Перцепция в жизни: это восприятие мира человеком с помощью чувств и формирования образов

Социальная перцепция: понятие, функции, механизмы, примеры

Хотя присутствие роботов в обществе становится все более заметным, мы не возлагаем на роботов тех же ожиданий, что и на людей, и не относимся к ним одинаково. Именно поэтому способность распознавать сигналы человеческой одушевленности имеет основополагающее значение для управления социальными взаимодействиями. А все благодаря кортикальным нейронным связям в человеческом мозгу, которые оказывают самое непосредственное влияние на восприятие, наблюдение за действиями и ментализацию. Роботы же не обладают чувствительностью к информации о человеческой одушевленности, поэтому им никогда не стать полноценными людьми.

Рассматривая основы теории коммуникации, мы приходим к выводу, что люди живут в мире «стимула-мысли-реакции». Мы не воспринимаем мир непосредственно. Мы ощущаем, а затем думаем о внешнем опыте. Наши чувства стимулируются вещами, которые мы видим, слышим, осязаем, пробуем на вкус или обоняем, а затем наш мозг сортирует накопленный запас знаний, чтобы определить, что это такое. В результате наше восприятие того, что мы видели/слышали/ трогали/пробовали на вкус/обоняли, – это наша интерпретация событий. Мы реагируем на интерпретацию событий, а не непосредственно на стимулы. Понимание этого процесса абстрагирования, преобразования реальности в мысль, помогает нам более эффективно управлять коммуникацией.

Перцепция (восприятие) – это процесс, посредством которого мы создаем мысленные образы окружающего нас мира, мира «снаружи». Перцепция определяет коммуникативный выбор, поэтому понимание этого процесса помогает нам избежать распространенных проблем с восприятием. Мы получаем более глубокое представление о том, как могут существовать множественные, одинаково обоснованные восприятия одних и тех же стимулов, повышая нашу способность уважать разные точки зрения. Важным следствием этого понимания является то, что оно показывает, насколько мы, коммуникаторы, работающие на основе приемника, несем ответственность за успех или неудачу того или иного мероприятия.

Социальная перцепция в психологии: что это такое?

Социальная перцепция (социальное восприятие) в психологии – это способность делать точные интерпретации и выводы о других людях на основе их общего физического облика, вербальных и невербальных моделей общения. Такие вещи, как выражение лица, тон голоса, жесты рук, положение тела или движения, люди с высоким уровнем социальной перцепции практически всегда улавливают, чтобы понять, что другие думают, чувствуют, или с большой долей вероятности будут делать в будущем.

Человеческие существа – прирожденные искатели шаблонов. В своей книге «Верующий мозг: от призраков и богов к политике и заговорам» Майкл Шермер описывает это стремление как шаблонность. Он утверждает: «Наш мозг – это механизм убеждения, эволюционировавшая машина распознавания образов. Человеческий мозг соединяет точки и создает смысл из шаблонов, которые, как мы думаем, мы видим в природе».

Стремление находить закономерности – это гораздо больше, чем просто понимание мира; для первобытных народов это был ключевой навык выживания. Шермер объясняет, что благодаря такой проницательности мы узнали кое-что ценное об окружающей среде, исходя из чего мы можем делать прогнозы, способствующие выживанию и размножению. Мы – потомки тех, кто был наиболее успешен в поиске закономерностей. Выяснение того, что что-то представляет собой, и придание этому смысла для нас уменьшает неопределенность. Мы стремимся узнавать все больше и больше об окружающем нас мире, инстинктивно ища причинно-следственные связи. Чем больше этих причинно-следственных связей мы изучаем, тем больше мы можем манипулировать причинами и контролировать их, чтобы влиять на следствия.

Например, чем больше мы узнаем о том, как функционирует человеческое тело, тем лучше мы делаем выбор, влияющий на наше здоровье. Мы можем предпочесть одну пищу другой, заниматься спортом или не заниматься, выбирать, какие лекарства или пищевые добавки принимать; все это основано на понимании причинно-следственных связей хорошего здоровья. В области же изучения коммуникации: чем больше мы понимаем коммуникацию и динамику отношений, тем лучше мы становимся в управлении этими отношениями. Мы знаем, что активное и искреннее слушание других укрепляет отношения, поэтому мы можем учиться и применять навыки слушания, чтобы положительно влиять на эти отношения. Это желание знать движет наукой и исследованиями; оно побуждает нас задавать вопросы о себе и нашем мире, чтобы повысить наше чувство уверенности в том, что мы способны различать «как обстоят дела» во внешнем мире.

Функции социальной перцепции

Понимание социальной перцепции имеет решающее значение для эффективного общения, потому что нам нужно признать, что мы не можем по-настоящему «прочувствовать» другого человека. Мы не можем чувствовать то, что чувствуют окружающие люди, думать то, что думают они, или знать то, что знают они. Все, что мы можем сделать, это принять наши сенсорные наблюдения и сделать выводы о том, на что, по нашему мнению, они похожи. Помните, что все люди чувствуют-думают-реагируют по-своему, поэтому, когда мы взаимодействуем, мы делаем коммуникационный выбор, основываясь на том, что у нас в голове, а не на том, что в голове у другого человека.

Выделяют четыре основных функции социальной перцепции: самооценка, концепция «другого», способ общения и мета-концепция.

1. Самооценка

Наша самооценка или то, как мы воспринимаем самих себя, влияет на то, как мы общаемся. Если Иван считает себя интересным и общительным, то у него гораздо больше шансов начать разговор, поделиться личной информацией, легче и комфортнее привлекать других людей.

Реклама

Если же Иван считает, что он не очень интересен, то у него гораздо меньше шансов участвовать в таких разговорах. Люди, которые более оптимистичны и ищут положительные стороны в ситуациях, будут общаться иначе, чем те, кто более пессимистичен и ищет отрицательные стороны ситуаций. Наш выбор в общении отчасти определяется тем, как мы воспринимаем самих себя.

2. Концепция «другого»

Когда мы думаем, что сказать или как это сказать, мы принимаем решения, основанные на нашем восприятии того, кем мы считаем людей, а не на том, кто они есть в реальности. При первой встрече у Анжелы очень мало информации о Денисе, она еще не знает его. В результате концепция «другого» по отношению к Денису у Анжелы в значительной степени основана на её предположениях о молодом человеке. Но по мере того, как они узнают друг друга, и Анжела замечает черты Дениса, её концепция «другого» приближается к реальной личности парня. Поскольку теперь концепция основана на непосредственном опыте, то придуманный первоначально образ Дениса становится более точным восприятием его личности.

По мере того, как мы узнаем других, наша концепция «другого» становится более точной и проверенной на собственном опыте. Но, независимо от того, насколько хорошо мы знаем кого-то, мы не можем воспринимать мир непосредственно с его точки зрения; мы можем оперировать только нашим собственным восприятием.

3. Способ общения

Мы выбираем способ общения, основываясь на нашей концепции «другого», которая представляет собой наше восприятие другого человека. Если Алина считает, что Александра вряд ли поймет жаргон, который она склонна использовать, она выберет другой, менее технический язык, чтобы донести свою точку зрения.

Общение с детьми – отличный пример того, как другие концепции руководят нами: мы знаем, что должны говорить с детьми иначе, чем с взрослыми, поэтому мы адаптируем наш язык, стиль общения, выбор темы и другие переменные, чтобы соответствовать ребенку, с которым мы беседуем.

4. Мета-концепция

Все мы в той или иной степени занимаемся управлением впечатлениями; это попытка повлиять на то, как другие воспринимают нас. Поскольку мы не можем читать мысли друг друга и реально знать, что мы думаем друг о друге, то самое большее, что мы можем сделать, это использовать наши навыки восприятия, чтобы создать образ того, как, по-видимому, мы воспринимаем друг друга. Это наша мета-концепция.

У всех нас есть значимые люди и группы. И для нас очень важно их принятие, поэтому мы отслеживаем, как эти люди реагируют на нас, и используем эти подсказки, чтобы создать образ того, как, по нашему мнению, они думают о нас. Если Максим общается с референтной группой друзей-мужчин, и они смеются над его шутками и отвечают на его комментарии, то он хорошо относится к своей мета-концепции и будет продолжать использовать те же модели поведения. Но если Максим чувствует, что его игнорируют, что он не вовлечен и не ценится, то он изменит то, что он делает, чтобы получить более благоприятный отклик.

Представьте пару, идущую на свидание. Каждый из них может тщательно продумать каждое слово и действие и спланировать, что он собирается носить, делать и говорить. В поисках обратной связи от другого о том, что свидание проходит хорошо, Мария может сделать или сказать что-то, чтобы вызвать благоприятный отклик, и её партнер, Валерий, сделает то же самое. Они делают коммуникативный выбор, основанный на том, как, по их мнению, их воспринимает другой человек. Мария и Валерий делают выбор, основываясь на своих мета-концепциях.

Примеры социальной перцепции
  1. Гендерный стереотип, который наблюдается во всех культурах, заключается в том, что женщины более терпеливы, чувствительны, нежны, сострадательны или услужливы.
  2. Ассоциирование определенной расы с определенными чертами поведения или категоризация людей на основе их национальности: американцы такие умные, итальянцы такие творческие, немцы такие пунктуальные или японцы такие образованные и т. д.
  3. Религиозное разнообразие в мире является прочной основой для формирования устойчивых социальных представлений. Это не обязательно предрассудок, но и такие явления, как концепция групп или преимущественного отношения к людям определенного религиозного происхождения, – еще один хороший пример социальной перцепции.
  4. Тревожные или застенчивые люди часто думают, что другие обсуждают или критикуют их, хотя данное предположение не соответствует реальности.
  5. Многие считают, что красивые люди обязательно хорошие, добрые и дружелюбные. Данное явление получило название «эффект ореола».
  6. У нас есть много личных воспоминаний, которые могут хорошо подойти в качестве примеров социальной перцепции. Мы могли изначально недооценивать нашу любимую школьную учительницу и считать, что она была «плохим человеком», только потому, что она настаивала на дисциплине и когда-то поставила двойку за невыученный урок.
  7. Улыбка во многих случаях служит важным фактором, определяющим социальное восприятие. На любом общественном собрании люди склонны подходить к тем, кто улыбается. Улыбающиеся лица кажутся более открытыми и дружелюбными новичку, пытающемуся влиться в группу.

Механизмы социальной перцепции

Процесс социальной перцепции состоит из трех этапов: сенсорная стимуляция и отбор, организация и интерпретация. Хотя мы редко осознаем, что проходим эти стадии, именно они определяют то, как мы формируем образы окружающего нас мира.

Первый этап: сенсорная стимуляция и отбор

Сенсорная стимуляция определяет сама себя: наши чувства подвергаются бомбардировке стимулами. Мы слышим, осязаем, пробуем на вкус, видим или обоняем что-то. Неврологические рецепторы, связанные с этими органами чувств, стимулируются, и эти стимулы поступают в мозг для обработки. Но есть одна проблема. Мы не можем обращать внимание на все раздражители, которые испытываем. Учитывая огромное количество сенсорной стимуляции, мы не можем уделять ей все внимание. Мы должны участвовать в сенсорном отборе.

Реклама

Сенсорный отбор – это процесс определения того, какие стимулы привлекают наше внимание, а какие мы игнорируем. Как и в случае с остальным процессом восприятия, мы редко осознаем, что происходит этот процесс «прополки», и все же мы должны управлять сенсорной нагрузкой. Примером сенсорного отбора является «эффект коктейльной вечеринки». Когда мы посещаем многолюдную вечеринку, где одновременно происходит множество разговоров, то не можем должным образом присутствовать на нескольких разговорах одновременно. Вместо этого мы отключаемся от посторонних звуков в пользу человека, которому хотим уделить внимание. Мы выбираем наиболее важные стимулы, на которых хотим сконцентрироваться, и устраняем остальные.

Другой, несколько необычный пример, – это одежда. Мы редко отдаем себе отчет в том, как наша одежда соприкасается с нашим телом, а ведь при прикосновении одежды к телу стимулируется бесчисленное множество сенсорных рецепторов. Поскольку ощущение нашей одежды обычно не очень важно, мы просто игнорируем его. Но если мы изменим ситуацию, например, примерим новую пару джинсов, чтобы посмотреть, подходят ли они нам, то станем гораздо лучше понимать, как эта одежда ощущается. Примеряя одежду перед её покупкой, мы пытаемся определить, достаточно ли она удобна, чтобы мы могли избавиться от раздражителей, связанных с её ношением. Надевая официальный наряд на свадьбу, мы можем заметить, насколько странно и необычно ощущается и выглядит костюм или платье по сравнению с нашей обычной повседневной одеждой.

Второй этап: организация

Как только наши чувства были стимулированы, мы переходим ко второй стадии восприятия – организации. Организация – это процесс принятия стимулов и приведения их в некий паттерн, который мы можем распознать. В качестве аналогии, когда мы возвращаемся домой из продуктового магазина с несколькими пакетами, мы сортируем эти пакеты по соответствующим шкафам, организуя товары так, чтобы их размещение имело смысл для последующего использования.

То, как мы понимаем этот процесс организации, исходит из теории гештальта. Гештальт по-немецки означает «образец» или «форма». Данная теория объясняет то, как мы преобразуем внешние стимулы в ментальные образы. Разработанная в начале XX века теория гештальта утверждает, что то, как мы обрабатываем стимулы, представляет собой сложный процесс, сочетающий внешние стимулы с внутренними процессами. То, как мы воспринимаем внешний мир, в значительной степени определяется внутренними влияниями.

Есть четыре переменные, влияющие на то, как мы организуем стимулы, с которыми сталкиваемся. Первая переменная – это паттерны. Паттерны – это уже существующие «шаблоны», которые мы используем для упорядочивания стимулов. Это способы организации стимулов, которым мы научились и которые носим с собой. В детстве нас учат основным формам, таким как «квадрат», «треугольник» и «круг», поэтому, когда мы испытываем стимул, соответствующий этим шаблонам, то можем понять, что именно видим перед собой. Родители учат детей, что такое быть «грубым» или «милым», поэтому мы учимся осмысливать поведение, используя эти заученные шаблоны.

Вторая переменная – близость. Близость относится к тому, как мы видим один объект по отношению к тому, что находится вокруг него. Мы не просто видим человека, мы видим человека в его окружении, которое влияет на нашу интерпретацию этого человека. Специфической динамикой близости являются отношения «фигура-основа». Взаимосвязь «фигура-основа» предполагает, что по мере того, как меняется наше внимание к объекту (фигуре) и фону (основе), меняется и наша интерпретация.

Третья переменная – простота. Мы стремимся снизить неопределенность и осмыслить окружающий нас мир. Снижая неопределенность, мы склонны отдавать предпочтение самому легкому, наименее запутанному восприятию человека или события. Нам нравятся простые восприятия. Первые впечатления настолько сильны, потому что, как только мы создали первоначальное восприятие, гораздо проще сохранить его, чем изменить. Нам трудно изменить наше восприятие, потому что изменение нашего мышления приводит к усложнению, а стремление к простоте – мощная противодействующая сила.

Четвертая переменная – завершенность. Завершенность – это психологическое стремление к закрытию всех открытых вопросов. Опять же, с нашей сильной потребностью снизить неопределенность гораздо удобнее воспринимать целостную картину, чем частичные образы, которые, как мы думаем, не имеют смысла. В результате мы восполняем недостающие стимулы, чтобы неполное выглядело цельным и завершенным.

Третий этап: интерпретация

После восприятия стимулов и организации их во что-то узнаваемое, мы прикрепляем ярлык и интерпретируем его. Стадия интерпретации – это когда мы придаем смысл тому, что мы пережили; мы определяем, что это значит для нас. Из модели коммуникации мы знаем, что то, как мы интерпретируем входные данные, определяется нашей областью опыта, мы учимся видеть мир. Существует целый ряд процессов, влияющих на то, как мы интерпретируем стимулы: имплицитные теории личности, предполагаемое сходство/предполагаемое несходство, самоисполняющиеся пророчества и т. д.

  1. Имплицитные теории личности. В 1954 году психологи ввели концепцию имплицитных теорий личности, предполагая, что мы не изучаем черты человека по отдельности, а видим их в «группах». Социальный психолог Соломон Аш обнаружил, что наличие одной черты заставляет людей предполагать наличие других черт. Когда мы видим одну черту, такую как пол, мы делаем всевозможные предположения о том, на что похож человек. Мы предполагаем, что наличие черты A подразумевает наличие черт B, C, D и т.д. Два типа имплицитных теорий личности – это эффект ореола и стереотипирование.
  2. Предполагаемое сходство/предполагаемое несходство. При первой встрече с людьми мы очень быстро оцениваем, насколько мы похожи или отличаемся друг от друга. Мы видим сходство или различия в поле, возрасте, размере тела, поведении, одежде и других подобных поверхностных чертах. Если первоначальная оценка Лизы заключается в том, что она похожа на Катю, она предположит, что у них много общих черт, помимо уже выявленных. Если же её первоначальная оценка заключается в том, что они разные, то Лиза предположит, что то, что подходит для нее, не подходит для Кати. Важно подчеркнуть, что это все еще наши внутренние предположения, основанные на очень ограниченной информации, и что мы вполне можем ошибаться в наших представлениях.
  3. Самоисполняющиеся пророчества. Самоисполняющееся пророчество состоит из трех этапов: предсказание, действие и проверка. Мы что-то предсказываем. Затем мы действуем, часто неосознанно, так, чтобы это стало реальностью. Как только это сбудется, мы подтвердим наше предсказание. Если Станислав говорит себе: «Я не могу пройти тест», у него меньше шансов получить нужный результат. Эта установка приводит Станислава к неудаче, тем самым подтверждая первоначальный прогноз. Если Леонид решит пойти со своей девушкой посмотреть, по его мнению, «девчачий фильм», он вполне может пойти в кинотеатр с предположением: «Этот фильм будет глупым, и мне он не понравится». Затем Леонид будет склонен сосредотачиваться на том, что он считает «глупым», подкрепляя свое первоначальное предположение. Поскольку он сосредоточился на тех частях фильма, которые оправдали его предсказание, Леонид в конечном итоге посмотрит «глупый» фильм в своем воображении.

Социальная перцепция. Общие закономерности

Процесс познания занимает важное место в жизни человека. Б. Г. Ананьев сформулировал утверждение о том, что человек является субъектом трех основных социальных деятельностей — труда, общения, познания. Что же является объектом познания человека? Традиционно психология изучала познание человеком объективной, окружающей его реальности. Например, давнюю историю имеют классические проблемы восприятия человеком пространства, времени и движения. Но окружающую человека реальность составляют кроме всего перечисленного и сами люди. Таким образом, сам человек является не только субъектом, но и объектом познания. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что в качестве объекта познания человек выступает в психологическом познании. Само же психологическое познание может осуществляться в трех основных формах: практического знания (например, во врачебной или педагогической деятельности), художественного и научного познания людей.

Для некоторых видов профессиональной деятельности задача познания другого человека является одной из ключевых. К таким видам профессиональной деятельности, несомненно, относится и педагогическая. Проблема познания человека человеком непрерывно связана с проблемами психологии общения. Более того, область психологии, занимающаяся изучением вопросов восприятия и понимания человека человеком, не является самостоятельной областью психологии, а представляет собой раздел психологии общения (Бодалев А. А., 1983).

Многие отрасли психологии (общая, социальная, педагогическая, юридическая и др.) исследуют проблемы психологии познания человека человеком — каждая в своем аспекте. Названная проблема, несомненно, является проблемой социальной психологии. Ибо, как подчеркивает Е. С. Кузьмин, явление общения является центральным в социальной психологии. Общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. Проблема познания человека человеком изучается и в педагогической психологии, а вернее в такой новой пограничной области, как социальная педагогическая психология.

Проблема восприятия человека человеком — хотя термин «познание» точнее очерчивает круг решаемых задач и актуальных проблем, а потому мы чаще будем использовать его, — стала чрезвычайно популярной в мировой психологии в последние 30-35 лет. Большое число психологов посвятили ей свои работы. В нашей стране в настоящее время это направление представлено исследованиями многих авторов. Начало его бурному развитию у нас в стране в 1960-е гг. положено исследованиями А. А. Бодалева. Накоплены данные о различных эффектах восприятия и механизмах познания человека человеком: стереотипизации, проецировании и др.

Так как в дальнейшем нам придется пользоваться этими понятиями, кратко остановимся на их характеристике.

Стереотипизация

Одним из важнейших механизмов межличностного познания является механизм стереотипизации. У любого человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними образуется более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми человек дает оценку другим людям. Формирование этих эталонов для самого человека происходит чаще всего незаметно: он может и не осознавать, что у него формируются те или иные эталоны. Но независимо от того, сознает это человек или нет, сформировавшиеся эталоны всегда влияют на процесс оценки человеком другого человека. Более того, чем менее осознаваемыми являются социально-перцептивные стереотипы, тем больше они способны влиять на оценку другого человека. Существуют различные классификации эталонов-стереотипов. Так, одна из них предлагает выделять три класса (В. Н. Панферов):

  1. антропологические; 
  2. социальные;
  3. эмоционально-экспрессивные.

В рамках другой классификации (А. А. Реан) предлагается выделять шесть групп социально-перцептивных стереотипов: 

  1. антропологические;
  2. этнонациональные;
  3. социально-статусные;
  4. социально-ролевые; 
  5. экспрессивно-эстетические; 
  6. вербально-поведенческие.

Все эти эталоны-стереотипы действуют в условиях дефицита информации о человеке, т. е. когда мы вынуждены судить о личности по первому впечатлению.

Антропологические эталоны-стереотипы проявляются в зависимости оценки внутренних, психологических качеств человека, оценки его личности от антропологических признаков человека, особенностей его физического облика. Так, в исследованиях П. Секорда (Secord P., 1965) установлено наличие тенденции приписывать определенные черты людям, в лицах которых испытуемые могли найти общие характеристики (форма лица, расположение глаз, величина рта и др.). Причем тенденция эта проявляется и при оценке мужчин, и при оценке женщин. Хотя в первом случае тенденция выражена несколько сильнее (коэффициент корреляции при оценивании мужчин r = 0,65, при оценивании женщин — r = 0,59). Кроме того, не только обыденная психология, но и специальные исследования (Konyama Susumu, Ushida Satoko) показывают, что добродушие связывается в представлении людей с тучностью, уверенность и интеллектуальность — со стройностью, уверенность (заметим: вне связи с интеллектуальностью) — с размерами, социабильность — с округлостью.

Феномены, связанные с антропологическими стереотипами, «поставлены на службу» и используются в кино, шоу-бизнесе, рекламе и т. д.

Этнонациональные стереотипы проявляются в зависимости психологической оценки человека, оценки его личности от отнесения человека к той или иной нации, этнической группе и т. д. Например: «Немец — педант», «Южный человек — темпераментный, горячая натура» и т. д. В специальных исследованиях (J. Bruner, H. Perlmutter) было подтверждено, что суждения людей о новом для них человеке в сильной степени обусловлены уже имеющимися представлениями о национально- этнических группах, к которым они относили оцениваемого. Показано также, что в большей степени влиянию этнонациональных стереотипов подвержены именно те люди, которые мало знакомы с данным этносом, не жили среди людей той или иной нации. Вместе с тем чем лучше участники различных экспериментов на эту тему знали народ, к которому они относили оцениваемого, тем реже, характеризуя человека, они опирались на упрощенные групповые стереотипы.

Установлено, что из всех видов стереотипов самыми ненадежными являются антропологические и этнонациональные; опора на них чаще, чем в других случаях, приводит к ошибочной оценке личности. В классификационном смысле мы рекомендуем разделять антропологические и этнонациональные стереотипы потому, что последние включаются в действие не только в связи с наличием у оцениваемого лица антропологических признаков той или иной расы, нации, но и в результате получения человеком иной информации (например, вербальной) о принадлежности оцениваемого к конкретной этнонациональной группе.

Социально-статусные стереотипы заключаются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социального статуса. Психолог П. Уилсон провел широко известный остроумный опыт. К студентам в аудиторию заходил преподаватель с незнакомым для них мужчиной и сообщал, что проводится эксперимент по оценке глазомера. Необходимо было на глаз оценить рост этого человека и записать свою оценку на листочке. Так как правила этикета требуют представить незнакомого человека, помогающего в проведении эксперимента, его и представляли: «Мистер Инглэнд, студент из Кембриджа».

В другой группе эксперимент повторяли в точности, но представляли помощника: «Мистер Инглэнд, преподаватель из Кембриджа». В следующей группе помощник становился профессором из Кембриджа, Теперь уже ясно, что целью эксперимента была вовсе не простая оценка глазомера. Результаты, усредненные по группам, оказались поразительными. Разница в оценках первой группы, где социальный статус «мистера Инглэнда» был наименьший (студент), и последней группы, где статус был наивысшим (профессор), составила 12 см. Чем выше социальный статус, тем более высоким физически казался человек. Для нас здесь важен даже не сам этот факт, а размышления, на которые он наводит. Если даже оценка такой простой вещи, как рост человека, зависит от социальных стереотипов, то насколько же сильно эти стереотипы могут влиять на оценку скрытых, ненаблюдаемых личностных свойств человека, его психологии.

Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций. Несмотря на наличие взаимосвязи между понятиями «социальная роль» и «социальный статус», мы рекомендуем дифференцировать социально-статусные и социально-ролевые стереотипы. «Социальный статус» — понятие «вертикальное», иерархическое. «Социальная роль» — понятие по преимуществу не формально-иерархическое, а содержательно-функциональное. Существуют определенные социально-ролевые стереотипы военного (дисциплинированный, с характером), учительницы (добрая, справедливая, назидательная), профессора (умный, рассеянный) и т. д. Эти стереотипы не являются универсальными, они субъективны, индивидуальны. Стереотип, к примеру, военного у разных людей может образовываться из прямо противоположных характеристик (умный — ограниченный, жесткий — добрый и т. д.). В настоящее время имеется много экспериментальных данных, подтверждающих наличие и действие социально-ролевых стереотипов. Во время одного исследования, например, помощник экспериментатора появлялся перед разными группами испытуемых в штатском костюме и в военной форме (указание на социальную роль).

Одного и того же человека испытуемые оценивали по-разному. Когда он был в военной форме, ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость; когда в штатском костюме — внутренняя раскованность, открытость по отношению к другим людям. Этот феномен — и отчасти описанный ниже экспрессивно-эстетический стереотип — нашел отражение в фольклоре: «По одежке встречают, по уму провожают». Обычно принято акцентировать внимание лишь на второй части высказывания. Да, она более значима, но все-таки встречают-то «по одежке». Иногда в быту, да и во многих видах профессиональной деятельности (в том числе и в педагогической) первая встреча, первый контакт имеют большое значение. Переоценивать их не надо, но и недооценивать тоже. Об особенностях социальных стереотипов в педагогической деятельности мы будем говорить подробнее в следующем параграфе.

Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»): чем внешне привлекательнее для оценивающего человек, тем более привлекательными личностными чертами он его наделяет. Причем необходимо подчеркнуть, что под внешней привлекательностью понимается и физическая красота, и привлекательность в одежде, и привлекательность в экспрессии, манере выражения эмоций, движениях и т. д.

Вербально-поведенческие стереотипы также связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т. п.). Однако в данном случае фактор «привлекательность» не является значимым.

Важно заметить, что экспрессивно-эстетические стереотипы «работают» как при встрече с объективно красивыми людьми, так и при встрече с человеком субъективно привлекательным для «оценщика». Курносый нос или веснушки, возможно, и не входят в объективный эталон красоты, но для кого-то вполне могут быть частью образа симпатичного, привлекательного внешне человека. На прямой вопрос: «Судите ли вы о внутренней привлекательности человека по его внешности?» большинство людей, скорее всего, ответят отрицательно. Однако факты свидетельствуют о другом. По некоторым данным (В. Н. Панферов), между оценкой внешности человека по привлекательности и оценкой его психологических качеств существует сильная положительная корреляционная зависимость (r = +0,92). Если мы вспомним, что теоретически возможное максимальное значение коэффициента корреляции во всех случаях составляет +1, то указанная выше связь покажется не просто сильной, а почти абсолютной. Относительно данного типа эталонов-стереотипов также накоплено большое число фактов. Многие из них подробно описаны, проанализированы и обобщены А. А. Бодалевым (1965, 1983). Приведем лишь некоторые примеры таких исследований для иллюстрации явления.

В одном из экспериментов психолога А. Миллера с помощью экспертов были отобраны фотографии трех групп людей, лица которых были оценены как красивые, обыкновенные и некрасивые. Затем испытуемых (возраст от 18 до 24 лет) попросили высказаться о внутреннем мире каждого из тех, кто был изображен на фотографии. Испытуемые оценили «красивых» как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, более богатых духовно, чем «некрасивых». Кроме того, испытуемые мужчины оценили «красивых» (и мужчин, и женщин) как сильнее направленных на других людей, заботливых и внимательных к ним. Поистине, человек настойчиво стремится к полной гармонии — внешней красоте обязательно должна сопутствовать и красота внутренняя. Подобного рода эксперименты, вспоминая А. П. Чехова, можно было бы обобщить формулой стереотипизации: «В человеке все должно быть прекрасно, если прекрасны его лицо и тело».

Экспрессивно-эстетические стереотипы, как оказалось, влияют не только на оценку личностных особенностей человека, но и на оценку результатов его деятельности. В одном эксперименте молодым людям предлагали оценить очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался. В одних группах испытуемым показывали портрет женщины с привлекательной внешностью, в других — с малопривлекательной. Очерк оценивался более высоко, когда испытуемые считали, что он написан красивой женщиной. Таким образом, экспрессивно-эстетические стереотипы влияют не только на оценку личностных свойств, но и на оценку продуктов деятельности.

В другом экспериментальном исследовании большой группе опытных экспертов-преподавателей (400 человек) раздали личные дела студентов (анкеты, автобиографии, фотокарточки, образцы письменных работ и др.). Каждый эксперт должен был по определенной схеме всесторонне охарактеризовать студента, чье личное дело он изучил.

Когда были получены характеристики на всех студентов, то выяснилось, что материал обследования может быть разделен на две группы. Одна часть экспертов характеризовала подлежащих ее оценке студентов в целом положительно. Другая — отрицательно.

В чем же заключался смысл эксперимента? Дело в том, что все 400 экспертов получили одно и то же ксерокопированное личное дело. Разница была в том, что в 200 личных делах содержалась фотография симпатичного, серьезного и вдумчивого молодого человека, а в 200 других — фотография фатоватого, малопривлекательного человека того же возраста. Положительные характеристики провоцировала первая фотография, отрицательные — вторая. Итак, эксперты располагали массой объективных данных, а ключевым фактором оказалась фотография.

На рассматриваемый феномен полезно взглянуть и с другой стороны. Оказывается, красота, привлекательность влияют не только на оценку личности другого, но и могут сказываться на поведении самого субъекта оценивания. В одном из исследований американских психологов фирму, набиравшую новых сотрудников, попросили организовать для претендентов два собеседования вместо одного: первое провел человек с так называемой среднестатистической внешностью, а второе — явно внешне привлекательный, красивый человек. При этом оба интервью записывались на пленку.

Результаты оказались чрезвычайно интересными. Выяснилось, что в беседе с красивым интервьюером кандидаты на вакантную должность, пытаясь произвести впечатление, преувеличивали свои достижения и всячески себя приукрашивали, но при этом у них снижалась острота реакции, они неудачно строили фразы и в целом были не очень убедительны. Вследствие этого именно во время собеседования с красивым сотрудником большинство из соискателей теряли шансы получить желанное место. Правда оказалось, что этот эффект заметно проявляется, собственно, как и все социально-перцептивные стереотипы, в основном при первом знакомстве. Запись повседневных разговоров одних и тех людей с двумя коллегами — очень привлекательным и тем, чья внешность не представляла ничего особенного, —показала, что никаких принципиальных различий в стиле общения на этот раз не обнаружилось. Красота тоже может стать привычной. А привычное не волнует.

Существование экспрессивно-эстетических стереотипов оказывается небесполезным для представителей некоторых профессий. В кино, например, существует понятие «характерный герой» (амплуа «герой-любовник», «злодей-убийца», «простак» и др.). Здесь определенная внешность ставится в соответствии с внутренним содержанием роли. Такое соответствие облегчает восприятие кинособытий. В противном случае может возникнуть некоторая неудовлетворенность-тревога, в полном соответствии с теорией когнитивного диссонанса, когда содержание установки (а социально-перцептивный стереотип, по сути, и есть установка) вступает в противоречие с реально наблюдаемыми кинособытиями. Очевидно, зрителю нелегко было бы представить вместо Юрия Никулина в некоторых его ролях, например, Сергея Бондарчука. Во многих других видах профессиональной деятельности, особенно там, где объективное познание воспринимаемого человека затруднено (из-за поверхностности контакта) или вообще невозможно, эмоционально-эстетические стереотипы также играют большую роль. В остальных случаях они существенны и значимы, но лишь на первых этапах общения. Затем по мере взаимодействия и изучения друг друга межличностные оценки приобретают большую объективность и основываются на других критериях.

Необходимо подчеркнуть, что нет абсолютной, прямой связи между объективностью, полнотой познания человека и длительностью контакта с ним. В настоящее время в психологии можно считать достоверно установленным, что объективное представление о личности складывается при достаточном, но не очень длительном, а главное, не очень тесном знакомстве. В лабораторных экспериментах, например в исследованиях американских психологов Дж. Смитчера (J. Smither), Р. Рейли (R. Reilli), было показано, что оценки сразу же после восприятия оказываются более точными, чем отсроченные.

Однако вопрос о том, какова в реальности мера «достаточности» знакомства (если требовать ответа на него в строгой форме), остается открытым. Нам представляется, что попытки найти такую универсальную меру вообще являются бесперспективными. Очевидно, эта мера очень индивидуальна, так как объективность и полнота понимания другого человека зависят не только от внешних обстоятельств (длительность, частота, глубина контактов и др.), но и от уровня развития самой личности как субъекта познания.

Существует мнение, что успешность совместной деятельности вообще требует отнюдь не максимума, а специфического оптимума перцептивной точности. При этом подчеркивается (Агеев В. С., 1987), что излишняя степень точности (полноты, глубины и т. д.) восприятия так же отрицательно сказывается на эффективности совместной деятельности, как и недостаточная. Однако мы полагаем, что точность восприятия и отражения личности другого всегда позитивно сказывается как на совместной деятельности, так и на межличностном взаимодействии в целом. То есть в общем плане между этими феноменами существует прямая зависимость. Другое дело, что надо различать понятия «точность» и «многоаспектность» (полнота) отражения личности другого, чего, к сожалению, часто не делается, и эти два понятия употребляются недифференцированно. Полнота, многоаспектность отражения личности партнера по общению вовсе не всегда означает точность восприятия его личности. Понятие «точность отражения другого» включает в себя не только многоаспектность знания о другом, но и наличие адекватной иерархической структуры этого знания. Иначе говоря, для точности мало знать обо всех нюансах поведения другого, всех его личностных особенностях — как о находящихся на виду, так и о проявляющихся лишь в приватных или в особенных обстоятельствах и т. д. Это многознание еще не есть точность. Точностью оно становится лишь тогда, когда знание о другом иерархизировано, т. е. когда воспринимающий понимает, какие черты личности, свойства характера, особенности мотивации и системы отношений человека являются основными, какие второстепенными, какие третьестепенными, а какие и вовсе незначимыми. Точность отражения личности другого предполагает способность познающего субъекта «отделять зерна от плевел», факты от артефактов. Понятно, что когда способность к такой иерархизации социально-перцептивного знания не выражена, действительно излишнее знание о другом становится помехой для общения и совместной деятельности. Но происходит это вовсе не потому, что излишняя точность является негативным фактором. Дело заключается в том, что при отсутствии способности к иерархизации имеющегося знания о другом, разностороннее, многоаспектное знание приводит не к повышению, а к понижению точности восприятия и понимания личности другого человека.

Проецирование

Другим механизмом восприятия человека человеком является проецирование. Механизм проецирования заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему.

В одном из исследований группе людей (назовем их условно «судьи») ставили задачу определить характер человека на основании общего впечатления. Для оценки каждому из судей давался опросный лист, в котором были перечислены все возможные черты характера. Судье необходимо было лишь подчеркнуть те из них, которые (по его мнению) относятся к воспринимаемому человеку.

Однако у экспериментатора была одна особенность, о которой судьи» не знали. К работе в качестве судей привлекли людей, у которых в характере была особенно ярко выражена какая-либо черта характера. Эта черта характера также вносилась в общий список черт опросника. Результаты были интересными. Оказывается, те судьи, у которых в характере имелась определенная, ярко выраженная черта, склонны были именно ее приписывать другим людям в гораздо большей степени, чем те судьи, у которых данной черты не было. Этот эксперимент помимо подтверждения существования проецирования показал еще и другое. Тенденция приписывать собственные качества другим людям особенно сильно выражена у тех людей, которые отличаются малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. В настоящее время этот факт подтвержден многими исследованиями (Бодалев А. А., Ковалев А. Г., 1986), и можно говорить о существовании объективной зависимости между уровнем самопознания и уровнем (способности и умения) познания других людей.

Феномен проецирования может проявляться и совершенно иным образом. Человек склонен приписывать другим не только присущие ему самому личностные свойства. Такое приписывание может распространяться также на поведенческие и мотивационные особенности другого человека. Не случайно поэтому в психологии каузальной атрибуции даже появилось представление, что человек, по существу, не столько познает поведение и мотивы другого, сколько приписывает ему собственные мотивы.

В этой связи представляется интересным рассмотреть результаты оригинального психологического эксперимента Л. Росса (L. Ross). Росс предложил испытуемым в течение получаса носить рекламный значок. Как и ожидалось, некоторые испытуемые согласились с этим предложением, другие отказались. На заданный впоследствии вопрос экспериментатора, как много других людей согласятся с его просьбой или откажутся от нее, испытуемые ответили следующим образом:

  1. согласившиеся испытуемые сказали, что 62% согласятся, а 38% откажутся носить значок;
  2. несогласившиеся ответили, что 33% согласятся, а 67% откажутся выполнить просьбу экспериментатора.

Таким образом, все участвующие в опыте оценивали свое поведение как типичное; они полагали, что большинство поступит так же, как и они.

Децентрация. Под децентрацией понимают способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека. Децентрация не тождественна способности встать на позицию другого, рассуждать и действовать, «как он». Однако специальные исследования (Д. Флейвелл) показали, что с децентрацией связана успешность принятия другого человека.

Идентификация. Другим механизмом познания человека человеком является идентификация. Понятие «идентификация» употребляется в психологии личности1 в нескольких значениях. Все они связаны с процессами межличностного взаимодействия и познания, но каждое из них отражает свою особенную область психологической реальности. Так, одно из пониманий идентификации связывается с процессом неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, видение другого человека как продолжения себя самого. Механизм, основанный на этом явлении, мы уже описали выше, обозначив его как проецирование. Под идентификацией же будем понимать в дальнейшем механизм, связанный с сознательной постановкой субъектом себя на место другого, что выступает в виде погружения, перенесения человеком себя в пространство и время другого человека и приводит к усвоению его позиции, установок мотивов, желаний и т. д.

Идентификация очень сильный и эффективный механизм познания другого человека. Однако осуществить идентификацию не всегда просто. Часто в жизни бывают ситуации, когда человеку говорят: «Попробуйте войти в его положение, встать на его позицию, и вы поймете, почему он так поступил». И многие люди, лишь на мгновение призадумавшись, легко отвечают: «Ну что ж, встал. И все равно не понимаю; я бы так никогда не поступил!» Как правило, в таких случаях человек явно не смог, а скорее всего, и не пытался по-настоящему отождествить себя с другим человеком. Ни о какой идентификации здесь, конечно, и речи нет.

С идентификацией тесно связан другой механизм — эмпатия. Эмпатия понимается как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Способность к сопереживанию имеет большое значение не только для процесса межличностного познания, но и для эффективного общения в целом. Способность к проявлению эмпатии, как установлено, возрастает с ростом опыта, а также в случае сходства (индивидного и межличностного) людей между собой.

Познакомившись с общими механизмами межличностного познания, перейдем теперь к рассмотрению специального (особенного) вопроса: проблемы познания педагогом личности учащегося.

Восприятие и реальность — Уроки жизни и человечества.

6 0

Время считывания: 10 минут, 6 секунд

Как различаются восприятие и реальность.

«Восприятие подобно рисованию пейзажа – как бы красиво ты ни рисовал, это все равно будет изображением пейзажа, а не самим пейзажем»

АБХИДЖИТ НАСКАР

Все мы слышали старую притчу о шести слепцах, которые пытались описать слона по осязанию.

Говорят, что слепой, ощупавший ногу, сказал, что слон похож на дерево. Кто щупал живот, тот говорил, что слон был как стена. Один пощупал хвост и сказал, что слон похож на веревку.

Другой потрогал хобот и сказал, что слон похож на змею. Слепой, дотронувшись до ушей, заметил, что слон подобен вееру, а тот, кто дотронулся до бивня, сделал вывод, что слон подобен копью.

Субъективное восприятие каждого слепого было точным, хотя и ограниченным, но не точным с целостной точки зрения. У этой истории есть несколько вариантов, но основная мораль заключается в том, что восприятие ограничено и не всегда дает полную картину реальности.

Понимание положительного и отрицательного восприятия.

Кто-то воспримет это как вход, а кто-то как выход.
для меня это бесконечный цикл.
Фото Кредиты @ Филип Коминик

Так что иногда, может быть, то, что вы видите, не то, что задумано, и то, что задумано, не то, что вы могли бы наблюдать. Этот хрупкий баланс восприятия порождает мысли, которые могут допускать как положительные, так и отрицательные чувства.

То есть работает в обе стороны. Неправильное восприятие, взятое в положительном смысле, может придать вам уверенности в том, чтобы предпринять предприятие, о котором вы, возможно, никогда не думали.

Например, был сценарий, в котором я кого-то обожал. Но по какой-то причине человек осознавал себя, имея представление о себе как о нехорошем по сравнению со сверстниками и лишенном уверенности в себе.


Тем не менее, я видел в ней человека с самой красивой улыбкой, которая могла бы покорить любое сердце в ее окружении.

Ты навсегда будешь моей Радостью Жизни!
Изображение предоставлено @ Тоа Хефтиба

Тем не менее, с моим положительным восприятием ее, ее восприятие себя также изменилось. А когда она начала воспринимать себя как красивую, элегантную особу, она переродилась совсем в другую душу. Это позитивное восприятие позволило ей исследовать и осознать, что в ней было гораздо больше.

С другой стороны, негативное восприятие вещей может вам дорого обойтись.

Другой пример. Человек, который обладает врожденным талантом к футболу и очень хорошо играет. Его тренер ежедневно ругает его, чтобы он еще больше мотивировался и становился лучше, но если он негативно это воспринимает.

Он может навсегда уйти из футбола, проклиная себя за отсутствие каких-либо навыков. Однако на самом деле он мог бы закончить как один из лучших футболистов.

Реальность и восприятие

Размытость между реальностью и восприятием
Авторы фотографий @ Steffano Zocco

Тем не менее, то же самое касается и нашей жизни. Наша жизнь — это восприятие, восприятие, которое каждый человек воспринимает по-своему. Поэтому опыт у всех разный. Каждый видит мир по-своему.

Суть в том, что реальность отличается от человека к человеку, так как каждый из нас видит мир своими глазами. Хотя верно то, что каждый видит истину по-своему, реальность может быть менее связана с нашими взглядами.

Реальность не меняется в соответствии с нашими взглядами; Реальность такова, какая она есть. С другой стороны, реальность не всегда является известной величиной, и именно здесь в игру вступает восприятие реальности.

Правда о реальности в том, что она постоянна в уравнении жизни, тогда как восприятие реальности является переменной величиной. Так что ты на своем месте, а я на своем месте.

Определение восприятия

Найдите свои параметры.
Picture Credits @ Khashayar Kouchpeydeh

Итак, как мы определяем восприятие? Восприятие объясняется как менталитет, посредством которого мы рассматриваем людей, события и вещи. В результате это оказывает значительное влияние на то, как мы воспринимаем жизнь.


«Восприятие — это просто образ мышления, с помощью которого мы наблюдаем за людьми, событиями и вещами».


Иными словами, мы думаем, что то, что видим, правильно, и строим вокруг этого нашу реальность. И только потому, что наши впечатления кажутся чрезвычайно реальными, не означает, что они таковы.

Например, человек, страдающий от разбитого сердца, может воспринимать любовь как обманчивую, притворную и болезненную. Однако, может быть, вера человека в любовь еще на исходе.

Это просто его восприятие из-за бесконечных страданий, с которыми он может столкнуться, заставляет его считать прекрасное чувство любви фальшивкой. Это восприятие может привести к тому, что человек полностью избегает и окружает себя стенами, не позволяя другим добраться до него.

Ищите радость, и вы ее найдете.
Авторы изображений @ Neobrand

В этом процессе человек лишает себя очередной возможности найти лучшую перспективу и начинает воспринимать все, что связано с этим чувством (любовью), как вредное.

Здесь он далек от восприятия реальности. В котором говорится, что если вы не закончили на счастливой ноте, это не значит, что вы никогда не добьетесь успеха в любви. Помните, что удача сопутствует смелым, а смелые личности всегда сохраняют позитивное восприятие жизни и действительности.

Может, судьба распорядилась иначе. Да, страдания неизбежны и неоспоримы. Тем не менее, у нас есть право голоса в том, кто может причинить нам вред, хотим ли мы затянуть это или дать себе еще одну возможность. Что касается автора, то он доволен своим выбором.

Как иметь дело с восприятием и реальностью

Иногда вещи могут быть болезненными и пугающими, но мы должны придерживаться позитивного подхода.
Кредиты на фотографии @ Камила Кинтеро

Итак, как вы справляетесь с этим? Это легко, вопреки тому, что я до сих пор утверждал. Сохраните свой собственный параметр, который соответствует вашим критериям удовлетворенности. В моем случае Счастье и успех от работы, за которую я берусь, и моего вклада в общество.

Для вас это может быть хорошая забота о своих близких, покупка особняка или простая мечта о путешествии в горы и созерцании звездного неба.

Просьба к моим читателям, постарайтесь не обращать внимания на то, что думают другие или как они воспринимают вас или ваши действия, даже если они неверны или совершенны. Вы всегда будете судить о своих действиях по своим собственным параметрам, поскольку они воспринимают вас через выбранные ими параметры.

В конце концов, важен уровень удовлетворения, уровень безмятежности и чистоты, к которым мы стремимся. И почему мы к этому стремимся? Конечно, мы стремимся к максимальному удовлетворению. Но здесь у всех разные стандарты достижения удовлетворения и счастья.

Я счастлив общаться с вами, быть с Родителями, помогать другим. Однако некоторые чувствуют себя неудовлетворенными даже тогда, когда всего добились. Это потому, что в своей борьбе за успех они никогда по-настоящему не ждали, не останавливались и не размышляли о том, что успокаивало их душу.

Стань причиной чьей-то улыбки.
Picture Credits@ Caju Gomes

Определение разное, и поэтому понятие жизни у всех разное. Так что влюбляйтесь, смейтесь, как будто завтра не наступит, и лелейте даже худшие моменты как жизненные уроки.

Остановить приговор.

Это все, что я могу думать о жизни. Хотя я буду делиться любыми другими мыслями по мере их возникновения, я уверен, что они будут основаны на моем восприятии жизни, которая должна произойти… как… как я воспринимаю жизнь.

Кроме того, здесь я хотел бы проявить осторожность и сообщить нашим читателям, чтобы они не спешили судить кого-то. Вещи всегда обманчивы. Мы оцениваем людей или другие оценивают нас, основываясь на своем восприятии жизни. И это наше восприятие формируется многими факторами.

Чтобы пролить свет на это, давайте поговорим о другом примере. Человек, выросший в семье, где расширенная семья или родственники были постоянно агрессивны.

Прекратите судить, мы могли бы знать, что они пострадали.
Picture Credits@ Christian Lue

Однако такой человек поймет, что родственники являются источником суматохи, и будет презирать их. Точно так же человек может воспринять другие расширенные отношения в будущем с красными флажками.

Точно так же женщина, рожденная в семье с жестокими мужчинами, может воспринимать всех мужчин как жестоких. Так что давайте не будем торопиться. Если кто-то воспринимает вас или расшифровывает любое другое происходящее в неправильном смысле.

Не торопитесь критиковать таких людей. Мы не знаем обстоятельств, с которыми они столкнулись, и факторов, которые сформировали их восприятие.

Вера в человечество — океан надежды.

Все ищут счастья, начните ценить эти моменты.
Кредиты на фотографии @ Натан Думлао


Человечество похоже на иммунную систему человеческого вида. Он спасает людей, попавших в беду, и дает им противоядие надежды. Только через маленькие акты доброты и человечности люди продолжают расти и выживать.

Не верите? Смотрите список Шиндлера здесь.

Для меня человечность — это универсальное качество жизни, которое привело меня к осуществлению моих стремлений. Кроме того, человечество исправляет меня, чтобы сделать жизнь других менее болезненной, если не более счастливой. Инициация аспектов человечества внутри нас заставляет нас любить и ценить даже худшие моменты, когда мы можем.

Атрибуты человечества состоят из множества элементов и черт, но все они ведут к одной цели: улучшить жизнь других. К сожалению, большинство из нас не в состоянии понять отсутствие гуманных факторов в обществе. Следовательно, мы не в состоянии понять необходимость человечности как существенной добродетели.

Попробуйте надеть чужую обувь. Это даст вам толчок к осознанию того, что каждый, кого вы встречаете, ведет свою собственную битву. Всех, кого вы игнорируете, нужно держать за руку. Все, кого мы презираем и ненавидим, нуждаются в любви и привязанности.

Даже когда темно, всегда можно найти свет.
Изображение предоставлено @ Зигмунд

Сообщение — Восприятие, Реальность и Человечность переплетаются


Что я пытаюсь здесь передать? Воспринимайте жизнь в соответствии со своими ориентирами, но сохраняйте аспект человечности в качестве руководящего принципа. Тем не менее, всегда будьте осторожны и помните, выбирая свои стандарты, потому что жизнь есть не что иное, как ваше и мое восприятие.

Мы оба разные, независимо от того, насколько тесно мы связаны, если мы оба не верим и не преследуем феномен человечества.

Короче говоря, есть два аспекта мышления. Во-первых, результат — это не то, что мы думаем и чего у нас нет в руках. Во-вторых, отношение — это то, как мы видим то, что можем контролировать. Таким образом, наше отношение определяет, как мы воспринимаем вещи и хотим ли мы смеяться или плакать в конце дня.

Поскольку Человечество сохраняется, Человечество существует.
Авторы фото@ Зак Дюран

Надеюсь, я не подвел вас (моих читателей) и не причинил вам никакого дискомфорта. Меня очень беспокоит риск того, что наше взаимопонимание будет разрушено, чего я не хочу.

Кроме того, я верю, что вы, ребята, не перестанете понимать сложность жизни и не потеряете веру в человечество. Ибо «Человечество — это океан; если несколько капель океана грязны, океан не становится грязным». Поэтому вы должны продолжать стремиться изменить ситуацию, даже если она будет незначительной.

Кунал Кумар.

Кунал Кумар является соучредителем международной призмы. Ранее он был куратором контента для .lawviapods  и в настоящее время является главным редактором колонки Изучение жизни  в международной призме.
Он окончил Национальный юридический университет доктора Рама Манохара Лохия в Лакхнау. Помимо того, что он фанатик фитнеса, он также увлекается плаванием, торговлей опционами на индексы, фьючерсами и производными ценными бумагами.

С ним можно связаться по телефону [email protected]

Вам также может понравиться:

Полноценная жизнь: жизнь, какой мы ее видим! https://theinternationalprism.com/living-to-the-fullest-life-as-we-see-it/

Расхламление человеческого разума 21 века https://theinternationalprism.com/decluttering-the- человеческий разум 21 века/

Счастливый

1 100 %

Грустный

0 0 %

Возбужденный

0 0 %

Сонный

0 0 %

Злой

0 0 %

Сюрприз

0 0 %

Измените свое восприятие, измените свою реальность

Николь Лайонс, 16 июня 2015 г.

«Логика проведет вас от А до Я; воображение доставит вас повсюду».

Альберт Эйнштейн

Я наткнулся на этот блог «Возможно ли изменить восприятие», и он просто великолепен. это заставило меня задуматься; насколько наше восприятие определяет нашу реальность, и может ли изменение первого изменить и второе? Давайте перейдем к делу и процитируем автора. Возможно ли изменить восприятие? Абсолютно. Можно ли изменить свою реальность, если вы изменили свое восприятие? Это несомненно.

Некоторые люди придают большое значение таким вещам, как Закон Притяжения, а я смехотворно неспособен даже бегло просмотреть его, и моя точка зрения в любом случае не имеет значения. Прежде чем мы начнем, я не говорю вам всем бежать и читать «Секрет». Причина, по которой я упоминаю об этом, заключается в том, что если вы посмотрите на Закон Притяжения, там есть несколько действительно ценных инструментов, и все зависит от того, как вы их интерпретируете. Проще говоря, закон притяжения гласит, что подобное притягивает подобное. Что отдашь, то и вернешь. Так что, если вы излучаете положительную энергию, вы получаете ее обратно. Люди используют это правило, чтобы привнести в свою жизнь больше приятных вещей, сосредоточившись на них и отпустив негатив. По сути, вы визуализируете то, что хотите, вместо того, чтобы визуализировать то, чего не хотите, потому что, когда вы постоянно беспокоитесь о том, чего вы не хотите, согласно Закону притяжения, вы все равно выпускаете эту негативную энергию и приносите это в вашей жизни в любом случае. Прозрачный как грязь?

Я не знаю, верно ли это для всех, но если у меня выдался плохой день, я иногда ловлю себя на том, что сосредотачиваюсь на всем, что плохого в моем дне. Эти крошечные неудобства, которые преследуют меня в течение дня, действительно могут заставить меня взволноваться, взволноваться и, если их не остановить, могут даже начать раздражать меня. Если я дойду до точки, где я в конечном итоге сработаю, произойдет эффект снежного кома, и это ужасно. У меня мог бы быть отличный результат, когда все было довольно хорошо, и мелочи меня не беспокоили, но где-то в длинной очереди я позволил чему-то просто поцарапать меня неправильно, и в результате жизнь просто стала отстойной. Мои представления были искажены. Как только я решил, что люди меня раздражают, беспокоятся о вещах, которые полностью находятся вне моего контроля, и позволил этой горечи взять верх, моя реальность стала тяжелой. Мой выбор того, как воспринимать собственные трудные моменты, привел к спирали депрессии. Конечно, иногда перепады моего настроения из-за биполярного расстройства играют роль в подобных ситуациях, но иногда биполярное расстройство не имеет к этому никакого отношения, мое мировоззрение, мой выбор и мои реакции — вот что делает это. Последствия этих вечеринок жалости к себе были очень нездоровыми.

  • Депрессия
  • Хронические головные боли
  • Бессонница
  • Тревога

Это был крайний случай того, что человек способен сделать с собой, используя только силу неконтролируемых мыслей. Понятно, что не у всех так, но у меня так было. Положительным моментом всего этого было то, что я попал на свой первый урок осознанности, где инструктор сосредоточился на силе позитивного мышления в настоящем. По сути, я научился переворачивать свои мысли и оставаться в моменте. Это было очень сложно, и я сейчас прохожу курс повышения квалификации. Это не то, что я могу сделать один раз и отложить, это то, над чем я должен работать каждый божий день, чтобы это закрепилось. Так легко вернуться к старым привычкам. КПТ также отлично подходит для переобучения ваших мыслей.

Изменить свое восприятие — непростая задача. Если вам не нравится жизнь, которой вы живете, вам нужно что-то с этим делать. Возвращаясь к Закону Притяжения, действительно есть что визуализировать. Первый шаг к изменению вашего восприятия — представить себе, какой вы хотите видеть свою жизнь. Если бы у меня была сила превратить свою жизнь в хаос и уродство, просто запустив цепную реакцию, запускаемую мыслями, почему бы мне не иметь силы запустить что-то позитивное? Я знаю, что некоторые из вас могут счесть это чушью, и я это понимаю, но взгляните на это, что вам терять? Вот несколько советов, которые помогут вам начать менять свое восприятие.

  • Примите решение стать хозяином своей жизни.
  • Ставьте перед собой цели и убедитесь, что они достижимы. Не настраивайте себя на неудачу.
  • Измените свой внутренний голос с «Я не могу» на «Я могу».
  • Визуализируйте, где вы хотите быть, и запишите это. Ваше воображение мощно, и его использование не является пустой тратой времени.
  • Перестаньте сосредотачиваться на всем плохом в своей жизни и сосредоточьтесь на хорошем, даже если это просто отличная чашка кофе по утрам, цените это.
  • Начните признавать в себе хорошие качества, они есть, обещаю. Если вы долгое время ненавидели себя, возможно, вам придется копнуть глубже, но вы снова узнаете себя.
  • Не нужно соглашаться на меньшее, чем счастье. Счастье требует работы, и если вы больны, вы знаете, насколько тяжелым может быть счастье. Берегите себя, пользуйтесь услугами врачей и терапевтов; они здесь, чтобы помочь вам.

Ваше восприятие — это ваша реальность; в этом нет сомнений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *