Педагогическая система Марии Монтессори
Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время является система Монтессори, подразумевающая для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу. Мария Монтессори, автор данной педагогической методики, называла ее «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Методика существует более 100 лет, но в России долгое время она была недоступна. Первые книги Монтессори появились в нашей стране лишь в 90-е годы. Сегодня насчитывается множество детских садов и центров раннего развития ребенка, работающих по данной системе. Система Монтессори работает с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.
1 История системы
2 Суть методики Монтессори
3 Основные положения системы Монтессори
4 Роль взрослого в системе
5 Роль развивающей среды в системе Монтессори
6 Роль дидактического материала в системе Монтессори
7 Правила работы с дидактическим материалом
8 Минусы методики Монтессори
История системы
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Она была первой женщиной-врачом в Италии, а также психологом, педагогом, ученой.
В 1896 году Мария работала в детской клинике, и ее внимание обратили на себя несчастные умственно отсталые дети, которые, не зная, чем заняться, бесцельно бродили по гулким больничным коридорам. Наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что это результат отсутствия стимулов к развитию, и что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде, в которой он может почерпнуть для себя что-то интересное. Целенаправленно и углубленно занимаясь психологией и педагогикой, Мария пробовала разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.
6 января 1907 года Мария Монтессори открыла в Риме «Дом ребенка», где впервые была использована созданная ею педагогическая система. Двигаясь методом проб и ошибок, Мария подготавливала сенсорные материалы, стимулирующие познавательный интерес у детей. С 1909 года книги Монтессори начали распространяться по миру, в 1913 году они дошли и до России. В 1914 году начали открываться первые детские сады по системе Марии Монтессори, но с приходом к власти большевиков они были закрыты. Возвращение методики Монтессори в нашу страну состоялось лишь в 1992 году.
Опираясь на знания об особенностях физиологического, умственного и психического развития детей, Мария Монтессори пришла к выводу, что образование является не столько ответственностью учителя, сколько естественным процессом развития малыша.
Суть методики Монтессори
Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.
Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.
Основные положения системы Монтессори
- Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.
- Свобода действий и выбора ребенка.
- Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.
- Решения ребенок принимает самостоятельно.
- Занятия проводятся в специально подготовленной среде.
- Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.
- Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.
- Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.
- Недопустима критика, недопустимы запреты.
- Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию. На плечи воспитателя в данном случае ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Итак, основными составляющими педагогики Монтессори, позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются:
- Воспитатель
- Специально подготовленная среда
- Дидактический материал
Роль взрослого в системе
Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.
Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.
Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия. Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.
Роль развивающей среды в системе Монтессори
Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Можно даже сказать, элементом ключевым. Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым. Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино.
Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон:
- Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.
- Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.
- Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.
- Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.
- Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.
Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.
Роль дидактического материала в системе Монтессори
Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой. При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка. Также существуют специальные монтессори-материалы, в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие. Пособия Марией Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью. Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.
Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений. Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори-педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.
Правила работы с дидактическим материалом
- Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)
- К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.
- При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.
- Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.
- Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.
- Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.
- Работа постепенно должна усложняться.
- Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.
- Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.
Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.
Минусы методики Монтессори
Как и любая педагогическая система, методика Монтессори имеет ряд недостатков.
- Система развивает только интеллект и практические навыки
- Подвижные и ролевые игры отсутствуют
- Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в монтессори-садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.
- Система Монтессори достаточно демократична. После нее детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ.
В рамках одной статьи уместить весь опыт Монтессори, отраженный в ее педагогической системе, невозможно. Мы постарались изложить в данной статье основные постулаты. Для получения более подробной информации о методике рекомендуем обратиться к первоисточникам, книгам, написанным Марией Монтессори и ее последователями. Благо, в настоящее время имеется доступ к различным педагогическим системам и методикам, что позволяет выбирать для наших детей самое лучшее.
чем она полезна и чем опасна?
Система Монтессори — это самая популярная на сегодняшний день методика раннего развития. Её основы были разработаны Марией Монтессори – одной из первых женщин-врачей в Италии – ещё 100 лет назад. И хотя метод затем часто дорабатывался последователями, базовые принципы всегда оставались неизменными. По ним воспитывались, к примеру, основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, основатель Amazon Джефф Безос и даже обладательница 22 премий «Грэмми» — певица Бейонсе.
В чём суть педагогики Монтессори?
В стремлении воспитать свободного и самостоятельно мыслящего человека.
Любопытный факт: будучи очень популярной в СССР в 1920-ые годы (рассматривался даже вопрос о внедрении системы Монтессори во всех дошкольных учреждениях страны!), система была вскоре признана «идеологически неприемлемой» для советских детей – и запрещена.
3 базовых принципа системы Монтессори
- Познавать мир – естественная потребность ребёнка. И он должен делать это самостоятельно. Задача взрослого – создать среду и не вмешиваться.
- Ребёнку необходима свобода. Он должен сам выбирать: с чем, каким образом, когда и как долго он будет играть (заниматься). При этом должны существовать определенные ограничения, которые упорядочивают жизнь ребёнка. Правила заранее и в доброжелательной манере обсуждаются.
- Воспитатель или учитель для ребёнка не является абсолютным авторитетом, он – старший товарищ и помощник. Он не указывает, что делать ребёнку. Но показывает, как пользоваться предметами, и приходит на помощь, когда его об этом просят.
Сензитивные периоды
Сензитивный период – это период, когда ребёнок проявляет особый интерес к одной области – например, к движению, языку, математике, чтению. Это идеальный момент для эффективного развития соответствующей стороны его психики. Родителю или педагогу остаётся только обеспечить ребёнка занятиями и материалами.
Мария Монтессори выделяла 6 основных сензитивных периодов:
1. Период развития речи (от 0 до 6 лет)
3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет)
4. Период овладения навыком движения (от 1 до 4 лет)
5. Период интереса к мелким деталям (от 1,5 до 3 лет)
6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)
К примеру, сензитивный период восприятия порядка длится от 0 до 3 лет, а пик интенсивности приходится на возраст 2 – 2,5 года. Именно поэтому мы замечаем, что для малышей чрезвычайно важен график, привычный ритм, неизменное расположение вещей и предметов, предсказуемое поведение взрослых по отношению к ним. А в 2-2,5 года малыша легче всего приучить к порядку во «взрослом» понимании этого слова – к сортировке игрушек по контейнерам, к привычке раскладывать всё по своим местам, к подметанию за собой крошек.
Развивающая среда
Как писала сама Мария Монтессори, «Детей учит то, что их окружает». Специально подготовленная среда – основа системы.
В Монтессори-школе:
1. Мебель и оборудование соответствует росту, пропорциям и возрасту ребёнка.
2. Помещение просторное, светлое, оформлено в нейтральной цветовой гамме.
3. На доступной для ребёнка высоте располагаются комнатные растения (чтобы дети могли за ними ухаживать) и картины (для воспитания эстетического вкуса).
4. Любые пособия и материалы доступны в любой момент и находятся на уровне роста ребёнка.
5. Каждый образец доступен в единственном экземпляре, чтобы научить детей учитывать интересы других и договариваться.
6. Материалы для занятий на полках располагаются от самых простых до самых сложных.
7. В классической Монтессори-школе пространство класса делится на 5 зон:
- практической жизни (ребёнок учится заботиться о себе)
- сенсорного развития (материалы для развития слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса)
- математическую
- языкового развития
- естественно-научного воспитания
8. В Монтессори-классе одновременно обучаются дети разных возрастов. Дети помладше наблюдают за старшими и узнают что-то новое, а дети постарше учатся помогать младшим.
В Монтессори-доме:
1. Детская среда максимально похожа на взрослую, но учитывает его рост. В прихожей, к примеру, есть крючки, на которые он сам может повесить свою крутку, головной убор и рюкзак. На кухне предусмотрена низкая полка с тарелками и столовыми приборами, которыми пользуется ребёнок – и всё это достает он оттуда самостоятельно.
