Павлов и п вклад в психологию: Вклад И.П. Павлова в развитие отечественной психологии ХХ века

И.П. Павлов (1849–1936). Век психологии: имена и судьбы

И.П. Павлов

(1849–1936)

Иван Петрович Павлов был первым русским ученым, удостоенным Нобелевской премии. Сегодня его имя и основные положения его теории знакомы любому психологу, даже американскому (хотя этим знакомство с российской психологией в западном полушарии обычно и исчерпывается). Павлов оказал исключительное влияние на мировую науку и как почти всякий ученый такого масштаба заслужил крайне противоречивые оценки. Для одних он выступает выдающимся экспериментатором и теоретиком, который утвердил естественнонаучный подход в психологии и на долгие годы определил магистральное направление психологической мысли. Иные, напротив, воспринимают его как вульгарного материалиста, чьи изыскания фактически выхолостили психологию и сильно исказили и затруднили ее развитие. Впрочем, полярные оценки всегда далеки от истины. А кем же на самом деле был первый российский нобелевский лауреат, какова его роль в отечественной и мировой психологии? За 63 года, прошедшие после смерти Павлова, было опубликовано много научно-биографических работ, посвященных его творческому пути.

Почти во всех этих трудах Павлов предстает преимущественно как физиолог (каковым он и сам себя считал). Мы же попробуем взглянуть на его научную биографию с позиций психологов, поскольку именно в психологию он фактически и внес наиболее значительный вклад.

Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г. в Рязани. Его мать, Варвара Ивановна, происходила из семьи священника; отец, Петр Дмитриевич, был священником, служившим поначалу в бедном приходе, но благодаря своему пастырскому рвению со временем ставшим настоятелем одного из лучших храмов Рязани. С раннего детства Павлов перенял у отца упорство в достижении цели и постоянное стремление к самосовершенствованию. В возрасте семи лет он перенес тяжелую травму головы, из-за чего школьное обучение было отложено на несколько лет. Обучением сына занялся сам Петр Дмитриевич. Своего первенца (всего в семье было одиннадцать детей) отец желал видеть священнослужителем, и не обычным – «из семинаристов», а ученым богословом «из академиков».

Следуя родительской воле, Павлов начал посещать начальный курс духовной семинарии, а в 1860 г. поступил в рязанское духовное училище. Программа подготовки священнослужителей включала довольно широкий круг дисциплин, в том числе и естественные науки. Именно к этой сфере Павлов почувствовал наибольшую склонность, постепенно охладевая к духовной карьере.

Увлечение физиологией возникло у Павлова после того, как он прочитал русский перевод книги английского критика Джорджа Льюиса «Физиология обыденной жизни». Его увлечение окрепло после прочтения популярных работ Д.И. Писарева, которые подвели его к изучению теории Ч.Дарвина.

Не закончив духовного образования, Павлов в 1870 г. уехал в Петербург, где поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Его интерес к физиологии возрос после прочтения книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Изучением этой науки он занялся в лаборатории И.Циона, который занимался исследованием влияния нервов на деятельность внутренних органов.

Именно по предложению Циона Павлов провел свое первое научное исследование – изучение секреторной иннервации поджелудочной железы; за эту работу он был удостоен золотой медали университета.

После получения в 1875 г. степени кандидата естественных наук Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии в Петербурге (преобразованной впоследствии в Военно-медицинскую). Здесь он надеялся стать ассистентом Циона, который незадолго до этого был назначен ординарным профессором кафедры физиологии. Однако это назначение вскоре было отменено, ибо противоречило государственному установлению, согласно которому к подобным должностям не допускались лица еврейского происхождения. Оскорбленный Цион покинул Россию. Это событие навсегда сохранилось в памяти Павлова, и впоследствии он буквально приходил в бешенство при малейшем намеке на антисемитизм. Отказавшись работать с преемником Циона, Павлов стал ассистентом в Ветеринарном институте, где в течение двух лет изучал пищеварение и кровообращение.

Летом 1877 г. он работал в городе Бреслау, в Германии (ныне Вроцлав, Польша) с Рудольфом Гейденгайном, специалистом в области пищеварения. Гейденгайн занимался изучением пищеварения у собак, используя выведенные наружу части желудка. Павлов усовершенствовал эту методику, решив проблему сохранения нервного управления выведенной частью желудка. В следующем году по приглашению С.П. Боткина Павлов начал работать в физиологической лаборатории при его клинике в Бреслау, еще не имея медицинской степени, которую он получил в 1879 г. В лаборатории Боткина Павлов фактически руководил всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями.

После длительной борьбы с администрацией Военно-медицинской академии (отношения с которой стали натянутыми после его реакции на увольнение Циона) Павлов в 1883 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, посвященную описанию нервов, контролирующих функции сердца. Он был назначен приват-доцентом в академию, но вынужден был отказаться от этого назначения в связи с дополнительной работой в Лейпциге с Гейденгайном и Карлом Людвигом, двумя наиболее выдающимися физиологами того времени.

Через два года Павлов вернулся в Россию.

Многие исследования Павлова в 1880-х годах касались системы кровообращения. Наибольшего расцвета творчество Павлова достигло к 1879 г., когда он вплотную занялся исследованиями физиологии пищеварения, которые продолжались свыше 20 лет. В своей книге «Лекции о работе главных пищеварительных желез» Павлов рассказал о своих опытах и наблюдениях, о приемах работы. За этот труд он и получил в 1904 г. Нобелевскую премию.

Будучи от рождения левшой, как и его отец, Павлов постоянно тренировал правую руку и в результате настолько хорошо владел обеими руками, что, по воспоминаниям коллег, ассистировать ему во время операций было очень трудной задачей: никогда не было известно, какой рукой он будет действовать в следующий момент.

Преданность Павлова экспериментальной науке была всецелой. Его совершенно не интересовали бытовые условия жизни. В 1881 г. он женился, и его жене, Серафиме Васильевне, пришлось полностью взять на себя решение всех текущих проблем.

Таково было взаимное соглашение, заключенное в самом начале супружества. Со своей стороны Павлов обязался никогда не пить, не играть в карты и ходить в гости или принимать гостей только в выходные дни. Его бескорыстная одержимость работой доходила до такой степени, что жене иной раз приходилось напоминать ему о получении жалования. Впрочем, жалование ученых в нашем отечестве никогда не было высоким. Долгие годы семья Павловых жила крайне стесненно. В 1884 году, когда Павлов работал над докторской диссертацией, родился первый ребенок. Хрупкий и болезненный младенец не сможет выжить, говорили врачи, если мать и ребенок не смогут отдохнуть за городом, в благоприятных условиях. Деньги на поездку пришлось занимать, однако было уже поздно: ребенок умер. Некоторое время Павлов вынужден был ночевать на койке в своей лаборатории, а жена и второй ребенок жили у родственников, ибо собственное жилье было не по карману. Группа студентов Павлова, зная о его финансовых затруднениях, передала ему деньги под предлогом покрытия расходов на демонстрации опытов.
Из этой суммы ученый не взял себе ни копейки, все потратил на своих лабораторных собак.

На протяжении всей своей научной деятельности Павлов сохранял интерес к влиянию нервной системы на функционирование внутренних органов. В начале ХХ в. его эксперименты, касающиеся пищеварительной системы, привели к изучению условных рефлексов. Открытие условных рефлексов, как и многие другие выдающиеся научные достижения, произошло, по мнению многих ученых, совершенно случайно, когда Павлов, исследуя работу пищеварительных желез, – для того, чтобы получить возможность собирать желудочный сок вне организма собаки, – воспользовался методом хирургического вмешательства. Павлов и его коллеги обнаружили, что если пища попадает в рот собаки, то начинает рефлекторно вырабатываться слюна. Когда собака просто видит пищу, то также автоматически начинается слюноотделение, но в этом случае рефлекс значительно менее постоянен и зависит от дополнительных факторов, таких, как голод или переедание. Суммируя различия между рефлексами, Павлов заметил, что «новый рефлекс постоянно изменяется и поэтому является условным».

Таким образом, один только вид и запах пищи действует как сигнал для образования слюны. «Любое явление во внешнем мире может быть превращено во временный сигнал объекта, стимулирующего слюнные железы, – писал Павлов, – если стимуляция этим объектом слизистой оболочки ротовой полости будет связана повторно… с воздействием определенного внешнего явления на другие чувствительные поверхности тела».

Пораженный ролью условных рефлексов в поведении, Павлов после 1902 г. сконцентрировал все свои научные интересы на изучении высшей нервной деятельности. Тут необходимо отметить, что хотя исследования рефлекторной природы поведения по сути были психологическими, Павлов намеренно не вторгался в область психологии, постоянно подчеркивая их физиологический характер (своих сотрудников он даже штрафовал за использование психологической терминологии). В своих выступлениях он не раз склонял «несостоятельные психологические претензии». Он был знаком со структурной и функциональной психологией, но соглашался с Джемсом в том, что психология еще не достигла уровня подлинной науки. Собственный подход он считал конструктивной альтернативой психологическим рассуждениям. В своей известной речи, произнесенной в Мадриде, он указывал: «Полученные объективные данные, руководясь подобием или тождеством внешних проявлений, наука перенесет рано или поздно и на наш субъективный мир и тем сразу и ярко осветит нашу столь таинственную природу, уяснит механизм и жизненный смысл того, что занимает человека все более, – его сознание, муки его сознания». В дальнейшем Павлов не раз подчеркивал социальную значимость исследования условных рефлексов, направленного на разработку точной науки о человеке, которая «выведет его из теперешнего мрака и очистит его от теперешнего позора в сфере межлюдских отношений».

По иронии судьбы самое сильное влияние идеи Павлова оказали именно на психологию – то есть ту область, к которой он не особенно благоволил. Уже первые сведения о нем, дошедшие до западных психологов, получили широкий резонанс. На VI Международном психологическом конгрессе в Женеве (1909) прозвучало имя Павлова. Оно упоминалось неоднократно, однако не русскими участниками конгресса (они составляли небольшую группу во главе с Г.И. Челпановым), а американскими исследователями Р.Йерксом, М.Прайнсом, Ж.Лебом. Открытие условного рефлекса американские психологи восприняли как революцию с изучении поведения. В докладе Р.Йеркса «Научный метод в психологии животных» высказывалась уверенность, что новые научные устремления, среди выразителей которых первым назывался Павлов, позволят дать объективный анализ восприятию животных, их памяти, привычек и т. д. Заметим, что в этом же году Йеркс опубликовал на английском языке сводку работ павловской лаборатории, впервые познакомившую западного читателя с учением об условных рефлексах; это сыграло важную роль в разработке объективных методов в американской психологии. Методы Павлова предоставили психологической науке базовый элемент поведения, конкретную рабочую единицу, к которой могло быть сведено сложное человеческое поведение для его изучения в лабораторных условиях. Дж. Уотсон ухватился за эту рабочую единицу и сделал ее ядром своей исследовательской программы. Павлов был удовлетворен работами Уотсона, заметив, что развитие бихевиоризма в Соединенных Штатах является подтверждением его идей и методов. Не будет преувеличением сказать, что все поведенческое направление в психологии выросло из павловской рефлекторной теории. На протяжении десятилетий и западная, и отечественная психология развивалась именно в этом ключе. Ограниченность такого подхода выступила лишь по прошествии длительного времени, и было бы необоснованно с сегодняшних позиций упрекать в ней именно Павлова.

В советской науке условнорефлекторная теория была поднята на щит, поскольку в полной мере отвечала насущному социальному запросу. Принципы формирования «нового человека» как нельзя лучше выводились из приемов натаскивания павловских собак. Правда, сам ученый к большевистскому социальному экспериментированию относился резко критически, открыто заявляя, что для таких опытов он пожалел бы даже собаки. Как писал позднее академик Петр Капица, Павлов «без стеснения, в самых резких выражениях критиковал и даже ругал руководство, крестился у каждой церкви, носил царские ордена, на которые до революции не обращал внимания».

Сам Павлов писал: «В первые годы революции многие из почтенных профессоров лицемерно клялись в преданности и верности большевистскому режиму. Мне было тошно это видеть и слышать, так как я не верил в их искренность. Я тогда написал Ленину: «Я не социалист и не верю в Ваш опасный социальный эксперимент».

Ответ главы Совнаркома был неожиданным: он распорядился обеспечить Павлову все условия для научной работы, организовать (в голодном Петрограде!) питание подопытных собак. Совнарком принял по этому поводу особое постановление. (Рассказывают, что академик Алексей Крылов, встретив как-то Павлова на улице, с горькой иронией попросил взять его к себе в собаки.)

Академик Павлов считал своим долгом заступаться за несправедливо арестованных или осужденных людей. Иногда его заступничество спасало людям жизнь.

Резко критические обращения академика Павлова к властям представляют собой одни из самых замечательных документов эпохи. 21 декабря 1934 г., через 3 недели после убийства Кирова и начала новой волны репрессий, 85-летний ученый направляет в правительство обращение, в котором пишет: «Революция застала меня почти в 70 лет. А в меня засело как-то твердое убеждение, что срок дельной человеческой жизни именно 70 лет. И поэтому я смело и открыто критиковал революцию. Я говорил себе: «Черт с ними! Пусть расстреляют. Все равно жизнь кончена, а я сделаю то, что требовало от меня мое достоинство». На меня поэтому не действовало ни приглашение в старую Чеку, правда, кончившееся ничем, ни угрозы при Зиновьеве в здешней «Правде»…

Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Я всего более вижу сходство нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас это называется республиками. Как это понимать? Пусть, может быть, это временно. Но надо помнить, что человеку, происшедшему из зверя, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного достоинства. Не один же я так чувствую и думаю? Пощадите же родину и нас».

Когда 27 февраля 1936 г. ученого не стало, профессор медицины Дмитрий Плетнев (позднее оклеветанный и расстрелянный) дал в некрологе совсем неожиданную для той эпохи характеристику Ивана Петровича Павлова: «Он никогда, никогда, ни в молодости, ни в старости не лицемерил, не приспособлялся. Он глубоко презирал людей, которых историк эпохи Смутного времени охарактеризовал словами: «Телом и духом перегибательные».

