Интеллект как фактор успешности в учебном процессе доклад: эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов

Содержание

эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов

Автор: Битюцких Елена Валерьевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 07.07.2019 2019-07-07

Статья просмотрена: 1685 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 2 (pdf)

Библиографическое описание:

Битюцких, Е. В. эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов / Е. В. Битюцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61462/ (дата обращения: 04.07.2023).



Процесс понимания и перевода эмоций в рациональное мышление получил название «Эмоциональный интеллект» (Дж. Майер, Д. Карузо и П. Саловей). Согласно результатам исследований уровень развития эмоционального интеллекта является одним из ключевых факторов эффективности деятельности. В статье рассматривается взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и учебной успешностью студентов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, учебная успешность.

The process of understanding and translating emotions into rational thinking is called «Emotional intelligence» (J. Mayer, D. Caruso, and P. Salovey). According to research emotional intelligence is a key factor in the effectiveness of activities. The article examines the relationship between emotional intelligence and academic success of students.

Key words: emotional intelligence, educational successful.

В современном, быстроизменяющемся динамическом мире, в процессе обучения важно обеспечить максимальное раскрытие потенциала молодого специалиста. В такой ситуации основной задачей преподавателя становится — не столько передача знаний, сколько пробуждение познавательной активности студентов, повышение учебной мотивации, формирование интереса к деятельности. Эффективность данных процессов достигается через эмоционально окрашенное, личностное взаимодействие с учащимися, опосредованное единством мышления и эмоций — эмоциональным интеллектом.

Понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence) ввели в научную терминологию Дж. Майер из Нью-Гемпширского университета и П. Сэловей из Йельского университета. В 1990 г. выходит статья «Эмоциональный интеллект», которая стала первой публикацией на эту тему. В обзоре исследований эмоционального интеллекта утверждается, что модель Сэловея и Майера, возникшая хронологически первой, включает в себя когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации.

Согласно научной концепции, эмоциональный интеллект — это способность человека обрабатывать ту информацию, которую он получает через эмоции — свои и окружающих. Авторы данной модели рассматривают эмоциональный интеллект (ЭИ) как «четко определяемую и измеряемую способность, близкую к традиционным аспектам интеллекта. Способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений».

Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил им выделить четыре компонента эмоционального интеллекта, которые были названы ветвями. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой последовательно развиваются в онтогенезе.

Первая ветвь — восприятие, идентификация эмоций. Распознавание эмоциональных сигналов с помощью коммуникативных каналов.

Вторая ветвь — использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.

Третья ветвь — понимания и анализ эмоций. Способность предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем и оценить влияние эмоций на результат.

Четвёртая ветвь — сознательное управление эмоциями. Регулирование реакции в ответ на эмоциональные стимулы в рамках конкретной ситуации.

Повышение уровня эмоционального интеллекта возможно путем организации целенаправленного внешнего (тренингового) воздействия на развитие каждой из четырех составляющих данного конструкта в рамках модели когнитивных способностей.

Глубинная проработка эмоционального состояния и развитие эмоционального интеллекта по всем четырём ветвям не может быть скорым, это требует индивидуального подхода и длительного времени. Однако даже элементарное знакомство с азбукой эмоций и освоение практических упражнений по регуляции эмоционального состояния, повышает эффективность трудовой и учебной деятельности.

Каждая эмоция обладает интенсивностью, поэтому можно снизить или повысить уровень эмоции. Рассмотрим эмоцию интерес — базовая эмоция, стимулирующая развитие человека и основная повышающая эффективность процесса обучения.

Интерес движет нами с момента рождения и обеспечивает ясность мысли и мудрый взгляд на мир на протяжении всей нашей жизни. Экспериментально доказано — интерес можно включить! Новизна, одушевлённость, перемены — активируя эти факторы можно управлять интересом. Если у студента нет заинтересованности в получении знаний, то он, используя ресурсы памяти учится по принципу — «Выучил — сдал — забыл». При этом даже способен показывать высокий уровень академической успеваемости, но после окончания ВУЗа не идёт работать по специальности. Интерес лежит в основе мотивационной составляющей, а как показывают исследования, фактор мотивации важен для успешной учебной деятельности сильнее, чем фактор интеллекта. Самое важное свойство эмоций состоит в том, что они обладают мотивационным потенциалом. Эмоции и мотив — термины, имеющие общее происхождение, от латинского «motere» — «двигать».

Эмоции служат в качестве фактора мотивации действия, заставляющего человека приспосабливаться к частной эмоциональной ситуации. Человек получает импульс к конкретному способу поведения, цель эмоции служит фактором мотивации действия.

Другая очень серьёзная проблема, которую можно регулировать с помощью развития эмоционального интеллекта — страх студентов во время сессии. Страх базовая эмоция, одна из самых важных и необходимых человеку, потому что лежит в основе и инстинкта самосохранения. Все эмоции нужны, все эмоции важны — но, важен уровень эмоций в конкретной ситуации. Страх не сдать сессию двигает студентом и побуждает готовиться и посещать занятия. Но при этом повышенный уровень страха в экзаменационный период негативно влияет на психическое и соматическое здоровье, работоспособность, на показатели познавательных, эмоциональных и физиологических процессов. Разработаны специальные упражнения, которые помогают снизить эмоциональный уровень страха. Из комплекса упражнений каждый выбирает для себя наиболее подходящие и эффективные инструменты помогающие перевести страх из деструктивного в конструктивный уровень.

Эмоции рассматриваются, как ресурс, они помогают нам, выступают внутренними советчиками. Для повышения эффективности деятельности важно научиться осознавать, понимать и интеллектуально использовать ту информацию, которую мы получаем через эмоции.

Слишком высокий градус даже самых приятных эмоций быстро нас истощает, а низкий уровень часто выступает нашим дезорганизатором. Очень важно умение искать и настраивать собственные оптимальные режимы. Конечно, все настройки индивидуальные, но законы настроек являются общими.

Понимая ресурс эмоционального интеллекта, можно развить его до автоматизма. Он будет работать так же естественно, как работает мозг взрослого человека, когда он ходит, ест, говорит. Навык узнавания и понимания эмоций открывает другое видение мира, которому, к сожалению, пока не обучают всех.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2002. -512 с.
  2. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб. : Питер, 2007. -672 с.
  3. Хлевная Е. Где твоя волшебная кнопка? СПб.: Питер, 2013.-240 с.
  4. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Models of emotional intelligence // R. J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York. 2000.
  5. Saarni С. Emotional Competence and selfregulation in childhood. In P.Salovey & DJ. Sluyter (Eds.), emotional development and emotional intelligence/ C.Saarni. New York. 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, эмоция, эмоциональная информация, базовая эмоция, ветвь, интерес, мотивация действия, процесс обучения, эмоциональное состояние.

Ключевые слова

эмоциональный интеллект, учебная успешность

эмоциональный интеллект, учебная успешность

Похожие статьи

К проблеме изучения

эмоционального интеллекта студентов

Именно поэтому проблема эмоционального интеллекта студентов вызывает интерес у

В процессе обучения эмоциональный интеллект можно развивать при коллективном

Эмоциональный интеллект — это способность человека определять собственные эмоции и.

..

Краткий очерк истории развития проблематики

эмоционального

Понятие «эмоциональный интеллект» соединяет в себе два других — эмоции и интеллект, которые в таком сочетании выводят некую единую формулировку происходящих в личности социально-когнитивных процессов, связанных с наложением эмоций на познавательную…

Структура

эмоционального интеллекта участников…

Структура эмоционального интеллекта участников и эффективность переговорного процесса.

эмоциональный интеллект, эмоциональное состояние, эмоция, юноша, девушка, группа девушек, соревновательная борьба, эмоциональная осведомленность. ..

Способы развития

эмоционального интеллекта у детей…

Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать.

Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности…

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, психологическая культура личности, межличностный

эмоциональный интеллект, эмоциональный интеллект студентов, эмоция, эмоция окружающих, личностное развитие…

Эмоции человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Актуальность проблемы эмоций заключается в том, что эмоции, переживаемые человеком

Интерес-возбуждение переживается как чувство захваченности и любопытства по

Стыд парализует работу интеллекта, оказывает сильное влияние на действия и поступки человека. ..

Эмоциональный интеллект как фактор преодоления сложных…

Эмоциональный интеллект стал предметом исследования еще в 90-х годах прошлого века благодаря

В смешанной модели Д.Гоулмана, эмоциональный интеллект рассматривается как

Инструкторам было предложено оценить следующие проявления диспетчеров: интерес к…

Существует ли единое определение

эмоции в зарубежной…

Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его

Эмоции также служат в качестве хранилища природных и заученных действий

Эмоции — это набор аффективных феноменов (другие подструктуры — это настроение, отношения и другие…

Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности.

..

Под понятием «эмоциональный интеллект» подразумевается прежде всего способность к осознанию собственных эмоций, генерированию их таким образом, чтобы они содействовали мышлению, для обеспечения собственного эмоционального и интеллектуального роста [3].

Похожие статьи

К проблеме изучения

эмоционального интеллекта студентов

Именно поэтому проблема эмоционального интеллекта студентов вызывает интерес у

В процессе обучения эмоциональный интеллект можно развивать при коллективном

Эмоциональный интеллект — это способность человека определять собственные эмоции и…

Краткий очерк истории развития проблематики

эмоционального. ..

Понятие «эмоциональный интеллект» соединяет в себе два других — эмоции и интеллект, которые в таком сочетании выводят некую единую формулировку происходящих в личности социально-когнитивных процессов, связанных с наложением эмоций на познавательную…

Структура

эмоционального интеллекта участников…

Структура эмоционального интеллекта участников и эффективность переговорного процесса.

эмоциональный интеллект, эмоциональное состояние, эмоция, юноша, девушка, группа девушек, соревновательная борьба, эмоциональная осведомленность…

Способы развития

эмоционального интеллекта у детей. ..

Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать.

Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности…

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, психологическая культура личности, межличностный

эмоциональный интеллект, эмоциональный интеллект студентов, эмоция, эмоция окружающих, личностное развитие…

Эмоции человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Актуальность проблемы эмоций заключается в том, что эмоции, переживаемые человеком

Интерес-возбуждение переживается как чувство захваченности и любопытства по

Стыд парализует работу интеллекта, оказывает сильное влияние на действия и поступки человека. ..

Эмоциональный интеллект как фактор преодоления сложных…

Эмоциональный интеллект стал предметом исследования еще в 90-х годах прошлого века благодаря

В смешанной модели Д.Гоулмана, эмоциональный интеллект рассматривается как

Инструкторам было предложено оценить следующие проявления диспетчеров: интерес к…

Существует ли единое определение

эмоции в зарубежной…

Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его

Эмоции также служат в качестве хранилища природных и заученных действий

Эмоции — это набор аффективных феноменов (другие подструктуры — это настроение, отношения и другие…

Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности.

..

Под понятием «эмоциональный интеллект» подразумевается прежде всего способность к осознанию собственных эмоций, генерированию их таким образом, чтобы они содействовали мышлению, для обеспечения собственного эмоционального и интеллектуального роста [3].

Развитие интеллектуальных способностей ребенка в школе

О чем речь? Одной из основных задач образования является развитие интеллектуальных способностей ребенка. В широком смысле это означает становление гибкого мышления, широкого кругозора и умения анализировать.

На что обратить внимание? Очевидно, что подобное интеллектуальное развитие способствует успешной и счастливой жизни в будущем, поскольку оно помогает определить не только карьерный, но и личностный вектор выбора. Как же помочь ребенку развить такие способности?

Оглавление:

  1. Особенности интеллекта ребенка
  2. Этапы формирования интеллекта человека
  3. Факторы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей ребенка
  4. Программа развития интеллектуальных способностей ребенка
  5. Методы развития интеллектуальных способностей детей на уроке

Особенности интеллекта ребенка

Хотя единого определения, что такое интеллект, не существует, его развитие у ребенка имеет очень важное значение. Можно выделить три основных подхода в научном понимании этого качества психики:

  1. Интеллект как умение человека приспосабливаться к условиям и требованиям окружающей среды.
  2. Интеллект как индивидуальный показатель усвоения индивидом знаний, умений и навыков.
  3. Интеллект как способность к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Развитие интеллектуальных способностей ребенка является очень важной и сложной частью многоэтапного непрерывного процесса его общего развития и представляет собой овладение комплексом различных умений и навыков.

Ученые доказали, что нет крайнего предела формирования интеллекта, взрослые люди тоже способны совершенствовать свои умственные способности. Часто детском и подростковом возрасте не все понимают важность интеллектуальной деятельности, повзрослев и осознав ранее неиспользованные возможности, любой человек может наверстать упущенное.

Особое внимание следует обратить на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка школьного возраста. Бытует ошибочное мнение: если одаренный человек демонстрирует неординарные способности в определенной области, то заниматься развитием других его индивидуально-психологических свойств необязательно.

Такой подход может привести к возникновению определенных трудностей. Например, индивид с математическим складом ума будет легко решать сложные задачи, но испытывать затруднения при выполнении гуманитарных заданий. Гармоничное интеллектуальное развитие личности способствует более успешной адаптации к изменениям внешнего мира и повышению эффективности деятельности в различных социальных сферах.

Этапы формирования интеллекта человека

Формирование интеллекта человека начинается еще на этапе внутриутробного развития и достигает своей высшей точки формирования в раннем детстве, дошкольном и школьном периодах. Этот сложный процесс можно разделить на четыре этапа:

Сенсомоторный интеллект – от рождения до 2 лет

Малыш от рождения до 2 лет познает мир посредством различных действий (хватания, кусания, рассматривания и т. д.) и органов чувств. Ребенок учится оперировать конкретными предметами, понимает, что его целенаправленная активность приводит к определенным последствиям. Он осознает свою автономность от окружающего мира.

Дооперациональный период – от 2 до 7 лет

Для этого возраста характерно постепенное формирование «внутреннего плана». Ребенок формирует понятия, учится в сюжетно-ролевой игре использовать символы и предметы-заменители. Например, в игре «Врач – больной» карандаш заменяет термометр, а стулья – автомобиль скорой помощи. Понятия детей дошкольного возраста ограничиваются личным (эгоцентрическим) опытом, мышление конкретное, они затрудняются в классификации.

Конкретные операции – от 7 до 11 лет

Этот возраст называют переломным в развитии интеллектуальных способностей ребенка. Отмечается интенсивное совершенствование умственных операций, дети активно используют логическое мышление, классифицируют по нескольким признакам, обобщают, манипулируют символами, оперируют математическими действиями, связывая их с конкретными понятиями, решают задачи. Понимают принцип обратимости операций и сохранения вещества, например, при разделении пластичной массы для лепки на несколько комочков ее общее количество не меняется.

Формальные операции – от 12 лет и старше

В подростковом возрасте развивается абстрактное и логическое мышление, воображение, появляется способность прислушиваться к мнению окружающих. Школьники умеют подбирать аналогии, понимать метафоры, планировать свою деятельность. Мыслительные операции переходят во «внутренний план», формально-операционное мышление не требует связи с реальными предметами и событиями.

В школьном возрасте развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка происходит очень быстро, это связано с расширением круга общения и постоянным поступлением новой информации. Подростки оперируют абстрактными понятиями, устанавливают связи между фактами, решают задачи, используя логику. Совершенствуются языковые навыки, дети старшего возраста хорошо понимают прочитанный текст, умеют письменно выражать свои мысли.

Факторы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей ребенка

  • Скорость развития ребенка неразрывно связана с генетикой и наследственностью.

Для интеллектуального развития характерна индивидуальность. У каждого человека свои задатки и способности к усвоению знаний, умений и навыков, поэтому не следует сравнивать своего ребенка с другими детьми. Единого образца умственного развития не существует.

  • Активное речевое общение взрослого с ребенком ускоряет интеллектуальное развитие малыша.

Дети, с которыми много разговаривают с момента их рождения, лучше понимают речь других людей и хорошо излагают свои мысли. Вербальное взаимодействие положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

  • Окружающая среда оказывает непосредственное влияние на развитие интеллекта.

Способность ребенка взаимодействовать с различными окружающими его объектами и получать информацию о них способствует быстрому формированию навыков анализа.

  • Игровые занятия положительно влияют на умственное развитие малыша.

Игра для ребенка – это основной способ познания и изучения окружающего мира. Во время игровых занятий малыш без стресса усваивает новую информацию, учится ее интерпретировать, выполнять задания по инструкции или правилам

  • Полноценный сон является важным фактором, влияющим на интеллектуальное развитие.

Именно во время качественного сна происходит восстановление и укрепление нейронных связей, что в свою очередь улучшает работу головного мозга

Мы уже выяснили, что развитие интеллектуальных способностей ребенка начинается до его рождения (во внутриутробном периоде), но пик формирования интеллекта приходится на дошкольное детство и школьный возраст.

Факторы, влияющие на интеллектуальные способности ребенка

  • Генетика и наследственность – мы все разные, кто-то из нас быстро решает математические задачи, кому-то нравится сочинять фантастические рассказы, а некоторые люди начинают петь еще в раннем детстве.
  • Тип темперамента и характерные особенности ребенка: например, гиперактивному школьнику тяжелее усваивать новую информацию, чем усидчивому.
  • Детско-родительские взаимоотношения и психологический климат в семье.
  • Образ жизни членов семьи, особенно ребенка и его родителей.
  • Регулярность занятий, направленных на развитие когнитивных и коммуникативных навыков малыша.
  • Социальное положение семьи, доступность образования и финансовые возможности.

Некоторые перечисленные выше факторы не оказывают очень большого влияния на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, но есть такие, которые имеют первостепенное значение в формировании когнитивных навыков и личностных качеств.

Программа развития интеллектуальных способностей ребенка

Успешное формирование интеллектуальных способностей школьника достигается посредством обучения, когда учитель руководит познавательной деятельностью своих учеников. От профессионального мастерства педагога, его организаторских способностей, умения заинтересовать во многом зависят мотивация ребенка, готовность к саморазвитию и самообразованию, а также уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Нет бездарных детей, каждый малыш от природы талантлив, у него есть свои способности, он проявляет любознательность и желание познавать мир, учиться новому. Для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка необходима умелая организация образовательного процесса.

Главная цель педагога – с помощью разнообразных способов и приемов взаимодействия систематически и целенаправленно формировать у детей подвижность и гибкость мышления. Особое внимание следует уделять игровым и исследовательским методам обучения.

Очень важно стимулировать развитие когнитивных способностей, творческого потенциала, поисковой активности, гибкости мышления, умения анализировать, рассуждать, делать выводы, находить нестандартные решения. Только при таком подходе ребенок может получить удовольствие от обучения.

Научно доказано, что овладение новыми знаниями и развитие интеллекта возможно только в условиях проблемного обучения. Такой способ взаимодействия, когда педагог создает проблемную ситуацию и организует поисково-исследовательскую деятельность ребенка, лучше всего способствует развитию интеллектуальных способностей младших школьников.

Основная сложность этого метода заключается в том, что далеко не весь учебный материал является проблемным, но независимо от характера и содержания информация должна представляться учащимся в форме функциональных заданий, теоретических или практических проблем.

У младших школьников следует формировать познавательные навыки в игровой форме, например, в виде дидактической игры. Это требует от учителя тщательной подготовки: особого планирования урока, подбора и разработки нужных заданий, создания специальных образовательных условий. Необходимо учитывать, что комплекс задач и упражнений должен постоянно усложняться, а база знаний – расширяться.

Развитие всех видов мыслительной деятельности происходит в процессе выполнения ребенком большого количества разнообразных заданий. Главное дидактическое требование технологии развивающего обучения к современному уроку – четкая постановка образовательной цели в форме развивающих задач, которые предполагают активизацию потенциальных возможностей детей и закономерностей их становления. Если малыш успешно справляется с учебной целью, он испытывает сильный эмоциональный подъем – «интеллектуальную радость».

Еще одно немаловажное дидактическое условие реализации технологии развивающего обучения – обеспечение успешности выполнения задач учеником. Все задания должны выполнять не только обучающую функцию, но и корригирующую: создавать позитивную мотивацию обучения, повышать интерес к предмету, способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка: логического мышления и памяти, аналитико-синтетического восприятия, воссоздающего и творческого воображения.

Содержание урока изменяется в зависимости от темы, а способы выполнения учебных упражнений многократно повторяются и постепенно усложняются. Это позволяет использовать метод проблемного обучения как в развитии одаренных детей, имеющих высокий когнитивный потенциал, так и в коррекционно-развивающей работе со школьниками, испытывающими затруднения.

В младшем школьном возрасте (с 7 до 11 лет) ведущая деятельность ребенка – учебная. Успешность его адаптации к школьному обучению зависит от умения учителя применять различные игровые приемы и осуществлять мотивирующее переключение с одного вида работы на другой.

На начальном этапе подготовки развивающие и познавательные игры направлены на расширение кругозора, формирование мировоззрения и интереса к знаниям. Интеллектуальные занятия применяют не только на уроке, но и во внеурочной деятельности школьников.

Методы развития интеллектуальных способностей детей на уроке

Для развития интеллектуальных способностей ребенка на уроках ему предлагаются специально составленные задания типа «Установи закономерность», «Разгадай ребус», «Догадайся», «Найди все возможные способы решения», «Придумай», «Что изменилось», «Расшифруй», «Составь фигуру» и т. п.

Интеллектуальные игры

Такие занятия активизируют познавательную деятельность ребенка. К ним относят задания, которые стимулируют интерес обучающегося и требуют быстрого нахождения правильного решения. Это могут быть различные метаморфические выражения и головоломки, шарады, кроссворды и т. п. Отгадывание загадок можно отнести к творческой деятельности младших школьников.

Например, составление рассказа-загадки о природе будет успешно выполнено, если ребенок усвоил логические связи и закономерности между объектами реальности и явлениями природы.

Наблюдение

Хотя наблюдение относится к основополагающим традиционным методам обучения, в современной образовательной практике данный способ остается не только актуальным, но и обязательным при изучении естественных дисциплин учебной программы.

В начальных классах обучающимся предлагается доступное непосредственное наблюдение за природой, имеющее научный характер. Во время этого увлекательного процесса дети овладевают важными навыками и умениями: видеть, замечать, обнаруживать, объяснять. У школьников расширяется кругозор, растет уровень общей осведомленности, формируются эстетические чувства, развиваются различные виды мышления и внимание.

Мультимедийные презентации

Это современное средство обучения, которое широко используется для развития интеллектуальных способностей ребенка. Мультимедийные презентации упрощают задачу учителя и помогают донести учебный материал до обучающихся в наглядной форме.

Яркая компьютерная анимация хорошо удерживает внимание детей, усиливает интерес к уроку, активизирует чувственное познание учебного материала, способствует погружению в информацию, облегчает ее усвоение. Подобные инструменты обучения экономят время, повышают качество образования и культуру урока.

Дидактическая игра

Дидактика – педагогический и психологический инструментарий. Игры с правилами очень важны для развития умственных способностей младших школьников и широко используются педагогами в качестве метода формирования навыков счета, активизации логического мышления и речи.

Дидактическая игра универсальна, ее можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности при организации различных мероприятий: КВН, «Час математического досуга», «Поединок знатоков», «Умники и умницы» и др.

Дидактические игры имеют развивающую и познавательную направленность, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, стимулируют внимание, мышление, память, воображение. Именно в учебной игре формируются операции анализа и синтеза, восприятие пространственных отношений, конструктивные навыки, умение аргументировать, подчинять свои действия поставленной цели, завершать начатое дело, проверять и анализировать полученный результат.

Развитие интеллекта и личности в целом можно назвать стратегическим резервом общества, залогом успешного будущего ребенка. Совершенствование умственных способностей осуществляется на протяжении всей жизни человека, но самое активное формирование знаний, умений и навыков происходит в детском и подростковом возрасте.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Рейтинг: 5

( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Зачем нужен эмоциональный интеллект, чтобы преуспеть в школе

Родители, учителя и учащиеся хотят знать, какие личные качества помогут учащимся хорошо учиться. В то время как качество преподавания, ресурсы и другие факторы окружающей среды помогают учащимся достичь наилучших результатов, личные качества учащихся могут дать им преимущество перед другими.

Предыдущие исследования выявили два личных качества, которые важны для успеха учащихся. Первое качество — интеллект. Быть достаточно умным, чтобы освоить алгебру и кодирование, очевидно, важно для успеха. Второе качество — добросовестность. Быть достаточно организованным, чтобы помнить домашнее задание и систематизировать свои заметки, является еще одним явным преимуществом.

Нетрудно понять, почему ум и усердие помогают учащимся получать более высокие оценки и результаты тестов. Оценки IQ учащихся объясняют около 15 процентов различий в успеваемости. Добросовестностью объясняется около 5 процентов таких различий.

Но исследования показывают, что эмоциональный интеллект также может дать учащимся критическое преимущество.

Эмоциональный интеллект — это способность воспринимать, использовать, понимать эмоции и управлять ими.

В некоторых тестах эмоционального интеллекта используются оценочные шкалы. Например, испытуемые могут оценить свое согласие с такими утверждениями, как «Я знаю о невербальных сообщениях, которые посылают другие люди». Другие тесты эмоционального интеллекта напрямую измеряют эмоциональные способности с помощью заданий, основанных на навыках. эмоции выражены на лице

Наша новая исследовательская работа показала, что эмоционально развитые учащиеся лучше сдают экзамены и получают более высокие оценки. Этот метаанализ обобщил результаты 1246 исследований о связи между эмоциональным интеллектом и академической успеваемостью. Хотя эти результаты не могут напрямую показать причинно-следственную связь между характеристиками, связанными с эмоциями, и производительностью, они обнаруживают заметную связь между ними. В целом мы обнаружили, что различия в эмоциональном интеллекте учащихся могут составлять около 4% различий в успеваемости.

Но некоторые типы эмоционального интеллекта были более тесно связаны с достижениями, чем другие. Задачи эмоционального интеллекта, основанные на навыках, объясняют 6 процентов различий в успеваемости, тогда как самооценка эмоциональных способностей составляет 1 процент различий.

Понимание того, как объединяются эмоции

Источник: Кэролин Макканн

Но также некоторые видов способностей оказались особенно важными, включая понимание эмоций и управление эмоциями .

Учащиеся, понимающие эмоции, могут точно обозначать свои эмоции и эмоции других. Они знают, что вызывает эмоции, как эмоции меняются и как эмоции сочетаются.

Учащиеся, умеющие управлять эмоциями, знают, как регулировать свои эмоции в стрессовых ситуациях. Они знают, что делать, чтобы поддерживать хорошие социальные отношения с другими.

Способность управлять эмоциями составляет 7 процентов различий в успеваемости.

Навыки понимания эмоций составляют 12 процентов.

То есть показатели навыков понимания эмоций объясняют успехи учащихся в большей степени, чем показатели добросовестности (5 процентов), и почти в такой же степени, как показатели IQ (15 процентов).

Почему эмоциональный интеллект важен для успеха в образовании?

Есть три вероятные причины, по которым эмоциональный интеллект связан с более высокой успеваемостью.

Во-первых, эмоциональный интеллект помогает учащимся справляться с эмоциями в академической среде. Студенты могут испытывать тревогу по поводу экзаменов, разочарование из-за плохих результатов, разочарование, когда они очень стараются, но не могут достичь того, чего хотят, или скучать, когда предмет неинтересен. Способность регулировать эти эмоции, чтобы они не мешали обучению, помогает учащимся добиваться успехов.

Во-вторых, эмоциональный интеллект может помочь ученикам поддерживать отношения с учителями, учениками и семьей. Поддержание близких личных отношений означает, что они могут обращаться к друзьям и учителям за помощью, когда им трудно, могут учиться у других в групповой работе или могут обращаться к другим за эмоциональной поддержкой.

В-третьих, гуманитарные предметы (например, литература или история) требуют определенного уровня эмоциональных и социальных знаний. Например, универсальные темы и развитие персонажей в литературе требуют понимания человеческих мотивов и эмоций.

Что особенного делают эмоционально развитые учащиеся, что позволяет им добиваться успехов в школе?

Эмоционально развитые учащиеся знают больше об эмоциях, что облегчает им изучение предметов искусства или гуманитарных наук. Но что они делают по-другому, так это то, как они регулируют свои эмоции. Существует три способа регулирования эмоций у учащихся с высоким эмоциональным интеллектом и у учащихся с низким эмоциональным интеллектом.

Во-первых, учащиеся с развитым эмоциональным интеллектом используют более совершенные процессы для регулирования своих эмоций. Мы знаем, что некоторые процессы более эффективны, чем другие. Например, концентрация на негативных эмоциях (руминация) связана с худшими результатами, тогда как взгляд на позитивную сторону (позитивная переоценка) связан с лучшими результатами. Мы знаем, что эмоционально интеллигентные люди, как правило, используют больше лучших процессов (таких как позитивная переоценка) и меньше плохих процессов (таких как размышления).

Во-вторых, эмоционально развитые учащиеся могут выбирать стратегии, которые более подходят или эффективны для ситуации, в которой они находятся. То есть они могут быть более чувствительными к ключевым деталям ситуации и, следовательно, быть более гибкими в своих ответах. Мы знаем, что позитивная переоценка связана с благополучием в неконтролируемых ситуациях (где ничего нельзя поделать со стрессом), но не в контролируемых ситуациях (где, возможно, лучше изменить ситуацию, чем изменить свое отношение к ней). Возможно, эмоционально интеллигентные люди более чувствительны к тому, контролируют ситуацию они или нет, и соответственно выбирают свои стратегии.

В-третьих, эмоционально развитые учащиеся могут лучше применять стратегии. Например, при использовании «позитивной переоценки» эмоционально интеллигентный учащийся может придумать возможный позитивный поворот или серебряную подкладку. Напротив, учащийся с низким уровнем эмоционального интеллекта может иметь только расплывчатое или нереалистичное положительное представление о вещах, которое будет менее эффективным для улучшения его самочувствия.

Как это могло произойти в студенческие годы?

Рассмотрим гипотетического студента Купера, который хорош в математике и естественных науках, но имеет низкие способности к эмоциональному интеллекту. Ей трудно видеть, когда другие раздражены, обеспокоены или опечалены. Она не знает, как эмоции людей могут повлиять на поведение в будущем. Она не знает, что делать, чтобы совладать со своими чувствами. Типичный школьный день Купер показывает, как ее низкий эмоциональный интеллект может помешать ученику добиться успехов в школе.

Купер приходит в школу. Ее лучшая подруга Алиса смотрит в землю, скрестив руки на груди. Ее глаза немного красные и опухшие. Купер рассказывает ей о крутом телешоу, которое она смотрела прошлой ночью. Алиса не выглядит заинтересованной, поэтому Купер идет поговорить с кем-то еще. Поскольку у Купера плохая способность воспринимать эмоции Алисы, она не заметила ничего плохого. Алиса расстроена тем, что Купер не проявляет к ней никакой симпатии. Элис говорит Куперу, что она плохой друг.

Купер идет в класс. Класс предназначен для анализа мотивов и эмоций персонажей в книге, которую они читают. Купер находит это очень трудным. Она не может ответить на многие вопросы. Алиса иногда помогает Куперу с такими вещами, но сегодня она злится на Купера и отказывается помочь. Алиса закатывает глаза и говорит, что вопросы простые.

Купер стыдно из-за того, что она не может делать работу, которую другие ученики считают легкой. Она также расстроена тем, что Алиса злится на нее. Кажется, она не может избавиться от этих чувств и не может сосредоточиться на своих математических задачах на следующем уроке. Из-за ее низкой способности управлять эмоциями Купер не может оправиться от своих негативных эмоций.

Этот пример показывает, как внимание к развитию эмоционального интеллекта учащихся может помочь им учиться, достигать успехов и преуспевать в школе.

Искусственный интеллект в образовании. 2023 Survey Insights

Зрение, голос, язык и аналитика ИИ меняет способы обучения в мире.

Искусственный интеллект

Образование

Высшее образование

Искусственный интеллект

Образование

К12

Высшее образование

Повышение вычислительной мощности и огромные объемы данных сделали искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение (МО) ключевой фактор роста для многих отраслей. В сфере образования ИИ в последние годы добился быстрого прогресса, поскольку он направлен на разработку новых решений для преподавания и обучения для улучшения качества образования, повышения эффективности и продвижения справедливости в образовании.

Непрерывное исследование HolonIQ в области ИИ в образовании изучает потенциальное влияние технологий ИИ в образовательных секторах по всему миру, включая ожидания и подходы к внедрению ИИ, созданию приложений и ценности, организационным барьерам и развитию возможностей. Это обновление исследования отражает отношение и сдвиги в сфере образования, поскольку учреждения и организации рассматривают роль ИИ в цифровом внедрении и прогрессе трансформации.

Ожидается, что ИИ в образовании принесет пользу учащимся, преподавателям и учреждениям во многих отношениях, включая автоматизацию административных задач и процессов и персонализированное обучение в масштабе, что позволит преподавателям сосредоточиться на более важных видах деятельности, таких как наставничество и поддержка студентов.

Ожидания влияния ИИ: технологии и рынки

Структура приложений технологии ИИ HolonIQ определяет четыре ключевые технологии, стимулирующие использование ИИ в образовании: зрение, голос, язык и аналитика.

На данный момент считается, что аналитика и языки имеют наибольшее потенциальное влияние на индустрию образования. Оба приложения играют неотъемлемую роль, например, в масштабировании и интеграции интеллектуальных решений адаптивного обучения в образовательном секторе. Интеллектуальное адаптивное обучение — это прорывная технология, поддерживаемая искусственным интеллектом, которая направлена ​​на персонализацию обучения на основе учебных предпочтений учащихся, уровня знаний и прогресса.

«В ближайшие два года мы будем использовать машинное обучение, что должно значительно улучшить качество обслуживания клиентов в отношении наших основных функций».

Рисунок 1. Оценка потенциального влияния технологий Voice, Vision, ML и NLP на образование

Несмотря на то, что Voice и Vision все еще находятся на ранней стадии, они также являются важными вспомогательными приложениями для интеллектуальных адаптивных систем обучения. Например, компьютерное зрение все чаще используется для сбора информации, такой как движения мыши, отслеживание взгляда и анализ настроений при обучении сложным предметам, что позволяет получить более глубокое представление об успеваемости учащихся. Начиная с COVID-19пандемии эти решения также были внедрены с помощью таких технологий, как удаленный прокторинг.

Рисунок 2. Ожидаемое влияние технологий ИИ на различные образовательные рынки.

При более широком рассмотрении рынков образования ожидается, что ИИ окажет наибольшее влияние на тестирование и оценку, за которым следуют изучение языков, корпоративное обучение/повышение квалификации и высшее образование.

Клиенты могут получить доступ к полной информации на платформе

Клиенты могут получить доступ к полной информации на платформе

Получите персональное руководство по глобальной интеллектуальной платформе HolonIQ.

5 июня 2023 г.

Перспективы мировой экономики, июнь 2023 г.
Усиление неопределенности, значительные риски ухудшения, с примесью зеленых побегов.

1 июня 2023 г.

Расширение возможностей образования K-12 с помощью цифровых возможностей #1

24 мая 2023 г.

Цифровое здравоохранение: картирование инноваций, инвестиций и цифровой трансформации

19 мая 2023 г. 9000 3

Решение проблемы психического здоровья в сфере образования и рабочая сила

18 мая 2023 г.

Будущее послесреднего образования в США

1 мая 2023 г.

Перспективы мировой экономики, май 2023 г. Китай и Индия при росте ВВП 5-6%, США и ЕС близки к нулю.

Global Insights от разведывательного отдела HolonIQ. Работает на нашей платформе Global Impact Intelligence Platform.

29 июня 2023 г.

Венчурный капитал EdTech упал до 707 миллионов долларов во втором квартале. «Нижняя часть рынка» отвечает новому стеку финансирования инноваций

5 июня 2023 г.

Global Economic Outlook, июнь 2023 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *