Почему молчат наши дети?
Возможно, это вас и удивит, но в современном мире коммуникаций и ценности информации одной из самых распространенных является проблема речевого развития детей. Каждый второй ребенок в возрасте от двух до четырех лет попадает ко мне, как к психологу, с задержкой речевого развития. Тенденция роста подобных проблем наблюдается последние 20 лет во всем мире. Но если в начале 70-х такие нарушения были всего у 4% детей, то на сегодняшний момент число детей с данным диагнозом возросло почти в семь раз. С такой тенденцией одной из самых востребованных профессий скоро будет логопед-дефектолог.
Речь — необходимое условие полноценного развития человека, ибо это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, управления своим поведением, осознания своих чувств и себя как личности. Для понимания проблемы важно знать, что речь бывает активной и пассивной. Активная речь — это непосредственно то, что ребенок говорит, т.е. может произнести вслух. Пассивная выражается в форме понимания чужой речи, например, вы просите ребенка подать вам телефон, и он подает вам именно телефон, а не что-то другое, находящееся в его поле зрения. Он отличает ложку от вилки, стул от табурета, конфету от карандаша, конечно же, при условии, что вы сами не путаете названия. У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих, а потом уже начинает говорить сам. То есть его пассивная речь развивается раньше. Однако следует учесть, что уже с первых недель жизни ребенок распознает особенности речи матери и уже в этот период учится говорить активно. Посему важно начинать говорить с малышом как можно раньше. Как ни парадоксально, многие родители не считают необходимым разговаривать с младенцами, не видя в них личность и полагая, дескать, они все равно ничего не понимают, так зачем вообще сотрясать воздух.
Давайте попробуем разобраться, в чем причины задержки речевого развития, и почему наши дети упорно «отказываются» с нами говорить.
На приеме трехлетний малыш. Войдя в кабинет, он пролетает мимо меня в сторону яркой игрушки, даже не остановив на мне взгляд. Кажется, что никого кроме него в кабинете и нет. Пока ребенок занят игрушкой, он не отвечает на вопросы, не реагирует на раздражители, и даже мама не может ничем привлечь его внимание. Но вот игрушка наскучила малышу, и он, обратив свой взор на маму, произнес: «А-аа». Мама извлекает из сумки бутылочку с компотом и вручает мальчику. Он удовлетворен. Только ей самой известно, что означало это «а-аа», но по реакции видно, что она «угадала». За время всей встречи было еще несколько протяжных гласных, на которые мама реагирует мгновенно, как фокусник, доставая из сумки еду, игрушки и другие, интересные ребенку, предметы. Вскоре малышу наскучили все эти манипуляции, и он затягивает уже протяжное громкое «А-аааа!». На этот сигнал мама реагирует извлечением из недр сумки планшета. С этого момента малыш затихает, и отвлечь его внимание от заветного гаджета уже ничем невозможно. Это не конкретный пример, это типичный случай.
Причин нарушений речи может быть множество, и задержка речевого развития — часто результат целого комплекса в той или иной степени поправимых проблем. Но гораздо важнее на более ранних этапах замечать некоторые несоответствия, и тогда многие проблемы можно избежать.
Первое, что я рекомендую, — проверить у ребенка слух. В принципе при любых проблемах с речью визит к отоларингологу не будет лишним. Мне известен случай, когда нарушение слуха у ребенка обнаружили уже при приеме в школу. До этого способный по природе мальчик научился читать по губам. Проблема выяснилась, когда артикуляция говорящих с ним чужих людей стала сильно отличаться от артикуляции его близких. Отоларинголог может обнаружить и другую проблему — слишком короткую уздечку или слишком крупный язык, что может вызывать трудности при говорении, в результате чего ребенок предпочитает молчать.
Задержку речевого развития способен выявить и врач-невролог. Так что плановые походы к нему в рекомендуемые сроки пропускать не стоит. Помните, что речь человека начинает формироваться с рождения, и до того, как ребенок произнесет первое слово, его речь проходит такие стадии развития, как гуление и лепет. Именно отсутствие этих стадий может обнаружить невролог. Бывают случаи, когда задержку речевого развития «предвещают» иные сопутствующие диагнозы — обстоятельства рождения, периода беременности, генетические нарушения, патологический (повышенный или пониженный) тонус мышц и пр.
Следует знать, что задержка речевого развития — один из главных признаков детского аутизма. Если у малыша обнаруживаются отставание речевого развития и симптомы отсутствия стремления к контактам, можно предположить, что этот ребенок — аутист. Такие дети не улыбаются, не оживляются при виде родителей, часто не смотрят в глаза. Но диагноз такому ребенку вы не имеете права ставить самостоятельно. Только квалифицированный детский психиатр может поставить диагноз аутизм. Психолог тоже не имеет на это права, он может всего лишь предположить, но для постановки диагноза направит ребенка к врачу. Идти или не идти к психиатру — это, конечно, ваш выбор, но для полноценной адаптации ребенка к условиям реальной жизни вам придется во многом поменять свои представления о детях, а значит воспринимать реальность полноценно.
Теперь о «бытовых» причинах задержки речи.
Назовем первую так — «успокоительный гаджет». Безусловно, за тот промежуток времени, пока в руках у малыша заветный планшет или телефон, мама успевает сварить борщ, постирать и повесить белье, накормить младшего братишку, папу и даже выгулять собаку… Но, как правило, у ребенка, рано познавшего прелести «компьютерной жизни», -не только проблемы с речью, он раскоординирован, у него ярко выраженные вспышки агрессии, проблемы с питанием, засыпанием, он долго не может успокоиться при минимальном раздражении. Важно понимать, что мозг маленького человека развивается в последовательности, предполагающей качественные переходы от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая является основой последующих ступеней или стадий развития. Предметно-манипулятивная деятельность — основная в период младенчества, за которой следует предметная. Ребенок в этот период развивается за счет исследования предметов из окружающего его мира. И в этот период реальный кубик в руках малыша непосредственно развивает его. Он может взять его в руку, в рот, лизнуть, бросить на пол, постучать им по другому кубику и т.п. Но кубик на экране планшета не обладает набором свойств, необходимых малышу, и, естественно, не может стимулировать развитие мозга, дать понимание свойств и качеств предметов. Ведь свойства всех виртуальных предметов одинаковы — плоский гладкий экран! И гордость, с которой родители хвастаются друг другу о том, как ловко их малыш управляется с планшетом, — абсолютно ложный посыл. Поэтому правило номер один: до трех лет — никаких гаджетов! Компьютерные игры можно вводить в деятельность ребенка только после того, как он освоил традиционные виды детской деятельности — рисование, конструирование, восприятие и сочинение историй. Когда малыш научится самостоятельно играть в обычные детские игры — ролевые, манипулятивные, моторные, логические.
О развитии мелкой моторики — отдельный разговор. Многие уже знают, что развитие мелкой моторики каким-то дивным образом влияет на развитие речи, и мамы с материнским рвением заставляют малышей работать пальчиками. Действительно, мозг человека устроен так, что, говоря простым языком, участки головного мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, связаны, и, развивая один участок, мы стимулируем развитие другого. Это, кстати, часто используют и у взрослых людей при поражениях головного мозга (инсультах). В процессе реабилитации им рекомендуют вязать, вышивать, лепить и т.п. Но мелкую моторику невозможно развивать, не развивая общую, а это — умение ребенка ловко и скоординировано двигаться. Например, бросать и ловить мяч, прыгать, двигать синхронно руками, ходить по лестнице и по «бровке» (дети действительно это очень любят!). Иногда простые упражнения на координацию движений — лепка, рисование карандашами, застегивание пуговиц, шнурование — могут серьезно стимулировать развитие речи. Важно понимать и обратные процессы: если центры речи и моторики настолько связаны, то бить ребенка по рукам — категорически запрещается! Вспомним оскароносный фильм «Король говорит», где король Англии Георг VI испытывает большие трудности от заикания, приобретенного в детстве: отец бил его по рукам, переучивая писать правой рукой, ведь будущий король был левшой.
Часто речевое развитие, как ни странно, тормозит двуязычная среда. Огромное количество семей в современном мире складываются из людей разных языковых культур и являются дву- или многоязычными. У детей, живущих в многоязычной семье, — своеобразные особенности в развитии речи. Но нормальное развитие двуязычной речи будет формироваться при условии, если ребенок будет постоянно слышать эту речь, и если у него нет отставаний в психическом развитии.
Считается, что многоязычные дети овладевают произносительной частью речи медленнее и так же медленнее воспринимают звуковые сочетания в языке. Но, во-первых, многое зависит и от особенностей самих языков: близкие по грамматическим конструкциям и произношению языки осваиваются проще и быстрее, чем совершенно разные (впрочем, как и у взрослых). Чем сильнее разница в произношении одного и того же слова на языке матери и отца, тем сложнее его освоение. Ребенку нужно усвоить не только словесное название тех или иных предметов, но и соотнести их на одном и на другом языке между собой. Процесс освоения речи может быть немного более растянутым во времени, поскольку объем усвоения информации увеличен в два-три раза (исходя из количества языков), но на общем психическом и моторном развитии это никак не отражается. Но тут важно условие присутствия раздельной языковой среды — каждый родитель должен говорить с ребенком на своем родном языке и не заимствовать сам слова из другого языка. Проще говоря, от родителей ребенок должен слышать эталонную речь, а не суржик, следует всегда «поправлять» ребенка, если он, говоря на одном языке, использует слова из другого. Выводы в этом вопросе делать вам.
И самым удивительным образом задержка речи проявляется у детей гиперзаботливых мам. Такие мамы, являясь в крайней степени перфекционистками, просто не дают возможности ребенку заговорить. Они улавливают желания малыша по движению его руки, вскинутой брови или отклонению уголков губ. И у такого ребенка просто нет необходимости говорить! Его понимают даже не с полуслова, а с полубуквы! Точно иллюстрирует ситуацию анекдот:
В одной семье был единственный сын, который ничего не говорил. Мальчика таскали к различным профессорам и логопедам, но те лишь разводили руками и ничего не могли поделать. Прошло время, мальчику исполнилось семь лет. Как-то утром, когда вся семья завтракала, он вдруг четко и внятно говорит: «Почему каша пересолена?». Родители забегали, засуетились, спрашивают: «Почему же ты раньше не говорил?», а он им отвечает: «Так раньше все было хорошо!».
Речь — это деятельность, имеющая свою структуру. И на первом этапе важна ПОТРЕБНОСТЬ говорить. А она не возникнет, если мама по первому жесту ребенка будет давать ему требуемое и работать «переводчиком» для остального мира. Эта ситуация весьма удобна для ребенка, и сам малыш вряд ли захочет исключить этот комфорт, его нужно выводить оттуда на речевое общение именно родителям. Ребенок должен осознать, что речь ему необходима, что без нее он не получит желаемое.
Related video
Учитывая все вышесказанное, нужно понимать, что какими бы ни были изначальные проблемы задержки речевого развития, все-таки основной причиной может являться то, что сами родители не считают нужным много разговаривать со своим ребенком. Не слыша в достаточной мере речь взрослых, не видя артикуляции и не имея возможности ей подражать, малыш будет отставать в речевом развитии. Нельзя забывать, что речевое и умственное развитие тесно связаны, и не сформированная вовремя речь может повлечь за собой отставание в умственном развитии. Для развития речи ребенка, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком. Он должен постоянно слышать речь, обращенную к нему, а не с экрана телевизора. Для этого следует постоянно комментировать все бытовые ситуации и события жизни малыша. Например, сборы в садик, уборку постели, прогулку, процесс еды. Важно описывать все, что вы видите с ребенком, все, что вы делаете, и все что вы чувствуете, называя все простыми словами, стараясь не использовать чересчур длинных и сложных слов. Помощь в развитии речи оказывают чтение и заучивание стихов, считалочек, которые могут сопровождаться действиями, отображающими суть происходящего.
Наши дети растут в новых условиях тотальной занятости родителей, и, к сожалению, их проблемы — порождение новых условий жизни взрослых, их стремительной жизни и отсутствия времени. Но важно понимать, что реагировать как страус в этой ситуации не получится, и надежда на то, что все само рассосется, и ребенок «вдруг» заговорит, слишком мала, даже несмотря на заверения бабушек.
Пассивная речь
Пассивная речь — Психический процесс, заключающийся в повторении услышанной и значимой вербальной информации в собственном сознании.
У человека, как известно, существует внутренняя речь — процесс внутреннего, сознательного проговаривания. Учим ли мы стихотворение, проигрываем ли в голове возможные сценарии общения с коллегой, размышляем ли над списком покупок — везде проявляется внутренняя речь. С внутренней речью тесно связан процесс пассивной речи. Эти процессы во многом похожи, но не стоит, однако, рассматривать пассивную речь как частный случай внутренней речи (или же наоборот).
Для внутренней речи характерна изрядная доля спонтанности: ее содержание определяется насущными задачами, потребностями сознания. Пассивная же речь имеет эхоический характер. Ее основная задача — удержать в кратковременной памяти воспринимаемую вербальную информацию. Вторая задача — выступить первичным фильтром, выделяя в воспринимаемой вербальной информации важные элементы.
Почему данный вид речи называется пассивным? Дело в том, что процесс внутренней речи — на самом деле довольно сложный и даже энергетически затратный. В экспериментах было показано, что процесс внутренней речи сопровождается небольшими изменениями в тонусе мышц, которые участвуют в процессе обычной (громкой) речи. Например, слегка сокращается височная мышца. В некотором смысле поэтому внутреннюю речь можно рассматривать как обычную речь, только очень тихую. Несмотря на затратность, природа не придумала ничего лучше, как сначала декодировать воспринимаемую вербальную информацию в алгоритмы речедвигательного аппарата, а потом уже в процессе повторения («прожевывания») мы понимаем эту информацию. Получается как бы эксперимент — мы повторяем за другими людьми слова и фразы, которые еще не понимаем, повторяем несколько раз про себя — будто мы сами это говорим, таким образом у нас и формируется представление о том, что хотел нам поведать другой человек.
Разумеется, столь сложно устроенный процесс понимания чужой речи имеет низкие показатели эффективности. Если мы слушаем или читаем какой-то рассказ, то не в состоянии (обычно) повторить слово в слово хотя бы один абзац текста. При этом в каждый момент восприятия в нашем сознании удерживается весьма небольшое количество смысловых элементов — слов или коротких фраз: около семи (число Миллера). Однако в подавляющем большинстве ситуаций от нас не требуется дословного запоминания того, что нам говорят. Достаточно просто понять то, что именно человек хочет сказать, какую именно пользу для себя мы можем извлечь из этих слов. Поэтому самым большим достоинством пассивной речи для нас является то, что мы в режиме реального времени понимаем общий смысл и важные факты из сообщаемого нам.
Когда мы слушаем кого-то, то слова и фразы говорящего еще какое-то время циркулируют в нашем сознании. Сколько продолжается этот период циркуляции одного слова или фразы? Это весьма сильно зависит от нескольких факторов: от важности услышанной информации, эстетического характера (музыкально оформленные, ритмически сформированные порции информации циркулируют дольше), функционального и эмоционального состояния слушателя, сопряженности с другой информацией (если информации много, то ее порции конкурируют между собой). Обычно период циркуляции составляет несколько секунд, но может продолжаться минуты, часы и даже дни. Особенно это характерно для сильно эмоциональных ситуаций. Хорошо показано это у Максима Горького в «Жизни Клима Самгина»:
А открыв глаза, он увидел, что темнолиловая, тяжелая вода все чаще, сильнее хлопает по плечам Бориса, по его обнаженной голове и что маленькие, мокрые руки, красно поблескивая, подвигаются ближе, обламывая лед…
…
И особенно поразил Клима чей-то серьезный, недоверчивый вопрос:
— Да — был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?
«Был!» — хотел крикнуть Клим и не мог. Очнулся он дома, в постели, в жестоком жару. Над ним, расплываясь, склонялось лицо матери, с чужими глазами, маленькими и красными.
…
Когда дедушка, отец и брат, простившийся с Климом грубо и враждебно, уехали, дом не опустел от этого, но через несколько дней Клим вспомнил неверующие слова, сказанные на реке, когда тонул Борис Варавка:
«Да — был ли мальчик-то? Может, мальчика-то и не было?» Ужас, испытанный Климом в те минуты, когда красные, цепкие руки.
.. …
Клим чувствовал себя нехорошо, смятенно; раскрашенная река напоминала ему гибель Бориса, в памяти назойливо звучало: «Был ли мальчик-то? Может, мальчика-то и не было?» Ему очень хотелось сказать Лидии…
…
Утомленный физически, Клим шел не торопясь, чувствуя, как светлый холод ночи вымораживает из него неясные мысли и ощущения. Он даже мысленно напевал на мотив какой-то оперетки: «Да — был ли мальчик-то? Быть может — не было мальчика?»
Как уже отмечалось, на продолжительность периода циркуляции конкретной порции вербальной информации влияет функциональное состояние. Например, в состоянии переутомления средний период значительно меньше. Однако некоторые слова или фразы циркулируют в сознании неадекватно долго. Частично это объясняется тем, что у человека не хватает сил утилизировать новое знание. Также имеет значение общий уровень активности. Если человек в тонусе, настроен на активные, спонтанные действия, то он может плохо воспринимать вербальную информацию, особенно если она имеет второстепенное значение для текущей деятельности.
И наоборот, в спокойной, расслабленной обстановке процесс циркуляции удлиняется.В том числе и по этой причине школьники во время уроков (таких как математика или биология) в основном сидят на своих местах, а не стоят и тем более не бегают по классу. Теоретически можно было бы совместить уроки физкультуры и, например, физики. Ученики в спортзале играют в баскетбол, а учитель через громкоговоритель рассказывает им про законы Ньютона. Вроде бы выгода налицо: дети и умнеют, и развиваются физически. Однако доля информации, прошедшей через пассивную речь, в данном случае будет стремиться к нулю.
Внешне пассивная речь почти ничем не проявляется. Косвенным признаком наличия пассивной речи является внимание, устремленное на говорящего человека, и задумчивое выражение лица. Иногда пассивная речь проявляется в том, что слушающий шевелит губами. Кстати, это может свидетельствовать и о том, что он старается максимально точно запомнить то, что ему говорят. Иногда пассивная речь проявляется в бормотании, в котором можно услышать повторение сказанного.
В возрастной психологии считается, что ребенок сначала осваивает пассивную речь, а потом пассивная речь постепенно перерастает в активную. Однако следует учитывать, что и пассивная, и активная речь имеют под собой основательную «материальную базу», то есть инстинкты. И эти инстинкты начинают проявляться скорее параллельно, чем последовательно. Уже с первого месяца жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно.
И у детей, и у взрослых в отношении степени развития активной или пассивной формы речи существуют значительные индивидуальные различия. Как известно, одни люди обладают способностью разговаривать очень быстро (слова сыпятся как горох). Другие способны говорить лишь медленно. Так же и с пассивной речью. В зависимости от способностей и жизненного опыта одни люди очень хорошо понимают других людей, способны повторить чуть ли не слово в слово то, что было сказано, другие понимают лишь после нескольких повторений.
Степень развития активной и пассивной речи связаны слабо. Часто бывает так, что люди с хорошо развитой активной речью понимают других плохо. И наоборот.
И все-таки в раннем возрасте (до полутора лет) налицо факт, что пассивная речь развита значительно лучше активной. Ребенок обладает уже весьма богатым пассивным словарем, но очень посредственно — активным. Развитие пассивной речи в раннем возрасте тесно сопряжено с наглядной деятельностью: ребенок охотно повторяет те слова, которые обозначают наличные предметы (игрушки, куклы, фигурки), людей и животных.
Довольно важное значение имеет понимание специфики пассивной речи для ораторского искусства. Тот оратор, который говорит сухо, безэмоционально, обычно оставляет небольшой след в пассивной речи слушателя. Самое плохое в этом отношении для оратора — говорить по бумажке. Как уже говорилось, пассивная речь проявляется в том, что мы повторяем за говорящим его слова. Повторяя его слова, мы пытаемся понять истинный, исходный смысл слов и суждений. И этому пониманию способствуют живые, «родные» интонации: мимолетное удивление, радость, многозначительные паузы, восклицания и т.д. Когда человек, сам не понимает, что он говорит, его речь лишена таких «богатств». Идеальный оратор это тот, который говорит так, как думает. Но для этого, разумеется, нужна определенная культура мышления.
Пассивный голос – Центр письма • Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл
О чем эта брошюра
Этот раздаточный материал поможет вам понять, что такое пассивный залог, почему многие профессора и инструкторы по письму не одобряют его и как вы можете изменить свою статью, чтобы добиться большей ясности. Некоторые вещи здесь могут вас удивить. Мы надеемся, что этот раздаточный материал поможет вам понять пассивный залог и позволит вам делать более осознанный выбор во время письма.
Мифы
Так что же такое пассивный залог? Во-первых, давайте проясним, чем пассивный залог не является. Ниже мы перечислим некоторые распространенные мифы о пассивном залоге:
.1. Миф: использование пассивного залога является грамматической ошибкой.
Использование пассивного залога не является грамматической ошибкой. Это стилистическая проблема, связанная с ясностью, то есть бывают случаи, когда использование пассивного залога может помешать читателю понять, что вы имеете в виду.
2. Миф: Любое использование «to be» (в любой форме) образует пассивный залог.
Пассивный залог влечет за собой больше, чем просто использование глагола бытия. Использование «to be» может ослабить воздействие вашего письма, но иногда оно необходимо и само по себе не является пассивным залогом.
3. Миф: страдательный залог всегда избегает первого лица; если что-то в первом лице («я» или «мы»), это также в действительном залоге.
Наоборот, вы можете очень легко использовать страдательный залог в первом лице. Вот пример: «Меня ударили вышибалы».
4. Миф: вы никогда не должны использовать страдательный залог.
Хотя пассивный залог может ослабить ясность вашего письма, бывают случаи, когда пассивный залог допустим и даже предпочтительнее.
5. Миф: я могу положиться на свою программу проверки грамматики, чтобы уловить пассивный залог.
См. миф №1. Поскольку пассивный залог не является грамматической ошибкой, он не всегда улавливается. Как правило, средства проверки грамматики улавливают лишь часть пассивного залога.
Какие-нибудь из этих недоразумений кажутся вам знакомыми? Если да, то вы не одиноки. Вот почему мы написали этот раздаточный материал. В нем обсуждается, как распознавать пассивный залог, когда вам следует избегать его, а когда это нормально.
Определение пассивного залога
Пассивная конструкция возникает, когда вы превращаете объект действия в подлежащее предложения. То есть кто-то или что-то, совершающее действие, не является грамматическим подлежащим предложения. Взгляните на эту пассивную перефразировку знакомой шутки:
.Почему курица перешла дорогу?
Кто выполняет действие в этом предложении? Цыпленок выполняет действие в этом предложении, но цыпленок находится не в том месте, где, как вы ожидаете, должно быть грамматическое подлежащее. Вместо этого дорога является грамматическим подлежащим. Более знакомая фраза (почему цыпленок перешел дорогу?) ставит актера в положение субъекта, положение что-то делать — цыпленок (актер/деятель) переходит дорогу (объект). Мы используем активные глаголы для представления этого «действия», будь то переход дорог, предложение идей, споры или вторжение в дома (подробнее об этом чуть позже).
Когда вы знаете, что искать, пассивные конструкции легко обнаружить. Ищите форму «быть» (есть, есть, я, был, были, была, была, была, будет, будет, была), за которой следует причастие прошедшего времени. (Причастие прошедшего времени — это форма глагола, которая обычно, но не всегда, оканчивается на «-ed». Некоторыми исключениями из правила «-ed» являются такие слова, как «оплаченный» (не «оплаченный») и «управляемый». (не «ездил»)
Вот надежная формула для определения пассивного залога:
форма «быть» + причастие прошедшего времени = пассивный залог
Например:
Мегаполис опален огненным дыханием дракона.
Когда в ее дом вторглись, Пенелопе пришлось думать, как отсрочить повторный брак.
Не каждое предложение, содержащее формы «иметь» или «быть», является пассивным! Формы слова have могут обозначать несколько разных вещей в английском языке. Например, в предложении «Джон должен заниматься весь день» «имеет» не является частью глагола в прошедшем времени. Это модальный глагол, такой как «должен», «может» или «может» — эти глаголы говорят о том, насколько необходимо что-то делать (сравните «я должен учиться» и «я могу учиться»). И формы «быть» тоже не всегда пассивны — «быть» может быть главным глаголом в предложении, описывающем состояние бытия, а не действие. Например, предложение «Джон — хороший ученик» не является пассивным; «есть» просто описывает состояние Джона. Мораль этой истории: не думайте, что каждый раз, когда вы видите форму «иметь» и форму «быть» вместе, вы смотрите на пассивное предложение.
Нужна дополнительная помощь, чтобы решить, является ли предложение пассивным залогом? Спросите себя, есть ли действие в предложении. Если да, то что стоит в начале предложения? Это человек или вещь, которая совершает действие? Или это человек или вещь, с которыми было совершено действие? В пассивном предложении объект действия будет стоять в позиции подлежащего в начале предложения. Как обсуждалось выше, предложение также будет содержать форму be и причастие прошедшего времени. Если подлежащее вообще появляется, то обычно оно находится в конце предложения, часто во фразе, начинающейся со слова «by». Взгляните на этот пример:
Чайка поймала рыбу.
Если мы спросим себя, есть ли действие, ответ будет утвердительным: рыба ловится. Если мы спросим, что стоит в начале предложения, действующее лицо или объект действия, то это объект: рыба, к несчастью для нее, попалась, и вот она стоит в начале предложения. Тот, кто поймал, — чайка — стоит в конце после слова «мимо». Есть форма be (was) и причастие прошедшего времени (caught). Это предложение является пассивным.
Кратко рассмотрим, как превратить пассивные конструкции в активные. Обычно вы можете просто поменять порядок слов, сделав актера и субъекта одним, поставив актера впереди:
Мегаполис опален огненным дыханием дракона.
становится
Дракон своим огненным дыханием опалил мегаполис.
становится
Когда в ее дом вторглись, Пенелопе пришлось думать, как отсрочить повторный брак.
становится
После того, как женихи вторглись в ее дом, Пенелопе пришлось думать, как отсрочить повторный брак.
Повторяю, ключом к определению пассивного залога является поиск как формы «to be», так и причастия прошедшего времени, которое обычно, но не всегда, заканчивается на «-ed».
Ясность и смысл
Основная причина, по которой ваши преподаватели не одобряют пассивный залог, заключается в том, что им часто приходится угадывать, что вы имеете в виду. Иногда путаница незначительна. Давайте еще раз посмотрим на это предложение из студенческой работы по «Одиссее» Гомера:
Когда в ее дом вторглись, Пенелопе пришлось думать, как отсрочить повторный брак.
Как и во многих пассивных конструкциях, в этом предложении отсутствует явная ссылка на действующего лица — оно не сообщает читателю, кто или что вторглось в дом Пенелопы. Активный залог проясняет вещи:
После того, как жених вторглись в дом Пенелопы, ей пришлось думать, как от них отбиться.
Таким образом, многие преподаватели — читатели, понимающие смысл вашего письма — предпочитают, чтобы вы использовали активный залог. Они хотят, чтобы вы указали, кто или что делает действие. Сравните следующие два примера из статьи по антропологии о лаосской деревне, чтобы увидеть, согласны ли вы.
(пассивный) Была создана новая система законов о контроле над наркотиками. (Кем?)
(действующий) Народно-революционная партия Лаоса создала новую систему законов о контроле над наркотиками.
Вот еще один пример из той же статьи, иллюстрирующий отсутствие точности, которое может сопровождать пассивный залог:
Обучение по гендерным вопросам было проведено в шести селах, что повлияло на социальные отношения.
И через несколько страниц:
Кроме того, устанавливались маркетинговые связи.
В обоих абзацах автор никогда не указывает исполнителей этих двух действий (Кто проводил тренинг по гендерным вопросам? Кто установил маркетинговые связи?). Таким образом, читателю трудно оценить динамику этих социальных взаимодействий, которые зависят от действующих лиц, осуществляющих и устанавливающих эти вещи.
Следующий пример, вновь взятый из статьи об «Одиссее», иллюстрирует еще один случай, когда инструктору может потребоваться больше точности и ясности:
Хотя Пенелопа разделяет героические черты со своим мужем Одиссеем, она не считается героем.
Кто не считает Пенелопу героем? Трудно сказать, но остальная часть этого абзаца предполагает, что студент не считает Пенелопу героем (тема статьи). Читатель также может подумать, что студент имеет в виду критиков, ученых или современных читателей «Одиссеи». Можно возразить, что здесь сквозит смысл — проблема чисто стилистическая. Тем не менее, стиль влияет на то, как ваш читатель понимает ваши аргументы и содержание. Неловкий или нечеткий стиль мешает вашему читателю оценить идеи, которые так ясны вам, когда вы пишете. Таким образом, зная, как ваш читатель может отреагировать, вы сможете сделать более эффективный выбор при редактировании. Поэтому после того, как вы определили случаи пассивного залога, вы должны подумать, не препятствует ли ваше использование пассивного залога четкому пониманию того, что вы имеете в виду.
Обобщение истории или литературных сюжетов страдательным залогом: не будь ленивым мыслителем или писателем!
Имея в виду предыдущий раздел, вы также должны знать, что некоторые инструкторы заявляют, что пассивный залог сигнализирует о небрежном, ленивом мышлении. Эти преподаватели утверждают, что писатели, которые злоупотребляют пассивным залогом, не полностью продумали то, что они обсуждают, и что это приводит к неточным аргументам. Рассмотрим эти предложения из статей по американской истории:
Рабочий класс был маргинализован. Афроамериканцы подвергались дискриминации. С женщинами не обращались как с равными.
Таким предложениям не хватает точности и связи с контекстом и причинами, которые характеризуют строгое мышление. Читатель мало узнает о системах, условиях, человеческих решениях и противоречиях, которые привели эти группы к угнетению. И поэтому читатель — преподаватель — ставит под сомнение понимание писателем этих вещей.
Особенно важно быть уверенным, что ваше тезисное утверждение ясное и точное, поэтому подумайте дважды, прежде чем использовать пассивный залог в своем тезисе.
В статьях, где вы обсуждаете работу автора, например, историка или литературоведа, вы также можете усилить свое письмо, не полагаясь на пассив как на костыль при обобщении сюжетов или аргументов. Вместо записи:
Утверждается, что…
или Том и Гек изображаются как…
или И затем устанавливается связь между X и Y, показывающая, что…
вы можете повысить уровень своего анализа, явно связав автора со следующими утверждениями:
Андерсон утверждает, что…
Твен изображает Тома и Гека как…
Исигуро проводит связь между X и Y, чтобы показать, что…
Избегая в таких ситуациях пассивных конструкций, вы можете продемонстрировать более глубокое понимание обсуждаемого материала.
Научное письмо
Все эти советы подходят для статей по гуманитарным наукам, как вы могли заметить, но как насчет технических или научных работ, включая лабораторные отчеты? Многие преподаватели рекомендуют или даже требуют пассивного залога в таком письме. Обоснование использования пассивного залога в научной письменной форме заключается в том, что он позволяет достичь «объективного тона» — например, избегая первого лица. Чтобы рассмотреть научное письмо, давайте разделим его на два основных типа: лабораторные отчеты и письмо на научную тему или литературу.
Лабораторные отчеты
Хотя все больше и больше научных журналов принимают или даже предпочитают активное залоговое слово от первого лица (например, «затем мы секвенировали человеческий геном»), некоторые из ваших инструкторов могут потребовать, чтобы вы удалили себя из своего лабораторного отчета, используя пассивное залоговое право (например, , «затем был секвенирован геном человека», а не «затем мы секвенировали геном человека»). Такой совет особенно относится к разделу «Материалы и методы», где «соблюдается процедура». (Для более подробного обсуждения написания лабораторных отчетов см. наш раздаточный материал о написании лабораторных отчетов.)
Хотя вы можете использовать пассивный залог для сохранения объективности, в некоторых случаях вы все равно можете использовать активные конструкции и сохранять свою объективную позицию. Таким образом, полезно иметь в виду виды активных глаголов, которые вы можете использовать в лабораторных отчетах. Примеры включают: поддержку, указание, предложение, переписку, вызов, уступку, показ.
Таким образом вместо записи:
Эти результаты указывают на ряд вещей.
можно было написать:
Эти результаты указывают на ряд вещей .
или Дальнейший анализ показал/предложил/получил…
В конечном счете, вы должны узнать предпочтения вашего инструктора относительно использования вами пассива в лабораторных отчетах.
Писать на научные темы
В некоторых заданиях вместо того, чтобы сообщать о результатах своей научной работы, вы будете писать о работе других ученых. Такие задания могут включать обзоры литературы и исследовательские отчеты по научным темам. У вас есть две основные возможные задачи в этих заданиях: сообщение о том, что сделали другие люди (их исследования или эксперименты), или указание общенаучных знаний (сумма знаний, полученных в результате исследований других). Часто они идут вместе. В обоих случаях вы можете легко использовать пассивные конструкции, даже если вас может соблазнить пассив, особенно если вы привыкли писать свои собственные лабораторные отчеты в пассиве.
Вы решаете: Какой из этих двух примеров понятнее?
(пассивный) Сердечно-сосудистые заболевания считаются основной причиной смерти в Соединенных Штатах.
или (активный) Исследования показывают, что болезни сердца являются основной причиной смерти в Соединенных Штатах.
В качестве альтернативы вы можете написать это предложение с человеческими актерами:
Исследователи пришли к выводу, что болезни сердца являются основной причиной смерти в Соединенных Штатах.
Последние два предложения иллюстрируют отношения, которых нет в первом. Первый пример ничего не говорит о том, кто или что заставляет нас принять этот вывод о сердечных заболеваниях.
Вот последний пример из отчета, описывающего ангиопластику. Что звучит лучше для вас?
Баллон расположен в зоне блокировки и надут.
или Хирург размещает баллон в области закупорки и надувает его.
Вы можете улучшить свое научное письмо, меньше полагаясь на пассив. Совет, который мы дали для статей по истории или литературе, в равной степени применим и к статьям в более «научных» курсах. Независимо от того, в какой области вы пишете, когда вы используете пассивный залог, вы рискуете передать своему читателю чувство неуверенности и неточности в отношении того, что вы пишете и думаете. Важно знать, когда ваш инструктор хочет, чтобы вы использовали пассивный залог. Для более общего обсуждения письма в науках см. наш раздаточный материал.
«Мошенничество и извращения»
Прежде чем мы обсудим несколько случаев, когда пассивный залог может быть предпочтительнее, мы должны упомянуть одно из наиболее политических применений пассивного залога: скрыть вину или скрыть ответственность. Вы бы так не поступили, но вы можете научиться критиковать тех, кто демонстрирует то, что Джордж Оруэлл назвал «мошенничеством и извращением» письма. Например:
Были допущены ошибки.
Компания Exxon признает, что могло быть пролито несколько галлонов.
Критически осознавая, как другие используют язык для придания ясности и значения, вы сможете научиться лучше пересматривать свою работу. Помните об аферах и извращениях Оруэлла, когда читаете других писателей. Поскольку актера легко исключить из пассивных предложений, некоторые люди используют пассивный залог, чтобы не упоминать, кто несет ответственность за определенные действия.
Итак, когда можно использовать пассив?
Иногда пассивный залог является лучшим выбором. Вот несколько случаев, когда пассивный залог весьма полезен:
1. Чтобы подчеркнуть объект. Взгляните на этот пример:
Для принятия законопроекта требуется сто голосов.
В этом пассивном предложении подчеркивается необходимое количество голосов. Активная версия предложения («Для принятия законопроекта требуется 100 голосов») сделает акцент на законопроекте, что может быть менее драматичным.
2. Чтобы приуменьшить значение неизвестного субъекта/действующего лица. Рассмотрим этот пример:
В реку было сброшено более 120 различных загрязняющих веществ.
Если вы не знаете, кто является действующим лицом — в данном случае, если вы на самом деле не знаете, кто сбросил все эти загрязняющие вещества в реку — тогда вам, возможно, придется написать в пассиве. Но помните, если вы знаете актера и если ясность и смысл вашего письма выиграют от указания на него/ее/оно/их, тогда используйте активную конструкцию. Но рассмотрим третий случай.
3. Если вашим читателям не нужно знать, кто несет ответственность за действие.
Здесь ваш выбор может быть трудным; некоторые случаи менее ясны, чем другие. Постарайтесь поставить себя на место читателя, чтобы предугадать, как он отреагирует на то, как вы сформулировали свои мысли. Вот два примера:
(пассивный) Малышка София была доставлена вчера в 3:30 утра.
и (активный) Доктор Сьюзан Джонс родила Софию вчера в 3:30 утра.
Первое предложение может быть более уместным в объявлении о рождении, отправляемом семье и друзьям — они вряд ли знают доктора Джонса и гораздо больше интересуются «объектом» (ребенком), чем актером (врачом). Больничный отчет о вчерашних событиях, скорее всего, сосредоточится на роли доктора Джонса.
Обзор стратегий
Идентифицировать
- Найдите пассивный залог: to be + причастие прошедшего времени (обычно, но не всегда, оканчивающееся на «-ed»)
- Если вы не видите оба компонента, продолжайте.
- Описывает ли предложение действие? Если да, то где актер? Находится ли он/она/оно в грамматической позиции подлежащего (в начале предложения) или в позиции объекта (в конце предложения или вообще отсутствует)?
- Заканчивается ли предложение на «по…»? Многие пассивные предложения включают актера в конце предложения во фразу «by», например «Мяч был сбит 9».0041 игроком » или «Ботинок сгрызла собака ». «По» само по себе не является убедительным признаком пассивного залога, но оно может побудить вас присмотреться.
Оценка
- Указан ли исполнитель/актер? Вы должны указать его/ее/это?
- Какая разница, кто несет ответственность за действие?
- Ваш читатель попросил бы вас уточнить предложение из-за проблемы, связанной с использованием вами пассива?
- Используете ли вы пассивную конструкцию в своем тезисе?
- Используете ли вы пассив в качестве опоры при обобщении сюжета или истории или при описании чего-либо?
- Вы хотите выделить объект?
Пересмотреть
- Если вы решите, что ваше предложение будет более ясным в действительном залоге, поменяйте местами предложение так, чтобы подлежащее и действующее лицо были одним целым. Поставьте действующее лицо (тот, кто совершает действие в предложении) перед глаголом.
К активному мышлению и письму
Мы рекомендуем вам помнить об этих советах, когда будете пересматривать. Хотя вы можете воспользоваться этим советом при написании первого черновика, это не всегда возможно. В письме ясность часто приходит, когда вы пересматриваете, а не с первой попытки. Не беспокойтесь о пассиве, если этот стресс мешает вам изложить свои идеи на бумаге. Но ищите его, когда будете пересматривать. Активно делайте выбор относительно его надлежащего места в письме. Нет ничего грамматически или иным образом «неправильного» в использовании пассивного залога. Ключ в том, чтобы распознать, когда вы должны, когда не должны, а когда ваш инструктор просто не хочет, чтобы вы это делали. Эти выборы за вами. Мы надеемся, что этот раздаточный материал поможет вам сделать их.
Проконсультированы и рекомендованы к прочтению
Мы обращались к этим работам, когда писали этот раздаточный материал. Это не исчерпывающий список ресурсов по теме раздаточного материала, и мы рекомендуем вам провести собственное исследование, чтобы найти дополнительные публикации. Пожалуйста, не используйте этот список в качестве модели для формата вашего собственного списка литературы, так как он может не соответствовать используемому вами стилю цитирования. Руководство по форматированию ссылок см. в руководстве по цитированию библиотек UNC. Мы периодически пересматриваем эти советы и приветствуем обратную связь.
Энсон, Крис М. и Роберт А. Швеглер. 2010. Справочник Longman для писателей и читателей , 6-е изд. Нью-Йорк: Лонгман.
Барон, Деннис Э. 1989. «Пассивный залог может быть вашим другом». В Declining Grammar and Other Essays on the English Vocabulary , 17-22. Урбана, Иллинойс: Национальный совет учителей.
Хьортшой, Кит. 2001. Переход к письму в колледже . Нью-Йорк: Бедфорд/Сент-Мартинс.
Лэнхэм, Ричард А. 2006. Пересмотр прозы , 5-е изд. Нью-Йорк: Пирсон Лонгман.
Оруэлл, Джордж. 1968. «Политика и английский язык». В Собрание эссе, журналистики и писем Джорджа Оруэлла , под редакцией Яна Ангуса и Сони Оруэлл, 4: 127-140. Нью-Йорк: Харкорт, Брейс, Яванович.
Розен, Леонард Дж. и Лоуренс Беренс. 2000. Справочник Аллина и Бэкона , 4-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Странк, Уильям и Э.Б. Белый. 2000. Элементы стиля , 4-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Trimble, John R. 2000. Написание со стилем , 2-е изд. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
Уильямс, Джозеф и Джозеф Бизап. 2017. Стиль: уроки ясности и благодати , 12-е изд. Бостон: Пирсон.
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 License.
Вы можете воспроизвести его для некоммерческого использования, если вы используете весь раздаточный материал и указываете источник: The Writing Center, University of North Carolina at Chapel Hill
Сделать подарок
Пассивный залог Определение и значение
- Лучшие определения
- Викторина
- Подробнее о пассивном залоге
- Примеры
Сохраните это слово!
Один из двух «голосов» глаголов (см. также действительный залог). Глагол стоит в страдательном залоге, когда подлежащее в предложении подвергается действию глагола. Например, в «Мяч был брошен питчером» мяч (подлежащее) получает действие глагола и был брошен в пассивном залоге. То же предложение, произнесенное в действительном залоге, будет таким: «Подающий бросил мяч».
ВИДЕО ДЛЯ ПАССИВНОГО ЗАЛОГА
Как исправить пассивный залог в предложении?
Что такое «пассивный залог» и почему мы никогда не должны его использовать?
БОЛЬШЕ ВИДЕО С DICTIONARY.COM
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОПУСТИТЕ ИЛИ НАТЯНУТСЯ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ПО ГРАММАТИКЕ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
примечания для пассивного залога
Обычно предпочтительнее использовать активный залог везде, где это возможно, потому что это придает предложению ощущение непосредственности.
Слова рядом с страдательным залогом
пассивная сдержанность, пассивная безопасность, пассивное курение, пассивный перенос, пассивный словарный запас, страдательный залог, пассивизм, пассивность, ключ доступа, пропуск закона, пропуск проверки
Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
БОЛЬШЕ О ПАССИВНОМ ГОЛОСЕ
Что такое
пассивный залог ?Пассивный залог — это когда субъект предложения получает действие глагола, а не выполняет действие.
В грамматике залог указывает на отношения между подлежащим в предложении и его глаголом. В английском два голоса. В активном залоге субъект произносит глагол, как в Тони печет пирожные . В этом примере Тони выполняет действие глагола (выпекает пирожные).
В пассивном залоге , подлежащее, действие, которое глагол производит над ним. Он получает действие, например: Торты пекут Тони . Здесь Тони все еще выполняет действие, но предметом является тортов . Они получают действие Тони.
В предложении, написанном пассивным залогом , часто используется глагол be. Также в предложной фразе стоит и исполнитель действия, так как в в меня попали снежки .
Самый простой способ определить, находится ли предложение в пассивный залог — прочитать предложение и подумать, кто что делает. Если исполнитель действия стоит после глагола, то предложение, скорее всего, стоит в страдательном залоге , а не в активном.
Почему
пассивный залог важен?Фраза пассивный залог используется в качестве грамматики по крайней мере с 1634 года. Слово пассивный залог используется для обозначения того, что субъект совершает действие с ним, а не сам выполняет действие.
Писателям, ораторам и студентам часто советуют не использовать слишком много пассивного залога . Предложения, написанные пассивным залогом , обычно труднее понять, а некоторые звучат неловко, даже если они грамматически правильны, как, например, . Мы путешествовали по миру.
Однако бывают случаи, когда пассивный голос подходит. Основная причина, по которой вы должны использовать пассивный залог , состоит в том, чтобы подчеркнуть что-то помимо исполнителя действия, например, когда получатель действия более важен, как в Пять тысяч лет никто не прикасался к волшебной лампе .
Знаете ли вы… ?
Пассивный залог также может полностью опустить исполнителя действия. Вы можете сделать это, когда не знаете, кто совершил действие, как в Город был разграблен . Вы также можете опустить исполнителя, если он не так важен, как получатель действия, как в случае Здание было снесено вчера .
Какие реальные примеры
пассивный залог ?В следующей таблице показаны предложения, написанные как в пассивном залоге , так и в действительном залоге .
ПАССИВНЫЙ | АКТИВНЫЙ |
Насекомых поедают птицы. | Птицы едят насекомых. |
Мой первый день в школе я никогда не забуду. | Я никогда не забуду свой первый день в школе. |
Мяукала кошка. | Кошка мяукала. |
Студентов, пишущих на письме, учат избегать чрезмерного использования пассивного залога .
Меньше месяца до моей программы документирования, и вы все, я слишком часто использую пассивный залог.
— Берн (адетт) (@bernthefern) 9 сентября 2020 г.
Я ненавижу пассивный залог. Я презираю пассивный залог.
— ⚾️ Мэри #FlyTheW 🐻 (@mchastain81) 9 октября 2019 г.
0037 пассивный залог
?Проверьте себя!
Следующее предложение написано в пассивном залоге ?
Пирог бросил клоун.
Как использовать пассивный залог в предложении
«Джеффри хотел, чтобы я сказала тебе, что ты выглядишь так красиво», — сказал женский голос в мое недоверчивое ухо.
Я пытался предупредить вас о неряшливом миллиардере Джеффри Эпштейне в 2003 году | Вики Уорд | 7 января 2015 г. | DAILY BEAST
Пока он вез меня обратно к лесовозной дороге, Фрэнк своим низким голосом рассказал мне об этом районе.
Жестокое путешествие 7-летнего выжившего в авиакатастрофе через лес|Джеймс Хигдон|7 января 2015 г.|DAILY BEAST
Когда он это делает, в его голосе звучит мягкость, задумчивое и приятное качество, которого нет фильм, в котором он был, когда-либо захватывал.
История улыбки Ли Марвина Liberty Valance Smile|Роберт Уорд|3 января 2015 г.|DAILY BEAST
Если мы хотим защитить других от вашей судьбы, мы должны перестать быть такими пассивными в этих вопросах.
Дорогая Лила, мы будем бороться за вас: письмо мертвому транс-подростку|Паркер Моллой|1 января 2015 г.|DAILY BEAST
Проект «Миллениал Действий» (MAP) направлен на вовлечение молодых людей в политику и дать им больше голоса в управлении.
Когда мы увидим конгресс #Millennial?|Линда Киллиан|26 декабря 2014 г.|DAILY BEAST
При прочих равных условиях громкость используемого голоса измеряет ценность, которую разум придает мысли.
Культура экспрессивного голоса|Джесси Элдридж Саутвик
Она покраснела и опьянела от звука собственного голоса и непривычного вкуса искренности.
Пробуждение и Избранные рассказы|Кейт Шопен
Несколько раз я кричал так громко, как только мог, но все напрасно.