Память. Общее представление о памяти — Страница 2 из 9
Существует два основных вида классификации видов памяти — по характеру психической активности, которая сопровождает запоминание и фиксируется в памяти, и по длительности сохранения материала (табл. 8.1).
Таблица 8.1.
По характеру психической активности | По продолжительности сохранения материала | По участию воли в процессе запоминания | По способу заучивания |
Образная | Мгновенная | Произвольная | Механическая |
Эмоциональная | Кратковременная | ||
Двигательная | Оперативная | Непроизвольная | Смысловая |
Словесно-логическая | Долговременная |
Обе эти классификации являются независимыми друг от друга — например, в кратковременной памяти может храниться информация словесно-логического или двигательного характера.
Разберем подробнее эти классификации видов памяти (кроме классификации по продолжительности сохранения материала, о которой будет рассказано в разделе 8.4).
По способу заучивания. В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Первая — это запоминание информации путем многократного повторения в той форме, в которой она воспринимается, без ее преобразования и анализа. Смысловая память представляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. При этом последняя связывается с уже имеющейся информацией и по новому структурируется.
По участию воли в процессе запоминания. Термином «непроизвольная память» обозначают процесс запоминания, который происходит без всяких усилий, как бы «автоматически». Этот вид запоминания характерен для сильных или необычных сигналов внешней среды, вызывающих эмоции и чувства, в частности, интерес.
Произвольная память подразумевает случаи, когда перед человеком стоит задача запомнить ту или иную информацию и человек прилагает определенные волевые усилия для реализации данной задачи.
По характеру психической активности. В образной памяти хранятся образы: зрительные представления, звуки, запахи. Соответственно выделяют отдельно зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти.
В эмоциональной памяти содержатся воспоминания о чувствах и эмоциях, которые когда-то переживал человек.
Двигательная память лежит в основе запоминания и воспроизведения движений.
Словесно-логическая память содержит информацию не в виде образов, а в виде словесных понятий (в том числе абстрактно-логических) или чисел. Это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами информации, получаемой в словесной форме.
Соответственно, у бухгалтера должна быть хорошо выражена словесно-логическая память, у владельца магазина — зрительная, у музыканта — слуховая, у таксиста — зрительная и двигательная и т. д. Характеристики памяти, с одной стороны, имеют исходные индивидуальные различия, а с другой — поддаются тренировке и улучшению.
Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Виды памяти (В.В. Богословский)
- Информация о материале
- Общая психология
- Просмотров: 10005
- Предыдущая статья Представления
- Следующая статья Основные процессы памяти и закономерности их протекания
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Все бытовые, спортивные и трудовые навыки усваиваются благодаря двигательной памяти, благодаря тому, что складывается и упрочивается определенный динамический стереотип.В зависимости от содержания запоминаемого, от того, что запоминается, выделяют четыре вида памяти. Двигательная память, или
память на движения, — запоминание и воспроизведение произведенных человеком движений. Эта память лежит в основе выработки двигательных навыков и привычных движений.
Эмоциональная память, или память на чувства, сохраняет пережитые человеком чувства. Об этом виде памяти К. С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память»1.
Особое значение имеет эта память для артиста, но в той или иной мере она развита у каждого человека.
Подлинное сочувствие другому человеку возможно только благодаря эмоциональной памяти. В процессе воспитания воздействие на эмоциональную память человека имеет существенное значение, так как самое сильное воздействие — это воздействие на чувства;сохранение в памяти пережитых чувств является предпосылкой воспитуемости человека.
Словесная, или смысловая, память — это запоминание и сохранение, а затем воспроизведение прочитанных или услышанных мыслей в словесной форме. Запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята. Это происходит при запоминании формул, дословных формулировок. Иногда мысли могут запоминаться в другом речевом оформлении, тогда они воспроизводятся своими словами. Так обычно запоминается прочитанный текст. Будет ли запоминание дословным или измененным, определяется задачей, стоящей перед человеком, а также выработавшимися у него способами заучивания.
Образная память, или память на представления, помогает запоминать и воспроизводить лица, картины природы, обстановку, музыкальные мелодии, запахи, вкусы. Образная память есть у всех людей, но особенно развита она у художников (они могут, например, писать портрет или пейзаж по памяти), писателей, актеров, композиторов, архитекторов.
Фактически разные виды памяти взаимосвязаны, и в процессе любой деятельности один и тот же материал запоминается с помощью двух и более видов памяти.
Под влиянием кибернетики в психологии появилось разделение на кратковременную и долговременную память, подобно тому как машинная память разделяется на кратковременную, в которой содержится то, чем оперирует машина при решении конкретной задачи, и долговременную, в которой содержится все, что заложено в машину. В машине имеется блок памяти, где хранится информация. Но не всякая информация обрабатывается: из запоминающего устройства извлекается и преобразуется лишь часть информации, остальное хранится в запоминающем устройстве.
Таким образом, наряду с устройством долговременной памяти в машине имеется оперативная память.По продолжительности сохранения материала и роли в деятельности в психологии также выделяют долговременную и кратковременную, или оперативную, память.
——————
1 Станиславский К. С. Работа актера над собой. Собр. соч., в 8-ми т. Т. 2. — М.: Искусство, 1954, с. 217.
Кратковременная память у человека проявляется в тех случаях, когда материал запоминается с целью вспомнить его через короткий срок, а дальнейшее сохранение его считается ненужным. Например, некоторые ученики выучивают материал с установкой воспроизвести его на уроке или на экзамене и после ответа сразу же забывают.
Долговременная память проявляется тогда, когда новый материал запоминается на длительный срок и даже навсегда.
Установка личности запомнить что-либо на тот или иной срок влияет на прочность сохранения материала в памяти. Это доказано экспериментально. При установке запомнить на короткий срок заученное быстро забывается.
В отдельных случаях, в зависимости от характера деятельности, требуется именно кратковременная память. При решении задачи, в процессе письма под диктовку нет необходимости пользоваться долговременной памятью, материал нужно помнить только на время выполнения соответствующих операций. Этот вид памяти иначе называют оперативной памятью.
Деление памяти на кратковременную и долговременную оправдано наблюдениями из обыденной жизни. Номер телефона, по которому нужно однократно позвонить, мы запоминаем на несколько минут, а потом забываем. Эксперименты и клинические наблюдения показали, что кратковременная память очень нестойкая. Например, при сотрясений мозга человек не помнит не только момента удара и обстоятельств, связанных с ним, но и всего того, что непосредственно предшествовало этому.
Кратковременная память может переходить в долговременную: например, номер телефона, если мы им постоянно пользуемся, закрепляется в памяти.
Общая психология. (Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 351 с. С. 206-208.
- Предыдущая статья
- Следующая статья Основные процессы памяти и закономерности их протекания
Семантическая память — Запоминание фактов и их значения
Семантическая память — это то, как мы можем понимать значения различных вещей, таких как слова, а также узнавать факты о мире. Это вторая часть декларативной памяти наряду с эпизодической памятью. По сути, благодаря семантической памяти мы можем вспомнить, где мы живем, не помня, как и когда мы это сделали.
Откройте для себя еще 30 статей по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Когнитивное обучение
- Социальное обучение
- Обучение
- Социализация
- Социальное развитие
Местоположение
Исследователи спорят о местонахождении семантической памяти. Некоторые исследователи считают, что она хранится в тех же регионах, что и эпизодическая память, в основном в гиппокампе и медиальной височной доле. Воспоминания кодируются в гиппокампе, прежде чем они сохраняются в средней височной доле.
Тем не менее недавние исследования показывают, что кодирование семантической памяти имеет мало общего с гиппокампом. Это было продемонстрировано экспериментами с амнезиаками, у которых был поврежден гиппокамп, который является частью образования гиппокампа. Это образование также включает периринальную и энторинальную кору, известные как парагиппокампальная кора. Эксперимент показал, что пациенты, у которых был поврежден гиппокамп, но у которых парагиппокампальная кора не была затронута, имели способность формировать семантические воспоминания, несмотря на полную неспособность сделать это с эпизодическими воспоминаниями.
В исследовании 2006 года утверждается, что семантическая память формируется в передней височной доле после проведения экспериментов на 12 испытуемых, у которых не было проблем с памятью в Манчестере, Англия.
Специфические нарушения модальности
Существуют две основные формы нарушений семантической памяти. Это нарушения, специфичные для модальности, и нарушения, специфичные для семантической категории. Модальность также может быть определена как часть стимула, такого как вкус и температура.
Нарушения модальности можно разделить на такие категории, как визуальные и вербальные, в зависимости от типа информации. Например, если бы мы понесли ущерб визуальной семантике, наши знания о живых существах ухудшились бы. Повреждение функциональной семантики означает, что у нас будут проблемы с памятью о неодушевленных объектах.
Специфическое нарушение семантической категории
Примером болезни, вызванной специфическим нарушением семантической категории, является болезнь Альцгеймера. Это заболевание заставляет больных делать ошибки, когда дело доходит до наименования и описания вещей.
Другим заболеванием, связанным с этой формой нарушения, является семантическая деменция. Те, кто страдает от этого, полностью теряют все прежние знания, которые у них были о людях и объектах, несмотря на то, что они могут бегло говорить. Семантическая деменция возникает из-за потери мозговой ткани в височной доле.
История и будущее
Эндел Тулвинг впервые выдвинул идею семантической памяти в 1972 году. Его идеи были подтверждены исследованиями в 1980-х годах. Двумя наиболее известными экспериментами, связанными с семантической памятью, являются Kihlstrom (1980) и Jacoby/Dallas (1981). Это проложило путь для дальнейших исследований, хотя только за последние 15 лет интерес к семантическому интересу значительно возрос по сравнению с предыдущими уровнями исследований.
Этот интерес вызван главным образом усовершенствованием методов нейровизуализации, таких как функциональная магнитно-резонансная томография. Эти методы показали, что в мозге нет только одной конкретной области, предназначенной для семантических знаний. Вместо этого семантическая память представляет собой комбинацию анатомически и функционально различных систем.
В настоящее время также считается, что семантическую память можно разделить на отдельные визуальные категории, такие как размер, цвет и движение. Это связано с тем, что разные части мозга отвечают за извлечение различных семантических воспоминаний. Например, теменная кора используется для извлечения семантических воспоминаний о размере, в то время как височная кора извлекает воспоминания о цвете.
Полная ссылка:
Вам разрешено копировать текст
Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).
Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.
Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).
Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!
Подписаться на @ExplorableMind
Семантическая память (Определение + примеры + фото)
Практическая психология
Вспомните, когда вы в последний раз летали на самолете. Если вы никогда не летали на самолете, вспомните, когда вы в последний раз ездили на машине. Может быть, вы летели из Остина в Лос-Анджелес, или сидели рядом с мамой, или через несколько проходов вверх плакал ребенок.
Теперь подумайте обо всем, что вам нужно было вспомнить, чтобы вызвать это воспоминание. На первый взгляд может показаться, что это всего лишь память на . Как кусочек головоломки. Но это единственное воспоминание о вас в самолете на самом деле само по себе является головоломкой, наполненной различными фрагментами семантической памяти, которые поддерживают это воспоминание.
Семантическая память часто считается чем-то само собой разумеющимся, но ученые начинают осознавать важность изучения семантической памяти и способов ее приобретения.
Что такое семантическая память?
Примеры семантических воспоминаний
Семантическая и эпизодическая память
Имплицитны ли семантические воспоминания?
Кто первым изучил семантическую память в психологии?
Где в мозгу хранятся семантические воспоминания?
Что такое семантическая память?
Семантическая память – это все приобретенные знания об окружающем мире, которые вы узнали. Другой способ описать семантические воспоминания — «общие знания». Все, что вы знаете о самолетах, Остине и детях, считается семантическими воспоминаниями.
Примеры семантических воспоминаний
Существует множество семантических воспоминаний, которые входят в один «эпизод» нашей памяти, в том числе:
- Названия и качества объектов вокруг нас
- Происхождение и история этих объектов
- Имена и атрибуты действий
- Названия абстрактных понятий
- Знание человеческого поведения
- Мнения
- Убеждения
- Исторические события
- Причины и следствия
Вернемся к примеру с самолетом. Вы помните, как летели на самолете из Остина в Лос-Анджелес, сидели рядом с мамой и слышали детский плач в нескольких проходах от вас. Семантические воспоминания в этом эпизоде включают:
- Знание того, что такое самолет и как он работает
- Информация об авиакомпании, которой вы летали из Остина в Лос-Анджелес
- Город Остин
- Город Лос-Анджелес
- существование твоей матери
- Тот факт, что ваша мать связана с вами
- Что такое ребенок и почему он может плакать
- Схема самолета, включая места и проходы
В этой головоломке много кусочков. Но из-за того, что частей так много, этот тип хранения памяти игнорировался в мире науки.
Семантическая и эпизодическая память
Семантическая память — это тип декларативной или явной памяти. Это тип памяти, который вы можете заявить с помощью слов или языка.
Под эгидой явных воспоминаний также находятся эпизодические воспоминания. Эпизодические воспоминания охватывают события нашей жизни, как эпизод фильма. Мы видим вещи со своей точки зрения. «Эпизод» перелета из Остина в Лос-Анджелес — эпизодическое воспоминание. Концепция полета, концепция Остина и концепция Лос-Анджелеса — все это семантические воспоминания.
Имплицитны ли семантические воспоминания?
Нет. Имплицитные воспоминания — это навыки, которым мы учимся, делая. Знание того, как пристегнуть ремень безопасности, является имплицитной памятью, но концепция слова «ремень безопасности» и то, как он защищает вас, является семантическими воспоминаниями.
Кто первым изучил семантическую память в психологии?
Семантические воспоминания впервые были представлены в 1970-х годах на конференции, на которой Эндель Тульвинг представил различия между семантическими и эпизодическими воспоминаниями.
Одна из уникальных особенностей людей заключается в том, что мы можем перемещаться в прошлое или будущее, используя эпизодические воспоминания. Но мы не можем сделать это в полной мере, если у нас нет семантической памяти.
Одно из самых интересных различий между эпизодической и семантической памятью заключается в том, что без эпизодической памяти мы не можем знать, где, как или когда мы приобрели семантические воспоминания. Без помещения себя в прошлое у нас нет возможности вспомнить, где мы впервые встретили наших соседей и узнали их имена. Не помещаясь в прошлое, мы не можем ответить на вопрос: «Откуда вы знаете, что Остин — столица Техаса?»
Эпизодические и семантические воспоминания должны работать вместе, чтобы создавать автобиографические воспоминания. Автобиографические воспоминания рассказывают историю нас: кто мы, как мы стали теми, кто мы есть, и как мы приобрели навыки и информацию, которые помогают нам функционировать.
Как работает семантическая память?
Семантические воспоминания стали предметом обсуждения только с 70-х годов — это относительно новое понятие в мире памяти. На многие вопросы о том, как мы собираем и храним семантические воспоминания, еще предстоит ответить.
Было предложено несколько различных моделей семантической памяти, включая сетевые модели и ассоциативные модели. Эти модели показывают нам, как мы связываем разные воспоминания вместе, чтобы сформировать больше семантических воспоминаний о различных концепциях, атрибутах объекта, отношениях между двумя объектами и т. д. Некоторые из наиболее известных моделей семантической памяти включают иерархическую модель Коллинза и Квиллиана и Модель сравнения признаков Смита.
Некоторые из этих моделей поддерживают идею о том, что семантические воспоминания хранятся в тех же областях мозга, что и эпизодические воспоминания. Другие модели и теории предполагают другое.
Где в мозгу хранятся семантические воспоминания?
Если бы эпизодические и семантические воспоминания хранились в одном месте, то, скорее всего, это были бы медиальные височные доли и гиппокамп. Но все больше ученых дистанцируются от идеи, что семантическая память хранится в гиппокампе. Или что одна часть гиппокампа кодирует и организует семантическую память, а другая часть гиппокампа хранит информацию, чтобы ее можно было извлечь позже.
Нам еще многое предстоит узнать о семантической памяти, но эта информация может иметь решающее значение для понимания того, как мы понимаем окружающий мир. Нам приходится извлекать из семантической памяти каждый раз, когда мы используем язык, вспоминаем прошлые события или решаем проблемы. Понимание этого процесса может помочь нам лучше учиться и лучше мыслить.
Практическая психология
Практическая психология начиналась как сборник учебных материалов для студентов-психологов в 2016 году, созданный студентом в этой области. С тех пор он превратился в онлайн-блог и канал на YouTube, предоставляющий советы, инструменты и академическую поддержку людям из всех слоев общества в области психического здоровья.