Методы психологии эксперимент: Урок 2. Методы психологии

Психологический эксперимент — Психологос

Фильм «Неприкасаемые»

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Смотри Эксперимент как изучение переменных

В широком понимании в психологический эксперимент иногда включают, кроме собственно эксперимента, такие методы исследования, как наблюдение, опрос, тестирование). Однако в узком понимании (и традиционно в экспериментальной психологии) эксперимент считается самостоятельным методом.

Специфика психологического эксперимента

Психологический эксперимент во многом отличается от экспериментов в других областях науки.

В психологическом эксперименте очень трудно быть уверенным, что мы изучаем то, что мы хотим изучить.

Если химик изучает железо, он знает, что он изучает. А что изучает психолог, когда изучает психику? Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.

Экспериментатор хочет изучить, как влияет условия освещенности на эффективность работы. Он меняет освещенность, а люди реагируют не на количество света, а на то, что рядом с ними такой милый экспериментатор…

Вода не кипятится из-за того, что ее переливают в другую колбу. Эксперимент, проводимый над человеком, может влиять на него так сильно, что результаты его говорят скорее о реакции на экспериментатора и эксперимент, нежели об особенностях поведения конкретного человека. В психологическом эксперименте оказывается важна личность экспериментатора: нередко у одного экспериментатора люди показывают одни результаты, у другого — другие. Испытуемому диктовали инструкцию, но — как? Людям важно отношение к ним, люди тонко реагируют на внушения от экспериментатора, которые он сам может не осознавать.

Виды экспериментов

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью. См.→

Организация психологического эксперимента

Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее — с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором. Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными. Финал эксперимента — это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности. См.→

Научное качество психологического эксперимента

Научное качество психологического эксперимента — это объективность, надёжность, валидность и достоверность использованных в нем методик. См.→

Возможности и ограничения эксперимента как метода исследования

Эксперимент — один из самых уважаемых методов научного исследования, но он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Он надежен, но громоздок, он производит впечатление, но не всегда этичен. А самое главное — что он доказывает? См.→

Известные психологические эксперименты

  • Эксперимент Милгрэма
  • Стэнфордский тюремный эксперимент

1.5. Методы психологии

Существуют разные классификации методов психологии. Наиболее распространенной является деление методов психологии на две группы: основные и вспомогательные. Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

1.5.1. Основные методы

Наблюдение.

Наблюдение – научный метод исследования, переходящий от описания фактов к их объяснению.

Наблюдение становится научным методом изучения психики лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. Формой такого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения.

Требования к научному наблюдению:

  1. Постановка цели, составление плана наблюдения.

  2. Обязательное фиксирование результатов наблюдения.

  3. Необходимо фиксировать только факты, а не умозаключения, мнения психолога.

  4. Необходимо проанализировать факты и сделать выводы; сравнить их с целью.

  5. Испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают.

Задачами наблюдения могут быть изучение индивидуально-психологических особенностей личности, изучение психологии коллектива учебной группы. Следовательно, объектами наблюдения могут быть как отдельные лица в различных видах деятельности, различных ситуациях общения, так и группы. Предметом наблюдения могут являться речевые и неречевые акты поведения отдельного учащегося или всей группы в определенной ситуации.

Эксперимент.

Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Экспериментируя, исследователь создает условия, в которых психологический факт может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, а может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения. Различают

лабораторный и естественный эксперименты.

Характерным признаком лабораторного эксперимента является то, что его проводят в лабораторных условиях ( часто с помощью специальной аппаратуры) и что действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним экспериментируют (хотя, обычно, не знает в чем сущность эксперимента, что конкретно исследуют и с какой целью). С помощью лабораторного эксперимента исследуют не только свойства внимания, особенности восприятия, памяти и других психических процессов отдельных индивидов, но и психологические особенности групповой деятельности.

Естественный эксперимент (впервые предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г.) предполагает исключить то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. С этой целью исследование переносится в обычные, естественные условия (урок, игра, труд), в которые незаметно для исследуемого вносятся определенные изменения.

И лабораторный, и естественный эксперименты могут проводиться с целью не только выявления каких-либо качеств личности, но и формирования их.

1.5.2. Вспомогательные методы психологии.

