Психология памяти | Диплом по психологии
Перейти к содержимому
Понятие памяти
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком какой-либо информации. Значение памяти состоит в обеспечении накопления индивидуального опыта человека. Запоминание, сохранение и воспроизведение называются процессами памяти или мнемическими процессами.
Мнемические процессы
К процессам памяти — мнемическим процессам — относятся запоминание, сохранение и воспроизведение.
- Запоминание – это закрепление новой информации в памяти. От успешности запоминания зависит успешность сохранения и успешность воспроизведения информации.
- Сохранение. Обратной стороной сохранения информации в памяти является забывание. При анализе сохранения анализируется и забывание.
- Воспроизведение – актуализация информации и перевод ее из долговременной памяти в оперативную. Успешность воспроизведения зависит от эффективности исходных процессов: запоминания и сохранения информации.
По сложности выделяют следующие виды воспроизведения:
- Узнавание – воспроизведение информации в условиях ее повторного предъявления;
- Собственно воспроизведение;
- Воспоминание – наиболее полное воспроизведение. Воспроизводится не только информация, но и место и время ее восприятия.
Виды памяти
Существуют четыре основные классификации видов памяти. Основанием для первой классификации является содержание запоминаемой информации. По содержанию запоминаемой информации различают следующие виды памяти:
- Двигательная память лежит в основе выработки у человека навыков движения и заключается в запоминании движений или их систем.
- Образная память – это запоминание информации органов чувств; ее разновидностями являются зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память.
- Эмоциональная память – это память на эмоции радости, грусти, гнева, страха и т.д.
- Вербальная (словесно-логическая, вербально-логическая) память – это память на мысли и их словесное выражение.
Критерием второй классификации является длительность хранения информации, на основании которой различают следующие виды памяти:
- Кратковременная память — функционирует в условиях одноразового и кратковременного восприятия информации,
- Долговременная память – при многократном повторении информации. Время хранения информации в долговременной памяти не ограничено.
- Оперативная память — занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной, ее функцией является сопровождение деятельности, выполняемой человеком.
По способу запоминания информации (третья классификация) память разделяется на механическую и логическую.
- Механическая память реализуется на основе многократного и шаблонного повторения информации, ее характеристиками являются шаблонность и точность в воспроизведении.
- Логическая память основана на предварительном осмыслении запоминаемого материала и является более эффективной, чем механическая.
Четвертым основанием для классификации видов памяти является наличие или отсутствие цели запоминания:
- Если цель запомнить информацию присутствует, то такая память называется произвольной,
- Если такая цель отсутствует – непроизвольной. Большая часть жизненного опыта человека формируется на основе непроизвольной памяти.
Индивидуальные особенности памяти
- Объем запоминаемой информации. Стандартный объем — 7±2. Некоторые люди отличаются неограниченным объемом. Лурия: «человек и не догадывался об особенностях своей памяти».
- Скорость запоминания информации;
- Прочность запоминания информации. Скорость и прочность запоминания информации объединены взаимосвязью, определяемой типом темперамента человека: холерики отличаются высокой скоростью и низкой прочностью, сангвиники – высокими значениями того и другого, флегматики – низкой скоростью и высокой прочностью, меланхолики – низкими значениями того и другого.
- Тип памяти. Определяется наиболее развитым у данного человека видом памяти.
См. также:
- Развитие памяти;
- Факторы эффективности памяти.
Клиника промышленной медицины | Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
- Главная »
- Пациентам »
- Статьи »
- Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению (запоминанию) хранению и воспроизведению опыта и информации. Память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память — это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память — это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.
Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти — это длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.
1. Объём — способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти — 7 элементов (единиц) информации.
2. Быстрота запоминания отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
3. Точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.
4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
5. Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.
Виды и формы памяти
Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
1. По участию воли в процессе запоминания.
2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.
3. По продолжительности сохранения информации.
4. По сути предмета и способа запоминания.
5. По характеру участия воли.
6. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.
1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.
1. Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
2. Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.
Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).
3. Образная память — связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.
У разных людей более активны разные анализаторы, но у большинства людей лучше развита зрительная память.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется богатым воображением, обилием образов.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.
Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т. к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах (классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые).
4. Словесно-логическая память — это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а так же опытные лекторы, преподаватели вузов и т. д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает «работать» позже других видов. П. П. Блонский называл ее » память-рассказ». Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.
По продолжительности сохранения информации:
1) Мгновенная или иконическая память
Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от 0,1 до 0,5 с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.
Человек воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.
2) Кратковременная память
Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память «включается», когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).
Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой — римской или арабской — изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.
Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.
Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.
На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.
3) Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная «амнезия» по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.
4) Долговременная память — память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.
Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.
Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.
Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.
Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.
Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию.
Как развить память у взрослого?
Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.
Причины плохой памяти
С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты. Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое. Плохая память у взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют: высокое давление; атеросклероз; диабет; полнота. Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.
Методы улучшения памяти
Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.
Упражнения для памяти у взрослых
Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.
Влияние табака
Прежде всего необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать. Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память. Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.
Влияние алкоголя
Гибкий ум невозможно сохранить, принимая спиртосодержащие напитки. Ведь они также ослабляют память. Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного. методики развития памяти у взрослых Рекомендуется исключить все виды алкоголя перед ответственным мероприятием, на котором необходимо что-то запоминать.
Медикаментозные препараты
Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать провалы в памяти. К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.
Основные рекомендации
Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии: обогащать кровь кислородом; обязательно хорошо высыпаться; не злоупотреблять алкоголем и табаком; отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.
Методики запоминания от гениев
Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения. Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.
Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.
Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.
Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.
Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца. Перед выступлением Твен повторял всю лекцию, используя эту шпаргалку. Но затем ему пришла в голову другая идея — и он стал рисовать то, что ему нужно было запомнить. Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания.
Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки
Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений: 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.
Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.
Зрительную память можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено.
Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.
В парфюмерном магазине брызгайте понравившиеся духи на тест-полоску. Затем пытайтесь вспомнить их название. Тренируйтесь со всеми окружающими вас запахами. Можно начать с более простых ароматов, далее переходите к более сложным.
Попробуйте развить числовую память. Для того чтобы запомнить целую комбинацию, нужно всего лишь выбросить калькулятор. Для начала можно просто определять в магазине сдачу при каждой покупке. Расчеты в уме очень тренируют память, связанную с числами. Попробуйте определить цену на каждый продукт.
Считайте свои шаги, например, от входа в квартиру до двери лифта. Можно попробовать запомнить, сколько раз вам приходится прокрутить лампу в патроне, прежде чем она будет закручена достаточно туго. причины плохой памяти у взрослых.
Все виды памяти прекрасно развиваются при помощи любых видов настольных игр. Ускорить мыслительные процессы можно при помощи шахмат и шашек, игральных карт, домино.
Отлично натренировать память поможет разгадывание кроссвордов, а также всяческие головоломки.
Оригами улучшает механическую память. Различные виды рукоделия, типа вязания, вышивки и рисования, улучшают мелкую моторику и концентрацию на деталях.
При недостаточном эффекте от самостоятельных занятий необходимо обратиться к специалистам: неврологу или психиатру.
Кроме этого, в г. Оренбурге по адресу: ул. Пролетарская, д. 153 работает «Школа для пациентов с проблемами памяти». Занятия проходят каждую вторую среду месяца. Запись по телефону (3532) 40-20-11.
Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.
Статья подготовлена врачом-неврологом высшей квалификационной категории Гранкиным С. А.
При подготовке статьи использовались материалы сайта:
http://fb.ru/article/162910/kak-razvit-pamyat-u-vzroslogo-uprajneniya-dlya-trenirovki-obzor-luchshih-metodik-po-razvitiyu-pamyati
http://fb.ru/, Обзор лучших методик по развитию памяти, Елена Билецкая, December 29, 2014
ключевых терминов для памяти – введение в психологию и неврологию
- рассеянность
- провалов в памяти, которые вызваны перерывами во внимании или нашим сосредоточением на чем-то другом
- акустическое кодирование
- ввод звуков, слов и музыки
- амнезия
- потеря долговременной памяти, возникающая в результате болезни, физической или психологической травмы
- антероградная амнезия
- потеря памяти на события, произошедшие после черепно-мозговой травмы
- теория возбуждения
- сильные эмоции вызывают формирование сильных воспоминаний, а более слабые эмоциональные переживания формируют более слабые воспоминания
- Модель Аткинсона-Шиффрина Модель памяти
- , в которой говорится, что мы обрабатываем информацию через три системы: сенсорную память, кратковременную память и долговременную память .
- автоматическая обработка
- кодирование информационных деталей, таких как время, пространство, частота и значение слов
- уклон
- как чувства и взгляд на мир искажают память о прошлых событиях
- блокировка
- ошибка памяти, при которой вы не можете получить доступ к сохраненной информации
- фрагментация
- организация информации в управляемые биты или порции
- строительство
- формулировка новых воспоминаний
- декларативная память
- тип долговременной памяти о фактах и событиях, которые мы переживаем лично
- трудоемкая обработка
- кодирование информации, требующее усилий и внимания
- подготовительная репетиция
- размышления о значении новой информации и ее связи со знаниями, уже хранящимися в вашей памяти
- кодировка
- ввод информации в систему памяти
- инграмма
- физическая трассировка памяти
- эпизодическая память
- тип декларативной памяти, который содержит информацию о событиях, которые мы лично пережили, также известный как автобиографическая память
- гипотеза эквипотенциальности
- некоторые части мозга могут заменить поврежденные части при формировании и хранении воспоминаний
- явная память
- воспоминаний, которые мы сознательно пытаемся запомнить и вспомнить
- синдром ложной памяти
- отзыв ложных автобиографических воспоминаний
- Память-вспышка
- исключительно ясное воспоминание о важном событии
- забывание
- потеря информации из долговременной памяти
- неявная память
- воспоминаний, которые не являются частью нашего сознания
- уровни обработки
- информация, о которой думают более глубоко, становится более значимой и, следовательно, лучше запоминается
- долговременная память (LTM)
- непрерывное хранение информации
лобэктомия
хирургическая процедура, при которой доля (часть или вся) удаляется из головного мозга
- память
- набор процессов, используемых для кодирования, хранения и извлечения информации в течение различных периодов времени
- стратегия улучшения памяти Метод
- , помогающий обеспечить переход информации из кратковременной памяти в долговременную
- неверная атрибуция
- ошибка памяти, в которой вы путаете источник своей информации
- Парадигма эффекта дезинформации
- после получения дополнительной и, возможно, неточной информации человек может неправильно вспомнить исходное событие
- мнемоническое устройство
- вспомогательные средства памяти, помогающие организовать информацию для кодирования
- постоянство
- отказ системы памяти, который включает непроизвольное воспроизведение нежелательных воспоминаний, особенно неприятных
- упреждающее вмешательство
- старая информация препятствует воспроизведению новой информации
- процедурная память
- тип долговременной памяти для совершения квалифицированных действий, например, как чистить зубы, как водить машину и как плавать
- отзыв
- доступ к информации без сигналов
- распознавание
- идентификация ранее изученной информации после повторной встречи с ней, обычно в ответ на сигнал
- реконструкция
- процесс пробуждения старых воспоминаний, которые могут быть искажены новой информацией
- репетиция
- повторение информации для запоминания
- переобучение
- изучение информации, которая была изучена ранее
- поиск
- действие по извлечению информации из долговременной памяти и обратно в сознательное сознание
- ретроактивное вмешательство
- недавно полученная информация препятствует воспроизведению старой информации
- ретроградная амнезия
- потеря памяти на события, которые произошли до черепно-мозговой травмы
- эффект самореференции
- склонность человека лучше запоминать информацию, относящуюся к нему самому, по сравнению с материалом, имеющим меньшее личное значение
- семантическое кодирование
- ввод слов и их значение
- семантическая память
- тип декларативной памяти о словах, понятиях и языковых знаниях и фактах
- сенсорная память
- хранение кратких сенсорных событий, таких как образы, звуки и вкусы
- кратковременная память (СТМ)
- содержит около семи битов информации до того, как она будет забыта или сохранена, а также информация, которая была извлечена и используется
- хранение
- создание постоянной записи информации
- внушаемость
- последствия дезинформации из внешних источников, что приводит к созданию ложных воспоминаний
- скоротечность
- ошибка памяти, при которой неиспользуемые воспоминания исчезают с течением времени
- визуальное кодирование
- ввод изображений
Память в психологии | Encyclopedia.
com ОТНОШЕНИЯ МОЗГ/ПАМЯТЬХРАНЕНИЕ И ИЗВЛЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ
СТАРЕНИЕ И ПАМЯТЬ
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ
РЕКОНСТРУКТИВНАЯ ПРИРОДА ПАМЯТИ
БИБЛИОГРАФИЯ миллисекунда к миллисекунде), поскольку люди в своей повседневной жизни сталкиваются с новой информацией. На самом деле, хотя людям иногда необходимо намеренно запомнить дату встречи или номер телефона, многие повседневные события жизни не репетируются намеренно в то время для последующего запоминания, а создаются без преднамеренного осознания. Человеческая память об определенных событиях не совершенна и не всегда подробна. На эту трансформацию прошлых событий влияет множество факторов, связанных с событиями, происходящими в окружающей среде и в самом мозгу.
В 1968 году Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин были одними из первых исследователей, предположивших, что формирование воспоминаний происходит путем прохождения ряда стадий. Информация из окружающей среды сначала поступает через органы чувств (отвечающие за зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) в то, что Аткинсон и Шиффрин назвали сенсорным хранилищем
Процесс хранения воспоминаний в конечном счете зависит от биологических структур мозга. Хотя до сих пор неизвестно, «где» в мозгу хранятся личные воспоминания, ясно, что определенные структуры мозга имеют решающее значение для хранения и извлечения воспоминаний. Давно известно, что структура в медиальной височной области мозга, называемая гиппокампом, важна для развития новых воспоминаний. Многочисленные тематические исследования показали, что повреждение гиппокампа приводит к серьезным нарушениям памяти. Наиболее известным случаем является случай пациента с эпилепсией Х.М., у которого хирургическим путем был удален гиппокамп, что оставило его с неспособностью формировать какие-либо новые воспоминания, несмотря на тот факт, что он мог помнить события, которые произошли до операции, и в остальном имел нормальный коэффициент интеллекта. (IQ).
Способность запоминать информацию основана на двух основных процессах: кодировании и извлечении. Во время кодирования поступающая информация передается в мозг, консолидируется и подготавливается в гиппокампе и окружающих медиальных височных областях для долговременного хранения в памяти. Хотя эти области играют основную роль в подготовке воспоминаний к долговременному хранению, сами воспоминания там не хранятся, а распределяются по мозгу в виде сети. Как только информация правильно закодирована и сохранена в долговременной памяти, воспоминание об этих прошлых событиях частично зависит от лобных долей мозга, ответственных за организационную и стратегическую обработку информации. Исследования нейровизуализации показывают, что лобные доли играют ключевую роль в процессах памяти, потому что процессы кодирования и извлечения по своей сути являются стратегическими. То есть, когда кто-то вспоминает событие, он часто должен помнить, когда это событие произошло по отношению к другим событиям, как отдельные детали повлияли на общее значение событий и где произошло событие. В 1994 Endel Tulving и коллеги сообщили, что левая лобная доля может играть более активную роль во время кодирования информации, тогда как правая лобная доля может быть более ответственной за поиск.
Различие между процессами кодирования и извлечения является ключевым, поскольку в случае сбоя любого из процессов воспоминание невозможно. В случае Х.М. процессы кодирования были нарушены, так что новый опыт не сохранялся в долговременной памяти. Другие формы связанного с заболеванием поражения медиальных височных областей мозга (например, синдром Корсакова) также приводят к нарушению способности вспоминать ранее сохраненные воспоминания, что часто связано с проблемой поиска, а не кодирования. Свидетельства здоровых людей показывают, что проблемы во время кодирования могут быть более ответственными за сбои памяти по сравнению с проблемами во время поиска. Например, человек часто не может вспомнить имя недавно встреченного человека, даже если знакомство могло произойти всего за несколько минут до этого. При знакомстве с кем-то новым внимание привлекается ко многим аспектам этого человека, помимо имени — как он выглядит, кого он или она знает, с кем он или она и другие детали встречи. Поскольку рабочая память человека также задействована в этих других процессах, конкретная информация об имени может быть закодирована недостаточно, так что, как бы человек ни старался позже вспомнить имя, эта информация будет недоступна. В 1996 Фергюс Крейк и его коллеги подтвердили эти выводы, показав, что производительность памяти намного хуже, когда люди отвлекаются при кодировании информации, по сравнению с отвлечением во время извлечения.
В дополнение к сознательному воспоминанию о прошлом опыте память также может проявляться подсознательно или автоматически. Способность ездить на велосипеде, печатать, читать и выполнять другие знакомые задачи зависит от памяти о том, как это делать. Психологи в прошлом использовали ряд терминов, чтобы определить различие между этими выученными навыками и воспоминаниями, которые вызываются сознательно. В 1985 Тульвинг использовал термин процедурная память для описания этих воспоминаний, которые были основаны на навыках и приобретались путем повторения с течением времени. Напротив, Тулвинг использовал термин эпизодическая память для описания сознательного воспоминания о прошлых событиях и термин семантическая память для обозначения памяти значений слов, фактов и понятий. Было показано, что семантическая и процедурная память более устойчива к травмам головного мозга, болезням и старению, чем эпизодическая память. Например, хотя Х.М. не мог вспомнить какие-либо новые события, которые он пережил после операции, его словарный запас не пострадал, и он смог освоить новые сложные навыки так же эффективно, как и другие его ровесники.
С возрастом люди обычно замечают, что их память уже не так сильна, как раньше. Одна теория, предложенная Линн Хашер и Роуз Закс в 1979 году, гласит, что запоминание часто требует использования значительных ресурсов рабочей памяти и усилий, которые могут снижаться с возрастом человека. Таким образом, вспомнить имя нового врача может быть относительно труднее с возрастом, потому что для этого требуется задействовать эти ограниченные умственные ресурсы. Однако, когда задачи памяти возлагают меньшую нагрузку на эти умственные ресурсы, производительность памяти пожилых людей аналогична памяти молодых людей. Например, хотя человеку может быть трудно вспомнить имя врача без подсказок, его можно легко найти в справочнике в медицинском центре врача. Исследования, проведенные в 1987 Фергуса Крейка и Джоан МакДауд подтвердили, что молодые люди, которым предъявляют список слов, показывают значительно лучшие результаты, чем пожилые люди, если им позже требуется вспомнить слова без посторонней помощи. Две возрастные группы, однако, часто демонстрируют схожие показатели памяти, когда участникам позже представляют слова, и они должны просто распознавать те, которые видели ранее.
Хашер и Закс предположили, что это снижение рабочей памяти может быть связано либо с уменьшением объема памяти при нормальном старении, либо с трудностями подавления нерелевантной информации при запоминании. У всех есть мысли, которые приходят в сознание и исчезают в течение дня, но Хашер и Закс считают, что молодые люди могут более эффективно подавлять такие мысли, когда это необходимо, что приводит к менее загроможденному пространству рабочей памяти. Фактически, в исследованиях, проведенных Заксом и его коллегами в 1996, когда молодых людей попросили целенаправленно забыть информацию, которую им ранее велели запомнить, они добились большего успеха в этом забывании, чем пожилые люди. Другая теория ухудшения памяти с возрастом, выдвинутая Тимоти Солтхаусом в 1996 году, предполагает, что клетки мозга (нейроны) с возрастом подвергаются такой же деградации, как и нервы на руках и ногах, которые двигают мышцы, связанные с этими областями. Следовательно, утверждал Солтхаус, ухудшение процессов памяти является результатом «общего замедления», так что информация в мозгу передается медленнее. В некотором смысле информация может быть скопирована и исчезнуть из памяти до того, как ее можно будет использовать. Хотя общее замедление памяти может постепенно прогрессировать с возрастом, другие факторы, по-видимому, либо замедляют, либо ускоряют ухудшение памяти. Уровень образования, социальная активность, физические упражнения, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и прием лекарств могут влиять на способность памяти в пожилом возрасте.
Хотя пожилые люди могут с трудом вспоминать недавно пережитые события и информацию, они, тем не менее, могут ясно и подробно вспоминать далекие воспоминания. Исследователи-психологи обычно называют воспоминания, связанные с самим собой, автобиографическими воспоминаниями . Автобиографические воспоминания могут отличаться от других типов эксплицитных воспоминаний, потому что автобиографические воспоминания богаты контекстуальными или ситуативными деталями. Например, воспоминание о свадьбе требует не только запоминания информации о событии (например, какая еда была подана), но и воспоминания о том времени в жизни, когда оно произошло. Эта метка времени в памяти может также помочь вспомнить другие события, связанные с событием (например, запоминание даты события может помочь вспомнить, где оно произошло). Эти воспоминания не только организованы по временным периодам, но также могут быть организованы по темам (например, «это случилось во времена моих длинноволосых хиппи»). Возможно, наиболее важным компонентом автобиографических воспоминаний является то, что они содержат информацию, относящуюся к отдельному человеку и его или ее собственному самоощущению. Исследования, проведенные в 1997 Синтии Саймонс и Блэра Джонсона показали, что люди демонстрируют лучшую производительность памяти, когда им требуется выучить список прилагательных (например, напористых), в зависимости от того, насколько хорошо каждое прилагательное относится к их собственной личности по сравнению с условиями, когда они помнят другие подобные слова без самоконтроля. -ссылка.
Это последнее открытие может объяснить, почему «всплеск» воспоминаний наблюдается, когда пожилых людей просят вспомнить как можно больше событий из своей жизни. Хотя люди склонны вспоминать многие события последнего года, количество вспоминаемых воспоминаний уменьшается по мере старения воспоминаний, за исключением всплеска (или периода), который происходит в подростковом возрасте до двадцати пяти лет, когда люди помнят большую часть времени. воспоминаний. Мартин Конвей и Дэвид Рубин считают, что эта закономерность может существовать, потому что юношеские и ранние взрослые годы — это время, когда формируется личность, и поэтому это время становится доминирующей темой в жизни, что приводит к более ярким воспоминаниям об этом периоде.
При изучении автобиографических воспоминаний очень трудно установить, имело ли место сообщаемое воспоминание на самом деле — обычно нет никого, кто мог бы подтвердить или опровергнуть точность воспоминаний. Еще больше усугубляет эту проблему тот факт, что человеческая память не точна, а реконструктивна по своей природе. То есть припоминание подробностей, связанных с событием, представляет собой комбинацию того, что произошло на самом деле, и того, что, по его мнению, произошло. Эти убеждения могут быть, а могут и не быть правдой. Исследователь памяти Элизабет Лофтус изучала, как люди могут «вспомнить» события, которых с ними никогда не было.
В 1978 году Лофтус и ее коллеги впервые заметили, что воспоминания участников о реальном событии могут быть загрязнены и изменены, когда они слышат другой отчет о том же воспоминании от кого-то другого. Лофтус назвал это явление эффектом дезинформации. Возможно, более тревожным является открытие, что не только память может быть искажена пост-событийной информацией, но и благодаря силе внушения люди могут вспомнить то, чего с ними никогда не происходило. В обзоре 2004 года, проведенном Лофтусом, отмечается, что даже в лабораторных условиях люди могут поверить, что в детстве на них напало животное или что они чуть не утонули в бассейне, и вспомнить то, чего никогда не могло произойти, например, то, что они видели Warner Bros. Багз Банни в Диснейленде. Сообщение участникам о том, что следующая история, которую они вот-вот услышат, исходит от члена семьи, укореняет такие воспоминания. Затем участники с большой уверенностью верят, что история правдива. Некоторые терапевты критически относятся к теории Лофтус, опасаясь, что она может свести к минимуму или обесценить действительно восстановленные воспоминания о жестоком обращении, которые могут возникнуть во время сеансов терапии. Лофтус, однако, не предполагал, что все восстановленные воспоминания обязательно ложны, а скорее, что некоторые люди могут вспомнить некоторые вещи, которых не было, если их подвергнуть сомнению определенным образом.
Не все участники таких исследований усваивают ложные воспоминания — по словам Лофтуса, диапазон ложных воспоминаний составляет от 20 до 50 процентов, в зависимости от других переменных. Кроме того, некоторые люди кажутся более восприимчивыми, чем другие. Те, у кого более творческое воображение, и те, кто более склонен к провалам памяти или внимания, кажутся наиболее восприимчивыми. Исследования, связанные с ложными воспоминаниями, привлекли значительное внимание средств массовой информации из-за их отношения к судебным делам, связанным с сексуальным насилием и изнасилованием в детстве. Основываясь исключительно на показаниях детей, воспитателей детского сада Little Rascals в Эдентоне, Северная Каролина, в 1988 человек были обвинены, обвинены и осуждены за организацию группы сексуального насилия над детьми. Высшие суды в конце концов отменили дела, связанные с персоналом, потому что обвинения детей были результатом наводящих вопросов следователей и терапевтов и подпитывались детским воображением.
Случай детского сада с маленькими негодяями раскрывает подвижную и податливую природу памяти, особенно в детстве, и то, как часто бывает трудно отличить то, что произошло на самом деле, от того, что звучит знакомо из-за повторяющихся и наводящих вопросов. В 1993 Марсия Джонсон и ее коллеги предположили, что такие проблемы могут быть связаны с мониторингом внутреннего источника или трудностями идентификации источника интернализированных переживаний (например, был ли опыт реальным или воображаемым). Способность различать эти внутренние источники оказывается более сложной для детей и пожилых людей по сравнению с более молодыми людьми. Таким образом, человеческие воспоминания являются продуктом того, что человек действительно переживает (а иногда и не переживает), и промежуточной информации, полученной после события. То, как человек размышляет об этих воспоминаниях в более позднем возрасте, также может влиять на восприятие памяти и изменять его.
Аткинсон, Ричард С. и Ричард М. Шиффрин. 1968. Человеческая память: предлагаемая система и процессы ее управления. В Психология обучения и мотивации: достижения в исследованиях и теории , Vol. 2, изд. Кеннет В. Спенс и Джанет Т. Спенс. Нью-Йорк: Академическая пресса.
Бекман, Ларс, Брент Дж. Смолл, Оке Валин и Мария Ларссон. 2000. Когнитивное функционирование в глубокой старости. В Справочник по старению и познанию , изд. Фергус И. М. Крейк и Тимоти А. Солтхаус. 2-е изд. Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Блум, Флойд, Чарльз А. Нельсон и Арлин Лазерсон. 2001. Мозг, разум и поведение . 3-е изд. Нью-Йорк: Стоит.
Конвей, Мартин А. и Дэвид С. Рубин. 1993. Структура автобиографической памяти. В Theory of Memory , изд. А. Ф. Коллинз и С. Э. Гатеркоул. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Крейк, Фергус И. М., Ричард Говони, Моше Навех-Бенджамин и Николь Д. Андерсон. 1996. Влияние разделенного внимания на процессы кодирования и поиска в памяти человека. Journal of Experimental Psychology: General 125 (2): 159–180.
Крейк, Фергус И. М. и Джоан М. Макдауд. 1987. Возрастные различия в воспоминании и узнавании. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание 13 (3): 474–479.
Хашер, Линн и Роуз Т. Закс. 1979. Автоматические и требующие усилий процессы в памяти. Journal of Experimental Psychology: General 108 (3): 356–388.
Джонсон, Марсия К., Шахин Хаштруди и Д. Стивен Линдси. 1993. Мониторинг источника. Психологический бюллетень 114 (1): 3–28.
Лофтус, Элизабет Ф. 1997. Воспоминания о прошлом, которого никогда не было. Современные направления психологической науки 6 (3): 60–65.
Лофтус, Элизабет Ф. 2004. Воспоминания о невидимых вещах. Современные направления психологической науки 13 (4): 145–147.
Лофтус, Элизабет Ф., Дэвид Г. Миллер и Хелен Дж. Бернс. 1978. Семантическая интеграция вербальной информации в зрительную память. Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память 4 (1): 19–31.
Паркин, Алан Дж. и Николас Р. К. Ленг. 1993. Нейропсихология амнестического синдрома. В Мозг Повреждение, поведение и познание: развитие клинической нейропсихологии . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Солтхаус, Тимоти А. 1996. Теория скорости обработки возрастных различий в познании. Психологический обзор 103 (3): 403–428.
Саймонс, Синтия С. и Блэр Т. Джонсон. 1997. Эффект самореференции в памяти: метаанализ. Психологический бюллетень 121 (3): 371–394.