Павлов иван петрович для детей: Краткая биография Ивана Павлова для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

Самые интересные факты из жизни Павлова Ивана Петровича

Блестящий учёный, научный деятель, сделавший множество открытий в сфере физиологии и медицины, Павлов И.П. родился в Рязани в 1849 году. Он был сыном и внуком служителей церкви.

Получив начальное образование в церковном заведении, продолжил обучение на физико-математическом факультете Петербургского университета. Впоследствии он был зачислен в Военно-хирургическую академию, которую окончил с золотой медалью. За свои исключительные исследования академик Павлов И.П. получил Нобелевскую премию.

Увлечения

Ивана Петровича с детства воодушевляло коллекционирование насекомых и растений. Он просил рязанских детей приносить ему гусениц и затем наблюдал за развитием бабочек. Как-то раз ему привезли необычной окраски бабочку с острова Мадагаскар, которую он приколол в самый центр своей коллекции.

Позднее загорелся страстью к филателии. Все, кто знал о его хобби, присылали ему новые марки. Сам сиамский принц, однажды посетивший Институт экспериментальной медицины, пополнил коллекцию марками своего государства.

Собирательство книг – ещё одно увлечение. В день рождения любого члена его большой семьи преподносились произведения какого-нибудь писателя.

Коллекционировать картины Павлов начал с покупки портрета сына Володи, написанного известным портретистом Н.А Ярошенко. Однажды ему подарили картину с изображением моря на закате в Силламяэ, и у него появился реальный интерес к живописи. Содержание картин он понимал по-своему, представляя не то, что видит сам, а как, возможно, мыслит художник.

Характерные черты

Иван Павлов получил в наследство от отца такие черты характера как настойчивость в достижении цели и стремление к совершенству, что пригодилось ему в дальнейшей жизни и работе.

В годы учёбы в семинарии Иван был лучшим слушателем и давал частные уроки отстающим. Ему нравилось преподавать своим однокашникам. Иван Петрович был требовательным, не терпящим оплошностей, иногда резким, но отходчивым человеком.

По сведениям очевидцев, Павлов был левшой, что при его ловкости и профессионализме не мешало ему проводить сложные операции и опыты. Но с присущей ему страстностью и волей он тренировал свою правую руку.

У Павлова было слабое зрение, и он ничего не видел без очков. Несмотря на это, он очень много читал. Каждую книгу привык прочитывать дважды, а затем мог цитировать большие фрагменты из неё.

Учёный умел вести длительные и интересные дискуссии, имел звание пылкого спорщика, жёстко отстаивал свою точку зрения, не любил, когда оппонент уходил от разговора.

Павлову принадлежит остроумное решение исследований под названием «мнимое кормление». Этот метод позволял получать желудочный сок, исключая попадания пищи в желудок. «Хронический» эксперимент позволял наблюдать за процессами организма, не нарушая его целостности. Все опыты проводились на собаках. Профессор очень трепетно относился к животным и любил их.

Павлов и отдых

В жизни Павлов был высоким, хорошо сложенным человеком. Он обладал энергией, ловкостью и силой. Семья Павловых снимала в местечке Силламяэ дачу. С утра он поливал растения и ухаживал за клумбами, потом все вместе ходили в лес за грибами. А по вечерам катались на велосипеде. Часто на участке дачи проводились городошные соревнования. Кроме соседей, в них принимали участие его коллеги, сыновья, друзья – писатели и художники. Для молодёжи там был своеобразный дискуссионный клуб.

Павлов постоянно занимался гимнастикой. Он создал общество любителей физической культуры и велосипедной езды, став в нём председателем.

Курьёзные эпизоды из жизни

Его лучший ученик и последователь Л.А. Орбели ассистировал академику при операциях. Во время одной из них Павлов, работая быстро, слаженно, начал ругаться. Обиженный ассистент решил уйти из помощников, чем удивил учителя. А потом тот признался, что к его ругани надо привыкнуть, как к запаху «псины».

Проводя зимние каникулы со своей будущей женой Серафимой Карчевской, Павлов, будучи сам студентом, отправился с ней за тёплыми сапожками. Рождество провели весело и счастливо. Вернувшись в деревню, где работала после женских курсов его невеста, обнаружилась пропажа одного сапога. Он оказался у жениха: влюблённый оставил его себе на память.

Отношение к революции

Учёный встретил революцию в 70-летнем возрасте и не скрывал к ней своего негативного отношения. Ленин и его соратники боялись высказываний признанным во всём мире учёного против советской власти, окажись он за рубежом, поэтому ему создавали все условия для проведения исследований на родине.

В его лаборатории всегда были свет, дрова, инвентарь, отменный корм для животных. Многие сотрудники по настоянию академика досрочно возвращены из армии.

Он посылал гневные письма в Совнарком, где осуждал политику коммунизма. Он протестовал против включения в академию посторонних людей, не сведущих в науке. Резко критиковал большевиков и призывал не бояться их. Никто не мог последовать примеру учёного из боязни перед властями. В дальнейшем он прекратил посещать заседания, мешавшие его труду.

Память о великом русском учёном останется на века. Улицы в городах России и за рубежом, станции метрополитена в Праге и Харькове, площадь в Праге, высшие учебные заведения и иные медицинские учреждения, село в Ленинградской области, самолёт авиакомпании «Аэрофлот», кратер на оборотной стороне Луны и астероид названы его именем.

К 150-летию в 1999 году вышли 2 монеты банка России с его изображением. Его образ увековечен в 16 монументах и на двух марках. Были созданы биографические кинофильмы, изданы книги с описанием его многолетнего труда. Учреждены несколько наград за продолжение дела Павлова и становление медицины и психологии.

Иван Петрович Павлов — презентация онлайн

1.

Иван Петрович ПавловФедеральное государственное автономное
учреждение высшего образования
Российский университет дружбы народов
Аграрно-технологический институт
Иван Петрович Павлов
Выполнила: Коняшкина Алина Викторовна
Группа: СЕБ-1.11
Преподаватель: Кротова Елена Александровна
2016 г.
Иван Петрович Павлов
(14 (26) сентября 1849— 27 февраля 1936)
Русский учёный, физиолог,
четвертый лауреат Нобелевской
премии (1904) по физиологии и
медицине, автор учения о
высшей нервной деятельности.
Биография
Родился 26 (14) сентября 1849 в Рязани. Был старшим сыном в многодетной семье
приходского священника, который считал своим долгом дать детям хорошее
образование. В 1860 Павлов был принят сразу во второй класс Рязанского духовного
училища. После окончания в 1864 поступил в духовную семинарию. На последнем курсе
семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М.
Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 году поступил на юридический
факультет Петербургского университета (СПбГУ), но через 17 дней после поступления
перешёл на естественное отделение физико-математического факультета.
В 1875 г. Павлов удостоился золотой медали за работу «О нервах, заведующих работою в
поджелудочной железе».
Получив степень кандидата естественных наук, поступил на третий курс Медико-хирургической
академии и окончил её с отличием. В 1883 г. защитил диссертацию «Центробежные нервы
сердца» (одна из нервных ветвей, идущая к сердцу, ныне усиливающий нерв Павлова).
Став в 1888 г. профессором, Павлов получил собственную лабораторию. Это позволило ему без
помех заняться исследованиями нервной регуляции при выделении желудочного сока. В 1891 г.
Павлов возглавил физиологический отдел в новом Институте экспериментальной медицины.
В 1895 г. он сделал доклад о деятельности слюнных желёз собаки. «Лекции о работе главных
пищеварительных желёз» вскоре были переведены на немецкий, французский и английский
языки и опубликованы в Европе. Труд принёс Павлову большую известность.
Впервые понятие «условный рефлекс» учёный ввёл в докладе на Конгрессе естествоиспытателей
и врачей стран Северной Европы в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) в 1901 г. В 1904 г. за работы
по пищеварению и кровообращению Павлов получил Нобелевскую премию.
В 1907 г. Иван Петрович стал академиком. Он начал исследовать роль различных отделов
головного мозга в условно-рефлекторной деятельности. В 1910 г. увидел свет его труд
«Естествознание и мозг».
Революционные потрясения 1917 г. Павлов пережил очень тяжело. В наступившей разрухе силы
его уходили на сохранение дела всей жизни. В 1920 г. физиолог направил в Совнарком письмо «О
свободном оставлении России ввиду невозможности вести научную работу и неприятия
производимого в стране социального эксперимента». Совет народных комиссаров принял
постановление за подписью В. И. Ленина — «в кратчайший срок создать наиболее благоприятные
условия для обеспечения научной работы академика Павлова и его сотрудников».
В 1923 г. после выхода в свет знаменитого труда «Двадцатилетний опыт объективного изучения
высшей нервной деятельности (поведения) животных» Павлов предпринял длительную
заграничную поездку. Он посетил научные центры Англии, Франции и США.
В 1925 г. основанная им в посёлке Колтуши Физиологическая лаборатория при Институте
экспериментальной медицины АН СССР была преобразована в Институт физиологии. Павлов до
конца жизни оставался его директором.
Семья
Отец — Пётр Дмитриевич Павлов
Мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская)
Братья и сестры: Дмитрий Петрович, Пётр Петрович, Николай
Петрович, Константин Петрович, Елена Петровна, Сергей Петрович,
Николай Петрович, Лидия Петровна
Жена — Серафима Васильевна Карчевская
Дети: Мирчик Иванович, Всеволод Иванович
Личность Ивана Петровича Павлова
Иван Петрович был не приспособлен к обыденной жизни. Его абсолютно
не волновали насущные для других практические вопросы, такие как
заработная плата, условия проживания, его гардероб, еда. Все эти
проблемы взвалила на себя его жена. Серафима, зная о безразличии
мужа к житейским вопросам, вынуждена была постоянно напоминать
ему о необходимости получения жалования, также она сама покупала
ему одежду.
Из-за своей жуткой принципиальности и неуживчивости Павлов долгое
время не мог продвинуться по службе и зарабатывал очень мало, что
нисколько его не беспокоило. При всей своей учености он так и не
обучился тактичности.
Ученый прекрасно знал о своем непростом характере. Немного
сглаживало его горячий норов то, что у него было хорошее чувство
юмора. Зато в моменты успеха он преображался: не в силах скрыть свою
радость он был готов поздравлять не только свою команду, но и всех
своих знаменитых собак!
Иван Петрович Павлов и советская власть
Уже в первые годы Советской власти, когда наша страна переживала голод и разруху, В.
И. Ленин издал специальное постановление, свидетельствующее об исключительно
теплом, заботливом отношении большевистской партии и советского правительства к И. П.
Павлову и его работе. В короткий срок были созданы наилучшие условия для научных
исследований великого ученого.
Осуществилась давняя мечта Павлова об органической связи между теорией и
практикой: при его институтах образовались клиники нервных и психических заболеваний.
Все руководимые им научные учреждения были оснащены новейшим оборудованием. В
десятки раз выросло число постоянных научных и научно-технических сотрудников. Кроме
обычных, крупных бюджетных средств, ученому ежемесячно отпускались значительные
суммы для расходования по личному усмотрению. Началось регулярное издание научных
трудов лаборатории Павлова.
О такой заботе Павлов не мог и мечтать при царском режиме. Внимание Советского
правительства было дорого сердцу великого, ученого, он неоднократно подчеркивал это с
чувством большой благодарности даже в годы, когда сам еще сдержанно относился к
новым социальным порядкам в нашей стране. Созданные Советским правительством
идеальные возможности для развертывания исследований Павлова поражали многих
иностранных ученых и общественных деятелей, побывавших в Советском Союзе и
посетивших научные учреждения великого физиолога.
Иван Петрович Павлов умер 27 февраля 1936 года.
Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
Памятник в городе Светлогорске
Увековечивание памяти об учёном
Памятник в городе Сухум
Почтовая марка СССР, 1949 год.
Портрет И. П. Павлова по картине
М. Нестерова (1935 год).
Две памятные монеты Банка России, посвящённые 150-летию
со дня рождения И. П. Павлова. 2 рубля, серебро, 1999 год
Почтовая марка
СССР, посвящённая
И. П. Павлову, 1991
год, 15 копеек
Цитаты И. П. Павлова
«Наука движется толчками в зависимости от успехов, делаемых методикой»
«Медицинский врач лечит человека, а ветеринарный врач – человечество.»
«Наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было бы две жизни,
то их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука
от человека.»
«Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко ни оценивали вас,
всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть
вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы
откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите
меру объективности.»
«Самое важное в каждом деле — пересилить момент, когда вам не хочется
работать.»
«Самые сильные раздражители — это люди.»
Начало исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность Павлова началась рано. В 1873 г. совместно с однокурсником
В. Н. Великим Павлов выполнил первую научную работу. Под руководством И. Ф. Циона они
изучили влияние гортанных нервов на кровообращение.
Вскоре студенты И. П. Павлов и М. М. Афанасьев сделали интересную научную работу по
физиологии нервов поджелудочной железы. Павлов блестяще закончил университет, получив
ученую степень кандидата естественных наук.
И. Ф. Цион, занявший оставленную Сеченовым должность заведующего кафедрой физиологии в
Медико-хирургической академии, пригласил молодого ученого в качестве своего ассистента.
Одновременно Павлов поступил на третий курс академии .
Через некоторое время Павлов стал ассистентом профессора К. Н. Устимовича на кафедре
физиологии ветеринарного отделения Медико-хирургической академии. Одновременно он
продолжал учебу на медицинском отделении академии.
За время работы в лаборатории Павлов самостоятельно выполнил ряд ценных работ по
физиологии кровообращения. В этих исследованиях впервые проявились зачатки его
гениального научного метода изучения функций организма в их естественной динамике в не
наркотизированном целостном организме. В результате многочисленных опытов Павлов
добился измерения давления крови у собак, не усыпляя их наркозом и не привязывая к
опытному столу. Он разработал и осуществил свой оригинальный метод хронической фистулы
мочеточников — вживления конца последних в наружный покров живота.
В течение своей долгой карьеры Иван Петрович Павлов работал над тремя главными
проблемами: функция сердечных нервов, функции первичных органов пищеварения, изучение
условных рефлексов.
Открытие условного рефлекса, как это бывает в мире науки, возможно, произошло случайно во
время исследования пищеварительных желез собак. Поначалу ученый дал этому явлению
название «физические рефлексы».
Научный метод
До Павлова исследования проводились при помощи
т.н. «острого опыта», суть которого заключалась в том,
что интересующий ученого орган обнажался при
помощи надрезов на теле наркотизированного или
обездвиженного животного. Метод был непригоден для
изучения нормального течения жизненных процессов,
так как нарушал естественную связь между органами и
системами организма.
Павлов первым из физиологов стал использовать
«хронический метод», при котором эксперимент
проводится на практически здоровом животном, что
позволило исследовать физиологические процессы в
неискаженном виде.
Исследования по физиологии
кровообращения
Одно из первых научных исследований
Павлова было посвящено изучению
роли нервной системы в регуляции
кровообращения. Ученый доказал
наличие «тройного нервного контроля»
на сердце: нервов функциональных,
вызывающих или прерывающих
деятельность органа; нервов
сосудистых, регулирующих доставку
химического материала к органу и
нервов трофических, определяющих
точный размер окончательной
утилизации этого материала каждым
органом и регулирующих тем самым
жизненность ткани. Такой же тройной
контроль ученый предполагал и в
других органах.
Исследования по физиологии пищеварения
Метод «хронического эксперимента» позволил Павлову открыть
многие законы функционирования пищеварительных желез и
процесса пищеварения в целом. До Павлова об этом имелись
лишь некоторые весьма смутные и фрагментарные
представления, а физиология пищеварения была одним из
самых отсталых разделов физиологии.
Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы
получить фистулу желудочно-кишечного
тракта. Сделать такую операцию было
чрезвычайно трудно. И. П. Павлов так сшивал
кожу и слизистую, вставлял металлические
трубки и закрывал их пробками, что никаких
эрозий не было, и он мог получать чистый
пищеварительный сок на протяжении всего
желудочно-кишечного тракта. Проводил
опыты с мнимым кормлением, таким
образом, сделав ряд открытий в области
рефлексов выделения желудочного сока. За
10 лет Павлов, по существу, заново создал
современную физиологию пищеварения. В
1903 году сделал доклад на XIV
Международном медицинском конгрессе в
Мадриде в котором впервые сформулировал
принципы физиологии высшей нервной
деятельности. И в следующем, 1904 году,
Нобелевская премия за исследование
функций главных пищеварительных желез
была вручена И. П. Павлову, — он стал
первым российским Нобелевским лауреатом.
Первые исследования Павлова в области физиологии пищеварения
были посвящены изучению работы слюнных желез. Ученый
установил зависимость между составом и количеством выделяемой
слюны и природой раздражителя, что позволило ему сделать вывод о
специфической возбудимости разных рецепторов ротовой полости
каждым из раздражающих агентов.
Исследования, касающиеся физиологии желудка,
являются наиболее значительными достижениями
Павлова в объяснении процессов пищеварения.
Ученый доказал наличие нервной регуляции
деятельности желудочных желез. Результатом
исследований ученого в области физиологии
пищеварения явился его труд под названием Лекции
о работе главных пищеварительных желез,
опубликованный в 1897.
Исследования по физиологии
высшей нервной деятельности
К изучению физиологии высшей нервной деятельности Павлов
перешел, пытаясь объяснить феномен психического
слюноотделения. Изучение этого явления привело его к понятию
условного рефлекса. Процесс образования условных рефлексов
Павлов назвал высшей нервной деятельностью и считал это
понятие равнозначным термину «психическая деятельность».
Ученый выделил четыре типа высшей нервной деятельности
у человека, которые основываются на представлениях о
соотношении между процессами возбуждения и торможения.
Тем самым он подвел физиологический фундамент под
учение Гиппократа о темпераментах.
Павлов разработал также учение о сигнальных системах.
По Павлову, специфической особенностью человека
является наличие у него, помимо первой сигнальной
системы, общей с животными (разнообразные сенсорные
раздражители, поступающие из внешнего мира), также и
второй сигнальной системы – речи и письма.
Павловым были сформулированы представления об
аналитико-синтетической деятельности головного мозга и
создано учение об анализаторах, о локализации функций в
коре головного мозга и о системности в работе больших
полушарий
Список используемой литературы:
1) И. П. Павлов. «Рефлекс свободы»
2) Большая Советская энциклопедия, 3-е изд. Павлов Иван Петрович
3) Ю.П. Фролов. Иван Петрович Павлов, Воспоминания, Издательство
Академии медицинских наук СССР, Москва 1949 год.
4) П.К. Анохин. Иван Петрович Павлов. Жизнь, деятельность и научная
школа. Издательство Академии Наук СССР, Москва 1949 год.
5) И.П. Павлов в воспоминаниях современников. Л.: Наука, 1967 год.
6) Э.А. Асратян. Иван Петрович Павлов. Жизнь, творчество, современное
состояние учения. Издательство «Наука», Москва, 1981 год.
Интернет-ресурсы:
1)
2)
3)
4)
5)
http://www.krugosvet.ru/node/42258
http://www.ras.ru/pavlov/fb5bfa2d-7fb8-499c-b1b4-cb96bc556421.aspx
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-ivana-pavlova
http://www.medicinform.net/history/ludi/pavlov.htm
Википедия. Павлов, Иван Петрович

Павлов Иван Петрович (1849-1936) — Дошкольное образование

Павлов Иван Петрович (1849-1936)

 

Иван Павлов, российский ученый, лауреат Нобелевской премии, обнаружил, изучая процессы пищеварения собак, что рефлекторное поведение можно контролировать или «обусловливать» внешними событиями. Павлов показал, как ранее нейтральный раздражитель (звук метронома) может вызвать непроизвольную реакцию (слюноотделение), если он многократно сочетается со стимулом, который естественным образом вызывает рефлекс (еда).

Павлов назвал это явление классической обусловленностью. Блестящий методолог, исследование Павлова заложило основу для американских ученых, прежде всего Эдварда Торндайка, Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера, для формулирования и установления чисто объективной науки обучения, известной как бихевиоризм.

Павлов, первый ребенок в бедной семье, родился 14 сентября 1849 года в Рязани в центральной России. Петр Дмитриевич Павлов, его отец, а также сельский священник, побуждал молодого Ивана к богословию, но любовь Павлова к естествознанию привела его вместо этого к изучению физиологии на протяжении всей жизни. Образование Павлова началось в церковных школах Рязани, но продолжалось до тех пор, пока он не получил ученую степень и стипендию Медико-хирургической академии. Его ранние исследования, проведенные в клинике С. П. Боткина, были сосредоточены на нервной системе. В 1890 Павлов стал заведующим кафедрой физиологии Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге. Здесь он оставался в течение 45 лет, превращая Институт в влиятельный центр физиологических исследований.

Книга

«Условные рефлексы» (1927), опубликованная на английском языке, создала репутацию Павлова на Западе и получила широкое признание. Признание, сопровождавшее получение Нобелевской премии в 1904 году, возможно, защитило Павлова от преследований во время и после русской революции. Постановление правительства, подписанное Лениным в 1921 признал заслуги Павлова перед рабочим классом; Коммунистическая партия и Советское правительство хорошо обеспечивали Павлова и его сотрудников. К 1935 году Советский Союз зарекомендовал себя как международный центр изучения физиологии, и эта позиция была обеспечена отчасти благодаря вкладу Ивана Павлова. Павлов продолжал активно заниматься исследованиями до своей смерти в возрасте 87 лет.

Павлову иногда приписывают начало бихевиористской революции в психологии, которая ознаменовалась резким сдвигом в сторону изучения только того, что поддается непосредственному наблюдению. Американский психолог Джон Б. Уотсон более уместно считается основателем радикального бихевиоризма. Уотсон применил методы Павлова к изучению детей, успешно продемонстрировав, что страху можно научиться, а затем погасить его у ребенка с помощью классического обусловливания. Уотсон выдвинул теоретическую позицию, согласно которой в дебатах о природе и воспитании окружающая среда имеет гораздо больший вес, чем наследственность, — точка зрения, связанная с социальным улучшением. Возможно, вскоре Уотсон неизбежно станет критиковать матерей страны за неспособность обеспечить здоровые условия для роста их детей.

Педагоги тоже ощутили влияние бихевиоризма. В Педагогическом колледже в Нью-Йорке коллеги Эдвард Торндайк и Пэтти Смит Хилл подчеркивали важность формирования привычек в первые годы жизни. Эксперименты с детьми теперь включали психологию стимул-реакция — педагоги стремились определить желаемое поведение и приучить детей к нему.

В более поздние времена теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера описывала, как можно использовать подкрепление для изменения поведения, — принцип, который вскоре проник в систему обучения детей младшего возраста. Использование систем похвалы, жетонов или поведенческих диаграмм с целью изменить поведение детей — все это практики, вытекающие из теории подкрепления.

Бихевиористские практики прочно укоренились во многих американских школах, особенно в специальном образовании. Однако следует ли ассоциировать эти современные приложения с работами Ивана Павлова, остается открытым.

Дополнительная литература: Бабкин, Б. П. (1949). Павлов. Чикаго: Издательство Чикагского университета. Фролов, Ю. П. (1937). Павлов и его школа. Лондон: К. Пол, Тренч, Трубнер и компания. Павлов, И. П. (1927). Условные рефлексы: Исследование физиологической деятельности коры головного мозга. Перевод Г. В. Анрепа, Лондон: Oxford University Press. Виндхольц, Джордж (1997). Иван П. Павлов: Обзор его жизни и психологической работы. Американский психолог, 52(9), 941-946.

Энн С. Бенджамин

Иван Павлов — Академики

From Academic Kids

В Википедии нет статьи с точным названием.

  • Начать статью об Иване Павлове ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Ivan_pavlov&action=edit ) .
  • Искать Иван Павлов в других статьях.
  • Ищите Ивана Павлова в Викисловаре, нашем дочернем словарном проекте.
  • Ищите Ивана Павлова в Commons, нашем хранилище бесплатных изображений, музыки, звука и видео.

  • Если вы создали эту страницу в последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте очистить ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Ivan_pavlov&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
  • Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация

Академическое детское меню

  • Искусство и культура
    • Искусство ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
    • Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
    • Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
    • Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
    • Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
  • Биографии ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
  • Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
  • География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
    • Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
    • Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
    • Флаги ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Flags )
    • Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
  • История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
    • Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
    • Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
    • Средние века ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
    • Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
    • Ренессанс ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
    • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
    • США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
    • Войны ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
    • Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
  • Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
  • Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
  • Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
  • Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
    • Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
    • Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
    • Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
    • Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
    • Изобретения ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Inventions )
    • Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
    • Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
    • Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
  • Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
    • Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
    • Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
    • Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
    • Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
    • Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
  • Космос и астрономия
    • Солнечная система ( http://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *