Перцепция: что это, её функции и механизмы, плюсы и минусы
Идея о том, что реальность для всех одна и люди должны воспринимать других определенным образом, граничит с иллюзией. Каждый из нас опирается на собственное восприятие мира. Разбираемся, как это работает
Что такое перцепция
Перцепция (от лат. perceptio — «восприятие») — способность человека воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств, например различать цвета, чувствовать запахи и слышать звуки. В психологии есть понятие социальной перцепции — процесса восприятия других людей. Например, когда работодатель во время 15-минутного собеседования составляет мнение о кандидате на основе его внешнего вида, мимики, жестов и рассказа о себе — это социальная перцепция.
Перцепцию изучали еще древнегреческие философы, а понятие социальной перцепции появилось в середине XX века. Его ввел американский психолог, доктор психологии Гарвардского университета Джером Брунер. В своих работах он доказывает, что восприятие порождается не только чувствами, но и разумом.
Перцепция — наш единственный способ познания мира. Однако все мы видим реальность по-разному в зависимости от своей внутренней «нормы». От того, как мы воспринимаем реальность и окружающих, складывается наше мнение о событиях и людях. Разбираемся, как работает перцепция, как она влияет на наше взаимодействие с другими людьми и как ее улучшить.
Разновидности перцепции
Для того, чтобы лучше понять, как работает наше восприятие, рассмотрим пять типов перцепции. Обычно для составления образа или суждения они срабатывают комплексно, однако в конкретной ситуации может доминировать один из типов:
- Зрение. Различие цветов помогает нам ориентироваться в пространстве. Например, красный цвет привлекает внимание и в некоторых случаях предупреждает об опасности (сигнал светофора). В социальной перцепции с помощью зрения мы считываем мимику и жесты собеседника и делаем на основании этого выводы.
- Слух. Способность воспринимать звуки также помогает ориентироваться в окружающей среде. Во время беседы по громкости и тембру голоса собеседника можно понять, какой у него настрой — агрессивный, доброжелательный или веселый.
- Вкус. Благодаря ему мы воспринимаем пищу и составляем о ней суждения.
- Обоняние. Оно может служить сигнальной функцией, сообщая об «опасных» запахах — газа, горелого, испорченной еды. Помимо этого, обоняние помогает нам создавать ассоциациативные связи. Например, кому-то запах, напоминающий о доме, может улучшить настроение.
- Осязание. Служит защитной функцией, сообщая о холоде или жаре. В социальной перцепции мы можем пожать человеку руку во время деловой встречи и, если она влажная, решить, что собеседник волнуется.
Задачи социальной перцепции
Термин социальная перцепция неспроста был введен учеными в середине прошлого столетия. Как объясняет доктор психологических наук, член экспертного совета по цифровым образовательным технологиям МГУ имени М. В. Ломоносова Виктория Аршинова, начало широких исследований социальной перцепции пришлись на конец Второй мировой войны. «Страны и люди понесли большие потери, распались семьи, общины и государства. Настало время больших социальных смешений. Тогда психологи обратили внимание, что людям, оказавшимся в новой для себя психической, социальной, и культурной реальности, не хватает понимания и опыта межличностного общения. После войны остро вставал вопрос, каким образом людям взаимодействовать между собой, как работать на предприятиях, где трудятся одновременно местные жители, мигранты и военнопленные. Исследуя межличностные взаимодействия с целью повышения интенсивности труда, ученые обнаружили дефицит и искажение социального восприятия и приступили к его исследованию», — рассказывает она.
Психологи пришли к выводу, что в процессе социальной перцепции важны как внешние проявления людей (облик, поведение, речь), так и внутреннее восприятие самого человека (как он считывает то, что видит). То есть важно не просто то, как выглядит и ведет себя человек, но и то, как его воспринимают другие.
Выделить себя и группу
Как объясняет психотерапевт сервиса Zigmund.Online Юлия Каминская, внутреннее восприятие окружающих закладывается у человека в самом детстве. Ребенок смотрит на родителей и считывает их мимику и поведение в разных ситуациях. «Родители учат ребенка воспринимать мир и выделять себя среди других людей. Например, мама говорит своей дочери: «Важно быть хорошей девочкой — хорошие девочки не кричат и не плачут. А вот они — плохие девочки, потому что они кричат». Так у ребенка с детства формируются образы, как воспринимать людей вокруг», — объясняет она. По ее словам, основная роль социальной перцепции — выделить, индивидуализировать себя и противопоставить другим людям; выделить социальную группу, к которой относит себя человек, относительно других социальных групп. «Разделение людей на группы важно, потому что человеку всегда проще выживать в сплоченном коллективе, который имеет свои особенности. Выделение себя как принадлежащего к определенной группе, особенно в детстве, необходимо, для того, чтобы чувствовать себя защищенным», — объясняет эксперт.
Урегулировать конфликт
Социальная перцепция важна в конфликтологии. Как отмечает Юлия Каминская, ученые по сегодняшний день изучают, почему люди конфликтуют в определенных ситуациях и как можно урегулировать эти конфликты. В социологии тема социальной перцепции направлена на изучение того, как мы воспринимаем другие группы и как мы можем менять наше восприятие. Как восприятие может повлиять на других людей, в частности, изучал американский психотерапевт Арнольд Минделл. Ученый утверждал, что понимание людьми друг друга приводит к урегулированию конфликта.
Однажды Минделл проводил мировую работу (метод работы с группами) с конфликтующими группами во время противостояния в Северной Ирландии во второй половине XX века. Ученый наблюдал за 200 людьми из противоборствующих групп: они кричали друг на друга, пытаясь доказать свою правоту. В один момент психотерапевт заметил, что на шее одного участника конфликта образовалась красное пятно — тот объяснил, что недавно перенес сердечный приступ и участие в данном конфликте для него смертельно. Это услышал человек из противоборствующей группы и ответил: «У тебя был сердечный приступ?! У меня настолько повышенное давление, что мой врач предупредил: это будет последний день моей жизни, если я приду сюда!» По словам Арнольда Минделла, после того, как люди увидели общее в судьбах друг друга, поняли, что оба рискуют жизнью в данный момент и прекратили участвовать в конфликте.
Создать образ
То, как мы воспринимаем действия окружающих людей и реагируем на них, важно в личных отношениях и в деловом общении. Например, исследование американских ученых и представителей Procter & Gamble показало, что наличие макияжа добавляет женщинам компетентности и делает их более привлекательными с точки зрения окружающих. А ученые Университета Виндзор пришли к выводу, что классический стиль в одежде у мужчин гарантирует им более высокую зарплату и более уважительное восприятие. Люди, которые понимают эффекты социальной перцепции, используют их для создания выигрышного образа в глазах окружающих.
Механизмы социальной перцепции
Перцепция, в том числе социальная — это быстрый процесс. Достаточно нескольких секунд, чтобы взглянуть на человека и сложить о нем впечатление. При этом социальная перцепция субъективна, на нее может повлиять ряд факторов — опыт взаимодействия с другими людьми, контекст ситуации, локация. Даже одного и того же человека в разных ситуациях мы можем воспринимать по-разному. Например, если на рабочих совещаниях в офисе сотрудник воспринимает своего руководителя одним образом, то на корпоративе, в более расслабленной обстановке, сотрудник будет воспринимать руководителя и общаться с ним иначе. Такая разница в восприятии связана с различными моделями поведения, которые сформированы у человека.
Как отмечает директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова, по большей части мы не вполне осознанно применяем механизмы социальной перцепции. На восприятие влияют различные социальные стереотипы, когнитивные искажения, эффекты социальной перцепции. Они могут искривлять и упрощать воспринимаемую нами социальную реальность. «Могу привести пример из пережитого только что опыта. Еду на такси, перед нами начинает парковаться машина, перегораживая довольно узкий проезд. Парковка происходит медленно, неловко, заставляя нас стоять в ожидании. Вдруг водитель такси прерывает долгое молчание: «Баба!» — восклицает он. Это проявление негативной чрезмерно упрощенной стереотипизации, лежащей в основе предубеждения», — говорит она.
По словам Макаровой, стереотипы могут быть и позитивными по своему содержанию, но это не значит, что их влияние и проявления имеют позитивное значение для человека. «Так, например, знаниями о механизмах социальной перцепции, создающих благоприятное позитивное впечатление, могут пользоваться мошенники. Есть примеры, когда они подбирают себе внешность, легенду, профессию, которые могут вводить людей в заблуждение», — говорит она.
Есть ли адекватная и неадекватная перцепция
То, что люди должны воспринимать других людей определенным образом, — иллюзия. Как отметили опрошенные РБК Трендами эксперты, в психологии такие понятия, как «адекватная» и «неадекватная» социальная перцепция не могут рассматриваться в отрыве от условий, в которых происходит межличностное общение. Как отмечает Виктория Аршинова, говорить об адекватном восприятии окружающих можно лишь относительно картины мира конкретного человека. «Адекватность восприятия других всегда привязана к месту, времени, возрасту, национальности, иерархии и к другим социокультурным условиям. То, что адекватно для одного человека, может быть неадекватно для другого. Восприятие зависит и от индивидуальной «нормы» отношений между людьми, которая заложена в каждом из нас. Именно поэтому вызывают улыбку или настороженность люди, которые, по нашему мнению, странно одеты, или используют в своей речи непривычные для нас слова, ведут себя не так, как принято в нашем понимании, и так далее», — объясняет она.
Как развить перцепцию
Социальные стереотипы и искаженное восприятие других людей могут стать причинами неправильных решений, ошибок и заблуждений. Они затрудняют и ограничивают возможности личностной коммуникации. Если вы часто оказываетесь в ситуациях, когда не понимаете, почему человек ведет себя определенным образом и это приводит к конфликту, восприятие других нужно улучшать. Эксперты РБК Трендов советую несколько способов, как можно развивать социальную перцепцию.
Познавать себя
Во время общения с другим человеком мы отчасти видим в нем свое отражение, говорит Юлия Каминская. Человек воспринимает других людей на основании своего опыта. «Я делаю вывод, что человек хмурится — значит он злится, потому что у меня есть опыт столкновения с такой реалией. Я знаю, что когда сама злюсь, начинаю хмуриться. Чтобы лучше понимать других людей, надо расширять свои представления о возможных эмоциональных реакция в разных ситуациях, дать себе разрешение увидеть больше, чем принято в моей семье или в моем социуме сейчас», — советует она.
Бороться со стереотипами
Важным и универсальным способом является осознание работы стереотипов и эффектов социальной перцепции, считает Ирина Макарова. А для этого важно задавать себе вопросы: что сейчас происходит? Что на меня сейчас влияет? На что в первую очередь в восприятии другого я обращаю внимание?
Занять сторону собеседника
Если конфликт уже произошел и вы хотите разобраться в позиции другого человека, то нужно встать на его сторону, говорит Юлия Каминская. Задайте себе вопрос: почему тема, из-за которой возник спор, важна для собеседника? Что человек сейчас может чувствовать и думать об этой проблеме, почему он себе именно так представляет ситуацию? Чтобы понять собеседника, важно занять нейтральную позицию и участвовать в конфликте с исследовательским интересом.
Перцепция. Что такое «Перцепция»? Понятие и определение термина «Перцепция» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Перцепция (лат.
рercipere – воспринимать). Первые шаги в изучении процесса перцепции были сделаны еще в Античности, затем она нашла отражение в философии, физике, искусстве. Особый вклад в исследование природы перцепции внес немецкий философ и физик Готфрид Лейбниц. Его теория «малых перцепций» впервые в истории объяснила различие между сознательным и бессознательным состоянием духа.Под малыми перцепциями исследователь понимал неосознаваемые восприятия, которые могут осознаваться, если к ним присоединяется особый акт – апперцепция. Создавая свою теорию, Лейбниц попытался ответить на вопрос о существования подобия душ в неживой природе. Его новаторские идеи получили дальнейшее развитие в трудах философов, а также в психологии – благодаря Зигмунду Фрейду.
Современная психология предполагает следующие свойства перцепции. Предметность. Это свойство перцепции определяет возможность восприятия предметов как имеющих конкретные (а не бессвязные) образы. Апперцептивность – общее влияние психики человека.
Кроме того, перцепция выступает в качестве необходимого этапа познания, всегда связана (в большей или меньшей степени) с мышлением, памятью и вниманием. Перцепция активно изучается современными науками посредством эмпирического анализа и моделирования, эти исследования имеют общенаучное и прикладное значение.
< Перцептивный
Плацебо эффект >
Популярные термины
Перцепция
Как возникают иллюзии восприятия?
Почему наш мозг упрямо навязывает нам ошибочную картину мира, даже если мы знаем, как обстоит дело в реальности? Как появляются иллюзии и в чем их польза и вред?
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Верунчик, сделай одолжение!» Почему опасно быть безотказной
- «Узнала, что партнер подписался в соцсетях на бывшую жену. Как понять его поступок?»
- «Все время ищу у себя болезни»: кто страдает ипохондрией и как от нее избавиться
- Будни официанта: каковы они на самом деле
- 8 Марта: что нужно знать о празднике в XXI веке — исторический разбор
- «Не рожала — не женщина»: 3 мифа о Международном женском дне — мнение редакции Psychologies.ru
- «Я поняла, что хочу завершить отношения, но затем появилось много страхов и сомнений»
- «Где взять силы, чтобы пережить измену мужа и сохранить семью?»
Сегодня читают
- 3 вида мужских манипуляций: женские истории комментируют мужчины и психолог
- «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
- «Я поняла, что хочу завершить отношения, но затем появилось много страхов и сомнений»
- «Партнер никак не помогает вернуться в счастливое и ресурсное состояние»
- «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
- Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности
Psychologies приглашает
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Восприятие — Философская энциклопедия Routledge
Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
содержимое заблокировано
1
Восприятие, объекты, видимость и иллюзия
содержание заблокировано
2
Теории восприятия чувственных данных
содержание заблокировано
3
Интенциональные теории восприятия
содержание заблокировано
4
Наивный реализм и дизъюнктивные теории видимости
содержимое заблокировано
Библиография
Тематический
- К
- Мартин, М.Г.Ф.
doi
10.4324/9780415249126-V023-1
DOI: 10. 4324/9780415249126-V023-1
Получено 08, 2023, с HTTSLEST. com/статьи/тематические/восприятие/v-1
Чувственное восприятие – это использование наших органов чувств для получения информации об окружающем мире и знакомства с объектами, событиями и их особенностями. Традиционно считается, что существует пять чувств: зрение, осязание, слух, обоняние и вкус.
Философские споры о восприятии уходят корнями в глубокую древность. Многие споры сосредоточены на контрасте между внешним видом и реальностью. Мы можем неправильно воспринимать объекты и ошибаться в отношении их природы, а также воспринимать их такими, какие они есть: например, вы можете неправильно воспринимать форму страницы перед вами. Также иногда нам может казаться, что мы воспринимаем, когда мы вообще не воспринимаем, а только страдаем галлюцинациями.
Иллюзии и галлюцинации создают проблемы для теории познания: если наши чувства могут ввести нас в заблуждение, как мы можем знать, что вещи такие, какими они кажутся, если мы уже не знаем, что наши чувства представляют вещи такими, какие они есть? Но задача изучения восприятия состоит прежде всего в том, чтобы объяснить, как мы можем одновременно воспринимать и неправильно воспринимать то, как обстоят дела в окружающем нас мире.
Некоторые философы ответили на это, предположив, что наше восприятие материальных объектов опосредовано осознанием зависимых от разума сущностей или качеств: обычно называемых чувственными данными, идеями или впечатлениями. Эти посредники якобы действуют как суррогаты или представители внешних объектов: когда они представляют правильно, мы воспринимаем; когда они вводят в заблуждение, мы неправильно воспринимаем.В качестве альтернативы можно предположить, что восприятие аналогично вере или суждению: как суждение или убеждение могут быть истинными или ложными, так и состояния бытия, которым кажутся, могут быть правильными или неправильными. Этот подход направлен на то, чтобы избежать промежуточных объектов между воспринимающим и внешними объектами восприятия, при этом должным образом учитывая возможность иллюзий и галлюцинаций. Оба ответа контрастируют с ответом философов, которые отрицают, что иллюзии и галлюцинации могут что-то сказать нам о природе правильного восприятия, и придерживаются формы наивного или прямого реализма.
Отношение к восприятию, которое предпочитает человек, имеет отношение к его взглядам на другие аспекты разума и мира: на природу и существование вторичных качеств, таких как цвета и вкусы; возможность учета разума как части чисто физического, природного мира; как следует отвечать на скептицизм относительно наших знаний о внешнем мире.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Ссылка на эту статью:
Martin, M.G.F.. Perception, 1998, doi:10.4324/9780415249126-V023-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/perception/v-1.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.
Похожие запросы
Темы
- Эпистемология
- Философия разума и психология
- Феноменология
Связанные статьи
- Телесные ощущения Мартин, М.Г.Ф.
- Публичная эмпирическая база
- Восприятие, эпистемологические проблемы в Маклафлин, Брайан П.
- Репрезентативность об опыте Лидс, Стивен
- Второстепенные качества Макгинн, Колин
- Зрение Орланди, Нико
Подпишитесь на рассылку новостей
- Подпишитесь на рассылку новостей
- фейсбук
- твиттер
© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group
Философия восприятия | Психология Вики
в: Философия разума, Восприятие
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Философия восприятия касается того, как ментальные процессы и символы зависят от мира, внутреннего и внешнего по отношению к воспринимающему.
Содержание
- 1 Введение
- 2 Категории восприятия
- 3 Научные отчеты о восприятии
- 4 Философские представления о восприятии
- 5 Когнитивная обработка и эпифеноменализм
- 6 Перцептивное пространство
- 7 Философы
- 8 См. также
- 9 Внешние ссылки
Введение
Наше восприятие внешнего мира начинается с органов чувств, которые приводят нас к созданию эмпирических концепций, представляющих мир вокруг нас, в рамках ментальной структуры, связывающей новые концепции с ранее существовавшими. Поскольку восприятие приводит к формированию у человека впечатления от мира, его изучение может быть важно для тех, кто заинтересован в лучшем понимании коммуникации, себя, ид, эго — даже реальности.
Хотя Рене Декарт пришел к выводу, что вопрос «Существую ли я?» можно ответить только утвердительно ( cogito ergo sum ), фрейдистская психология предполагает, что самовосприятие является иллюзией эго, и ему нельзя доверять решение того, что на самом деле реально . Такие вопросы постоянно реанимируются, поскольку каждое поколение борется с природой существования изнутри человеческого состояния. Остаются вопросы: позволяет ли наше восприятие воспринимать мир таким, какой он есть на самом деле? Можем ли мы когда-нибудь узнать другую точку зрения так же, как мы знаем свою собственную?
Категории восприятия
Мы можем классифицировать восприятие как внутреннее или внешнее .
- Внутреннее восприятие (проприоцепция) сообщает нам, что происходит в нашем теле. Мы можем ощущать, где находятся наши конечности, сидим мы или стоим; мы также можем чувствовать, голодны ли мы, устали ли мы и так далее.
- Внешнее или Сенсорное восприятие (экстероцепция) рассказывает нам о мире вне нашего тела. Используя наши чувства зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, мы обнаруживаем цвета, звуки, текстуры и т. д. мира в целом. Объем знаний о механике сенсорных процессов в когнитивной психологии растет.
Философия восприятия в основном связана с экстероцепцией. Когда философы употребляют слово восприятие , они обычно имеют в виду экстероцепцию, и это слово везде используется в этом смысле.
Научные отчеты о восприятии
Наука о восприятии изучает то, как события наблюдаются и интерпретируются. Событием может быть появление объекта на некотором расстоянии от наблюдателя. Согласно научным данным, этот объект будет отражать солнечный свет во всех направлениях. Часть этого отраженного света от конкретной, уникальной точки объекта будет падать на роговицу глаза, и комбинированная система роговицы/хрусталика глаза отклонит свет в две точки, по одной на каждую сетчатку. Рисунок точек света на каждой сетчатке формирует изображение. Этот процесс имеет место и в случае силуэтов, где картина отсутствия световых точек образует изображение. Общий эффект заключается в кодировании данных о положении в потоке фотонов и переносе этого кодирования на рисунок на сетчатке. Узоры на сетчатке — это единственные оптические изображения, обнаруживаемые при восприятии, до появления сетчатки свет устроен как туман из фотонов, идущих во всех направлениях.
Изображения на двух сетчатках немного различаются, и несоответствие между выходными электрическими сигналами разрешается либо на уровне латерального коленчатого тела, либо в части зрительной коры, называемой «V1». Разрешенные данные далее обрабатываются в зрительной коре, где некоторые области имеют относительно более специализированные функции, например, область V5 участвует в моделировании движения, а область V4 — в добавлении цвета. Результирующее единственное изображение, о котором субъекты сообщают как о своем опыте, называется «восприятием». Исследования с участием быстро меняющихся сцен показывают, что восприятие происходит из многочисленных процессов, каждый из которых включает временные задержки (см. Moutoussis and Zeki (19).97)).
Недавние исследования фМРТ показывают, что сны, воображение и восприятие подобных вещей, таких как лица, сопровождаются активностью во многих из тех же областей мозга. Кажется, что образы, исходящие от органов чувств, и образы, генерируемые внутри, могут иметь общую онтологию на более высоких уровнях корковой обработки.
Если объект также является источником звука, он передается в виде волн давления, воспринимаемых улиткой в ухе. Если наблюдатель с завязанными глазами, трудно определить местонахождение точного источника звуковых волн, если повязка снята, звук обычно может быть обнаружен в источнике. Данные от глаз и ушей объединяются, чтобы сформировать «связанное» восприятие. Проблема того, как создается связанное восприятие, известна как проблема связывания и является предметом серьезных исследований. Проблема связывания — это еще и вопрос о том, как разные аспекты одного чувства (скажем, цвет и контур в зрительном восприятии) связаны с одним и тем же объектом, когда они обрабатываются пространственно разными областями мозга.
Философские представления о восприятии
Самая распространенная теория восприятия — это наивный реализм, согласно которому люди верят, что то, что они воспринимают, — это вещи сами по себе. Дети развивают эту теорию как рабочую гипотезу о том, как обращаться с миром. Многие люди, не изучавшие биологию, переносят эту теорию во взрослую жизнь и считают свое восприятие самим миром, а не шаблоном, который накладывается на форму мира. Томас Рид развил эту теорию на шаг дальше: он понял, что ощущение состоит из набора данных, передаваемых, но заявил, что они в некотором роде прозрачны, так что существует прямая связь между восприятием и миром. Эта идея называется прямым реализмом. Прямой реализм стал популярным в последние годы с появлением постмодернизма и бихевиоризма. Прямой реализм не определяет четко природу той части мира, которая является объектом в восприятии, особенно в тех случаях, когда объект представляет собой что-то вроде силуэта.
Последовательность передачи данных, участвующих в восприятии, предполагает, что где-то в мозгу происходит конечный набор действий, называемый чувственными данными, который является субстратом восприятия. Восприятие тогда было бы некоторой формой мозговой деятельности, и каким-то образом мозг был бы способен воспринимать себя. Эта концепция известна как косвенный реализм. В косвенном реализме считается, что мы можем осознавать внешние объекты, только осознавая представления объектов. Этой идеи придерживались Джон Локк и Иммануил Кант. Распространенный аргумент против непрямого реализма, используемый среди прочих Гилбертом Райлом, заключается в том, что он подразумевает гомункула или регресс Райла, когда кажется, что разум видит разум в бесконечной петле. Этот аргумент предполагает, что восприятие полностью обусловлено передачей данных и классической обработкой информации. Это предположение весьма спорно (см. сильный ИИ), и этого аргумента можно избежать, предположив, что восприятие — это явление, которое не зависит полностью от передачи и перестановки данных.
Прямой реализм и косвенный реализм известны как «реалистические» теории восприятия, потому что они утверждают, что существует мир, внешний по отношению к разуму. Прямой реализм считает, что представление объекта находится рядом с реальным физическим объектом или даже является его частью, тогда как косвенный реализм считает, что представление объекта является мозговой деятельностью. Прямой реализм предполагает некую пока неизвестную прямую связь между внешними представлениями и разумом, в то время как непрямой реализм требует некоторых особенностей современной физики, чтобы создать явление, избегающее бесконечного регресса. Косвенный реализм согласуется с такими переживаниями, как:
связывание, сны, воображения, галлюцинации, иллюзии, разрешение бинокулярного соперничества, разрешение мультистабильного восприятия, моделирование движения, которое позволяет нам смотреть телевизор, ощущения, возникающие в результате прямой стимуляции мозга, обновление психических изображение саккадами глаз и отнесение событий назад во времени
, тогда как прямой реализм утверждает, что эти переживания либо не происходят, либо избегает проблемы, определяя восприятие как только те переживания, которые согласуются с прямым реализмом.
Помимо реалистических теорий восприятия существуют и антиреалистические теории. Есть две разновидности антиреализма: идеализм и скептицизм. Идеализм утверждает, что мы можем осознавать только ментальные вещи, тогда как скептицизм утверждает, что, поскольку мы никогда не воспринимаем внешние объекты напрямую, мы никогда не можем знать наверняка, существуют ли они. Одним из самых влиятельных сторонников идеализма был Джордж Беркли, который утверждал, что все существует в уме или зависит от разума. Идеализм Беркли имеет два основных направления: феноменализм, в котором физические события рассматриваются как особый вид психических событий, и субъективный идеализм. Дэвид Юм, вероятно, является самым влиятельным сторонником скептицизма.
Философия восприятия очень тесно связана с ветвью философии, известной как эпистемология, теория познания, и многие идеи, представленные выше, также обсуждаются под этим заголовком.
Когнитивная обработка и эпифеноменализм
Восприятие иногда называют когнитивным процессом, в котором обработка информации используется для передачи информации из мира в мозг и разум, где она обрабатывается и связывается с другой информацией. Некоторые философы и психологи предполагают, что эта обработка порождает определенные психические состояния (когнитивизм), в то время как другие предусматривают прямой путь обратно во внешний мир в форме действия (радикальный бихевиоризм).
Многие выдающиеся бихевиористы, такие как Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер, предположили, что восприятие действует в основном как процесс между стимулом и реакцией, но, несмотря на это, отмечали, что райловский «призрак в машине» мозга все еще существует. Как писал Скиннер:
«Возражение против внутренних состояний состоит не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют отношения к функциональному анализу» Скиннер 1953.
Эта точка зрения, согласно которой опыт рассматривается как случайный побочный продукт обработки информации, известна как эпифеноменализм.
Перцептивное пространство
Другой аспект восприятия, общий как для реалистов, так и для антиреалистов, — это идея ментального или перцептивного пространства. Дэвид Юм подробно рассматривает это и приходит к выводу, что вещи кажутся протяженными, потому что они обладают атрибутами цвета и плотности. Популярная современная философская точка зрения состоит в том, что мозг не может содержать изображения, поэтому наше ощущение пространства должно быть связано с реальным пространством, занимаемым физическими вещами. Однако, как заметил Рене Декарт, перцептивное пространство имеет проективную геометрию, вещи внутри него выглядят так, как будто они рассматриваются из точки, а не являются просто объектами, расположенными в 3D. Сейчас математикам известны многие типы проективной геометрии, такие как комплексное пространство Минковского, которое может описывать расположение вещей в восприятии (см. Peters (2000)). Также известно, что многие части мозга содержат паттерны электрической активности, которые точно соответствуют расположению изображения на сетчатке (это известно как ретинотопия). В мозгу действительно есть образы, но как и становятся ли они сознательным переживанием — загадка (см. McGinn (19).95)).
Философы
- Джордж Беркли
- Родерик Чизхолм
- Иммануил Кант
- Морис Мерло-Понти
- Томас Рид
- Артур Шопенгауэр
См. также
- Аргумент иллюзии
- Аятана (Основы чувств в буддизме Тхеравады)
- Проблема привязки
- Когнитивная психология
- Когнитивные науки
- Сознание
- Прямой реализм
- Эпистемология
- Связь карты с территорией
- Мультистабильное восприятие
- Динамика восприятия
- Философский реализм
- Трансцендентальный идеализм
- Косвенный реализм
- Восприятие
- Сенсориум
- Субъективный характер опыта
- Трансцендентальный идеализм
- Зрительное восприятие
Внешние ссылки
- Первичная зрительная кора и зрительное восприятие. Фрэнк Тонг. Обзоры природы, неврология, том 4, март 2003 г. , стр. 219.
- Джордж Герберт Мид. «Промежуточные факторы восприятия», эссе 8 в книге «Философия действия» (под редакцией Чарльза В. Морриса с Джоном М. Брюстером, Альбертом М. Данхэмом и Дэвидом Миллером). Чикаго: Чикагский университет (1938): 125–139.
- Бертран Рассел (1912). Проблемы философии, Лондон: Уильямс и Норгейт; Нью-Йорк: Генри Холт и компания.
- Рене Декарт 1641. Размышления о первой философии
- Джон Локк (1689 г.). Эссе о человеческом понимании
- Дэвид Хьюм (1739-40). Трактат о человеческой природе: попытка внедрить экспериментальный метод рассуждений в нравственные предметы.
- Иммануил Кант (1781 г.). Критика чистого разума. Транс. Норман Кемп Смит с предисловием Говарда Кейгилла. Паб: Palgrave Macmillan.
- Майкл Лезвинг. Феноменализм.
- Цветные сны. Физиологические проблемы, связанные с цветом в сновидениях. Черне Рид.
- Мутусси, К. и Зеки, С. (1997). Прямая демонстрация асинхронности восприятия в видении. Труды Лондонского королевского общества, серия B: биологические науки, 264, 39.3 — 399.
- Макгинн, К. (1995). Сознание и пространство. В: Сознательный опыт, Томас Метцингер (ред.). 1995, Выходные данные Академик.
- Питерс, Г. (2000). Теории восприятия трехмерных объектов — обзор. Последние разработки в области распознавания образов, Исследовательская сеть Transworld.
- Морис Мерло-Понти в Стэнфордской философской энциклопедии.
Краткое руководство по философии
Общий: Философия: восточно-западная | История философии: Древняя — Средневековая — Современная | Портал |
Списки: Основные темы | Список тем | Философы | философии | Словарь философских «измов» | Философские движения | Публикации | Списки категорий …больше списков |
Филиалы: Эстетика | Этика | Эпистемология | Логика | Метафизика | Философия : образование, история, язык, право, математика, разум, философия, политика, психология, религия, наука, социальная философия, социальные науки |
Школы: Агностицизм | Аналитическая философия | Атеизм | Критическая теория | Детерминизм | диалектика | Эмпиризм | Экзистенциализм | Гуманизм | Идеализм | Логический позитивизм | Материализм | нигилизм | Постмодернизм | Рационализм | Релятивизм | Скептицизм | Теизм |
Каталожные номера: Учебник по философии | Интернет-энциклопедия. |