Виды воображения
Воображение имеет тесную связь со всеми другими познавательными процессами. Познавательная деятельность человека не может существовать без воображения. Оно способствует созданию программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.
Воображение делится на несколько видов, основными из которых являются пассивный и активный вид. Эти виды также можно разделить. Пассивный вид включает произвольное воображение (грезы, мечтательность) и непроизвольное (состояние под гипнозом, сновидовая фантазия).
Активное воображение представлено творческим, артистическим, критическим, воссоздающим и антиципирующим воображением. Названные виды воображения близки к эмпатии, которая выражается в понимании других людей, способности к сопереживанию и состраданию.
Особенности активного вида воображения
Целью активного воображения является решение творческой или личностной задачи. Человек управляет элементами определенной информации в конкретной области, он перемещает их и соединяет в различные комбинации.
Стимулируя этот процесс, появляются объективные возможности, способствующие возникновению неповторяющихся новых связей между существующими в памяти человека и общества условиями.
Активное воображение характеризуется низким уровнем мечтательности и «беспочвенной» фантазией. Этот вид воображения устремлен в будущее, он управляет временем, выступающим как определенная категория. В таком случае человек сохраняет чувство реальности, и учитывает временные связи и обстоятельства.
Направленность активного воображения отличается тем, что человек заинтересован в среде, обществе, деятельности, а внутренние субъективные проблемы его почти не волнуют. Задача пробуждает и направляет воображение. Задачу определяют волевые усилия, и подчиняется она волевому контролю.
Воссоздающее воображение
В активное воображение входит воссоздающий вид. В ходе его процесса создаются новые образы, представления у людей. Он конструируются под влиянием внешней стимуляции в форме слов, сообщений, условных изображений, схем, знаков.
К продуктам воссоздающего воображения относятся новые образы, которые не воспринимались человеком до определенного момента.
Несмотря на эту особенность продуктов воссоздающего воображения, их основой выступает ранее пережитый опыт.
Согласно словам русского педагога и писателя, К. Д. Ушинского, воображение нужно рассматривать как новую комбинацию, состоящую из пережитых впечатлений и прошлого опыта. Ученый считал, что воссоздающее воображение – продукт воздействия на мозг человека материального мира. Воссоздающее воображение является процессом, в котором прежние восприятия комбинируются и конструируются заново в новой комбинации.
Антиципирующее воображение
В основе очень важной и необходимой способности человека лежит антиципирующее воображение. Эта способность заключается в предвосхищении будущих событий, предвидении результатов своих действий.
Обращаясь к этимологии слова «предвидеть», можно отметить, что оно имеет один корень со словом «видеть». Данный факт указывает на важность значения осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее, где основой выступают знания или предугадывания логики развития событий.
Эта способность позволяет человеку «внутренним взором» предугадать и спрогнозировать события, которые могут произойти с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем.
Немецкий психолог Ф. Лерш дназвал это «прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения». Данная функция вступает в зависимость от величины жизненной перспективы. В таком случае более молодой человек имеет яркую и большую ориентацию его воображения . Воображение пожилых и старых людей больше ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение
Основой творческой деятельности человека является творческое воображение. В ходе его процесса человек сам создает новые образы и идеи. Они представляют ценность для других людей или общества в целом. Их воплощение проявляется в оригинальных продуктах деятельности.
Благодаря использованию различных приемов интеллектуальных операций. Могут быть созданы образы творческого воображения. Такие интеллектуальные операции в составе творческого воображения делятся на два типа. Первый тип интеллектуальных операций способствует формированию образов, второй тип представлен операциями, с помощью которых перерабатывается готовая продукция.
Интеллектуальные операции
Французский психолог и педагог Т. Рибо, был одним из первых ученых, кто изучал интеллектуальные операции и их процессы. Ученый выделял две основные операции: ассоциацию и диссоциацию.
Диссоциация характеризовалась как отрицательная и подготовительная операция. Данный опыт раздробляется чувственно в ходе этой операции. Результатом такой предварительной обработки опыта является формирование способности вхождения его элементов в новое сочетание.
Невозможно представить творческое воображение без предварительной диссоциации. В этой связи первым этапом творческого воображения, подготовки материала является диссоциация. Если диссоциация невозможна, то это станет основным препятствием для творческого воображения.
Элементы вычлененных единиц образов могут создавать целостный образ. В этом заключается главная функция ассоциации.
Пассивное воображение
Внутренние субъективные факторы подчиняют пассивное воображение. Пассивное воображение также подчинено желаниям, мыслимым в процессе фантазирования. Неосознанные потребности личности удовлетворяются в образах пассивного воображения.
Для усиления и сохранения положительно окрашенных эмоций существуют образы и представления пассивного воображения. Они также вытесняют и редуцируют отрицательные эмоции и аффекты.
Нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания осуществляется в процессе пассивного воображения. В этом и состоит главная отличительная черта пассивного воображения от реалистического мышления.
Последнее направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.
Представления, образы, элементы понятий и другая информация, полученная из опыта являются материалами пассивного и активного воображения.
Синтез реализуется в процессах воображения. Его осуществление происходит в различных формах:
- агглютинация — соединение разнообразных повседневных качеств, частей, которые являются несоединимыми;
- гиперболизация — изменение предмета в размерах, или его отдельных частей;
- схематизация — черты сходства выступают четко, отдельные представления сливаются, различия сглаживаются;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
- заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Виды воображения
Воображение имеет тесную связь со всеми другими познавательными процессами. Познавательная деятельность человека не может существовать без воображения. Оно способствует созданию программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.
Воображение делится на несколько видов, основными из которых являются пассивный и активный вид. Эти виды также можно разделить. Пассивный вид включает произвольное воображение (грезы, мечтательность) и непроизвольное (состояние под гипнозом, сновидовая фантазия).
Активное воображение представлено творческим, артистическим, критическим, воссоздающим и антиципирующим воображением. Названные виды воображения близки к эмпатии, которая выражается в понимании других людей, способности к сопереживанию и состраданию.
Особенности активного вида воображения
Целью активного воображения является решение творческой или личностной задачи. Человек управляет элементами определенной информации в конкретной области, он перемещает их и соединяет в различные комбинации.
Стимулируя этот процесс, появляются объективные возможности, способствующие возникновению неповторяющихся новых связей между существующими в памяти человека и общества условиями.
Активное воображение характеризуется низким уровнем мечтательности и «беспочвенной» фантазией. Этот вид воображения устремлен в будущее, он управляет временем, выступающим как определенная категория. В таком случае человек сохраняет чувство реальности, и учитывает временные связи и обстоятельства.
Направленность активного воображения отличается тем, что человек заинтересован в среде, обществе, деятельности, а внутренние субъективные проблемы его почти не волнуют. Задача пробуждает и направляет воображение. Задачу определяют волевые усилия, и подчиняется она волевому контролю.
Воссоздающее воображение
В активное воображение входит воссоздающий вид. В ходе его процесса создаются новые образы, представления у людей. Он конструируются под влиянием внешней стимуляции в форме слов, сообщений, условных изображений, схем, знаков.
Несмотря на эту особенность продуктов воссоздающего воображения, их основой выступает ранее пережитый опыт.
Согласно словам русского педагога и писателя, К. Д. Ушинского, воображение нужно рассматривать как новую комбинацию, состоящую из пережитых впечатлений и прошлого опыта. Ученый считал, что воссоздающее воображение – продукт воздействия на мозг человека материального мира. Воссоздающее воображение является процессом, в котором прежние восприятия комбинируются и конструируются заново в новой комбинации.
Антиципирующее воображение
В основе очень важной и необходимой способности человека лежит антиципирующее воображение. Эта способность заключается в предвосхищении будущих событий, предвидении результатов своих действий.
Обращаясь к этимологии слова «предвидеть», можно отметить, что оно имеет один корень со словом «видеть». Данный факт указывает на важность значения осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее, где основой выступают знания или предугадывания логики развития событий.
Эта способность позволяет человеку «внутренним взором» предугадать и спрогнозировать события, которые могут произойти с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем.
Немецкий психолог Ф. Лерш дназвал это «прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения». Данная функция вступает в зависимость от величины жизненной перспективы. В таком случае более молодой человек имеет яркую и большую ориентацию его воображения . Воображение пожилых и старых людей больше ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение
Основой творческой деятельности человека является творческое воображение. В ходе его процесса человек сам создает новые образы и идеи. Они представляют ценность для других людей или общества в целом. Их воплощение проявляется в оригинальных продуктах деятельности.
Благодаря использованию различных приемов интеллектуальных операций. Могут быть созданы образы творческого воображения. Такие интеллектуальные операции в составе творческого воображения делятся на два типа. Первый тип интеллектуальных операций способствует формированию образов, второй тип представлен операциями, с помощью которых перерабатывается готовая продукция.
Интеллектуальные операции
Французский психолог и педагог Т. Рибо, был одним из первых ученых, кто изучал интеллектуальные операции и их процессы. Ученый выделял две основные операции: ассоциацию и диссоциацию.
Диссоциация характеризовалась как отрицательная и подготовительная операция. Данный опыт раздробляется чувственно в ходе этой операции. Результатом такой предварительной обработки опыта является формирование способности вхождения его элементов в новое сочетание.
Невозможно представить творческое воображение без предварительной диссоциации. В этой связи первым этапом творческого воображения, подготовки материала является диссоциация. Если диссоциация невозможна, то это станет основным препятствием для творческого воображения.
Элементы вычлененных единиц образов могут создавать целостный образ. В этом заключается главная функция ассоциации.
Ассоциация выступает как начало новых сочетаний, новых образов. Кроме указанных операций есть и другие, как, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
Пассивное воображение
Внутренние субъективные факторы подчиняют пассивное воображение. Пассивное воображение также подчинено желаниям, мыслимым в процессе фантазирования. Неосознанные потребности личности удовлетворяются в образах пассивного воображения.
Для усиления и сохранения положительно окрашенных эмоций существуют образы и представления пассивного воображения. Они также вытесняют и редуцируют отрицательные эмоции и аффекты.
Нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания осуществляется в процессе пассивного воображения. В этом и состоит главная отличительная черта пассивного воображения от реалистического мышления.
Последнее направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.
Представления, образы, элементы понятий и другая информация, полученная из опыта являются материалами пассивного и активного воображения.
Синтез реализуется в процессах воображения. Его осуществление происходит в различных формах:
- агглютинация — соединение разнообразных повседневных качеств, частей, которые являются несоединимыми;
- гиперболизация — изменение предмета в размерах, или его отдельных частей;
- схематизация — черты сходства выступают четко, отдельные представления сливаются, различия сглаживаются;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
- заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Активное воображение
Активное воображение — это практика, разработанная Юнгом, когда он работал с бессознательным после резкого и жестокого разрыва отношений с Фрейдом. Auseinandersetzung , как это имел в виду Юнг, можно перевести как конфронтация с бессознательным или примирение с ним. Продукты Юнга auseinandersetzung с бессознательным можно найти в его недавно опубликованном массивном томе 9.0003 Красная книга: Liber Novus . Его текст и его картины — его слово и образ — довольно поразительны и замечательны, весьма креативны и единственны в своем роде, с ними стоит познакомиться и глубоко поразмыслить.
Активное воображение можно сравнить с продолжением сна во время бодрствования. Активное воображение может включать письмо, танец, рисование, песочницу и другие творческие средства. Активное воображение активно, а не пассивно; он предполагает гибкое, сильное и гибкое эго, способное противостоять диалогу с бессознательным. Идея состоит в том, чтобы углубить отношения между сознанием и бессознательным, а не «сдуть» сознательную позицию. Юнг советовал своим последователям проводить тщательный анализ снов анализанда, жизненной ситуации и комплексов (особенно комплекса матери и отца), прежде чем вводить практику активного воображения в работу своих анализандов. Он ждал до конца анализа, чтобы задействовать активное воображение как технику, помогающую анализанду освободиться от его или ее зависимости от аналитика. Мой клинический и аналитический опыт подтверждает рекомендации Юнга по использованию этой процедуры.
По моему личному опыту, я дождался окончания анализа с Дэвидом Л. Хартом, прежде чем приступить к активному воображению. Мы долго и усердно работали над проблемами моей первой половины жизни, укрепляя мой комплекс эго посредством очень тщательного анализа моего анамнеза, а также моих снов, моих комплексов и моей текущей жизненной ситуации. За несколько сеансов до того, как я закончил свою работу с Дэвидом и отправился в Цюрих на аналитическое обучение в Институте Юнга, я помню, как начал то, что оказалось очень долгим, многолетним, активным воображением в его кабинете, используя его лоток с песком. (Если быть более точным, это была очень большая и привлекательная песочница на полу его кабинета.) Мне было легко плыть по течению активного воображения, хотя оно было совершенно другим и драматичным по сравнению с тем, что было раньше. , потому что я чувствовал себя в безопасности и содержался в теменосе его офиса. Я мог достаточно расслабиться, чтобы позволить активному воображению развернуться, не форсируя его. Я продолжаю заниматься активным воображением почти каждый день вскоре после пробуждения. Работа моей мечты сворачивается в моем продолжающемся активном воображении.
Для получения дополнительной информации об активном воображении я искренне рекомендую книгу Барбары Ханны: Встречи с Су l . Барбара Ханна была юнгианским аналитиком, которая жила в Цюрихе и много лет работала непосредственно с Юнгом. Есть и другие, более поздние книги и главы, многие из них довольно хороши, но я считаю, что эта наиболее точно соответствует первоначальному видению Юнга.
Доктор Сет Исайя Рубин, доктор философии.
Вольтер о воображении — История 18 века —
Страница 1 из 2
Воображение есть способность, которой обладает каждое существо, наделенное восприятием и разумом, осознавать, что оно обладает для представления себе чувственных объектов. Эта способность зависит от памяти.
Мы видим людей, животных, сады, восприятие которых вводится органами чувств; память удерживает их, а воображение составляет их. По этой причине древние греки называли муз «дочерями памяти».
Очень важно отметить, что эти способности воспринимать идеи, удерживать их и составлять их составляют среди многих вещей, которым мы не можем дать объяснения. Эти невидимые пружины нашего существа созданы природой, а не нами.
Возможно, этот дар Божий, воображение, является единственным инструментом, с помощью которого мы соединяем идеи, даже абстрактные и метафизические.
Вы произносите слово «треугольник»; но вы произносите только звук, если не представляете себе образ какого-то определенного треугольника. Вы, конечно, не имеете понятия о треугольнике, но вследствие того, что видели треугольники, если у вас есть дар зрения, или чувствовали их, если вы слепы. Вы не можете думать о треугольнике вообще, если только ваше воображение не рисует себе, хотя бы сбивчиво, какой-нибудь отдельный треугольник. Вы вычисляете; но необходимо, чтобы вы представляли себе единицы, добавленные друг к другу, иначе ваш ум будет совершенно нечувствителен к действию вашей руки.
Вы произносите абстрактные термины — величие, истина, справедливость, конечность, бесконечность; но является ли произносимый таким образом термин «величие» чем-то большим или меньшим, чем просто звук, происходящий от действия вашего языка, производящего вибрации в воздухе, если только вы не имеете образа какого-то величия в своем уме? Какой смысл в словах «истина» и «ложь», если вы не восприняли с помощью ваших чувств, что нечто, о существовании которого вам было сказано, существовало на самом деле; а того другого, о котором вам говорили то же самое, не существовало? И не из этого ли опыта вы выстраиваете общее представление об истине и лжи? И, когда тебя спросят, что ты подразумеваешь под этими словами, можешь ли ты удержаться от того, чтобы составить себе какой-нибудь разумный образ, заставляющий тебя вспомнить, что тебе иногда говорили, как факт, что действительно и действительно было, а очень часто и то, что было не так?
Есть ли у вас какое-либо другое понятие о справедливом и несправедливом, чем то, которое вытекает из конкретных действий, явившихся вам соответственно этим описаниям? Вы начали в детстве с того, что научились читать у какого-то учителя: вы старались писать хорошо, а действительно писали плохо: ваш учитель наказывал вас: это казалось вам очень несправедливым. Вы видели, как рабочий отказывался от своей заработной платы, и тому подобное. Является ли абстрактное представление о справедливом и несправедливом чем-то большим, чем фактами такого рода, беспорядочно перемешанными в вашем воображении?
Является ли «конечное» чем-либо еще в вашем понятии, кроме образа некоторого ограниченного количества или протяженности? Является ли «бесконечное» чем-либо иным, как не бесконечно увеличенным изображением той же самой протяженности или количества? Разве все эти операции не происходят в вашем уме точно так же, как вы читаете книгу? Вы читаете обстоятельства и события, записанные в нем, и никогда не думаете при этом об буквенных знаках, без которых, впрочем, вы не имели бы понятия об этих событиях и обстоятельствах. Обратите внимание на это место на одно мгновение, и тогда вы отчетливо ощутите существенное значение тех персонажей, по которым прежде скользил ваш взгляд, не думая о них. Точно так же все ваши рассуждения, все ваши накопления знаний основаны на образах, прочерченных в вашем мозгу. У вас вообще нет отчетливого восприятия или воспоминания о них; но уделите этому случаю только мгновение внимания, и тогда вы ясно поймете, что эти образы являются основой всех представлений, которыми вы обладаете. Возможно, читателю стоит немного остановиться на этой идее, расширить и исправить ее.
Знаменитый Аддисон в одиннадцати очерках о воображении, которыми он обогатил тома «Зрителя», начинает с замечания, что «зрение — единственное, что снабжает воображение идеями». Тем не менее, безусловно, следует допустить, что другие чувства вносят некоторую долю. Слепорожденный человек все еще слышит в своем воображении гармонию, которая больше не звучит в его ушах; он все еще продолжает слушать, как в трансе или во сне; объекты, которые сопротивлялись или поддавались его рукам, производят аналогичный эффект в его голове или уме. Верно, что только зрение дает образы; а так как это род прикосновения или чувства, простирающегося даже до звезд, то его безграничное распространение обогащает воображение больше, чем все другие чувства, вместе взятые.
Есть два описания воображения; один состоит в сохранении простого впечатления от предметов; другой упорядочивает полученные образы и комбинирует их в бесконечном разнообразии. Первое было названо пассивным воображением, а второе — активным. Пассив едва выходит за пределы памяти и является общим для человека и животных. Из этой силы или способности возникает то, что охотник и его собака оба следуют в своих снах за добычей, что они оба слышат звук рога, и один кричит, а другой лает во сне. И люди, и животные в таких случаях делают нечто большее, чем просто вспоминают, ибо сны никогда не бывают точными и точными образами. Этот вид воображения соединяет предметы, но в нем действует не рассудок; это память работает под ошибкой.
Это пассивное воображение, безусловно, не нуждается в содействии волеизъявления, спим мы или бодрствуем; оно рисует независимо от нас то, что видели наши глаза; оно слышит то, что слышали наши уши, и прикасается к тому, чего коснулись мы; оно добавляет к нему или берет от него. Это внутреннее чувство, действующее по необходимости, и поэтому нет ничего более общего, говоря о каком-либо отдельном индивидууме, чем сказать: «он не имеет власти над своим воображением».
В этом отношении мы не можем не видеть и не удивляться той незначительной доле силы, которой мы действительно обладаем. Откуда это происходит, что иногда во сне мы сочиняем самые связные и красноречивые речи и стихи, намного превосходящие то, что мы должны были бы написать на ту же тему, если мы совершенно бодрствуем? — что мы даже решаем сложные задачи по математике? Здесь, конечно, очень сложные и сложные идеи, ни в какой степени не зависящие от нас самих. Но если бесспорно, что связные идеи образуются в нас независимо от нашей воли во сне, то кто может с уверенностью утверждать, что они не производятся таким же образом, когда мы бодрствуем? Есть ли на свете человек, который предвидит идею, которую он сформирует в уме в ближайшую минуту? Не кажется ли, что идеи были даны нам в той же мере, что и движения наших волокон; и если бы отец Мальбранш просто придерживался принципа, что все идеи даны Богом, мог бы кто-нибудь успешно противостоять ему?
Эта пассивная способность, независимая от рефлексии, является источником наших страстей и наших заблуждений; далеко не зависящая от воли, воля определяется ею. Оно подталкивает нас к предметам, которые рисует перед нами, или отвлекает нас от них, в зависимости от характера демонстрации, которую оно им таким образом делает. Образ опасности внушает страх; благо возбуждает желание. Только эта способность порождает энтузиазм славы, партии, фанатизма; именно это вызывает так много психических отчуждений и расстройств, заставляя слабые мозги, при сильном влиянии, воображать, что их тела превращаются в различных животных, что они одержимы демонами, что они находятся под адским владычеством колдовства и что они на самом деле собираются объединиться с колдунами в поклонении дьяволу, потому что им было сказано, что они собираются это сделать. Эта разновидность рабского воображения, которая обычно является уделом невежественных людей, была орудием, которое воображение некоторых людей использовало для приобретения и сохранения власти. Кроме того, именно это пассивное воображение мозга, легко возбуждаемое и возбуждаемое, иногда оставляет на теле детей явные следы впечатления, полученного матерью; примеры такого рода действительно бесчисленны, и автор этой статьи видел некоторые настолько поразительные, что, если бы он отрицал их, он должен был бы противоречить своему собственному визуальному доказательству. Этот эффект воображения не поддается объяснению; но таково и любое другое действие природы; у нас нет более ясного представления о том, как у нас возникают восприятия, как мы их сохраняем или как мы их комбинируем. Между нами и источниками или первоначалами нашей природы лежит бесконечность.
Активное воображение — это то, что соединяет комбинации и размышления с памятью. Он приближает к нам многие предметы на расстоянии; оно разделяет смешанные, соединяет их и изменяет; кажется, что он создает, а на самом деле только организует; ибо человеку не дано создавать идеи — он может только видоизменять их.
Таким образом, это активное воображение в действительности является такой же независимой от нас способностью, как и пассивное воображение; и одним из доказательств того, что это не зависит от нас самих, является то, что если мы предложим сотне одинаково невежественных людей вообразить некую новую машину, девяносто девять из них не составят никакого представления о ней, несмотря на все их усилия. Если сотый что-то воображает, разве не ясно, что это особый дар или талант, которым он воспользовался? Именно этот дар называется «гениальностью»; именно в этом мы узнаем нечто вдохновенное и божественное.
Этот дар природы — изобретательное воображение в искусстве — в расположении картины, в структуре стихотворения. Он не может существовать без памяти, но использует память как инструмент, с помощью которого производит все свои действия.
Увидев, что большой камень, который не может сдвинуть человеческая рука, можно двигать с помощью посоха, живое воображение изобрело рычаги, а затем составные движущие силы, которые суть не что иное, как замаскированные рычаги. Необходимо представить в уме машины с их различными эффектами и процессами, чтобы приступить к их фактическому производству.
Не это описание воображения народ называет врагом суждения. Напротив, он может действовать только в сочетании с глубоким суждением; она беспрестанно комбинирует свои картины, исправляет свои ошибки и возводит все свои здания согласно расчету и плану. В практической математике есть поразительное воображение; а у Архимеда было не меньше воображения, чем у Гомера. Именно с помощью этой силы поэт создает своих персонажей, присваивает им характеры и манеры, изобретает свою басню, представляет ее изложение, конструирует ее сложность и подготавливает ее развитие; труд, все это, требующее суждения самого глубокого и самого деликатного различения.
Во всех этих творческих выдумках и даже в романах требуется очень высокая степень искусства. Те, кому не хватает этого качества, пренебрегаются и презираются всеми умами с естественным хорошим вкусом. Неизменно здравое суждение пронизывает все басни Эзопа. Они никогда не перестанут радовать человечество. В «Сказках» больше воображения; но эти фантастические фантазии, лишенные порядка и здравого смысла, никогда не могут быть в большом почете; они читаются по-детски и должны быть осуждены разумом.
Вторая часть активного воображения — это деталь, и именно к ней мир особенно применяет этот термин. Именно в этом заключается прелесть беседы, ибо она постоянно представляет уму то, что больше всего любит человечество, — новые предметы. Он рисует яркими красками то, что люди с холодным и сдержанным темпераментом едва ли рисуют; он использует самые поразительные обстоятельства; приводит наиболее подходящие примеры; и когда этот талант обнаруживает себя в союзе со скромностью и простотой, которые становятся и украшают все таланты, он примиряет себя с властью над обществом. Человек настолько полностью машина, что вино иногда порождает это воображение, а опьянение разрушает его. Это тема, вызывающая одновременно унижение и удивление. Как может случиться, что небольшое количество определенного напитка, которое мешает человеку произвести важный расчет, в то же время наделяет его самыми блестящими идеями?
Именно в поэзии должно преобладать это воображение деталей и выражений. Всегда приятно, но там необходимо. У Гомера, Вергилия и Горация почти все образно, даже незаметно для читателя. Трагедия требует меньше образов, меньше живописных выражений и возвышенных метафор и аллегорий, чем эпическая поэма и ода; но большая часть этих красот, при разумном и умелом управлении, производит восхитительный эффект в трагедии; однако они никогда не должны быть форсированными, высокопарными или гигантскими.
Активное воображение, которое делает людей поэтами, сообщает им энтузиазм, в соответствии с истинным значением греческого слова, то внутреннее чувство, которое в действительности волнует ум и превращает автора в персонаж, которого он представляет как говорящего; ибо таков истинный энтузиазм, который состоит из эмоций и образов. Автор, находящийся под этим влиянием, говорит именно то, что сказал бы персонаж, которого он изображает.
В красноречии допустимо меньше воображения, чем в поэзии. Причина очевидна — обыденный дискурс должен быть менее далек от обычных идей. Оратор говорит на языке всех; в основе творчества поэта лежит художественная литература. Соответственно, воображение составляет сущность его искусства; для оратора это только аксессуар.
Определенные черты или штрихи воображения, как было замечено, придавали живописи большую красоту. Особенно часто упоминается та хитрость, с помощью которой художник накрывает покрывалом голову Агамемнона при принесении в жертву Ифигении; средство, тем не менее, гораздо менее прекрасное, чем если бы художник обладал секретом показать в лице Агамемнона конфликт между горем отца, величием монарха и покорностью доброго человека воле небес. ; как Рубенс умел изобразить во взглядах и позе Марии Медичи боль родов, радость рождения сына и материнскую привязанность, с которой она смотрит на своего ребенка.
В общем, воображение художников, когда оно просто изобретательно, больше способствует проявлению учености художника, чем увеличению красоты искусства. Все аллегорические композиции мира не стоят того виртуозного исполнения и тонкой отделки, которые составляют истинную ценность картин.
Во всех искусствах самое прекрасное воображение всегда самое естественное. Ложное есть то, что сближает несовместимые предметы; экстравагантный рисует предметы, не имеющие аналогии, аллегории или сходства. Сильное воображение исследует все до дна; слабый скользит по поверхности; спокойный отдыхает в приятных картинах; пылкий нагромождает образы на образы. Разумное или мудрое воображение — это то, что использует все эти различные характеры с разборчивостью, но редко допускает экстравагантное и всегда отвергает ложное.
Если память, питаемая и тренируемая, является источником всего воображения, то та же самая способность памяти, будучи перегружена, становится ее угасанием. Соответственно, человек, чья голова полна имен и дат, не обладает той кладовой материалов, из которой он может извлекать сложные образы. Люди, занятые расчетами или сложными деловыми вопросами, обычно обладают очень скудным воображением.
Когда воображение необычайно бурное и пылкое, оно может легко выродиться в безумие; но было замечено, что это болезненное поражение органов мозга чаще присуще тем пассивным воображениям, которые ограничиваются получением сильных впечатлений от предметов, чем тем пылким и активным, которые собирают и комбинируют идеи; ибо это активное воображение всегда требует ассоциации суждения, другое же от него не зависит.