Социальная педагогическая перцепция
Проблема восприятия и познания педагогом личности учащегося является очень важной в процессе педагогического общения. Еще К.Д. Ушинский, уделявший значительное внимание психологическому аспекту в решении проблем педагогики, подчеркивал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях. Именно с особенностями познания педагогом личности учащегося связана результативность педагогической деятельности.
Для объяснения закономерностей процесса восприятия и познания человека человеком в психологии используется термин социальная перцепция. В отечественной науке первым начал разрабатывать эту проблему Алексей Александрович Бодалев, положивший начало большому кругу исследований и создавший научное направление, в рамках которого было накоплено большое количество эмпирических данных и закономерностей.
Исследователями выявлены механизмы социальной перцепции:
- каузальная атрибуция,
- эффект ореола,
- стереотипизация,
- социальная установка,
- идентификация,
- эмпатия,
- рефлексия,
- сензитивность.
Все эти механизмы проявляются и в общении педагога, определяют характер взаимодействия с учениками и его результаты, но не всегда осознаются учителями. Рассмотрим эти феномены в контексте общения педагога с учениками. Каузальная атрибуция определяется как объяснение педагогом причин и мотивов поведения учеников.
На отношение к учителя к ученикам может влиять возникший в ходе общения ореол восприятия. Эффект ореола — тенденция переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на всю личность. Такой ореол может создавать внешняя привлекательность. Ученики, особенно в младших классах, склонны симпатизировать более привлекательным внешне учителям и сверстникам, наделяя их многими положительными качествами. Педагоги также часто бывают более снисходительны по отношению к красивым ученикам.
На возникновение ореола также может влиять фактор «отношение к нам». Ученики, которые относятся к учителю, по его мнению, более позитивно, кажутся ему значительно лучше тех, кто относятся критически. Ученики, демонстрирующие послушание, уважение, любовь к учителю, обычно оцениваются им как наиболее благополучные. В некоторых работах экспериментально доказано, насколько лесть и преувеличенно трепетное отношение к указаниям начальства приводят к одобрению руководителем самого «льстеца». Причем этому оказались подвержены и те руководители, которые пользовались репутацией бесстрастных, объективных, подчеркнуто официальных (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, 2000).
Следующий фактор, определяющий педагогическую перцепцию, — стереотипизация. Стереотип — относительно устойчивый и упрощенный образ человека, группы, события, явления, отражающий лишь некоторые, а иногда и объективно несуществующие черты. В педагогическом общении наиболее распространены стереотипы плохого и хорошего ученика, которые неоднократно описывались в литературе. У преподавателей существует стереотип о связи хорошей успеваемости ученика с характеристиками его личности: успешно учится — значит способный, добросовестный, честный, дисциплинированный; успевает плохо — значит бесталанный, ленивый, несобранный и т.
Значительное место в социальном познании педагога занимают установки. Социальная педагогическая установка — это готовность учителя оценивать и реагировать определенным образом на учеников или учебные ситуации, сформированная на основе прошлого опыта и оказывающая направляющее динамическое влияние на поведение.
Педагогические установки могут быть как положительными, так и негативными. Педагогу необходимы положительные установки по отношению к ученикам. Учитель, доверяя ученикам, веря в их потенциал, ожидает от них проявления способностей, желания учиться, любознательности, жажды творчества и открытий, стремления к организованности и самодисциплине.
Благотворное влияние позитивных установок на развитие детей демонстрирует широко известный «эффект Пигмалиона», экспериментально выявленный Р. Розенталем. Учитель, верящий в ученика, подобен мифическому Пигмалиону, чья любовь к прекрасной статуе вдохнула в нее жизнь. Живительность высоких ожиданий учителя особенно ярко видна, когда они еще не вполне соответствуют действительности — когда ребенок еще «не дорос» до них.
Суть эксперимента Р.Розенталя в следующем. Психологи определили уровень умственного развития школьников и сообщили учителям, что часть детей со средними показателями интеллекта (произвольно, случайно выбранных) имеют высокий интеллектуальный коэффициент и, вероятно, дадут скачок в развитии в ближайшее время. Так была сформирована установка на особое отношение к этим детям у учителей, воодушевившая обе стороны. Благодаря этому большинство выбранных детей к концу учебного года показали более высокие учебные результаты и даже сдвиги в интеллектуальном плане, выгодно отличаясь от сверстников, от которых учителя не ждали ничего выдающегося.
В дальнейшем были уточнены психологические условия, при которых эффект Пигмалиона проявляется. Они включают, помимо оптимистических представлений учителя о способностях ученика, собственные позитивные представления школьника о своих возможностях и степень значимости для него личности учителя.
Установки учителя могут быть не только положительными, но и отрицательными, не способствующими ни повышению успеваемости, ни личностному росту учеников. При отрицательных ожиданиях учителя педагогическое взаимодействие может приводить к эффекту, обратному «эффекту Пигмалиона».
Проиллюстрируем это утверждение примером. Учительница начальных классов одному из мальчиков, не блиставшему способностями, периодически говорила: «Опусти руку, все равно чепуху скажешь», «Сядь, все равно ничего не знаешь», — или просто жестом сажала его на место. Ее отрицательная установка проявлялась в отдельных фразах, жестах, интонации, нежелании уделить время ребенку, которого она считала глупым. Постепенно те искры понимания и желания включиться в общую работу, которые остались незамеченными учителем угасли.
Считается, что в обоих случаях — и при положительных, и при отрицательных ожиданиях, действует один и тот же механизм. Он обычно описывается как «самореализующееся пророчество».
Трудности в педагогическом общении могут быть вызваны и другими деструктивными установками учителей.
Автор концепции рационально-эмотивной психотерапии А. Эллис назвал деструктивные установки личности иррациональными суждениями и разделил их на четыре главные категории:
- Суждения «долженствования». Суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должен быть не таким, каков он есть, например: «Я должен выиграть»; «Он должен быть любезным по отношению ко мне» и т.п.
- «Ужасающие» суждения. Суждения о том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что всё не так, как следовало бы быть, например: «Будет ужасно, если мой класс напишет контрольную работу хуже всех в параллели».
- Суждения «надлежит» и «следует». Суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему «надлежит» или «следует» быть.
- «Порицающие» суждения. Суждения, принижающие личность — собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей «надлежит» или «следует» быть, например: «Он ужасный человек, и он должен быть наказан, потому что обманул меня».
Причинами возникновения деструктивных установок и стереотипов учителя являются распространенная высокая тревожность, нереалистично завышенные ожидания по отношению к себе и своим ученикам, неуверенность в себе. Ниже приведены примеры взаимосвязи установки «долженствования» у педагогов на себя и учеников.
Чтобы предотвратить негативное влияние стереотипов и установок на эффективность деятельности и общения, педагогу необходимо осознавать их влияние и развивать такие качества, как эмпатию, сензитивность, рефлексию.
Эмпатия — это установка на принятие другой позиции, восприятие мира глазами ребенка. Быть эмпатичным трудно, потому что это значит — быть ответственным и сильным, и в то же время чутким. С эмпатией тесно связана сензитивность, которая определяется как особая специфическая чувствительность к эмоциональным состояниям других людей. Не случайно, Н.В. Кузьмина (как отмечалось выше), определяет сензитивность — чувствительность как главную, малокомпенсируемую способность к педагогической деятельности. Рефлексия — это способность педагога осознавать, как он воспринимается партнерами по общению: учениками, коллегами, родителями и т.д. Это качество предполагает высокий уровень самосознания, личностной зрелости, свободу от всяческих психологических защит.
63.Педагогическая социальная перцепция.
К.Д.Ушинский: если педагог хочет воспитать человека, то он должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях, понять особенности лич-ти обучаемого.
Механизмы межличностного восприятия:
уподобление (идентификация) себя ему — предположение о внутр состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь м/у идентификацией и эмпатией. Эмпатия — особый способ восприятия другого чел-а, т.е, не рациональное осмысление проблем другого чел-а, а стремление эмоц откликнуться на его проблемы.Способность к эмоц отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития:
первый ур —низкий: общаясь с учеником, педагог проявляет своеобразную слепоту к его состоянию, переживаниям, намерениям;
второй ур —средний: по ходу общения у учителя возникают отрывочные представления о переживаниях другого чел-а;
третий уровень —высокий: умение сразу войти в состояние ученика не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.
Рефлексия- осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии.
Проецирование –неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества.
Децентрация –способность чел-а отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию т.з. другого чел-а.
Стереотипизация один из важнейших механизмов межличностного познания. Под влиянием окружающих у кажд чел-а образуются более или менее конкретные эталоны, пользуясь кот он дает оценку другим людям.выделяют шесть групп соц-перцептивных стереотипов:
антропологические стереотипы — оценка внутр, психол качеств чел-а, оценка лич-ти зависит от особенностей его физического облика;
этнонационалъные ст. — психол оценка чел-а опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе;
соц-статусные ст. — оценка личностных кач-тв чел-а зависит от его соц статуса;
соц-ролевые ст. — оценка личностных кач-тв чел-а зависит от его соц роли, ролевых ф-й;
экспрессивно-эстетические ст. — оценка лич-ти зависит от внеш привлекательности чел-а;
вербально-поведенческие ст. — оценка лич-ти зависит от внеш особен-й (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т. д.).
Рефлексивно-перцептивные умения педагога образуют органичный комплекс: познать собственные индивидуально-психол особен-ти, оценить свое психич состояние, а также осуществить разносторонне восприятие и адекватное познание лич-ти учащегося.
Познание учащихся предполагает: восприятие как лич-ти и как субъекта учебно-познавательной деят-ти. следует выявить склонности учащегося в теоретичи практич видах деят-ти.
Социальное восприятие студентов | методы образовательного исследования
Каждый день учитель входит в класс, и ученики оценивают его по многим факторам. Этот опыт называется социальным восприятием. В этом посте мы рассмотрим социальное восприятие и его роль в классе.
Социальное восприятие — это то, как мы интерпретируем окружающих нас людей через впечатления, которые мы производим об этих людях. Студенты также развивают социальное восприятие других студентов, а также учителей. Несколько категорий, в которых учитель воспринимается социально, и некоторые из них объясняются ниже.
Вербальное и невербальное общение
То, что учитель говорит ученикам и как они это говорят, является частью вербального и невербального общения. Тон голоса, который использует учитель, передает эмоциональное состояние учителя. Например, если учитель кричит, это может свидетельствовать о гневе на учеников, в то время как учитель, говорящий неуверенным тоном, может выражать неуверенность.
Точность языка указывает многим студентам на уровень профессионализма преподавателя. Например, учитель, использующий сленг, может пытаться создать неформальную атмосферу. Напротив, крайне формальное использование языка учителем может быть попыткой задать серьезный тон в классе. Акцент также играет роль, но учителю будет сложнее контролировать свой акцент, чем точность и тон голоса.
Невербальное общение также имеет решающее значение для поддержания положительного социального восприятия. Улыбка против хмурого взгляда — это форма языка тела. И то, и другое уместно в конкретной ситуации. Кроме того, такие вещи, как осанка, зрительный контакт, могут передать уверенность. Сутулому учителю, который не смотрит ученикам в глаза, может быть труднее поддерживать авторитет, чем учителю с прямой осанкой и сильным зрительным контактом. Это особенно верно, когда студенты являются разрушительными. Учитель должен выглядеть ответственным, даже если ситуация вышла из-под контроля. Спокойная, уверенная, твердая рука твердого учителя может предотвратить массу проблем.
Назначенные атрибуты
Некоторые интерпретации учителя учащимися сделаны просто с позиции учителя. Например, профессия учителя часто имеет высокий статус в глазах учащихся, так как учитель является непосредственным руководителем и руководителем учащихся. Таким образом, ученики часто будут относиться к учителю иначе, чем к дворнику, отчасти из-за позиции учителя по отношению к дворнику.
Это может быть еще сложнее. Учителя старшего возраста или учителя, проработавшие в школе дольше, также пользуются определенной репутацией, которую должны заслужить новые учителя. Учащиеся знают более старших учителей лично или слышали о них от друзей, и это часто облегчает или усложняет работу учителя в зависимости от того, что ученики думают о них.
Другие факторы
Личные качества учащихся влияют на то, что они замечают. Уверенные в себе люди, как правило, более позитивно относятся к другим. Кроме того, учащиеся, которые лучше понимают себя, часто лучше умеют читать других. Наконец, учащиеся, которые чувствуют себя комфортно с собой, с большей вероятностью положительно относятся к другим людям, например к учителям.
Заключение
Учитель должен знать, как его воспринимают другие, даже ученики. Это не означает, что учитель должен радикально изменить свой подход, чтобы угодить ученикам. Вместо этого понимание этого может помочь учителю узнать свои сильные и слабые стороны с точки зрения того, что думают ученики.
Мне нравится:
Нравится Загрузка…
Особенности восприятия социального статуса в молодежно-студенческом сообществе // Психолого-педагогические исследования — 2015. Том. 7, нет. 3
Реферат
В статье представлен социально-психологический анализ феномена социального статуса, который рассматривается не как социологическая категория, а как составляющая образа объекта познания. Автор выдвинул гипотезу о том, что социальный статус, определяемый другим человеком, зависит от ряда показателей социального объекта (пол, возраст и социально-демографические критерии) и характеристик субъекта обучения (пол, возраст, должность, самооценки по различным параметрам). ). В исследовании приняли участие 141 человек (83 женщины, 58 мужчин, в возрасте от 18 до 30 лет, в среднем 23). Методологическими инструментами выступили метод анкетирования и интервью со стимульным материалом. Автор выделил компоненты феномена социального статуса и характеристики объекта и субъекта познания, важные для определения положения личности в обществе. Определены особенности оценки социального статуса в исходном восприятии. Полученные данные могут быть использованы в образовательном процессе для определения групповой структуры студентов высших учебных заведений, высокостатусных и низкостатусных членов, а также для понимания ценностных структур и важных составляющих в социальной жизни молодежи.
Ключевые слова: процесс социального научения, социальный статус, факторы построения образа, компоненты социального статуса
Рубрика журнала: Социальная психология
Тип артикула: научная статья
DOI: https://doi. org/10.17759/psyedu.2015070311
Для цитирования: Федотова С.В. Особенности восприятия социального статуса в молодежно-студенческом сообществе [Электронный ресурс]. Психологическая наука и образование psyedu.ru, 2015. Том. 7, нет. 3, стр. 108–118. DOI: 10.17759/psyedu.2015070311. (на рус., реферат на англ.)
Ссылки
- Андреева Г.М. Социальная психология. Москва: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
- Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию [Общественное животное. Введение в социальную психологию. Москва: Аспект Пресс, 1998. 517 с.
- Гидденс Э. Социология. Москва: Едиториал УРСС, 2005. 632 с. п.
- Карасик В.И. Язык социального статуса. Москва: ИТДГК «Гнозис», 2002. 333 с.
- Кондратьев Ю.М. Особенности отношения межличностной значимости и взаимодействие в студенческих учебных группах [Электронный ресурс]. [Межличностные отношения и взаимовосприятие в студенческих коллективах]. Социальная психология и общество [ Социальная психология и Общество ], 2012, №1. 2, стр. 62–79. Доступны на: https://psyjournals.ru/social_psy/2012/n2/51627.shtml (дата обращения: 28.07.2015). (В рус., абстр. на англ.).
- Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов [Социология: Руководство: Учебное пособие для вузов]. Москва: ПЕРСЕ, 2002. 640 с. п.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы «Социальная психология малой группы». Москва: Аспект Пресс, 2009. 318 с.
- Никулин С.А., Сачкова М.Е. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса [Электронный ресурс]. [Особенности Положение подростка среднего статуса в системе школьного класса Отношение]. Психологическая наука и образование PSYEDU.ru [ Психологическая наука и образование PSYEDU.ru ], 2010, №1. 5, стр. 60–67. Режим доступа: https://psyjournals.