В одной из биографических статей о Павлове можно найти довольно типичное для советской науки высказывание: «Учение И. П. Павлова до конца раскрыло тайну сказочной «души». Вот только вряд ли в это верил сам академик. По крайней мере, похоронить себя он завещал с полным соблюдением православного обряда.

Честный и здравомыслящий человек, Павлов много сделал для объяснения механизмов поведения, но никогда не претендовал на исчерпывающее толкование всей душевной жизни. Зато в этом преуспели его рьяные «последователи», попытавшиеся довести павловскую теорию до абсурдной крайности. В 1950 г. состоялась научная сессия АН и АМН СССР, посвященная учению Павлова (в дальнейшем ей присвоили название «павловской»). На сессии были сделаны два главных доклада. С ними выступили академик К.М. Быков и профессор А.Г. Иванов-Смоленский. С этого момента они обрели статус верховных жрецов культа Павлова. Всем было ясно, чья могущественная рука подсадила их на трибуну сессии. Уже не было необходимости сообщать, что доклады одобрены ЦК ВКП(б). Это разумелось само собой – на основе учета опыта августовской сессии ВАСХНИЛ, где информация об одобрении ЦК была сообщена Т. Д. Лысенко уже после того, как некоторые выступавшие в прениях неосторожно взяли под сомнение непогрешимость принципов «мичуринской» биологии. Подобного на «павловской» сессии дожидаться не стали, и начались славословия в адрес главных докладчиков, «верных павловцев», наконец, якобы открывших всем глаза на это замечательное учение.

Сессия с самого начала приобрела антипсихологический характер. Идея, согласно которой психология должна быть заменена физиологией высшей нервной деятельности, а стало быть, ликвидирована, в это время не только носилась в воздухе, но уже и материализовалась. Так, например, ленинградский психофизиолог М.М. Кольцова заняла позицию, отвечавшую санкционированным свыше указаниям: «В своем выступлении на этой сессии профессор Теплов сказал, что, не принимая учения Павлова, психологи рискуют лишить свою науку материалистического характера. Но имела ли она вообще такой характер? С нашей точки зрения, данные учения о высшей нервной деятельности игнорируются психологией не потому, что это учение является недостаточным, узким по сравнению с областью психологии и может объяснить лишь частные, наиболее элементарные вопросы психологии. Нет, это происходит потому, что физиология стоит на позициях диалектического материализма; психология же, несмотря на формальное признание этих позиций, по сути дела, отрывает психику от ее физиологического базиса и следовательно, не может руководствоваться принципом материалистического монизма».

Что означало в те времена отлучение науки от диалектического материализма? Тогда было всем ясно, какие могли быть после этого сделаны далеко идущие «оргвыводы». Впрочем, и сама Кольцова предложила сделать первый шаг в этом направлении: «Надо требовать с трибуны этой сессии, чтобы каждый работник народного просвещения был знаком с основами учения о высшей нервной деятельности, для чего надо ввести соответствующий курс в педагогических институтах и техникумах наряду, а может быть, вместо курса психологии».

Перед историками психологии не раз ставились вопросы, связанные с оценкой этого периода ее истории. Причины «павловской» сессии? Очевидно, проблему надо поставить в широкий исторический контекст. В конечном счете, это была одна из многих акций, которые развертывались в этот период, начиная с 30-х годов и почти до момента смерти Сталина, по отношению к очень многим наукам. Это касалось педологии и психотехники, еще раньше – философии. Такие кампании были и в литературоведении, языкознании, в политэкономии. Особо жесткий характер это приобрело в биологии. Таким образом определялась позиция каждой науки на путях ее бюрократизации и выделения группы неприкасаемых лидеров, с которыми всем и приходилось в дальнейшем иметь дело как с единственными представителями «истинной» науки. Происходила канонизация этих «корифеев», как был канонизирован «корифей из корифеев» Сталин. А так как они признавались единственными держателями «истины», то ее охрану обеспечивал хорошо налаженный командный, а в ряде случаев и репрессивный аппарат. Поэтому речь идет об общем процессе. Впрочем, иначе и быть не могло. Было бы, в самом деле, странно, если бы все это произошло именно и только с психологией.

Но неужели психологи не могли решительно протестовать против вульгаризаторского подхода к психологии, закрывавшего пути ее нормального развития и ставившего под сомнение само ее существование? Почему все на сессии клялись именами Сталина, Лысенко, Иванова-Смоленского, а не только именем Павлова?

Современникам просто невозможно представить себе грозную ситуацию тех лет. Любая попытка прямого протеста и несогласия с утвержденной идеологической линией сессии двух академий была чревата самыми серьезными последствиями, включая прямые репрессии. И все-таки поведение психологов на сессии нельзя считать капитулянтским. Их ссылки на имена тогдашних «корифеев» были не более как расхожими штампами, без которых не обходилась тогда ни одна книга или статья по философии, психологии, физиологии (иначе они просто не увидели бы света). Вместе с тем, если внимательно прочитать выступления психологов, их тактику можно не только понять, но и вполне оценить, разумеется, если не подходить к ней с позиций сегодняшнего дня.

Конечно, сейчас тяжело перечитывать самообвинения и «разбор» книг чужих и собственных со скрупулезным высчитыванием, сколько раз на их страницах упоминалось имя Павлова, а сколько раз оно отсутствовало. Нельзя отрицать, что психология фактически привязывалась к колеснице победителей – физиологии ВНД. Однако цель оправдывала средства. На сессии психология отстаивала свое право на существование, которое оказалось под смертельной угрозой. Во время одного из заседаний Иванов-Смоленский получил и под хохот зала зачитал записку, подписанную так: «Группа психологов, потерявших предмет своей науки». Но если бы такое было сказано в резолюции сессии, то это означало бы ликвидацию психологии как науки. Поэтому пафос выступлений психологов сводился к отстаиванию предмета своей науки. И признание «ошибок» лидерами психологической науки сегодня не должно вызывать никаких иных эмоций, кроме сочувствия и стыда за прошлое науки. Едва ли справедливо бросать камень в тех, кто перед лицом упразднения целой отрасли знания каялся «галилеевым покаянием».

Менее всего есть основания считать, что сложившаяся ситуация отвечала генеральной линии развития павловского учения и позициям самого Павлова. Надо иметь в виду, что сам Павлов, недолюбливавший психологов, тем не менее считал, что психология и физиология идут к одной цели разными путями. Примечательно, что он приветствовал открытие психологического института в Москве, а уже при советской власти приглашал его изгнанного директора, профессора Г. И. Челпанова на работу в свою лабораторию. Поэтому нельзя рассматривать «павловизацию» психологии со всеми ее драмами и курьезами (к примеру, попытки строить обучение школьников, ориентируясь на механизмы выработки условных рефлексов) как запоздалый результат каких-то волеизъявлений великого ученого. Надо сказать, что к концу жизни с ним вообще не очень-то считались. Он был нужен и полезен как икона и предпочтительнее мертвый, чем живой.

На протяжении долгого времени сохранялся миф о якобы благотворном влиянии «павловской» сессии на развитие психологической науки. Историю психологии, как и предполагал К.М. Быков, делили лишь на два перида: «допавловский» и «павловский». Лишь с конца 50-х годов крайности антипсихологизма «павловской» сессии стали постепенно преодолеваться. Хотя надо признать, что они не изжиты до сих пор. Так, единственный для многих источник научных представлений о душевной жизни – современный школьный учебник «Человек» – фактически всецело трактует психику как систему рефлексов. Однако современный этап развития отечественной психологии все же можно назвать скорее «послепавловским».

Так или иначе, сам академик Павлов был и остается великим ученым, разгадавшим многие тайны поведения. Не его вина, что его имя начертали на своих знаменах научные погромщики. Павлов поистине выше упреков и не нуждается в защите и оправдании.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1849

1849 Серый, блеклый, пустой год. Господи, до каких же

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВ

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВ * * * Еще не раз мы зиму подождем,еще не раз покинут осень утки.Осыплет снегом, обольет дождеми просквозит на бортовой попутке.Земля кругла, что колесо под нами. Туманистая, в росплесках дорог.В одном краю бесчинствует цунами,в другом — от зноя плавится

Виктор ПАВЛОВ

Виктор ПАВЛОВ В. Павлов родился 6 октября 1940 года в Москве. Его родители были сибиряками, жили в Чите: отец работал инженером, мать — врачом. Осенью 40-го они специально переехали в Москву, чтобы их ребенок родился именно здесь — в роддоме имени Грауэрмана на Арбате.В Москве

Виктор ПАВЛОВ

Виктор ПАВЛОВ Павлов стал актером именно благодаря любви. Когда он учился в школе рабочей молодежи, то был влюблен в девушку, которая не только буквально бредила театром, но и сама занималась в театральной студии в Доме учителя (руководил студией актер МХАТа Владимир

ПАВЛОВ Виктор

ПАВЛОВ Виктор ПАВЛОВ Виктор (актер театра, кино: «На семи ветрах» (Митя Огольцов), «Когда деревья были большими» (почтальон) (оба – 1962), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965; студент с «больным» зубом), т/ф «Майор Вихрь» (1967; советский разведчик Коля), «На войне как

Митя Павлов

Митя Павлов Где-то в Ельце умер от тифа Митя Павлов, земляк мой, рабочий из Сормова. В 905-м году, во дни Московского восстания, он привез из Петербурга большую коробку капсюлей гремучей ртути и пятнадцать аршин бикфордова шнура, обмотав его вокруг груди. От пота шнур разбух

Павлов Иван Петрович (1849—1936) Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности

Павлов Иван Петрович (1849—1936) Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности Первый российский Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани. Его отец, Петр Дмитриевич, выходец из крестьянской семьи,

1849 ГОД

1849 ГОД Начало весны.С появлением первых оттепелей здоровье Гоголя ухудшается. Он становится «задумчивее, вялее, и хандра очевидно стала им овладевать».«Записки», II, стр. 223.19 марта.День, который Гоголь считал днем своего рождения, он проводит у Аксаковых и обедает у них

ПАВЛОВ

ПАВЛОВ Ефиму Ивановичу Смирнову дружески посвящаю свой труд. Он был до некоторой степени левшой. Только до некоторой степени. Взявшись левой рукой за скальпель или пинцет, он тут же отдергивал ее, чтобы уступить первенство правой. Проходило немного времени, и неизменно

Виталий Павлов

Виталий Павлов Автора записок генерал-лейтенанта в отставке Павлова В.Г. считают человеком, оставившим заметный след в истории советской внешней разведки.Виталий Григорьевич Павлов родился в 1914 году в г. Барнаул.Во внешней разведке прослужил полвека — с 1938 но 1988 год.В

ПАВЛОВ И ИСКУССТВО

ПАВЛОВ И ИСКУССТВО М. В. ДОБУЖИНСКИЙ Об И. П. ПавловеКогда наступало первое тепло, не было дня с самого моего ран него детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад Медицин ской академии. Этот старый, тенистый сад скрывался за ака демическим зданием с круглым куполом и

ПАВЕЛ ПАВЛОВ

ПАВЕЛ ПАВЛОВ Генерал долго сидел в кресле, похрустывая пальцами. Потом решительно потянулся к золоченому письменному прибору. Тонкое перо вывело первые строки прошения на «высочайшее имя». Не раз «высочайшая рука» жаловала его ценными подарками. Да и наместник Кавказа

ИВАН ПАВЛОВ

ИВАН ПАВЛОВ Среди широкой степи, близ железной дороги, по которой уходит вдаль бронепоезд, стоит серебристый самолет. На его крыльях алеют пятиконечные звезды, но на фюзеляже выделяется свежая надпись на французском языке — «Vieux ami» («Старый друг»), У самолета — летчик в

И. П. Павлов

И. П. Павлов В тоталитарных странах любят создавать авторитеты. Если из рабочей среды можно просто, ткнув наугад пальцем, выбрать Стаханова или Марию Демченко, то в науке желательно выбрать личность, всемирно известную. Выбор властей пал на И. П. Павлова, лауреата

М.

Г. Павлов

М. Г. Павлов В одном из писем тетке Марии Акимовне Шан-Гирей Лермонтов упоминает инспектора Павлова[340]. «Я продолжал подавать сочинения мои Дубенскому[341], – пишет Лермонтов-пансионер, – а Геркулеса и Прометея взял Инспектор, который хочет издавать журнал, Каллиопу

Павлов, Иван Петрович — Психологос

«Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то их бы не хватило вам».
​И.П. Павлов

Иван Петрович Павлов (27 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «За работу по физиологии пищеварения».

Биография

Иван Петрович родился 27 (14) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—-1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская)(1826—1890).

Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова).

Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И.П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок) и мнимой дефекацией (закольцовка кишечника путём сшивания конца толстой кишки с началом двенадцатипёрстной), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного и кишечного соков. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на международном физиологическом конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И.П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые cформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведенные на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении.

В 1919—1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года. И.П. Павлов воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б.П. Бабкин, А. И. Смирнов и др.

После смерти Павлов был превращён в идола советской науки. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны. Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова, см., например, его цитаты…:

  • «Мы жили и живём под неослабевающим режимом террора и насилия <…>. Я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий <…>. Пощадите же родину и нас» (цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М.: Академия, 2003, с. 24).
  • «Мы живем в обществе, где государство — всё, а человек — ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие волховстрои и днепрогэсы» (выступление в 1-ом Медицинском институте в Ленинграде по случаю 100-летия со дня рождения И. М. Сеченова, цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М.: Академия, 2003, с. 25)

Этапы жизни

В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876-78) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике Боткина.

  • 1883 — Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
  • 1884—86 — был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.
  • 1890 — избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 — заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов — заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины.
  • 1901 — Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 действительным членом Петербургской Академии наук.
  • 1904 — Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения
  • 1925 — до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.
  • 1936 — 27 февраля Павлов умирает от пневмонии. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.

Именем Павлова был названы:

  • Санкт-Петербургский государственный медицинский университет
  • Село Павлово во Всеволожском районе Ленинградской области
  • Институт физиологии в Санкт-Петербурге
  • Улица академика Павлова в Москве
  • Станция метро в Праге

И.П. Павлов. Вклад в физиологию и психологию

Реферат

  • формат doc
  • размер 140.5 КБ
  • добавлен 02 июля 2011 г.

Томск, 2004г.,Кафедра социальной и гуманистической психологии,27 стр.
Жизненный путь.
Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности.
Типы нервной системы, патология высшей нервной деятельности.
Проблема сна.
Исследования по физиологии кровообращения.
Исследования по физиологии пищеварения.

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Биологические дисциплины
  3. Физиология растений
  1. Академическая и специальная литература
  2. Медицинские дисциплины
  3. Ветеринария
  1. Академическая и специальная литература
  2. Медицинские дисциплины
  3. Нормальная физиология человека

Смотрите также

  • формат html
  • размер 62. 7 МБ
  • добавлен 21 августа 2009 г.

Электронная версия знаменитой книги «Начала Физиологии» под ред. академика А. Д. Ноздрачева. Книга является бестселлером среди множества изданий по физиологии, которыми изобилуют прилавки магазинов. Написана добротным и доходчивым языком, что несомненно полезно как студентам, изучающим физиологию, так практическим врачам в качестве справочника.rn

  • формат djvu
  • размер 23.93 МБ
  • добавлен 10 сентября 2010 г.

Изд.: Москва. «Наука»; Год: 1973; Стр. : 661; Иван Петрович Павлов (1849-1936) — выдющийся русский учёный-физиолог мирового масштаба. В 1904 году он был удостоен Нобелевской премии по медицине. С помощью разработанного Павловым метода условных рефлексов им было установлено, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности оказали большое влиян…

  • формат djvu
  • размер 4.83 МБ
  • добавлен 09 сентября 2010 г.

Изд.: АН СССР; Год: 1949; Стр. : 292; Работа выдающегося отечественного ученого-физиолога, Нобелевского лауреата И. П. Павлова (1849-1936), которая фигурировала в качестве основного научного труда автора при оценке его деятельности Нобелевским комитетом. В этой книге был собран весь материал, накопленный за десять лет работы лаборатории И. П. Павлова и относящийся к функционированию желудочных и поджелудочной желез. Читатель ознакомится с лекциям…

  • формат djvu
  • размер 9 МБ
  • добавлен 10 сентября 2010 г.

Изд.: Москва. Издательство Академии наук СССР; Год: 1949; Стр. : 476; Вниманию читателя предлагается классическая работа выдающегося отечественного ученого-физиолога И. П. Павлова, содержащая лекции, прочитанные им студентам Военно-медицинской академии. В книге дается полное систематическое изложение результатов почти двадцатипятилетней работы в области физиологии больших полушарий мозга собаки. Именно при написании этих лекций была заложена осно…

  • формат pdf
  • размер 2.64 МБ
  • добавлен 10 сентября 2010 г.

Изд.: Питер; Год: 2001; Стр. : 432; ISBN: 5-318-00280-3 В книгу вошли лекции, статьи и выступления лауреата Нобелевской премии, великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова (1849-1936). Созданное им учение об условных рефлексах и их сигнальной функции оказало глубокое и разностороннее влияние на мировуюнауку, в том числе на психологию, лингвистику, кибернетику. Значительное место в книге отведено малоизвестным работам ученого, которые, нес. ..

  • формат doc
  • размер 66.5 КБ
  • добавлен 06 марта 2010 г.

Сообщение на III съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2 января 1916 г. В сообщении представлен анализ жизнедеятельности живых организмов и заключение автора, что между рефлексами должен быть установлен особый рефлекс, рефлекс цели — стремление к обладанию определенным раздражающим предметом, понимая и обладание и предмет в широком смысле слова.

Реферат

  • формат doc
  • размер 102 КБ
  • добавлен 27 декабря 2010 г.

Содержание. Введение. Биоэлектрические потенциалы. Краткие исторические сведения. Потенциал покоя (ПП, мембранный потенциал покоя). Потенциал действия (ПД). Постсинаптические потенциалы (ПСП) Генераторные потенциалы Мембранная теория возбуждения Натрий-калиевый насос. Заключение. Список литературы. реферат содержит 17 листов, 14 шрифт. г Усть-Каменогорск, 2008 год, ВКГУ

Реферат

  • формат doc
  • размер 184.5 КБ
  • добавлен 24 января 2010 г.

Реферат по физиологии, 13 страниц. Содержит следующие разделы. Физико-химические свойства крови. Клетки крови: общая характеристика. Морфология и функции форменных элементов крови. Биохимия крови. Физиология: основные функции крови. Группы крови. Система гемостаза. Нарушение физиологического механизма свертывания крови — коагулопатия

Реферат

  • формат docx
  • размер 29. 82 КБ
  • добавлен 12 февраля 2011 г.

Постсинаптическое торможение Пресинаптическое торможение Роль различных видов торможения и их локализация в ЦНС

  • формат djvu
  • размер 8.61 МБ
  • добавлен 19 августа 2010 г.

Изд.: АН СССР; Год: 1952; Стр. : 774; Двухтомное собрание сочинений И. М. Сеченова, изданное Академией Наук СССР в 1952-1956 гг. В первый том вошли работы по физиологии и психологии: — Рефлексы головного мозга — Замечания на книгу г. Кавелина «Задачи психологии» — Кому и как разрабатывать психологию — Несколько слов в ответ на «Письма г. Кавелина» — Элементы мысли — Учение о не-свободе воли с практической стороны — Впечатления и действительно…

Вклад Ивана Павлова в психологию

Иван Павлов был не психологом, а физиологом. Он родился в России в середине -го -го века и сделал очень успешную карьеру в области физиологии животных задолго до того, как сделал открытие, благодаря которому его имя прочно ассоциируется с предметом психологии и изучением поведения в частности. Первоначально его основным интересом было понимание процессов пищеварения у животных. После совместной работы с Карлом Людвигом над пищеварительными процессами в желудке собак он решил изучить рефлексы, вызывающие слюноотделение во рту у собак. В отличие от предыдущего эксперимента, его цель состояла в том, чтобы сохранить жизнь собак и измерить слюноотделение с помощью хирургического перемещения одной слюнной железы за пределы щеки и регистрации количества слюны, отложившейся в прикрепленной к ней трубке.

Эффект Павлова

Слюна выполняет две функции как у собак, так и у людей. Во-первых, он содержит молекулы, называемые ферментами, которые расщепляют определенные продукты питания. Он также служит для увлажнения пищи, чтобы облегчить жевание и глотание. Теперь вы будете знать, что если вы голодны и видите или чувствуете запах еды, которая вам нравится, у вас будет выделяться слюна. Не нужно думать: «Мне нужно слюноотделение». Это связано с тем, что слюноотделение происходит автоматически, это рефлекс, а не сознательный контроль. Так и с собаками.

Первоначально Павлов заметил, что когда собакам давали пищу, их слюноотделение увеличивалось, как и ожидалось. Чего он не ожидал, так это того, что через несколько дней собаки заметят, как голодные собаки быстро научатся ассоциировать звук шагов своего сторожа с едой и начнут выделять слюну еще до того, как еда будет подана. Как только дверь открывалась в нужное время, то у собак выделялась слюна. Теперь любой, у кого была собака и кто привык выгуливать ее, будет знать, что ее собака запоминает время суток и ждет, иногда ведя в пасти, у двери для обычной прогулки.

Павлов был очарован этим «обучением», поэтому он разработал следующий эксперимент. Каждый раз, когда он предлагал еду собакам, он звонил в колокольчик. Через некоторое время он обнаружил, что один только звонок в колокольчик может вызвать слюноотделение в отсутствие еды. Он назвал это классическим обусловливанием, и оно стало объяснением того, почему люди ведут себя определенным образом.

Классическое обусловливание Павлова предполагает, что не все поведение коренится в подсознании, как предполагал Фрейд, но некоторые из них связаны с личными переживаниями, которые реальны и находятся в сознании. Например, у многих людей есть фобии. Человек, взбирающийся на высокое место и смотрящий вниз, может чувствовать головокружение и дискомфорт, а затем у него может развиться боязнь высоты, поскольку у него развилась ассоциация между высокими местами и физическим дискомфортом. Техника, основанная на обусловливании Павлова, известна как систематическая десенсибилизация, при которой терапевт вызывает состояние расслабления у человека с фобией и одновременно побуждает его контролируемым образом противостоять своей фобии, будучи расслабленным и спокойным, тем самым изменяя ассоциацию.

Действительно, в 1920-х годах Уотсон и Рейнор совершили очень неэтичный опыт, взяв с собой маленького мальчика по имени Альберт, которому нравились милые животные, такие как кролики, белые крысы и т. д. Они засняли эксперимент, показывающий, что сначала Альберт был счастлив и потянулся к животным. Затем они повторили эксперимент, представив животных Альберту и одновременно лязгнув большим стержнем. Громкий звук заставил ребенка плакать. НА третьем повторении эксперимента животных снова представили. На этот раз Альберт шарахнулся от животных и заплакал. Точно так же, как собаки, он научился ассоциировать один раздражитель (мохнатых животных) с громким шумом. Никто не знает, что случилось с Маленьким Альбертом, но у бедного мальчика, вероятно, осталась фобия белых животных на всю оставшуюся жизнь!

Работа Павлова положила начало науке о бихевиоризме, которая получила дальнейшее развитие у таких психологов, как Скиннер, который добавил к модели подкрепляющие факторы поведения и разработал оперантное обусловливание. Бихевиористы предложили альтернативу фрейдистскому подходу к управлению психическими патологиями. Бихевиоризм предполагает, что нежелательное поведение может быть обескураживающим, а полезное поведение может поощряться соответствующим применением стимулов и вознаграждений. Это лежит в основе многих руководств для родителей даже сегодня.

Другие менее привлекательные приложения его открытий использовались в другом месте. Примерно 50 лет назад мужской гомосексуальность считался уголовным преступлением и нежелательным. Мужчины иногда вызывались добровольцами или их заставляли посещать сеансы, на которых неприятные шоки сочетались с гомоэротическими изображениями. Желаемый результат заключался в том, что гомосексуал не сможет достичь сексуального возбуждения в гомосексуальных условиях. Это было известно как терапия отвращения.

Другим применением терапии отвращения стал препарат дисульфрам, более известный под восхитительным названием «антабус». Он был обнаружен случайно в 1948 исследователями Эриком Якобсеном, Йенсом Хальдом и Кенетом Фергюсоном, которые работали в датской фармацевтической компании. Их работа заключалась в том, чтобы разработать лекарство от определенного паразита. Как это было принято в те времена, попробовали на себе и, ничего не думая, пошли пить. Все трое были сильно больны. Лекарство, которое блокирует определенные части распада алкоголя в организме и, таким образом, вызывает тошноту, теперь дается хроническим алкоголикам в попытке вызвать отвращение к алкоголю.

Острый глаз Павлова и хорошее использование научного метода означали, что он является отцом одного из ключевых подходов в психологии. Но, как заметил комик Эдди Иззард, в одном из своих номеров, если бы он работал с кошками, а не с собаками, это была бы совсем другая история. Мы все должны быть благодарны, что он этого не сделал!

Ссылки

  1. Эскиз Эдди Иззарда: https://www.youtube.com/watch?v=whwiMrBNWCA
  2. Cardwell, Clark & ​​Meldrum : Психология для As (AQA) Collins, London 2008

Иван Павлов: теория, эксперимент и факты

Вы слышали об Иване Павлове? Возможно нет. Вы слышали о собаке Павлова? Вероятно! Давайте раскроем, кем был Иван Павлов и почему его собака была так важна.

  • Кем был Иван Павлов?
  • Почему Иван Павлов важен для психологии?
  • Что такое классическое обусловливание?

Вклад Ивана Павлова в психологию

Иван Павлов был русским психологом, родился 26 сентября 1849 года и умер 27 февраля 1936 года. всю жизнь отдавал приоритет знаниям. С юных лет он понимал важность сбора и понимания новой информации. Однако областью изучения Павлова была не психология, а физиология.

Физиология фокусируется на понимании того, как работает тело.

Павлова обучали некоторые из ведущих профессоров и физиологов того времени, когда он учился физиологии. Павлов был настолько успешным во время своего образования, что выиграл бесчисленное количество премий на своих факультетах. В конце концов, Павлов защитил докторскую диссертацию. Он проводил исследования в разных немецких лабораториях, но в конце концов вернулся на родину. Вернувшись в Россию, Павлов большую часть времени посвятил изучению пищеварения, что принесло ему Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1919 году.04!

Иван Павлов. Викисклад.

К этому моменту вы, вероятно, задаетесь вопросом, как Павлов стал всемирно известным психологом, когда он целыми днями изучал физиологию и даже получил за это Нобелевскую премию. Как ни странно, когда Павлов проводил эксперимент с пищеварением и желудком, он наткнулся на свой главный вклад в психологию — классическую обусловленность.

Иван Павлов Классическая кондиция

Когда Иван Павлов изучал пищеварение собак, он заметил кое-что интересное в своих собаках-участниках. Во время экспериментов по физиологии Павлов велел своим научным сотрудникам приносить корм для собак. Цель его физиологических экспериментов не имела ничего общего с этой стадией, однако позже она стала важной частью головоломки, которая привела Павлова к открытию классической обусловленности.

Когда исследователи приносили еду, у собак выделялась слюна, потому что они были голодны. У них выделяется слюна, потому что это естественный рефлекс нашего тела. Однако Павлов заметил, что, когда собаки видели исследователей, даже когда исследователи не приносили еду, у собак все равно выделялась слюна. У исследователей не было еды, так почему же у собак текло слюноотделение? Классическое кондиционирование!

Классическое обусловливание можно рассматривать как бессознательное обучение, которое происходит, когда непреднамеренный рефлекс сочетается со стимулом.

Мы расширим другие важные определения классического обусловливания, когда будем говорить об эксперименте Павлова!

Иван Павлов Теория

Основываясь на своих наблюдениях в лаборатории, Иван Павлов разработал свой собственный эксперимент и теорию о непреднамеренном слюноотделении у собак. Павлов предположил, что классическое обусловливание происходит, когда собаки видят, как исследователи входят в комнату. Поскольку у собак все еще выделялось слюноотделение, когда у исследователей не было еды, Павлов заявил, что стимул пищи был сопряжен с ранее нейтральным стимулом исследователей. Таким образом, вместо того, чтобы у собак выделялось слюноотделение, когда они видели еду, они выделяли слюну, когда видели исследователей.

Павлов провел свои первые наблюдения в лаборатории и сформулировал новую теорию и гипотезу. Он полагал, что, используя классическое обусловливание, он сможет заставить собаку выделять слюну, когда они слышат звон колокольчика, а не в присутствии еды. Хотя Павлов уже частично наблюдал это в лаборатории во время занятий физиологией, он впервые проводил психологический эксперимент.

Эксперимент Ивана Павлова

Даже если вы никогда раньше не слышали об Иване Павлове, есть вероятность, что вы слышали словосочетание «собака Павлова». Хотя в эксперименте Павлова изучалось классическое обусловливание, в просторечии он известен как «9».0051 Собака Павлова . Целью Павлова было научить собаку выделять слюну, когда она звонила в колокольчик.

Давайте разобьем эксперимент на три отдельных этапа, чтобы понять определения и понять, что такое классическое обусловливание.

Перед кондиционированием

Перед кондиционированием у собаки не было слюноотделения, когда она слышала звон колокольчика, но выделялась слюна, когда ей давали еду, как у всех собак. В этом случае безусловным стимулом будет получение собакой еды, а безусловным ответом будет слюноотделение собаки, когда она увидит еду. Оба эти термина имеют прилагательное безусловный , потому что это естественные реакции собаки. Он не был обусловлен, поэтому необусловлен.

Безусловный стимул (UCS) — это предъявляемый объект, который непроизвольно вызывает реакцию.

Безусловная реакция (UCR) — это естественная реакция организма на безусловный раздражитель.

Итак, мы определили пищу и слюноотделение с точки зрения условной терминологии, но как насчет звонка? Звон колокольчика был бы тем, что упоминается как нейтральный стимул.

Нейтральный стимул (NS) — это объект, который не вызывает реакцию до обусловливания, но позже, когда он сочетается с безусловным стимулом.

Звонок является нейтральным стимулом, потому что до обусловливания звонок в колокольчик ничего не значил для собаки. Стимул нейтрален. Однако позже колокольчик превратится в условный раздражитель.

Классически обусловленная собака. Pixabay.com.

Обзор перед кондиционированием

Перед кондиционированием собаке дают корм (UCS) и слюну (UCR). Когда он слышит звонок (НС), ничего не происходит.

Во время кондиционирования

Следующим этапом эксперимента Павлова является собственно кондиционирования собаки (также известный как приобретение ). Цель обусловливания состоит в том, чтобы соединить безусловный раздражитель с нейтральным раздражителем. Другими словами, Павлов пытался вызвать у собаки слюноотделение, когда звонил в колокольчик. Для этого каждый раз, когда он давал собаке еду, он звонил в колокольчик. Первоначально у собаки выделялась слюна (UCR), когда она видела еду (UCS). Звоня в колокольчик каждый раз, когда собака видела еду, она в конечном итоге соединила колокольчик (NS) с едой (UCS).

Поскольку классическое обусловливание основано на естественном бессознательном обучении, требуется время, чтобы соединить эти два стимула вместе.

После обусловливания

После многих испытаний произошло спаривание, результатом которого стал условный раздражитель и условная реакция.

Условный раздражитель (CS) — это элемент, который был нейтральным раздражителем, но после того, как он был соединен с безусловным раздражителем, он становится условным раздражителем. Затем условный раздражитель вызывает условную реакцию.

Итак, для Павлова условным раздражителем является звон колокольчика. Колокольчик начинался как нейтральный раздражитель, и во время условного рефлекса он соединился с безусловным раздражителем (еда), будучи представленным одновременно. В конце концов, собака мысленно объединила эти два сигнала, превратив звонок в условный раздражитель.

условная реакция (CR) — это естественная реакция организма, которая раньше была безусловной реакцией, но из-за обусловливания стала условной реакцией.

Условная реакция — слюнотечение собаки. Раньше у собаки непроизвольно выделялась слюна, когда он видел еду. Однако у собаки началось слюноотделение, когда он услышал звонок от кондиционера.

Звон колокольчика вызвал слюноотделение у собаки. Pixabay.com.

Обзор после кондиционирования

После кондиционирования у собаки выделяется слюна (CR), когда кто-то звонит в звонок (CS). Корм (UCS) больше не нужно давать собаке для слюноотделения (ранее известный как UCR, но теперь известный как CR).

Эксперимент Павлова с собакой был первым опубликованным исследованием классического обусловливания. Можете ли вы привести другие примеры классической обусловленности в вашей повседневной жизни?

Факты об Иване Павлове

Хотя Павлов был наиболее известен своими новаторскими исследованиями в области классической обусловленности, у него были и другие особенности.

  • До того, как Павлов сосредоточил свое образовательное путешествие на физиологии, он начал в духовной семинарии.

  • Павлов был женат на Серафиме Васильевне Карчевской, учительнице, с 1881 г. до своей смерти в 1936 г.

  • Павлов умер в возрасте 86 лет от двустороннего воспаления легких.

  • Несмотря на то, что он был из России, Павлов осуждал коммунизм в 1920-х годах, открыто не соглашаясь с широко распространенным в то время политическим мнением.

  • Работа Павлова с классическим обусловливанием проложила путь другим психологам, таким как Б. Ф. Скиннер и Джон Б. Уотсон, и их идеям бихевиоризма

Ян Павлов — Ключевые выводы

  • Самый важный вклад Ивана Павлова в психологию — это область классического обусловливания
  • Иван Павлов столкнулся с классическим обусловливанием при изучении пищеварения собак безусловная реакция и нейтральный стимул, которые являются естественными реакциями без манипуляций
  • Во время кондиционирования исследователи пытаются соединить нейтральный стимул с безусловным стимулом, чтобы вызвать безусловную реакцию
  • После обусловливания нейтральный раздражитель становится условным раздражителем. Когда предъявляется условный раздражитель, он должен вызывать условную реакцию.

Как творчество Павлова повлияло на образование

Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани, Россия. Иван Павлов посвятил свою жизнь изучению физиологии и наук, сделав нам замечательные открытия, которые привели к тому, что в 1904 году он был удостоен Нобелевской премии мира. Однако Павлов начинал как религиозный человек, прежде чем обратил свое внимание на науки, ради которых теперь известно.

За свою карьеру Павлов занимал множество научных/медицинских должностей, таких как кафедра фармакологии в Томском университете, а затем в Варшавском университете. Однако Павлов был приглашен в Институт экспериментальной медицины в 1891 году для организации и руководства кафедрой физиологии, и за 45 лет ему приписывают превращение ее в один из важнейших центров физиологических исследований.

Павлов был физиологом и известен своими исследованиями «условного рефлекса». Это исследование положило начало бихевиоризму. Его работа относится к его изучению того, как у собак выделяется слюна и как он может изменить их поведение с помощью подкрепления: он обнаружил, что, когда в определенной последовательности звонил звонок в связи с подачей еды, он мог заставить собак выделять слюну до того, как еда была съедена. потребляется. Павлов основывался на этой теории, и со временем он смог заставить собак выделять слюну при звуке звонка, даже если еды не было. Звонок начинался как нейтральный стимул, поскольку он не имел никакого отношения к тому, будет ли у собак выделяться слюна, но как только звонок мог вызывать слюноотделение независимо от присутствия пищи, он стал условным стимулом. Собаки установили связь между звуком колокольчика и приемом пищи, поэтому новое поведение было обусловлено. Павлов был первым, кто изучил законы обусловленности, которые проложили путь другим, таким как Джон Ватсон, для дальнейшего развития этой идеи. Уотсон в своей статье « Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) представил идею «классического обусловливания», основанную на наблюдениях, проведенных Павловым. В нем объяснялось, что идея обусловливания заключалась в том, чтобы научить испытуемого ассоциировать безусловный раздражитель, вызывающий определенный рефлекс, с условным раздражителем, вызывающим тот же рефлекс.

Павлов провел множество исследований, доказывающих, что обусловливание применяется к животным, однако воздействует ли такой процесс на человека? J Вестник экспериментальной психологии Уотсон и Рейнер (1920) доказали, что обусловливание действительно действует на человека, проведя спорный «Эксперимент Маленького Альберта». Этот эксперимент включал удар молотком по металлическому стержню за головой ребенка по имени Альберт, это напугало его, заставив его плакать, в течение семи недель Альберту представили белую крысу, и сразу же после этого ударили по стержню, и, к концу этого периода проявлял страх и плакал всякий раз, когда видел крысу, независимо от того, был ли удар по перекладине. Watson & Rayner удалось повторить работу Павлова на собаках с помощью человека; связывание условного раздражителя с безусловным так, что возникает тот же рефлекс. Этот эксперимент часто «цитируется как первый показательный случай обусловливания поведения» (Маккензи, 19 лет).77) Уотсон назвал теорию «бихевиоризмом», и она основана на теории Павлова.

Ниже представлено видео, показывающее «Эксперимент с Маленьким Альбертом» — смотреть с минуты.

Другим человеком, который построил теорию классического обусловливания, был Б. Ф. Скиннер, известный своими бихевиористскими взглядами и своей работой по «Оперантному обусловливанию». Его лучше всего определить как изменение поведения с помощью подкрепления; это положительное или отрицательное. У Скиннера было несколько человек, которые повлияли на его работу, но больше всего на него повлиял Павлов. Фактически он заявил: «Рассел и Ватсон не дали мне ни малейшего представления об экспериментальном методе, но Павлов дал: Контролируйте окружающую среду, и вы увидите порядок в поведении» ( Скиннер, 19 лет67, с. 399). На протяжении всех своих произведений Скиннер открыто выражает свою привязанность к Павлову, будь то вешание подписанной фотографии Павлова на стене своего кабинета или упоминание в своей биографии, что Павлов «является звездой, которая освещает мир» (Skinner, 1976). Мы не сомневаемся, что Павлов повлиял на исследования, проведенные многими людьми, такими как Скиннер, и, поскольку его идеи манипулировались и основывались на них, мы видели, как они мотивировали управление поведением в школах сегодня. Положительное и отрицательное подкрепление — обычная практика в классе. Многие учителя уведомляют своих детей о том, что от них ожидается с начала года, чтобы было четкое указание на то, что такое хорошее поведение; действия, нарушающие эти ожидания, часто считаются плохим поведением. Чтобы поощрить хорошее поведение, учителя будут раздавать детям награды, это могут быть наклейки, игры, которые нравятся детям, и другие приятные вещи. Целью этого является мотивировать детей вести себя хорошо и усердно работать в надежде, что они получат вознаграждение. С другой стороны, у учителей также будут наказания, которые используются в надежде воспрепятствовать плохому поведению. Примерами наказаний могут быть лишение ребенка свободного времени, выговор или отстранение ребенка от деятельности, которая ему нравится. Наказания используются, чтобы ослабить определенное поведение, тогда как награды используются, чтобы усилить или усилить определенное поведение. Скиннер (1968) утверждал, что обучение является результатом поощрения или наказания поведения в контексте, которым сознательно манипулирует учитель. Поэтому учитель может структурировать свое обучение, чтобы получить правильный ответ, или даже использовать наказания, чтобы гарантировать, что неправильный ответ не будет дан.

Как учителя, мы хотим поощрять детей генерировать собственные идеи об обучении и учиться так, как им больше всего подходит. Однако важно, чтобы стиль, который они выбирают для обучения, не влиял на обучение других. Это не обязательно означает, что они должны хранить молчание и им запрещено обсуждать свои идеи в группе, но это будет означать, что, пока дети учатся, они ведут себя надлежащим образом, и вопрос о том, считать ли их поведение уместным, остается на усмотрение учителя. Однако последствия поведения важны, поскольку от этого будет зависеть, будет ли поведение повторяться. Есть так много вещей, о которых нужно подумать в отношении управления классом и того, как получить лучшее от всех наших детей; бихевиоризм — это одна из теорий, которую следует учитывать, как заявил Атертон (2010), она была «подорвана» «когнитивной революцией».

По мере того, как люди начали узнавать Павлова и его работы стали широко известны, идея обусловленности расширилась и стала ключевой концепцией в развивающейся области сравнительной психологии. Работа Павлова с классической обусловленностью оказала огромное влияние на то, как люди воспринимают себя, свое поведение и процессы обучения. Его работа побудила многих других, таких как Уотсон и Скиннер, глубже погрузиться в его первоначальную идею. Результатом стала теория, которая постоянно оспаривалась и развивалась; идея бихевиоризма.

Источники, ссылки и дополнительная литература.

  • Атертон, Дж. (2010) Бихевиоризм. [Онлайн] Доступно по адресу: http://www.slideshare.net/James.Atherton/notes-on-behaviourism (дата обращения: 14 января 2013 г.)
  • Грей Дж. (1979) Павлов . Глазго: Фонтана в мягкой обложке
  • Маккензи, Б. (1977) Бихевиоризм и пределы научного метода. Лондон: Рутледж.
  • Павлов И. (1927) Условные рефлексы: Исследование физиологической активности коры головного мозга. [Онлайн] Доступно по адресу: http://psychclassics.yorku.ca/Pavlov/lecture2.htm (дата обращения: 11 января 2013 г.)
  • Павлов, И. П. (1897/1902). Работа пищеварительных желез . Лондон: Гриффин.
  • Павлов И. П. (1928). Лекции по условным рефлексам . (Перевод WH Gantt) Лондон: Аллен и Анвин.
  • Павлов, И. П. (1955). Избранные произведения . Москва: Изд-во иностранных языков.
  • Скиннер, Б.Ф. (1967). Б. Ф. Скиннер. В EG Boring & G. Lindzey (Eds.), История психологии в автобиографии (Том 5, стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *