Педагогические принципы воспитания сотрудников правоохранительных органов: 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников

9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников

Цель и задачи воспитания личного состава

В нормативных документах главной целью вос­питательной работы считается формирование всесторонне развитой, профессионально под­готовленной, высоконравственной и морально-психологически устойчивой личности сотрудника. Основные задачи воспитательной работы:

• содействие всеми средствами воспитательной работы поста­новке службы и организации жизни коллективов правоохранитель­ных органов, достижению уровня воспитанности сотрудников, от­вечающего требованиям успешного осуществления профессиональ­ной деятельности;

• удовлетворение потребностей сотрудников в профессиональ­ном, правовом, гуманитарном, моральном, культурном и ином ци­вилизованном совершенствовании своих достоинств, необходимых для успеха в профессиональной деятельности и жизни;

• совершенствование гражданственности, патриотизма, интерна­ционализма, социально-политических, нравственно-правовых взгля­дов и убеждений; правосознания, ценностных ориентации, человеч­ности, этических и эстетических потребностей; потребности посвя­тить себя борьбе с преступностью, за законность и правопорядок; дисциплинированности, верности соблюдению законности, торжеству справедливости; честности, порядочности, нравственной стойкости, неподкупности, верности Присяге, профессиональному долгу; ответ­ственного и добросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей; коллективизма и товарищества, культуры профессионального поведения на службе и в быту, культурного общения и взаи­модействия с людьми, стремления и привычки к здоровому образу жизни, требовательности к себе и работы по самовоспитанию;

• максимальное использование возможностей, имеющихся в пра­воохранительном органе, для содействия сотрудникам в совершен­ствовании их социальных качеств, самореализации и самоутвержде­нии в интересах их самих и решения задач, стоящих перед правоох­ранительным органом;

• создание в правоохранительном органе сплоченного, дружно­го, дееспособного и воспитывающего коллектива со здоровым мо­рально-психологическим климатом и устойчивой государственно-правовой, гуманистической и демократической направленностью;

• дифференциация воспитательной работы по категориям лич­ного состава всех звеньев руководителей;

• проведение специальной воспитательной работы с сотрудни­ками и их группами, направляемыми со служебно-боевыми заданиями в зоны чрезвычайных ситуаций и на борьбу с терроризмом;

• проведение воспитательной работы с личным составом в экс­тремальной обстановке в процессе решения им служебно-боевых задач в целях поддержания высокого боевого настроя, экстремальной устой­чивости и повышения боеспособности на уроках боевого опыта;

• обеспечение контроля над всеми воспитывающими персонал факторами жизни и службы, а также их коррекция в интересах дос­тижения благоприятного для него и борьбы за укрепление законно­сти и правопорядка результатов;

• педагогическая диагностика происходящих в личности сотруд­ников и коллективе изменений, относящихся к признакам воспи­танности, и педагогическое сопровождение их самовоспитания;

• педагогическая диагностика воспитанности лиц, принимаемых на службу, назначаемых на должности и повышаемых по службе;

• использование всех воспитательных возможностей правоох­ранительной деятельности, которой сотрудники напряженно зани­маются весь день и частый отрыв от которой для участия в специ­альных, массовых, воспитательных мероприятиях нежелателен;

• оказание помощи руководителям в проведении воспитатель­ной работы с личным составом возглавляемых правоохранительных органов и их подразделений;

• профилактика профессиональной деформации личности сотруд­ников, возникновения в коллективе правоохранительного органа не­гативных, противоправных, неуставных и аморальных проявлений;

• выявление, изучение и распространение опыта эффективной воспитательной работы и выработанных наукой интенсивных вос­питательных технологий.

Закономерный характер воспитания и система его особых принципов

Педагогические принципы воспитания — специ­альная система основных, исходных требований к построению его системы, главные рекоменда­тельные положения, реализация которых обеспе­чивает достижение цели и решение задач воспи­тания. Они — обобщенный вывод-урок из опыта воспитания, резуль­татов научных исследований и основаны на понимании как общих, так и специфических закономерностей воспитания в условиях пра­воохранительной деятельности, т.е. зависимостей между действиями субъектов воспитания, средой, окружением, условиями, в которых действует и живет персонал правоохранительных органов, и воспита­тельными результатами. Подчеркивая роль понимания и правильного учета закономерностей воспитания, К.Д. Ушинский писал:

…Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоя­тельствами, в которых вы хотите их приложить139.

Поскольку правоохранительный орган представляет собой дело­вую, а не воспитательную организацию, особое значение имеют со­циально-педагогические закономерности и рекомендации по воспи­танию сотрудников в процессе деятельности, в реальном столкно­вении с кипучей жизнью, а не в тиши учебных кабинетов.

Воспитанность человека — продукт множества влияний и зако­номерных зависимостей, и воспитание его поэтому — сложнейшая педагогическая работа. В идеале она должна быть всеохватной, что практически невозможно не только по количественным причинам, но и потому, что многое неподвластно субъектам воспитания пра­воохранительного органа (например, находящееся на уровне высших эшелонов государственного управления и жизни всего общества). Поэтому система воспитания в нем предполагает охват важнейших закономерностей и их групп, поддающихся учету в работе с личным составом. Все такие закономерности

по месту в педагогической сис­теме воспитания и качественным особенностям находят отражение в трех группах педагогических принципов: содержатель­ных, организационных и методических140 (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Система педагогических принципов воспитания сотрудников правоохранительных органов

Уместно подчеркнуть их юридически обусловленное своеобра­зие. Ведь практически все варианты описанных в общей педагогике закономерностей и принципов воспитания относятся к учреждениям, специально занимающимся обучением и воспитанием (различные детские учреждения, школы, лицеи, институты, курсы повышения квалификации) людей, находящихся преимущественно в возрасте до 22—23 лет (дошкольники, школьники, студенты, курсанты, слу­шатели). Даже принципы воспитания личного состава Вооружен­ных Сил относятся в основном к той же возрастной категории и воспитанию в условиях мирного времени, когда войска занимаются главным образом подготовкой военнослужащих. Основная же масса персонала правоохранительных органов — это люди более старшего возраста и люди, находящиеся постоянно в состоянии «войны с пре­ступностью», они все время «на фронте».

Очевидно, что законо­мерности, принципы и система воспитания тут нужны особые.

Содержательные принципы

Они отражают как специфику структуры и со­держания самой воспитанности сотрудников, так и закономерности определения содержания воспитательной работы.

1. Принцип содержательной преемственности и непрерывности вос­питания. Отражает тот факт, что воспитание сотрудников строится на той же содержательной основе, которая является общей для всех граждан страны, соответствует общегосударственным подходам к не­му, является продолжением и развитием того воспитания, которое в той или иной мере проводилось с ними до поступления на службу в правоохранительные органы. Уже в этом выражается непрерыв­ность, но требование ее относится и к воспитанию в процессе службы, которое должно быть непрерывным и в ней.

Определение сути содержания точно и кратко выражено А.С. Ма­каренко: настоящая педагогика — это та, которая повторяет педаго­гику всего нашего общества.

В современных условиях кардинально­го социального перелома в жизни россиян эта педагогика в своей реальности несовершенна (об этом говорилось выше и будет рас­смотрено подробно в главах 13 и 14). Поэтому под педагогикой об­щества надо понимать ту, которая должна быть в соответствии с представлением об общественном обустройстве, предусмотренном Конституцией РФ и основанном на гуманизме, демократии, праве, справедливости, нравственности, цивилизованности и высокой куль­туре. Это означает, что содержание воспитания правильно, если ис­пользуются все возможности для того, чтобы жизнь и деятельность той ячейки российского общества, которую представляет коллектив каждого правоохранительного органа, строились по образцу того об­щества, которое предусмотрено Конституцией страны. В нем все

должно отвечать требованиям и признакам жизни гуманной, демо­кратичной, основанной на праве, справедливой, высоконравственной, цивилизованной и культурной. Жизнь и деятельность персонала правоохранительного органа по этим критериям должны быть, без­условно, лучше, чем усредненное положение в других организациях страны. Возможно, мы еще слабы, чтобы добиться этого в идеале, но мы достаточно сильны для того, чтобы поработать над этим и пронизать всю воспитательную работу стремлением к достижению его, расценивать все в жизни и деятельности правоохранительного органа с позиций соответствия такому идеалу и совершенствовать их. Можно говорить о том, что воспитание в правоохранительном органе должно иметь опережающий характер. Выражаясь пафосно, а по существу верно, в жизни и деятельности персонала каждого пра­воохранительного органа, как солнце в капле воды, должно сверкать все лучшее, что есть в нашем обществе и что должно быть. Педаго­гический оптимизм в этом вполне обоснован.

2. Принцип гражданственности. Характеризует фундаментальную взаимосвязь содержания воспитательной работы в правоохрани­тельном органе с ее содержанием, обязательным для работы со все­ми гражданами России. Вместе с тем профессионалу-юристу нужно острое ощущение своей причастности ко всему, что происходит в стране, причем причастности к одному из важнейших направлений совершенствования жизни в ней — правовому укреплению государ­ства, защите прав и свобод граждан, обеспечению их безопасности. Это определяет главную особенность содержания воспитания — его общественно-государственный, гражданско-патриотический харак­тер, гражданско-активный характер. Сотрудники должны:

• остро ощущать свою причастность к истории Российского го­сударства, происходящим в нем переменам, его будущему и судьбам народа;

• обладать зрелым социальным мировоззрением, социальными взглядами и убеждениями, позволяющими правильно оценивать со­стояние страны, процессы, происходящие в ней, понимать потреб­ности ее и населения;

• понимать гражданскую, социальную, общественную значимость своей профессиональной деятельности, необходимости ее высокого качества, ответственности за достигаемые результаты;

• занимать активную гражданскую позицию — не созерцать происходящее, а испытывать острую потребность в личном участии в решении общественных проблем, внесении посильного вклада в улучшение жизни других граждан;

• ориентироваться в своей деятельности на гуманистические цен­ности, что отвечает мировым тенденциям и стремлениям развития российского общества. Гуманизм — система взглядов, ставящих че­ловека в центр всех интересов, рассматривающих жизнь как высшую социальную ценность, а заботу о человеке как высшее предназна­чение общества. Важнейшими ценностями его выступают справед­ливость, права и свободы, честность и порядочность, трудолюбие, забота о ближних и других людях, уважение личного достоинства, недопустимость насилия и др. Они называются еще общечеловече­скими ценностями, признаваемыми во всех цивилизованных странах и основными религиями. Гуманизм выступает сегодня как идеоло­гия, пришедшая на смену тоталитарным, вождистским и национа­листическим идеологиям. Воспитание в духе гуманизма важно и потому, что традиции административно-командной системы еще не изжиты у нас, и особенно в правовой системе.

3. Принцип профессионально-правовой направленности. Определя­ет главную особенность воспитания в правоохранительных органах. Он реализуется в правилах:

• осуществления нравственного воспитания и морально-психо­логической подготовки;

• формирования профессионального правосознания и профес­сионально высокой правовой культуры;

• воспитания в духе строгого соблюдения законности при реше­нии профессиональных задач;

• профилактики профессиональной деформации.

4. Принцип личностно-деятельностного подхода. Соответствует за­кономерной целостности личности, взаимосвязи в ней как психоло­гических, так и педагогических свойств и особенностей. Нельзя усо­вершенствовать отдельные качества, не влияя на другие. Нельзя до­биться цели, совершенствуя даже 10—15 качеств, но по очереди. Необходим целостный и комплексный подход, всестороннее и одно­временное совершенствование личности, во взаимосвязях ее качеств. Только на таком фоне работы можно в те или иные отрезки време­ни уделять усиленное внимание совершенствованию отдельных ин­дивидуальных особенностей сотрудников. Нужно сочетание различ­ных видов воспитания — общественно-государственного, патриоти­ческого, гражданского, нравственного, правового, трудового, гума­нитарного, демократического, интернационального, культурного, экологического, воспитания в духе здорового образа жизни.

Принцип рекомендует строить воспитание в процессе деятель­ности, в связи с ее требованиями и достигаемыми сотрудником ре­зультатами, в единстве совершенствования деятельности и личност­ного роста, более полного и правильного использования своих воз­можностей и создаваемых в правоохранительном органе для этого условиях.

Организационные принципы и формы

Эта группа принципов содержит важнейшие рекомендации по созданию системы воспита­тельной работы, включающей использование всех ее возможностей, состоящей из всех необходимых элементов, а также по выбору и реализации ее организационных форм.

Педагогически правильная организация включает использование воспитывающих возможностей в семи сферах жизни и деятельности его личного состава:

• обеспечения воспитывающего характера правоохранительной деятельности;

• осуществления воспитывающего управления;

• создания воспитывающей среды в коллективе;

• применения специальных форм воспитательной работы;

• достижения единства обучения и воспитания в профессио­нальной подготовке;

• организацию самовоспитания;

• использование воспитывающего потенциала внешней среды. Организация педагогической системы предполагает включение в нее всех элементов (цели, задач, содержания, условий, обеспечения, средств, методов, контроля, регулирования, оценки, подведения итогов др.). Нужна четкая продуманность каждого элемента и создания его по подходящего случаю образцу, обеспечения согласованности, стыковки их и усовершенствования для слаженного целостного функционирования. Организация — это также определение и выбор подходящих форм воспитательной работы, продумывание их при­менения в каждом конкретном случае. Организационные принципы содержат рекомендательные положения по этим вопросам.

1. Принцип научности. Как и в других системах принципов (обу­чения, образования, развития), он предполагает обязательность на­учно достоверного построения системы воспитания, использования данных и рекомендаций общей и юридической педагогики. Воспи­тание, как нигде, чревато грубыми искажениями при решении его проблем на основе досужих вымыслов, недостоверных личных убе­ждений, почерпнутых невесть где идей, мнений авторов отдельных статей и некритического использования ряда зарубежных концеп­ций (вызывающих у некоторых повышенную веру в их истинность только потому, что они зарубежные и ранее «были запрещены»). Такой подход равносилен знахарству в медицине.

2. Принцип воспитывающей деятельности. Констатирует факт ус­тойчивых зависимостей между правоохранительной деятельностью и соответствующими воспитывающими влияниями их на осуществ­ляющего его сотрудника.

Это влияние определяется прежде всего теми целями, к достиже­нию которых реально стремится сотрудник. Под влиянием субъек­тивных факторов они могут быть непонятыми, заученными, урезан­ными, дополнены посторонними, деформированными и даже проти­воправными. Первое правило реализации этого принципа указывает на важность внутреннего принятия каждым сотрудником нормативно определенных целей и действительной устремленности его на дости­жение только профессионально полноценного результата. Необходи­мо еще до начала всех важных действий по возможности уточнять, чего хочет добиться сотрудник, насколько хорошо он понимает, ка­кой результат должен быть в итоге достигнут и какой результат его удовлетворит, и в необходимых случаях правильно ориентировать сотрудника. Немалую помощь в этом приносит анализ и объектив­ная оценка реально достигнутого результата, строгое использование мер поощрения только при достижении полноценного результата.

Аналогично по воспитательной направленности и правило обес­печения использования сотрудником только профессионально кор­ректных и правомерных способов решения задач деятельности. Вер­но утверждение, что личность определяется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Здесь большое поле для кон­троля, требований, запретов, бесед, разъяснений, оказания помощи, постановки в пример, использования одобрений, осуждений, поощ­рений и наказаний. Положительно; сказывается доверие в самостоя­тельном выборе средств, предоставление права их выбора с возложе­нием, естественно, и ответственности, поощрение творчества, наход­чивости и вместе с тем требование неукоснительного, беспрекос­ловного соблюдения правовых норм, предусмотренных для выпол­нения данного действия.

Коллегиальный характер правоохранительной деятельности требует от каждого сотрудника решать правоохранительные задачи во взаи­мопонимании, согласии, умении считаться с другими, уважать их интересы и индивидуальные особенности. Стремление выполнять свои должностные обязанности с коллегиальными соображениями, не деля на «свое» и «чужое», нацеливаясь на общий успех, инициа­тивно помогая другим и т.п., должно неукоснительно воспитываться в каждом сотруднике, в коллективе каждого подразделения. Наблю­дения руководителя за ходом совместных действий содержат богатые возможности для воспитания всех участвующих в них.

В правоохранительной деятельности важны достигаемые сотруд­ником результаты. Уровень достижений, соблюдение сроков, цена успеха и допущенных ошибок, глубокий и справедливый анализ причин (особенно связанных с воспитанностью или ее недостатками), поучительный разбор содержат очевидные возможности для воспитания. Значительно влияние успехов или неудач. При хронических

неудачах сотрудник может утратить веру в себя и перестать искать | пути самосовершенствования. Нередко полезно дать такому неудачнику дело по силам, с практически гарантированным достижением |. успеха, чтобы было основание похвалить, поддержать, сказать ободряющее: «Ну вот видите, оказывается, что когда постараетесь, то и

у вас хорошо получается. Действуйте так и дальше: уверен, что дело

пойдет все лучше и лучше».

3. Принцип воспитывающего управления. Неразрывно связан с предыдущим. Любая деятельность входит в иерархическую систему управ­ления, и его особенности — стиль, методы, решения, личность руководителя и др. — создают специфические, нередко сложные условия f для деятельности любого сотрудника, оказывающие на него психологическое и воспитательное влияние. Важное место в этом занимает 1 индивидуальная работа с каждым, чья деятельность направляется, кон­тролируется, совершенствуется руководителем (подробно см. главу 12).

4. Принцип воспитывающего коллектива. Соответствует обще педа­гогическому принципу воспитания в коллективе и через коллектив. Его реализация предполагает формирование в правоохранительном органе коллектива, превращение персонала в сплоченную, дружную профессиональную «семью» со здоровым, оптимистичным, деловым, морально-психологическим климатом, коллективистскими отно­шениями, нормами поведения, товарищеской требовательностью и помощью. Достигается это особой педагогической технологией формирования коллектива, разными формами и методами работы (см. § 9.3, 9.5), а также целенаправленным воздействием коллектива на отдельных своих членов.

5. Принцип воспитывающей профессиональной подготовки. Является модификацией общепедагогических принципов единства обучения и воспитания и воспитывающего обучения. Его реализация , рассматривается в главе 10.

6. Принцип единства воспитания и самовоспитания. Выше уже не раз говорилось о том, что без самовоспитания нет воспитания. Не-

  • обходимы усилия самого сотрудника по развитию у себя социально , значимых качеств, которые могут инициироваться специально, дей­ствуя по правилам:

• постоянного стимулирования самовоспитания и активизации мотивов к нему;

• показа образца-портрета сотрудника-профессионала, с которым надо сравнивать собственный профессионализм и воспитанность, выявлять свои слабости и стремиться устранять их;

• разъяснения значения, возможностей, форм, способов орга­низации и методов самовоспитания, вооружающих сотрудников по­ниманием возможности и его реализации;

• стимулирования работы по преодолению вредных привычек;

• оказания помощи в объективной самооценке для уточнения необходимости и содержания самовоспитания;

• оказания помощи желающим в определении целей, задач, пла­на и методов самовоспитания;

• оказания помощи лицам, занимающимся самовоспитанием, но испытывающим трудности в реализации плана;

• оказания помощи в оценке промежуточных и итоговых резуль­татов самовоспитания;

• морального и материального поощрения успехов.

Будет чрезмерным оптимизмом надеяться на то, что все сотруд­ники займутся самовоспитанием. Но если в результате усилий ор­ганизатора самовоспитания даже 10—20% сотрудников начнут работу над собой, можно считать усилия оправданными и не пренебрегать таким результатом.

7. Принцип активного использования воспитывающих возможно­стей внешней среды. Внешняя среда — обстановка на обслуживае­мой правоохранительным органом территории, взаимоотношения и взаимопонимание с населением, отношение населения к правоох­ранительным органам и их сотрудникам, авторитет профессии со­трудника, степень участия населения в укреплении законности и правопорядка и т.п. Все это оказывает свое воспитательное влияние на сотрудников. Не все в ней может изменить коллектив правоох­ранительного органа и его руководство, но многое — с пользой для воспитания и сотрудников, и населения.

Этот принцип реализуется действиями по правилам:

• воспитания культуры общения и поведения с гражданами;

• активного влияния на внешнюю среду пропагандой достиже­ний правоохранительных органов и отдельных сотрудников. Заслу­живает внимания инициативное развитие контактов со средствами массовой информации, предоставление им позитивной информа­ции о раскрытых, предупрежденных и пресеченных преступлениях; показ работы сотрудников, достигающих больших и устойчивых ре­зультатов в работе или обеспечивших успех в каком-то важном и громком деле;

• организации регулярных встреч сотрудников правоохрани­тельных органов с населением. Сотрудникам очень полезно услышать мнение о себе простых граждан, возможно, испытать стыд или, напро­тив, почувствовать уважение, услышать, что граждане ждут от них, о чем просят, чего требуют.

Роль комплексного подхода в решении вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции

 

Вопросы профессионально-нравственного воспитания людей, проблемы формирования нового человека постоянно находятся в центре внимания современного общества и государства. От успехов нравственного воспитания и профессиональной деятельности каждого члена социума, все больше зависят ход экономического, социально-политического и культурного развития страны, полная реализация возможностей развитого гражданского общества и правового государства. Современные государственные требования нацелены на то, чтобы качество этой деятельности отвечало возросшему образовательному и культурному уровню и запросам людей, учитывало динамичность социально-экономических процессов и духовной жизни современного гражданского общества, чтобы в должной мере учитывался характер резко обострившейся нравственной борьбы и чувств патриотизма на международной арене.

Формирование нового человека самым тесным образом связано со всем комплексом социальных и государственных проблем, что без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, и нравственной зрелости людей профессиональная деятельность невозможна, как невозможна и без соответствующей материально-технической базы.

Вопросы, связанные с эффективностью и качеством профессионализма имеют первостепенное значение также и для органов внутренних дел, находящихся на одном из острейших участков воспитательной работы, на авангарде противодействия преступности. Отсюда и открывается вся важность профессиональной и нравственной закалки сотрудников органов внутренних дел.

Чувство ответственности за дело охраны правопорядка, высокое состояние служебной дисциплины, уважение к закону и неукоснительное соблюдение правовых норм — это как раз те качества, которыми должны обладать все без исключения сотрудники полиции.

В решении задачи формирования нового человека важнейшую роль играет комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства профессионального и нравственного воспитания с учетом личностных особенностей каждого сотрудника полиции.

Осуществлять комплексный подход в решении вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции — значит строить служебную деятельность на основе учета всех факторов общественной жизни, которые, так или иначе, воздействуют на человека, его мировоззрение, отношение к своим обязанностям и службе, на его нравственные принципы и поступки.

В теории педагогики и практике воспитания из всего многообразия трактовок термина «подход» чаще всего его применяют в качестве основания для обозначения: а) теоретико-методологических позиций при осмыслении педагогических процессов или явлений; б) выделения стороны, аспекта изучения учебно-воспитательных феноменов или всего педагогического процесса; в) обозначения исходных, руководящих позиций при осуществлении исследовательской, моделирующей, проектирующей деятельности, создании объекта учебно-воспитательной практики. Научное обоснование подхода начинается с понимания актуальности (важности и необходимости) его разработки, определения сущности, а так же осознания, объяснения и содержательного наполнения системы понятий. Как правило, новый подход, разрабатываемый в какой-то отрасли знаний, интегрируется в общенаучные подходы, в имеющийся понятийный аппарат и использует для связи с другими подходами уже разработанные термины [3, с. 146].

Комплексный подход как основной принцип организации решения вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции включает в себя системный, компетентностный, ценностный и личностно-ориентированный компонент. Основная суть комплексного подхода как принципа организации решения вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции состоит в воплощении в жизнь единства всех элементов воспитания и проявляется в соблюдении системы требований к содержательной, целевой и программной составляющим, реализации воспитательных требований, обеспечивающих системное педагогическое воздействие на сотрудников полиции.

Комплексный подход выполняет и предусматривает следующие базовые функции:

  1.                мировоззренческую, которая способствует непосредственному формированию основных установок, убеждений и взглядов, в решении вопроса профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции;
  2.                регулятивную, которая определяет характер действий всех участников процесса профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции;
  3.                интегративную, которая максимально обеспечивает целостность решений вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции;
  4.                результативную, которая повышает эффективность самого процесса воспитания.
Комплексный, системный подход требует, прежде всего, воспитания у человека не каких-то отдельных профессиональных и нравственных черт, а всей совокупности тех качеств, из которых складывается внутренний мир цельной в духовно-нравственном отношении личности. Речь идет о формировании научного мировоззрения, патриотического отношения к служебной деятельности, высокой сознательности, интернационализма и других качеств, необходимых человеку, вступающему в гражданское и правовое завтра.

Комплексный подход как условие научной организации профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции предусматривает в обязательном порядке единство организаторских и исполнительских функций. В связи с усложнением задач воспитательной работы, серьезными изменениями в качественном уровне личного состава органов внутренних дел, единство руководства и исполнения должно быть в основе деятельности всех, кто занимается вопросами повышения профессионализма и нравственной подготовки.

Поскольку в профессионально-нравственном воспитании сотрудников полиции крайне важно привести в действие все рычаги комплексного подхода к решению служебных задач, то следует проанализировать, как на деле осуществляются в единстве профессиональное и нравственное воспитание личного состава, вскрыть и использовать имеющиеся резервы.

Можно с уверенностью сказать, что в целом профессиональное воспитание личности достигло у нас той стадии, когда на первый план выдвигается задача повышения его эффективности. А это значит, что надо снова и снова задумываться над самим процессом усвоения знаний. Оно должно достигать такого объема и такой глубины, которые соответствовали бы требованиям жизни в развитом обществе и правовом государстве. Нельзя довольствоваться полу знанием, механическим усвоением истин и формул, не превращающиеся в стойкие убеждения.

Важность профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции определяется тем, что сама жизнь, служба предъявляют к сотрудникам органов внутренних дел все более высокие требования. Ведь по роду своей деятельности они активно участвуют в борьбе за нового человека, в распространении правовых взглядов и гражданских позиций, всегда находятся на остром участке педагогической, воспитательной работы, требующей профессиональной зрелости, высокой культуры, способности правильно оценивать социальные явления и всегда действовать в полном соответствии с требованиями социума и предписаниями законов.

В системе комплексного подхода все большее значение приобретает выработка у сотрудников органов внутренних дел правильной правовой ориентации, формирование, с одной стороны, знаний основ законодательства и требований правовых норм, а с другой — глубокого уважения к закону, стремления всегда поступать в соответствии с его требованиями. Особенно важна эта работа в связи с новыми изменениями и дополнениями, внесенными в действующее законодательство. Соответствующая перестройка деятельности лекториев правовых знаний позволит сотрудникам яснее представлять себе политическую, социальную значимость нового законодательства. Необходимо улучшать пропаганду правовых знаний, не ограничиваясь рамками служебной подготовки. Нужно регулярно проводить по этой тематике правовое информирование, лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации, вечера вопросов и ответов, викторины, конкурсы и т. д. Следует строить пропаганду нового законодательства по четко разработанным планам, предусматривающим систематическое расширение и углубление правовых знаний сотрудников полиции, повышение их профессионального мастерства.

Мнение будто людей воспитывают только специально проводимые мероприятия, ошибочно. Оно приводит к искусственному разделению функций управления и воспитания. Известно, что один из могущественных факторов воспитания людей — их основная повседневная практическая деятельность. Будучи направленной на претворение в жизнь усвоенных знаний, умений и навыков, она играет колоссальную роль в формировании профессионального мировоззрения сотрудников полиции.

Таким образом, воспитывать профессионального созидателя нового общества, человека благородных идеалов, высоких нравственных качеств — значит строить всю работу по формированию у людей нравственного и правового сознания в неразрывном единстве с социальной практикой, с их деятельностью на благо личности, семьи, общества и государства. Лишь при этом условии профессионально-нравственное воспитание из готовых заученных формул, советов, предписаний, программ и технологий превращается в то живое, что объединяет нашу непосредственную служебную деятельность.

Основными категориями комплексного подхода к организации воспитательного процесса и решения вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции выступят: комплексность воспитательного процесса, индивидуально-личностный характер развития сотрудника полиции, интегрированный характер задач, методов, форм и средств, технологий воспитания, взаимодействие всех участников воспитательного процесса, многомерность личности сотрудника полиции как субъекта воспитательного воздействия, дружески-наставнический характер взаимоотношений, единство действий всех субъектов воспитательного процесса, отвечающих за его эффективность, реализации воспитательного потенциала всех сфер жизнедеятельности сотрудника полиции.

Вместе с тем все сказанное лишь один из этапов работы по совершенствованию профессионально-нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел Российской Федерации, в свете требований современного общества и государства. Важно закрепить все положительное, ценное, что уже оправдало себя на практике, развивать все новое, совершенствовать педагогический процесс на основе комплексного подхода к постановке всего дела воспитания.

 

Литература:

 

  1.                Ананьин Г. Е. Развитие системного подхода в теории воспитания: монография / под ред. Л. В. Байбородовой. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. — 198 с.
  2.                Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под. общ. ред. В. Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. — 480 с.
  3.                Гребенюк С. В., Шарухин А. П. Комплексный подход как принцип организации процесса воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. Выпуск № 1 (65). — 2015. — С. 145–149.
  4.                Заутарова Э. В. О повышении нравственно-эстетической культуры сотрудников правоохранительных органов. Научно-практический журнал «Психопедагогика в правоохранительных органах». Выпуск № 1 (32). — 2008. — С. 29.
  5.                Педагогика: учебник / под. общ. ред. А. А. Кочина. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. — 292 с.
  6.                Старченко Т. Е. Философско-методологические основы комплексного подхода к формированию нового человека: диссертация доктора философских наук: 09.00.01. — Л., 1983. — 326 с.

Основные термины (генерируются автоматически): комплексный подход, профессионально-нравственное воспитание сотрудников полиции, воспитательный процесс, воспитательная работа, дело, нравственное воспитание, сотрудник полиции, педагогический процесс, правовое государство, профессиональная деятельность.

Разработка учебного плана для правоохранительных органов: педагогика против андрагогики

Часть первая: Теория множественного интеллекта признает, что не все усваивают информацию одинаковым образом и что обучение должно проводиться несколькими различными способами, чтобы приспособиться к различным стилям обучения.

Обучение является важным компонентом успеха любого правоохранительного органа. Офицеры начинают свою карьеру в правоохранительных органах в очень структурированной академии. Блоки обучения обычно делятся на несколько областей обучения с инструкциями, проводимыми экспертами в данной области. В Калифорнии новобранец должен закончить базовую академию с минимум 664 часами обучения. После выполнения этого требования офицер должен успешно пройти программу полевой подготовки.

Однако обучение нового офицера не заканчивается. Есть несколько обязательных разделов обучения, которые офицер должен пройти на протяжении всей своей карьеры. Во многих штатах требуется, чтобы офицерам ежегодно или раз в два года предоставлялось определенное количество часов обучения.

Подготовка сотрудников правоохранительных органов может быть разделена на множество всеобъемлющих областей, включая физическую подготовку и обучение. Физические навыки — это практическое обучение. Примером физических навыков может быть стрельба из пистолета. Инструкция будет включать в себя позиционирование тела, рисование, захват прицела, управление спусковым крючком и управление отдачей. Знания или когнитивные навыки включают области, в которых обучаемый должен принимать решения на основе стимула. Примером этого типа обучения может быть знание того, когда стрелять из пистолета. Хотя эти области несколько отличаются друг от друга, они не обязательно исключают друг друга.

Педагогика против андрагогики
В педагогике инструктор отвечает за процесс обучения. Преподаватель будет контролировать содержание, методы доставки и процессы оценки. При истинно педагогическом подходе сдача экзамена, разработанного или одобренного инструктором, определяет, насколько эффективно учащиеся усвоили материал.

Педагогика имеет долгую историю и является обычным явлением во многих учебных заведениях правоохранительных органов. Некоторые эксперты утверждают, что этот метод обучения может быть эффективным при обучении техническим или процедурным навыкам. На самом деле, эти стратегии предпочтительнее в некоторых случаях обучения, когда офицерам необходимо освоить механистические навыки, но мало что делается для развития навыков решения проблем или развития навыков суждения и лидерства 9.0016 1 .

Андрагогию можно рассматривать как искусство и науку помощи взрослым в обучении или как теорию обучения взрослых. Это развивает у учащихся способности решать проблемы и применять механические навыки, которые приобретаются в более педагогическом подходе. Андрагогика признает прошлый опыт учащихся и позволяет учащимся помогать в процессе обучения 2 . Она отличается от педагогической модели, поскольку отстаивает концепцию самостоятельного обучения, а инструктор выступает в роли фасилитатора обучения 9. 0016 3 .

Андрагогическая модель основана на шести основных принципах:

1.) Взрослые проявляют интерес и вкладывают время и усилия в темы, которые, как они знают, применимы к ним,
2.) Взрослые несут ответственность за свои действия и сами выбирают направление и хотят, чтобы к ним относились соответственно
3.) Взрослые имеют опыт, к которому инструкторы должны прислушиваться, и они могут внести свой вклад в решение проблем и помощь сверстникам
4.) Взрослые готовы осваивать знания и навыки, которые помогут им в реальном мире
5.) Взрослые сосредотачивают свое обучение на жизненных вопросах и проблемах, а не на изолированных предметах
6.) Взрослые более эффективно мотивированы внутренними факторами, такими как удовлетворенность работой, самооценка и качество жизни

Взрослые должны понять применимость урока, прежде чем они начнут учиться. В обучении сотрудников правоохранительных органов предмет должен быть актуальным, реалистичным и непосредственно применимым в жизни офицера. В ходе опроса офицеров они указали, что для того, чтобы научиться переводу, они должны уметь сразу применять навыки и знания в своей практике 4 . Как правило, способность взрослого сохранять знания с возрастом ухудшается. Воспоминание и использование информации вскоре после тренировки уменьшит количество потерянных тренировок.

Важно, чтобы преподаватель установил применимость урока в начале занятия, чтобы заинтересовать ученика. Человеческий мозг ищет смысл, ища закономерности и связи. Аутентичные обучающие ситуации повышают способность мозга устанавливать такие связи, что, в свою очередь, способствует запоминанию информации 9.0016 5 . Офицеры, которые убеждены в применимости, будут возлагать большие надежды на обучение и станут более мотивированными к обучению. Как самомотивация, так и высокие ожидания в отношении обучения положительно влияют на передачу обучения 4 .

Стань настоящим!
Точно так же, как реалистичное обучение, реалистичность тренера. Офицеры скептичны по своей природе и очень настроены на оценку достоверности программы обучения или инструктора. Если учебная программа устарела, а новейшая информация широко известна, учащиеся разочаруются и будут рассматривать обучение как пустую трату времени. Преподаватель потеряет доверие студентов к настоящему классу и любым будущим контактам. Если известно, что у инструктора нет соответствующих полномочий или опыта для преподавания темы, учащиеся не будут участвовать в обучении и фактически могут стать разрушительной силой 4.

Офицеры, находящиеся на службе, приносят с собой в класс большой опыт. Этот опыт основан на реальных примерах, а не только на академических кругах. Этот опыт должен быть использован инструктором для улучшения класса. Общей чертой большинства офицеров является их готовность делиться опытом друг с другом. Позволяя этому происходить, инструктор не только использует опыт, но и позволяет студентам стать более вовлеченными. Вовлеченный ученик больше унесет с урока. Хотя инструкторы несут основную ответственность за лидерство, принципы обучения взрослых утверждают, что когда каждый вносит свой вклад, все учатся 6 .

Помещение целей обучения в контекст важно при обучении офицеров. Используя прошлый опыт в качестве контекста для нового обучения, инструктор будет более эффективным, и обучение будет происходить на более высоком уровне. Это также делает обучение более значимым и может быть применено к будущим событиям, с которыми может столкнуться учащийся.

Учебная среда для офицера должна быть психологически и физически комфортной и способствовать обучению. Преподаватели должны хвалить положительные действия учащихся и использовать любую возможность, чтобы похвалить хорошую работу 6 . Офицеров следует поощрять к участию, но не чувствовать, что их принуждают. Инструктор должен понимать, что офицерам, как и любому взрослому, необходимо чувствовать уважение. Офицер, который намеренно смущен, скорее всего, откажется от обучения.

Хотя это и не определенный принцип андрагогики, инструктор должен учитывать использование различных методов при обучении офицеров. Теория множественного интеллекта признает, что не все усваивают информацию одинаковым образом и что обучение должно осуществляться несколькими различными способами, чтобы приспособиться к различным стилям обучения 9.0016 5 . Лекция должна быть ограничена только теми направлениями, которые применимы к данному стилю. Часть курса должна включать действия, которые побуждают учащегося выполнять желаемую цель обучения. При этом уровень интереса учащихся останется высоким, и они останутся вовлеченными.

В одном исследовании офицеры указали, что наилучшее обучение происходит, когда инструкция включает в себя различные материалы, в том числе лекции, упражнения в малых группах, тематические исследования, ролевые игры и видеоролики 4 . Инструкторам следует избегать помещения офицеров в учебные заведения только в качестве пассивных получателей фактов. Учебная деятельность для взрослых должна включать действие и вовлечение 6 .

Во второй части этой статьи будет рассмотрена взаимосвязь между «охраной общественного порядка» и «обучением взрослых».


Каталожные номера
1 Бирзер, М. (2003). Теория андрагогики применялась к обучению полиции. Policing: Международный журнал полицейских стратегий и управления 26(1), 29-42.
2 Двайер, Г. и Двайер, Д. (2004). Потребность в переменах: призыв к действию в обучении местной полиции. Бюллетень правоохранительных органов Федерального бюро расследований 73(11), 18-24.
3 Маккой, М. (2006). Стиль преподавания и применение принципов обучения взрослых инструкторами полиции. Полицейская деятельность: Международный журнал полицейских стратегий и управления 29(1), 77-91.
4 Даффрон, С., Гуле, Г., Грей, Дж., и Виада, Дж. (2008). Разработка учебного плана для полицейских и пожарных: советы, которым следует следовать, и ловушки, которых следует избегать. В Victor CX Wang (Ed.), Разработка учебных программ для взрослых учащихся в глобальном сообществе Том I: Стратегические подходы (стр. 171-206). Малабар, Флорида: Кригер.
5 Кливленд, Г. (2006). Использование проблемного обучения в подготовке полицейских. Начальник полиции 3(11).
6 Кеннеди, Р. (2003). Применение принципов обучения взрослых: ключ к более эффективным программам обучения. Бюллетень правоохранительных органов Федерального бюро расследований 72(4). 1-5.

Об авторе

Эд Флоси — отставной сержант полиции из Сан-Хосе, Калифорния. Эд обладает уникальным сочетанием реального опыта и академического образования. Он работал над несколькими заданиями, включая программу полевой подготовки, учебное подразделение, наркотики, специальные операции — K9.куратор, специалист по исследованиям и разработкам и руководитель следственного изолятора. Он имеет квалификацию свидетеля-эксперта в судах штата и федеральных судах по полицейской практике/силовым действиям, а также является президентом Justitia Consulting и главным инструктором PROELIA Defense and Arrest Tactics. Имеет степень магистра наук Калифорнийского государственного университета в Лонг-Бич. Эд является сертифицированным аналитиком Force в Исследовательском центре Force Science.

Свяжитесь с Эдом Флоси.

3 Основные принципы права, общественной безопасности, исправительных учреждений и вариантов учебной программы по безопасности