Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера
10.06.2012
Виднейший теоретик строгого бихевиоризма Б.Ф. Скиннер (1904—1990) настаивал на том, что научными методами можно познать все поведение человека, поскольку оно детерминировано объективно (окружающей средой). Скиннер отвергал понятия скрытых психических процессов, таких, как мотивы, цели, чувства, бессознательные тенденции и пр. Он утверждал, что поведение человека почти всецело формируется его внешним окружением. Такую позицию называют иногда инвайронментализмом (от англ. environment — среда, окружение). «Черный ящик человеческой психики» должен быть, по мнению Скиннера, исключен из эмпирического исследования, усилия должны быть направлены на изучение открытого, доступного непосредственному наблюдению, поведения человека, на установление тех факторов среды, которые, в конечном счете, определяют и контролируют действия человека. Скиннер считал, что экспериментальный анализ поведения животных (крыс, голубей) позволит открыть принципы поведения, общие для животных и человека. С опорой на всеобщие закономерности поведения важнейшая практическая психолого-педагогическая задача обучения и воспитания становится решаемой. Манипулируя переменными окружающей среды (т.е. независимыми переменными), можно прогнозировать и контролировать поведенческие реакции индивида (зависимые переменные). Скиннер признавал существование двух основных типов поведения:
Подкрепление — ключевое понятие концепции Скиннера. Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность ее появления. В бихевиоральном научении признавали два типа подкрепления: первичное (или безусловное — вода, еда, секс) и вторичное (или условное — деньги, внимание со стороны значимого другого, одобрение родителей, сверстников, учителей). По Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы становятся подкреплением в результате прошлого опыта, они общие для большинства людей и оказывают сильное влияние на их поведение. Скиннер выделял также подкрепление позитивное и негативное. Позитивное подкрепление усиливает реакцию, сопровождая ее приятными последствиями (пища, внимание). Негативное подкрепление тоже усиливает поведенческую реакцию, но за счет устранения раздражающих стимулов (подросток начинает употреблять ругательные слова и выражения, стремясь избежать насмешек приятелей типа «маменькин сынок, малыш»).
Поведение может контролироваться также с помощью наказания (мать подростка может ударить его по губам за ругательства или лишить карманных денег). Такое последствие призвано прекратить, изжить поведенческую реакцию. Техника наказания в современном обществе применяется чаще всего, но Скиннер стремился доказать, что подобный контроль поведения неэффективен (лишь временно откладывает нежелательное поведение) и, что еще хуже, вызывает негативные побочные эффекты (страх, тревогу, падение самооценки, грубые формы асоциального поведения). Он настаивал на том, что позитивное подкрепление (поощрение желательных образцов) гораздо более надежный метод формирования поведения и у детей, и у взрослых
Скиннер утверждал, что даже вербальное поведение, или устная речь, приобретается через процесс успешного последовательного приближения. Однако многие психологи совершенно не согласны с тем, что язык может быть усвоен таким способом, подчеркивая тем самым столь высокую скорость речевого развития в раннем детстве, которую невозможно объяснить, исходя из принципов оперантного обусловливания. Проблема социализации человека рассмотрена Скиннером в книгах «По ту сторону свободы и достоинства» (1971), «Размышления о бихевиоризме и обществе» (1978). В концепции Скиннера развитие ребенка — это обучение его нормативному поведению в соответствии с направлениями подкрепления. На ранних этапах агентами социализации и источниками подкрепления выступают родители, позже число источников подкрепления расширяется — это и соседи, и школа, и мнение сверстников. Скиннер придерживался мнения, что поведение человека в течение жизни изменяется, и периодически возникают кризисы. Кризисные явления вызываются такими изменениями среды, к которым индивид не имеет адекватного набора поведенческих реакций. В бихевиоризме не стоит проблема возрастной периодизации развития, так как считается, что среда формирует поведение ребенка постоянно, непрерывно и постепенно.
Постоянный опыт научения создает то, что в других психологических школах называют личностью. Личность — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Уникальность человека задается своеобразным сочетанием генетических характеристик и индивидуальным репертуаром научения. Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков — и в условиях специального обучения, и возникающих стихийно. Человек таков, каким он научился быть.
Теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера
Основной предмет исследования. Внешне наблюдаемое, доступное наблюдению и измерению поведение человека
Методы исследования. Наблюдение, экспериментальное научение в проблемном ящике, экспериментальный анализ поведения
Основные понятия. Поведение, респондентное и оперантное научение, принципы обусловливания, подкрепление, поощрение и наказание, режим подкрепления, модификация поведения
Основные идеи. Основное внимание — влиянию внешнего окружения. Велико значение в жизни людей оперантного научения, при котором поведенческие модели определяются их последствиями (характером подкрепления), т.е. поведение объясняется в терминах стимулов и подкрепляющих последствий. Поведенческие реакции складываются постепенно и постоянно
Факторы развития. Социальный фактор, научение.
Ценное
- Раздвигание рамок теории научения до более сложных моделей оперантного поведения
- Привлечение внимания к условиям социальной среды, к характеристикам подкрепления поведения индивида
- Широкое практическое применение (модификация поведения, оперантные техники для коррекции поведенческих проблем, программированное обучение)
Направления критики
- Приписывание решающей роли в развитии человека воздействиям окружающей среды
- Принципиальный отказ от анализа внутренних (психологических) факторов поведения, когнитивных составляющих
Идеи Скиннера нашли достаточно широкое практическое применение.
Стратегия успешного последовательного приближения и техники позитивного подкрепления составили основу методов модификации поведения индивида, бихевиоралъного тренинга. Среди конкретных областей их приложения — преодоление разнообразных страхов, тревожных и навязчивых состояний, перестройка деструктивного поведения, обучение навыкам общения, тренировка уверенности в себе, тренинг с биологической обратной связью в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии. Применяются оперантные методики и к детям дошкольного возраста, и к пациентам психиатрических клиник, и к заключенным в тюрьмах. Широкую известность получили методики «жетонного вознаграждения», сенсибилизации и десенсибилизации, «выключенного времени», или «тайм-аута». Программированное обучение с использованием компьютера строится во многом на принципах, разработанных Скиннером. Многие специалисты признают эффективность «технологии строительства поведения», но подчеркивают при этом механистичность метода, авторитарные тенденции руководителя и игнорирование внутренних факторов развития (интересов, чувств, мыслей человека) и предостерегают от чрезмерно широкого применения этого метода.Ключевые слова: Скиннер, Бихевиоризм
Источник: Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Материалы по теме |
---|
Бихевиоризм Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Субъективный бихевиоризм Абдурахманов Р.А., История психологии |
Социальный бихевиоризм Дж. Мида Абдурахманов Р.А., История психологии |
Бихевиоризм и развитие личности Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Бихевиористская теория Дж. Уотсона Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Общая характеристика бихевиоризма Григорович Л. А., Педагогика и психология |
Бихевиористская (поведенческая) психотерапия: характеристика, методы Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Теория Скиннера Мельник С.Н., Психология личности |
Социальная психология. Теория Скиннера
Концепция оперантного поведения Скиннера
Берхаус Фредерик Скиннер (1904-1990) — американский психолог, представитель бихевиоризма. Внес значительный вклад в теорию и методики обучения, разработал философию «науки человеческого поведения».
Скиннер признавал, что организмы приходят в мир с определенным генетическим оснащением, т.е. различными по структуре и уровню способностями. Считал, что поведение человека надо изучать с позиции того, что его формируют обстоятельства окружения (окружающая среда и люди). Все действия человека и его поведение объясняются влиянием окружения.
1. Респондентное и оперантное поведение
При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное.
Респондентное поведение (Радражитель реакция) подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени. Пример — это сужение или расширение зрачка в ответ на свет. Респондентное поведение обычно влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную систему. Однако респондентному поведению можно и научить. Например, актриса, у которой «сосет под ложечкой» от страха перед выходом на публику, возможно, демонстрирует респондентное поведение.
Принципы обуславливания:
Подкрепление и угашение. Подкрепление делится на: первичное (еда, устранение боли) и обсуловленное (улыбка, похвала, внимание).
