Определение памяти
Определение
Память — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка) , эмоциональная или аффективная (память «чувств») , образная и словесно-логическая.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Сущность процесса
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Классификация
По времени хранении память подразделяют:
Мгновенная | 0,1 — 0,5 с | — удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память — образа). |
Кратковременная | до 20 с | — представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание. |
Оперативная | до нескольких дней | — хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком. |
Долговременная | Неогран. | — хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты. |
Генетическая | — информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. | |
Зрительная | — сохранение и воспроизведение зрительных образов. | |
Слуховая | — запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. | |
Двигательная | — запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. | |
Эмоциональная | — память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. | |
Осязательная, обонятельная, вкусовая … | — удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма. |
По характеру участия воли в процессах:
Непроизвольное запоминание | — происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи. |
Произвольное запоминание | — процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи. |
Развитие процесса
Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности.
И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.
См. также
Память
- Актуализация
- Амнезия детства
- Ассоциации как способ запоминания
- Вербальная память
- Виды памяти
- Виды памяти и их особенности
- Влияние впечатлений и эмоций на память
- Воспроизведение
- Вспышки памяти
- Долговременная память
- … и другое
Определение и общая характеристика памяти
21.05.2011
Память — психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память — это следовое психическое отражение прошлого. Она дает возможность увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки.
Люди всех времен относились к памяти как к большой ценности. Греческая мифология рассматривала память как дар богов, которому покровительствовала Мнемозина — богиня памяти. Подчеркивая значение памяти в жизни человека, И. Сеченов заметил, что не будь у людей памяти, они бы чувствовали себя всю жизнь как новорожденные. Каждую секунду жизни они бы познавали окружающий мир заново. Замечено, что люди, известные всей планете своими профессиональными достижениями, обладали хорошей памятью.
Памятью человек пользуется постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек полностью лишенный способности запечатлять, сохранять узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов. По определению В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память… Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой». Эти слова вряд ли у кого вызовут сомнения. Трудно представить себе жизнь без памяти. Человека не мучила бы совесть за содеянные ранее аморальные поступки, он не мог бы гордиться тем, чего достиг, никогда бы не познал радость уважения к себе и чувство любви.
Приведенное выше общее определение памяти отражает ее психологическую сущность, но не является единственным. Обычно авторы дают такие формулировки памяти, которые более близко отражают решаемые ими конкретные задачи. Так, психолог, исследующий поведение крысы, которая «по памяти» направляется в ту или иную сторону в зависимости от уровня освещенности пути, говорит о памяти ка.к о способности этого животного длительно хранить информацию и реагировать на усвоенные сигналы соответствующим образом. Конечно же, память человека не отвечает такому определению. Ясно, что процессы памяти, например, дипломата, воспроизводящего и обдумывающего смысл давнего разговора с министром иностранных дел страны пребывания, отличаются от «реактивной» памяти крысы.
Относительно памяти человека определения звучат несколько иначе. Например:
- Память — это совокупное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.
- Память — процесс организации и сохранения человеком своего прошлого опыта, позволяющий его повторное использование в деятельности.
- Память — психическая функция сохранения информации о стимулах, событиях, образцах, идеях и т.
Но и подобных определений явно недостаточно, чтобы успешно оперировать понятием «память» при изучении ее различных аспектов. Память многолика, и в этой связи термин «память» обычно употребляется вместе с прилагательным (ассоциативная, генетическая и т.д.). Это позволяет установить четкие границы его применимости в каждом конкретном случае.
Ключевые слова: Память
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме |
---|
Законы, явления и эффекты процессов памяти Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Расстройства памяти Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Особенности памяти младших школьников Дубровина И. В., Младший школьник |
Научение и память Крылов А.А., Психология |
Различие в памяти у девочек и мальчиков Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии… |
Процедурная и декларативная память … |
Развитие памяти человека Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Дюпрель Карл, Загадочность человеческого существа |
Память в психологии
Основной характеристикой памяти в психологии является отражение ее, как функции мозга, способной усваивать, удерживать и впоследствии использовать информацию, получаемую от всех пяти основных чувств человека: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Это своего рода матрица, куда закладывается полная база данных о всем имеющимся жизненном опыте индивида, связующая его прошлое и настоящее без которой человечество вряд ли смогло бы выжить и развиться, как биологический вид. Психология, как наука, в отличие от медицины работает в основном с прижизненным видом памяти, хотя генетическая ее разновидность тоже учитывается, в особенности, при определении наследственной составляющей в организации психических состояний человека и оценки степени их отклонений от нормы.
Забыть или запомнить?
Если говорить о механизмах памяти, то в психологии они делятся по основным своим функциям: необходимости запомнить поступившую информацию, сохранить ее, воспроизвести при необходимости и забыть в случае ее малозначимости. Кстати, забывание совершенно не означает полное стирание ненужных файлов. Они просто закладываются в более глубокие «архивы» и извлекаются оттуда по импульсному запросу той части нашего сознания, которая отвечает за текущий жизненный опыт и фильтрации его по степени важности.
Залогом успеха в любом виде деятельности человека является развитие памяти, и психология предлагает массу методик, способных помочь максимально, в мельчайших деталях запомнить и сохранить на долгий срок получаемую информацию. Естественно, основы развития внимания и памяти в психологии человека закладываются в детстве и начинать строить прочный фундамент для «библиотеки накопленных знаний о внешнем мире» лучше именно в первой декаде жизни ребенка, так как детская память более гибкая и цепкая, хотя и в более позднем возрасте, при желании и использовании различных техник запоминания, возможно научиться достаточно быстро извлекать из «кладовых мыслительного процесса» все необходимые на данный момент сведения.
Раз ступенька, два ступенька…
Структура памяти в психологии человека обычно представляет собой трехуровневую лестницу, ступеньки которой располагаются по иерархии их временной составляющей.
- Сенсорная память. Самой короткой по длительности является сенсорная память, период удерживания данных которой, составляет, от силы, полсекунды. Она перерабатывает информацию, идущую от органов чувств, и если «высшее начальство» в виде конкретных центров головного мозга не проявило к ней должного внимания, то сенсорная составляющая нашей памяти, благополучно удаляет ненужный материал из своей «корзинки» и заполняет ячейки новыми информационными поступлениями.
- Кратковременная память. Следующий уровень в нашей лестнице занимает кратковременная память, которая по продолжительности своего действия превышает сенсорную, но тем не менее, тоже имеет свои ограничения. К примеру, объемы запоминаемого материала сводятся к 5-7 информационным единицам. Причем 7 это предел и если нужно усвоить больше сведений, то мозгу приходится производить перегруппировку символов, для того, чтобы уместить их в отведенные ему кратковременной памятью 7 ячеек.
- Долговременная память. Для более длительного хранения и последующего многократного воспроизведения воспоминаний существует долговременная память, у которой также есть свои минусы, в частности время, затрачиваемое на поиск нужных сведений. Но тем, не менее вся машина работает достаточно быстро и слаженно, так что подавляющее большинство запрашиваемых данных «подаются к столу» вовремя и практически без искажений.
Таким образом, наличие четкой архитектуры памяти в психологии человека и использование всей этой лесенки позволяет нам заново переоценивать свой жизненный опыт, причем, как физиологический, так и эмоциональный, его аспекты.
Мы помним и об ошибках, которые совершили, расставаясь с любимыми и о том, что огонь горячий и может оставить ожог на коже. Все процессы, протекающие в сложных, структурированных механизмах памяти невероятно важны для поддержания полноценной жизнедеятельности, как всего организма человека в целом, так и для создания комфортных для жизни психологических состояний. В частности события, окрашенные позитивной эмоциональной составляющей, мы помним гораздо дольше, чем какие-либо болевые ощущения, к примеру родовые схватки у женщины. Если бы подобные воспоминания надолго задерживались в нашем сознании, человечество просто вымерло бы как вид, не желая постоянно страдать от мучительных образов перенесенной боли, возникающих в памяти.
Природа все продумала за нас и нам остается только быть ей бесконечно благодарными за все прекрасные моменты нашей жизни, которые, мы помним и за те негативные воспоминания, на которых у нас есть возможность учиться, извлекая уроки.
Статьи по теме:
Роль эмоций в жизни человека Роль эмоций в нашей жизни сложно переоценить, ведь множество открытий и достижений появилось именно благодаря чувствам и эмоциям. О роли эмоций в жизни человека и пойдет речь в этой статье. |
Какие бывают чувства? В этой статье мы поговорим о том, какие бывают чувства и как они характеризуются с точки зрения психологии. Перечень основных чувств человека мы составили на основании трудов известного психолога Изарда Кэррола. |
Психология эмоций В этой статье речь пойдет о психологической стороне эмоций. Мы расскажем о том, стоит ли подавлять эмоции или же более целесообразно научиться брать их под контроль. | Как разобраться в своих чувствах? Бывает так, что человеку сложно понять свои чувства и разобраться в них, отбросив в сторону эмоции. В этой статье мы расскажем о том, как же все-таки можно разобраться в чувствах и понять себя. |
памяти | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Память — это способность мозга кодировать, хранить и извлекать информацию. Это запись опыта, который направляет будущие действия.
Память включает в себя факты и детали переживаний, которые люди сознательно вызывают в памяти, а также укоренившиеся знания, которые всплывают на поверхность без усилий или даже осознания. Это одновременно и краткосрочное хранилище информации, и более постоянная запись того, что вы узнали. Типы памяти, описанные учеными, включают эпизодическую память, семантическую память, процедурную память, рабочую память, сенсорную память и проспективную память.
У каждого вида памяти есть свое применение — от ярких воспоминаний эпизодической памяти до функционального ноу-хау процедурной памяти. Тем не менее, есть общие черты в том, как работает память в целом, и в ключевых структурах мозга, таких как гиппокамп, которые являются неотъемлемой частью различных видов памяти.
В дополнение к роли памяти, позволяющей людям понимать, ориентироваться и делать прогнозы о мире, личные воспоминания обеспечивают основу для богатого ощущения себя и своей жизни и вызывают такие переживания, как ностальгия.
Чтобы узнать больше, см. Типы памяти , Как работает память и Личные воспоминания и ностальгия .
Забывчивость и проблемы с памятью
Потеря памяти — неизбежная обратная сторона человеческой способности запоминать. Забывание, конечно, нормально и случается каждый день: мозг просто не может хранить постоянную запись всего, что человек переживает и узнает. А с возрастом типично некоторое ухудшение памяти. Существуют стратегии, позволяющие справиться с такой потерей, например, использование вспомогательных средств для запоминания, таких как календари и заметки-напоминания, или рутинное размещение предметов, которые могут быть потеряны.
Однако в более тяжелых случаях память может быть необратимо повреждена деменцией и другими нарушениями памяти. Деменция — это потеря когнитивных функций, которая может иметь различные причины, наиболее распространенной из которых является болезнь Альцгеймера. Люди с деменцией испытывают прогрессирующую потерю функций, так что потеря памяти может начаться с незначительной забывчивости (например, о том, что они недавно поделились историей) и постепенно прогрессировать до трудностей с запоминанием новой информации, узнаванием знакомых людей и другими важными функциями памяти. Профессиональная оценка может помочь определить, является ли легкая потеря памяти у человека следствием нормального старения или признаком серьезного заболевания.
Нарушения памяти также включают множественные типы амнезии, возникающие не в результате таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, а в результате черепно-мозговой травмы или других причин. Люди с амнезией теряют способность вспоминать прошлую информацию, сохранять новую информацию или и то, и другое. В некоторых случаях потеря памяти носит постоянный характер, но бывают и временные формы амнезии, которые проходят сами по себе.
Чтобы узнать больше, см. Потеря памяти и Нарушения памяти .
Создание лучшей памяти
Хотя память естественным образом ухудшается с возрастом, многие люди сохраняют остроту ума. Как они это делают? Гены играют определенную роль, но профилактические меры, включая регулярные физические упражнения, здоровое питание и достаточный сон, а также поддержание активности и напряженности мозга, могут помочь предотвратить потерю памяти.
Наука о памяти также показывает, как каждый может улучшить свою память, независимо от того, является ли целью оттачивание памяти в долгосрочной перспективе или просто сдача экзаменов в этом семестре. Уловки с краткосрочной памятью включают мнемонические приемы (такие как акронимы и категоризация), разделение учебного времени и самопроверку ради запоминания информации. Сон и физические упражнения — другие усилители памяти.
Усердно практикуясь с методами улучшения памяти, некоторые люди тренируются запоминать огромное количество информации, например, длинные последовательности слов или цифр. Однако для небольшого числа людей экстраординарные способности памяти являются естественными. К числу таких одаренных запоминающих относятся ученые, у которых мощная память сочетается с некоторыми когнитивными нарушениями или отклонениями в развитии нервной системы, а также люди с типичным интеллектом, которые помнят исключительное количество подробностей своей жизни.
Чтобы узнать больше, см. Как улучшить память и Экстраординарные способности памяти .
Роль памяти в психическом здоровье
Память является ключевым элементом при определенных состояниях психического здоровья: нарушение функции памяти может способствовать дистрессу или может совпадать с основным расстройством. Забывчивость связана с депрессией; связи в памяти, например, связанные с опасными ситуациями или сигналами, связанными с наркотиками, являются неотъемлемой частью тревожных расстройств и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ; а посттравматические симптомы переплетаются с памятью о травмирующих переживаниях.
Фактически, такие переживания, как неприятные воспоминания и воспоминания, являются одними из основных симптомов посттравматического стрессового расстройства. Для человека с посттравматическим стрессовым расстройством ряд сигналов, включая ситуации, людей или другие стимулы, так или иначе связанные с травмирующим опытом, могут вызывать очень неприятные воспоминания, и человек может стремиться избегать таких напоминаний.
Как признак различных психических расстройств, аберрантная или предвзятая функция памяти также может быть целью лечения. Например, лечение, включающее экспозиционную терапию, используется, чтобы помочь пациентам уменьшить силу воспоминаний, связанных с травмой, путем безопасных и управляемых встреч с этими воспоминаниями и стимулами, связанными с травмой.
Чтобы узнать больше, см. Память и психическое здоровье .
Далее: Типы памяти
Основные чтения
Последние сообщения
памяти | Определение, поиск и забывание
- Ключевые люди:
- Анри Бергсон Джерри Лукас Даниэла Шиллер Георг Элиас Мюллер Герман Эббингауз
- Похожие темы:
- нарушение памяти пространственная память мнемонический краткосрочная память отзывать
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
память , кодирование, хранение и поиск в человеческом уме прошлого опыта.
Тот факт, что переживания влияют на последующее поведение, свидетельствует об очевидной, но тем не менее замечательной деятельности, называемой запоминанием. Память является как результатом, так и влиянием на восприятие, внимание и обучение. Базовый паттерн запоминания состоит из внимания к событию, за которым следует представление этого события в мозгу. Постоянное внимание, или практика, приводит к кумулятивному эффекту на память и позволяет выполнять такие действия, как искусная игра на музыкальном инструменте, декламация стихотворения, чтение и понимание слов на странице. Обучение не может происходить без функции памяти. Так называемое интеллектуальное поведение требует памяти, а запоминание является предпосылкой рассуждений. Способность решить любую проблему или даже признать, что проблема существует, зависит от памяти. Обычное действие, такое как решение перейти улицу, основано на воспоминании о многочисленных прошлых переживаниях. Акт запоминания опыта и доведения его до сознания в более позднее время требует ассоциации, которая формируется из опыта, и «сигнала поиска», который вызывает воспоминание об опыте.
Практика (или повторение) направлена на создание и поддержание памяти для задания или любого изученного материала. В период без практики то, что было изучено, имеет тенденцию забываться. Хотя адаптивное значение забывания может быть неочевидным, драматические случаи внезапного забывания (например, при амнезии) можно рассматривать как адаптивные. В этом смысле способность к забыванию можно интерпретировать как естественный отбор у животных. Действительно, когда воспоминание об эмоционально болезненном опыте приводит к сильной тревоге, забвение может принести облегчение. Тем не менее, эволюционная интерпретация может затруднить понимание того, как был выбран обычно постепенный процесс забывания.
Размышляя об эволюции памяти, полезно подумать о том, что произойдет, если память не исчезнет. Забывание явно помогает ориентироваться во времени; поскольку старые воспоминания ослабевают, а новые имеют тенденцию быть яркими, даются подсказки для определения продолжительности. Если не забывать, адаптивная способность пострадает; например, выученное поведение, которое десять лет назад могло быть правильным, может больше не быть уместным или безопасным. Действительно, зарегистрированы случаи, когда люди (по обычным меркам) забывают так мало, что их повседневная деятельность полна беспорядка. Таким образом, забывание, по-видимому, служит выживанию не только отдельного человека, но и всего человеческого рода.
Дополнительные предположения постулируют систему хранения памяти ограниченной емкости, которая обеспечивает адаптивную гибкость, в частности, за счет забывания. Согласно этой точке зрения, между обучением или хранением в памяти (вход) и забыванием (выход) происходят постоянные корректировки. На самом деле есть свидетельства того, что скорость, с которой люди забывают, напрямую связана с тем, сколько они узнали. Такие данные обеспечивают общую поддержку моделей памяти, которые предполагают баланс ввода-вывода.
Каким бы ни было его происхождение, забывание привлекло значительное внимание исследователей. Большая часть этих исследований была направлена на выявление тех факторов, которые изменяют скорость забывания. Предпринимаются усилия по изучению того, как информация может храниться или кодироваться в человеческом мозгу. Можно сказать, что запомненный опыт состоит из закодированных коллекций взаимодействующей информации, и взаимодействие, по-видимому, является основным фактором забывания.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Посмотрите, как исследователи используют транскраниальную магнитную стимуляцию для изучения мозга и улучшения памяти эта система — «след» или группа следов. Пока эти следы существуют, теоретически они могут быть рестимулированы, вызывая запоминание события или опыта, которые их установили.
Исследования американского психолога и философа Уильяма Джеймса (1842–1910) позволили ему выделить два типа памяти: первичную, предназначенную для обработки непосредственных забот, и вторичную, предназначенную для управления хранилищем информации, накопленной с течением времени. С тех пор исследователи памяти использовали термин кратковременная память для обозначения первичных или кратковременных функций памяти, определенных Джеймсом. Долговременная память относится к относительно постоянной информации, которая хранится и извлекается из мозга.
10 Влиятельные теории памяти и психологические исследования
Как наши воспоминания хранят информацию? Почему мы можем по желанию вызвать воспоминание о десятилетней давности и какой цели служит забывание информации?
Память была предметом исследования многих психологов 20-го века и остается активной областью изучения современных ученых-когнитивистов. Ниже мы рассмотрим некоторые из наиболее влиятельных исследований, экспериментов и теорий, которые продолжают определять наше понимание функции человеческой памяти.
1. Модель с несколькими магазинами (Atkinson & Shiffrin, 1968)
Влиятельная теория памяти, известная как модель с несколькими магазинами , была предложена Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрин в 1968 году. Эта модель предполагала, что информация существует в одном 3 состояния памяти: сенсорные , кратковременные и долговременные хранилища . Информация переходит от одной стадии к другой, чем больше мы репетируем ее в уме, но может исчезнуть, если мы не уделяем ей достаточного внимания.
Информация поступает в память от органов чувств — например, глаза наблюдают за картинкой, обонятельные рецепторы в носу могут чувствовать запах кофе или мы можем слышать музыкальное произведение. Этот поток информации хранится в хранилище сенсорной памяти , и, поскольку он состоит из огромного количества данных, описывающих наше окружение, нам нужно запомнить только небольшую его часть. В результате большая часть сенсорной информации « распадается на » и через короткий промежуток времени забывается. Зрелище или звук, которые могут показаться нам интересными, привлекают наше внимание, и наше созерцание этой информации, известное как репетиция, приводит к тому, что данные продвигаются на 9-й уровень. 0111 хранилище кратковременной памяти , где оно будет храниться в течение нескольких часов или даже дней на случай, если нам понадобится к нему доступ.
Кратковременная память дает нам доступ к информации, которая важна для нашей текущей ситуации, но ограничена по своим возможностям.
Следовательно, нам нужно дополнительно репетировать информацию в кратковременной памяти, чтобы запомнить ее дольше. Это может включать в себя простое вспоминание и размышление о прошлом событии или запоминание факта наизусть — многократное обдумывание или запись о нем. Затем репетиция продвигает эту важную информацию в хранилище долговременной памяти, где Аткинсон и Шиффрин полагали, что она может сохраняться годами, десятилетиями или даже всю жизнь.
Ключевая информация о людях, которых мы встречали, важных жизненных событиях и других важных фактах проходит через хранилища сенсорной и кратковременной памяти, чтобы достичь долговременной памяти .
Узнайте больше о модели с несколькими магазинами Аткинсона и Шиффрина здесь. в 1972 году они предложили альтернативное объяснение, известное как уровней обработки эффекта . Согласно этой модели воспоминания не хранятся в трех хранилищах; вместо этого сила следа памяти зависит от качества обработки или репетиции стимула. Другими словами, чем больше мы о чем-то думаем, тем дольше мы об этом помним (Craik & Lockhart, 1972).
Крейк и Локхарт различали два типа обработки, которые происходят, когда мы делаем наблюдение: поверхностную и глубокую обработку. Поверхностная обработка — рассмотрение общего внешнего вида или звука чего-либо — обычно приводит к забыванию стимулов. Это объясняет, почему мы можем пройти мимо множества людей по дороге утром на работу, но не вспомнить ни одного лица к обеду.
Глубокая (или семантическая) обработка , с другой стороны, включает в себя подробное повторение — сосредоточение внимания на стимуле более обдуманным образом, например, обдумывание значения слова или последствий события. Например, всего чтение новостного сообщения требует поверхностной обработки, но размышление о последствиях этой истории — как она повлияет на людей — требует глубокой обработки, что увеличивает вероятность запоминания деталей истории.
В 1975 году Крейк и еще один психолог, Эндель Талвинг, опубликовали результаты эксперимента, целью которого было проверить уровни эффекта обработки.
Участникам был показан список из 60 слов, после чего они ответили на вопрос, который требовал либо поверхностной обработки, либо более детальной репетиции. Когда исходные слова были помещены в более длинный список слов, участники, которые провели более глубокую обработку слов и их значений, смогли выбрать их более эффективно, чем те, кто обработал просто внешний вид или звучание слов (Craik & Tulving, 19).75).
Узнайте больше об уровнях обработки здесь
3. Модель рабочей памяти (Baddeley & Hitch, 1974)
В то время как модель Multi-Store (см. выше) дала убедительное представление о том, как сенсорная информация фильтруется и становится доступной для воспроизведения в соответствии с ее важностью для нас, Алан Баддели и Грэм Хитч рассматривали хранилище кратковременной памяти (СТМ) как слишком упрощенное и предложили модель рабочей памяти (Baddeley & Hitch, 1974), которая заменила СТМ.
Модель рабочей памяти предлагает 2 компонента — зрительно-пространственный блокнот («внутренний глаз») и артикуляционно-фонологический цикл («внутреннее ухо»), которые фокусируются на различных типах сенсорной информации. Оба работают независимо друг от друга, но регулируются центральным исполнительным органом , который собирает и обрабатывает информацию от других компонентов подобно тому, как компьютерный процессор обрабатывает данные, хранящиеся отдельно на жестком диске.
По словам Баддели и Хитча, зрительно-пространственный блокнот обрабатывает визуальные данные — наши наблюдения за окружающей средой — и пространственную информацию — наше понимание размера и местоположения объектов в нашей среде и их положение по отношению к нам. Это позволяет нам взаимодействовать с объектами: например, взять напиток или не врезаться в дверь.
Зрительно-пространственный блокнот также позволяет человеку вспомнить и рассмотреть визуальную информацию, хранящуюся в долговременной памяти. Когда вы пытаетесь вспомнить лицо друга, ваша способность визуализировать его внешний вид включает зрительно-пространственный блокнот.
Артикуляционно-фонологическая петля обрабатывает звуки и голоса, которые мы слышим. Следы слуховой памяти обычно забываются, но могут быть воспроизведены с помощью «внутреннего голоса»; процесс, который может укрепить нашу память об определенном звуке.
Узнайте больше о модели рабочей памяти Баддели и Хитча здесь
4. Магическое число Миллера (Миллер, 1956)
До модели рабочей памяти американский когнитивный психолог Джордж А. Миллер поставил под сомнение пределы возможностей кратковременной памяти. . В знаменитом 19В статье 56, опубликованной в журнале Psychological Review, Миллер процитировал результаты предыдущих экспериментов с памятью и пришел к выводу, что люди, как правило, способны удерживать в среднем только 7 фрагментов информации (плюс-минус два) в кратковременной памяти, прежде чем они понадобятся. для дальнейшей обработки их для более длительного хранения. Например, большинство людей смогут запомнить 7-значный номер телефона, но с трудом запомнят 10-значный номер. Это привело к тому, что Миллер назвал число 7 +/- 2 «магическим» числом в нашем понимании памяти.
Но почему мы можем запомнить всю фразу, которую только что произнес друг, если она состоит из десятков отдельных фрагментов в виде букв? Имея опыт работы в области лингвистики, изучая речь в Университете Алабамы, Миллер понял, что мозг способен «объединять» элементы информации вместе и что эти фрагменты учитываются при достижении предела СТМ в 7 фрагментов. Длинное слово, например, состоит из множества букв, которые, в свою очередь, образуют множество фонем. Вместо того, чтобы помнить только слово из 7 букв, разум «перекодирует» его, объединяя отдельные элементы данных вместе. Этот процесс позволяет нам увеличить пределы памяти до списка из 7 отдельных слов.
Понимание Миллером пределов человеческой памяти применимо как к краткосрочному хранилищу в модели с несколькими хранилищами, так и к рабочей памяти Бэддели и Хитча. Только благодаря постоянным усилиям по повторению информации мы можем запоминать данные дольше, чем короткий период времени.
Узнайте больше о магическом числе Миллера здесь
5. Ухудшение памяти (Петерсон и Петерсон, 1959)
Следуя статье Миллера о «магическом числе», касающейся емкости кратковременной памяти, Петерсон и Петерсон приступили к измерению воспоминаний. долговечность — как долго продлится воспоминание без репетиции, прежде чем оно будет полностью забыто?
В эксперименте с использованием задачи Брауна-Петерсона участникам дали список триграмм — бессмысленных списков из 3 букв (например, GRT, PXM, RBZ) — для запоминания. После того, как триграммы были показаны, участников просили считать в обратном порядке от числа и вспоминать триграммы в различные периоды времени после их запоминания.
Использование таких триграмм делает практически невозможным для участников придавать значение данным, чтобы упростить их кодирование, в то время как задача интерференции предотвратила репетицию, что позволило исследователям более точно измерить продолжительность кратковременных воспоминаний.
Хотя изначально почти все участники могли вспомнить триграммы, через 18 секунд точность припоминания упала примерно до 10%. Исследование Петерсона и Петерсона продемонстрировало удивительную краткость воспоминаний в краткосрочном хранилище до того, как их разрушение повлияет на нашу способность вспоминать их.
Узнайте больше об ухудшении памяти здесь
6. Воспоминания-вспышки (Браун и Кулик, 1977)
В истории живых существ есть определенные моменты, о которых многие люди помнят яркие воспоминания. Вероятно, вы сможете вспомнить такое событие, о котором у вас сохранились необычайно подробные воспоминания о себе. Когда многие люди узнали, что Джон Кеннеди, Элвис Пресли или принцесса Диана погибли, или услышали о террористических атаках, имевших место в Нью-Йорке в 2001 году, у них, кажется, сформировалась подробная память о том, что они делали в тот конкретный момент, когда услышали такое. Новости.
Психологи Роджер Браун и Джеймс Кулик обнаружили этот феномен памяти еще в 1977 году, когда они опубликовали статью, описывающую воспоминаний-вспышек — ярких и очень подробных снимков, часто (но не обязательно) создаваемых во время шока или травмы.
Когда мы узнаем о таких событиях, мы можем вспомнить мельчайшие детали наших личных обстоятельств, занимаясь в остальном обыденными делами. Более того, нам не обязательно быть лично связанными с событием, чтобы оно повлияло на нас и привело к созданию вспышек воспоминаний.
Узнайте больше о Flashbulb Memories здесь
7. Память и обоняние
Связь между памятью и обонянием помогает многим видам, не только людям, выжить. Способность запоминать и позже распознавать запахи позволяет животным обнаруживать поблизости присутствие членов той же группы, потенциальной добычи и хищников. Но как это эволюционное преимущество сохранилось у современных людей?
Исследователи из Университета Северной Каролины проверили влияние обоняния на кодирование и извлечение воспоминаний у 1989 эксперимент. Студентам колледжа мужского пола показывали серию слайдов с фотографиями женщин, чью привлекательность им предлагалось оценить по шкале. Во время просмотра слайдов участники ощущали приятный запах лосьона после бритья или неприятный запах. Их память о лицах на слайдах позже была проверена в среде, содержащей либо тот же, либо другой запах.
Результаты показали, что участники могли лучше вспоминать воспоминания, когда запах во время кодирования совпадал с запахом во время воспроизведения (Канн и Росс, 19 лет).89). Эти данные свидетельствуют о том, что связь между нашим обонянием и воспоминаниями сохраняется, даже если она дает меньше преимуществ для выживания, чем у наших более примитивных предков.
8. Интерференция
Теория интерференции постулирует, что мы забываем воспоминания из-за того, что другие воспоминания мешают нашему воспоминанию. Вмешательство может быть ретроактивным или проактивным: новая информация может мешать старым воспоминаниям (ретроактивное вмешательство), в то время как уже известная нам информация может влиять на нашу способность запоминать новую информацию (проактивное вмешательство).
Оба типа интерференции более вероятны, когда два воспоминания семантически связаны, как показано в эксперименте 1960 года, в котором двум группам участников дали список пар слов для запоминания, чтобы они могли вспомнить второй «ответ». слово, если оно дано первым в качестве стимула. Второй группе также дали список для заучивания, но затем попросили запомнить второй список пар слов. Когда обе группы попросили вспомнить слова из первого списка, те, кто только что выучил этот список, смогли вспомнить больше слов, чем группа, выучившая второй список (Underwood & Postman, 19).60). Это поддерживало концепцию ретроактивного вмешательства: второй список воздействовал на воспоминания слов из первого списка.
Интерференция работает и в обратном направлении: существующие воспоминания иногда препятствуют нашей способности запоминать новую информацию. Это может произойти, например, когда вы получаете график работы. Когда через несколько месяцев вам дадут новое расписание, вы, возможно, обнаружите, что придерживаетесь первоначального времени. Расписание, которое вы уже знали, мешает вашей памяти о новом расписании.
9. Ложные воспоминания
Могут ли ложные воспоминания внедряться в наш разум? Эта идея может звучать как основа антиутопического научно-фантастического рассказа, но данные свидетельствуют о том, что воспоминаниями, которые мы уже храним, можно манипулировать еще долгое время после их кодирования. Более того, нас даже могут заставить поверить в то, что выдуманные описания событий верны, создавая ложные воспоминания, которые мы затем принимаем как свои собственные.
Когнитивный психолог Элизабет Лофтус провела большую часть своей жизни, исследуя надежность наших воспоминаний; особенно в обстоятельствах, когда их точность имеет более широкие последствия, например показания свидетелей в уголовных процессах. Лофтус обнаружил, что формулировка вопросов, используемая для извлечения сведений о событиях, может привести к тому, что свидетели неточно засвидетельствуют события.
В одном из экспериментов Лофтус показал группе участников видеозапись автомобильного столкновения, где автомобиль двигался с одной из скоростей. Затем она спросила их о скорости автомобиля, используя предложение, в котором описание аварии было скорректировано от легкого до серьезного с использованием разных глаголов. Лофтус обнаружил, что когда вопрос предполагал, что авария была серьезной, участники проигнорировали свое видеонаблюдение и заверили, что машина ехала быстрее, чем если бы авария была более легкой неровностью (Лофтус и Палмер, 19 лет). 74). Использование рамочных вопросов, как продемонстрировал Лофтус, может задним числом мешать существующим воспоминаниям о событиях.
Джеймс Коан (1997) продемонстрировал, что ложные воспоминания могут быть вызваны даже целыми событиями. Он подготовил буклеты с подробным описанием различных детских событий и раздал их членам семьи для чтения. Брошюра, переданная его брату, содержала ложную информацию о том, что он потерялся в торговом центре, был найден пожилым мужчиной, а затем нашел свою семью. Когда брата Коана попросили вспомнить события, он поверил, что история о пропаже в торговом центре действительно имела место, и даже украсил рассказ своими подробностями (Коан, 19 лет).97).
Подробнее о ложных воспоминаниях читайте здесь
10. Влияние оружия на показания очевидцев (Johnson & Scott, 1976)
Способность человека запомнить событие неизбежно зависит не только от репетиции, но и от внимания, уделяемого ему во время время это произошло. В такой ситуации, как ограбление банка, у вас могут быть другие мысли, помимо запоминания внешности преступника.