Что делает
ЧТО ДЕЛАЕТ ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ?
Уже более 20 лет прошло с момента, когда первые практические психологи пришли работать в школы. Но до сих пор вопрос о деятельности психологической службы волнует учеников, родителей, учителей. Некоторые до сих пор склонны видеть в профессии некоторый высший мистический смысл, а другие наоборот, представляют работу довольно примитивно. Это можно понять, т.к. в среде самих психологов до сих пор идет поиск, и не утихают разговоры о месте и роли психологической службы в образовательном учреждении. Следует отметить, что наряду с социально-педагогической службой, психолого-педагогическая – самая молодая в системе образования. Она постоянно развивается, совершенствуется, приобретая новый опыт и формируя потребность в ней у всех участников образовательного процесса.
Деятельность службы осуществляется в соответствии с основными нормативными документами 1996 г. В них, в частности, прописаны основные направления деятельности педагога-психолога: диагностическое, психопрофилактическое, коррекционно-развивающее (для соответствующих образовательных учреждений), консультативное, а также – психологическое просвещение.
Деление между основными направлениями деятельности педагога-психолога весьма условно; скорее они взаимно проникают и дополняют друг друга, образуя некоторую целостную систему. В работе каждого педагога-психолога все эти направления обязательно присутствуют. Однако степень выраженности той или иной работы может быть разная. Так, например, в специальных коррекционных образовательных учреждениях основной акцент сделан на коррекционно-развивающую работу, как самой необходимой. Количество детей в таких школах и детских садах значительно меньшее, нежели в общеобразовательных учреждениях, и психолог имеет возможность «напрямую» (непосредственно) работать с каждым ребенком. И зарплату он получает именно за такую работу.
Иная ситуация в общеобразовательной школе. Здесь столько учеников, что психолог не имеет возможности непосредственно работать с каждым, да и основной запрос общеобразовательной школы иной. Сосредоточиться на работе с отстающими или проблемными учениками было бы неправильно, хотя бы потому, что это неизбежно скажется на «охвате» психологическими услугами других, менее проблемных учеников, ущемлении их прав, свертыванию прочих видов работ и как следствие – нерациональному использованию средств налогоплательщиков. Замечу, что педагог-психолог общеобразовательной школы получает свою зарплату именно за охват всех учеников примерно в равной степени. Модель «прямой», непосредственной работы с учеником не подходит для общеобразовательной школы, она не эффективна. Где же выход? Как можно организовать работу, чтобы выполнить эти условия?
Существует иная «опосредованная» модель деятельности педагога-психолога общеобразовательной школы, наиболее адекватная потребностям современной системы образования. Согласно этой модели деятельность психологической службы выстраивается через образовательную среду (или образовательный процесс) в целом.
В самом деле, кто ближе всего расположен к ребенку? – Родители, близкие друзья. Это первый, ближний круг, который оказывает самое сильное влияние на развитие и воспитание человека. Не менее важный, но все-таки более дальний – учителя и сверстники в школьном коллективе. При этом понятно, что учителя начальной школы, которые имеют возможность каждый день общаться с детьми, более влиятельны, нежели их коллеги в средних и старших классах. Администрация школы, а также все специалисты (педагог-психолог, в частности) объективно стоят еще дальше от ученика, их прямое влияние самое незначительное, поэтому и встает необходимость организации опосредованного (непрямого) влияния их на учеников через образовательную среду и других участников образовательного процесса: учителей, родителей, сверстников.
Образовательная среда включает в себя собственно образовательный процесс (процесс обучения и воспитания, а точнее эффективные способы обучения и воспитания), деятельность и общение учителя с учеником и родителями, а также социально-психологические процессы в классных коллективах (общение со сверстниками). Вот почему в нашей школе педагог-психолог уделяет особое внимание инновационной деятельности по 2 основным направлениям: «Освоение современных развивающих подходов в образовании» и «Управление воспитательной работой в школе по результатам мониторинга межличностных отношений».
Стержневая проблема первого направления – повышение психолого-педагогической компетентности учителя и освоение им современных развивающих методов, подходов в образовании. Современные требования системы образования не ограничиваются передачей знаний от учителя ученику. Знания не цель, а средство развития интеллекта, личности в целом. Задача учителя – не просто «пополнить копилку» знаний ученика, а выстроить процесс обучения так, чтобы ученик самостоятельно активно усваивал новые знания, развивая свой потенциал. Именно эти требования отражаются в новых стандартах образования. За годы учебы в школе каждый ребенок должен воспитать в себе потребность в самообразовании и саморазвитии, т.к. только эти качества обеспечат ему успешность в нашем стремительно меняющемся мире.
Это задача очень сложная. Далеко не каждый учитель способен поставить перед собой такую задачу и решать ее; помочь в этом учителю призван психолог. В силу своих профессиональных знаний, взгляд психолога на процесс обучения более глубокий, нежели у учителя традиционной школы. Не случайно развивающие образовательные программы нового поколения созданы ведущими психологическими школами в сотрудничестве с педагогами. Не случайно появление первых психологов в школах в конце 80-х совпало с периодом активного освоения педагогами современных развивающих подходов и программ. И далеко не всегда альтернативный психолого-педагогический смысл программ нового поколения понятен учителю. Освоение этого нового смысла учителем идет гораздо эффективнее в содружестве с психологом.Чтобы было понятнее, приведу простой пример. На уроке учитель читает детям несколько слов и просит их запомнить, потом ученики называют запомнившиеся. По мнению учителя, таким образом развивается память учеников. Однако у психолога при этом другое мнение.
- механическое запоминание лучше всего развито у детей 2-5 лет, и она не может обеспечить полноценного усвоения знаний в связи с ограниченным объемом;
- суть развития памяти состоит в овладении ребенком эффективными приемами запоминания, наоборот «уводящими» от механического способа, и позволяющими оперировать постоянно возрастающими объемами информации;
- эффективное овладение приемами осмысленного, ассоциативного запоминания осуществляется путем ежедневной, «каждоурочной» определенным образом подаваемой учебной информации. В этом как раз и состоит сложный процесс преобразования «традиционных» знаний в «развивающие».
В связи с этим вызывают также большое сомнение занятия по развитию психических познавательных процессов, которые обычно проводят начинающие психологи. Ни одно специальное, самое лучшее упражнение (занятие), проводимое в 1 раз в неделю, не сравнится по эффективности со всеми предметными уроками, выстроенными с учетом психологических закономерностей, т. е. в современном, развивающем ключе (напомним, речь идет об общеобразовательной школе). Психологическое сопровождение, оптимизирующее образовательный процесс, усиливающее его развивающий характер, – вот сложнейшая и актуальная для современной системы образования задача педагога-психолога.
Вторая по сложности и значимости задача, связанная с инновационным направлением работы «Управление воспитательной работой в школе по результатам мониторинга межличностных отношений», – создание и регулирование благоприятной, психологически комфортной ситуации в классных коллективах. Человек становится личностью только в социальной среде. Школа – один из самых важных социальных институтов в жизни человека. Поэтому умение выстраивать свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) способствует развитию личности ученика, его социализации и социальной адаптации. Развитие коммуникативных качеств личности (доброжелательности, терпимости, активности, уважения к личности другого человека и т. д.
Таким образом, деятельность педагога-психолога общеобразовательной школы, нашей в частности, направлена на решение задач оптимизации образовательного процесса (образовательной среды). Эта работа – не мановение «волшебной палочки», а кропотливая, подчас незаметная для окружающих деятельность. Но в современном обществе, в системе образования она необходима. Ее результаты — позитивные изменения в интеллектуальном и личностном развитии учеников, характере отношений взрослых и детей, профессионализме учителей, обоснованности управленческих решений.
Мне хочется закончить словами одного выдающегося ученого, которые запомнились еще со времен студенчества: «Присутствие психолога в коллективе иногда бывает незаметно, зато всегда бывает заметно его отсутствие…»
Педагог-психолог \ КонсультантПлюс
Педагог-психолог
Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного). Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
Преподаватель психологии Описание работы, обязанности и работа
Описание основной работы:
Преподавание курсов психологии, таких как детская, клиническая психология и психология развития, а также психологическое консультирование.
Часть 1
Обязанности / задачи
Часть 2
Деятельность
Часть 3
Навыки
Часть 4
Способности
Часть 5
Знание
Нажмите здесь, чтобы узнать о лучших вариантах карьеры
Должностные обязанности и задачи для: «Преподаватель психологии»
1) Планирование, оценка и пересмотр учебных программ, содержания курсов, учебных материалов и методов обучения.
2) Вести учет посещаемости учащихся, оценки и другие необходимые записи.
3) Руководство обучением студентов и/или выпускников, стажировками и исследовательской работой.
4) Соблюдайте установленный график работы, чтобы консультировать и помогать студентам.
5) Проводить исследования в определенной области знаний и публиковать результаты в профессиональных журналах, книгах и/или электронных СМИ.
6) Консультирует студентов по академическим и профессиональным учебным программам, а также по вопросам карьеры.
7) Выбор и получение материалов и расходных материалов, таких как учебники.
8) Сотрудничать с коллегами для решения вопросов обучения и исследований.
Спасибо, что посетили CareerPlanner. com | ||
1) Используйте Карьерное тестирование, чтобы найти идеальную карьеру 2) Достаточно ли интервью дает ваше резюме? |
Спасибо, что посетили CareerPlanner.com 1) Используйте Карьерное тестирование, чтобы найти идеальную карьеру 2) Достаточно ли интервью дает ваше резюме? |
9) Входить в состав академических или административных комитетов, которые занимаются институциональной политикой, ведомственными вопросами и академическими вопросами.
10) Составление библиографий специализированных материалов для внеклассного чтения.
11) Участие в наборе, регистрации и трудоустройстве студентов.
Является ли
«Учитель психологии» лучшим выбором в карьере?Наш тест на интерес к карьере покажет вам, какие профессии соответствуют вашим интересам.
Наш бесплатный личностный тест покажет вам, какая профессия соответствует вашему характеру и почему.
12) Руководить лабораторными работами студентов.
13) Выполнять административные обязанности, например, руководить отделом.
14) Подготовка и чтение лекций для студентов и/или аспирантов по таким темам, как ненормальная психология, когнитивные процессы и трудовая мотивация.
15) Оценивать и оценивать классные, лабораторные работы, задания и письменные работы учащихся.
16) Инициировать, направлять и модерировать обсуждения в классе.
17) Составлять, проводить и оценивать экзамены или поручить эту работу другим.
18) Быть в курсе событий в своей области, читая актуальную литературу, общаясь с коллегами и участвуя в профессиональных конференциях.
19) Подготовка учебных материалов, таких как программы, домашние задания и раздаточные материалы.
20) Выступать в качестве консультантов студенческих организаций.
21) Написать заявку на получение гранта для обеспечения внешнего финансирования исследований.
22) Участие в кампусе и общественных мероприятиях.
23) Предоставление профессиональных консультационных услуг правительству и/или промышленности.
Должностная инструкция «Преподаватель психологии» продолжение здесь..
. Часть 1
Обязанности / задачи
Часть 2
Деятельность
Часть 3
Навыки
Часть 4
Способности
Часть 5
Знание
«Преподаватель психологии» Голландия / Код карьеры RIASEC: С-И-А SOC: 25-1066.00
Нажмите здесь, чтобы узнать о вакансиях «Преподаватель психологии»
См. перспективы на будущее и образовательные требования для «Преподаватель психологии»
Откройте для себя тип
работай ты будешь
увлечены!
Нажмите здесь для
Лучшая карьера
Выбор
для тебя
Личность!
Нажмите здесь для
Идеальное резюме!
Узнайте, что для вас важнее всего
в вашей жизни и вашей карьере
Определите свои «переносимые навыки»
и ваши навыки выгорания
БЕСПЛАТНО CareerPlanner
Информационный бюллетень о работе и карьере
Фамилия:
Электронная почта:
Пароль:
От 6 до 10 символов
Зарегистрируйтесь бесплатно
Информационный бюллетень CareerPlanner
Узнавайте о новинках в:
— Обнаружение своей миссии в жизни
— Инструменты планирования карьеры
— Информация о работе
— Лучший карьерный совет
— Карьерное направление
— Тип личности
Видео о карьерном тесте
Майерс-Бриггс
Видео личностного теста
Учитель психологии Описание работы: Заработная плата, обязанности и прочее
Учителя психологии несут ответственность за обучение своих учеников человеческому разуму и его работе. Они могут охватывать такие темы, как личность, поведение, эмоции, отношения или другие психологические понятия.
Преподаватели психологии должны уметь эффективно доносить сложные идеи таким образом, чтобы учащиеся могли их понять. Они также должны быть в состоянии вдохновить своих учеников учиться больше самостоятельно после окончания занятий.
Обязанности учителя психологии
Преподаватель психологии обычно имеет широкий круг обязанностей, которые могут включать:
- Проведение исследований по темам в области психологии, таким как память или восприятие
- Помощь учащимся в понимании материала курса, предоставление отзывов о заданиях и ответы на вопросы по содержанию курса
- Общение с родителями об успеваемости и развитии их ребенка
- Предоставление академического консультирования учащимся, которые могут испытывать затруднения в одной или нескольких предметных областях
- Создание планов уроков, соответствующих государственным стандартам и отвечающих потребностям отдельных учащихся
- Поддержание порядка в классе путем соблюдения правил и реагирования на проблемы с поведением учащихся 902 77 Проведение исследований по темам в области психологии, таким как память или восприятие
- Преподавание концепций роста и развития человека, включая развитие детей, подростков и взрослых
- Подготовка и чтение лекций для студентов по темам, связанным с психологией работать на. Некоторые преподаватели психологии могут также получать дополнительный доход за счет внештатной работы или работы по контракту.
- Средняя годовая заработная плата: 44 500 долларов США (21,39 долларов США в час)
- Топ-10% годовой заработной платы: 472 000 долларов США (226,92 долларов США в час)
Ожидается, что занятость учителей психологии будет расти быстрее, чем в среднем, в течение следующего десятилетия.
Спрос на преподавателей психологии будет обусловлен прогнозируемым ростом интереса учащихся к психологии и ее применениям в различных областях. Специальности по психологии являются одними из самых популярных на уровне бакалавриата, и многие студенты, изучающие психологию, продолжают получать ученые степени в области психологии или других областях.
Связанный: Вопросы и ответы на собеседовании учителя психологии
Требования к работе учителя психологии
Учитель психологии обычно должен иметь следующую квалификацию:
Образование: Преподаватели психологии обычно должны иметь степень магистра психологии или родственное поле. Эти программы обычно занимают около двух лет и включают в себя курсовую работу и практику под наблюдением. Практикум – это возможность для студентов применить знания, полученные в классе.
Обучение и опыт: Учителя психологии обычно получают большую часть своей подготовки благодаря своему образованию и опыту работы в классе. Они также могут пройти дополнительную подготовку в рамках стажировок или практических занятий в рамках своего образования.
Сертификаты и лицензии: Преподаватели психологии должны иметь лицензию на преподавание. Чтобы получить лицензию на преподавание, вам необходимо сдать экзамен, который покажет, что вы обладаете базовыми знаниями по основам преподавания, таким как управление классом, стратегии обучения и развитие учащихся.
Навыки учителя психологии
Учителя психологии должны иметь следующие навыки, чтобы добиться успеха:
Навыки общения: Навыки общения необходимы учителям психологии, поскольку они позволяют им эффективно передавать информацию своим ученикам. Эти навыки также могут помочь им общаться со своими коллегами и администраторами, а также с родителями и учениками.
Эмпатия: Эмпатия — это способность понимать и разделять чувства других. Учителя психологии могут использовать эмпатию, чтобы помочь своим ученикам понять темы, которые они изучают. Например, если учащийся изо всех сил пытается понять концепцию, учитель психологии с сочувствием может найти общий язык со учащимся и помочь ему понять тему.
Критическое мышление: Критическое мышление — это способность анализировать информацию и принимать решения на основе имеющейся у вас информации. Преподаватели психологии используют критическое мышление, чтобы помочь учащимся понять концепции психологии, которые они изучают. Например, преподаватели психологии могут попросить учащихся проанализировать различные психологические точки зрения на тему, а затем предложить учащимся представить свои выводы классу.
Сотрудничество: Сотрудничество — это способность работать с другими для выполнения задачи. Как учитель психологии, вы можете работать с другими учителями, чтобы создать полную учебную программу для курса, или сотрудничать с другими учителями, чтобы спланировать экскурсию. Сотрудничество — важный навык для учителя психологии, потому что он может помочь вам работать со студентами над созданием увлекательных уроков и занятий.
Технологические навыки: Многие курсы по психологии преподаются с использованием технологий, поэтому преподавателям психологии важно чувствовать себя комфортно с технологиями и знать, как использовать их в классе. Это включает в себя знание того, как использовать технологии для создания увлекательных уроков, управления данными учащихся и общения со студентами и коллегами.
Рабочая среда учителя психологии
Преподаватели психологии работают в различных учреждениях, включая колледжи и университеты, начальные и средние школы и частные предприятия. Обычно они работают полный рабочий день, хотя некоторые из них могут работать неполный рабочий день. Многие преподаватели психологии также проводят исследования и публикуют свои выводы в научных журналах. Преподавание может быть сложной профессией, и учителя психологии часто работают долгие часы, готовя лекции и планы уроков, проверяя работы и экзамены, а также встречаясь со студентами. Им также может потребоваться работать по вечерам и в выходные дни, чтобы посещать конференции и семинары или встречаться со студентами.
Тенденции учителей психологии
Вот три тенденции, влияющие на работу учителей психологии. Преподаватели психологии должны быть в курсе этих событий, чтобы поддерживать актуальность своих навыков и сохранять конкурентное преимущество на рабочем месте.
Больше внимания к социальному и эмоциональному обучению
По мере того, как мир становится все более сложным, школы начинают уделять больше внимания социальному и эмоциональному обучению (SEL). Это связано с тем, что исследования показали, что учащиеся, обладающие сильными навыками SEL, с большей вероятностью добьются успеха в школе и в жизни.
Преподаватели психологии могут сыграть ключевую роль в этой тенденции, предоставляя учащимся инструменты, необходимые им для управления своими эмоциями и эффективного взаимодействия с другими. Кроме того, учителя психологии также могут помочь создать культуру сопереживания и сострадания в своих школах.
Подробнее Использование технологий в классе
Использование технологий в классе становится все более популярным, поскольку преподаватели ищут способы сделать обучение более увлекательным и эффективным.
Преподаватели психологии могут использовать технологии различными способами, например, использовать онлайн-ресурсы для обучения концепциям или создавать видеоролики для объяснения сложных идей. Они также могут использовать технологии для связи со студентами за пределами классной комнаты, например, через социальные сети или видеочат.
Повышенное внимание к разнообразию и инклюзивности
Область психологии быстро растет, и вместе с ней возникает повышенное внимание к разнообразию и инклюзивности. Как учителя психологии, вы должны быть готовы решать эти вопросы в своих классах.
Это включает в себя обучение студентов различным культурам и тому, как эффективно общаться с людьми из разных слоев общества. Это также означает осознавать свои собственные предубеждения и следить за тем, чтобы ваш класс был безопасным пространством для всех учащихся.
Как стать учителем психологии
Карьера учителя психологии может быть как полезной, так и сложной. При планировании карьеры важно учитывать свои личные цели и интересы. Вы хотите работать с детьми, взрослыми или обоими? Вы хотите преподавать в школе или в клинике?
Если вы хотите стать учителем психологии, для начала вам нужно сделать несколько шагов. Во-первых, получить степень в области психологии. Затем пройдите стажировку или программу сертификации преподавателей. Наконец, найдите работу, которая соответствует вашим навыкам и интересам.
Перспективы продвижения по службе
Наиболее распространенные должности, на которые люди переходят по мере продвижения по карьерной лестнице: школьный психолог, клинический психолог, психолог-консультант, промышленно-организационный психолог, психолог-исследователь и судебный психолог.