Мышление человека и его основные уровни.
1. Мышление человека – а) природное свойство, б) выработанная в ходе истории функции социального субъекта общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма.
Мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики.
Два основных уровня мышления:
а) рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция – расчленение и исчисление. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая внимание на форму «готового» знания. А не на его содержание и развитие.
б) разум (диалектическое мышление) – высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия).
Главная задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущихся сил изучаемых явлений.
Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.
Процесс мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума.
а) переход рассудка в разум за пределы сложившейся готовой системы знания на основе выдвижения новых – диалектических – фундаментальных идей;
б) переход разума в рассудок – связан прежде всего с процедурой формализации и перевода в более устойчивое состояние тех систем знания, которые были получены на основе разума (диалектического мышления).
Формы мышления (логические формы): способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций.
а) Исходные – понятия, суждения, умозаключения, категории.
Б) Более сложные формы рационального познания – проблема, гипотеза, теория.
Проблема, гипотеза, теория.
Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.
Это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Для успешного решения любой научной проблемы необходимы два основных условия:
а) ясное, четкое ее формулирование;
б) критическое исследование различных ее решений.
2. Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно нуждается в доказательстве.
Развитие гипотез:
а) становятся истинной теорией;
б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируют;
в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат.
Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и которые нужно соблюдать независимо от отрасли научного знания.
Как метод развития научно-теоретического знания должна пройти определенные этапы.
Виды гипотез:
Общие – обоснованные предположения о закономерностях различного рода связей между явлениями, общие гипотезы – фундамент для построения основ научного знания.
Частные – это тоже обоснованное предположение, о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и отдельных явлений.
Рабочие – предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования и служащее его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли.
«ad hok-гипотезы» (от латинского ad hok – к этому, для данного случая).
Каждая из них – это предположение, выдвинутое с целью решения стоящих перед испытываемой теорией проблем и оказавшееся в конечном итоге ошибочным вариантом ее развития.
3.Теория – наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Любая теоретическая система. Как показал К.Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям:
непротиворечивости, т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики;
и фальсифицируемости, т.е. опровержимости.
опытной экспериментальной проверяемости.
Истинная теория должна:
соответствовать всем (а не некоторым) реальным фактам;
следствия теории должны удовлетворять требованиям практики.
Теория (по Попперу) есть инструмент, поверка которого осуществляется в ходе его применения, и о пригодности которого судят по результатам таких применений.
Компоненты, элементы теории:
исходные понятия – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.
идеализированные объекты – абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов.
логика теории – совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.
Философские установки и ценностные факторы.
- Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Методологически важную роль играет абстрактный, идеализированный объект, построение которого – необходимый этап создания любой теории. Этот объект выступает: а) как мысленная модель определенного фрагменты реальности, б) содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.
Функции теории:
синтетическая функция;
объяснительная функция;
методологическая функция;
предсказательная функция;
практическая функция.
При выборе теорий важную роль играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию.(Поппер).
studfiles.net
Глава 9. Развитие мышления
Конкретный характер мышления. Переход от конкретного к обобщенному. Непоследовательность мышления. Некритичность суждений.
Мышление есть высшая форма отражения окружающей действительности. Мышление (если вспомнить наиболее краткое из определений, дающихся в общей психологии) есть обобщенное и опосредствованное словом познание действительности. Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность.
В самом определении умственной отсталости содержится указание на то, что первейшим ее признаком является нарушение познавательной деятельности. Именно это обстоятельство заставило создать для обучения умственно отсталых детей особую сечь школ.
Для того чтобы лучше разобраться в том, как формируется и развивается мышление ребенка с нарушенной деятельностью
;коры головного мозга, нужно вспомнить, как это происходит в иорме. :Во-первых, мышление — это обобщение.
Элементарное обобщение содержится уже в акте восприятия. ?-Для того чтобы ребенок узнал в каждом дереве дерево, у него |; должен сформироваться в ходе личного опыта какой-то обобщен-ный образ дерева. При этом образ дерева должен быть адекватно соотнесен со словом дерево.Но это еще не мысль.
Человек мыслит понятиями. В процессе школьного обучения перед ребенком раскрываются все существенные признаки понятия «дерево»: «Дерево — это растение, состоящее из корневой системы, ствола и кроны». Является ли такая общая мысль о дереве продолжением, усилением того же процесса обобщения, который имел место при восприятии? И да, и нет. Это продолжение, потому что оно необходимо опирается на образ дерева, который сформировался в процессе личного опыта. Но это мысленное обобщение содержит в себе и качественно иной процесс. Оно отбрасывает как лишнее, несущественное все те детали и конкретные подробности, наличие которых так необходимо для специфического узнавания и восприятия (это и есть абстрагирование, или отвлечение). И оно прибавляет нечто новое. Это новое могло отсутствовать в личном опыте ребенка (он мог не видеть корней деревьев и не знать слова «крона»), но оно возникает в представлениях ребенка с помощью словесных объяснений, передающих ему опыт и знания человечества. Обширный круг знаний и понятий, которыми оперирует мышление ребенка, привносится в его сознание взрослыми с помощью словесно сформулированного знания. Для прочного усвоения этих знаний необходимо наличие у ребенка запаса представлений. Но объем этих привносимых с помощью речи знаний намного превышает запас представлений, которые ребенок успевает приобрести в процессе своей индивидуальной жизни. Для овладения этими понятиями и знаниями необходимо полноценное владение речью.
Во-вторых, мышление—это опосредствованное познание. «Опосредствованное» означает познание одного посредством другого. Услышав сердитый голос и увидев рассерженное лицо матери, ребенок догадывается (или, иначе, понимает), что мать уже видела разбитую им тарелку. Получив в классе задание разделить 6 яблок на двоих, ребенок проделывает аналогичную операцию на палочках и приходит к выводу, что каждому достанется по 3 яблока. Сравнивая сделанное им в мастерской изделие с образцом, который ему дал учитель, ребенок находит в них различия, анализируя которые он приходит к заключению, что один из элементов изделия нужно исправить.
Все эти умственные операции сравнения, умозаключения, все эти действия деления, умножения, создания предположения и его проверки ребенок в очень малой степени создает сам. Этим умственным действиям его обучает взрослый, он организует для него серию практических наглядных ситуаций, в которых ребенок
должен ориентировался и действовать, а затем формулирует эти задания словесно. Постепенно обучение подходит к тому этапу, когда ребенок приобретает умение осуществлять каждое такое сложное действие «в уме». Необходимым этапом, звеном такого перевода практического действия в действие в уме явля ется выполнение его в словесном плане. Но для этого ребенок опять-таки должен овладеть всеми видами речи.
У умственно отсталого ребенка-дошкольника наблюдается крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объясняется неразвитостью основного инструмента мышления — речи. Из-за этого он плохо понимал смысл разговоров членов семьи, содержание тех сказок, которые ему читали. Он часто не мог быть участником игр, так как не понимал необходимых указаний и инструкций; к нему все реже обращались с обычными поручениями, так как видели, что ребенок не может понять их смысл.
Из-за дефектов восприятий ребенок накопил чрезвычайно скудный запас представлений. Бедность, фрагментарность и «обес-цвеченность» представлений умственно отсталых детей очень хорошо описана М. М. Нудельманом. Он показывает, как разнородные объекты теряют в представлениях детей все индивидуальное, оригинальное, уподобляются друг другу, становятся похожими.
Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне огра ничейный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное—плохое развитие речи лишают ребенка той» необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.
Очень четко формулируют все эти мысли Ж. И. Шиф и В Г. Петрова. Они пишут, что мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Следовательно, умственно отсталый ребенок оказывается неподготовленным к поступлению в школу. Он очень отличается от здорового ребенка большой конкретностью мышления и слабостью обобщений.
Но следует ли из этого, что умственно отсталый ребенок принципиально не способен к абстракции и обобщению, что его мышление никогда не сможет выйти за рамки конкретности?
Для того чтобы ответить на этот трудный вопрос, нужно еще раз вернуться к вопросу о том, как происходит переход от конкретного мышления к абстрактному и что значит научиться мыслить.
Разберем примеры.
а) Поступившего во вспомогательную школу ребенка спрашивают: «Что- такое птица?» Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик или ротик». Перед его глазами встает образ воробья, которого он недавно видел. Отвечая на вопрос учителя, он этот образ описывает, как умеет. При этом он не учитывает, что бывают крупные птицы, что не все птицы серо-
t^oцвета. Отвечая на вопрос, он вовсе не стремится назвать при-Езнаки, которые присущивсякойптице. Его еще не научили да-1|»»ать определение того или иного понятия.
jg,Если, отвечая на вопрос, он скажетлетает,то это будет не-‘5’ сколько лучший ответ, так как в нем указан существенный при-« знак,характерный для всякой птицы. Однако правильнее был ^.^ы примерно такой ответ: «Птица—это живое существо, имею-\ дцеекрылья и умеющее летать». Подобный ответ свидетельство-i.-рал бы о том, что ребенок научился определять понятие и овла-
* дел самим понятием, т. е. мыслью, отражающей общие и сущест-
•»«eriBbieпризнаки предмета. Но своими глазами ребенок не видел,лчто у всех птиц есть крылья, он не умел выделить крылья у птицы, сидящей на земле, а главное, он еще не усвоил, что есть жи-‘ вое и неживое. Все это ребенок не мог «открыть» сам. Он мог бы узнать об этом лишь от взрослых. Но для этого нужен определенный уровень развития речи.
б) Учитель предлагает дошкольнику-олигофрену задачу;
«У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит. «Нужно искать ее и найти». Задача вызвала у ученика •чень наглядный образ недостающей конфеты. Вместо отвлеченного отношения к условиям задачи, ребенок подошел к данной ситуации конкретно, утилитарно. Пониманию условного смысла 1 задачи и выбору соответствующего условиям задачи способа действия ребенка еще нужно научить.
в) Ребенку дают набор картинок и предлагают разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Он может начать классификацию, если подобные задания им уже выполнялись^ Но он может начать раскладывать картинки и соответственно своему жизненному опыту: одежду положит около шкафа, моря-„ ка—на корабль и т. д. Даже после прямого указания экспери-«^яентатора на то, что надо класть вместе предметы одного сорта,. Анапример, овощи надо объединять с овощами, а транспорт — с /транспортом, ребенок не в состоянии продолжить эту линию рас-суждений. Ему продолжает казаться, что бабочку надо объединить с цветами, так как он часто видел, как бабочка сидит на ХгЖвеэах; что кошку нельзя положить около собаки, так как он имеет представление о том, что из этого выйдет—они подерутся и т. д. Про такого ребенка мы говорим, что он мыслит конкретно,что Обобщения ему недоступны. Именно так обычно мыслит умствен-во отсталый ребенок в этой экспериментальной ситуации. Меж-уу тем его здоровый сверстник осуществляет необходимую классификацию почти без ошибок.
Следовательно, мыслить конкретно—значит оставаться во пасти единичных наглядных образов, не умея понять скрытое за вми общее, существенное. Мыслить конкретно означает также Вумение пользоваться при решении задач теми мыслительными Перациями и формами мышления, которые были «открыты» че-Овечеством в ходе его развития.
Умственно отсталый ребенок скорее вспоминает, чем размышляет.
В быту слово конкретноиногда употребляют в положительном смысле «Говори конкретно», — советуют оратору на собрании. Но при этом имеют в виду лишь конкретное приложение общепризнанных и общеизвестных положений. Для того чтобы мысль могла иметь смысл в своем конкретном приложении, она должна прежде подняться от конкретного к обобщенному, абстрактному; именно в этом отвлечении и обобщении ценность подлинного мышления; лишь после этого имеет смысл приложение найденного общего, закономерного к частному, конкретному. Когда же мысль просто воспроизводит конкретные ситуационные связи между предметами и явлениями, она бедна и непродуктивна.
В книге «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы» приводится большое количество экспериментальных данных, характеризующих неполноценность мыслительных операций умственно отсталых детей (синтез, анализ, сравнение и т. д ). Так, например, М. В. Зверева и А. И. Липкина пришли к выводу, что умственно отсталые дети, сравнивая предметы, проявляют склонность к установлению различия, не умея в то же время уловить сходство. Профессор Л. В. Занков обнаружил, что при сравнении предметов или явлений умственно отсталые дети часто опираются на случайные внешние признаки, не выделяя существенных признаков. Их суждения относительно сравниваемых предметов строятся иногда по типу: «Воробей серенький, а ворона каркает»; иначе говоря, суждение имеет форму сравнения, а по сути таким сравнением не является. Опыт каждого учителя вспомогательной школы свидетельствует о необычайной конкретности мышления учеников.
Основной недостаток мышления умственно отсталых детей — слабость обобщений — проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить. Поэтому изучение грамматики и арифметики—предметов, в наибольшей степени требующих усвоения правил,—представляет для умственно отсталых детей наибольшую трудность. Сложной задачей для них является также усвоение новых общих понятий и правил, с которыми они имеют дело при изучении других учебных предметов. В то же время как научные исследования, так и школьный опыт свидетельствуют о том, что ученики вспомогательной школы довольно быстро развиваются и каждую из мыслительных операций выполняют в старших классах лучше, чем в первых. Правомерно поставить вопрос: можно ли эти сдвиги оценить как количественные улучшения, в пределах того же качества, либо дети действительно могут научиться мыслить?
Научиться мыслить—значит: 1) совершить переход от отраже-
аиядействительности в ее ситуационных наглядных образах к отражению в понятиях, правилах, закономерностях; 2) совер-дштьеще более сложный переход от простого воспроизведения этих образов и представлений к мыслительным действиям, т. е. X решению задач, формулированию и проверке гипотез.
Так могут ли умственно отсталые дети научиться обобщать? На этот вопрос до сих пор отвечают по-разному.
Согласно первой концепции слабость обобщения есть первичный основной дефект, не подлежащий дальнейшему психологи-|7ческому объяснению. Все высшее, человеческое умственно отста-Улому ребенку недоступно. Обобщение—это высшее, наиболее «^сложное приобретение человеческого мозга. Из поражения мозга ^ вытекает невозможность обобщения. Если бы в конце жизни„Jhученика вспомогательной школы выяснилось, что ему доступ-Уяы сложные обобщения, это означало бы, что произошла ошиб-
—ка, — этот человек никогда в детстве и не был умственно от-; сталым.
iИную точку зрения высказывает Л. С. Выготский. Нисколькоs неотрицая того факта, что мышлению умственно отсталых детей свойственна конкретность, Л С. Выготский (как уже указывалось в 5-й главе) писал, что недоразвитие высших форм ^ мышления является «первым и наиболее частым осложнением,^возникающим как вторичный синдром при умственной отстало-‘* сти;\ но осложнением, возникающим не обязательно. Следова-js тельно, по мнению Л. С. Выготского, умственно отсталые дети ^могут научиться обобщать.Но этот процесс (научения) происходит медленнее, чем у здоровых людей. Для того, чтобы научить „г умственно отсталого умению обобщать, необходимо использо-^ вать особые средства обучения.
Можно, конечно, возразить, что эти взгляды Л. С. Выготского
* остаются лишь гипотезой. Но эта гипотеза очень важна для пе-^дагогической практики. Если согласиться с мнением Л. С. Вы* готского о том, что недоразвитие высших психических функций есть частое, но не обязательное осложнение, то перед олигофре-яопедагогом, немедленно возникают вопросы: в чем причины этих осложнений? Нельзя ли построить процесс воспитания и обуче-Цйия таким образом, чтобы этих осложнений не было?
‘»уСам Л. С. Выготский указывает направление, в котором нуж-улйо искать ответы на эти вопросы. Таким направлением является ^уанализ развития ребенка, истории развития его личности, его «» ‘знания.
Следовательно, гипотеза Л С. Выготского не только теоре-(чески обоснованна, но и продуктивна в практическом отноше-№. Она направляет мысль олигофренопедагогов на поиски пу-‘ей дальнейшего преобразования и улучшения воспитания и обу-[ения умственно отсталых детей.
Нонеобходимо рассмотреть и иные теории, точнее, гипотезы природе детского слабоумия. Глубокий анализ различных тео-
рий детского слабоумия дан в статье Л. С. Выготского «Проблема умственной отсталости»’.
Разберем некоторые основные положения этой работы Л. С. Вы-roicKoro.Он подробно излагает и подвергает критическому анализу данные немецкого психолога Курта Левина, автора динамической теории умственной отсталости. Согласно этой теории, основными причинами умственной отсталости детей являются косность, тугоподвижность, недифференцированность их аффек-тирно-волевой, или, иначе говоря, личностной сферы. (Понятия, которыми пользуется К. Левин, отличны от привычных нам понятий, характеризующих изученные академиком И. П. Павловым особенности нервных процессов). Говоря о тругоподвижности аффектов (эмоций), о недифференцированности слоев личности, К. Левин имеет в виду незрелость, косность намерений и действий детей, особенности протекания их эмоций. Для К. Левина понятия аффективной и аффективно-волевой сферы в известной мере отражают качества и установки личности ребенка. Однако наряду с этим у К. Левина выявляется несколько формальный, чисто динамический способ оценки этих качеств. Он пишет об эластичности либо хрупкости структуры материала, из которого якобы строится личность, о текучести либо косности разных систем личности, о дифференцированности либо недифференцированности слоев личности.Изэтого видна значительная схематичность понятий, используемых им при характеристике эмоциональной сферы. Но Л. С. Выготский обратил внимание на рациональное зерно, которое содержится в теории К. Левина. Это рациональное зерно заключается в указании на зависимость мысли, вернее способности мыслить от чувств и потребностей. Можно согласиться с этой положительной оценкой, так как мышление, как и всякая иная деятельность человека, обусловлено его потребностями.
В известной работе Ф. Энгельса о роли труда в процессе становления человека содержится очень важное указание: «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)…»2. Однако, хотя К. Левин и обращается к сфере потребностей (это правильно), само понятие потребностей остается у него неразвернутым и, так же как понятие аффективно-волевой сферы, ограничено лишь динамическими характеристиками. Отдав должное положительной тенденции в теории К. Левина, Л. С. Выготский далее критикует эту теорию и ее автора за метафизичность.
К. Левин, основываясь на данных экспериментальных исследований сферы потребностей, намерений и строения действий умственно отсталых детей, объясняет конкретность их мышления, неумение абстрагировать и обобщать тугоподвижностью и косностью аффективной сферы. Он рассуждает при этом так. Кон-
‘ См Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости—В. кн. Избранные психологические исследования М, 1956.
t Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1969, с. 151.
кретность мышления слабоумного ребенка означает, что каждая вещь и каждое событие получают для него свое особое значение. Онне может выделить их как самостоятельные части независимо от ситуации. Поэтому абстрагирование, т. е. образование группы и обобщение ее на основании известного существенного родства между предметами, крайне затруднено у этого ребенка.
По самой своей сути абстракция требует некоторого отвлечения от ситуации, которая целиком связывает отсталого ребенка. Иньь ми словами, если вернуться к приведенным ранее примерам, для умственно отсталого ребенка настолько силен и значим образ только что виденного им серого воробья, что он не в состоянии в силу своей эмоциональной косности отбросить этот образ для того, чтобы овладеть абстрактным понятием «птица». В другом случае его настолько приковывает представление об утерянной конфете, что он не в состоянии перейти к подсчету оставшихся.
Л. С. Выготский вовсе не оспаривает того, что психические процессы умственно отсталых детей отличает тугоподвижность. Он не отрицает положения, что в основе развития психики ребенка (как нормального, так и слабоумного) лежит единство аффекта и интеллекта. Но Л. С. Выготский критикует К. Левина за •егометафизичность, т. е. за примитивное понимание идеи развития ребенка. Он говорит, что не только тугоподвижность и косность влияют на мышление, обусловливая его конкретность. Существует и обратная зависимость, т. е. противоположное влияние. По мере того как с помощью речи развивается мышление ребенка, оно, это мышление, влияет на строение его действий, на динамику его аффективных реакций, делает эту динамику более подвижной. Более глубокое, обобщенное понимание ситуации позволяет ребенку как бы подняться над ней, начать более независимо и разумно действовать.
Л. С. Выготский формулирует эту мысль дважды — один раз очень сложно теоретически, другой раз—образно, ярко.
Он пишет: «Специальные исследования показывают, что степень развития понятий есть степень превращения динамики аффекта, динамики реального действия в динамику мышления. Путь от созерцания к абстрактному мышлению и от него к практическому действию (здесь Выготский повторяет мысль В. И. Ленина.—С. Р.)есть’путь превращения косной и тугоподвижной динамики ситуации в подвижную и текучую динамику мысли и путь обратного превращения этой последней в разумную, целесообразную и свободную динамику практического действия»1. Мышление, понимание закономерностей, овладение понятиями приводит к уменьшению связанности наглядной ситуацией, к большей свободе и подвижности действий ребенка. Умение обоб-,^ щать делает ребенка менее инертным и тугоподвижным, более свободным и гибким. Мысль поднимает ребенка не только над
/ «Вы готский Л С. Избранные психологические исследования. М., 1956, • <• 476.
его наглядными представлениями, но и над своими собственными побуждениями и страстями.
Несколько дальше, говоря о том, что по ходу развития ребенка меняется соотношение между аффектом и интеллектом и что именно в изменении этого соотношения видна зрелость личности ребенка, именно по этой линии возможны и отличия между умственно отсталым и нормальным, Л. С. Выготский пишет: «Мышление может быть рабом страстей, их слугой, но оно может быть и их господином»1.
К вопросу о соотношении мышления, эмоций и аффектов мы еще вернемся в главе о личности. Здесь же следует ограничиться некоторыми выводами.
Мышление умственно отсталого ребенка неправомерно рассматривать в отрыве от сферы его потребностей, интересов, направленности. Но выводить слабость мышления из аффективной сферы, считать аффективную косность причиной конкретности мышления неправомерно. Поскольку мышление ребенка нельзя рассматривать как врожденную способность, поскольку этот процесс возникает — ив норме и в патологии — при жизни ребенка, следует искать причины его своеобразия и его недостатков в самом индивидуальном развитии мышления ребенка.
1аким образом, динамическая теория умственной отсталости К. Левина, хотя и сыграла известную роль в понимании этого явления, но не объяснила его.
Значительно продуктивнее оказались представления Выготского о ядерных признаках умственной отсталости, обусловленных болезненной неполноценностью мозга. Этими ядерными признаками являются, видимо, открытые школой академика И. П. Павлова и уже описанные в главе 4 слабость замыкатель-ной функции коры, инертность и слабость нервных процессов Это затрудняет формирование обобщений, но вовсе не делает принципиально невозможным такое формирование.
Развитие правильного мышления у умственно отсталых детей — трудная, но принципиально разрешимая задача. Она достигается с помощью специально разработанных олигофренопедаго-гикой приемов обучения. Одним из важных вопросов этого обучения является обдуманный, методически грамотный переход от наглядного показа к словесно логическому обобщению.
Особенности наглядного мышления учащихся вспомогательной школы были изучены Ж. И. Шиф с помощью удачно найденной ею экспериментальной методики. Была использована занимательная задача, суть которой заключалась в том, что дети должны были найти среди десяти данных им предметов те, которые могли бы быть использованы, т. е. выполнять роль отсутствующих в наборе трех предметов—кружки (первая задача), мо* лотка (вторая задача) и пробки (третья задача). Исследованные ученики массовой школы, решая эту задачу, вначале искалк
‘ Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956 с. 479.
предметное сходство между имеющимися и заданными объектами, иногда предлагали воображаемые способы переделки, изменения имеющихся в наборе предметов, а на последнем, более трудном этапе устанавливали сходство по признаку функциональной пригодности, т. е. по пригодности имеющегося объекта к выполнению новой роли (например, наперсток в роли чашки).
Учащиеся III класса вспомогательной школы пользовались преимущественно способом выделения сходства по функциональному признаку и не вносили предложений о возможности преобразования предметов. Ученики V класса вспомогательной школы уже заботились об установлении предметного сходства, а ученики VII класса могли решать задачу двумя способами и находить большое число объектов, сходных с заданными.
Из этих данных Шиф делает вполне правомерные выводы об особенностях и недостатках наглядного мышления умственно отсталых детей. Их наглядные образы недостаточно динамичны, недостаточно направленно преобразуются под влиянием задачи. Однако по мере школьного обучения увеличивается полнота мысленного анализа объектов, совершенствуются приемы наглядного мышления, повышается роль воображения в нем, становится более доступным наглядное обобщение.
Хотя умственно отсталые дети значительно легче усваивают все новое с помощью конкретного показа, привыкая практически оперировать реальными предметами, наглядными пособиями и т. д., Выготский предостерегал учителей вспомогательных школ от того, чтобы они, основываясь на этой особенности психики умственно отсталых детей, строили методику обучения только на основе принципа наглядности и опирались на одни конкретные представления. Наглядные методы обучения необходимы, но ими нельзя ограничиваться. Задача учителя в том и состоит, чтобы помочь ребенку отвлечься от конкретных представлений и перейти к высшей ступени познания—логическому, словесному обобщению.
В то же время слишком быстрый, построенный по образцу массовой школы, способ перехода—вреден. Ошибки обучения, попытки обучать умственно отсталых детей по образцу массовых школ, т. е. с неоправданно быстрым переходом к словесным обобщениям становятся иногда причиной неправильного, ограниченного развития их мышления. В. Я. Василевская и И. М. Краснянская исследовали особенности познавательной деятельности учащихся I 311:..в^о^югательной школы при осмыслении наглядного материала. Они обнаружили, что при чрезмерно трудном для ребенка задании происходит как бы разобщение его наглядных представлений и словесных знаний. В результате возникают словесные стереотипы, приобретающие косный характер. Лишь специально разработанные методические приемы могут помочь умственно отсталому ребенку построить правильные, содержательные обобщения.
Следовательно, одной из важнейших трудных проблем, от положительного решения которых зависит оптимальное развитие мышления умственно отсталых детей, является вопрос о переходе
от наглядного чувственного познания к словесно-оформленному, логическому, обобщенному. В исследовании В. Г. Петровой содержится наиболее удачный ответ на этот вопрос Она отметила, что на уроках учителя вспомогательной школы часто ограничивают наглядные приемы объяснений только показом предметов. Иначе говоря, учитель обращается только к зрительному анализатору детей.
В Г Петрова организовала экспериментальные уроки иначе. Детям были розданы подлежащие сравнению предметы Учащим ся предлагалось сравнить два предмета, выполнив для этого различные практические действия. Так, например, для того чтобы установить сходство между кружкой и пузырьком, дети должны были налить в них воду, обвести карандашом на бумаге их дно, погладить их стенки, а для того чтобы установить различия этих предметов, детям предлагалось попытаться прикрыть оба предмета резиновой пробкой, измерить их высоту, определить уровень воды и т д.
Взрослый (экспериментатор или учитель) ставил в процессе выполнения этой работы наводящие вопросы и таким образом обучал детей умению делать логические выводы относительно общих свойств предметов.
После этих занятий учащиеся гораздо лучше усваивали материал
До сих пор мы рассматривали один, центральный для всех умственно отсталых детей недостаток мышления, а именно слабость обобщений, или конкретность. Мышлению учащихся вспомогательных школ свойственны и другие особенности. К ним, в частности, относится непоследовательность мышления. Особенно» ярко эта черта выражена у тех умственно отсталых детей, которым свойственна быстрая утомляемость. К этой категории принадлежат дети с сосудистой недостаточностью, перенесшие травму, ревматизм и т. д. Начав правильно решать задачу, они нередко «сбиваются» с правильного пути из-за случайной ошибки или случайного отвлечения внимания каким-либо впечатлением. Такие дети, неплохо приготовив домашнее задание, при ответе могут потерять нить мысли и заговорить о чем-либо, не имеющем отношения к делу. В указанных случаях нарушается целенаправленность мышления, хотя есть заинтересованность в хорошем выполнении того или иного дела, есть адекватное личностное отношение к нему Учителю иногда кажется, что стоит ребенку посильнее захотеть, побольше постараться, и он сможет выполнять те или иные задания без ошибок. Однако это не так. Дело в том, что мерцающий характер внимания, беспрерывно колеблющийся тонус психической активности не дают ребенку возможности длительно сосредоточенно обдумывать какой-либо вопрос. В результате возникает разбросанность и непоследовательность мыслей.
В иных случаях нарушения логики суждений возникают из-за чрезмерной тугоподвижности, вязкости интеллектуальных процессов, склонности застревать на одних и тех же частностях, деталях.
И. М. Соловьев, исследовавший мышление умственно отсталых детей при решении арифметических задач, обнаружил у них тенденцию к стереотипному мышлению. Эта тенденция проявлялась в том, что каждую новую задачу дети пытались решать по аналогии с предыдущими. При подобной «вязкости» мышления также 1 неизбежны какие-то нелогичные скачки, переходы от одного кfдругому. Длительно задержавшись мыслью на множестве деталей, ребенок все же вынужден перейти к следующему суждению—это происходит в виде скачка, затем ребенок снова увязает в деталях, подробностях Такая непоследовательность из-за инертности часто наблюдается у олигофренов, но резче всего выступает у детей больных эпилепсией и частично у перенесших энцефалит. ^ Следующий недостаток—слабость регулирующей роли мышленияОсобые трудности возникают у учителя в связи с тем, что умственно отсталые дети не умеют пользоваться в случае необходимости уже усвоенными умственными действиями. Природа этого дефекта изучена меньше, чем он того заслуживает.
Ж. И. Шиф отмечает, что после ознакомления с новой задачей ученики младших классов вспомогательной школы иногда сразу же принимаются ее решать. В их уме не возникает вопросов, предваряющих действия. Иначе говоря, отсутствует тот ориентировочный этап, важность которого так подчеркнута в трудах П. Я. Гальперина. Г. М. Дульнев описывает, как ученики, получившие письменную инструкцию в связи с заданием по труду, удов-^летворяются однократным ее прочтением и, не задав никаких вопросов, начинают действовать. Лишь потом, в процессе работы, уже допустив ошибки, они иногда перечитывают инструкцию.
Новая задача не вызывает у умственно отсталых детей попыток предварительно представить себе в уме ход ее решения.
Известно, что в результате многократного повторения практических действий человек оказывается в состоянии совершать их ^ в уме Выделяясь в самостоятельный акт, мысль оказывается в
состоянии опережать действие, предвосхищать его результат. Так, у например, даже ученик начальной школы умеет заранее подумать ; о том, как лучше выполнить то или иное действие, что может tпроизойти, если поступить так или иначе, каким должен быть ре-^ зультат действия Таким образом, мысль регулирует поступки Hop-1,мального ребенка, позволяет ему действовать целесообразно, У предвидеть тот или иной результат.
Умственно отсталый ребенок часто не обдумывает своих действий, не предвидит их результата. Это, как уже говорилось, означает, что ослаблена регулирующая функция мышления.
^ Этот недостаток тесно связан с так называемой некритичностью ^- мышления. Некоторым умственно отсталым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки Умственно отсталые дети даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными. Неумение сопоставить свои мысли и дей-
ствия с требованиями объективной реальности носит название некритичности мышления.
Указанная особенность мышления в большей или меньшей степени присуща многим умственно отсталым детям. В наиболее резкой степени она обнаруживается у детей с поражением или недоразвитием лобных долей мозга.
О причудливом, обобщенном, но крайне непродуктивном мышлении детей, больных шизофренией, уже говорилось в главе 3.
studfiles.net
Развитие мышления в онтогенезе и экспериментальные исследования.
План ответа
Развитие мышления как видов.
Этапы развития.
Стадии в онтогенезе.
Ответ:
Развитие мышления как видов.
Мышление является высшим познавательным процессом, оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений в мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отображает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существовавшие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. Мышления, как отдельного психического процесса, не существует, оно присутствует и в других познавательных процессах (в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи). Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является мысль, идея, понятие.
Мышление – это теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. существуют следующие типы мышления:
1) теоретическое понятийное – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Характерно для научных теоретических исследований.
2) теоретическое образное мышление – отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Оба вида мышления дополняют друг друга.
3) наглядно-образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Очень хорошо данная форма мышления представлена у дошкольников, а вообще она достаточно развития у всех людей.
4) наглядно-действенное – это практическая преобразовательная деятельность, осуществляемая человеком с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Все виды сосуществуют и могут быть представлены в одной и той же деятельности. Но в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. Мышление совершается в соответствии с определенной логикой.
studfiles.net
Развитие мышления в онтогенезе и экспериментальные исследования.
План ответа
Развитие мышления как видов.
Этапы развития.
Стадии в онтогенезе.
Ответ:
Развитие мышления как видов.
Мышление является высшим познавательным процессом, оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений в мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отображает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существовавшие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. Мышления, как отдельного психического процесса, не существует, оно присутствует и в других познавательных процессах (в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи). Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является мысль, идея, понятие.
Мышление – это теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. существуют следующие типы мышления:
1) теоретическое понятийное – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Характерно для научных теоретических исследований.
2) теоретическое образное мышление – отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Оба вида мышления дополняют друг друга.
3) наглядно-образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Очень хорошо данная форма мышления представлена у дошкольников, а вообще она достаточно развития у всех людей.
4) наглядно-действенное – это практическая преобразовательная деятельность, осуществляемая человеком с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Все виды сосуществуют и могут быть представлены в одной и той же деятельности. Но в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. Мышление совершается в соответствии с определенной логикой.
studfiles.net
25. Основные признаки мышления
Мышление как процесс характеризуется рядом признаков, которые дают представление о его необычности, сложности и важности в познании окружающего мира. К ним в первую очередь относятся: опосредованный и обобщенный характер, целенаправленность и производительность.
Опосредованность мышления заключается в том, что оно предполагает преемственность знаний, которые передаются от поколения к поколению. Иными словами, мышление конкретного человека опосредовано развитием мышления всего человечества. Мышление опирается и использует накопленный человечеством интеллектуальный опыт. Только в достаточной степени усвоив его, индивид оказывается в состоянии сам привносить что-то в «копилку общественного разума». «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов» — эти вечные слова И.Ньютона точно выражают идею опосредованности мышления.
Мышление человека социально обусловлено. Оно формируется лишь в среде себе подобных, где имеется возможность впитывать социальный опыт других, находиться в постоянном взаимодействии с ними. Это подтверждают известные факты из наблюдений за реальными, а не сказочными детьми – Маугли, которые так и не достигли нормального уровня развития мышления, свойственного их сверстникам, именно из-за продолжительной отстраненности от социального окружения.
Мышление позволяет человеку познать не только то, что непосредственно воспринимается через органы чувств, но и то, что недоступно им. Это осуществляется косвенным образом через специфические мыслительные операция, часто с использованием различных технических средств, т.е. опосредованно.
Обобщенность мышления заключается в исследовании единичного во многих его проявлениях и последующем обобщении полученных данных. Обобщение является одним из средств мыслительной деятельности (или важной мыслительной операцией). В самом общем виде суть обобщения заключается в распространении принципа или концепции на новые объекты (события, области). Объекты могут обобщаться на основании либо одного признака (простейшие обобщения) либо по множеству признаков (сложные обобщения).
Результатом мышления является сжатая, обобщенная «модель» действительности, которая порождается благодаря мысленной переработке человеком многих информационных источников самой различной природы. Знания, которые приобретаются человеком в результате мыслительного
процесса, всегда касаются самых общих и существенных характеристик того объекта, на который они направлены. Особенно это видно в словеснологическом (или понятийном) мышлении. Любое понятие – это всегда обобщение. Например, когда мы произносим слово «самолет», то мы объединяем (обобщаем) в огромный класс множество крылатых летательных аппаратов, различающихся между собой формой, размерами, особенностями конструкции, назначением и т.д. При этом основанием для обобщения является наличие у летательного аппарата крыльев, двигателя, аппаратуры управления полетом, а также возможности многоразового использования по назначению.
Целенаправленность и произвольность мышления заключается в том,
что оно всегда связано с решением какой-то задачи. А задача есть не что иное, как цель данная в определенных условиях. Там где нет цели, нет и задачи, а значит нет и процесса решения, т.е. мыслительного процесса.
Мыслительный процесс для своей реализации всегда требует от человека определенных волевых усилий. Именно в этом заключается произвольность мышления.
Для мыслительной деятельности характерна сложная взаимосвязь между осознаваемым (сознательным) и бессознательным. Это хорошо просматривается на соотношении основных и побочных результатов мыслительной деятельности. Путь к основному результату, конечно, направляется и регулируется осознанной целью, анализом промежуточных результатов решаемых задач. Полученные на этом пути побочные результаты лишены речевого оформления и осознанности. Тем не менее они часто используются человеком при решении других новых задач.
26.Виды мышления.
Мышление современного человека – это продукт и результат длительного эволюционного процесса развития его психики.
Все мыслительные операции возникли и выполнялись сначала как практические операции-действия и лишь затем перешли во внутренний план
истали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность.
Мышление в ходе эволюционного развития психики прошло несколько стадий, которым соответствуют различающиеся по форме следующие виды мышления: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление
исловесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробывания свойств объектов. Такое мышление иногда называют «ручным» мышлением. Элементарные формы наглядно-действенного мышления наблюдаются и у высших животных, например, у человекообразных обезьян.
Уребенка наглядно-действенное мышление образует первую ступень развития мышления. У взрослого современного человека такое мышление существует наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.
Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. Оно опирается на образы, т.е. зрительные представления и их трансформации. В образе может быть зафиксировано видение предмета с различных (нескольких) точек зрения. Такое мышление позволяет соединить
вобразе привычные «невероятные» сочетания предметов и их свойств.
Уребенка наглядно-образное мышление – это вторая ступень развития его мышления.
Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств. Такое мышление представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического мышления. В структуре словеснологического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений. Такое мышление часто называют понятийным мышлением.
Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных связей и отношений. Формой существования понятия является слово.
В ходе онтогенетического развития психики (с момента рождения и дальше) мышление человека последовательно проходит этапы нагляднодейственного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. У современного взрослого человека одновременно существуют и дополняют друг друга все три названные вида мышления.
Некоторые авторы в качестве критерия выделения названных видов мышления называют не форму, а характер используемых средств.
Используются и другие основания для выделения видов мышления. К ним относятся: сфера приложения результатов, оригинальность результатов, степень отражения действительности и обоснованность результатов.
По сфере приложения результатов и характеру решаемых задач
мыслительной деятельности выделяют теоретическое и практическое мышление.
Теоретическое мышление не требует оперативного использования его результатов на практике. Обычно оно направлено на разработку методических аспектов, обобщение каких-либо теоретических положений, обоснование тех или иных феноменов, формулировку закономерностей и т.п.
Практическое мышление, наоборот, нацелено на прямое и оперативное (быстрое) использование его результатов в повседневной практике человека. Примерами такого мышления является мышление врача, ставящего диагноз пациенту, адвоката, обдумывающего план своего выступления на судебном заседании, конструктора, проектирующего деталь машины, программиста, разрабатывающего программу.
Деление мышления на теоретическое и практическое достаточно условно. Эти виды в реальной мыслительной деятельности связаны друг с другом.
По оригинальности результатов выделяют творческое (продуктивное) и нетворческое (репродуктивное) мышление.
Репродуктивное мышление повторяет ранее полученный результат, применительно к новым условиям. Ценность результатов мыслительной деятельности в этом случае заключается в более эффективном, чем обычно, использовании уже известного опыта.
Творческое мышление приводит к появлению новых оригинальных теоретических или практических продуктов (идей, методов, аппаратуры) или неизвестных ранее способов их получения. Примерами такого мышления может служить идея известного хирурга Г.Илизарьева, предложившего «выращивать» кости конечностей человека до нормальной длины методом растяжки с помощью специальных устройств, спроектированных им же самим.
Другим примером может служить техника аутогенной тренировки, предложенная в 1923г. австрийским психиатром И.Шульцем. Он преодолен созданный и поддерживаемый в массовом сознании образ всемогущего гипнотизера, безотказно влияющего на психику обычных людей. Его мышление происходило по схеме: если пациенту помогает внешний гипноз, то почему бы не попробовать таким же способом оказывать помощь самому себе. В настоящее время техника аутогенной тренировки широко применяется для снятия психической напряженности.
По степени обоснованности результатов мыслительной деятельности различают интуитивное, логическое, эвристическое и вероятностное мышление.
Интуитивное мышление базируется на эффекте неосознанных путей получения нового знания. При его осуществлении человек как бы «чувствует» искомое решение, но не может обосновать причинноследственные связи, приводящие к такому выводу. Природа и механизмы этого мышления ещё до конца не выяснены. Но какой бы ни была истинная разгадка этого мышления, природа его заключена в личном творческом опыте, а также в общей и профессиональной культуре человека.
Конечно, нельзя исключать в этом виде мыслительной деятельности роль случая. Но, по наблюдениям многих ученых, случай помогает только хорошо подготовленному уму. В этом плане представляет интерес феномен «бокового мышления», описанный английским врачом Э.Боно. Свое название феномен получил по аналогии с боковым зрением. Сущность его заключается в тезисе: «Чтобы мыслить творчески, надо думать около».
Интуиция и случай имеют свои причины. Действительно, закон всемирного тяготения мог открыть не каждый, кто видел в саду падающие яблоки, а только И.Ньютон, для которого проблема тяготения стала устойчивой целью мыслительной деятельности.
Логическое мышление порождает результаты благодаря последовательным умственным действиям по строгим правилам логики. Эти правила предполагают анализ проблемы, формулировку целей и задач мыслительной деятельности, определение рабочей гипотезы, выбор методов решения проблемы, строгую схему процесса решения и проверку результатов на адекватность. Такое мышление называют также дискурсивным, т.е. развернутым.
Эвристическое мышление сводится к умственной процедуре, предназначенной для поиска решения проблемы за счет сокращения диапазона возможных вариантов приемлемых ответов. Значительный удельный вес в этом виде мышления имеют не столько какие-то осознанные
формальные правила, схемы и понятия, сколько мотивационные и эмоциональные процессы личности, чувство вдохновения и т.п. С эвристическим мышлением связан феномен инсайта – внезапного и невыводимого из прошлого опыта понимания и даже решения какой-то проблемы или задачи. Инсайт объясняется предчувствием внутренней природы чего-либо, навязчивым осознанием правильности чего-то без явной опоры на следы памяти и прошлый опыт («и тут меня вдруг осенило»). Такое решение называют интуитивным.
Вероятностное мышление также опирается на знания и прошлый опыт, но оно всегда связано со степенью ожидания каких-то событий. В основе такого мышления лежит интуитивное ощущение вероятности или частоты возникновения некоторого события. При этом результата мыслительной деятельности находится без каких-либо математических расчетов. Примером такого мышления может быть наше решение брать с собой зонтик или нет, которое мы принимаем перед выходом на работу.
По степени отражения действительности выделяют:
–реалистическое мышление, результаты и процесс которого базируются на реальных факторах, событиях, явлениях повседневной жизни. Такое мышление решает задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями, и учитывает реальные обстоятельства;
–аутистическое мышление, результаты которого игнорируют реальное положение дел и основаны на безотчетных желаниях и стремлениях человека, его фантазиях, мечтах и грезах. Такое мышление описано Н.Гоголем в его поэме «Мертвые души» на примере помещика Манилова.
Многие задачи инженерной психологии, особенно те, которые связаны
суправлением техническими системами в психологически сложных ситуациях, требуют выделения особого вида мышления – оперативного мышления. Основными признаками такого мышления являются:
-наличие тесной связи между восприятием и осмыслением быстро изменяющейся информации, а также условий обстановки;
-жестко лимитированные нормы времени на решение;
-большие эмоционально-волевые нагрузки на человека – оператора;
-четкое образное видение объекта управления, создаваемое на основе соотнесения текущей информации о состоянии объекта с той информацией о нем, которая была ранее накоплена человеком-оператором.
Обладает особой спецификой и поэтому может быть выделено в самостоятельный вид мышление в условиях диалога. Специфика мыслительного процесса в диалоговом режиме заключается в необходимости
учета характеристик коммуникативного взаимодействия с партнерами, в наличии общего банка решений и диалогической рефлексии.
В заключение представим классификацию видов мышления в виде схемы.
Рисунок 6.1 – Классификация видов мышления
Рассмотренная классификация видов мышления является наиболее употребляемой, однако по ряду ее положений имеются разногласия.
Так, А.В. Брушлинский отрицает существование репродуктивного мышления, утверждая, что в результате мыслительного процесса обязательно должно появиться новое знание. По его мнению, если этого нет, то результат достигается не мышлением, а процессами памяти.
Против разделения мышления на теоретическое и практическое резко возражал С.Рубинштейн, указывая, что любые виды мышления всегда связаны с практикой. По его мнению, у человека существует единое мышление, но внутри этого единства имеются различные виды и уровни умственной деятельности.
studfiles.net