Перцепция это в психологии: Перцепция | Понятия и категории

Перцепция | Понятия и категории

ПЕРЦЕПЦИЯ — восприятие, непосредственное отражение действительности органами чувств.

+ + +

ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio — представление, восприятие) — восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 375.

+ + +

ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio — понимание, восприятие, постижение) — восприятие, отражение действительности к деньгам, вещам, товарам, услугам.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 367.

 

 

ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и др. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула (объекта), но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т.

п.

Позднее под перцепцией социальной стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей), социальных ситуаций и др. Было установлено, что восприятие социальных объектов имеет ряд специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов…

Tags: 

Психология

Социология

ЗАКОН ПЕРЦЕПЦИИ — закон восприятия, открытый русским психологом Н. Ланге, суть которого заключается в следующем: процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 231.

Tags: 

Психология

ДЕЙСТВИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ — структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие сознательное выделение некоторого аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, и приводящие к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. По мнению Б.Г. Ананьева, действия перцептивные — это множество макро- и микро-движений, участвующих в обследовании объектов окружающего мира (видение, слышание и слушание, осязание и ощупывание, обнюхивание, дегустация ).

Tags: 

Психология

ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio — восприятие) — чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств. В философии Лейбница перцепция, как низшая (бессознательная) форма духовности, отличается от апперцепции. В философии Юма «Перцепция» — термин, обозначающий «впечатления» (ощущения) и «идеи» (чувственные образы памяти) как порознь, так и в совокупности.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 339.

Сравни с определением понятия апперцепция.

Tags: 

Философия

что это простыми словами, примеры и виды, факторы

Чувственное познание – важнейший источник полезной информации для человека. Все знания мы получаем при помощи зрения, слуха и остальных чувств. И хоть наши глаза, уши и другие органы восприятия не участвуют в мышлении, именно в них начинается важнейший когнитивный процесс – познание. Часть познания, сосредоточенная в органах чувств, называется перцепцией, и именно о ней мы будем говорить сегодня.

Что такое перцепция?

Перцепция – это процесс восприятия внешних раздражителей органами чувств, непосредственно предшествующий апперцепции. По сути, перцепция – это этап восприятия, на котором ощущение уже воспринято, но ещё не осознано и не идентифицировано. А апперцепция – это этап, на котором происходит осмысление ощущения, «дорисовывание» недостающих элементов и формирование целостного образа.

Термин «перцепция» образован от латинского слова perceptio, что переводится как «восприятие». По сути, эти слова являются синонимами, но в психологии обычно используется более узкий термин «перцепция». В широком смысле под перцепцией понимается весь процесс восприятия, включая достраивание недостающих элементов целостного образа, его идентификацию и осмысление.

Виды и примеры перцепции

Свой вид перцепции есть у каждого органа чувств. Очевидно, что их информативность сильно отличается. При этом у людей, лишённых зрения или слуха, другие чувства обостряются и позволяют получать информацию эффективнее. К примеру, шрифт Брайля позволяет незрячим людям читать с довольно высокой скоростью.

Рассмотрим каждый из видов перцепции с примерами:

  • Зрительная. Зрение – наш главный способ восприятия внешнего мира. Оно обладает наибольшей информативностью, ведь ни один другой орган чувств не может воспринимать информацию в таких количествах и с такой скоростью. Кроме того, оно наиболее универсально. С его помощью мы можем видеть разные образы, получать информацию читая текст, изучая графики или диаграммы.
  • Слуховая. Слух – второе по информативности чувство после зрения. Он даёт нам большое количество ценной информации об окружающем мире, помогает ориентироваться в пространстве и определять местоположение источника шума. Кроме того, речь и слух делают возможным вербальное общение.
  • Осязательная. Наша кожа содержит большое количество рецепторов, реагирующих на прикосновение и температуру. Больше всего таких рецепторов находится на кончиках пальцев. Благодаря этому мы можем многое узнавать о предметах, просто ощупывая их. А людям, лишённым зрения, осязательная перцепция позволяет читать тексты, написанные шрифтом Брайля.
  • Вкусовая. С точки зрения природы, вкус необходим нам, чтобы определять, какая пища является полезной и питательной, а какая может причинить ущерб здоровью. Хотя сегодня мы используем его преимущественно для того, чтобы наслаждаться вкусной пищей.
  • Обонятельная. Обоняние играет важнейшую роль для животных – с его помощью они находят добычу и вовремя узнают об опасности. Для человека это чувство менее значимо. И всё же оно позволяет, например, определять по запаху качество и свежесть продуктов, что тоже важно.
  • Вестибулярная. Чувство равновесия позволяет нам определять своё положение в пространстве, а также ощущать движение и ускорение.

Перечисленные виды восприятия связаны с конкретными органами чувств. Психологи выделяют ещё два вида перцепции, основанные не на ощущениях, а на понимании:

  • Пространственная. Эта форма перцепции помогает нам осознавать положения предметов в пространстве, их размеры и расстояния между ними. Благодаря ей мы можем взять что-нибудь со стола, закрыв глаза, а водители «чувствуют» габариты машины, заезжая в гараж.
  • Временная. Мы способны ощущать течение времени. Если речь идёт о продолжительных периодах, погрешность бывает довольно большой. Но в случае ритмического процесса точность может быть просто потрясающей. К примеру, если играет музыка, и какой-то такт оказался длиннее, это заметит даже человек, не обладающий музыкальным слухом.

В психологии рассматриваются также такие понятия как межличностная и социальная перцепция – о них мы ещё поговорим подробнее.

Перцептивные факторы

В каждую секунду мы получаем огромное количество информации от всех органов чувств. Если бы наш мозг обрабатывал всё, его ресурсы быстро закончились бы. Поэтому он фильтрует информационный шум, выбирая лишь важные сигналы. А определить, какие сигналы важны, ему помогают перцептивные факторы, которые принято разделять на внешние и внутренние.

Внешние перцептивные факторы:

  • Интенсивность. Чем интенсивнее ощущение, тем скорее мы его заметим.
  • Движение. Слишком слабое ощущение проще заметить, если его интенсивность меняется. К примеру, тихий белый шум неотличим от тишины. Но если он появляется и исчезает, то сразу становится заметным. Если говорить о визуальном восприятии, то движущийся объект всегда заметнее, чем неподвижный.
  • Размер. Чем больше предмет, тем легче его различить (это относится преимущественно к зрительной и слуховой перцепции).
  • Контраст.
    Чем сильнее объект выделяется на общем фоне, тем заметнее он (это относится ко всем видам перцепции).
  • Повторяемость. Единичный сигнал сложнее заметить, чем последовательность одинаковых сигналов.
  • Новизна. Наши чувства заточены на то, чтобы в первую очередь замечать нечто новое и необычное.
  • Узнаваемость. Образы, которые мы уже знаем и легко идентифицируем, мы также замечаем быстрее.

Стоит отметить, что два последних фактора не являются чисто внешними, поскольку зависят от особенностей индивида. И всё же они отражают свойства объекта, пусть и в субъективном восприятии, поэтому относятся к внешним.

Внутренние перцептивные факторы:

  • Установка восприятия. Мы можем заранее настроить восприятие на нужные нам образы. К примеру, если человек ищет конкретный предмет, он может быстро заметить его среди сотен других.
  • Стимул. Высокая мотивация на достижение определённой цели может повысить узнаваемость связанных с ней объектов.
  • Опыт. Наш жизненный опыт накладывает отпечаток на восприятие окружающего мира и распределяет приоритеты.
  • Индивидуальные особенности. Всё люди разные. Мы отличаемся друг от друга темпераментом, характером, типом личности и прочими особенностями. Известная поговорка «Оптимист видит стакан наполовину полным, а пессимист – наполовину пустым» прекрасно иллюстрирует, как индивидуальные особенности влияют на восприятие.
  • Восприятие собственного «Я». Эго контактирует с окружающим миром посредством перцепции. И то, как личность воспринимает собственное «Я», оказывает существенное влияние на особенности восприятия.

Социальная перцепция

Социальная перцепция – это восприятие индивидом общества, себя, окружающих, социальных групп, а также всевозможных явлений, происходящих в социуме. В качестве частного случая можно рассматривать межличностную перцепцию (которую называют также перцептивной стороной общения). Адекватная социальная перцепция существенно влияет на то, насколько успешной будет личность во всех сферах жизни.

Основные проявления социальной перцепции:

  • понимание собственного «Я»;
  • понимание окружающих;
  • сближение с другими людьми;
  • «вливание» в коллектив;
  • формирование атмосферы, традиций.

На социальную и межличностную перцепцию оказывает сильное влияние психологическая совместимость людей, а также наличие характерных черт, вызывающих положительные или отрицательные эмоции.

Механизмы социальной перцепции

Механизмами социальной перцепции называют естественные способы, используя которые, люди формируют своё отношение к окружающим. В психологии рассматриваются такие механизмы как:

  • Стереотипизация. Это важнейший механизм, использующий уже сформировавшиеся стереотипы. Он позволяет оценивать собеседника довольно быстро, но часто даёт неточные или ошибочные результаты.
  • Идентификация. В основе этого механизма лежит соотнесение нового человека с другими образами из личного опыта. К примеру, если новый знакомый напоминает нам кого-то, кого мы уже знаем, мы приписываем ему черты старого знакомого и ожидаем от него характерных поступков.
  • Эмпатия. Все люди в разной степени могут чувствовать чужие эмоции, это явление называется эмпатией. Эмоциональное сопереживание также является механизмом социальной перцепции.
  • Рефлексия. Для людей, склонных заниматься обдумыванием своих и чужих поступков, рефлексия становится важным механизмом социальной перцепции. Мысли в стиле «А как бы поступил я?», «Как бы поступил он?», «Хороший ли это поступок?» сильно влияют на социальное восприятие.
  • Аттракция. Межличностное притяжение или аттракция – важный механизм формирования социальной перцепции, заставляющий людей сближаться и интересоваться друг другом.

Очевидно, что каждый из перечисленных механизмов существует не в вакууме. Они действуют совместно, но в разных случаях их значимость различается. К примеру, стереотипизация и идентификация часто работают совместно, а эмпатия действует сильнее, когда уже возникла аттракция.

Воспринимать значит верить | Psychology Today

Источник: Юрий Лукин/Shutterstock

Единственным настоящим путешествием открытий… было бы не посещение чужих земель, а обладание другими глазами, созерцание вселенной глазами другого, сотни других , чтобы созерцать сотни вселенных, которые каждая из них созерцает, что каждая из них есть. — Марсель Пруст

Восприятие — это все, и оно ошибочно. Большинство из нас ведет свою повседневную жизнь, полагая, что мы видим мир таким, какой он есть. Наш мозг воспринимает объективную реальность, верно? Ну, не совсем. Все, что мы приносим через наши чувства, интерпретируется через фильтр нашего прошлого опыта.

Понимание ощущения и восприятия

Ощущение – это обнаружение физической энергии нашими органами чувств. Наши глаза, рот, язык, нос и кожа передают необработанные данные посредством процесса преобразования, похожего на преобразование физической энергии, такой как звуковые волны, в электрохимическую энергию, понимаемую мозгом. На данный момент информация одинакова от человека к человеку — она беспристрастна.

Чтобы понять человеческое восприятие, вы должны сначала понять, что вся информация сама по себе бессмысленна. — Бо Лото

Хотя заявление доктора Лотто смело, с точки зрения неврологии оно верно. Значение применяется ко всему, от самого простого до самого сложного сенсорного ввода. Интерпретация нашим мозгом необработанной сенсорной информации известна как восприятие. Все, что исходит от наших органов чувств, фильтруется через нашу уникальную систему прошлого опыта в мире. Обычно значение, которое мы применяем, является функциональным и адекватным, если не полностью точным, но иногда наше неточное восприятие создает реальные трудности.

Иллюзии восприятия

Существует множество оптических иллюзий, которые ясно показывают, насколько легко наше восприятие может привести нас к неверным выводам. Психолог Роджер Шепард (1990) продемонстрировал, что наше восприятие может быть неточным, с помощью своей знаменитой настольной демонстрации (см. видео ниже), которая ясно показывает, что наш мозг может обмануть нас, заставив нас воспринимать ошибочное представление о реальности даже в отношении самых простых вопросов визуального восприятия. .

Бесчисленные примеры иллюзий можно найти в учебниках по психологии или с помощью поиска в Интернете, но это захватывающее видео безошибочно иллюстрирует, как наш прошлый опыт в мире мешает нашему точному восприятию относительно простого сравнения длины линии.

Как наш мозг обманывается? Мы верим, что наша система восприятия создает точные представления об окружающем мире. Однако наши предположения относительно восприятия не подтверждаются доказательствами. Недостаточное понимание того, как мы воспринимаем мир, было первоначально названо наивным реализмом Ли Россом и его коллегами в XIX веке.90-е. Наивный реализм считается теоретической основой многих когнитивных искажений, таких как фундаментальная ошибка атрибуции, эффект ложного консенсуса и слепое пятно предубеждения.

Иллюзии восприятия бесконечно увлекательны и представляют собой микрокосм потенциально ошибочного человеческого восприятия. Когда мы сталкиваемся с этими иллюзиями, мы сначала верим, что видим точное представление реальности, но удивляемся, как легко наш мозг вводит нас в заблуждение.

Межгрупповой конфликт и наивный реализм

Что происходит, когда мы экстраполируем наши недостатки восприятия на крупномасштабное человеческое взаимодействие? Слишком часто люди застревают, полагая, что их взгляд на мир является объективной реальностью. Это, конечно, приводит к конфликту с другими людьми, которые не согласны, особенно с теми, кого мы считаем частью чужой группы. Наивный реализм приводит нас к выводу, что мы видим мир объективно — и другие тоже. Когда мы сталкиваемся с людьми, которые не согласны с нами по важным вопросам, мы склонны считать их неосведомленными, иррациональными или предвзятыми.

Почему это происходит? Трудно и неудобно противостоять нашему собственному пониманию мира, особенно если мы не осознаем своей склонности к ошибочным интерпретациям реальности. Большинство людей, вероятно, не задумывались о том, что их мнения о мире фильтруются через призму их уникального восприятия, которое в своей основе предвзято и основано на прошлом опыте.

То, как мы воспринимаем мир и важные вопросы, от воспитания до политики, основано на нашем восприятии. Когда мы начинаем понимать, что опыт других людей в мире сильно различается и влияет на то, как они интерпретируют сложные вопросы, мы начинаем лучше понимать другие точки зрения.

Однако, когда мы общаемся с людьми из другого «племени», мы склонны укрепляться в своих представлениях о реальности. Вместо того, чтобы искать точки соприкосновения — что может быть эффективным методом инициирования изменения убеждений, — мы становимся более племенными и отвергаем любую информацию от нашей конкурирующей группы.

Что мы можем сделать?

Поляризация в нашем современном мире широко распространена и, похоже, усиливается. Определение того, как найти общие черты между группами, может показаться невозможным из-за наивного реализма. Удивительно, но исследователи обнаружили простое вмешательство, которое может способствовать лучшему взаимопониманию между членами соперничающих групп.

Д-р Мейтал Насир (2014) и ее коллеги приступили к эмпирическому исследованию, могут ли люди быть более открытыми для нарративов своих противников (внешней группы) после вмешательства, которое повышает осведомленность о концепции наивного реализма и последствиях в реальный мир.

Исследователи провели свое исследование в контексте израильско-палестинского конфликта, который является примером хорошо известной упорной борьбы. Их цель заключалась в том, чтобы повысить осведомленность о наивном реализме как универсальном когнитивно-психологическом предубеждении, которое побуждает противников придерживаться коллективного нарратива ингруппы и отвергать нарратив чужой группы во время конфликта.

Результаты исследования показали, что вмешательство — краткий текст, описывающий наивный реализм и его последствия — действительно увеличило открытость для нарративов противника, повысив осведомленность членов экспериментальной группы о когнитивных ограничениях. Удивительно, но вмешательство не упомянуло конкурирующую группу или конкретный конфликт, но все же привело к положительным изменениям.

Исследование Нази согласуется с комментарием доктора Лотто о том, как мы можем преодолеть недостатки нашего восприятия.

Осознав принципы, по которым работает ваш перцептивный мозг, вы сможете стать активным участником своих собственных восприятий и таким образом изменить их в будущем. — Бо Лото

Заключительные мысли

Метакогнитивная стратегия, нацеленная на нашу систему восприятия, является многообещающим вмешательством в трудноразрешимые разногласия между группами. Хотя трайбализм, безусловно, был эволюционно адаптивным для людей тысячи лет назад, современные тенденции предполагают, что он наносит ущерб и приводит к пагубным последствиям по всему миру.

Обладая знаниями о наивном реализме, нам нужно выйти за пределы собственного опыта и попытаться увидеть мир глазами других, особенно тех, кого мы воспринимаем как принадлежащих к чужим группам. Проницательность, раскрытая с помощью этой новой точки зрения, может или не может изменить наши позиции по различным вопросам, но, поскольку мы движемся по постоянно поляризующемуся миру разногласий, подпитываемому социальными сетями, это может быть нашей единственной надеждой (извините, Оби-Ван).

Что такое перцептивная психология? – Лучший магистр психологии

Психология восприятия — это подраздел когнитивной психологии, который конкретно занимается предсознательными врожденными аспектами когнитивной системы человека: восприятием. Перцептивная психология особенно связана с психическими процессами, через которые человек проходит и использует каждый день.

SNHU

Избранная программа: онлайн-программы бакалавриата и магистратуры по психологии с возможностью сосредоточиться на зависимостях, прикладной психологии, развитии детей и подростков, судебной психологии, психическом здоровье, социальной психологии или психологии ввода-вывода.

Информация о запросе

Университет Гранд -Каньон

Избранная Программа: Степень психологии и консультирования

Информация о запросе

Университет Пердью Глобал

Университет Университета Университета Университета Университета

. : Online MS in Psychology

Request Info

Capella University

Избранная программа: Онлайн-программы включают степень бакалавра психологии, а также программы магистратуры, докторантуры и PsyD в более чем дюжине специальностей.

Запросить информацию

Университет Свободы

Избранная программа: Магистр пастырского консультирования

Запросить информацию

Когда мы используем перцептивную психологию?

Мы используем перцептивную психологию всякий раз, когда принимаем решение, решаем проблему или создаем память. По словам Визегика, терапевты часто используют перцептивную психологию во время своих сеансов, чтобы помочь пациенту решить свои проблемы.

Как понять психологию восприятия?

Чтобы понять психологию восприятия, вы должны понимать восприятие. Восприятие определяется как: способ рассмотрения, понимания или интерпретации чего-либо; ментальное впечатление. Мы понимаем объекты, ситуации и людей, используя все наши чувства. Когда мы что-то воспринимаем, это перцептивная психология.

Чем занимаются перцептивные психологи?

Перцептивные психологи работают в области когнитивной психологии. Эти психологи изучают человеческое восприятие, чтобы понять, как люди воспринимают окружающую среду. Каждое решение, которое мы принимаем, связано с нашим восприятием, и это восприятие влияет на то, как мы живем.

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Что важно знать о психологии восприятия?

Самая важная вещь, которую следует учитывать при изучении психологии восприятия, — это зрение. Есть ряд когнитивных процессов, связанных со зрением, а также распространенные ошибки, связанные со зрением. Например, когда мы смотрим фильм, наше зрение обманывается, и мы видим, как актеры взаимодействуют в «видео», хотя на самом деле оно быстро проецирует изображения снова и снова. Психологи восприятия изучают эти ошибки и используют их для интерпретации различных форм человеческого восприятия.

Как психология восприятия помогает нам понять самих себя?

Психология вообще относится к репрезентации. Когда мы принимаем решения и создаем воспоминания, это представляет собой перцептивную психологию. Наши умственные процессы в течение дня — это то, что создает нас как людей, из каждого наряда, который мы выбираем, и еды, которую мы едим, мы используем психологию восприятия. Эти когнитивные процессы формируют то, кем мы являемся как люди, и помогают нам понять, почему мы такие, какие мы есть. Согласно New York Times, мы принимаем решения на основе нашего восприятия, и каждый день на основе этих решений создаются события.

Почему психология восприятия является частью когнитивной психологии?

Перцептивная психология состоит из когнитивной психологии, потому что наше восприятие создается посредством наших когнитивных процессов. Мы создаем восприятие, используя наши пять органов чувств: слух, осязание, обоняние, вкус и зрение. Используя эти процессы, особенно зрение, мы принимаем решения и воспоминания, которые используют наше восприятие.

Связанный ресурс: 5 отличных блогов для студентов-психологов

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Чтобы лучше понять психологию восприятия, мы должны понять восприятие. Каждое из наших пяти чувств играет роль в том, как мы воспринимаем людей, объекты и ситуации. Мы используем эти когнитивные процессы для принятия решений, и эти решения формируют то, кем мы являемся как люди. Перцептивная психология помогает нам лучше понять, почему мы делаем этот выбор в своей жизни, поэтому терапевты часто используют перцептивную психологию со своими пациентами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *