«Патриотические чувства» — понятие абсолютно растяжимое» – Коммерсантъ FM – Коммерсантъ
Эсер Олег Михеев намерен защитить патриотические чувства граждан и предложил приравнять их оскорбление к экстремистской деятельности. Эксперты скептически относятся к подобной инициативе и подчеркивают, что россияне не должны нести уголовную ответственность за свою позицию по вопросам патриотизма.
Депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Олег Михеев.
Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ / купить фото
Оскорбление патриотических чувств могут приравнять к экстремизму. Соответствующие поправки в закон подготовил депутат фракции «Справедливая Россия» Олег Михеев. По словам автора инициативы, ветераны и военные постоянно подвергаются оскорблениям. Он считает, что этот закон сможет изменить ситуацию.
«Многие ветераны испытывают проблемы, когда приходят на памятники, их оскорбляют. Когда военнослужащие, которые служили, к примеру, в Афганистане, приходят в военкомат, а им часто заявляют: «Мы вас не посылали!» Оскорбления наносят людям, которые действительно являются патриотами и которые сквозь свою душу, сквозь себя пропустили именно идеи защиты, идеи патриотизма.
Уголовная статья об экстремизме предусматривает наказание в виде пяти лет лишения свободы. Описанные Михеевым случаи вряд ли могут наказываться таким сроком, считает юрист компании «Юков и партнеры» Марина Краснобаева.
«Во-первых, что такое патриотические чувства? Это понятие абсолютно растяжимое. Чьи-то патриотические чувства оскорбляются одним образом, чьи-то — другим, а чьи-то вообще оскорбить невозможно, потому что человек имеет свое мнение, и ему неважно, кто что на эту тему говорит. Что касается экстремизма, это слишком тяжелая статья для того, чтобы что-то к чему-то приравнивать. Потому что это одна из самых тяжелых статей Уголовного кодекса, за которую ответственность — много лет тюрьмы.
Если человек просто, так скажем, не сдержан в своем мнении относительно какого-то вопроса, может быть, даже слишком не сдержан, я считаю, что это никак не допускает возможность его привлечения к уголовной ответственности по этой статье», — сказала она.
Российские законодатели в своей деятельности все чаще опираются на примеры из советской литературы, заявил политолог Станислав Белковский, комментируя эту тему.
«Как мы помним, в пьесе Евгения Шварца «Голый король» одним из заметных персонажей является министр нежных чувств. Судя по всему, скоро будут приняты поправки к действующему федеральному законодательству о том, что любые нежные чувства могут быть оскорблены и за оскорбление полагается уголовное или административная ответственность, что, безусловно, должно привести к воссозданию контрольно-надзорного органа в виде министерства нежных чувств. Поскольку Кремль в последнее время взял курс на распределение отдельных позиций в исполнительной власти между партиями системной оппозиции, то нельзя исключать, что министерство нежных чувств достанется как раз «Справедливой России» и непосредственно автору соответствующего законопроекта Олегу Михееву, что было бы вполне логично», — сказал Белковский.
Поправки в закон, которые приравнивают оскорбление патриотических чувств к экстремизму, уже направлены в Верховный суд и правительство.
Анастасия Анисимова
Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края
Библиографическое описание:Семерез, А. С. Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края / А. С. Семерез, М. Н. Журахова, О. А. Фомичева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2283/ (дата обращения: 29.05.2023).
У современного ребенка, живущего в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу и поэтому возникает целый ряд противоречий:
Возросшее внимание общества традиционной культуре русского народа не всегда воспринимается городскими семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста;
Возрастает количество публикаций по истории культуры русского народа, но наблюдаются бессистемные и поверхностные знания и представления у старших дошкольников, отсутствие системы знаний у детей вызывает необходимость по их усилию, систематизации фактов, событий, явлений.
Коренные преобразования произошедшие в нашей стране в последние десятилетия в различных аспектах жизнедеятельности людей, привели не только к изменениям в экономических и политических сферах жизни общества, но и в значительной степени социокультурной ситуации в целом. Эти изменения требуют совершенствования нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения к русской национальной культуре, прошлому и настоящему своего края.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью он рассказывает гостью о красоте и богатстве своего родного края? Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой входит в сердце человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души.
Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну, – важнейшая задача каждого педагогического коллектива. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить село, город, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Но воспитывать патриота может только тот педагог, который сам любит свой край, хорошо знает его историю, памятные места, лучших людей.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Начиная работу по патриотическому воспитанию педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь, он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села, города со всей страной.
Любой край, область даже село неповторимы. В каждом месте своя природа. Везде есть особенные, дорогие его жителям места. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты. Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их родной край.
Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Однако было бы неверно. Знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у детей может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.
Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родное село или город является частью страны, одним из немногих, ему подобных, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Каждую неделю предлагаются различные формы работы, которые условно можно разделить следующим образом:
Образовательная деятельность имеющая цель дать детям конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений).
Образовательная деятельность, способствующая, углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры).
Образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свою отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).
Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Не следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их все сразу. При знакомстве дошкольников с историей родного города, воспитателю приходится многое им рассказывать. От того, как он это сделает, зависит воспримет ребенок новые знания или нет. При составлении своего рассказа педагогу необходимо помнить следующее:
По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и т. д.
Составляя рассказ, педагог должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ педагога превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми.
Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология.
Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, следует объяснить их значение.
Эффективному усвоению ребенком патриотической темы способствует взаимодействие педагогов, ведущих разные предметы. Педагоги должны согласовывать друг с другом подбор и использование материалов для художественного творчества детей.
Педагог должен использовать социально-педагогический потенциал окружающей среды в обогащении личного жизненного опыта – основы развития Личности, личности юного патриота, маленького гражданина своей Родины, большой и малой.
Сегодня традиционные формы обучения утрачивают свое значение и все шире используются активные методы обучения, которые вовлекают детей в воспитательно-познавательную деятельность.
Детский сад – это первая и важная ступень в образовании и воспитании ребенка. Уже в дошкольном возрасте расширяются представления детей о военных событиях и подвигах народа. Что может знать ребенок дошкольного возраста о своей стране, какие знания нужны ему, что бы первое чувство любви к Отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, дети должны знать о подвиге совершенным нашим народом во время Великой Отечественной Войны.
Одним из действенных методов формирования у детей исторического сознания является организация в детском саду мини-музея.
Под мини-музем понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская деятельность.
Работа над темой «Воспитание любви к истории и культуре родного края», ко дню Победы, мы решили, что такой мини-музей просто необходим. В своем детском саду, при поддержке родителей, мы организовали мини-музей «Никто не забыт, ничто не забыто…». В него вошли:
Выставка фотографий «Мой папа, дедушка-солдат». Специально для этой выставки детям было предложено принести фотографии своих прадедушек, которые участвовали в Великой Отечественной войне.
Альбом «Памяти павших». 9 мая 2011 года была организована экскурсия к подножию памятника Г.К.Жукова и мемориалу «Аллея славы» Героев Советского Союза — старооскольцев. Ребята поздравили ветеранов с праздником, читали стихи о войне, дарили им цветы и открытки. После экскурсии мы создали альбом с фотографиями монументов в нашем городе. В этот Альбом дети вписали свои впечатления от экскурсий и высказывания о войне.
Экспонирование рисунков «Пусть всегда будет солнце». В детском саду прошла выставка детский рисунков «Пусть всегда будет солнце». Каждый ребенок нарисовал то, что хочет пожелать людям всего мира, своей семье, то, что он считает самым главным в жизни. В своих рисунках дети выразили протест против войны.
Художественная галерея. Мы отработали необходимый и доступный дошкольникам материал: репродукции картин известных художников, как А. Дайнека, Ю. Непринцева, В. Богаткина, фотографии памятников-мемориалов «Брестская крепость», «Мамаев курган», скульптуру малой формы. Провели беседу, почему мы отмечаем этот праздник. Выяснили, что в народе живет традиция чтить память погибших воинов. Дети старшего дошкольного возраста уже способны пережить чувство горечи, обиды не только за себя лично. Не нужно ограждать их от сильных эмоций: они являются началом воспитания любви к истории родного края.
Мини-библиотека книг на патриотическую тему. Мы подобрали высокохудожественные произведения разных жанров: стихи, рассказы, очерки. В патриотическом воспитании детей важна роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Одна из любимых книг детей – книга Л. Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
Созданный в группе мини-музей активно помогает ребенку, раскрыть образ защитников Родины в период Великой Отечестненной войны, показать человеческие качества бойцов, их героические подвиги, сплоченность народа в борьбе с фашистами. Воспитывать уважение к воинам, любовь к истории своей «малой» Родины и Отечеству, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Литература:
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2005.
Жуковская Р. И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А., Родной край. – М., 1990.
Остапца А.А., Абросимова Г.Н., Трубочева М.Е. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. – М., 2003.
Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А., Мини-музей в детском саду. – М., 2008.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М., 2003.
Есть много способов быть патриотом – Институт демократии Маккортни
Питер Хатеми, Эрик Плутцер и Майкл Беркман
По мере того, как Соединенные Штаты приближаются к Дню независимости, американцы переживают один из периодов самых политических разногласий за последние десятилетия. 4 июля обычно является временем, когда нужно сосредоточиться на общих символах и традициях, но, поскольку американцы более разделены, чем когда-либо, справедливо задаться вопросом, имеет ли День независимости все еще способность объединять — даже временно всех американцев, независимо от политических взглядов. Просмотры.
В свете этого опрос Пенсильванского университета «Настроение нации» показал уникальную меру американского патриотизма. Вместо того, чтобы принимать определенное определение патриотизма, мы позволяем каждому гражданину рассказать нам, что для него значит патриотизм.
Результаты опроса показывают, что многие из наших традиционных символов и идеалов патриотизма с энтузиазмом воспринимаются либералами и консерваторами, демократами, республиканцами и независимыми, людьми всех цветов кожи, молодыми и пожилыми. Однако это также показало, что американцы также имеют разные взгляды на то, что значит быть патриотом.
Любовь к стране, лояльность и уважение
Опрос Настроения Нации — это единственный общенациональный репрезентативный опрос, который опирается в основном на открытые вопросы — позволяя американцам своими словами рассказать нам о проблемах день. Наш опрос летом 2019 года добавил специальный раздел о патриотизме, в котором мы опросили 1000 онлайн-респондентов,
Патриотизм значит многое для многих людей. А ты? Можете ли вы рассказать нам своими словами, что для вас значит быть патриотом?
Ответы были самыми разнообразными и касались многих тем. Наиболее распространенные темы касались любви к стране и демонстрации уважения к ее символам, Конституции, мужчинам и женщинам, которые служили нашей стране в военной форме. Например, 40-летняя женщина из Мэриленда сказала нам, что патриотизм означает
«Гордиться страной, из которой мы родом, и благодарить за свободы и права, за которые наши войска борются за нас».
И 72-летняя женщина из Калифорнии сказала
«Я люблю и уважаю ценности, на которых построена эта страна».
Многие горожане не ограничивались личными чувствами гордости и любви, но также говорили нам, что патриотизм также означает публичное проявление лояльности. По словам 20-летнего индепендента из Пенсильвании, патриотизм означает: «Это значит стоять, когда играет национальный гимн». «Приветствие американскому флагу и празднование 4 июля» (41-летний демократ из Техаса).
В целом примерно шесть из десяти американцев описали свое отношение к патриотизму таким образом, и это мнение представляло мнение большинства, независимо от партии, но республиканцы поддерживали традиционные меры патриотизма в гораздо большей степени (72%), чем демократы (58%). Независимые (53%).
Многие считают, что патриотизм требует действий, а не только чувства.
В то время как большинство американцев представляют себе патриотизм с точки зрения обоих чувств, таких как верность, любовь и уважение, и публичного проявления этих чувств на памятных мероприятиях, примерно каждый четвертый считает, что патриотизм требуется больше, чем это.
29-летний республиканец из Пенсильвании сказал нам: «Я служил в пехоте, для меня это патриотично. Это патриотично бороться за то, во что вы верите», в то время как 53-летний независимый из Коннектикута считает, что патриотизм — это «готовность пожертвовать ради блага своей страны и противостоять тем, кто угрожает ей, будь то из-за границы или внутри страны».
Наш опрос показывает, что 16% демократов и независимых и 10% республиканцев связывают патриотизм не только с почитанием солдат США, но и с реальной службой в военной форме для защиты нации.
Еще 13% сказали нам, что патриотизм для них предполагает активное участие в жизни общества и нации, будучи хорошим гражданином и совершая добрые дела. Демократ из Аризоны (35-летний мужчина) сказал нам:
«Быть патриотом означает гордиться тем, кто вы есть как американец. Это означает относиться ко всем американцам как к равным. Это означает приветствовать других, кто хочет переехать в Америку с распростертыми объятиями. Это означает поддержку наших солдат и ветеранов не только публикацией в социальных сетях».
А 37-летняя женщина из Миссури, которая идентифицирует себя как азиатка и демократка, сказала, что патриотизм означает,
«Относиться к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам… полное равенство. Внесение положительного вклада в сообщество/нацию любым доступным для вас способом, независимо от того, насколько он велик или мал, это станет частью коллективного блага для всех».
Многие просто говорили, что патриотизм подразумевает «быть хорошим гражданином», «государственную службу», «волонтерство» или «заботу о наших ветеранах».
Третьи считали, что патриотизм включает в себя конкретные действия, которые «ставят Америку на первое место», такие как покупка товаров, произведенных в Соединенных Штатах.
Описывая, что патриотизм подразумевает нечто большее, чем символические проявления или уважение и лояльность, эти граждане обнаруживают важные различия в политическом спектре. В то время как идея готовности рисковать своей жизнью ради нации является двухпартийной, демократы и республиканцы продемонстрировали разногласия по другим видам действий, связанных с патриотизмом, при этом демократы более склонны обсуждать заботу в обществе и даже на международном уровне, а республиканцы более склонны занять первое место в Америке.
Патриотизм, но только до определенного предела…
Пожалуй, самые интересные отличия, которые мы обнаружили, заключались в квалификации границ любви к графству и верности. Эти ответы демонстрировали более критическую точку зрения на гражданство и долг. Самые большие различия в этой категории были политическими, где демократы более чем в два раза чаще отвергали слепые формы патриотизма.
54-летний демократ из Мэриленда верил в то, что «всегда поддерживай и защищай свою страну, но не поддерживай слепо свое правительство, когда оно делает плохие вещи».
В то время как другой 41-летний демократ из Нью-Йорка был более непреклонен – «ЛЮБОВЬ К СТРАНЕ. НЕ СЛЕПАЯ ЛЮБОВЬ, А ЛЮБОВЬ».
Партийные различия также становятся очевидными в некоторых способах, которыми респонденты давали свои ответы таким образом, который бросал вызов традиционным представлениям о патриотизме.
70-летняя латиноамериканка на пенсии из Техаса, которая зарегистрировалась в Independent, думала, что патриотизм — это «любить свою страну больше, чем свою идеологию». , а слово «патриотизм» наводит на мысль о крайнем консерватизме. Он предлагает… ценности, которые устарели. Возможно, нам нужно найти другое слово, чтобы обозначить любовь к нашей стране».
Признаки отчуждения
Хотя подавляющее большинство американцев в целом разделяет взгляды на патриотизм, мы нашли и тех, кто этого не сделал. Около шести процентов американцев, большинство из которых были более молодыми людьми, почти независимыми или демократами, но примерно равные проценты белых, афроамериканцев и выходцев из Латинской Америки, выразили неприятие общих традиционных патриотических ценностей и любви к стране.
26-летний мужчина из Калифорнии, зарегистрировавшийся как независимый, говорит: «Для меня это государственная пропаганда, проявляющаяся в ложном чувстве гордости за что-то нематериальное»
Еще один 27-летний независимый житель Флориды считает, что патриотизм означает «ничего». Это устаревшее слово. Теперь мы глобальный вид, и люди должны принять это».
25-летняя женщина из Пенсильвании, также независимый журналист, поделилась: «На самом деле я не разделяю концепции патриотизма. Я думаю, что часто это просто плохо завуалированный расизм и чрезмерно рьяный национализм, которые я считаю вредными».
Это отчуждение также отражено в количестве граждан, которые вообще не смогли ответить на вопрос, и в последующем вопросе, который задавал Насколько важно, по вашему мнению, быть патриотом в вашей повседневной жизни?
Более трех из четырех респондентов в возрасте 65 лет и старше заявили, что патриотизм является «всем важным» в их повседневной жизни, но это число сократилось до 21% среди тех, кому меньше тридцати. Четверо из десяти молодых американцев считали, что патриотизм не имеет значения в их повседневной жизни.
В то время как самые резкие линии разделения были связаны с возрастом, мы также обнаружили, что белые и республиканцы считали патриотизм очень важным, в то время как чернокожие, латиноамериканцы, независимые и демократы считали его менее важным. Члены этих групп, кажется, уделяют первоочередное внимание помощи людям как личностям, а лояльность, гордость и любовь к стране уходят на второй план.
Патриотизм: чувство, которое нужно поощрять или осуждать?
Я определяю патриотизм как чувство гражданской верности и гордости, основанное на общей истории, культуре и интересах. Национализм обладает некоторыми из этих качеств, но добавляет чувство превосходства над другими нациями и желание не допускать тех, кто не принадлежит к своей собственной. Как классно выразился Джордж Оруэлл в «Заметках о национализме », националист «это тот, кто думает исключительно или в основном с точки зрения конкурентного престижа».
В недавнем отчете Pew Research Center отмечается, что опрос граждан Германии, Франции, Великобритании и США, проведенный осенью 2020 года, показал снижение национальной гордости. На вопрос, гордятся ли они своей страной «большую часть времени», граждане Германии дали самый высокий балл (53% ответили «да»), а самый низкий балл — США (39% ответили «да» по сравнению с 56% граждан США, опрошенных в 2014 году). . Опрос также обнаружил доказательства обычного разрыва в политическом патриотизме : в США и Великобритании менее 20% респондентов, идентифицировавших себя как левые, заявили, что они гордятся своей страной, по сравнению с почти 50% тех, кто идентифицирует себя как левый. правое крыло. (Есть и другие пробелы в национальной гордости, связанные с поколением, к которому принадлежат респонденты, и их отношением к традициям и христианству.)
К. Дж. Верлеман пишет, что в западном мире недавнее «снижение доверия [к правительствам и институтам] совпало с упадком того патриотизма, который вдохновляет людей на действия в поддержку своей страны (он называет это «настоящим патриотизмом»). »), и соответствующее увеличение того, что он называет «театральным патриотическим рвением… культовой верностью песням, флагам, символам, мифологиям и пустым и часто милитаристским лозунгам». Популярное в настоящее время представление о том, что западные институты систематически являются расистскими или репрессивными, возможно, также способствовало снижению национальной гордости, особенно среди прогрессистов. Как отмечается в отчете Pew, «те, кто считает, что их стране будет лучше придерживаться ее традиций, с большей вероятностью скажут, что гордятся своей страной». Неудивительно, что люди, испытывающие чувство национальной гордости, с меньшей вероятностью захотят изменить статус-кво.
Некоторые из тех, кто испытывает национальную гордость, могут быть «настоящими патриотами» Верлемана, которые переводят эти чувства в действия на благо своей страны. Тем не менее, сокращение числа патриотов может быть силой во благо, если люди, испытывающие меньшую национальную гордость, будут более мотивированы на исправление социальной несправедливости. Таким образом, возникает вопрос: было бы хорошо снижение патриотизма?
Патриотизм как сила добраТе, кто видит в патриотизме положительную силу, тщательно проводят различие между патриотизмом и национализмом. Тем не менее на практике патриотические чувства часто могут перерастать в националистические. Даже если это не так, неясно, полезен ли патриотизм для общества, особенно в обычное время, когда нет кризиса, делающего насущной национальную солидарность.
Патриотизм может быть естественной эмоцией, которая помогает людям чувствовать общность. Как выразился психолог Майкл Бадер, , «в культуре, основанной на индивидуализме, потребность в сообществе может показаться глупой … [но] мы продолжаем стремиться к признанию и отношениям взаимности, даже несмотря на то, что мы часто страдаем от одиночества, [и] ищем безопасность, даже если мы чувствуем себя незащищенными и незащищенными». Бейдер и многие политические консерваторы считают, что патриотизм помогает удовлетворить универсальные психологические потребности, которые в последние десятилетия стало труднее удовлетворять:
Патриотизм устанавливает «мы», которое удовлетворяет стремление к связности и принадлежности, которое так часто не удается в нашей личной жизни. И предлагает образ сильной и справедливой власти, по отношению к которой мы можем чувствовать себя в безопасности. Патриотизм, призывы к национальной гордости, призывы к исторической цели, символы коллективного единства (флаг, Конституция и т. д.) — все это предлагает символическое решение невысказанному и зарождающемуся стремлению к родственности и безопасности.
В The Righteous Mind Джонатан Хайдт утверждает, что консерваторы исторически склонны быть «более ограниченными» — «заботящимися о своих группах, а не обо всем человечестве», в то время как либералы, как правило, «ненавидят идею исключения» — делая патриотизм и идея непроницаемых национальных границ — сложная концепция для принятия либералами. Хайдт отмечает, что в дополнение к своей ограниченности консерваторы исторически были более чувствительны, чем либералы, к важности групп. «Нам нужны группы, мы любим группы, и мы развиваем наши достоинства в группах, даже если эти группы обязательно исключают нечленов», — пишет Хайдт. «Если вы разрушите все группы и растворите всю внутреннюю структуру, вы разрушите свой моральный капитал».
Роджер Скратон в книге «Англия и потребность в нациях» утверждает, что мы должны отделить « национализм и его подстрекательский, квазирелигиозный призыв воссоздать мир» от патриотизма (который Скратон предпочитает называть «национальной лояльностью»). ). Он указывает, что группы членов отличаются от наций степенью, в которой они ценят исключение: в то время как нации склонны «терпеть различия», религия склонна «ненавидеть их». По его словам, «нации определяются не родством или религией, а родиной». По мнению Скратона, патриотизм — это объединяющая сила, которая позволяет людям преодолевать чувство отличия друг от друга, которое вызывает принадлежность к разным группам членства. Он развивает этот момент в своей лекции 2016 года 9.0115 , «Потребность в нациях»: «Национальная лояльность маргинализирует лояльность семье, племени и вере и ставит перед глазами гражданина, как средоточие его патриотического чувства, не человека или группу, а страну. Эта страна определяется территорией, а также историей, культурой и законом, которые сделали эту территорию нашей. Уберите границы, и люди начнут идентифицировать себя не по территории и закону, а по племени, расе или религии».
Левые, в том числе и я, опасаются импульса исключать других, возможно, опасаясь, что он укрепит деструктивного родственника патриотизма — национализма. Но это может привести к тому, что мы будем слишком пренебрежительно относиться к преимуществам патриотизма. Как писала Шэрон Чау, патриотизм «способствует общественной жертве, которая имеет решающее значение для функционирования государства, снижает вероятность конфликта, уменьшает коррупцию и чрезвычайно инклюзивна как идентичность». Она также указывает, как и Артур Брукс, что это способствует благополучию, давая людям чувство принадлежности и принадлежности. Чау считает, что польза от патриотизма перевешивает вред, который он может причинить, скатываясь к национализму, и утверждает, что нации должны «поощрять [а] национальное чувство », чтобы воспользоваться этими преимуществами.
Уклон патриотизма Не позволяйте, чтобы за вас думала какая-либо партия или фракция, какими бы высокомерными они ни были. Не доверяйте любому оратору, который уверенно говорит о «мы» или говорит от имени «нас». Не доверяйте себе, если слышите, как эти тона проникают в ваш собственный стиль. Поиск безопасности и большинства не всегда означает солидарность; это может быть другим названием консенсуса, тирании и трайбализма.
— Кристофер Хитченс в Письма молодому противнику .
В своем эссе 1904 года «Предвзятость патриотизма» Альфред Джордан утверждает, что «нет ничего особенно похвального в том, чтобы лелеять любовь к родной земле… такое чувство в значительной степени инстинктивно». Он считает то, что он называет «патриотическим порывом», «совершенно нормальным и естественным… простой привычкой ума, которая влияет на наши чувства, придает теплоту нашим мнениям и возбуждает наш интерес». Таким образом, это не обязательно рационально: Джордан отмечает, что западная культура прививает своим гражданам своего рода слепой патриотизм, который он называет «недальновидным патриотизмом»: ожидание того, что их страна происхождения — определяемая случайным рождением — естественно заслуживает уважения. их лояльность, любовь и поддержка, и они часто не знают о других странах: «Заклятый враг человечества — это невежество, и именно от этого зловещего влияния в основном прослеживаются все формы международной недоброжелательности, подозрительности и даже зависти. Иными словами, общий прогресс человечества тормозится предубеждением грубого и недальновидного патриотизма.0093 . «Слепой патриотизм подвержен тому, что Андреа Скрима назвал «рефлексом патриотизма»: эмоциональная, а не рациональная реакция, которая заставляет нас цепляться за «бастион национальной идентичности», даже если «эта идентичность — это именно то, что затуманивает наши познавательные способности больше всего».
Другим явлением, которое способствует иррациональности слепого патриотизма, является групповая поляризация. Как указывает экономист-бихевиорист Касс Санстейн в своей книге « Конформизм », когда члены группы обсуждают проблему, дискуссия может подтолкнуть их к еще более экстремальным позициям: те, кто начал с умеренного позитивного отношения к своей родине, могут в конце концов поверить, что это лучшая нация на земле. Санстейн отмечает, что когда группа людей обсуждает вопрос, по которому они согласны, они не сталкиваются с противоположными аргументами, и поэтому « пул аргументов в любой группе с некоторым начальным расположением в одном направлении неизбежно будет смещен в сторону этого расположения». Поскольку любовь слепых патриотов к стране основана на автоматическом импульсе, они не склонны учитывать противоположные точки зрения. На самом деле, предполагает Скрима, они, скорее всего, заклеймят любого критика как «инопланетянина с инопланетными привязанностями» — «другими словами, как нечто опасное». Как указывает Санстейн, это создает петлю обратной связи: чем больше другие члены группы подтверждают свои чувства, тем увереннее они становятся в своем мнении. Кроме того, исследования показывают, что люди, которые уже считают, что они превосходят других, «могут полагать, что они менее подвержены когнитивным и социальным предубеждениям, чем другие». Таким образом, групповая поляризация не только способствует развитию крайних взглядов, но и стабилизирует эти взгляды, делая членов группы еще менее осведомленными о своих потенциальных предубеждениях.
Таким образом, хотя человеческое благополучие повышается благодаря чувству принадлежности к группе, групповая сплоченность может привести людей к принятию националистической точки зрения, которой левые справедливо опасаются. И точно так же, как левые склонны чрезмерно беспокоиться о том, что патриотизм приведет к национализму, правые взгляды на патриотизм имеют тенденцию быть чрезмерно позитивными, потому что они упускают из виду этот риск.
Патриотическое групповое мышление может быть дополнительно усилено такими ритуалами, как приветствие флагу и пение государственного гимна. Эти акты «театрального патриотизма», как их называет Верлеман, изначально предназначались для содействия национальному объединению. Поскольку патриотизм является естественным, автоматическим импульсом, имеет смысл спросить, почему эти ритуалы все же следует считать полезными. Как выразился бывший президент Американской гуманистической ассоциации Дэвид Ниосе, «дополнительные условия, скорее всего, только поднимут эту национальную лояльность до небезопасного и иррационального уровня». Но недавние исследования показывают, что такие ритуалы не обязательно превращают патриотизм в национализм: в одном исследовании размахивание флагом на футбольном матче было связано с снижение националистических настроений — после просмотра американского флага националистически настроенные граждане США стали менее враждебно относиться к арабам и мусульманам. Но форма патриотизма, выраженная на футбольных матчах, относительно безобидна, и эти выводы могут быть неприменимы к другим контекстам. Другие исследования влияния ритуалов на враждебность чужой группы дали неоднозначные результаты, но некоторые предполагают, что недавно разработанные ритуалы, в частности, могут «приводить к межгрупповой предвзятости» и «предлагать стратегию регуляции внутригруппового поведения» — но при стоимость для аутгруппы».
Национальная гордость – основная патриотическая ценность. Но, как я утверждал в другом месте, называть это гордостью может быть неточным. Особенно когда его демонстрируют слепые патриоты, психологически он имеет больше общего с удовлетворением своей нацией. Исследователи эмоций предполагают, что ключевая функция гордости — мотивировать людей делать то, что «повысит оценку других людей». Таким образом, кажется странным называть чувства к своей нации или к чему-то большему, чем ты сам, гордость . Как однажды сказал Джордж Карлин: «Гордость должна сохраняться за то, чего вы достигаете или получаете сами, а не за то, что происходит случайно при рождении». Ссылаясь на свою ирландско-американскую идентичность, он пошутил, что «быть ирландцем — это не навык, это грёбаная генетическая случайность.
Освободите место для критического патриотизмаЧтобы не быть обвиненными в национализме, патриоты иногда проводят аналогию между соотечественниками и членами семьи. Бадер, например, отмечает, что так же, как нации удовлетворяют «наше стремление к общению и безопасности… семьи выполняют функцию обеспечения психической безопасности и привязанности». Однако эта аналогия далека от совершенства. Верность семье обычно считается добродетелью. Но верность своей стране — более сложное обязательство. Как отмечает Майкл Мерри в Справочник по патриотизму , лояльность «предоставленная самой себе в большинстве сфер, кроме семьи… может быстро выйти из-под контроля… Опасности, которые сопровождают лояльность в общественной сфере, намного перевешивают ее преимущества».
Тем не менее, не следует пренебрегать многими преимуществами патриотизма. В частности, его способность делать людей более терпимыми к различиям между ними и их соотечественниками, несомненно, является, по выражению Джордана, «великим исправлением многих тонких форм эгоизма». В наши дни особенно важно помнить об этих преимуществах: во время пандемии патриотизм стал ассоциироваться у многих с эгоизмом: когда общество борется с заразным, опасным для жизни мировым вирусом, многие считают безответственным размахивать флагами. Таким образом, то, являются ли патриотические чувства и поведение социально полезными, явно зависит от контекста, в котором они возникают.
Как отмечает Мерри, существуют «законные прагматические причины для того, чтобы использовать и направлять патриотические чувства к более важным и моральным целям [вместо] простого тщетного желания его гибели». Он признает, что патриотизм удовлетворяет определенные психологические потребности, но предполагает, что он приносит пользу обществу только в том случае, если он направлен на то, что он называет «критическим патриотизмом» , — то есть на усилия по «улучшению существующего положения дел». Критический патриотизм Мерри, в отличие от слепого или театрального патриотизма, вдохновлен «глубокой страстью к искоренению несправедливости»; поэтому он может «способствовать развитию гражданской добродетели». Мерри выступает за то, чтобы лишить патриотизм его театральных элементов, исключить ксенофобию и перенаправить патриотические чувства на действия, направленные на исправление несправедливости. Этот подход может устранить слепоту, которая часто сопровождает патриотизм.
Бенедикт Андерсон назвал нации «воображаемыми сообществами» — воображаемыми , потому что члены нации «никогда не узнают большинство своих собратьев, не встретятся с ними и даже не услышат о них… тем не менее в умах каждого живет образ их общности. ” В этом духе я полагаю, что пока патриотические чувства вдохновляют некоторых людей действовать на общее благо и такие люди никому не угрожают, мы должны быть совершенно счастливы, если они сохранят эти чувства по отношению к своим воображаемым сообществам.