Незамедлительность подкрепления. Темп реакции можно довести до максимального только, если подкреплять немедленно.
Дифференцировочные сигнальные стимулы.
Генерализация – тенденция подкрепленного поведения распространяться на множество подобных положений.
Респондентное поведение — это скиннеровская версия павловского, или классического обусловливания. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять в терминах классического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными стимулами. На ваше поведение воздействуют стимульные события, которые наступят после него, а именно — его последствия. Так как этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Скиннер определил его как оперантное поведение.
Оперантное поведение (вызванное оперантным научением: Стимул реакция + подкрепление) – определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Например, игра на фортепиано. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.
Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления) обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно предшествовали ему.
И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается. Например, вы скоро перестанете улыбаться человеку, который в ответ на вашу улыбку всегда бросает на нас сердитый взгляд или вообще никогда не улыбается. Скиннер полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их.
Современное применение принципов оперантного научения широко. Две основные области такого применения — обучение навыкам общения и биологическая обратная связь. Предполагается, что тренировка уверенности в себе, основанная на методиках репетиции поведения и самоконтроля, очень полезна для того, чтобы люди вели себя более успешно в различных социальных интеракциях. Оказалось, что тренинг с биологической обратной связью эффективен в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии. Остается, однако, неясным, как биологическая обратная связь фактически позволяет производить контроль над непроизвольными функциями тела.
Б. Ф. Скиннер — Теория, психология и факты
(1904-1990)
Кем был Б. Ф. Скиннер?
Психолог Б. Ф. Скиннер начал работать над идеями человеческого поведения после того, как получил докторскую степень в Гарварде. Работы Скиннера включают Поведение организмов (1938) и роман, основанный на его теориях Уолден Два (1948). Он исследовал бихевиоризм по отношению к обществу в более поздних книгах, в том числе «За пределами свободы и человеческого достоинства » (1971).
Молодость
Беррус Фредерик Скиннер родился 20 марта 1904 года в маленьком городке Саскуэханна, штат Пенсильвания, где он и вырос. Его отец был юристом, а мать осталась дома, чтобы заботиться о Скиннере и его младшем брате. В раннем возрасте Скиннер проявлял интерес к созданию различных гаджетов и приспособлений.
Будучи студентом Гамильтонского колледжа, Б. Ф. Скиннер увлекся писательством. Он пытался стать профессиональным писателем после окончания учебы в 1926 году, но без особого успеха. Два года спустя Скиннер решил найти новое направление в своей жизни. Он поступил в Гарвардский университет, чтобы изучать психологию.
Коробка Скиннера
В Гарварде Б. Ф. Скиннер искал более объективный и взвешенный способ изучения поведения. Для этого он разработал то, что он назвал аппаратом оперантного обусловливания, который стал более известен как ящик Скиннера. С помощью этого устройства Скиннер мог изучать взаимодействие животных с окружающей средой. Сначала он изучал крыс в своих экспериментах, наблюдая, как грызуны обнаружили и привыкли к уровню в коробке, которая раздавала пищу через различные промежутки времени.
Позже Скиннер исследовал, какие модели поведения развились у голубей, использующих коробку. Голуби клевали диск, чтобы получить доступ к еде. Из этих исследований Скиннер пришел к выводу, что некоторая форма подкрепления имеет решающее значение для обучения новому поведению.
После получения докторской степени и работы исследователем в Гарварде Скиннер опубликовал результаты своих экспериментов по оперантному формированию условного рефлекса в журнале The Behavior of Organisms (1938). Его работу сравнивали с Иваном Павловым, но работа Скиннера включала усвоенные реакции на окружающую среду, а не непроизвольные реакции на раздражители.
Более поздняя работа
Во время преподавания в Миннесотском университете Скиннер пытался обучить голубей, чтобы они служили проводниками во время бомбардировок во время Второй мировой войны. Этот проект был отменен, но он смог научить их играть в пинг-понг. Скиннер обратился к более домашней работе во время войны. В 19В 43 года он построил для своей второй дочери Деборы кроватку нового типа по просьбе жены. У пары уже есть дочь по имени Юлия. Эта прозрачная коробка, называемая «детской нежной», обогревалась, так что ребенку не нужны были одеяла. В бортах также не было планок, что также предотвратило возможные травмы.
В 1945 году Скиннер стал заведующим кафедрой психологии в Университете Индианы. Но через два года он ушел, чтобы вернуться в Гарвард в качестве лектора. Скиннер получил там профессорскую должность в 1948, где он оставался до конца своей карьеры. Когда его дети выросли, он заинтересовался образованием. Скиннер разработал обучающую машину для обучения детей. Позже он написал «Технология обучения » (1968).
Скиннер представил вымышленную интерпретацию некоторых своих взглядов в романе 1948 года Уолден Два , в котором предлагался тип утопического общества. Людей в обществе научили быть хорошими гражданами посредством модификации поведения — системы поощрений и наказаний. Роман, казалось, подорвал доверие к Скиннеру со стороны некоторых его академических коллег. Другие подвергали сомнению его внимание к научным подходам к исключению менее осязаемых аспектов человеческого существования.
В конце 1960-х и начале 1970-х Скиннер написал несколько работ, применяя свои поведенческие теории к обществу, в том числе Beyond Freedom and Dignity (1971). Он вызвал ярость за то, что, по-видимому, намекал на то, что у людей нет свободы воли или индивидуального сознания. Ноам Хомский был среди критиков Скиннера. В 1974 году Скиннер попытался внести ясность в отношении любых неправильных интерпретаций своей работы с помощью « О бихевиоризме ».
Последние годы и смерть
В более поздние годы Скиннер стал вести хронику своей жизни и исследований в серии автобиографий. Он также продолжал активно работать в области поведенческой психологии — области, которую он помог популяризировать. В 19В 89 лет у Скиннера диагностировали лейкемию. В следующем году он скончался от этой болезни и умер в своем доме в Кембридже, штат Массачусетс, 18 августа 1990 года.
Определение Скиннером важности подкрепления остается важным открытием. Он считал, что положительное подкрепление было отличным инструментом для формирования поведения, и эта идея до сих пор ценится во многих местах, включая школы. Убеждения Скиннера до сих пор пропагандируются Фондом Б. Ф. Скиннера, который возглавляет его дочь Джули С. Варгас.
- Название: Б. Ф. Скиннер
- Год рождения: 1904
- Дата рождения: 20 марта 1904
- Государство рождения: Пеннсильвания
- Город Рождение: Сушуханна
- Страна рода: Соединенные СТАТСАЦИЯ 9 9 9007 90056 Пол: Мужской
- Наиболее известен Кто: американский психолог Б. Ф. Скиннер наиболее известен разработкой теории бихевиоризма и своим утопическим романом «Уолден Два».
- Industries
- Education and Academia
- Science and Medicine
- Writing and Publishing
- Astrological Sign: Pisces
- Schools
- Hamilton College
- Harvard University
- Год смерти: 1990
- Дата смерти: 18 августа 1990
- Штат смерти: Массачусетс
- Город смерти: Кембридж
- Страна смерти: США
Мы стремимся к точности и справедливости. не выглядит правильно, свяжитесь с нами!
- Название статьи: Биография Б. Ф. Скиннера
- Автор: Biography.com Editors
- Название веб-сайта: The Biography.com Website
- Url: https://www.biography.com/scientists/bf-skinner
- Доступ Дата:
- Издатель: A&E; Телевизионные сети
- Последнее обновление: 27 октября 2021 г.
- Оригинал Дата публикации: 2 апреля 2014 г.
- Образование — это то, что остается, когда все, что было выучено, забыто.
- Дайте мне ребенка, и я превращу его во что угодно.
Б. Ф. Скиннер | edpsychologist
Хорошо известно, что до этой теории поведение изучали другие психологи, такие как Павлов, Уотсон и Торндайк, которые оказали огромное влияние на теорию Скиннера. В отличие от Павлова, разработавшего классическую теорию обусловливания, которая была сосредоточена на непроизвольном и автоматическом поведении (собаки Павлова), теория Скиннера включала в себя обусловливание произвольного и контролируемого поведения, когда реакция предшествует стимулу. Скиннер также основывал свою теорию на работе Торндайка, который изучал обучение животных с помощью коробки-головоломки, чтобы разработать свою теорию «закона эффекта». Что отличало теорию Скиннера от теории Павлова и Торндайка, так это то, что он ввел понятие подкрепления при изучении поведения. Он считал, что поведение поддерживается подкреплением или вознаграждением, а не свободной волей. Поведение, которое подкрепляется, имеет тенденцию повторяться. С другой стороны, поведение, которое не подкрепляется, имеет тенденцию искореняться. Более того, Скиннер также считал, что наказание снижает поведение и отличается от отрицательного подкрепления.
Работа Скиннера оказала значительное влияние на сферу образования на разных уровнях от начального до высшего образования, а также в неформальной обстановке обучения.
Образование и психология объединены в общую область, называемую педагогической психологией, которая изучает и применяет теории и концепции всей психологии в образовательных учреждениях. Одной из таких теорий является бихевиоризм, который определяется в книге «Обучение во взрослом возрасте» (2007) как «обучение как изменение поведения», то есть «измеримая реакция на стимулы в окружающей среде». Бихевиоризм берет свое начало в работах Павлова (Классическая обусловленность), Уотсона (Манифест бихевиоризма), Торндайка (Закон эффекта) и Скиннера, на которого повлияли работы этих трех бихевиористов. В этой статье будут представлены работы Б. Ф. Скиннера и его вклад в сферу образования. В частности, я рассмотрел его книгу «Поведение организмов», разделы «Наука и поведение человека» и вторичные источники.
Б. Ф. Скиннер
Беррус Фредерик Скиннер был американским психологом и бихевиористом, родившимся 20 марта 1904 года в Саскуэханне, штат Пенсильвания, в семье Уильяма и Грейс Скиннеров. Его отец был юристом, а мать осталась дома, чтобы заботиться о нем и его младшем брате, умершем в возрасте шестнадцати лет. Он стал атеистом после того, как учитель-христианин попытался облегчить его страх перед адом, описанным его бабушкой. Я думаю, что это событие сыграло важную роль в жизни Скиннера. Например, во время учебы в Гамильтон-колледже в Нью-Йорке, где он получил степень бакалавра английского языка и литературы, он писал для школьной газеты и демонстрировал свои религиозные убеждения, критикуя позицию учебного заведения в отношении религии.
После окончания Гамильтонского колледжа в 1926 году он получил степень магистра психологии в Гарвардском университете, где также работал исследователем и преподавателем. Мотивированный и воодушевленный своим любопытством к лучшему способу измерения поведения и предыдущими работами других бихевиористов, он разработал камеру оперантного обусловливания, которая стала более известна как ящик Скиннера (более подробно я опишу ее ниже). Подобно Павлову и Торндайку, которые экспериментировали с животными для изучения поведения, Скиннер помещал крыс и голубей в свою камеру, чтобы развить свою теорию оперантного обусловливания. Он также разработал другие изобретения, такие как накопительный рекордер, воздушную кроватку и обучающую машину, которые были яркими примерами его пожизненной способности создавать инновационные устройства.
В 1931 году Скиннер получил докторскую степень. из Гарварда и оставался там исследователем до 1936 года. Затем он преподавал в Университете Миннесоты в Миннеаполисе, а затем в Университете Индианы, где он был заведующим кафедрой психологии с 1946 по 1947 год, прежде чем вернуться в Гарвард в качестве штатного профессора в 1948 году. Он остался в Гарварде до конца своей жизни.
В 1936 году Скиннер женился на Ивонн Блю. У пары было две дочери, Джули и Дебора. Скиннер продолжал писать и работать вплоть до самой смерти. Скиннер умер от лейкемии 18 августа 19 года.90 лет, похоронен на кладбище Маунт-Оберн в Кембридже, штат Массачусетс. За несколько дней до смерти Скиннера Американская психологическая ассоциация вручила ему награду за выслугу и выступил с 15-минутным обращением, посвященным его работе.
Помимо того, что Скиннер был психологом и изобретателем, он также был известным автором, опубликовавшим 21 книгу и 180 статей о человеческом поведении. Его самые важные книги: «Поведение организмов» (1938), «Уолден Два» (1948), «Вербальное поведение» (19).57), «Технология обучения» (1968 г.) и «За гранью свободы и достоинства» (1971 г.).
Теория оперантного обусловливания Скиннера
Хорошо известно, что до появления этой теории поведение изучали другие психологи, такие как Павлов, Уотсон и Торндайк, которые оказали огромное влияние на теорию Скиннера. В отличие от Павлова, разработавшего классическую теорию обусловливания, которая была сосредоточена на непроизвольном и автоматическом поведении (собаки Павлова), теория Скиннера включала в себя обусловливание произвольного и контролируемого поведения, когда реакция предшествует стимулу. Скиннер также основывал свою теорию на работе Торндайка, который изучал обучение животных с помощью коробки-головоломки, чтобы разработать свою теорию «закона эффекта». Что отличало теорию Скиннера от теории Павлова и Торндайка, так это то, что он ввел понятие подкрепления при изучении поведения. Он считал, что поведение поддерживается подкреплением или вознаграждением, а не свободной волей. Поведение, которое подкрепляется, имеет тенденцию повторяться. С другой стороны, поведение, которое не подкрепляется, имеет тенденцию искореняться. Более того, Скиннер также считал, что наказание снижает поведение и отличается от отрицательного подкрепления.
Чтобы развить свою теорию, Скиннер создал устройство с рычагом и лотком для еды. Внутри ящика он поместил голодную крысу, которая могла доставать еду из лотка, нажимая на рычаг. Первоначально животное начало очень активно ходить и исследовать новую среду из-за голода. Через несколько минут крыса случайно нажала на рычаг, и в лоток попала пищевая гранула. Это действие положительно сказалось на поведении и обучении крысы, потому что животное понимало, что таким образом оно может прокормить себя. Крыса несколько раз нажимала на рычаг, пока не удовлетворилась. Скиннер назвал этот эффект положительным подкреплением. С другой стороны, он также изучал негативное подкрепление, помещая крыс в электрическую коробку, которая вызывала неприятные удары током.
В ящике также были рычаги для отключения питания. Он заметил, что после того, как крысы случайно нажали на рычаг, они научились останавливать удары током. Оба эксперимента продемонстрировали влияние подкрепления на поведение и обучение, что является важной концепцией для понимания бихевиоризма.
В книге «Поведение организмов» (1938) Скиннер определил отрицательное подкрепление как наказание. После критики за установление этой связи с наказанием Скиннер переопределил термин «отрицательное подкрепление» в своей книге «Наука и поведение человека» (19).53) и заявил, что положительное подкрепление — это «усиление поведения в результате возникновения какого-либо события (например, похвалы после совершения какого-либо действия), тогда как отрицательное подкрепление — это усиление поведения путем устранения или избегания какого-либо неприятного события (например, раскрытие и поднятие зонта над головой в дождливый день подкрепляется прекращением падающего на вас дождя). Пожалуйста, посмотрите видео на Youtube, показывающее, как работает Skinner Box. https://www.youtube.com/watchv=MOgowRy2WC0
Как я упоминал ранее, классическая теория условного рефлекса Павлова использовалась Скиннером для разработки его теории оперантного условного рефлекса. Эти две теории жизненно важны для понимания бихевиоризма, поскольку обе сосредоточены на том, как поведение может влиять на обучение. Однако процессы разные. Откройте эту ссылку на Youtube, чтобы увидеть сравнение этих двух теорий.
https://www.youtube.com/watch?v=H6Lecm0e0io
Вклад Скиннера в сферу образования
Работа Скиннера значительно повлияла на сферу образования на разных уровнях от начального до высшего, а также в неформальной обстановке обучения. Я заметил, что в настоящее время стало обычным видеть, как преподаватели отдают приоритет созданию безопасной среды обучения, где они применяют концепции подкрепления как инструменты для улучшения поведения и улучшения обучения. По словам Либермана (2000), «Скиннер не соглашался с идеей использования наказаний в школе в качестве инструмента для улучшения поведения, потому что в своей собственной работе он обнаружил, что наказания имеют противоположный эффект. Напротив, сам Скиннер выступал за частое использование подкрепления (т. е. вознаграждения) для модификации и влияния на учащихся. Его взгляд на обучение основывался на предположении, что лучший способ изменить поведение — это изменить окружающую среду» (Либерман). Я думаю, что эта идея использования подкрепления (положительного или отрицательного) на школьном уровне для улучшения поведения и обучения учащихся была неправильно понята некоторыми школьными системами в США. Как отец двоих детей, которые учатся в системе государственного образования в округе Колумбия, я видел некоторые крайности, такие как финансовые вознаграждения, предоставляемые учащимся, особенно в нуждающихся школах, для удержания учащихся в школе, а также для улучшения успеваемости (оценок). Я не согласен с таким подкреплением, потому что таким образом мотивация учащихся управляется внешними факторами (деньгами), а не внутренним желанием учиться и совершенствоваться, что может привести к потере самомотивации. Я понимаю, что уровень отсева учащихся в некоторых районах страны очень высок. Но финансовые вознаграждения не являются правильным решением для устранения этой слабости в системе. Вместо этого преподаватели должны быть лучше подготовлены, чтобы хорошо понимать процесс преподавания/обучения, происходящий в классе, и потребности учащихся. Я знаю, что в некоторых государственных школах преподаватели получают денежное вознаграждение, когда учащиеся улучшают свои академические результаты. Я думаю, что это лучший способ решить проблему, а также заставляет меня задуматься о том, что подкрепление можно применять и к преподавателям. Помимо финансового поощрения (положительное подкрепление), хорошим примером отрицательного подкрепления является обучение улучшению методов преподавания для исправления проблем.
Как педагог для взрослых я вижу применение теории Скиннера в области овладения вторым языком взрослыми. Когда взрослые учащиеся получают вознаграждение за выполнение задачи независимо от результатов, они чувствуют, что их усилия ценятся, и, как следствие, их мотивация к обучению возрастает. На этом уровне простыми примерами положительного подкрепления являются такие выражения, как «хорошая попытка» или «хорошая работа». Я думаю, что поощрение взрослых учеников должно быть очень объективным, чтобы не создавать у учащихся ложных ожиданий. Кроме того, исправление ошибок (негативное подкрепление) является важным инструментом, помогающим учащимся совершенствоваться.
В заключение, учащиеся не являются лабораторными крысами. Они не будут нажимать на рычаг, чтобы получить пищевую гранулу. Но они будут стремиться узнать больше, когда почувствуют уважение и поддержку. Работа Скиннера способствовала пониманию того, как поддерживать взрослых учащихся, обеспечивая правильный стимул для обучения. Как взрослый ученик, я думаю, что получение положительного или отрицательного подкрепления от преподавателя для взрослых повышает мою мотивацию к обучению и мой интерес к классу. В работе Скиннера подчеркивается важность активного участия педагогов в процессе обучения и наличия мужества признать свои собственные слабости, чтобы улучшить качество преподавания.
Ссылки
Мерриам, С.Б., Каффарелла, Р.С., и Баумгартер, Л.М. (2007). Обучение во взрослой жизни. Сан-Франциско: Джосси-Басс. 11(4), 275-281
Фонд Б. Ф. Скиннера (http://www.bfskinner.org/publications/)
Скиннер, Б. Ф. (1953). Наука и поведение человека. Получено 22 января 2015 г. с http://www.bfskinner.org/newtestsite/wpcontent/uploads/2014/02/ScienceHumanBehavior.pdf
Skinner, BF (1938). Поведение организмов. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Павлов И.П. (1927). Условные рефлексы. Получено 4 февраля 2015 г. с
http://s-f-walker.org.uk/pubsebooks/pdfs/Conditioned-Reflexes-Pavlov.