Пример стиля речи публицистический: Публицистический стиль речи — примеры и особенности

Содержание

Как найти проблему в тексте? Способы определения проблем в тексте

Как найти проблему в тексте, для чего нужно уметь ее находить и какие способы бывают все это вы узнаете из данной статьи.

Важная составляющая успешного сочинения на ЕГЭ — это правильное определение проблемы исходного текста.

При верно найденной проблеме проверяющий эксперт поставит баллы не только по первому критерию, но и по трём последующим.

 

Содержание статьи

  • 1 Как определить проблему текста?
    • 1.1 Первый способ определения проблемы текста
    • 1.2 Второй способ определения проблемы текста
  • 2 Как найти проблему в публицистическом тексте
    • 2.1 Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте
  • 3 Как найти проблему в художественном тексте
    • 3.1 Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
  • 4 Лайфхаки для определения проблем текста
    • 4.1 Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах
    • 4. 2 Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста
    • 4.3 Использование рецензии для нахождения проблемы
    • 4.4 Проверка наличия в тексте вопросительных предложений
  • 5 Заключение

Как определить проблему текста?

Бывает, что исходный текст, данный на ЕГЭ по русскому языку, вроде бы и понятен, а конкретизировать, сформулировать проблему не получается.

И тогда выпускник пытается как-то ее обрисовать, как-то назвать.

Он уже готов искать позицию автора по этой проблеме, комментировать ее, но сомневается: правильно ли он определил, собственно, проблему?

Чтобы этого не происходило, важно знать, как найти проблему текста и что для этого сделать.

Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:

  1. Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.
  2. Выписывание всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.

Первый способ определения проблемы текста

Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:

  1. Определите основную мысль (идею) текста.
  2. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  3. Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.
  4. Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.

Например, в тексте №25 К. Г. Паустовского «Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце…» автор повествует о своей поездке в село Михайловское, музей-заповедник А.С.Пушкина, где он познакомился с удивительным человеком, приехавшим в Михайловское уже в третий раз.

Новый знакомый поделился с писателем воспоминаниями о встрече со стихами первого поэта России, рассказал о тех чувствах, переполнивших его, когда он впервые держал в руках книгу с его стихами.

Этот частный случай позволил писателю сделать вывод: любовь к поэзии А. С. Пушкина заставляет людей вновь и вновь приезжать в Михайловское, чтобы еще раз прикоснуться к истокам пушкинской лирики.

Основная мысль текста: творчество А. С. Пушкина обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир.

Вопрос, на который отвечает основная мысль: Какую роль играет поэзия А.С.Пушкина в жизни человека и какое воздействие оказывает на него?

Этот вопрос и будет проблемой данного текста.

Второй способ определения проблемы текста

При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.

Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.

Главное — следовать следующему алгоритму:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
  3. Найдите и выпишите все утверждения автора.
  4. Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
  5. Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.

Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.

Например, читаем внимательно текст № 9 А. П. Чехова «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…» и выписываем следующие утверждения автора:

  • Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.
  • Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
  • Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.
  • Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.

Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:

1) Что является залогом успешной деятельности человека?

2) В чём проявляется любовь к своей профессии?

3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?

4) Какую роль играет наука в жизни людей?

Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А. П.Чехова.

Важно помнить!

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.

Как найти проблему в публицистическом тексте

Для написания сочинения по исходному тексту на ЕГЭ дают тексты публицистического и художественного стилей.

Автор публицистического текста убеждает своего читателя в правильности своего мнения, для этого он ярко, красиво выражает свои мысли по поводу моментов и ситуаций, описываемых в тексте.

Поэтому в публицистическом тексте найти проблему довольно легко, так как она выражена прямо, то есть в одном из предложений текста.

А это значит, что выпускнику не придется самостоятельно её формулировать.

Необходимо просто внимательно прочитать текст и выписать найденную формулировку.

Проблема в публицистическом тексте выражается:

— тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

— в нескольких авторских предложениях, возможно, в разных абзацах текста (чаще всего в начале и в конце текста).

При работе с публицистическим текстом используйте следующий алгоритм.

Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте

  1. Найдите и выделите ключевые слова в тексте.
  2. Подумайте и решите, как характеризует автор описываемые явления или события.
  3. Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова.

Например: в тексте №11 А. П. Гайдара «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток…»

можно выделить следующие ключевые слова: «хлопчик лет пятнадцати», «Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны», «он ещё молод, но ловок, смел», «знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе», «Дети!», «На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых», «острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки — переживают события Великой Отечественной войны», «видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта», «будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».

Из содержания текста и выписанных ключевых слов, ясно, что речь идёт об участии детей в военных событиях Великой Отечественной войны (

«видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта»).

В то же время автор не просто безучастно констатирует факт участия детей в войне, он с болью сообщает о том, что дети острее, чем взрослые, «переживают события Великой Отечественной войны», с гордостью за молодое поколение вспоминает, как «видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».

Обращаясь к самим детям, участникам Великой Отечественной, А. Гайдар говорит, что в будущем они с гордостью будут вспоминать, «не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».

Таким образом, мы нашли две проблемы в этом тексте:

  1. Проблема участия детей в войне.
  2. Проблема отношения взрослых к участию детей в военных событиях.

Как найти проблему в художественном тексте

В тексте художественного стиля найти проблему труднее, чем в тексте публицистического стиля, потому что автор не называет проблему в художественных текстах открыто.

Она скрыта за описанием поведения и речи героев, их мыслей и взаимоотношений.

