Легендарные педагоги Никитины: гении или сумасшедшие
Семья Никитиных стала известна на весь СССР в 60–70-х годах. Семерых детей Борис и Лена воспитывали по собственной системе раннего развития. Ребята бегали босиком по снегу, еще до поступления в школу решали алгебраические уравнения, в три года пользовались строительными инструментами. Никитиных называли гениальными, и не только в Союзе — педагогов знали в Японии, Европе и США. Но были и те, кто считал их опасными сумасшедшими.
Теги:Родители и дети
Воспитание детей
СССР
Взгляд в прошлое
Прошлое
ТАСС
Случайная встреча
Каждый год 10 декабря дети Никитиных покупали яблоки и сладости, а потом делились ими. Так в семье отмечали день встречи родителей: Лена Литвинова и Борис Никитин познакомились 10 декабря 1957 года на педагогической конференции в Москве. В буфете Борис купил яблоко, Лена — пирожное. Мужчина достал перочинный нож, разрезал фрукт и половину отдал Лене. Девушка поделилась десертом с Борисом.
Ни Лена, ни Борис ехать на конференцию не хотели. Борис был военным в отставке и преподавал труд в училище. Лена учила детей русскому языку и литературе. Оба были энтузиастами, недолюбливающими официальную советскую педагогику. Борис и его соратники хотели создать «трудовую школу» по заветам знаменитого Макаренко. Лена в деревне пыталась внедрять собственные методики: существующую систему обучения она считала неэффективной.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕЭрудированный, умный и обаятельный Никитин произвел неизгладимое впечатление на молоденькую учительницу, заразив ее своими идеями. Казалось, что его замыслы очень близки к воплощению в жизнь. Власти обещали выделить Борису помещение под школу, где дети будут не только учиться, но и осваивать производственные профессии. Однако в 1958 году в «Правде» вышла статья «Прожектеры», где концепцию разгромили, создать школу не удалось, и группа Никитина распалась.
Борис потерял работу: его уволили за «несогласие с методиками воспитания молодежи».Семья педагогов
Летом 1959 года Борис и Лена поженились. Для мужчины это был второй брак: в первом у него родились трое детей, общаться с которыми ему запрещала бывшая супруга, только старший сын Павел тайно поддерживал отношения с отцом. Поселились молодожены в подмосковном поселке Болшево в доме Лены вместе ее матерью Диной — тоже учительницей и депутатом местного райсовета. Через месяц после свадьбы у пары родился первенец Алексей.
В два месяца у мальчика начался жуткий диатез. Он покрывался прыщами, которые расчесывал, из-за чего кожа покрывалась сплошной коркой, а ребенок не спал ночами. Не помогали никакие предписания врачей — ни таблетки, ни мази. В какой-то момент супруги заметили, что Алеше становится легче на террасе: на холоде зуд спадал. Постепенно малыша приучили постоянно находиться в помещении, где температура не превышала 15 градусов.
Борис завел дневник, где фиксировал, как это происходило. «Мы раздевали Алешу и голенького выносили в тамбур или даже на воздух зимой», — говорилось в записях. Родители начинали сеансы закаливания с 10-15 секунд, но к концу зимы с мальчиком уже выходили гулять на улицу на двух-трехградусный мороз, одев его только в распашонку и посадив в мешок, сшитый Леной. Никитины были осторожны: внимательно следили, чтобы не перейти грань, за которой польза сменилась бы опасностью.
Быт Никитиных
В 1960 году у Лены и Бориса родился второй сын Антон, в 1962-м — дочь Ольга. Закаливание в семье стало нормой жизни: все ходили босиком и в легкой одежде, спать детей выносили на террасу. Жили Никитины в щитовом финском домике, печь топили дровами, воду таскали из колонки, стирали вручную.
Борис, который когда-то увлекался гимнастикой, общался с малышами, одновременно тренируя их. В доме Никитин построил небольшой спортивный комплекс: турник, кольца, шведскую стенку и доску, которая по диагонали вела от пола до потолка комнаты. Детям ничего не запрещали: им дозволялось трогать и пробовать на вкус всё, что они находили.
Первая публикация о семье, в которой «дети бегают по снегу босиком», вышла в год рождения Ольги. Опыт Никитиных в газете оценили положительно. С тех пор к дому педагогов протоптали дорогу журналисты, голодные до сенсаций. Борис встречал всех с энтузиазмом: он считал, что статьи помогут большему количеству людей перенять его важные открытия и наблюдения.
Медные трубы
В 1963 году Никитин издал книгу «Правы ли мы?». В ней он подробно рассказал о своих принципах воспитания и впервые озвучил идею «раннего развития», которая оставалась в центре его внимания все последующие годы. В 1965 году о семье начали писать крупные советские газеты с миллионными тиражами, затем был снят небольшой документальный фильм, получивший то же название, что и книга.
Лента потрясала воображение советских родителей. В ней показывали Алешу, который уже решал уравнения, хотя еще даже не пошел в первый класс. Оля, только научившаяся ходить, вовсю крутилась на турнике. Пятилетний Антон с удовольствием возился с ножовкой и столярным станком. Все вместе дети босыми выскакивали на снег провожать отца. Завернутую в одеяло дочку Лена выносила спать на террасу.
На стенах в доме Никитиных были развешаны карты, грифельные доски и математические таблицы. На полках стояло множество книг, по полу были раскиданы кубики и инструменты. Пока мальчики играли в спортивном уголке, их мать занималась своими делами. Закадровый голос объяснял: «Конечно, они могут упасть, но мы этого не боимся. Свобода действий вырабатывает не только силу и ловкость, но и осторожность. У наших детей ни разу не было серьезных ушибов».
После выхода фильма и многочисленных публикаций Никитины прославились на весь Союз. Они стали примером подражания для родителей: молодые пары постоянно приходили в дом к супругами, чтобы узнать об их опыте и получить совет. За день Никитины могли принять больше сотни гостей.
Критика в СССР и мировая слава
Вскоре отреагировали «официальные» советские медицина и педагогика. Методы новаторов публично осудили в статье «Осторожно, детство!». Бориса уволили с работы, и Никитиным какое-то время пришлось жить на зарплату заведующей поселковой библиотекой, которую получала Лена. Но «запрет» вызвал к Никитиным еще больший интерес. Семье присылали вещи и помогали совершенно незнакомые люди. Супругам начали платить за выступления. Пара проводила до 300 лекций в год.
К 1970 году у Никитиных родились еще две дочери и сын: Юля, Иван и Люба. Для каждого из них отец завел дневник, в котором записывал свои наблюдения. Можно было подумать, что Борис поставил перед собой амбициозную задачу вырастить гражданина будущего, который не замечает холода и в пять лет уже щелкает задачки по алгебре как семечки.
«Сейчас нужен не только знающий человек, — писал Никитин, — но и творчески осмысливающий свое дело, свое место в жизни, а для этого нужны высокоразвитые творческие способности и умение применять их на практике, в труде, на любом месте, в любой жизненной ситуации».
Главным, по мнению Бориса, для этого были здоровье и физическое развитие, которым способствовали закаливание, физкультура, простое питание и полное отсутствие стерильности. Другими принципами были эмоциональное развитие (грудное вскармливание и тесный контакт с родителями), свобода творчества (никакого принуждения — дети сами решают, когда и сколько они хотят заниматься) и интеллектуальное развитие (игры, головоломки, карты, буквы, книги, находящиеся в свободном доступе). Позже в теории Никитиных появились странные идеи: в 90-х Борис дополнил принципы развитием «способности к гипнозу, телекинезу, ясновидению».
В 80-х слава педагогов Никитиных достигла пика. Их книги издавались за рубежом, регулярно проходили теле- и радиопередачи с участием супругов. Лена вела рубрику «Домашний педсовет» в «Комсомольской правде» и телепрограмму «Для вас, родители». Семью поддерживали кардиохирург с мировым именем, академик Николай Амосов и основоположник возрастной физиологии, профессор Илья Аршавский. В доме Никитиных каждый день появлялись журналисты и обычные люди, которые хотели посмотреть на детей-вундеркиндов.
30 января 1999 года Борис Павлович умер из-за разрыва аневризмы аорты. За две недели до этого он продолжал подтягиваться на турнике и толкал одной рукой гирю. По словам хирурга, делавшего операцию, у Никитина был «организм сорокалетнего мужчины». Утрата изменила жизнь семьи: дочери и сыновья не продолжили дела отца. На сайте Никитиных говорится, что Лена была категорически против «пиара» и зарабатывания детьми денег на том, чем жил и дышал Борис, и потому выступления, встречи, выпуск развивающих игр и издание новых книг были прекращены.
Темная сторона знаменитой семьи
Никто из детей Никитиных не стал сверхчеловеком. Подростки, перескакивая через классы, учились со школьниками старше себя, что обернулось проблемами с социализацией. К тому же Лена разрешала детям пропускать школу, что вызывало у других учеников зависть и раздражение. В начальной школе Никитины привыкли, что учеба дается легко, и в последних классах это сыграло с ними злую шутку. Необходимость прилагать усилия для учебы стала для детей неприятной неожиданностью, и этот навык они освоили далеко не сразу.
В интервью для книги немецкой журналистки Марианны Бутеншён «Дети Никитиных выросли» уже взрослая Анна Никитина рассказывала, что не так всё просто обстояло и с эмоциональным контактом. Был период, когда мамы для детей просто не существовало: хозяйством занимались старшие сестры, пока Лена работала. Вместо родительницы в семье жила «та самая Никитина», собирающая полные залы по всему Союзу.
Высказывания самой Лены подтверждают, что работу она любила больше, чем семейные обязанности. В 1992 году она писала в дневнике, что выступления дарят ей эйфорию от атмосферы взаимной симпатии и значительности происходящего, а дома «обступают совсем другие дела и люди, среди которых ты обыкновенный человек, и я быстро выдыхаюсь, сникаю, даже болею».
Еще одной проблемой была публичность: годами семья Никитиных жила в «доме-аквариуме», куда ежедневно приходили десятки людей. Борис был человеком, готовым всех принять, всё рассказать, каждому помочь, вникнуть в чужие проблемы, чтобы дать совет. Но детям жить в атмосфере тотальной открытости было тяжело: они с теплом вспоминают период, когда число гостей уменьшилось после разгромной статьи в одной из советских газет.
Судьба детей Никитиных
Жизнь братьев и сестер сложилась вполне успешно. Алексей работает инженером-консультантом по разработке электроники в Лондоне, у него двое детей. Антон стал химиком, живет в Подмосковье, в браке воспитал дочь и сына. Ольга сделала успешную карьеру в юриспруденции, вышла замуж, родила двух дочерей.
Анна стала медсестрой, у нее четверо детей. Юлия выучилась на журналистку и работает в пресс-службе крупного предприятия, родила двоих. Иван получил образование в сфере радио- и телевещания, они с женой воспитали пятерых детей. Любовь окончила библиотечный техникум, но после трех лет работы стала домохозяйкой и мамой-героиней: в ее семье 10 детей.
И, скорее всего, именно такой судьбы и хотели для них родители. «Я совершенно не могу понять людей, которые мечтают, что из одного ребенка выйдет Бетховен, из другого — Ньютон, из третьего — Менделеев», — писал когда-то Борис. И добавлял, что они с Леной всегда старались создать условия для развития способностей детей, которые будут соответствовать их возможностям и желаниям.
Продолжателями дела Никитиных стали их внуки: на сайте педагогов, созданном в 2011 году, их называют нынешними «толкочами» и вдохновителями, пересмотревшими опыт, книги и идеи своих дедушки и бабушки. А раз теория Никитиных продолжает оставаться ценной для их потомком, то, значит, какие бы минусы у нее не находили, плюсы их перевесили.
Кем стали дети Никитиных, чью систему воспитания кто-то считал гениальной, а кто-то садистской / AdMe
В 60–70-х годах ХХ века обычная семья Бориса и Лены Никитиных, в которой было необычно много детей, стала известна на весь СССР. Детей родилось семеро, и воспитывали их по казавшейся странной системе раннего развития. О своем опыте супруги написали множество книг, о них снимали фильмы, а изобретенные ими настольные логические игры имели немалый спрос. Но все же принципы, по которым супруги растили своих детей, постоянно подвергались осуждению.
Мы в AdMe.ru узнали, как жила знаменитая семья, которая намного опередила свое время.
Как все начиналось
© Nikitiny.ru
Лена и Борис Никитины.
Инженер-авиатор Борис Никитин увлекался педагогикой и был не согласен с принятыми в СССР методами воспитания молодежи. В 50-х годах он даже пытался создать собственную школу, но власти идею не поддержали и учебное заведение открывать запретили. Со своей будущей женой Леной, учителем русского языка и литературы, он познакомился на одном из городских педагогических совещаний. Борис был старше ее на 14 лет, но схожие взгляды на жизнь и интересы – педагогика, творчество, школьные преобразования – очень быстро сблизили их.
Сложилось так, что именно в собственной семье им удалось создать «школу будущего», которую не получилось открыть в советских реалиях. В 1959 году у них родился сын Алексей, в 1960-м – Антон, затем Ольга, Анна, Юлия, в 1969-м – Иван и в 1971-м самая младшая – Любовь.
Как «экспериментировали» на детях
© Nikitiny. ru
Никитины были уверены: физически и умственно ребенок будет развиваться сам – достаточно создать вокруг него развивающее пространство. Задача же родителей не заставлять, а направлять. А еще радоваться успехам и поддерживать его, но и не слишком опекать, чтобы ни в коем случае не подавлять самостоятельность.
Начать формировать способности нужно как можно раньше. Если же ребенку не давать этой возможности, то его таланты со временем быстро угаснут, а жизнь будет скучной.
Главными своими находками Никитины считали следующие принципы:
- Здоровье и физическое развитие: избегание стерильности, закаливание и гимнастика с младенчества, легкая одежда, простое питание без перекармливания, домашний спорткомплекс. Супруги сделали спортивные снаряды частью домашней обстановки, и удовольствие от движения и физических нагрузок входило в жизнь детей легко.
- Эмоциональное развитие: грудное вскармливание с первых минут жизни и прикладывание к груди по требованию, частый телесный контакт с мамой и папой, совместный сон, возможность познавать мир без лишних запретов, множество общих с родителями занятий, нацеленность на помощь другому.
- Интеллектуальное развитие: богатая «развивающая среда», счет, буквы, чтение, географические карты, головоломки и, наконец, специальные игры, которые разработали родители. Игры были направлены на развитие аналитических и творческих способностей с учетом склонностей и интересов ребенка. Причем детей ни в коем случае не заставляли ими заниматься.
- Творческое развитие: в семье была создана атмосфера, где приветствовалось и поддерживалось творчество во всех его видах, нестандартные решения и открытия.
Почему их начали осуждать и даже травить
© Nikitiny.ru
Сегодня эти принципы кажутся естественными, но в то время родственники и общественность были возмущены. Многие считали, что Никитины подвергают детей опасности, лишают их детства и всячески издеваются. Главные споры вызывали закаливание, раннее чтение и самостоятельность детей. Супруги были вынуждены отстаивать свое право воспитывать детей так, как считают нужным.
А все потому, что Никитины не скрывали: с младенцами они занимаются гимнастикой, вместе с детьми бегают по снегу и обливаются холодной водой, разрешают помогать во всех делах взрослых. Например, мальчики уже в 3 года могли сделать себе игрушки, используя молоток и пилу. И конечно, занимаются с ними по своим методикам.
© Nikitiny.ru
Самих супругов результаты их деятельности вдохновляли и убеждали в правоте. Дети болели намного реже других, росли самостоятельными и любознательными, уже в 3 года умели читать, а в 4 решали несложные уравнения. Их рано отдавали в школу, они легко учились, перескакивали через классы.
В 1965 году о семье был снят 1-й фильм — «Правы ли мы?», в котором Никитины рассказывали о своем опыте и возможностях.
Со временем они признали, что кое в чем ошибались
© Nikitiny.ru
Когда Никитиных спрашивали, хотят ли они вырастить вундеркиндов, Лена и Борис всегда отрицали это. Они говорили, что это не «раннее развитие», а просто своевременное, и оно помогает вырастить любых детей умными, самостоятельными и творческими, найти себя в профессии и жизни. Однако, когда дети выросли, Лена и Борис признали, что им не удалось обойтись без серьезных ошибок.
Во-первых, Никитины жили буквально как в шоу «За стеклом». Семья постоянно находилась под наблюдением сторонников и противников. Выросшие дети рассказывали, что они не могли ощущать себя полностью защищенными от разговоров и сплетен. Телевизионщики, журналисты, педагоги, врачи, соседи и одноклассники позволяли себе постоянно обсуждать и осуждать жизнь семьи.
© Nikitiny.ru
С другой стороны, жизнь детей была большей частью сосредоточена в доме. Они не ходили в детский сад, а в школе были младше всех и общий язык со сверстниками найти было нелегко. При этом дом был открыт для гостей, друзей и единомышленников Никитиных.
Интерес общества к необычной семье в какой-то момент фактически отнял Бориса и Лену у их собственных детей. Они ездили по стране с лекциями, писали книги, выступали на телевидении. В какой-то период дети чувствовали себя эмоционально обделенными. Но в семье всегда сохранялась атмосфера любви, родители ко всем людям относились по-доброму и без предубеждений, и сложности удалось преодолеть.
То, что в детстве все знания и навыки приобретались легко, некоторым из детей подарило иллюзию, что и в дальнейшем все будет даваться играючи, они не привыкли к строгой дисциплине. Однако получать знания, которые уже не могли дать в семье, было труднее. Например, дочь Юлия отмечала, что привычку учиться «через не хочу» пришлось нарабатывать уже в старшем возрасте, а старший сын Алексей рассказывал, что стремление добиваться цели дали занятия борьбой. При этом сейчас дети Никитиных утверждают, что именно детская привычка искать нестандартные решения помогла им уже в зрелом возрасте нарабатывать профессиональные навыки.
Все семеро детей выросли творческими и интеллигентными людьми, которые нашли себя в жизни. Они дружат между собой и с большим теплом и признательностью вспоминают родителей. Часть родительского опыта они применяют и сегодня. С их участием переизданы книги, выпускаются развивающие игры. Но они не стремятся открыть для журналистов и любопытных собственные семьи. И ни один внук Никитиных не пошел в школу раньше положенного срока.
Кем выросли дети Никитиных, которые подарили родителям 27 внуков
© Nikitiny.ru
- Старший сын Никитиных, Алексей, живет в Лондоне. По специальности он учитель физики, трудится инженером-консультантом по разработке электроники. Женат и вырастил двоих детей.
- Вторым у Никитиных родился Антон. Окончил химический факультет МГУ. Занимал руководящую должность в производственной сфере. У Антона двое детей и четверо внуков.
- Ольга окончила юрфак МГУ им. М. В. Ломоносова, занимала руководящие должности в крупных компаниях, вырастила двух дочерей. Сейчас занимается тремя внуками.
- Анна Никитина стала многодетной мамой: у нее четверо детей и уже четверо внуков. Окончила медицинское училище, ее призвание — доула.
- Юлия — журналист. Окончила Московский государственный институт культуры. У нее две дочери.
- Иван получил высшее образование в сфере радио- и телевещания. Они с женой воспитали пятерых детей.
- Любовь окончила библиотечный техникум. Работала всего 3 года, а затем стала домохозяйкой. И она потрясающая многодетная мама: у Любови десять детей и уже двое внуков.
Четыре семьи живут в Подмосковье, в нескольких коттеджах недалеко от старого родительского дома. Дети, внуки и правнуки часто собираются вместе на семейных праздниках и регулярно организуемых открытых фестивалях семьи Никитиных.
У семьи есть сайт, где собрана вся информация об их жизни, системе, книги и фильмы родителей. Семейный бренд «Ступеньки творчества» — это интеллектуальные игры, которые помогают взрослым понять, что будет интересно именно их ребенку.
Вы знали об этой семье? Что думаете об этой методике? А может быть, у вас был опыт воспитания детей по системе Никитиных?
Фото на превью Nikitiny.ru
AdMe/Психология/Кем стали дети Никитиных, чью систему воспитания кто-то считал гениальной, а кто-то садистской
Еженедельник Солт-Лейк-Сити | Новости, Политика, Рестораны, Музыка, Развлечения
Меню Поиск
ПОЖЕРТВОВАТЬ Поддержите свободную прессу .
Факты имеют значение. Истина имеет значение. Журналистика имеет значение .
Еженедельник Солт-Лейк-Сити с 1984 года является источником независимых новостей и подробной журналистики в штате Юта.
Пожертвуйте сегодня, чтобы сохранить наследие.
- Обзоры фильмов
: новые выпуски за 30 июня
Индиана Джонс и циферблат судьбы; Нимона; Руби Гиллман, Подростковый Кракен и многое другое
К Скотт Реншоу 29 июня 2023 г., 7:32
Театральное обозрение: ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
В новом мюзикле представлены отличные песни и отличная история, которые могут не сочетаться идеально вместе
К Скотт Реншоу 27 июня 2023 г., 14:12
Музыка Плюс: 23 июня
Новая музыка от Скотта Липпитта, Музыкальная академия Солт-Лейк-Сити SLAMjam по средам
К Эмили Аткинсон 23 июня 2023 г. , 14:32
- Обзоры фильмов
: новые выпуски за 23 июня
Никаких обид, Город астероидов, Прошлые жизни, Восстание, Последний всадник, Прогулка
К Скотт Реншоу 22 июня 2023 г., 8:30
Курорт Каньоны
Вместо фейерверков в Солт-Лейк-Сити пройдет шоу дронов в честь Дня независимости и Дня пионеров
Красное сияние ракет
Бенджамин Вуд | 27 июня 2023 г.
Дизайн обложки Дерека Карлайла
Избранные лидеры штата Юта продвигают новые законы против порнографии, которые могут угрожать гражданским свободам.
Святой Брандмауэр
Майкл Дин МакГрэйди мл. | 7 июня 2023 г.
Дерек Карлайл
Рекордная зима придала Большому Соленому озеру импульс, но его спасет только изменение того, как жители Юты используют воду
Вода Вода повсюду
Джаред Блэкли | 14 июня 2023 г.
Престон Пауэлл
Ики Роджерс преследует субботним вечером
Хип-хоп исполнитель SLC выпускает свою лучшую работу.
Эмили Аткинсон | 28 июня 2023 г.
Алекс Спрингер
Обзор ресторана: Пляжные флюиды в La Cevicheria
Новейшее севиче в Даунтауне работает на полную катушку.
Алекс Спрингер | 28 июня 2023 г.
29 июня — 5 июля 2023 г.
Качество жизни, связанное со здоровьем, у детей 4–6 лет с сахарным диабетом 1 типа, оценка детей и их матерей
. 2022 г., февраль; 181(2):549-560. doi: 10.1007/s00431-021-04239-0. Epub 2021 23 августа.Ирина Л Никитина 1 , Игорь Кельмансон 2
Принадлежности
- 1 Кафедра детских болезней Института медицинского образования Национального медицинского исследовательского центра имени В.А.Алмазова, ул. Аккуратова, 2, 197341, Санкт-Петербург, Россия.
- 2 Отделение детских болезней Института медицинского образования Национального медицинского исследовательского центра имени В.А.Алмазова, ул. Аккуратова, 2, 197341, Санкт-Петербург, Россия. [email protected].
- PMID:
34424400 - PMCID: PMC8380516
- DOI: 10.1007/s00431-021-04239-0
Ирина Л. Никитина и др. Eur J Педиатр. 2022 9 фев.0003 Бесплатная статья ЧВК
. 2022 г., февраль; 181(2):549-560. doi: 10.1007/s00431-021-04239-0. Epub 2021 23 августа.Авторы
Ирина Л Никитина 1 , Игорь Кельмансон 2
Принадлежности
- 1 Отделение детских болезней Института медицинского образования Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова, ул. Аккуратова, 2, 197341, Санкт-Петербург, Россия.
- 2 Отделение детских болезней Института медицинского образования Национального медицинского исследовательского центра имени В.А.Алмазова, ул. Аккуратова, 2, 197341, Санкт-Петербург, Россия. [email protected].
- PMID: 34424400
- PMCID: PMC8380516
- DOI:
10.
Абстрактный
Проведение педиатрических опросников качества жизни, связанного со здоровьем (HRQoL), часто оценивает перспективы как ребенка, так и родителей в отношении маленьких детей с сахарным диабетом 1 типа (СД1), но самостоятельные отчеты родителей и детей могут различаться, и об этих данных мало что известно. расхождения. Цель состоит в том, чтобы оценить качество жизни HRQoL детей раннего возраста с СД1 и их матерями, потенциальные расхождения в оценках детей и матерей и факторы, влияющие на эти расхождения. 35 детей в возрасте от 4 до 6 лет (19мальчики) с СД1, поступившие в отделение детской эндокринологии, были опрошены с самоотчетным опросником KINDL для детей в возрасте 4-6 лет (Kiddy-KINDL для детей). Их матерям предложили родительскую версию (Kiddy-KINDL для родителей). Обе версии позволяют измерять HRQoL ребенка в физическом, эмоциональном благополучии, самооценке, семье, друзьях, повседневном функционировании и измерениях болезни, а также общий показатель KINDL по шкале от 0 до 100.
Статистически значимые различия были обнаружены между детскими и материнскими оценками по общей шкале KINDL и шкале «Болезнь» в том, что материнские прокси-отчеты давали более низкие значения. Статистически значимая разница между самоотчетами и прокси-отчетами была обнаружена для значений шкалы KINDL «Эмоциональное благополучие», причем материнские прокси-отчеты дали более высокие оценки по сравнению с самоотчетами детей. Эти ассоциации оставались значимыми после поправки на основные потенциальные помехи. Образование матери, семейное положение матери, инсулиновый режим и достижение гликемического контроля модифицировали эффект детско-материнских различий. и демографические характеристики. Что известно: • Качество жизни HRQoL у детей с СД1 пропагандируется как важный дополнительный результат по сравнению с клиническими и лабораторными маркерами. • Самостоятельные и родительские прокси-отчеты о HRQoL могут различаться, но мало что известно об этих расхождениях и факторах, влияющих на них у маленьких детей с СД1.Ключевые слова: Дети; Сахарный диабет; Качество жизни, связанное со здоровьем; КИНДЛ.
© 2021. Автор(ы), по эксклюзивной лицензии Springer-Verlag GmbH Germany, часть Springer Nature.
Заявление о конфликте интересов
Авторы заявляют об отсутствии конкурирующих интересов.
Цифры
Рис. 1
Отношения между определенными модифицирующими факторами,…
Рис. 1
Взаимосвязь между определенными модифицирующими факторами, самооценкой и косвенной оценкой общего балла KINDL.…
рисунок 1Взаимосвязь между определенными модифицирующими факторами, самооценкой и прокси-оценкой общего балла KINDL. Расчетные предельные средние значения и 95% доверительные интервалы
Рис. 2
Отношения между определенными модифицирующими факторами,…
Рис. 2
Взаимосвязь между определенными модифицирующими факторами, самооценкой и косвенной оценкой шкалы KINDL «Болезнь»…
Рис. 2Взаимосвязь между определенными модифицирующими факторами, самооценкой и прокси-оценками по шкале KINDL «Болезнь». Расчетные предельные средние значения и 95% доверительные интервалы
Рис. 3
Отношения между определенными модифицирующими факторами,…
Рис. 3
Взаимосвязь между определенными модифицирующими факторами, самооценкой и прокси-оценками по шкале KINDL «Эмоциональное благополучие»…
Рис. 3Взаимосвязь между определенными модифицирующими факторами, самооценкой и прокси-оценками по шкале KINDL «Эмоциональное благополучие». Расчетные предельные средние значения и 95% доверительные интервалы
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
- Измерение HRQoL подростков с помощью самоотчетов и отчетов родителя по доверенности: оценка психометрических свойств обеих версий инструмента KINDL-R.
Эрхарт М., Эллерт У., Курт Б.М., Рэйвенс-Зиберер У. Эрхарт М. и соавт. Здоровье Качество жизни Результаты. 2009 г.26 августа; 7:77. дои: 10.1186/1477-7525-7-77. Здоровье Качество жизни Результаты. 2009. PMID: 19709410 Бесплатная статья ЧВК.
- [Сообщаемое родителями качество жизни испанских дошкольников, связанное со здоровьем: психометрические свойства Kiddy-KINDL-R].
Оргилес М., Мелеро С., Пеноса П., Эспада Х.П., Моралес А. Оргилес М. и др. Педиатр (англ. Ed). 2019 май; 90(5):263-271. doi: 10.1016/j.anpedi.2018.04.019. Epub 2018 6 июля. Педиатр (англ. Ed). 2019. PMID: 31056090 Испанский язык.
- Качество жизни, связанное со здоровьем (HRQoL) детей с сахарным диабетом 1 типа (СД1): самооценка и восприятие родителей.
Калива Э., Малаконаки Э., Эйзер С., Мамулакис Д. Калива Э. и др. Педиатр Диабет. 2011 Февраль;12(1):34-40. doi: 10.1111/j.1399-5448.2010.00653.x. Педиатр Диабет. 2011. PMID: 20546163
- Мета-анализ качества жизни детей и подростков с СДВГ: как по отчету родителей, так и по отчету ребенка с использованием PedsQL™.
Lee YC, Yang HJ, Chen VC, Lee WT, Teng MJ, Lin CH, Gossop M. Ли Ю.С. и др. Res Дев Disabil. 2016 апрель-май;51-52:160-72. doi: 10.1016/j.ridd.2015.11.009. Epub 2016 30 января. Res Дев Disabil. 2016. PMID: 26829402 Обзор.
- Качество жизни, связанное со здоровьем, и сообщения о симптомах: сходства и различия между детьми и их родителями.
Eiser C, Varni JW. Эйзер С. и др. Eur J Педиатр. 2013 г., октябрь; 172 (10): 1299-304. doi: 10.1007/s00431-013-2049-9. Epub 2013 29 мая. Eur J Педиатр. 2013. PMID: 23715654 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Рекомендации
- Maahs DM, West NA, Lawrence JM, Mayer-Davis EJ. Эпидемиология сахарного диабета 1 типа. Эндокринол Метаб Клин Норт Ам. 2010; 39: 481–497. doi: 10.1016/j.ecl.2010.05.011. — DOI — ЧВК — пабмед
- Центры по контролю и профилактике заболеваний (2011 г. ) Национальный информационный бюллетень по диабету: национальные оценки и общая информация о диабете и преддиабете в Соединенных Штатах, 2011 г. Атланта, Джорджия: Министерство здравоохранения и социальных служб США, центры по контролю и профилактике заболеваний 201: 2568–2569
- Mayer-Davis EJ, Kahkoska AR, Jefferies C, Dabelea D, Balde N, Gong CX, Aschner P, Craig ME. Согласованные клинические рекомендации ISPAD 2018: определение, эпидемиология и классификация диабета у детей и подростков. Педиатр Диабет. 2018;19(Приложение 27): 7–19. doi: 10.1111/pedi.12773. — DOI — ЧВК — пабмед
- Monaghan MC, Hilliard ME, Cogen FR, Streisand R.