2. У детской кровати есть специальное пространство или полка с несколькими вариантами материалов, с которыми ребёнок может тихо играть, когда просыпается.
3. Первыми игрушками становятся предметы, которыми мы пользуемся в быту. К примеру, можно выделить ребёнку его собственные чистящие средства: тряпку для пыли и маленький веник.
4. У ребёнка есть постоянный доступ к художественным материалам (карандашам, бумаге, клею и т. д).
5. Как минимум на одной полке в детском книжном шкафу книги выставлены обложкой вперед, чтобы ребёнок их видел.
Виды деятельности по Монтессори для малышей
1. зрительно-моторная координация
(нанизывание, проталкивание, упражнения на открытие и закрытие, сортировка, пазлы, мешочки с предметами, которые необходимо узнать на ощупь)
2. музыка и движения
(слушать с ребёнком разнообразную музыку, а также использовать детские музыкальные инструменты: маракасы, бубны, ксилофон, губную гармошку) (бег, прыжки, прыжки на скакалке, цепляние за перекладины, езда на велосипеде, карабканье, скольжение, балансирование, пинание и бросание мячей)
3. практическая деятельность
(уход за растениями, мытье овощей, чистка фруктов, сервировка стола, подметание пола, кормление домашних питомцев, самостоятельное одевание и уход за собой, походы в магазин)
4. декоративно-прикладное искусство
(рисование, работа с ножницами и клеем, лепка, шитье)
5. речь
(копии предметов, карточки с изображениями, книги, беседы с ребёнком)
Задача Монтессори-педагога или Монтессори-родителя
В системе Монтессори взрослый наблюдает за ребёнком в естественных условиях. Он принимает его таким, какой он есть. И при этом он воздерживается от поощрений, наказаний и вообще всякого рода оценок. Монтессори-педагог всегда готов поддержать интерес ребёнка. Он показывает, реже – объясняет, что и как функционирует, но никогда ничего не делает за ребёнка. Ведь ребёнок в силах всему научиться самостоятельно.
Преимущества воспитания и обучения по Монтессори
Главное преимущество системы – это то, что дети всему учатся с удовольствием. Процесс происходит органично, без стресса, а наоборот, основываясь на внутренней мотивации ребёнка. Таким образом дети вырастают свободными и самостоятельными, любознательными и инициативными. Кроме того, Монтессори-дети, как правило, рано умеют заботиться о себе, очень независимы, но умеют уважать потребности других людей.
Минусы системы Монтессори
- В классической интерпретации Монтессори-педагогика в большей степени направлена на развитие практических навыков и интеллекта, но почти не уделяет внимания развитию творческого начала ребёнка.
- Система не включает в себя ролевые игры.
- Некоторые специалисты считают, что после воспитания по методике Монтессори ребёнку непросто встроиться в классическую систему образования.
Статья показалась полезной? Подпишись на наш канал в Телеграм с полезными развивашками, рецептами, книгами для мам!
Post Views: 7 638
Что такое Монтессори-образование
Перейти к содержанию
Монтессори-образование помогает развивать все стороны ребенка.
Что такое Монтессори-образование? Вот уже более века ориентированный на детей подход, который доктор Мария Монтессори, итальянский врач, разработал для обучения детей, преображает школы по всему миру.
Как только вы входите в класс, вы понимаете, что происходит что-то необычное. Классы Монтессори сразу узнаваемы. Вы увидите, как дети работают самостоятельно и в группах, часто со специально разработанными учебными материалами; глубоко увлечены своим делом; и уважать себя и окружающих.
Метод Монтессори способствует строгому, целеустремленному развитию детей и подростков во всех сферах их развития — когнитивной, эмоциональной, социальной и физической.
Когда ребенку дают небольшую свободу действий, он сразу же крикнет: «Я хочу это сделать!» Но в наших школах, где среда приспособлена к потребностям детей, говорят: «Помогите мне сделать это одному. ‘
Д-р МАРИЯ МОНТЕССОРИ, ТАЙНА ДЕТСТВА
Изучайте язык Монтессори.
ОСНОВНЫЕ компоненты ТЕРМИНОЛОГИЯ
Монтессори-образование осуществляется учащимися в самостоятельном темпе, но при этом направляется, оценивается и обогащается знающими и заботливыми учителями, руководством их сверстников и заботливой средой.
В сообществе разновозрастного класса, предназначенного для создания естественных возможностей для независимости, гражданственности и ответственности, дети получают мультисенсорное обучение и страстное исследование. Отдельные учащиеся следуют своему любопытству в своем собственном темпе, уделяя время, необходимое им для полного понимания каждой концепции и достижения индивидуальных целей обучения.
Благодаря свободе и поддержке задавать вопросы, глубоко исследовать и устанавливать связи, ученики Монтессори вырастают уверенными в себе, полными энтузиазма и самостоятельными учениками и гражданами, ответственными как перед собой, так и перед своим сообществом. Они мыслят критически, работают сообща и действуют смело и честно. Какого лучшего результата вы могли бы пожелать своим детям?
Вместо того, чтобы просто знакомить детей с фактами, Монтессори-образование направлено на то, чтобы взрастить естественное стремление каждого ребенка к знаниям, пониманию и уважению.
МЕЛАНИ ТИС, ДИРЕКТОР AMS по членству и аккредитации школ
AMS рекомендует
Узнать больше
Преимущества образования Монтессори
Узнать больше
Терминология Монтессори
Узнать больше
Монтессори и ваш ребенок
Узнать больше
Монтессори дома
Почему стоит выбрать Монтессори для моего ребенка
Перейти к содержанию
Узнайте, как метод Монтессори может изменить жизнь вашего ребенка.
Все родители надеются найти лучшую образовательную программу для своих детей. И они признают длительное влияние, которое опыт раннего обучения оказывает на развитие ребенка и обучение в будущем. Что такого в философии и практике Монтессори, что так привлекает родителей?
Вот уже более века Монтессори-метод процветает во всем мире, и современные исследования подтверждают эффективность Монтессори-метода. Несколько ключевых элементов подхода отвечают образовательным целям, которые сегодняшние родители ставят перед своими детьми, включая превращение их в способных людей, которые будут иметь сильное чувство собственного достоинства, способность общаться с другими и потенциал для продуктивной работы на протяжении всей своей жизни. С Монтессори этот рост начинается рано. Ранние годы (от рождения до 6 лет) — это критическое время, чтобы заложить прочную основу для того, кем станет ребенок и какую роль он или она будет играть в будущем.
Монтессори-образование воспитывает способных, ответственных, знающих людей с сильным чувством собственного достоинства, которое им необходимо для процветания в реальном мире.
Способный
Класс Монтессори продуман до мелочей, чтобы дать детям возможность развивать свои собственные способности, будь то научиться самостоятельно одеваться, умножать многозначное уравнение, эффективно сообщать о своих потребностях или решать проблемы с другими. Каждый класс наполнен развивающими занятиями, которые побуждают детей к взаимодействию с конкретными учебными материалами, а также к совместной работе с другими.
В классе намеренно предусмотрено только одно задание каждого вида. Учащиеся могут свободно выбирать деятельность, с которой они хотят работать, поэтому они учатся делать выбор в зависимости от того, что им интересно и что доступно. В то время как некоторые дети, естественно, предпочитают работать с другими, часто самые младшие ученики сосредотачиваются на индивидуальных занятиях. По мере взросления детей учебная программа намеренно предусматривает обучение в малых группах и совместную деятельность. Сочетание независимых, партнерских, малых и групповых уроков и занятий знакомит детей с различными учебными отношениями и межличностной динамикой — ценными навыками для их взаимодействия вне класса!
Предоставление детям возможности делать собственный выбор на основе внутренней мотивации, а не указаний взрослых создает прочную основу для развития способных детей.
Подотчетный
В классе, ориентированном на ребенка, где учебная деятельность представлена детям индивидуально, учащиеся продвигаются в своем собственном темпе. Им предоставляется возможность практиковаться, анализировать или двигаться вперед в зависимости от их собственных интересов и способностей. Они берут на себя ответственность за собственное обучение и несут ответственность за свои знания.
В классе Монтессори учителя ежедневно оценивают учеников, используя свои наблюдения за взаимодействием каждого ребенка в окружающей среде и со сверстниками. Они используют свои знания о развитии ребенка и академических результатах, чтобы создать среду, которая одновременно является стимулирующей и доступной в академическом, физическом, социальном и эмоциональном плане. Они разрабатывают индивидуальный план обучения для каждого ребенка, исходя из его или ее уникальных интересов и способностей. Учителя создают среду, в которой учащиеся имеют свободу и инструменты для поиска ответов на свои вопросы и учатся самостоятельно искать новые знания.
Самокоррекция и самооценка являются неотъемлемой частью подхода в классе Монтессори. По мере взросления учащиеся учатся критически смотреть на свою работу и становятся искусными в распознавании, исправлении и извлечении уроков из своих ошибок.
Знающий
Метод Монтессори воспитывает в детях порядок, координацию, концентрацию и независимость с того момента, как они входят в класс. Дизайн классной комнаты, материалы и распорядок дня поддерживают зарождающуюся саморегуляцию учащегося — способность обучаться и думать о том, что он изучает — от малышей до подростков. Последовательность Монтессори-уроков хорошо соответствует, а во многих случаях и превосходит государственные стандарты обучения, гарантируя, что дети знакомятся со сложными концепциями обучения посредством практического опыта, который приводит к глубокому пониманию.
Учебная программа Монтессори намеренно сгруппирована в 3-летние циклы, а не разбита на годовые ожидания в отношении обучения учащихся. При этом учитывается тот факт, что дети развивают и осваивают академические темы с разной скоростью, и что в действительности дети часто работают в определенных областях содержания рывками. Учитель поддерживает рост ребенка во всех областях учебной программы, чтобы убедиться, что он или она знакомится с полной последовательностью уроков в каждой области, и по мере необходимости обеспечивает поддержку и новые задачи.
Чувство собственного достоинства
Класс Монтессори состоит из учеников, возраст которых обычно составляет 3 года. В идеале ученики остаются с классом и учителем на протяжении всего цикла, создавая стабильное сообщество и значимые связи.
Часто можно увидеть, как учащиеся разных возрастов работают вместе. Старшим ученикам нравится наставлять своих младших одноклассников — иногда лучший учитель — это тот, кто недавно освоил поставленную задачу. Младшие ученики смотрят на своих старших «братьев» и «сестер» и получают представление о предстоящей заманчивой работе.
Когда дети взрослеют в классе Монтессори в течение 3 лет, они понимают, что являются частью сообщества, где у каждого есть свои индивидуальные потребности, но при этом он вносит свой вклад в сообщество. Дети проявляют независимость, но им также предоставляется возможность работать со своими сверстниками и поддерживать других, когда они в этом нуждаются.
Развитие самостоятельности и преследование собственных интересов в контексте заботливого сообщества воспитывает в каждом студенте сильное чувство собственного достоинства и поощряет гордость за свою уникальную индивидуальность.
Доктор Мария Монтессори, итальянский педиатр и дальновидный педагог, основавшая Метод, считала, что когда детям предоставляется свобода выбора своей учебной деятельности, вырастает уверенный в себе, любознательный и творческий ребенок. Как оказалось, этот подход, которому более 100 лет, — это именно то, что родители ищут сегодня.
Жизнь Монтессори: взгляд родителей
Родители делятся мыслями о том, что делает Монтессори-образование таким особенным.