9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
Цель и задачи воспитания личного состава
В нормативных документах главной целью воспитательной работы считается формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, высоконравственной и морально-психологически устойчивой личности сотрудника. Основные задачи воспитательной работы:
• содействие всеми средствами воспитательной работы постановке службы и организации жизни коллективов правоохранительных органов, достижению уровня воспитанности сотрудников, отвечающего требованиям успешного осуществления профессиональной деятельности;
• удовлетворение потребностей сотрудников в профессиональном, правовом, гуманитарном, моральном, культурном и ином цивилизованном совершенствовании своих достоинств, необходимых для успеха в профессиональной деятельности и жизни;
• совершенствование гражданственности, патриотизма, интернационализма, социально-политических, нравственно-правовых взглядов и убеждений; правосознания, ценностных ориентации, человечности, этических и эстетических потребностей; потребности посвятить себя борьбе с преступностью, за законность и правопорядок; дисциплинированности, верности соблюдению законности, торжеству справедливости; честности, порядочности, нравственной стойкости, неподкупности, верности Присяге, профессиональному долгу; ответственного и добросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей; коллективизма и товарищества, культуры профессионального поведения на службе и в быту, культурного общения и взаимодействия с людьми, стремления и привычки к здоровому образу жизни, требовательности к себе и работы по самовоспитанию;
• максимальное использование возможностей, имеющихся в правоохранительном органе, для содействия сотрудникам в совершенствовании их социальных качеств, самореализации и самоутверждении в интересах их самих и решения задач, стоящих перед правоохранительным органом;
• создание в правоохранительном органе сплоченного, дружного, дееспособного и воспитывающего коллектива со здоровым морально-психологическим климатом и устойчивой государственно-правовой, гуманистической и демократической направленностью;
• дифференциация воспитательной работы по категориям личного состава всех звеньев руководителей;
• проведение специальной воспитательной работы с сотрудниками и их группами, направляемыми со служебно-боевыми заданиями в зоны чрезвычайных ситуаций и на борьбу с терроризмом;
• проведение воспитательной работы с личным составом в экстремальной обстановке в процессе решения им служебно-боевых задач в целях поддержания высокого боевого настроя, экстремальной устойчивости и повышения боеспособности на уроках боевого опыта;
• обеспечение контроля над всеми воспитывающими персонал факторами жизни и службы, а также их коррекция в интересах достижения благоприятного для него и борьбы за укрепление законности и правопорядка результатов;
• педагогическая диагностика происходящих в личности сотрудников и коллективе изменений, относящихся к признакам воспитанности, и педагогическое сопровождение их самовоспитания;
• педагогическая диагностика воспитанности лиц, принимаемых на службу, назначаемых на должности и повышаемых по службе;
• использование всех воспитательных возможностей правоохранительной деятельности, которой сотрудники напряженно занимаются весь день и частый отрыв от которой для участия в специальных, массовых, воспитательных мероприятиях нежелателен;
• оказание помощи руководителям в проведении воспитательной работы с личным составом возглавляемых правоохранительных органов и их подразделений;
• профилактика профессиональной деформации личности сотрудников, возникновения в коллективе правоохранительного органа негативных, противоправных, неуставных и аморальных проявлений;
• выявление, изучение и распространение опыта эффективной воспитательной работы и выработанных наукой интенсивных воспитательных технологий.
Закономерный характер воспитания и система его особых принципов
Педагогические принципы воспитания — специальная система основных, исходных требований к построению его системы, главные рекомендательные положения, реализация которых обеспечивает достижение цели и решение задач воспитания. Они — обобщенный вывод-урок из опыта воспитания, результатов научных исследований и основаны на понимании как общих, так и специфических закономерностей воспитания в условиях правоохранительной деятельности, т.е. зависимостей между действиями субъектов воспитания, средой, окружением, условиями, в которых действует и живет персонал правоохранительных органов, и воспитательными результатами. Подчеркивая роль понимания и правильного учета закономерностей воспитания, К.Д. Ушинский писал:
…Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить139.
Поскольку правоохранительный орган представляет собой деловую, а не воспитательную организацию, особое значение имеют социально-педагогические закономерности и рекомендации по воспитанию сотрудников в процессе деятельности, в реальном столкновении с кипучей жизнью, а не в тиши учебных кабинетов.
Воспитанность человека — продукт множества влияний и закономерных зависимостей, и воспитание его поэтому — сложнейшая педагогическая работа. В идеале она должна быть всеохватной, что практически невозможно не только по количественным причинам, но и потому, что многое неподвластно субъектам воспитания правоохранительного органа (например, находящееся на уровне высших эшелонов государственного управления и жизни всего общества). Поэтому система воспитания в нем предполагает охват важнейших закономерностей и их групп, поддающихся учету в работе с личным составом. Все такие закономерности по месту в педагогической системе воспитания и качественным особенностям находят отражение в трех группах педагогических принципов: содержательных, организационных и методических140 (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Система педагогических принципов воспитания сотрудников правоохранительных органов
Уместно подчеркнуть их юридически обусловленное своеобразие. Ведь практически все варианты описанных в общей педагогике закономерностей и принципов воспитания относятся к учреждениям, специально занимающимся обучением и воспитанием (различные детские учреждения, школы, лицеи, институты, курсы повышения квалификации) людей, находящихся преимущественно в возрасте до 22—23 лет (дошкольники, школьники, студенты, курсанты, слушатели). Даже принципы воспитания личного состава Вооруженных Сил относятся в основном к той же возрастной категории и воспитанию в условиях мирного времени, когда войска занимаются главным образом подготовкой военнослужащих. Основная же масса персонала правоохранительных органов — это люди более старшего возраста и люди, находящиеся постоянно в состоянии «войны с преступностью», они все время «на фронте».
Очевидно, что закономерности, принципы и система воспитания тут нужны особые.Содержательные принципы
Они отражают как специфику структуры и содержания самой воспитанности сотрудников, так и закономерности определения содержания воспитательной работы.
1. Принцип содержательной преемственности и непрерывности воспитания. Отражает тот факт, что воспитание сотрудников строится на той же содержательной основе, которая является общей для всех граждан страны, соответствует общегосударственным подходам к нему, является продолжением и развитием того воспитания, которое в той или иной мере проводилось с ними до поступления на службу в правоохранительные органы. Уже в этом выражается непрерывность, но требование ее относится и к воспитанию в процессе службы, которое должно быть непрерывным и в ней.
Определение сути содержания точно и кратко выражено А.С. Макаренко: настоящая педагогика — это та, которая повторяет педагогику всего нашего общества.
должно отвечать требованиям и признакам жизни гуманной, демократичной, основанной на праве, справедливой, высоконравственной, цивилизованной и культурной. Жизнь и деятельность персонала правоохранительного органа по этим критериям должны быть, безусловно, лучше, чем усредненное положение в других организациях страны. Возможно, мы еще слабы, чтобы добиться этого в идеале, но мы достаточно сильны для того, чтобы поработать над этим и пронизать всю воспитательную работу стремлением к достижению его, расценивать все в жизни и деятельности правоохранительного органа с позиций соответствия такому идеалу и совершенствовать их. Можно говорить о том, что воспитание в правоохранительном органе должно иметь опережающий характер. Выражаясь пафосно, а по существу верно, в жизни и деятельности персонала каждого правоохранительного органа, как солнце в капле воды, должно сверкать все лучшее, что есть в нашем обществе и что должно быть. Педагогический оптимизм в этом вполне обоснован.
2. Принцип гражданственности. Характеризует фундаментальную взаимосвязь содержания воспитательной работы в правоохранительном органе с ее содержанием, обязательным для работы со всеми гражданами России. Вместе с тем профессионалу-юристу нужно острое ощущение своей причастности ко всему, что происходит в стране, причем причастности к одному из важнейших направлений совершенствования жизни в ней — правовому укреплению государства, защите прав и свобод граждан, обеспечению их безопасности. Это определяет главную особенность содержания воспитания — его общественно-государственный, гражданско-патриотический характер, гражданско-активный характер. Сотрудники должны:
• остро ощущать свою причастность к истории Российского государства, происходящим в нем переменам, его будущему и судьбам народа;
• обладать зрелым социальным мировоззрением, социальными взглядами и убеждениями, позволяющими правильно оценивать состояние страны, процессы, происходящие в ней, понимать потребности ее и населения;
• понимать гражданскую, социальную, общественную значимость своей профессиональной деятельности, необходимости ее высокого качества, ответственности за достигаемые результаты;
• занимать активную гражданскую позицию — не созерцать происходящее, а испытывать острую потребность в личном участии в решении общественных проблем, внесении посильного вклада в улучшение жизни других граждан;
• ориентироваться в своей деятельности на гуманистические ценности, что отвечает мировым тенденциям и стремлениям развития российского общества. Гуманизм — система взглядов, ставящих человека в центр всех интересов, рассматривающих жизнь как высшую социальную ценность, а заботу о человеке как высшее предназначение общества. Важнейшими ценностями его выступают справедливость, права и свободы, честность и порядочность, трудолюбие, забота о ближних и других людях, уважение личного достоинства, недопустимость насилия и др. Они называются еще общечеловеческими ценностями, признаваемыми во всех цивилизованных странах и основными религиями. Гуманизм выступает сегодня как идеология, пришедшая на смену тоталитарным, вождистским и националистическим идеологиям. Воспитание в духе гуманизма важно и потому, что традиции административно-командной системы еще не изжиты у нас, и особенно в правовой системе.
3. Принцип профессионально-правовой направленности. Определяет главную особенность воспитания в правоохранительных органах. Он реализуется в правилах:
• осуществления нравственного воспитания и морально-психологической подготовки;
• формирования профессионального правосознания и профессионально высокой правовой культуры;
• воспитания в духе строгого соблюдения законности при решении профессиональных задач;
• профилактики профессиональной деформации.
4. Принцип личностно-деятельностного подхода. Соответствует закономерной целостности личности, взаимосвязи в ней как психологических, так и педагогических свойств и особенностей. Нельзя усовершенствовать отдельные качества, не влияя на другие. Нельзя добиться цели, совершенствуя даже 10—15 качеств, но по очереди. Необходим целостный и комплексный подход, всестороннее и одновременное совершенствование личности, во взаимосвязях ее качеств. Только на таком фоне работы можно в те или иные отрезки времени уделять усиленное внимание совершенствованию отдельных индивидуальных особенностей сотрудников. Нужно сочетание различных видов воспитания — общественно-государственного, патриотического, гражданского, нравственного, правового, трудового, гуманитарного, демократического, интернационального, культурного, экологического, воспитания в духе здорового образа жизни.
Принцип рекомендует строить воспитание в процессе деятельности, в связи с ее требованиями и достигаемыми сотрудником результатами, в единстве совершенствования деятельности и личностного роста, более полного и правильного использования своих возможностей и создаваемых в правоохранительном органе для этого условиях.
Организационные принципы и формы
Эта группа принципов содержит важнейшие рекомендации по созданию системы воспитательной работы, включающей использование всех ее возможностей, состоящей из всех необходимых элементов, а также по выбору и реализации ее организационных форм.
Педагогически правильная организация включает использование воспитывающих возможностей в семи сферах жизни и деятельности его личного состава:
• обеспечения воспитывающего характера правоохранительной деятельности;
• осуществления воспитывающего управления;
• создания воспитывающей среды в коллективе;
• применения специальных форм воспитательной работы;
• достижения единства обучения и воспитания в профессиональной подготовке;
• организацию самовоспитания;
• использование воспитывающего потенциала внешней среды. Организация педагогической системы предполагает включение в нее всех элементов (цели, задач, содержания, условий, обеспечения, средств, методов, контроля, регулирования, оценки, подведения итогов др.). Нужна четкая продуманность каждого элемента и создания его по подходящего случаю образцу, обеспечения согласованности, стыковки их и усовершенствования для слаженного целостного функционирования. Организация — это также определение и выбор подходящих форм воспитательной работы, продумывание их применения в каждом конкретном случае. Организационные принципы содержат рекомендательные положения по этим вопросам.
1. Принцип научности. Как и в других системах принципов (обучения, образования, развития), он предполагает обязательность научно достоверного построения системы воспитания, использования данных и рекомендаций общей и юридической педагогики. Воспитание, как нигде, чревато грубыми искажениями при решении его проблем на основе досужих вымыслов, недостоверных личных убеждений, почерпнутых невесть где идей, мнений авторов отдельных статей и некритического использования ряда зарубежных концепций (вызывающих у некоторых повышенную веру в их истинность только потому, что они зарубежные и ранее «были запрещены»). Такой подход равносилен знахарству в медицине.
2. Принцип воспитывающей деятельности. Констатирует факт устойчивых зависимостей между правоохранительной деятельностью и соответствующими воспитывающими влияниями их на осуществляющего его сотрудника.
Это влияние определяется прежде всего теми целями, к достижению которых реально стремится сотрудник. Под влиянием субъективных факторов они могут быть непонятыми, заученными, урезанными, дополнены посторонними, деформированными и даже противоправными. Первое правило реализации этого принципа указывает на важность внутреннего принятия каждым сотрудником нормативно определенных целей и действительной устремленности его на достижение только профессионально полноценного результата. Необходимо еще до начала всех важных действий по возможности уточнять, чего хочет добиться сотрудник, насколько хорошо он понимает, какой результат должен быть в итоге достигнут и какой результат его удовлетворит, и в необходимых случаях правильно ориентировать сотрудника. Немалую помощь в этом приносит анализ и объективная оценка реально достигнутого результата, строгое использование мер поощрения только при достижении полноценного результата.
Аналогично по воспитательной направленности и правило обеспечения использования сотрудником только профессионально корректных и правомерных способов решения задач деятельности. Верно утверждение, что личность определяется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Здесь большое поле для контроля, требований, запретов, бесед, разъяснений, оказания помощи, постановки в пример, использования одобрений, осуждений, поощрений и наказаний. Положительно; сказывается доверие в самостоятельном выборе средств, предоставление права их выбора с возложением, естественно, и ответственности, поощрение творчества, находчивости и вместе с тем требование неукоснительного, беспрекословного соблюдения правовых норм, предусмотренных для выполнения данного действия.
Коллегиальный характер правоохранительной деятельности требует от каждого сотрудника решать правоохранительные задачи во взаимопонимании, согласии, умении считаться с другими, уважать их интересы и индивидуальные особенности. Стремление выполнять свои должностные обязанности с коллегиальными соображениями, не деля на «свое» и «чужое», нацеливаясь на общий успех, инициативно помогая другим и т.п., должно неукоснительно воспитываться в каждом сотруднике, в коллективе каждого подразделения. Наблюдения руководителя за ходом совместных действий содержат богатые возможности для воспитания всех участвующих в них.
В правоохранительной деятельности важны достигаемые сотрудником результаты. Уровень достижений, соблюдение сроков, цена успеха и допущенных ошибок, глубокий и справедливый анализ причин (особенно связанных с воспитанностью или ее недостатками), поучительный разбор содержат очевидные возможности для воспитания. Значительно влияние успехов или неудач. При хронических
неудачах сотрудник может утратить веру в себя и перестать искать | пути самосовершенствования. Нередко полезно дать такому неудачнику дело по силам, с практически гарантированным достижением |. успеха, чтобы было основание похвалить, поддержать, сказать ободряющее: «Ну вот видите, оказывается, что когда постараетесь, то и
у вас хорошо получается. Действуйте так и дальше: уверен, что дело
пойдет все лучше и лучше».
3. Принцип воспитывающего управления. Неразрывно связан с предыдущим. Любая деятельность входит в иерархическую систему управления, и его особенности — стиль, методы, решения, личность руководителя и др. — создают специфические, нередко сложные условия f для деятельности любого сотрудника, оказывающие на него психологическое и воспитательное влияние. Важное место в этом занимает 1 индивидуальная работа с каждым, чья деятельность направляется, контролируется, совершенствуется руководителем (подробно см. главу 12).
4. Принцип воспитывающего коллектива. Соответствует обще педагогическому принципу воспитания в коллективе и через коллектив. Его реализация предполагает формирование в правоохранительном органе коллектива, превращение персонала в сплоченную, дружную профессиональную «семью» со здоровым, оптимистичным, деловым, морально-психологическим климатом, коллективистскими отношениями, нормами поведения, товарищеской требовательностью и помощью. Достигается это особой педагогической технологией формирования коллектива, разными формами и методами работы (см. § 9.3, 9.5), а также целенаправленным воздействием коллектива на отдельных своих членов.
5. Принцип воспитывающей профессиональной подготовки. Является модификацией общепедагогических принципов единства обучения и воспитания и воспитывающего обучения. Его реализация , рассматривается в главе 10.
6. Принцип единства воспитания и самовоспитания. Выше уже не раз говорилось о том, что без самовоспитания нет воспитания. Не-
обходимы усилия самого сотрудника по развитию у себя социально , значимых качеств, которые могут инициироваться специально, действуя по правилам:
• постоянного стимулирования самовоспитания и активизации мотивов к нему;
• показа образца-портрета сотрудника-профессионала, с которым надо сравнивать собственный профессионализм и воспитанность, выявлять свои слабости и стремиться устранять их;
• разъяснения значения, возможностей, форм, способов организации и методов самовоспитания, вооружающих сотрудников пониманием возможности и его реализации;
• стимулирования работы по преодолению вредных привычек;
• оказания помощи в объективной самооценке для уточнения необходимости и содержания самовоспитания;
• оказания помощи желающим в определении целей, задач, плана и методов самовоспитания;
• оказания помощи лицам, занимающимся самовоспитанием, но испытывающим трудности в реализации плана;
• оказания помощи в оценке промежуточных и итоговых результатов самовоспитания;
• морального и материального поощрения успехов.
Будет чрезмерным оптимизмом надеяться на то, что все сотрудники займутся самовоспитанием. Но если в результате усилий организатора самовоспитания даже 10—20% сотрудников начнут работу над собой, можно считать усилия оправданными и не пренебрегать таким результатом.
7. Принцип активного использования воспитывающих возможностей внешней среды. Внешняя среда — обстановка на обслуживаемой правоохранительным органом территории, взаимоотношения и взаимопонимание с населением, отношение населения к правоохранительным органам и их сотрудникам, авторитет профессии сотрудника, степень участия населения в укреплении законности и правопорядка и т.п. Все это оказывает свое воспитательное влияние на сотрудников. Не все в ней может изменить коллектив правоохранительного органа и его руководство, но многое — с пользой для воспитания и сотрудников, и населения.
Этот принцип реализуется действиями по правилам:
• воспитания культуры общения и поведения с гражданами;
• активного влияния на внешнюю среду пропагандой достижений правоохранительных органов и отдельных сотрудников. Заслуживает внимания инициативное развитие контактов со средствами массовой информации, предоставление им позитивной информации о раскрытых, предупрежденных и пресеченных преступлениях; показ работы сотрудников, достигающих больших и устойчивых результатов в работе или обеспечивших успех в каком-то важном и громком деле;
• организации регулярных встреч сотрудников правоохранительных органов с населением. Сотрудникам очень полезно услышать мнение о себе простых граждан, возможно, испытать стыд или, напротив, почувствовать уважение, услышать, что граждане ждут от них, о чем просят, чего требуют.
Роль комплексного подхода в решении вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции
Вопросы профессионально-нравственного воспитания людей, проблемы формирования нового человека постоянно находятся в центре внимания современного общества и государства. От успехов нравственного воспитания и профессиональной деятельности каждого члена социума, все больше зависят ход экономического, социально-политического и культурного развития страны, полная реализация возможностей развитого гражданского общества и правового государства. Современные государственные требования нацелены на то, чтобы качество этой деятельности отвечало возросшему образовательному и культурному уровню и запросам людей, учитывало динамичность социально-экономических процессов и духовной жизни современного гражданского общества, чтобы в должной мере учитывался характер резко обострившейся нравственной борьбы и чувств патриотизма на международной арене.
Формирование нового человека самым тесным образом связано со всем комплексом социальных и государственных проблем, что без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, и нравственной зрелости людей профессиональная деятельность невозможна, как невозможна и без соответствующей материально-технической базы.
Вопросы, связанные с эффективностью и качеством профессионализма имеют первостепенное значение также и для органов внутренних дел, находящихся на одном из острейших участков воспитательной работы, на авангарде противодействия преступности. Отсюда и открывается вся важность профессиональной и нравственной закалки сотрудников органов внутренних дел.
Чувство ответственности за дело охраны правопорядка, высокое состояние служебной дисциплины, уважение к закону и неукоснительное соблюдение правовых норм — это как раз те качества, которыми должны обладать все без исключения сотрудники полиции.
В решении задачи формирования нового человека важнейшую роль играет комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства профессионального и нравственного воспитания с учетом личностных особенностей каждого сотрудника полиции.
Осуществлять комплексный подход в решении вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции — значит строить служебную деятельность на основе учета всех факторов общественной жизни, которые, так или иначе, воздействуют на человека, его мировоззрение, отношение к своим обязанностям и службе, на его нравственные принципы и поступки.
В теории педагогики и практике воспитания из всего многообразия трактовок термина «подход» чаще всего его применяют в качестве основания для обозначения: а) теоретико-методологических позиций при осмыслении педагогических процессов или явлений; б) выделения стороны, аспекта изучения учебно-воспитательных феноменов или всего педагогического процесса; в) обозначения исходных, руководящих позиций при осуществлении исследовательской, моделирующей, проектирующей деятельности, создании объекта учебно-воспитательной практики. Научное обоснование подхода начинается с понимания актуальности (важности и необходимости) его разработки, определения сущности, а так же осознания, объяснения и содержательного наполнения системы понятий. Как правило, новый подход, разрабатываемый в какой-то отрасли знаний, интегрируется в общенаучные подходы, в имеющийся понятийный аппарат и использует для связи с другими подходами уже разработанные термины [3, с. 146].
Комплексный подход как основной принцип организации решения вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции включает в себя системный, компетентностный, ценностный и личностно-ориентированный компонент. Основная суть комплексного подхода как принципа организации решения вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции состоит в воплощении в жизнь единства всех элементов воспитания и проявляется в соблюдении системы требований к содержательной, целевой и программной составляющим, реализации воспитательных требований, обеспечивающих системное педагогическое воздействие на сотрудников полиции.
Комплексный подход выполняет и предусматривает следующие базовые функции:
- мировоззренческую, которая способствует непосредственному формированию основных установок, убеждений и взглядов, в решении вопроса профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции;
- регулятивную, которая определяет характер действий всех участников процесса профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции;
- интегративную, которая максимально обеспечивает целостность решений вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции;
- результативную, которая повышает эффективность самого процесса воспитания.
Комплексный подход как условие научной организации профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции предусматривает в обязательном порядке единство организаторских и исполнительских функций. В связи с усложнением задач воспитательной работы, серьезными изменениями в качественном уровне личного состава органов внутренних дел, единство руководства и исполнения должно быть в основе деятельности всех, кто занимается вопросами повышения профессионализма и нравственной подготовки.
Поскольку в профессионально-нравственном воспитании сотрудников полиции крайне важно привести в действие все рычаги комплексного подхода к решению служебных задач, то следует проанализировать, как на деле осуществляются в единстве профессиональное и нравственное воспитание личного состава, вскрыть и использовать имеющиеся резервы.
Можно с уверенностью сказать, что в целом профессиональное воспитание личности достигло у нас той стадии, когда на первый план выдвигается задача повышения его эффективности. А это значит, что надо снова и снова задумываться над самим процессом усвоения знаний. Оно должно достигать такого объема и такой глубины, которые соответствовали бы требованиям жизни в развитом обществе и правовом государстве. Нельзя довольствоваться полу знанием, механическим усвоением истин и формул, не превращающиеся в стойкие убеждения.
Важность профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции определяется тем, что сама жизнь, служба предъявляют к сотрудникам органов внутренних дел все более высокие требования. Ведь по роду своей деятельности они активно участвуют в борьбе за нового человека, в распространении правовых взглядов и гражданских позиций, всегда находятся на остром участке педагогической, воспитательной работы, требующей профессиональной зрелости, высокой культуры, способности правильно оценивать социальные явления и всегда действовать в полном соответствии с требованиями социума и предписаниями законов.
В системе комплексного подхода все большее значение приобретает выработка у сотрудников органов внутренних дел правильной правовой ориентации, формирование, с одной стороны, знаний основ законодательства и требований правовых норм, а с другой — глубокого уважения к закону, стремления всегда поступать в соответствии с его требованиями. Особенно важна эта работа в связи с новыми изменениями и дополнениями, внесенными в действующее законодательство. Соответствующая перестройка деятельности лекториев правовых знаний позволит сотрудникам яснее представлять себе политическую, социальную значимость нового законодательства. Необходимо улучшать пропаганду правовых знаний, не ограничиваясь рамками служебной подготовки. Нужно регулярно проводить по этой тематике правовое информирование, лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации, вечера вопросов и ответов, викторины, конкурсы и т. д. Следует строить пропаганду нового законодательства по четко разработанным планам, предусматривающим систематическое расширение и углубление правовых знаний сотрудников полиции, повышение их профессионального мастерства.
Мнение будто людей воспитывают только специально проводимые мероприятия, ошибочно. Оно приводит к искусственному разделению функций управления и воспитания. Известно, что один из могущественных факторов воспитания людей — их основная повседневная практическая деятельность. Будучи направленной на претворение в жизнь усвоенных знаний, умений и навыков, она играет колоссальную роль в формировании профессионального мировоззрения сотрудников полиции.
Таким образом, воспитывать профессионального созидателя нового общества, человека благородных идеалов, высоких нравственных качеств — значит строить всю работу по формированию у людей нравственного и правового сознания в неразрывном единстве с социальной практикой, с их деятельностью на благо личности, семьи, общества и государства. Лишь при этом условии профессионально-нравственное воспитание из готовых заученных формул, советов, предписаний, программ и технологий превращается в то живое, что объединяет нашу непосредственную служебную деятельность.
Основными категориями комплексного подхода к организации воспитательного процесса и решения вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции выступят: комплексность воспитательного процесса, индивидуально-личностный характер развития сотрудника полиции, интегрированный характер задач, методов, форм и средств, технологий воспитания, взаимодействие всех участников воспитательного процесса, многомерность личности сотрудника полиции как субъекта воспитательного воздействия, дружески-наставнический характер взаимоотношений, единство действий всех субъектов воспитательного процесса, отвечающих за его эффективность, реализации воспитательного потенциала всех сфер жизнедеятельности сотрудника полиции.
Вместе с тем все сказанное лишь один из этапов работы по совершенствованию профессионально-нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел Российской Федерации, в свете требований современного общества и государства. Важно закрепить все положительное, ценное, что уже оправдало себя на практике, развивать все новое, совершенствовать педагогический процесс на основе комплексного подхода к постановке всего дела воспитания.
Литература:
- Ананьин Г. Е. Развитие системного подхода в теории воспитания: монография / под ред. Л. В. Байбородовой. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. — 198 с.
- Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под. общ. ред. В. Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. — 480 с.
- Гребенюк С. В., Шарухин А. П. Комплексный подход как принцип организации процесса воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. Выпуск № 1 (65). — 2015. — С. 145–149.
- Заутарова Э. В. О повышении нравственно-эстетической культуры сотрудников правоохранительных органов. Научно-практический журнал «Психопедагогика в правоохранительных органах». Выпуск № 1 (32). — 2008. — С. 29.
- Педагогика: учебник / под. общ. ред. А. А. Кочина. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. — 292 с.
- Старченко Т. Е. Философско-методологические основы комплексного подхода к формированию нового человека: диссертация доктора философских наук: 09.00.01. — Л., 1983. — 326 с.
Основные термины (генерируются автоматически): комплексный подход, профессионально-нравственное воспитание сотрудников полиции, воспитательный процесс, воспитательная работа, дело, нравственное воспитание, сотрудник полиции, педагогический процесс, правовое государство, профессиональная деятельность.
Разработка учебного плана для правоохранительных органов: педагогика против андрагогики
Часть первая: Теория множественного интеллекта признает, что не все усваивают информацию одинаковым образом и что обучение должно проводиться несколькими различными способами, чтобы приспособиться к различным стилям обучения.
Обучение является важным компонентом успеха любого правоохранительного органа. Офицеры начинают свою карьеру в правоохранительных органах в очень структурированной академии. Блоки обучения обычно делятся на несколько областей обучения с инструкциями, проводимыми экспертами в данной области. В Калифорнии новобранец должен закончить базовую академию с минимум 664 часами обучения. После выполнения этого требования офицер должен успешно пройти программу полевой подготовки.
Однако обучение нового офицера не заканчивается. Есть несколько обязательных разделов обучения, которые офицер должен пройти на протяжении всей своей карьеры. Во многих штатах требуется, чтобы офицерам ежегодно или раз в два года предоставлялось определенное количество часов обучения.
Подготовка сотрудников правоохранительных органов может быть разделена на множество всеобъемлющих областей, включая физическую подготовку и обучение. Физические навыки — это практическое обучение. Примером физических навыков может быть стрельба из пистолета. Инструкция будет включать в себя позиционирование тела, рисование, захват прицела, управление спусковым крючком и управление отдачей. Знания или когнитивные навыки включают области, в которых обучаемый должен принимать решения на основе стимула. Примером этого типа обучения может быть знание того, когда стрелять из пистолета. Хотя эти области несколько отличаются друг от друга, они не обязательно исключают друг друга.
Педагогика против андрагогики
В педагогике инструктор отвечает за процесс обучения. Преподаватель будет контролировать содержание, методы доставки и процессы оценки. При истинно педагогическом подходе сдача экзамена, разработанного или одобренного инструктором, определяет, насколько эффективно учащиеся усвоили материал.
Педагогика имеет долгую историю и является обычным явлением во многих учебных заведениях правоохранительных органов. Некоторые эксперты утверждают, что этот метод обучения может быть эффективным при обучении техническим или процедурным навыкам. На самом деле, эти стратегии предпочтительнее в некоторых случаях обучения, когда офицерам необходимо освоить механистические навыки, но мало что делается для развития навыков решения проблем или развития навыков суждения и лидерства 9.0016 1 .
Андрагогию можно рассматривать как искусство и науку помощи взрослым в обучении или как теорию обучения взрослых. Это развивает у учащихся способности решать проблемы и применять механические навыки, которые приобретаются в более педагогическом подходе. Андрагогика признает прошлый опыт учащихся и позволяет учащимся помогать в процессе обучения 2 . Она отличается от педагогической модели, поскольку отстаивает концепцию самостоятельного обучения, а инструктор выступает в роли фасилитатора обучения 9. 0016 3 .
Андрагогическая модель основана на шести основных принципах:
1.) Взрослые проявляют интерес и вкладывают время и усилия в темы, которые, как они знают, применимы к ним,
2.) Взрослые несут ответственность за свои действия и сами выбирают направление и хотят, чтобы к ним относились соответственно
3.) Взрослые имеют опыт, к которому инструкторы должны прислушиваться, и они могут внести свой вклад в решение проблем и помощь сверстникам
4.) Взрослые готовы осваивать знания и навыки, которые помогут им в реальном мире
5.) Взрослые сосредотачивают свое обучение на жизненных вопросах и проблемах, а не на изолированных предметах
6.) Взрослые более эффективно мотивированы внутренними факторами, такими как удовлетворенность работой, самооценка и качество жизни
Взрослые должны понять применимость урока, прежде чем они начнут учиться. В обучении сотрудников правоохранительных органов предмет должен быть актуальным, реалистичным и непосредственно применимым в жизни офицера. В ходе опроса офицеров они указали, что для того, чтобы научиться переводу, они должны уметь сразу применять навыки и знания в своей практике 4 . Как правило, способность взрослого сохранять знания с возрастом ухудшается. Воспоминание и использование информации вскоре после тренировки уменьшит количество потерянных тренировок.
Важно, чтобы преподаватель установил применимость урока в начале занятия, чтобы заинтересовать ученика. Человеческий мозг ищет смысл, ища закономерности и связи. Аутентичные обучающие ситуации повышают способность мозга устанавливать такие связи, что, в свою очередь, способствует запоминанию информации 9.0016 5 . Офицеры, которые убеждены в применимости, будут возлагать большие надежды на обучение и станут более мотивированными к обучению. Как самомотивация, так и высокие ожидания в отношении обучения положительно влияют на передачу обучения 4 .
Стань настоящим!
Точно так же, как реалистичное обучение, реалистичность тренера. Офицеры скептичны по своей природе и очень настроены на оценку достоверности программы обучения или инструктора. Если учебная программа устарела, а новейшая информация широко известна, учащиеся разочаруются и будут рассматривать обучение как пустую трату времени. Преподаватель потеряет доверие студентов к настоящему классу и любым будущим контактам. Если известно, что у инструктора нет соответствующих полномочий или опыта для преподавания темы, учащиеся не будут участвовать в обучении и фактически могут стать разрушительной силой 4.
Офицеры, находящиеся на службе, приносят с собой в класс большой опыт. Этот опыт основан на реальных примерах, а не только на академических кругах. Этот опыт должен быть использован инструктором для улучшения класса. Общей чертой большинства офицеров является их готовность делиться опытом друг с другом. Позволяя этому происходить, инструктор не только использует опыт, но и позволяет студентам стать более вовлеченными. Вовлеченный ученик больше унесет с урока. Хотя инструкторы несут основную ответственность за лидерство, принципы обучения взрослых утверждают, что когда каждый вносит свой вклад, все учатся 6 .
Помещение целей обучения в контекст важно при обучении офицеров. Используя прошлый опыт в качестве контекста для нового обучения, инструктор будет более эффективным, и обучение будет происходить на более высоком уровне. Это также делает обучение более значимым и может быть применено к будущим событиям, с которыми может столкнуться учащийся.
Учебная среда для офицера должна быть психологически и физически комфортной и способствовать обучению. Преподаватели должны хвалить положительные действия учащихся и использовать любую возможность, чтобы похвалить хорошую работу 6 . Офицеров следует поощрять к участию, но не чувствовать, что их принуждают. Инструктор должен понимать, что офицерам, как и любому взрослому, необходимо чувствовать уважение. Офицер, который намеренно смущен, скорее всего, откажется от обучения.
Хотя это и не определенный принцип андрагогики, инструктор должен учитывать использование различных методов при обучении офицеров. Теория множественного интеллекта признает, что не все усваивают информацию одинаковым образом и что обучение должно осуществляться несколькими различными способами, чтобы приспособиться к различным стилям обучения 9.0016 5 . Лекция должна быть ограничена только теми направлениями, которые применимы к данному стилю. Часть курса должна включать действия, которые побуждают учащегося выполнять желаемую цель обучения. При этом уровень интереса учащихся останется высоким, и они останутся вовлеченными.
В одном исследовании офицеры указали, что наилучшее обучение происходит, когда инструкция включает в себя различные материалы, в том числе лекции, упражнения в малых группах, тематические исследования, ролевые игры и видеоролики 4 . Инструкторам следует избегать помещения офицеров в учебные заведения только в качестве пассивных получателей фактов. Учебная деятельность для взрослых должна включать действие и вовлечение 6 .
Во второй части этой статьи будет рассмотрена взаимосвязь между «охраной общественного порядка» и «обучением взрослых».
Каталожные номера
1 Бирзер, М. (2003). Теория андрагогики применялась к обучению полиции. Policing: Международный журнал полицейских стратегий и управления 26(1), 29-42.
2 Двайер, Г. и Двайер, Д. (2004). Потребность в переменах: призыв к действию в обучении местной полиции. Бюллетень правоохранительных органов Федерального бюро расследований 73(11), 18-24.
3 Маккой, М. (2006). Стиль преподавания и применение принципов обучения взрослых инструкторами полиции. Полицейская деятельность: Международный журнал полицейских стратегий и управления 29(1), 77-91.
4 Даффрон, С., Гуле, Г., Грей, Дж., и Виада, Дж. (2008). Разработка учебного плана для полицейских и пожарных: советы, которым следует следовать, и ловушки, которых следует избегать. В Victor CX Wang (Ed.), Разработка учебных программ для взрослых учащихся в глобальном сообществе Том I: Стратегические подходы (стр. 171-206). Малабар, Флорида: Кригер.
5 Кливленд, Г. (2006). Использование проблемного обучения в подготовке полицейских. Начальник полиции 3(11).
6 Кеннеди, Р. (2003). Применение принципов обучения взрослых: ключ к более эффективным программам обучения. Бюллетень правоохранительных органов Федерального бюро расследований 72(4). 1-5.
Об авторе
Эд Флоси — отставной сержант полиции из Сан-Хосе, Калифорния. Эд обладает уникальным сочетанием реального опыта и академического образования. Он работал над несколькими заданиями, включая программу полевой подготовки, учебное подразделение, наркотики, специальные операции — K9.куратор, специалист по исследованиям и разработкам и руководитель следственного изолятора. Он имеет квалификацию свидетеля-эксперта в судах штата и федеральных судах по полицейской практике/силовым действиям, а также является президентом Justitia Consulting и главным инструктором PROELIA Defense and Arrest Tactics. Имеет степень магистра наук Калифорнийского государственного университета в Лонг-Бич. Эд является сертифицированным аналитиком Force в Исследовательском центре Force Science.
Свяжитесь с Эдом Флоси.
3 Основные принципы права, общественной безопасности, исправительных учреждений и вариантов учебной программы по безопасности
Печать/сохранение в формате PDF
Если вы являетесь учителем права CTE и преподаете вводный курс по принципам права, общественной безопасности, исправительным учреждениям и безопасности, крайне важно найти учебные материалы, которые привлекут ваших учащихся и подготовят их к жизнь государственной службы. В конце концов, эти студенты будут принимать ежедневные решения, влияющие на жизнь людей во всем мире.
К счастью, есть несколько отличных учебных материалов, которые вы можете использовать, чтобы направить своих учеников на правильный путь.
В этой статье вы найдете три лучших варианта учебной программы по принципам права, общественной безопасности, исправительных учреждений и безопасности для средней школы:
- Texas CTE
- Академия EdOptions
- Публикация TPS
Когда вы закончите читать, вы будете лучше понимать типы доступных учебных программ, которые помогут вам определить, что наиболее подходит для вашего юридического класса CTE.
1. Texas CTE
Texas CTE — веб-сайт академических ресурсов, поддерживаемый Техасским агентством по образованию (TEA). Веб-сайт ориентирован на обеспечение того, чтобы профессиональные и технические педагоги были готовы соответствовать академическим стандартам в своем обучении, в частности, основным знаниям и навыкам Техаса (TEKS).
Хотя эти ресурсы особенно ценны для учителей, работающих в Техасе, их можно адаптировать для преподавателей в большинстве штатов.
В Техасе «Основы права, общественной безопасности, исправительных учреждений и безопасности» является факультативным курсом для 9-12 классов. На веб-сайте Texas CTE представлены бесплатные учебные материалы, которые помогут учителям составить планы уроков на основе стандартов TEKS для курса «Принципы».
Ресурсы, предлагаемые Texas CTE, включают в себя документ по объему и последовательности, а также планы уроков по одиннадцати учебным блокам:
- Профессиональные стандарты и ожидания работодателей
- Академические знания и навыки общения
- Безопасность, первая помощь и навыки критического мышления
- Юридические роли и обязанности
- Совместная работа в агентствах LPSCS
- Основы уголовного права
- Специалист по общественной безопасности
- Специалист по судебной системе
- Профессиональная система коррекции
- Частный охранник
- Специалист по пожарной безопасности
Несмотря на то, что курс охватывает широкий круг специалистов в рамках этого кластера профессий, Texas CTE не включает одинаковое количество материала для каждого модуля. Например, в Модуль 7 включены четыре урока, а по модулям 1, 4 и 10 вы не найдете методических материалов.
Сколько стоит этот курс и для кого он предназначен?Бесплатный ресурс Texas CTE лучше всего использовать в качестве отправной точки для создания учебных материалов. Сайт рекомендует учителям включать эти ресурсы по мере необходимости в существующую учебную программу, чтобы соответствовать их стандартам. Но поскольку ресурсы не являются исчерпывающими или полными, вам неизбежно придется использовать другую учебную программу, чтобы восполнить недостающие планы уроков, или создать свою собственную с нуля.
Если вы учитель, которому просто нужно несколько типовых планов уроков, чтобы создать собственную учебную программу для вводного курса права CTE, Texas CTE — один из лучших бесплатных вариантов.
Однако, если вы ищете более полную учебную программу, соответствующую вашим стандартам, вам, вероятно, лучше приобрести ресурс у другого поставщика учебной программы.
2. Академия EdOptions
Второй вариант учебной программы для курса «Принципы права, общественной безопасности, исправительных учреждений и безопасности» предоставляется Академией EdOptions.
Академия EdOptions является подразделением онлайн-поставщика учебных программ Edmentum . В то время как Edmentum известен своим каталогом автономных онлайн-курсов и вариантов восстановления кредита в различных предметных областях, EdOptions Academy — это онлайн-школа, в которую учащиеся могут записаться на курсы начального и среднего уровня, включая варианты CTE.
Для изучения принципов права, общественной безопасности, исправительных учреждений и безопасности Академия EdOptions предлагает двухсеместровую последовательность курсов, разделяя материал между частями A и B. Студенты должны пройти оба семестра , чтобы получить весь курс и выполнить академические стандарты.
Каждый семестр включает 90 учебных дней, каждый учебный день указан в программе курса.
В течение первого семестра учащиеся проходят следующие разделы, посвященные различным областям права и правоохранительной деятельности:
- Право в США
- Правоохранительные органы и исправительные учреждения
- Частные службы безопасности и аварийно-спасательных служб
- Права, этика и безопасность
Во втором семестре курс охватывает следующие разделы, касающиеся навыков, необходимых для работы в юридических профессиях:
- Личные навыки
- Профессиональные навыки
- Технологические навыки
Через последовательность двух курсов студенты изучают основы каждого подразделения правоохранительных органов и аварийно-спасательных служб, а также навыки, необходимые для работы в этих областях.
Сколько стоит эта учебная программа и для кого она предназначена?У учащихся есть два варианта обучения в EdOptions Academy. Они могут либо записаться в Виртуальная школа Apex Learning в качестве онлайн-учащихся, посещающих частную школу или , проходит курс в партнерстве с округом государственных школ . В последнем случае школы покупают доступ к курсу через Edmentum для предоставления отдельным учащимся и группам. Для обоих вариантов вам необходимо связаться с EdOptions Academy для получения конкретной информации о ценах.
Независимо от формата, курс предназначен для прохождения полностью онлайн , без преимуществ традиционного обучения в классе. Это означает, что EdOptions хорошо подходит для школ с небольшим числом учащихся, заинтересованных в этой карьере, или для тех, кто не хочет вкладывать средства в собственную учебную программу или в специального инструктора по юриспруденции и общественной безопасности.
Тем не менее, школы, в которых уже есть закон, общественная безопасность, исправительные учреждения и программа обеспечения безопасности, могут захотеть учебную программу, более подходящую для очного обучения. Вы можете использовать цифровую учебную программу для создания смешанного опыта обучения в сочетании с традиционными материалами и занятиями в классе. Но с EdOptions Academy вам нужно будет адаптировать материалы к очному обучению и самостоятельно проводить большинство занятий в классе.
3. Издательство TPSTPS Publishing, Inc. — это небольшой поставщик учебных программ, название которого означает «Учителя, родители, ученики». В отличие от более крупных издателей учебных программ, TPS Publishing фокусируется на предоставлении того, что они называют «набором инструментов для учителей» с материалами для курсов по предметным областям STEAM.
Среди учебных ресурсов, предлагаемых TPS, есть полный курс по принципам права, общественной безопасности, исправительным учреждениям и безопасности. Класс соответствует как национальным стандартам CTE, так и стандартам штата Калифорния.
Эти учебные материалы предназначены для традиционного обучения в классе и знакомят учащихся с основными понятиями в области уголовного правосудия, противопожарной защиты и межведомственного сотрудничества.
Значительное внимание в учебной программе TPS уделяется изучению критической лексики, и компания предлагает учебники для учащихся, построенные на основе этого терминологического формата. Подчеркивание словарного запаса является частью усилий TPS Publishing, направленных на то, чтобы сделать свои ресурсы доступными для всех учащихся, особенно для изучающих английский язык.
В дополнение к учебникам для учащихся, TPS также предлагает следующие координирующие учебные ресурсы:
- Учебник для учителей
- Рабочая тетрадь учащегося
- База данных оценок
- PowerPoints
- Интерактивные инструменты оценки
Преподаватели также могут приобрести учебную программу в виде печатного пакета или онлайн-издания.
Сколько стоит эта учебная программа и для кого она предназначена?Курс «Принципы» от TPS Publishing предлагает практически больше гибкости, чем другие варианты в этом списке. Учителя могут выбрать традиционную бумажную учебную программу или выбрать цифровой пакет. Они также могут приобретать отдельные элементы, такие как учебники, рабочие тетради и слайды презентаций, по частям в зависимости от конкретных потребностей в классе. Этот уровень гибкости идеален для преподавателя, который хочет попробовать различные форматы и инструменты для создания смешанной среды обучения для студентов.
С другой стороны, цена вашего курса может сильно различаться в зависимости от того, какие элементы вы выберете. Например, студенческий учебник стоит около 85 долларов , а рабочая тетрадь всего 14 долларов. Но вы заплатите еще 250 долларов за слайды PowerPoint и 2000 долларов за доступ к онлайн-инструменту оценки. Полный цифровой пакет стоит школам почти 5000 долларов. Опять же, эта изменчивость позволяет TPS обслуживать школы с очень разными учебными бюджетами.
В целом, курс публикации TPS «Принципы права, общественной безопасности, исправительных учреждений и безопасности» может быть отлично подходит для учителей, желающих гибкого обучения . Но преподаватели могут захотеть поискать учебную программу в другом месте, которую они могут использовать в нескольких курсах CTE.
Преподавание не только принципов права, общественной безопасности, исправительных учреждений и безопасности
При преподавании вводного курса права и общественной безопасности очень важно выбрать наилучшую учебную программу для ваших учащихся. Если у ваших учеников нет знаний, навыков и осведомленности в таких областях, как исправительные учреждения и безопасность, они не будут готовы работать в этих важнейших областях государственной службы.
К счастью, вы можете использовать любой из вариантов учебной программы «Принципы права», «Общественная безопасность», «Исправительные учреждения» и «Безопасность», описанные в этой статье, чтобы помочь своим студентам CTE подготовиться к работе.