К вспомогательным методам относятся: беседа, анкета и различного вида тесты.

. Беседа.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Существует ряд требований к беседе как к методу.

Первое — непринужденность. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми.

Предпочтительно получать в ходе беседы и интервью необходимые сведения косвенными приемами. Важен не только ответ, но и поведение испытуемого: особенности его речи, жестов, мимики, эмоциональное отношение к конкретным явлениям.

Существенным в ходе проведения беседы является умение исследователя уточнить интересующие его факты во время непосредственной беседы, не прибегая к ее протоколированию.

Беседы целесообразно проводить не только с одним или несколькими учащимися, а со всей учебной группой. Такая форма исследования позволяет ответы одного человека сопоставить с совокупностью мнений группы. В ходе беседы возможно воздействие, внушение со стороны исследователя на испытуемых.

Анкета.

В том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменном виде, имеет место анкетирование. Положительным качеством анкетного метода является то, что здесь имеется возможность (предъявить) большой по объему материал, достоверность которого определяется «законом больших чисел». Отрицательным же в этом методе является то, что обычно бывает затруднен качественный анализ данных анкет и исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью и поведением испытуемых.

Обычно анкета представляет собой некоторую совокупность вопросов, которые рекомендуется располагать в определенном порядке: сначала, вопросы нейтральные, нацеленные на получение какой-то фактической, событийной информации; затем, наиболее трудные вопросы, направленные на выяснение установок, мнений, оценок индивида; после этого идут вопросы, цель которых углубить и уточнить информацию, полученную в предыдущих вопросах; заключительную часть образуют вопросы, касающиеся объективного положения и статуса личности опрашиваемого.

Такой порядок вопросов обусловлен необходимостью преодолеть психологический барьер, возникающий у опрашиваемого в процессе опроса.

Все вопросы анкеты в зависимости от их исследования можно условно разделить на две большие группы:

1) вопросы о фактах, действиях в прошлом и настоящем, а также продуктах деятельности;

2) вопросы о мотивах, оценках и мнениях индивидов.

По форме различают следующие типы вопросов: прямые, косвенные, открытые, закрытые. Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме. Если же в формулировке вопроса содержатся варианты возможных ответов (перечень определенных альтернатив) и опрашиваемый должен остановить свой выбор на каком-то одном или нескольких из них, то вопрос называется

закрытым. Разновидностью закрытого вопроса является дихотомический вопрос, в котором перечень возможных ответов исчерпывается альтернативой «да — нет».

Тесты.

Тест — это краткий экспериментально-психологический метод, используемый для исследования того или иного психического процесса (восприятия, памяти, мышления, внимания и т.д. — функциональный тест) или личности в целом (проективный тест) с целью их оценки.

Различают следующие виды тестов:

  1. Интеллектуальные — оценивают общее умственное развитие, степень развития памяти, внимания, мышления.

  2. Личностные — мотивы поведения, интересы, черты характера, темперамента и др.

  3. Проективные — испытуемым предъявляется неопределенный стимульный материал, неоднозначный вопрос и они выполняют задание исходя из опыта, особенностей воображения, мышления, эмоционального состояния.

Экспериментальный метод — IResearchNet

Экспериментальный метод — это метод, в котором экспериментатор манипулирует переменной (независимая переменная, которая предполагается как причина; IV) и соответствующим изменением другой переменной (зависимой переменной, которая предполагается как следствие; ДВ) наблюдается. Для определения того, вызвано ли изменение ДВ влиянием ИВ, привлекаются как минимум две группы: контрольная и экспериментальная. Предполагается, что две группы идентичны во всех отношениях, за исключением того, что контрольная группа не получает лечение внутривенным введением, тогда как экспериментальная группа получает лечение. В действительности нет двух абсолютно идентичных групп. Поэтому, чтобы гарантировать, что обе группы идентичны, за исключением лечения или экспериментальных манипуляций с IV, все участники случайным образом распределяются либо в контрольную, либо в экспериментальную группу (группы). В результате любые врожденные различия между членами двух групп распределяются поровну.

В качестве примера рассмотрим гипотетическое исследование влияния телевизионных программ с насилием на поведение детей. Исследователь сначала случайным образом распределяет группу детей либо в экспериментальную, либо в контрольную группу, а затем показывает жестокую телепрограмму детям в экспериментальной группе и нейтральную программу детям в контрольной группе. После просмотра своих программ детям разрешается играть в комнате с другими детьми под наблюдением. В результате дети в экспериментальных условиях могут проявлять более агрессивное поведение, чем дети в контрольной группе. Учитывая использование контрольной и экспериментальной групп, а также случайное распределение детей по каждому условию, исследователь может сделать вывод, что жестокая телепрограмма вызвала агрессию у детей, поскольку они различались только по типу программы, которую смотрели. .

Экспериментальные методы облегчают вывод причинно-следственных связей. В хорошо спланированном эксперименте взаимосвязь между IV и DV очевидна. Экспериментальный метод может изолировать взаимосвязь между переменными, которая возникает в сложной среде и часто ненаблюдаема. Как и в примере, эффект жестоких телепередач нелегко наблюдать в реальных условиях. Контролируя все другие задействованные переменные, хорошо спланированный эксперимент позволяет выявить взаимосвязь между IV(s) и DV(s). Таким образом, эксперименты могут дать основу для дальнейших научных исследований. В других ситуациях связь между любыми двумя переменными слабая. Поскольку экспериментаторы могут иметь большой контроль над экспериментом, они могут максимизировать масштаб манипуляции и, таким образом, иметь больше возможностей для обнаружения взаимосвязи. В этих сценариях главной заботой экспериментатора является наличие взаимосвязи. Подобные доказательства могут дать ключ к пониманию того, оправдано ли дальнейшее расследование, особенно на предварительном этапе.

Экспериментальный метод не лишен недостатков. Во-первых, его главное преимущество часто может быть недостатком. Контроль экспериментатора над многими аспектами эксперимента часто затрудняет обобщение результатов на другие ситуации. Поэтому величина эффекта в эксперименте может не наблюдаться ни в реальности, ни в других исследованиях. Это усугубляется тем, что многие переменные переплетаются с другими переменными. В этом смысле эксперименты намного проще реальности. Экспериментаторы могут попытаться включить в план больше переменных, чтобы повысить обобщаемость результатов; однако часто включение дополнительных переменных создает трудности для экспериментаторов. Эксперименты обычно требуют больше времени и усилий для каждого участника. Это может быть одной из причин, по которой эксперименты не используются для сбора лонгитюдных данных. Сохранение контроля над участниками в течение длительного периода времени может вызвать этические проблемы и даже может быть невозможным.

Ссылки:

  1. Педхазур, Э. Дж., и Шмелкин, Л. П. (1991). Измерение, проектирование и анализ: комплексный подход Hillsdale, NJ: Erlbaum.
  2. Табачник, Б.Г., и Фиделл, Л.С. (2001). Разработка и анализ исследований с помощью компьютера . Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Allyn &
  3. Трохим, В. (2002). Экспериментальный образец . Получено с http://trochim.human.cornell.edu/kb/desexper.htm
  4. .
  5. Уитли, Б. Э., младший (1996). Принципы исследований в области поведенческих наук. Маунтин-Вью, Калифорния: Майф
  6. Wolfe, L. M. (nd). Исследовательские методы развития .
  7. Получено с http://www.webster.edu/~woolflm/methods/dehtml

Методы исследования в психологии: типы и примеры

Различные методы исследования в психологии используются для проверки различных теорий и получения результатов.

Психологические исследования проводятся либо количественным, либо качественным методом исследования. В зависимости от цели исследования выбирается наиболее подходящий метод исследования.

Методы исследования и статистика в психологии

Рассмотрим виды методов исследования в психологии и несколько примеров. Типы исследований в психологии можно разделить на две основные категории: 1) количественные и 2) качественные.

Количественное исследование

Количественное исследование использует математическое моделирование и статистическую оценку или вывод для описания переменных, прогнозирования результатов и изучения потенциальных корреляций и причинно-следственных связей между переменными.

Представьте себе, что исследователь хочет изучить результаты обучения с помощью StudySmarter. Есть две группы: группа A получает доступ к StudySmarter в качестве средства проверки, а группа B продолжает традиционную проверку учебника. Через месяц измеряется успеваемость участников и сравнивается статистика.

Статистический анализ, Pixabay

Качественное исследование

Качественное исследование использует нечисловые данные, такие как текст, аудио и видео, которые исследуют и пытаются понять или интерпретировать различные явления, такие как общественное или индивидуальное восприятие и действия.

По сравнению с количественными исследованиями, цель состоит в том, чтобы сосредоточиться на состоянии человека и языке, который они используют, а не на статистических различиях. Интервью и фокус-группы являются ключевыми инструментами качественных исследований.

Фокус-группы как основные инструменты качественного исследования, Optinmonster

Типы методов исследования в психологии

Существуют различные подходы, используемые в психологических исследованиях по каждой из двух основных категорий. Хотя это неполный список, он выделяет пять наиболее распространенных стратегий, используемых в психологических исследованиях. Это экспериментальные методы, методы наблюдения, методы самоотчета, корреляционные исследования и тематические исследования.

Экспериментальные методы

Экспериментальный метод – это процедура, проводимая для подтверждения или опровержения гипотезы. Эксперименты дают представление о причинно-следственной связи, демонстрируя, какой результат возникает при манипулировании конкретной переменной. Экспериментальные исследования классифицируются как количественные исследования .

В психологии есть в основном четыре типа экспериментов:

  1. Лабораторные эксперименты
  2. Полевые эксперименты
  3. Естественные эксперименты
  4. Квази-эксперименты

У каждого типа экспериментов есть сильные стороны и ограничения.

Методы наблюдения

Методы наблюдения используются, когда исследователь наблюдает за поведением и поведением людей, чтобы больше узнать об их идеях, действиях и убеждениях. Наблюдательные исследования в основном относятся к категории качественных по своей природе. Однако они также могут быть количественными или обоими (смешанными методами) .

Два основных метода наблюдения:

Наблюдения также могут быть явными и скрытыми , натуралистическими и контролируемыми .

Методы самоотчета

Методы самоотчета относятся к методам сбора данных, при которых участники сообщают информацию о себе без вмешательства экспериментатора. В конечном счете, такие методы требуют, чтобы респонденты давали ответы на набор заранее заданных вопросов. Таким образом, методы самоотчета могут предоставить исследователям как количественные и качественные данные, в зависимости от постановки вопросов.

Методы самоотчета могут включать

Методы самоотчета могут включать

Контент-анализ – это метод анализа качественных данных. Исследователь будет кодировать свои данные, чтобы искать общие закономерности и темы. Затем они могут анализировать и делать выводы из найденных шаблонов и тем. Контент-анализ преобразует нечисловые данные в разные категории, чтобы их было легко анализировать. Этот метод применяется к качественным данным, таким как стенограммы интервью, видеозаписи и аудиозаписи. Стандарт кодирования может сильно различаться в зависимости от используемых данных.

Корреляционные исследования

Корреляционные исследования измеряют силу и направление статистической связи между двумя сопутствующими переменными. Корреляционные исследования количественные по своей природе, а результаты отображаются в виде диаграмм рассеяния. Исследователь может наблюдать два типа корреляций. Это:

Положительные корреляции (где одна переменная увеличивается по мере увеличения другой переменной)

Как увеличиваются продажи зонтов по мере увеличения дождливой погоды?

Отрицательные корреляции (где одна переменная увеличивается при уменьшении другой)

Как увеличиваются продажи горячего шоколада при понижении температуры?

Тематические исследования

Тематические исследования относятся к качественной методологии исследования. Тематические исследования влекут за собой углубленное изучение лиц, групп, сообществ или событий. Они часто используют мультиметодологический подход, который включает интервью с участниками, а также ненавязчивые наблюдения. Тематические исследования в области психологии проводятся на целевых участниках. В психологическом тематическом исследовании обычно собираются важные и влиятельные биографические моменты из прошлого пациента, а также важные детали повседневной жизни человека, которые могут способствовать развитию определенного поведения или мышления.

Известный психологический пример H.M. Из его тематического исследования мы узнали о влиянии повреждения гиппокампа на память.

Методы исследования в психологии. Ключевые выводы

  • Методы исследования в психологии можно разделить на две основные категории, а именно качественные и качественные исследования.
  • Количественные исследования используют числовые данные.

  • Качественные исследования используют нечисловые данные, основное внимание уделяется языку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *