Почему запахи пробуждают воспоминания? — BBC News Україна
- Дарья Прокопик
- для ВВС News Украина
Автор фото, Getty Images
Підпис до фото,Запахи важны не только для животных
Запах бабушкиного дома или маминого рулета с корицей переносят нас в прошлое и пробуждают целые истории, которые прятались в памяти.
Почему именно запахи так легко поднимают волну воспоминаний? Этому явлению есть название — феномен Пруста, — научное объяснение и даже практическое применение.
Феномен Пруста
Запах размягченного в липовом чае кекса-«мадленки» навеял взрослому Марселю Прусту полные деталей воспоминания детства, казавшиеся совершенно забытыми.
Этот литературный эпизод подарил название пробуждению запахами воспоминаний о прошлых событиях — феномен Пруста.
В отличие от воспоминаний, порожденных словами или образами, феномен Пруста касается преимущественно событий детства и значительно ярче и эмоциональнее.
Феномен Пруста имеет отношение не вообще к запахам, а только к тем, которые мы испытывали остро и непродолжительно, например, аромат праздничной выпечки или духов первой любви.
Оказывается, что для нашего хорошего самочувствия полезны волны воспоминаний и ощущение ностальгии. Запахи, воспоминания, психические ощущения и работа сердца и иммунной системы удивительно связаны.
Эффект от запахов опережает осознание корой головного мозга того, почему мы чувствуем именно сейчас именно эти эмоции. Навеянные запахами воспоминания могут успокоить и уменьшить воспаление, но вместе с тем — даже спровоцировать посттравматический синдром.
Автор фото, Getty Images
Как мы воспринимаем запахи
Выделяют два типа восприятия запахов — узнавание запаха и порождение автобиографических воспоминаний.
Женщины вообще более чувствительны к запахам, чем мужчины.
Обонятельные луковицы являются частью лимбической системы мозга. Эта система — совокупность эволюционно древних участков, отвечающих за эмоции и чувство безопасности.
Информация о запахах идет напрямую к гиппокампу — он формирует ассоциативную память, и амигдале — она обрабатывает чувственные воспоминания и формирует эмоциональную память.
Оттуда сигнал идет напрямую в таламус — еще один регион, определяющий нашу внимательность и приоритеты.
Автор фото, Getty Images
Именно поэтому мы реагируем на запахи невольно и не можем их игнорировать. Зрение и слова таких привилегий не имеют.
Только когда сигналы о запахах поступают в кору полушарий, мы можем их распознать.
Обоняние важно не только для диких животных, но и для людей.
Считается, что в выборе сексуальных партнеров люди в определенной степени руководствуются запахами.
Дети начинают изучать запахи еще в утробе матери и впоследствии оказывают предпочтение тем, которые не вызывали у матери стресса.
Младенцы помнят запахи, сопровождающие ласки родителей, и успокаиваются от них.
А ухудшение восприятия запахов считается одним из предвестников болезней Альцгеймера и Паркинсона.
Люди со спектром аутичных нарушений также плохо различают запахи.
Около 10% здоровых людей имеют состояние алекситимии, когда трудно распознать собственные и чужие эмоции и подобрать к ним слова. Таким людям также присуща нечувствительность к запахам.
Польза от ароматов
Автор фото, Getty Images
Древняя практика ароматерапии использует запахи для модуляции эмоций и состояний тела.
Так, например, у большинства западных людей ощущение счастья вызывает запах ванили, бодрости — ароматы цитрусовых, а запах лаванды считают успокаивающим.
На Востоке запахом умиротворения называют ясмин, а с энергичностью и счастьем связывают аромат розы.
Клинические исследования показали определенную эффективность ароматерапии и массажа при преодолении депрессии. Но у онкобольных это наоборот увеличивало тревожность.
- Как убрать запах чеснока изо рта
Ингаляция маслом лаванды в клиническом исследовании облегчала передменструальный синдром.
В одном опыте люди, чувствовавшие аромат свежего кофе или выпечки, были более приветливыми и готовыми помочь незнакомцам, чем те добровольцы, которые не испытали никакого влияния.
Приятные нам запахи влияют также на производительность и творческие способности — эта известная из обычного опыта вещь подтверждена учеными.
Если мы впервые выполняем задание в помещении с приятным запахом, то в последующие разы мы будем делать его значительно лучше, если там будет пахнуть так же.
Если кто-то не может взяться за работу без кофе, то, возможно, дело не в кофеине, а именно в любимом аромате, запускающем креативность.
Автор фото, Getty Images
Феномен Пруста и повседневность
Влияние запахов на настроение и здоровье — это не только ароматерапия.
Феномен Пруста сейчас изучают для использования в медицинской практике.
Опыты показали, что люди чувствовали себя более спокойными, счастливыми и возвышенными, когда ощущали не просто приятный запах, а вспоминали то, что именно в них вызывает автобиографические воспоминания.
Ностальгия, которую порождают давно знакомые запахи, может внушать трепет или грусть. Однако, она считается полезной для психики.
Ностальгия помогает нам чувствовать связь с прошлым и с другими людьми и даже повышает самооценку и вселяет оптимизм.
Подобный эффект имеет печальная музыка или та, которую мы слушали в юности.
Но запахи — мощный фактор в пробуждении ностальгических воспоминаний.
Такие воспоминания меняют не только настроение, но и объективные показатели здоровья.
- Розмарин поможет сдать экзамен?
Запахи, которые порождали приятные автобиографические реминисценции, уменьшали частоту сердечных сокращений и делали дыхание более глубоким и ровным. Это считают признаками снижения стресса.
Мозг может также влиять на работу иммунной системы. Благодаря любимым издавна запахам в крови подопытных снижался уровень маркеров воспаления.
Автор фото, Getty Images
Другим использованием феномена Пруста является борьба с зависимостями.
Несколько исследований обнаружили, что определенные запахи уменьшают у хронических курильщиков желание закурить очередную сигарету. А люди, склонные «заедать стресс», существенно меньше тянулись к калорийным продуктам.
- 4 мифа о неприятном запахе изо рта
Считают, что запахи дарят ощущение комфорта и безопасности, и тем самым подавляют стремление получить успокоение в курении или сладостях.
Также предполагают, что запахи «диетической» пищи напоминают стрессовым сладкоежкам о том, что не стоит переедать. Просто запах пищи способствовал ощущению сытости и помогал вовремя остановиться.
Но даже приятные, но связанные с плохими воспоминаниями запахи, могут вызвать тревогу вплоть до посттравматического синдрома.
У таких людей определенные запахи очень активировали амигдалу и префронтальную кору головного мозга.
Подобные вспышки травматических воспоминаний не проходят с годами, и спусковым механизмом для них часто становятся именно запахи, которые человек чувствовал во время ужасного опыта.
Выберем ли мы косметику с определенным ароматизатором, зависит от того, напоминает ли нам тот запах о чем-то в прошлом.
Автор фото, Getty Images
Исследования показывают, что люди склонны делать выбор в пользу продуктов, которые пробуждают автобиографические воспоминания.
Феномен Пруста может пригодиться даже спортсменам.
Кристофер Бергланд, атлет и писатель, говорит, что в своих тренировках он использует запахи для настройки тела и сознания.
Для него, например, источником бодрости и вдохновения для тренировки в серые зимние дни является запах солнцезащитного крема, он переносит его мысленно в лето.
Он советует найти каждому тот запах, который для него ассоциируется с активностью и решительностью, и каждый раз их пробуждать. Даже если это будет не лучший в мире запах комнаты для переодевания.
Следите за нашими новостями в Twitter и Telegram.
Машина времени в носу: как запахи будят нашу память
Феномен Пруста: как запахи уносят нас в прошлое и можно ли лечить ими болезни?
Потеря обоняния стала эпидемией за минувший год. Пока в поисковиках лидируют запросы «пропали запахи» и «как вернуть обоняние?», мы решили поговорить о важности ароматов для нашего мозга и для нашей жизни в целом.
Назад — к бабушкиной стряпне!«Запахи являются глубокой частью человеческой памяти, они связывают нас с особенно важными воспоминаниями в нашей жизни, ассоциированы с близкими людьми. Запах свежей рубленой петрушки может напоминать о бабушкиной стряпне, а запах сигары — о присутствии дедушки. Запахи связывают нас с важными воспоминаниями, которые переносят нас обратно и мы снова ощущаем присутствие близких людей», — говорится в новом исследовании Северо-Западного университета (США).
О том, что запахи влияют на нашу память, ученые давно подозревали, но лишь сейчас, в эпоху пандемии, взялись исследовать так называемый феномен Пруста. Марсель Пруст, родившийся 150 лет назад, одним из первых описал процесс обретения воспоминаний через запахи. В романе «По направлению к Свану» его герой окунает печенье мадлен в чай и от одного его аромата переносится в детство — впечатления настоящего сходятся с воспоминаниями о прошлом благодаря обонянию.
Примерно так работает человеческая память и в научных экспериментах. Запахи вызывают сильные воспоминания — за это отвечают нейронные связи между гиппокампом и органом обоняния, заявили в марте 2021 года американские ученые. Если помните уроки биологии, гиппокамп — это часть лимбической системы головного мозга, или, как его еще называют, обонятельного мозга. Он участвует в формировании эмоций и консолидации памяти: переходе кратковременной памяти в долговременную. При болезни Альцгеймера именно эта часть мозга страдает в первую очередь, утрачивая объем. У человека нарушается внимание и способность ориентироваться в пространстве.
Запах с прямой доставкой в мозгУченые в рамках исследования задались вопросом: почему запахи вызывают такие яркие воспоминания и можно ли на этот процесс повлиять? Ведь так может получиться своего рода машина времени: дуновение запаха переносит человека в другое время и место. В ходе исследования это воздействие оказалось даже больше, чем влияние на наши воспоминания образов и звуков. Было обнаружено, что внешние отделы мозга сильнее связаны с частями памяти, чем другие органы чувств. Вам интересно почему?
Ученые объясняют это тем, что в ходе эволюции у представителей Homo sapiens произошло значительное расширение неокортекса — основной части коры головного мозга, расположенной в верхнем слое полушария. Она не развита у низших млекопитающих, а у человека ответственна за высшие нервные функции: сенсорное восприятие, мышление, речь. И именно это расширение изменило доступ к сетям памяти (memory networks), считает ведущий исследователь Кристина Зелано, доцент неврологии в Школе медицины Файнберга Северо-Западного университета. «Зрение, слух и осязание переориентировались в мозге, когда неокортекс расширился, соединяясь с гиппокампом через посредника — ассоциативную кору, а не напрямую. Наши данные свидетельствуют о том, что обоняние не претерпело такой переориентации, а вместо этого сохранило прямой доступ к гиппокампу», — говорит Зелано.
Эта главная часть головоломки и поразительная находка сделана в период пандемии COVID-19, когда ученые стали пристальнее изучать влияние запахов на человека. Люди, пережившие коронавирус даже в легкой форме, теряли обоняние в 86% случаев. И, как выяснили ученые, утрата запахов сильно коррелирует с депрессией и плохим качеством жизни. После перенесенного коронавируса многие люди оставались в подавленном состоянии и не чувствовали себя полноценно здоровыми без возможности различать ароматы.
Можно ли лечить запахами?
У некоторых пациентов с COVID-19 после болезни развилась паросмия, или искажение обоняния. Кофе или сыр могли пахнуть тухлым мясом или жженной резиной, а духи и бытовая химия — издавать запахи рыбы или табака. Об этом свидетельствовали врачи и сами пациенты в соцсетях и на форумах. По мнению специалистов, паросмия возникает оттого, что человеческому мозгу, потерявшему из-за вируса SARS-CoV-2 связи между обонятельными нервами и гиппокампом, приходится заново учиться чувствовать и распознавать запахи, «перепрошивать» нейронные связи и строить вновь так называемую карту запахов. Как показала медицинская практика, искажение обоняния может длиться недели и даже месяцы после выздоровления от COVID-19.
Есть и более позитивные новости. На днях испанские ученые назвали потерю обоняния хорошим симптомом коронавируса — показателем сильного иммунного ответа. В рамках исследования с участием 5868 больных COVID-19 в больнице Сан-Карлоса специалисты из Мадридского университета Комплутенсе пришли к выводу, что потеря обоняния свидетельствует о более высоких шансах пациента легче и быстрее перенести болезнь, без цитокинового шторма.
Но вернемся к воспоминаниям. Есть ли смысл в поисках утраченного времени и может ли он быть успешным? Наука отвечает на этот вопрос утвердительно. В 2020 году в экспериментах на мышах исследователи Бостонского университета доказали, что запах может служить триггером для памяти и детально оживлять воспоминания. По мнению ученых, это открытие может привести к прорыву в лечении психических расстройств, связанных с памятью: это если и не лекарство, то хорошее дополнение к существующей терапии.
Забыть нельзя вспомнить Что будет уметь человек в будущем? Почему мы забываем?На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации
Устройство человека
Остальные теги
Расскажите друзьям
- Устройство человека
Генетики обнаружили тонкий дисбаланс, который может ускорять старение
- Что было раньше
Похоже на тако: ученые воссоздали внешность странного животного Кембрийского периода
- Что было раньше
Гигантские креветки царили в морях 470 млн лет назад
- Внеземное
Названа причина аварии на МКС
-
- Красивое
- Что было раньше
Древнеегипетская фреска так реалистична, что ученые назвали всех нарисованных на ней птиц
Разбор скелета собаки
Сергей Каинов, Гнёздово Project
Разрубленная собака и чуть-чуть золота: в Гнездове завершены раскопки двух курганов X в.
Shutterstock
Мюон сбивает с толку ученых своими нарушающими законы Стандартной модели выходками
Shutterstock
Исследование: сперматозоиды лучше плывут к яйцеклетке, когда они в группе
Stockholm Resilience Centre
Исследование: Земля на грани пяти катастрофических переломов климата
Mirosław Blicharski/Aleksander Poznań
В Польше археологи открыли погребение женщины-«вампира» с серпом у горла
Хотите быть в курсе последних событий в науке?
Оставьте ваш email и подпишитесь на нашу рассылку
Ваш e-mail
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Как обоняние, эмоции и память переплетаются — и эксплуатируются — Harvard Gazette
«… Я поднес к губам ложку чая, в котором я размягчил немного мадлен. Но в тот самый момент, когда глоток чая, перемешанного с крошками от торта, коснулся моего неба, я вздрогнул, прислушиваясь к тому необыкновенному, что происходило внутри меня».
Это основополагающий отрывок в литературе, настолько известный, что у него есть собственное название: прустовский момент — сенсорный опыт, вызывающий прилив воспоминаний, часто давно прошедших или даже кажущихся забытыми. Французскому писателю Марселю Прусту, написавшему легендарные строки в свои 1913 романа « À la recherche du temps perdu » именно суп пирожное в чае заставило его пошатнуться.
Но, по словам биолога и специалиста по обонятельному брендингу в среду, на самом деле работал нос.
В этом нет ничего удивительного, как ясно показывает нейробиология. Обоняние и память, кажется, так тесно связаны из-за анатомии мозга, говорит Венкатеш Мурти из Гарварда, профессор наук о жизни Рэймонда Лео Эриксона и заведующий кафедрой молекулярной и клеточной биологии. Мурти провел аудиторию по науке в начале панельной дискуссии «Обоняние в науке и обществе», спонсируемой Гарвардским музеем естественной истории в сотрудничестве с Гарвардской инициативой по науке о мозге.
Запахи обрабатываются обонятельной луковицей, структурой в передней части мозга, которая посылает информацию в другие центральные области тела для дальнейшей обработки. Запахи идут прямым путем к лимбической системе, включая миндалевидное тело и гиппокамп, области, связанные с эмоциями и памятью. «Обонятельные сигналы очень быстро достигают лимбической системы», — сказал Мурти.
Но, как и в случае с Прустом, вкус тоже играет роль, говорит Мурти, чья лаборатория исследует нейронные и алгоритмические основы поведения, управляемого обонянием, у наземных животных.
Когда вы жуете, молекулы пищи, по его словам, «возвращаются ретроназально к носовому эпителию», что означает, по сути, «все, что вы считаете вкусом, является запахом. Когда вы едите все эти красивые, сложные ароматы… все они пахнут». Мурти сказал, что вы можете проверить эту теорию, зажав нос, когда едите что-то вроде ванильного или шоколадного мороженого. Он сказал, что вместо того, чтобы ощущать вкус, «все, что вы можете попробовать, — сладкое».
Десятилетиями частные лица и предприятия искали способы использовать вызывающую воспоминания силу запаха. Подумайте об одеколоне или духах, которые носила бывшая любовь. А потом была AromaRama или Smell-O-Vision, детище киноиндустрии 19-го века.50-е годы, которые наполнили кинотеатры соответствующими запахами, пытаясь погрузить зрителей глубже в историю, и самое последнее обновление, десятилетняя система 4DX, которая включает в себя специальные эффекты в кинотеатрах, такие как трясущиеся сиденья, ветер, дождь, а также как запахи. Несколько лет назад ученый из Гарварда Дэвид Эдвардс работал над новой технологией, позволяющей iPhone обмениваться запахами, а также фотографиями и текстами.
Сегодня аромат дома или офиса – это большой бизнес. Авторы статьи Harvard Business Review за 2018 год отмечают, что брендинг ароматов в моде во многих отраслях, в том числе в отелях, которые часто наполняют свои фирменные ароматы номерами и вестибюлями.
«В эпоху, когда становится все труднее выделиться на переполненном рынке, вы должны выделять свой бренд эмоционально и запоминающимся образом», — писали они. «Подумайте о своем бренде по-новому, рассмотрев, как запах может сыграть роль в том, чтобы произвести более сильное впечатление на ваших клиентов».
Кто-то, кто хорошо усвоил этот урок, — это Дон Голдворм, соучредитель и директор по носу, или аромату, того, что она называет своей «ароматической брендинговой компанией» 12.29, которая использует «интуитивный язык запахов для преобразования построения бренда» в фактические здания, в которых проживают клиенты (в основном через вентиляционные системы или автономные блоки).
Золотой червь рассвета (слева) и Венкатеш Мурти. Фото Симона ГусеваСреди крупных клиентов Goldworm — гигант спортивной одежды Nike. Его фирменный аромат, как она объясняет в видео на веб-сайте своей компании, был вдохновлен, среди прочего, запахом резиновых баскетбольных кроссовок, когда они царапают по площадке, и футбольных бутс по траве и грязи. По ее словам, ее цель — создать «немедленные и запоминающиеся связи между брендами и потребителями».
Голдворм, которая более десяти лет разрабатывала именные ароматы для знаменитостей, прежде чем основать собственную компанию, тоже знает науку. Она провела пять лет в парфюмерной школе, после чего получила степень магистра в Нью-Йоркском университете, где ее диссертация была посвящена ольфакторному брендингу.
Во время беседы она объяснила, что обоняние — это единственное полностью развитое чувство, которое есть у плода в утробе матери, и оно наиболее развито у ребенка в возрасте около 10 лет, когда зрение берет верх. А поскольку «запах и эмоции хранятся как одно воспоминание», — сказал Голдворм, — детство, как правило, является периодом, когда вы создаете «основу для запахов, которые вам будут нравиться и ненавидеть до конца жизни».
Она также объяснила, что люди склонны пахнуть цветом, продемонстрировав связь с кусочками бумаги, смоченными в ароматах, которые она раздавала аудитории. Как и у большинства людей, у ее слушателей цитрусовый мандарин ассоциировался с оранжевым, желтым и зеленым цветами. Вдыхая ветивер, травянистый аромат, зрители представляли себе зеленый и коричневый.
Берегите свою морду, предупредили собравшихся оба выступавших. Костная пластинка в носу, которая соединяется с обонятельной луковицей, которая, в свою очередь, посылает сигналы в мозг, особенно чувствительна к травмам, а это означает, что травма головы может «отколоть эту пластинку» и привести к полной потере обоняния, в результате чего они аносмичны, сказал Мурти. (27 февраля — день осознания аносмии.)
«Надевайте шлем, если вы катаетесь на велосипеде или занимаетесь экстремальными видами спорта», — сказал Голдворм.
Люди имеют тенденцию терять обоняние с возрастом, добавила она. Но не беспокойтесь. По ее словам, ваш нос похож на мышцу тела, которую можно укрепить, ежедневно тренируя его не с отягощениями, а с помощью вдыхания воздуха.
«Только смотри внимательно», — сказал Голдчервь. «Когда вы идете по улице, сознательно указывайте, что вы чувствуете… чем больше вы используете [своим носом], тем сильнее он становится».
Связанные
Исследователи нашли рецепторы, которые помогают определить, как в мозгу кодируются симпатии и антипатии к нюханию
В экспериментах, повторяющих поведение мышей, исследователи подражают тому, как мозг распознает определенные запахи
Исследователи: «Что, если мы заставим нос работать как сетчатка?»
Исследование показывает, что слепые и зрячие воспринимают зрительные явления по-разному, но имеют общее представление о них
Почему запахи вызывают воспоминания?
Познание
Ваше обоняние может быть лучшим триггером памяти, чем ваше зрение. Вот почему дуновение яблочного пирога может мгновенно перенести вас домой в вашем сознании.0002 Поделиться на Facebook
Поделиться в Twitter
Share на Reddit
Поделитесь на LinkedIn
Поделиться по электронной почте
9005
. Страницы совершенно новой книги напоминают мне обо всех ночных чтениях, которые я читал в детстве. Я даже чувствую мягкую ткань на подлокотниках моего любимого кресла для чтения и ощущаю тишину дома, где все остальные спят. Дневные стрессы начинают немного уступать место спокойствию и сосредоточенности. У нас в комнате дочери есть кресло, очень похожее на мое детское кресло для чтения, но сидение в нем не вызывает в воображении те воспоминания так же эффективно, как запах новой книги.
И я не один! Как ни странно, у многих из нас был опыт, когда определенный запах — возможно, хлора, свежеиспеченного печенья или соленого пляжного воздуха — наполнял наш мозг воспоминаниями об определенном событии или месте, которые мы четко связываем с определенными эмоциями.
Также были проведены научные исследования с использованием различных подходов для подтверждения этих анекдотических данных. Одним из первых было исследование под руководством доктора Рэйчел Герц из Университета Брауна в 2004 году. Герц и ее сотрудники обнаружили, что группа из пяти женщин показала большую активность мозга при вдыхании аромата, с которым у них ассоциировались положительные воспоминания, чем при вдыхании запаха контрольной группы. духи, которых они никогда прежде не ощущали. Мозговая активность, связанная с запоминающимся ароматом, также была выше, чем активность мозга, вызванная визуальным сигналом о виде флакона с духами.
Совсем недавно, в другом исследовании, проведенном в 2013 году, исследователи снова обнаружили большую активность мозга, связанную с обонятельными стимулами (например, запахом розы), чем со зрительными стимулами (например, видом розы). Клинические тематические исследования также связывают запахи с сильными негативными эмоциями, связь, которая может играть важную роль в развитии посттравматического стрессового расстройства.
Так почему же это? Большинство из нас изо дня в день явно больше полагаются на зрение, чем на обоняние, так что же такого в обонянии, которое работает, чтобы лучше запускать нашу память и наши эмоции? Связь может быть просто связана с архитектурной компоновкой нашего мозга.
Как работает наше обоняние?Процесс, посредством которого молекулы воздуха преобразуются нашим мозгом в то, что мы интерпретируем как запахи, и механизмы, которые наш мозг использует для категоризации и интерпретации этих запахов, как вы, наверное, догадались, сложен. На самом деле, этот процесс настолько сложен, что в 2004 году Нобелевская премия по физиологии и медицине была присуждена исследователям Ричарду Акселю и Линде Бак за их работу по его расшифровке.
Когда мы вступаем в контакт с запахом или молекулами летучих веществ, летящими по воздуху, нейроны, из которых состоят обонятельные рецепторы, посылают сигнал в часть мозга, называемую обонятельной луковицей. Аксель и Бак обнаружили, что примерно 1000 генов играют роль в кодировании различных типов обонятельных рецепторов, каждый из которых фокусируется на небольшом подмножестве запахов. Таким образом, каждый рецептор не отвечает за понимание всех возможных запахов. Затем эти сигналы передаются в так называемые микрообласти внутри обонятельной луковицы, где, опять же, разные микрообласти специализируются на разных запахах.
Обонятельная луковица проходит от носа к основанию мозга и напрямую связана с миндалевидным телом (область мозга, отвечающая за обработку эмоций) и гиппокампом (область, связанная с памятью и познанием). Нейробиологи предположили, что эта тесная физическая связь между областями мозга, связанными с памятью, эмоциями и нашим обонянием, может объяснить, почему наш мозг учится ассоциировать запахи с определенными эмоциональными воспоминаниями.
Многие из этих воспоминаний, связанных с запахами, могут быть еще и детскими воспоминаниями, потому что именно в эти годы мы впервые ощущаем большинство запахов. Пока еще нет исследований, которые предполагали бы, что мы можем использовать связь между запахами и памятью, чтобы помочь нам подготовиться к тестам или вспомнить, куда мы кладем ключи от машины во взрослом возрасте.
Продолжить чтение «Почему запахи вызывают воспоминания?» на QuickAndDirtyTips.