Поэтому проблема в текстах художественного стиля определяется через анализ героев.

На что нужно обратить внимание при анализе художественного текста?

— На сюжет.

— На героев (внешность, поведение, речь, диалоги).

— На авторское отношение (пишет с радостью или негодованием, с восхищением или с осуждением..).

Учитывая эти особенности художественного текста, следует использовать другой алгоритм выявления проблемы.

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

  1. Проанализируйте поведение и речь героев.
  2. Посмотрите, какие существительные использует автор, называя человеческие качества, присущие героям текста (доброта, милосердие, долг, совесть, жестокость, зазнайство, трусость и т. д.).
  3. Обратите внимание, какие прилагательные определяют данные качества (положительные или отрицательные).
  4. Сформулируйте проблему, используя полученную информацию.

Например, в тексте №12 Л.Ф. Воронковой «Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца…» писательница приводит довольно интересный случай из жизни дочери председателя совхоза, которая после выступления своего отца на сельском празднике перед молодежью решает остаться в селе и пойти работать на ферму.

Отец же предлагает своей дочери поехать учиться в педагогический институт.

Женя бесконечно уважает своего отца, поэтому она сильно ошеломлена, когда в разговоре с ней о будущей профессии, он сказал: «… я не для тебя произносил мою речь».

В разговоре с дочерью отец сначала выпил воды, что говорит о его волнении, и начал разговаривать «мягко и задушевно» бархатным голосом.

Разволновавшись, видя, что Женя не принимает его доводов, он хлопнул по столу рукой, а в конце разговора попросил ещё подумать, «стремительно вышел из кабинета» и уехал на машине по делам.

«Чувство неслыханного разочарования оглушило девушку», и она, не замечая ничего вокруг, дошла до озера.

И только у воды она успокоилась, поняла, что отец «действительно хочет для неё лучшей доли», но он «дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё»

.

Исходя из анализа поступков, речи героев и авторских характеристик чувств героев во время и после разговора, можно сформулировать следующие проблемы:

1) Проблема выбора жизненного пути.
2) Проблема понимания родителями счастья ребёнка.
3) Проблема непонимания между представителями разных поколений.
4) Проблема двуличия людей.

ЕГЭ часто сопровождается большим волнением выпускников, и тогда некоторые школьники не могут определиться с конкретной проблемой, позицией автора и основной мыслью текста.

В таком случае можно воспользоваться нашими лайфхаками, которые позволят верно определить проблему текста.

Лайфхаки для определения проблем текста

На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы.

Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:

  • Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
  • Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.
  • Использование рецензии для нахождения проблемы.
  • Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.

Подробное описание каждого приема смотрите ниже.

Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах

Во время анализа исходного текста для сочинения можно подчеркивать или обводить нужные слова, выражения и предложения прямо на бланках КИМов (Контрольно-Измерительных Материалов).

Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное.

Но не стоит выделять слишком много информации, чтобы не запутаться в примерах.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Экземпляр экзаменационных материалов печатается для каждого выпускника, и никто больше им не будет пользоваться, поэтому право каждого экзаменующегося – работать с текстом в нём так, как ему удобно!

Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста

При работе над сочинением можно вернуться к тестовым заданиям, связанным с анализом исходного текста для сочинения.

В тестовом задании, проверяющем умение выпускников понимать содержание текста, даны варианты ответа на вопрос: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?», — которые по сути являются подсказками для определения проблемы текста.

Например: в задании («Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?») по тексту №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…» есть следующие варианты ответов:

  1. Жизнь каждого человека, вероятно, куда больше, чем он сам.
  2. Каждый человек состоит из многих неосуществлённых планов и упущенных возможностей, иными словами, несбывшихся жизней.
  3. У гениев, обладающих пророческими чертами, не бывает провалов и неудач.
  4. Между жизнью гения и его созданиями существует очевидная связь, ведь они напрямую соотносятся друг с другом.
  5. Наша жизнь без гениев была бы неинтересной.

Ответом на вопрос будут 2 и 5 предложения.

Значит подсказка состоит в том, что проблемы данного текста связаны с осознанием, что мог реализовать человек в своей жизни, а также с пониманием, кто такие гении.

Использование рецензии для нахождения проблемы

Задание, связанное с определением языковых средств выразительности, содержит в себе фрагмент готовой рецензии на исходный текст, который также содержит подсказки для верного определения проблемы и/или позиции автора.

Например: из фрагмента рецензии, данной к тексту № 19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…»: «Д. А. Гранин рассуждает о непростых нравственно-философских проблемах. Для выражения собственной позиции автор использует различные изобразительно-выразительные языковые средства, среди которых приём — (А___(предложения 41, 63-65) и лексическое средство — (Б)___(в предложении 63). …» — мы можем взять следующие подсказки:

Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом».

Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.

Проверка наличия в тексте вопросительных предложений

Посмотреть, есть или нет в тексте вопросительные предложения, а также предложения с многоточиями.

Такие предложения, особенно те, которые стоят в первом или последнем абзаце текста, часто содержат ключ к проблеме.

Например: читая сам текст №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…», находим вопросительные предложения и предложение с многоточием: «Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя?» «Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы?» «Почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил?» «Что такое Моцарт? (51)Тоже появилось нечто божественное и исчезло. (52)Откуда? (53)Почему? (54)Что, сочетание генов?» » А гению…».

Из процитированных предложений видно, что автор задаёт вопросы в двух направлениях:

  1. Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?
  2. Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?

Следовательно, в данном тексте можно выделить две проблемы.

Осталось только выбрать из этих двух проблем ту, которая ближе и понятнее самому выпускнику, чтобы раскрывать её в сочинении.

Внимание!

Напоминаем, что в тексте может быть найдено несколько проблем, выпускник может выбрать любую из них и писать по ней сочинение.

Заключение

Лучше выбрать ту проблему, которую будет проще всего комментировать и аргументировать.

Как правильно написать формулировку проблемы и избежать ошибок , читайте в соответствующих статьях, также посмотрите всю рубрику «Как писать сочинение»

Как написать первую статью на Хабр: полный чек-лист / Хабр

Первая статья на Хабре, будь она от компании или пользователя, — фактически визитная карточка, которая либо даст хороший старт и мотивирует писать больше и интереснее, либо отобьёт руки. Опыт показывает, что авторы в своих первых публикациях совершают одни и те же ошибки, которые смазывают впечатление и сказываются на отношении аудитории. Известно, что лучше предотвратить ошибку, чем исправлять её после совершения, поэтому решено: в этой статье разберём все типичные ошибки и будем давать на неё ссылку новичкам.

Каждую неделю мы перебираем около 120 статей в модераторской песочнице. Напрямую инвайт получают чуть меньше половины, остальные либо попадают в публичную песочницу, либо нуждаются в тщательной доработке, либо вообще не годятся для публикации (вот здесь прямо в самом начале подробно написано, как это работает). И всё бы ничего, но бывают статьи, которые авторы писали старательно, с желанием выйти на широкую аудиторию — но по незнанию, неумению или непониманию сущности Хабра задача терпит фиаско. Почему так происходит?  

Проблемы можно разделить на несколько групп: с содержанием, с формой, с подачей — рассмотрим подробней каждую из них.

Проблемы с содержанием

Первый блок состоит из самых важных и сложнопреодолимых проблем, которые связаны с наполнением статьи, её смыслом и содержанием.

  • Статья не соответствует тематике Хабра. Не важно, хорошо или плохо написана такая статья — если она даже примерно не соответствует тематике Хабра, она не пройдёт модерацию, а если и попадёт на сайт, будет не очень хорошо принята аудиторией. На сегодняшний день Хабр допускает огромное количество тем для публикаций, в них можно вписаться практически с любым интересом. Чтобы понять, подходит ли статья для Хабра, внимательно читайте описание хабов перед тем, как добавить их в публикацию. Не стоит пытаться придумать искусственную мотивацию публикации по неподходящей теме — это редко заканчивается успехом (чаще всего это будет выглядеть так: «девушки-программисты много работают с клавиатурой и длинные ногти могут травмироваться, рассмотрим 10 лучших дизайнов френча, которые придумала нейросеть»).

    💡 Самый простой совет: если вы не можете подобрать для своей публикации релевантный хаб, то, скорее всего, это явный признак того, что вы пишете не туда.

  • Статья поверхностно раскрывает тему. Такие публикации не приносят ничего нового, в них изложен скучный, общеизвестный материал (например, «PHP жив: 7 преимуществ для современного разработчика»). К своему тексту всегда сложно относиться непредвзято, вам будет казаться, что вы несёте эксклюзивное знание.

    💡 Проведите небольшое исследование: просмотрите статьи на вашу или смежную тему на Хабре и вы сразу увидите глубину погружения в материал и темы, волнующие аудиторию.

  • Статья посвящена устаревшей теме: одно дело, когда автор пишет про историю IT, другое — когда рассказывает про базовую установку Linux или конфигурацию Apache. Если вы ощущаете историчность темы оправданной, писать стоит, если вы рассказываете о чём-то только потому что неожиданно это для себя открыли, отложите клавиатуру до новой авторской идеи.

  • Статья нацелена на аудиторию совсем новичков в IT или ламеров. Этот тип статей встречается очень часто: пользователь изучает основы технологии, понимает их и готов делиться знанием с миром. В этом нет ничего плохого, но такие статьи чаще всего не несут никакой ценности даже новичкам, потому что материал уже неоднократно разобран.

    💡 Если вы всё же хотите написать туториал для новичков, поработайте с подачей: создайте статью в виде дайджеста, шпаргалки, карточек, в формате «вопрос-ответ» или «10 стыдных вопросов об <SQL>». Такая подача при условии подробного и вдумчивого разбора в содержании делает статью востребованной.

  • Статья представляет собой ответ на частный вопрос. Очень редко такие статьи заходят хорошо, для этого должны сойтись три фактора: сложная тема, подробный разбор либо какое-то элегантное решение, высокая актуальность (то есть описанная в статье ситуация может неоднократно повторяться). Но чаще всего статья выглядит как «я погуглил за вас» и практически не вызывает интереса у аудитории.  

  • Статья является новостью, пресс-релизом или анонсом. Эти форматы точно не выходят из Песочницы, как правило, написаны очень скучно и вторично, не имеют никакой ценности. (Кстати, если мы видим очень крутой анонс или новость, мы в виде исключения можем опубликовать такую статью в соответствующем разделе). 

  • Статья представляет собой рекламу — такой материал однозначно нарушает правила и непременно будет отклонён или скрыт (даже если автор получил инвайт в обход модерации). Если вы задумывали статью как рекламу, её непременно распознают и модерация, и аудитория — даже если вы будете расстреливать службу поддержки письмами о том, что вы ссылку поставили, потому что у вас на сайте <код, статья, документация>. 

Встречаются и частные, экзотические случаи, которые мы разбираем с авторами индивидуально. Например, автор хорошо разбирается в очень сложной теме (какие-нибудь микросервисы или шардирование баз данных), пишет лаконичную статью, которая понятна самому автору и ещё паре гениев. Мы знаем, что такая статья не «утонет», но вряд ли принесёт пользу читателям и желаемый/ожидаемый результат автору. В таком случае мы просим автора написать подробнее, раскрыть какие-то моменты и т. д. Другой пример: автор хорошо шарит в технологическом маркетинге, но пишет так, как привык это делать на vc.ru, Дзене или в своём блоге. В таком случае мы указываем на конкретные проблемные места и просим «хабрафицировать» статью, чтобы она была полезна аудитории и не вызывала негатив. 

Но это уже вопрос подачи, которая также играет огромную роль в судьбе первой (и каждой) публикации.

Проблемы с подачей

Подачей можно испортить самую классную тему и вытащить самую среднюю. Все типичные ошибки подачи материала можно разделить на два блока: ошибки контакта с аудиторией и ошибки представления текста. И хотя второй блок кажется чуть более серьёзным, на самом деле они равнозначны по своей важности и фатальности.

Ошибки представления текста
  • Подача не соответствует тематике: текст написан небрежно, путано, нелогично. В принципе, нельзя навязать какой-то отдельный стиль первой статьи, поскольку каждый автор имеет право выбрать свою форму для своего же содержания. Но, если обобщать, лучше всего выбрать публицистический стиль и писать статью как хороший, интересный научпоп — это наиболее распространённый и доступный стиль публикаций на Хабре.

  • Лишние шутки, избыток мемов и чёрный юмор могут навредить материалу — даже если элементы такого юмора попали на КДПВ или другие изображения в статье. Стоит помнить, что вашу статью читают разные люди в разных жизненных ситуациях и какие-то двусмысленные шутки могут задеть и оскорбить читателей. Поэтому — всегда выбирайте иронию (а в отдельных случаях и лёгкий сарказм), но откажитесь от шуток про пол, религию, заболевания, смерть, политику, национальность и прочее.

  • Затронуты спорные ценности — опять же, речь идёт о текстах, которые каким-то образом затрагивают спорные общественно-социальные темы, вокруг которых постоянно идут споры адептов и противников. Как показывает практика, эти темы в публикациях на Хабре можно обойти в 99,99% случаев — и лучше так и сделать, чтобы получить удовольствие от размещения статьи на Хабре и принести читателям пользу, а не стриггерить их раздражение и недовольство.

  • Реклама и пиар в тексте — как я уже писала выше, аудитория распознаёт любой пиар с завидной скоростью, читатели Хабра крайне чувствительны к размещению какой бы то ни было рекламы (даже если она завуалирована между строк или ссылкой «обвешан» пробел/невидимый символ) .

    💡 Поэтому совет максимально простой: откажитесь от неё сразу (а заодно прочитайте правила Хабра и узнайте о приятных исключениях для размещения элементов самопиара). 

Ошибки контакта с аудиторией
  • Панибратство — пожалуй, самая неприятная история. Аудитория Хабра разнообразна по возрасту, образованию, должности, но в основном это квалифицированные, опытные айтишники. И, конечно, когда к ним обращаются «Ну что, здорово, местные…», это вызывает справедливое недоумение. Вряд ли бы вы стали так здороваться на IT-конференции? Думаю, это как раз хороший ориентир: представьте, что вы выступаете с докладом на митапе или конференции. Примерно такая же тональность обращения к аудитории кажется наиболее адекватной: уважительное общение группы людей, объединённых одним общим интересом и понимающих специфический юмор в особой атмосфере.  

    💡 Читайте свою статью вслух и, если она тяжело идёт или что-то режет ухо, меняйте сразу, потому что читаться она будет ещё хуже.  

Пример подачи материала

Кстати, если бы у статей был звуковой образ, я бы выбрала такой пример:

Почему я привела в пример видео, когда можно было бы дать ссылки на статьи на Хабре? Вы можете обратить внимание, что спикер использует шутки и слова «низкого штиля» (пьянка, офигенно, шняга, презентаха), но при этом исключительно уважителен к аудитории и её вниманию. Подкупает простая подача темы, радует отношение к потребностям и реальным проблемам слушателей.

  • Грубость — казалось бы, зачем о ней говорить, ведь все мы взрослые и плюс-минус воспитанные люди? На самом деле, так может общаться человек в стрессовом режиме: с переходом на личности, грубостью, матом. Такая ситуация заканчивается понижением прав аккаунта и взаимным разочарованием автора в Хабре и Хабра в авторе. Между тем, всегда можно вести дискуссию в нейтральном ключе и попробовать прислушаться к отзывам и стать лучше.

    💡Семь раз отмерьте, один отрежьте.

  • Заигрывание — обратная ситуация, когда автор много пишет о том, что это первая статья, просит не судить строго, а в комментариях либо молчит, либо соглашается и с критикой, и с похвалой. Как правило, это следствие растерянности автора, непонимания, как себя вести в сообществе Хабра. Лучшая практика такая же: отказаться от многословного описания эмоций и общаться с аудиторией на равных, но с уважением. (Если чувствуете, что пошли грубые придирки не по делу и отдельные пользователи откровенно хамят и троллят, всегда можно обратиться к модераторам, в этом нет ничего зазорного — увы, всех периодически может заносить, и мы в таких ситуациях играем роль автомобиля безопасности в пелотоне).

Если вдруг ещё не знакомы, почитайте, что такое safety car

  • Акцент на своей личности встречается практически каждый день: авторы активно используют свою биографию и портреты, выносят себя как эксперта в заголовок, перечисляют все титулы и звания. Нужно понимать тонкую грань между представлением себя как профессионалом и пересказом всего резюме и послужного списка. Как правило, лучше избегать акцента на себя, любимого — во-первых, аудитория вас скорее всего не знает и ей непонятно, почему столько внимания к личности; во-вторых, о вас будут судить прежде всего по вашей публикации и отражённому в ней опыту. Даже в печатных деловых изданиях наблюдается тренд перенесения фокуса внимания с личности на содержание статей, и это очень правильно: нет лучшей визитки, чем наш опыт и наши знания, которыми мы готовы поделиться.

    Пример адекватного представления автора: Как сделать торгового робота для Binance — в самом начале статьи автор рационально поясняет, почему код может быть не идеальным и заодно представляется как профессионал, не акцентируясь на личности. Этого вполне достаточно.

Проблемы с оформлением

  • Статья небрежно оформлена: оборванные строки, бесконечное количество ошибок и опечаток, неудачное и избыточное форматирование, текст-простыня, невнятные отступы с помощью пробелов, никак не оформленный код… Некоторые статьи выглядят просто нечитабельно — создаётся ощущение, что авторы даже не просматривали их перед публикацией. Обычно мы сами вносим правки перед публикацией из Песочницы или просим об этом автора, но если статья вышла сразу на Хабр, нужно помнить, что оформление может стать причиной минусов. 

  • Тяжёлые картинки и гифки — неуважение к читателям, которые по разным причинам могут экономить трафик. Да и в принципе нет ничего приятного, когда из-за 14 МБ гифки с Губкой Бобом страница грузится заметно дольше или когда в статье про законодательство Кипра вы вставили 10-меговую png-фотку с закатом, без которой смысл статьи не поменялся бы. Практически в 100% случаев использование такого медиаконтента неоправданно и без него можно обойтись. 

  • Картинка вызывает неоднозначные ассоциации — распространённая ошибка новичков. Они находят прикольную картинку и по незнанию или с намеренной провокацией используют её в статье, а картинка внезапно вызывает раздражение аудитории или возмущение групп пользователей (по религиозным, этическим или социокультурным причинам). Поэтому лучше руководствоваться элементарным здравомыслием и избегать намёков на спорные темы — как изображениях, так и в текстах. Ну и всегда нелишним будет загрузить понравившуюся картинку в поиск по картинкам и посмотреть, что про неё пишут (если есть сомнения).

  • Не оформлен лид-абзац — очень частая ошибка. Всё просто: текст есть, КДПВ есть, а лида нет. В итоге статья в ленте выглядит максимально неинформативно и не привлекает внимание. 

Сравните: 

  • В статье нет вступления и заключения. Такие статьи встречаются значительно реже, но в условную десятку проблем всё же входят. Авторы без разъяснений, предисловия и хоть какого-то приветствия начинают разбирать тему, а потом также внезапно её заканчивают. Это всегда очень плохо выглядит — кажется, что статья не закончена, и автор просто опубликовал черновик. Два-три предложения и в начале и минимальные выводы в конце делают статью законченной и гораздо более привлекательной и человекочитаемой.

  • Сложные термины и аббревиатуры без пояснений и расшифровки могут привести к тому, что пользователи не до конца разберутся в статье (если не погуглят, а это время). Лучше позаботиться о читателях и подготовить краткую информацию о терминах и дать расшифровку аббревиатуры. Тем более что в редакторе Хабра для этого есть удобный инструмент.

Чтобы дать определение термина или расшифровать аббревиатуру, нужно выделить нужное слово и в меню выбрать значок i. 

В первой статье рекомендуется…

… написать хорошую статью. Это единственная рекомендация. Хорошая статья — это публикация, созданная на основе своих знаний и опыта, написанная человеком для людей, не вымученная, не скомпилированная из кучи источников. Статья такая же простая, как диалог с другом или коллегой.

В первой статье категорически запрещено (ну или как минимум сильно не рекомендуется)

Эти запреты актуальны не только для первых статей авторов, но и для любых других, поскольку такие ошибки встречаются постоянно. Самое неприятное, что часть таких ошибок — преднамеренные и спланированные «приёмы» авторов, которые доставляют проблемы самим авторам, сотрудникам Хабра и аудитории, которая негативно воспринимает такие методы подачи текста. 

  • Делать жёлтые заголовки — то есть те, которые заставляют пользователя перейти в текст и начать читать статью, но при этом не передают реального содержания либо формулируют тему с преувеличением и искажением (например, вместо «С чего начать изучение Go» — «Go — это просто» или вариант похуже: вместо «Как программисту PHP вписаться в реалии 2023 года» вот это «Программисты PHP никому не нужны»). Очевидно, что в таких заголовках сочетаются три всадника авторского апокалипсиса: искажение фактов, ложь и грубая формулировка.

Это не жёлтый заголовок, это кликбейтный заголовок — тот, который стимулирует обязательно познакомиться с содержанием статьи. Не так опасен, как жёлтый, но может вызывать недовольство аудитории

А вот и реакция на такой заголовок — абсолютно типичная для подобных случаев

  • Врать и искажать информацию — статьи на Хабре читают тысячи людей и автор будет быстро разоблачён. После этого репутацию исправить крайне сложно. 

  • Публиковать непроверенные факты. Фактчекинг — важный этап работы над любой статьёй: от крошечной заметки до научного труда. Если у вас есть сомнения по поводу какой-то информации, обязательно уточните её, не оставляйте без внимания.

  • Публиковать перевод без указания источника — таким образом вы просто нарушаете авторские права. То же самое касается расшифровок чужих видеороликов с «незначительными доработками» автора статьи. Если вы используете чужие источники на любом языке, необходимо давать на них ссылку, а ещё лучше соблюсти все формальности и попросить у автора оригинального контента разрешение на публикацию.

  • Размещать статью, написанную нейросетью. Во-первых, они плохо читаются, во-вторых, их видно невооруженным человеческим глазом, в-третьих, с фактчекингом и стилистикой всё плохо (пока). Читатели замечают даже статьи, написанные человеком и «откорректированные» нейросетью.   

  • Размещать чужие статьи. Без комментариев. 

  • Размещать рекламу. Мы понимаем, что элементы рекламы и самопиара — мощный фактор мотивации автора, поэтому периодически расширяем возможности размещения ссылок на личные страницы, проекты, социальные сети, резюме и т. д. Актуальную версию правил вы всегда можете посмотреть по ссылке.

😡 Этот момент упоминается уже в третий раз за статью — да, это настолько важный пункт и действительно одна из самых распространённых проблем авторов и модерации.

  • Ставить свой портрет и цитату вместо главной картинки. Конечно, мы не можем вам запретить это делать, но такая визуализация почти всегда воспринимается аудиторией крайне негативно, читатели видят в этом навязывание экспертизы ещё до знакомства с контентом. Если вам важно обозначить все регалии автора, воспользуйтесь элементом «Персона» и добавьте его в начале или в конце публикации (без активных ссылок на коммерческие сайты!).  

Ещё несколько важных советов

  • Не называйте пользователя корпоративным именем — в случае публикации на Хабре аудитория заподозрит вас в размещении рекламы и будет заранее предвзята.

  • Если ваша первая статья — интервью, лучше конвертировать её в текст.

  • Не мучайте модератора и службу поддержки просьбой провести досрочную модерацию (это не касается корпоративных авторов, которые забредают в Песочницу, в основном, из-за ошибок менеджера блога, и тех, у кого есть действительно уважительные причины — например, статья ситуативная, приурочена к какому-либо событию (Дню космонавтики, Дню программиста, релизу очередной версии фреймворка и т. д.)).

Рекомендуемые форматы для первой статьи

Сколько раз бы мы ни перечисляли форматы, всегда найдутся авторы, которые придут и принесут что-то свежее, новое и интересное (но иногда и откровенно неудачное). Здесь мы выделим несколько основных форматов, которые, по опыту, хорошо получаются у начинающих авторов Хабра. Если вы придумаете свой — будем только рады и возьмём его на вооружение.

Личная история

Простой формат, для которого интересно писать. Вы просто рассказываете личную историю, связанную с технологиями, — так, как рассказали бы другу при встрече. Обычно такие статьи пишутся быстро и не требуют мучительных размышлений над планом, структурой и подачей. Почти чистое вдохновение.

  • Вжух и денег нет: как Binance обнулил мой счет 

  • Письмо, которое я не смогу отправить себе в прошлое 

  • Гуманитарий с 0 знаний в IT и в программировании (в 1С, в частности). Нулевая вводная часть 

Однако будьте осторожны с таким форматом: это должна быть не жалоба, не личный дневник, а ценная для сообщества история, из которой можно извлечь пользу и которая может чему-то научить или в чём-то помочь.

DIY (Сделай сам)

«Золотой» формат Хабра, внутри которого можно рассказать историю о любом технологическом пет-проекте, об экспериментах и испытаниях, о необычном решении обычных задач. Такие статьи за редким исключением пользуются большой популярностью у аудитории и вызывают живое обсуждение (кстати, не забывайте отвечать на комментарии).

  • Сервер для лампочки 

  • Гараж, ЭЛТ, PS… Одним словом — ностальгия в городе Б 

  • Как запустить Doom на УАЗ Буханке 2022 

История и практика науки и техники (научпоп, попмех)

Хорошие научно-популярные статьи всегда в цене. Важно помнить о тематике Хабра (и выбранных вами хабов) и не нести на него всё подряд. Чтобы разобраться, подходит ваша статья или нет, можно ответить самому себе на вопросы: как тема касается IT и технических наук? Интересна ли она аудитории Хабра? Хорошо ли вы сами разбираетесь в этой теме? Последний вопрос, пожалуй, самый важный: если вы несёте на Хабр компиляцию материалов, реферат или выдержку из книг и старых печатных журналов, вы не сможете проверить актуальность и правдивость изложенных фактов, отвечать на комментарии и быть полноценным автором статьи. И это плохая ситуация.

  • Астрономическая «рыбалка» / Хабр 

  • ChatGPT провалил тест на ручник 

Реальные практические темыУчебный процесс

Айтишники постоянно обучаются, иначе можно легко оказаться за кругом понимания новых технологий. С другой стороны, на Хабре много тех, кто готовится войти в IT и ищет поддержку, вдохновение, ценные знания и секретные способы научиться чему-то быстро и эффективно, а не кое-как. Поэтому статьи с личным опытом обучения всегда востребованы, однако это должен быть интересный, релевантный опыт, а в статье желательно раскрыть ваши ошибки и находки на пути обучения.

  • Как изучать SQL в 2023 году 

  • Как стать Python-разработчиком с нуля — личный опыт 

  • Как я учился языку JAVA на Яндекс платформе 

Туториалы 

Туториалы от грамотных и опытных практиков — золотой фонд учебных материалов на Хабре. Они востребованы, нужны и к ним обращаются даже спустя несколько лет. Это тот случай, когда автор делится суммой знаний и практики, тем самым делая всю отрасль лучше.

  • Реверс инжиниринг для самых маленьких на практике 

Перевод

Хороший, качественный перевод — всегда приятная находка для тех, кто не может читать на иностранном языке. Однако напоминаю вам, что всегда нужно указывать источник перевода и, в идеальном варианте, публиковать перевод с разрешения автора оригинального текста.

Как показывает статистика, 18% новых авторов пишут вторую статью, 21% новых авторов пишут от 3 до 10 статей, 3% — от 10 до 100 статей, 0,13% — свыше ста статей (рассчитано по данным с 1 января 2023 года). Статьи новых авторов принимают позитивно: так, средний рейтинг первой статьи из Песочницы — +12, среднее количество комментариев — 20, добавлений в избранное — 42, среднее количество просмотров — 6716. Это достойные показатели, которые демонстрируют отличный уровень новых авторов. Кстати, за эти неполные четыре месяца 2023 года вышло 44 «звёздных» статьи с рейтингом выше +50. Может быть, следующая — ваша?


Полезной информации блок

Много очень полезных ссылок

✍️ Есть идея классной статьи или нужна помощь в редактировании? Пишите на [email protected] — кураторы прилетят на помощь

Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите CTRL/⌘+Enter

Наш классный и полезный Телеграм про тексты — подписывайтесь, будет много нужного для авторов

Язык журналистики — Marshall Communications

Введите и нажмите «ENTER» для поиска

Искать:

Джен Боэс, стратег по коммуникациям Если вы не работали журналистом или специалистом по связям с общественностью, вы, вероятно, не очень хорошо знакомы со стилем AP. Так почему вы должны заботиться об этом? Если вы создаете контент или отвечаете за утверждение контента, который будет распространяться в средствах массовой информации (например, пресс-релизы, пресс-киты, […]

Опубликовано: 13 мая 2015 г.

Джен Боес, специалист по коммуникациям

Если вы не работали журналистом или специалистом по связям с общественностью, вы, вероятно, не очень хорошо знакомы со стилем AP. Так почему вы должны заботиться об этом? Если вы создаете контент или отвечаете за утверждение контента, который будет распространяться в средствах массовой информации (например, пресс-релизы, пресс-киты, авторские статьи), вы должны использовать стиль АР, если хотите, чтобы информация, которую вы предоставляете, вызывала доверие и уважение со стороны журналисты, с которыми вы работаете. Вам нужно говорить на их языке.

Стиль AP, сокращение от Associated Press, стиль письма для журналистов. «Правила», касающиеся орфографии, языка, пунктуации, использования и журналистского стиля, ежегодно публикуются в сборнике стилей AP. Есть также онлайн-версия, на которую вы можете подписаться, и я думаю, что это лучший способ, поскольку рекомендации по стилю AP меняются в той или иной форме каждый год.

Эти правила установлены, как вы уже догадались, Ассошиэйтед Пресс. Ассошиэйтед Пресс является одним из самых надежных источников новостей в мире. Он принадлежит более чем 1400 газетам США, которые входят в его состав и получают новостной контент, который он генерирует. Он опубликовал свой первый сборник стилей в 1953.

На самом деле, единственный способ убедиться, что вы остаетесь на вершине стиля AP, — это использовать книгу стилей AP. Это библия журналистов и специалистов по связям с общественностью. Я пишу контент для СМИ уже более 20 лет, и до сих пор не знаю всех правил и рекомендаций наизусть.

Некоторые, на самом деле, могут сбивать с толку. Одно из них, которое годами разочаровывало людей, — это правило, согласно которому вы не пишете с большой буквы профессиональные титулы, которые стоят после имени человека. Например, «Джон Смит, директор по маркетингу Sun Oil» будет правильным. Если бы я получал доллар за каждое ошибочное редактирование, связанное с этим правилом, я был бы уже богат.

Правильное использование чисел также может сбивать с толку. Например, стиль AP требует, чтобы вы записывали числа от 1 до 9. Как только вы дойдете до десяти и выше, используйте числовые цифры. Единственным исключением является возраст. Для возрастов всегда используйте числовые значения.

Затем следует количество пробелов после точки. Большинство людей, которые научились печатать на пишущей машинке, твердо убеждены, что это два пробела. Стиль AP говорит, что это один.

И я упоминал те надоедливые изменения, которые любит делать AP? Это укоренилось в моем мозгу, когда я был студентом колледжа, какие штаты следует сокращать и как в соответствии со стилем AP. Что ж, в 2014 году ребята из AP решили изменить правила. Теперь все названия штатов должны быть прописаны.

Это возвращает меня к книге стилей AP. Лучший способ убедиться, что вы соблюдаете все правильные правила и рекомендации (а их тысячи), — обращаться к книге стилей и часто к ней обращаться. Вы можете приобрести печатную копию или подписаться онлайн здесь: https://www.apstylebook.com. Издание 2015 года поступит в продажу 27 мая. Приятного письма!

Странный язык журналистов: краткое введение в журналистский язык

Нил Райт

«БОССЫ ВЗРЫВАЮТ ВОЖДЕЙ» — примерно так мог бы звучать типичный заголовок бульварной газеты. Технически это английское предложение. Например, у него есть подлежащее, глагол и дополнение, но смысл не ясен. Это потому, что это предложение написано на журналистском языке: на языке газет. На журналистском обычно говорят бессознательно, десятки […]

«БОССЫ ВЗРЫВАЮТ ВОЖДЕЙ» — примерно так мог бы звучать типичный заголовок бульварной газеты. Технически это английское предложение. Например, у него есть подлежащее, глагол и дополнение, но смысл не ясен. Это потому, что это предложение написано на журналистском языке: на языке газет.

На журналистском языке обычно говорят бессознательно десятки тысяч журналистов, и, очевидно, его понимают миллионы их читателей.

Одним из первых выдающихся мыслителей, описавших журналистику, был британский писатель Кит Уотерхаус в своей книге «О газетном стиле», который определил «бульварную газету [как он это называл]… как отдельный поджанр».

Но за десятилетия, прошедшие после публикации, многие из бывших «бульварных» слов нашли широкое применение не только в The Mirror и The Daily Star , но и в публикациях «лидеров мнений», таких как Telegraph и The Times . Отсюда и более подходящий ярлык «журналист».

Вопрос пространства

Язык журналистики отчасти определяется пространством. Например, как часто вы думаете о букве «м»? Шансы есть, наверное, не часто. Но для журналиста буква «м» — неприятность. Это как минимум в полтора раза больше ширины большинства букв. С другой стороны, буква «i» — это маленькая прелесть.

Эта одержимость маленькими и большими буквами имеет значение при написании заголовков. Короткие слова, которые имеют много смысла, очень ценны. «Подъем» лучше, чем «рост». Точно так же нет причин тратить место на «попытку», если вместо этого можно выбрать «ставку».

Журналистский язык также о волнении; пытаясь привлечь внимание людей и удержать его. В этом случае захватывающие слова, такие как «разглагольствование», определенно предпочтительнее скучных альтернатив, таких как «разговоры».

Кроме того, есть клише, на которые, несмотря на их постоянное чрезмерное использование, полагаются, потому что они все еще остаются эффективными. Журналистский язык не должен быть сложным или высококультурным. Он просто предназначен для быстрой и увлекательной передачи информации и часто для привлечения полного внимания людей, которые на самом деле не слушают.

Вопрос эмоций

Одна из главных задач журналиста — увидеть неожиданность в том, что для многих других является совершенно рутинным. Королевским корреспондентам особенно удалось придать шокирующую ценность истории о том, как Уильям и Кейт поженились после восьми лет совместной жизни. Столь же опытные журналисты могут удивиться, если в солдата стреляют во время гастролей в Афганистане, или если у двух политиков возникли разногласия в палатах парламента.

Репортер новостей Роберт Хаттон однажды полушутя сказал, что журналисты используют «Журналистскую шкалу страха», чтобы сделать тревожные репортажи одинаковыми в разных средствах массовой информации. От «спокойствие» (как в «спокойствие на границе с Индией» — ноль по шкале) до «тревога» («на границе с Индией звучит тревога» — пять по шкале) все до 10, «ужас на Граница с Индией».

Плохой журналист?

Возможно, неудивительно, что у журналистики есть недоброжелатели, поскольку журналисты и сама журналистика являются одной из самых ненадежных и даже самых ненавидимых профессий в глазах широкой публики. Ради этой статьи мы рассмотрим только критику внутри отрасли, и некоторые из наиболее распространенных жалоб таковы: Некоторые журналисты до сих пор обращаются к изображениям десятилетней давности, чтобы вызвать ответ. Это нездорово; а читатели платят за свежие клише и заслуживают их.

  • Ленивое письмо поощряет ленивые мысли. В журналистике бытует шутка, что каждый материал, связанный с политикой, должен быть оформлен как вопрос о том, какой политик должен уйти в отставку. Мир тоньше и интереснее, чем иногда позволяют себе журналисты.
  • Не обязательно . Чем лучше новость, тем меньше должно быть журналистских слов в репортажах. Хорошие истории на простом английском языке продаются сами по себе. В то время как критики сравнивали журналистику с рассказом игрока в покер. Больше журналистики — признак слабой истории.
  • Это может оказать медвежью услугу читателю. Широкая публика испытывает отвращение к двусмысленному письму, которое может быть обманчивым, но у журналистики есть еще одна проблема. По сути, журналисты могут писать друг другу код, который читатели не поймут. Например, знаете ли вы, что «Отставание в бегах» относится к побегу преступника? Если нет, то, будучи далеко не лаконичным и точным, журналистский стиль потерпел неудачу.
  • Хорошая журналистика 

    Но у журналистики есть и свои защитники, и свои достоинства. Обратите внимание на следующее:

    • Работает, когда пространство в дефиците. Просто в заголовках не так много места, и люди (в основном) понимают, о чем идет речь, даже в таком небольшом количестве слов. (Кстати, «премиум» — ужасное слово в журналистике, так как оно состоит из семи букв и двух «м». Лучше было бы «дорогой».)
    • Журналистский язык — живой и захватывающий. Он увлекает читателя и предоставляет не только информацию, но и развлечение.
    • Знакомо. Все знают, что такое «разговоры о кризисе», и поэтому в этом смысле журналистика может быть очень эффективной.

    Запоминающаяся журналистика

    Плохо это или хорошо, но некоторые журналисты оставили заметный след в наших представлениях об обществе. Изобретатели некоторых фраз заслуживают нашего признания. Например, фразы «коровье бешенство» и «ребенок из пробирки» даже ушли из газет и вошли в обиход.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *