Павлов Иван Петрович | Тайны веков
Иван Петрович Павлов — великий российский естествоиспытатель, физиолог, оставивший неизгладимый след в истории отечественной науки, и всемирно известный ученый, лауреат Нобелевской премии. Достижения научных школ, созданных учениками Павлова, определили новое воплощение павловских идей в современных исследованиях и открыли возможность проникновения физиологической мысли на клеточный, мембранный и молекулярный уровни системных функций, что позволило понять тонкие механизмы адаптивных реакций организма.
Родился Иван Петрович Павлов 14 (26) сентября 1849 г. в Рязани в семье священника. Происхождение и определило то, что начальное образование Павлова — духовное: он окончил Рязанское духовное училище, а затем, в 1864 г., поступил в Рязанскую духовную семинарию.
В 1870 г. Павлов поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет, по окончании которого в 1875 г. поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии. Учась в академии, Павлов одновременно работал в лаборатории профессора-физиолога К.Н. Устимовича.
В 1879 г. Павлов окончил Меди-ко-хирургическую академию и был оставлен для продолжения научной деятельности. В 1881 г. Павлов защитил диссертацию на степень доктора медицины. Затем 46 лет жизни и деятельности И.П. Павлова были неразрывно связаны с Институтом экспериментальной медицины, где он возглавил отдел физиологии, названный впоследствии его именем.
Иван Петрович Павлов внес огромный вклад в развитие русской психологии, развивая учение Сеченова о рефлекторном характере психической деятельности. С помощью разработанного им метода исследования условных рефлексов он установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.
Павлов впервые выступил с новой программой в 1903 г. на Международном медицинском конгрессе в Мадриде. Свою речь он озаглавил «Экспериментальная психология и психопатология на животных». Для участников конгресса это было неожиданностью. Павлов уже приобрел всемирную славу своими работами по физиологии пищеварения, а тут — психология. Но сам Павлов констатировал: «…этот переход произошел хотя и неожиданно, но вполне естественно…»
От физиологических опытов Павлов непринужденно перешел к психологическим опытам, что и определило его последующую работу. Павлов изложил свое представление о новом психофизиологическом направлении в медицине, которое было построено на обширном опытном материале. В своем сообщении он упомянул о 12 вариантах опытов по изучению рефлекторной регуляции поведения. Каждый вариант стал в дальнейшем моделью для разработки множества других новшеств, введенных Павловым.
В опытах над собаками применялись раздражители, провоцирующие противоположные по своему мотивационному знаку реакции. Так, например, подводимый к коже животного электрический ток, причиняющий сильную боль, оказался способным вместо негативной оборонительной реакции вызвать позитивную пищевую реакцию. Опыты Павлов проводил сам и при помощи своих коллег-ассистентов.
Известно, что раз в неделю, по средам, в 10 часов утра Павлов собирал сотрудников своих лабораторий для обсуждения результатов опытов, а также общих проблем учения о высшей нервной деятельности. В стенограмме одной из «Павловских сред» (так назывались эти встречи) записано «Иван Петрович рассказал об описанном Фрейдом случае излечения истерического психоза».
Примерно в таком же ключе, только более расширенном, проходила и мадридская встреча Павлова. Начав с того, что он остановится только на опытах со слюнными железами и будет говорить только языком фактов, Павлов в действительности развернул перед слушателями методологию своих исследований. Именно в этой новой конкретно-научной методологии и новой исследовательской программе, а не только в фактах заключался смысл павловской революции в физиологии и психологии.
Впоследствии в массовом обыденном сознании павловское открытие воспринималось в крайне примитивном образе (примерно как и с «сеченовскими лягушками»): слюноотделение у собаки наблюдается не только при соприкосновении с пищей, но и при воздействии на мозг раздражителя, подающего сигнал о ней. Между прочим, точно так же представляли себе павловский рефлекс и его критики, наделенные изощренным философским умом.
Однако простота феномена скрывала гораздо более значимые для науки новшества. Историческое значение учения Павлова заключалось во введении новой категории — категории поведения (вспомним, что при Сеченове такой категории еще не существовало).
Все предшествующие попытки понять концепцию рефлекса — от Декарта до Сеченова — строились на концепции рефлекса, трактуемого в качестве сенсомоторного акта. Сохранив ориентацию на принцип рефлекса, Павлов избрал для анализа целесообразных действий живого организма другой объект — орган, соединяющий эндоэкологию с экзоэкологией биосистемы, внутреннюю среду с внешней.
В связи с этим понятия, вводимые Павловым, преодолевали традиционное членение психики и ее субстрата на два разряда, о каждом из которых Павлов говорил отдельным языком. Сравнивая выделенный им круг новых условно-рефлекторных явлений с традиционными физиологическими функциями, Павлов отмечал, что различие между ними в том, что «в физиологической форме опыта вещество соприкасается непосредственно с организмом, а в психической форме оно действует на расстоянии», но Павлов оговаривает, что существенное различие не в этом. Поиск этого различия приводит его в сферу сигнальных отношений. Сигнал в понимании Павлова выступал как средство различения не только внутренних условий работы организма, но и ее внешних условий, позволяя тем самым ориентироваться в окружающем мире, улавливать объективные, независимые от живой системы свойства и отношения.
Впоследствии Павлов видел задачу «первых сигналов» в сенсорном, чувственно-образном распознавании предметного мира. А потребность приобрела у него в контексте категории поведения значение мотивационного фактора, обозначенного Павловым термином «подкрепление». Другими важнейшими переменными (детерминантами поведения) выступили торможение и повторение. Павлов утверждал в качестве важнейшей особенности рефлекторной регуляции модифицируемость уже сложившихся форм поведения.
Таким образом, созданный Павловым язык является языком-посредником, позволяющим сомкнуть биологическую жизнь и неотделимую от нее — психическую. Именно в этом и заключается «гениальный взлет павловской мысли».
Надо сказать, что изучение физиологии во времена Павлова сочеталось с изучением Достоевского, произведения которого обнажали сложность и многоплановость душевной организации человека. Поэтому мысль о том, что открытия и знание законов, полученных в результате опытов над животными, позволят обеспечить людям истинное счастье, неслучайно занимала Павлова и его единомышленников.
Идея активности организма (человека), его собственных преобладающих возможностей, его деятельность, установки по отношению к внешней среде владела умами тех, кто отстаивал объективный метод в физиологии и психологии. Об этом говорили понятия о рефлексе сосредоточения, об ориентировочном (по Павлову — установочном) рефлексе. Примечательно в этом отношении введение Павловым понятия о «рефлексе цели».
Ориентировочный рефлекс включает стремление овладеть предметом, безразличным для жизнеобеспечения организма В качестве типичного примера рефлекса цели Павлов приводил страсть к коллекционированию. Павлов приходит к выводу, что «надо отделять самый акт стремления от смысла и ценности цели и чго сущность дела заключается в самом стремлении, а цель — дело второстепенное». «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас», — утверждал Павлов.
Применительно к рефлексу цели как энергетической переменной Павлов ввел представление о социально-исторической детерминации. Причины падения энергии он усматривал в общественных влияниях.
В 1923 г. вышла работа Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных», в которой он изложил свою программу и описал колоссальную, проделанную им и его сотрудниками работу
Учение Павлова постепенно обогащалось не только фактами, но и теоретическими представлениями. Павлов поднял огромный пласт вопросов, касающихся работы высшей нервной деятельности: о причинах индивидуальных различий, о роли генетических факторов, о зависимости нервно-психической патологии от свойств типа ВИД и другие. Другое направление павловского труда касалось специфики ВИД человека.
Труды И.П. Павлова получили международное признание. В 1935 г. в нашей стране проходил 15 Международный конгресс физиологов, на котором ученые всего мира назвали Павлова «старейшиной физиологов мира». К этому времени И.П. Павлов был уже академиком, почетным членом и доктором «гонорис кауза» более чем 120 научных обществ, академий и университетов, отечественных и зарубежных. Известный во всем мире как создатель учения о высшей нервной деятельности, лауреат Нобелевской премии за труды по физиологии пищеварения, И.П. Павлов оставался до конца дней своих неутомимым тружеником и активным гражданином России.
Учение Павлова и его современное развитие служит одной из важнейших естественно-научных основ материалистической психологии и диалектико-материалистической теории «отражения» (положение о связи языка и мышления, чувственного отражения и логического познания и др.). Труды Павлова и его школы в последнее время используются для разработки и создания кибернетических устройств, имитирующих отдельные стороны психической деятельности.
Умер Павлов в 1936 г. на 87-м году жизни в Ленинграде и похоронен на Волковом кладбище. Уже при жизни труды И.П. Павлова были высоко оценены, что, в частности, отразилось на создании ему необходимых условий для плодотворной работы и нормальной жизни.
agesmystery.ru
Биография Ивана Павлова — биография Павлова И.П.
Дата рождения: 26 сентября 1849 г.Дата смерти: 27 февраля 1936 г.
Место рождения: г. Рязань, Российская Империи
Павлов И.П. является русским психологом и физиологом. Павлов Иван Петрович — лауреат Нобелевской премии.
Родился Павлов в Рязани. Его отец был священником, а мать вела домашнее хозяйство. Свое образование Иван Петрович начал получать в духовном училище, после окончания которого, он поступает духовную академию.
Вспоминая свои юношеские годы, Павлов выделяет работу своих учителей. К концу учебы, будущий физиолог познакомился с книгой Сеченова о рефлексах головного мозга. Этот труд и стал для Павлова судьбоносным.
Павлов решает переехать в Петербург и поступить в университет для изучения права. Но остается он на юридическом факультете всего несколько дней, а затем переводится на факультет естественных наук.
Особенно Павлов интересуется физиологией животных и нервной регуляцией. Он считает себя последователем Сеченова. Павлов решает поступить в медицинскую академию после окончания университета.
Его принимают на третий курс. После окончания академии он поступает на работу к Боткину, в его клинику, где становится заведующим лабораторией физиологии.
Два года Павлов находится за пределами России, на стажировке, и в 1886 году возвращается на родину в клинику Боткина. Далее он переходит на работу в Военно-медицинскую академию, где его назначают профессором фармакологии. Здесь профессор работает шесть лет. В эти же годы физиолог занят исследованиями пищеварительной системы.
Он проводит известные опыты, с ложными кормлениями, для того чтобы установить, как нервная система участвует в процессе пищеварения. После этих экспериментов, Павлов начинает изучать деятельность нервной системы и добивается больших результатов в исследовании рефлекторной деятельности мозга.
В 1903 году, Павлов отправляется в Испанию на международный конгресс, где выступает с докладом. Через год, профессору Павлову за исследования системы пищеварения вручили Нобелевскую премию. Четыре годя спустя, Павлов, становится членом Академии наук.
Павлов не смог принять те новшества, которые принесла революция. Он бедствовал во время гражданской войны и обращался к правительству с просьбой выпустить за пределы родины.
Власти обещали улучшить его положение, но практически ничего для этого не сделали. Только в 1925 году был создан институт физиологии, который и возглавил великий русский советский ученый. Он проработал в этом институте до последнего дня своей жизни.
в 1936 году в Ленинграде жизнь великого физиолога оборвалась после обострения пневмонии
Достижения Ивана Павлова:
Иван Петрович оставил глубокий след в изучении и понимании физиологии человеческого организма. Он стал первым ученым, который ввел такое понятие как хронический эксперимент, на основе которого можно изучать жизнедеятельность организма. Труды Павлова в области изучения нервной деятельности стали важным открытием и позволили ускорить развитие психологии, физиологии и медицины в целом.
Важные даты биографии Ивана Павлова:
• 1879 г. – Служба у Боткина
• 1883 г. – Диссертации на тему кровообращения
• 1884 -1886 гг. – Стажировка за границей
• 1904 г. – Лауреат Нобелевской премии
• 1925 г. – Руководитель Института физиологии
Интересные факты из жизни Ивана Павлова:
• Лауреат Нобелевской Премии – первый в истории России ученый
• Павлов плохо видел и признался, что очки помогли бы ему провести все эксперименты с собаками
• Коллекционировал бабочки и играл в городки
• Павлов был левшой, но так упорно работал над разработкой правой руки, что мог делать ею операции.
the-biografii.ru
РУССКИЕ ИВАНЫ (11) — Геннадий Краснопёров. — LiveJournal
ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ (1849-1936),ЧЕТВЁРТЫЙ ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ
Иван Петрович Павлов – один из самых ярких научных авторитетов России, да и что там говорить, всего мира. Будучи весьма талантливым учёным, на протяжении своей жизни он сумел внести внушительный вклад в развитие психологии и физиологии. Именно Павлова считают основателем науки о высшей нервной деятельности человека. Учёный создал крупнейшую в России физиологическую школу.
Краткая биография
Иван Павлов родился в 1849 году в Рязани. В 1864-м он окончил Рязанское духовное училище, после чего поступил в семинарию. На последнем курсе Павлову в руки попала работа профессора Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга», после чего будущий учёный навсегда связал свою жизнь со служением науке. В 1870-м году он поступает в Петербургский университет на факультет юриспруденции, однако через несколько дней перевёлся в одно из отделений физико-математического факультета. Кафедра медико-хирургической академии, которой длительное время руководил Сеченов, после вынужденного переезда этого учёного в Одессу перешла под руководство Ильи Фаддеевича Циона. Именно у него Павлов перенял виртуозную технику оперативного вмешательства.
В 1883-м году Павлов защитил докторскую диссертацию на тему центробежных сердечных нервов. На протяжении нескольких следующих лет он работал в лабораториях Бреслау и Лейпцига, которыми руководили Р. Гейденгайн и К. Людвиг. В 1890-м Иван Петрович занимает должности заведующего кафедры фармакологии ВМА и руководителя физиологической лаборатории при Институте экспериментальной медицины. В 1896-м году под его опеку попадает кафедра физиологии ВМА, где он проработал до 1924-го года. В 1904-м году ,Павлов получает Нобелевскую премию за успешные исследования физиологии пищеварительных механизмов. До самой смерти, в 1936-м великий учёный занимал должность ректора Института физиологии АН СССР.
Научные достижения Ивана Петровича Павлова
Отличительной особенностью методики исследований академика Павлова являлось то, что он связывал физиологическую деятельность организма с психическими процессами. Эту связь подтверждали результаты многочисленных исследований. Работы учёного, описывающие механизмы пищеварения, послужили толчком к возникновению нового направления – физиологии высшей нервной деятельности. Именно этой области Павлов посвятил более 35\и лет своей научной работы. Его уму принадлежит идея создания метода условных рефлексов.
В 192м году Павлов выдает первое издание своего труда, в котором он детально описывает более чем двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности животных. В 192м году под Ленинградом советское правительство построило Биологическую станцию, где Павлов развернул исследования в области генетики поведения и высшей нервной деятельности антропоидов. Еще в 1918-м году учёный проводил исследования в российских психиатрических клиниках, а в 1931-м по его инициативе была создана клиническая база исследований поведения животных.
Главное в его многогранной деятельности: в области познания функций мозга Павлову принадлежит едва ли не самый серьёзный вклад за всю человеческую историю. Применение его научных методов позволило приоткрыть завесу тайны душевных заболеваний и наметить возможные пути их успешного лечения. Располагая поддержкой советского правительства, академик имел доступ ко всем необходимым для науки ресурсам, что позволило ему проводить революционные исследования, результаты которых были поистине ошеломляющими.
(Взято: http://www.letopis.info/themes/medicine/pavlov.html)
mysoulgarden.livejournal.com