучения – постепенный восходящий наклон, представляющий увеличение удержания материала в результате обучения
Обучение, зависящее от состояния — тот факт, что материал, изученный в одном химическом состоянии, лучше всего воспроизводится, когда такое же состояние повторяется
Перенос обучения — процесс обучения, при котором обучение переносится с одной задачи на другую на основе сходства между задачами
Положительный перенос – перенос обучения, возникающий в результате сходства между двумя задачами
Отрицательный перенос – помехи обучению из-за различий между двумя в остальном похожими задачами
Обработка информации – методы, с помощью которых мы получаем, анализируем, храним и извлекаем материал
Схема – организованный и систематический подход к ответам на вопросы или решению проблем
Проработка – процесс присоединения максимального количества ассоциации с основным понятием или другим материалом, который необходимо изучить, чтобы его было легче извлекать
Мнемонические приемы – необычные ассоциации, создаваемые с материалом для улучшения памяти
Обучение принципам – метод обучения, при котором вырабатывается общее представление (принцип) изучаемого материала, чтобы материал был лучше организован
в группах, а не по отдельности
Забывание – увеличение количества ошибок при попытках вспомнить материал из памяти
Переучивание – процесс заучивания чего-то сверх одного идеального повторения, так что кривая забывания не будет иметь никакого эффекта; развитие идеальной ретенции.
Кривая забывания – графическое представление скорости и степени забывания
Припоминание – способность возвращать и интегрировать многие конкретные изученные детали
Распознавание – способность выбирать правильный объект или событие из списка выбор
Теория интерференции – убеждение, что мы забываем, потому что новый и старый материал конфликтуют друг с другом
Амнезия – блокирование старых воспоминаний и/или потеря новых
Кратковременная память – система памяти, сохраняющая информацию от нескольких секунд до нескольких минут
Долговременная память – система памяти, сохраняющая информацию в течение часов, дней, недель, месяцев, десятилетий
Сенсорная память система – непосредственные приемники информации из окружающей среды – например, иконическая, акустическая
Иконическая память – очень короткая зрительная память, которую можно отправить на СТМ
Акустическая память – очень короткая звуковая память, которую можно отправить к СТМ
Эйдетические образы – иконическое воспоминание продолжительностью около минуты, которое удерживает образы «перед человеком», чтобы можно было сосчитать или проанализировать объекты, также называемое «фотографической памятью»

Тема:

Психология

‹ Глава 08 — Обучение, психология, Дэвид Г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *