Перечислите все органы чувств человека: Органы чувств — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Содержание

Информация и знания. Восприятие информации человеком. Страница 2

Планирование уроков на учебный год (учебник И.Г. Семакина и др.)

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год (учебник И.Г. Семакина и др.) | Восприятие и представление информации





§2. Восприятие и представление информации


Основные темы параграфа:

— восприятие информации;
— информация и письменность;
— языки естественные и формальные;
— формы представления информации.

Изучаемые вопросы:

— Информация как знания человека.
— Декларативные и процедурные знания.
— Информативность сообщения.
— Образная и знаковая формы восприятия информации.
— Язык – знаковая форма представления информации.


Восприятие информации

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств — их пять: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос), орган осязания (кожа).

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые, и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнаете, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаёте знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаёте знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

• через зрение поступает информация в виде изображения;
• через слух воспринимается информация в звуковом виде;
• через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
• через вкус поступает информация от вкусовых ощущений;
• через осязание мы получаем информацию в виде осязательных (тактильных) ощущений.

Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком

. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Информация и письменность

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов — фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь.

Сначала появилась речь, потом — письменность. Письменность нужна для того, чтобы фиксировать на бумаге человеческую речь.

Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. В ней отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания — паузы, интонацию. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 1.1). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.


Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма — это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение. Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки — это пиктограммы (рис. 1.2).


Языки естественные и формальные

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту — формальным языком музыки.

Язык — это знаковый способ представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в знаковой форме.

Формы представления информации

Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам.

Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.

Подведем итог разговору о формах представления информации.

Формы представления информации человеком:

• текст на естественном языке в устной или письменной форме;
• графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;

• символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

Чтобы письменный текст на любом (естественном или формальном) языке был всем одинаково понятен, он должен соответствовать правилам языка. Синтаксис — это совокупность правил записи текста на языке. Их нарушение называется синтаксической ошибкой. Семантика — это система правил и соглашений, определяющая толкование и придание смысла конструкциям языка. Таким образом, правила синтаксиса определяют форму письменного текста, а правила семантики — его смысл, содержание.

Коротко о главном

Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром.

Язык — это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными.

Человек сохраняет информацию или обменивается ею с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме.

Письменность — важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая .

Письменный текст составляется в соответствии с правилами синтаксиса и семантики языка.

Вопросы и задания

1. Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека.

2. Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?

3. Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?

4. Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

5. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.

6. Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?

7. Что такое естественные языки, формальные языки?

8. Какие существуют формы письменности?

9. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне. Подготовьте сообщение.

Электронное приложение к уроку


Вернуться к материалам урока
Презентации, плакаты, текстовые файлы Ресурсы ЕК ЦОР
Видео к уроку

Cкачать материалы урока



Органолептические показатели качества — ros-test.

info

Тестирование продукции включает органолептические показатели качества, которые оцениваются в лабораториях сертификационных центров для оформления заключения. Этот документ свидетельствует о доброкачественности товара, а также определения отличия между разными партиями и производителями. Как получить подтверждение качества для выпускаемого ассортимента?  

К независимой оценке качества по органолептическим показателям относятся различные методы тестирования, которые используются экспертами.  Посреднические услуги и помощь в выборе лаборатории предоставляют эксперты Центра «Рос-Тест» в Санкт-Петербурге. Мы помогаем собрать документацию, подготовить пробы с материалами и т.д.

Характеристика органолептического метода определения показателей

Современные методы позволяют определить органолептические показатели качества товара и провести дегустацию, попробовать пищевые продукты на вкус.

Испытания проводятся при помощи разных органов чувств у человека, таких как

  • зрение;
  • слух;
  • вкус;
  • обоняние;
  • осязание.

В лаборатории применяются различные методы

  1. Визуальный, с определением цветовых оттенков, формы, состояния поверхности.
  2. Акустический, под названием аудиометод для определения целостности и отсутствия боя посуды, живого звучания музыкальных инструментов, исследования аудиотехники.
  3. Обонятельный, для оценки запаха пищевых компонентов, парфюмов, бытовой химии.
  4. Осязательный применяется для определения внутренней консистенции, особенностей поверхности.
  5. Вкусовой способ подходит для разных видов пищи, применяется вместе с обонятельным.

Эти исследования дополняются лабораторными методами, инструментальными исследованиями, позволяющими более глубоко определить уровень ассортимента, выпускаемого кулинарными производствами, общепитом, предприятиями пищевой промышленности.

Классификация продуктов и органолептических показателей

Этот метод анализа позволяет быстро и максимально точно определить органолептические показатели качества продукции, сырья, кулинарных блюд, полуфабрикатов.

Он применяется для обнаружения отклонений от рецептуры, технологий изготовления разных продуктов, в том числе твердых, жидких, газообразных.

К ним относится

  • внешний вид и цвет продукта;
  • запах и вкус;
  • консистенция.

Внешний вид определяется визуально и отображает зрительное впечатление о форме, размере, однородном составе, состоянии поверхности.

Продукты питания классифицируются на разные виды

  1. Зерномучные.
  2. Мясо и мясные продукты.
  3. Пищевые жиры.
  4. Молочные.
  5. Крахмалопродукты, мед, сахар, кондитерские изделия.
  6. Овощи, фрукты, грибы.
  7. Яйца и иные товары.

Лабораторный анализ позволяет правильно оценить представленный ассортимент на соответствие требованиям, предъявляемым службами контроля.

Перечень органолептических показателей качества, оцениваемых органами чувств

Кроме исследования внешнего вида они включают анализ цвета, вкуса, аромата, консистенции. Определения основаны на разных свойствах и характеристиках.

Они включают в себя

  • цветовую окраску, создаваемую отраженным потоком видимого спектра лучей;
  • запах, с анализом интенсивности и особенностей эфирных веществ, содержащихся в продукте, а также химического состава;
  • консистенцию в виде агрегатного состояния, уровня однородности, дисперсности, а также механических свойств, включая вязкость, хрупкость, эластичность, массу;
  • вкусовые свойства оказывают решающее влияние на оценку, при этом учитывается вид, яркость, свежесть вкуса.

Характерные признаки для вкуса определяются как сладкий, кислый, соленый, горький.  Он может содержать разные оттенки по интенсивности, ответную реакцию.

Органолептические показатели для продукции общественного питания

Аналитические методы для определения качества пищевой продукции включают разные тесты, способы парного сравнения, а также ранговые, балловые, треугольные и другие. Измерительные методики позволяют получить более объективную информацию.  

Применение инструментального анализа позволяет быстро убедиться в идентичном составе. К этим исследованиям относится

  1. Метод индекса с определением показателей при возрастающем разбавлении и получения концентрации, в которых они больше не улавливаются обычным способом.
  2. Scoring с использованием специальной шкалы для дегустатора, который отмечает показания перпендикулярным штрихом оцениваемых характеристик.

Инструментальные методы анализа более сложные и требуют современного оборудования, например, спектрометра, колориметра, люксметра, и не основываются на субъективности мнения эксперта.

Органолептические и инструментальные способы применяются для оценки качества пищевой продукции на предприятиях общепита. Методика является единой для применения для контроля ассортимента общественного питания.

Эти исследования можно заказать в аккредитованной лаборатории. Большое значение имеет опыт и высокая квалификация экспертов. По завершению тестирования клиенты получают результаты испытаний и необходимые консультации.

Документы для процедуры

  • заявка в электронном виде и на фирменном бланке с подписью, печатью корпоративного клиента;
  • карта с банковскими реквизитами;
  • пробы из нескольких образцов в закодированном виде;
  • иные документы по запросу.

Этапы оформления:

  1. Ознакомление с регламентом и принятие решения об аналитических и органолептических исследованиях продукции.
  2. Подготовка пробных образцов в соответствии с методом анализа.
  3. Подача заявки и заключение договора на проведение исследований.
  4. Предоставление основного пакета документов и образцов пищевых продуктов.
  5. Проведение разных видов анализа в лаборатории.
  6. Заключение экспертов в случае доброкачественности проб.

Преимущества оформления при помощи «Рос-Тест»

Центр «Рос-Тест» специализируется по консалтингу в области анализа, экспертизы, контроля, сертификации. Обращайтесь к нам, чтобы использовать прогрессивные лабораторные возможности для своего бизнеса. Мы предоставляем комлексное содействие в оформлении различных видов документов крупнейшим предприятиям общепита, пищевой отрасли в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, разных регионах России.

Звоните нам, обращайтесь за квалифицированной помощью экспертов. Обеспечьте подтверждение исключительного качества пищевого ассортимента, чтобы не подвергаться претензиям и штрафам от органов контроля и потребителей.

Кому нужно заказывать тестирование на органолептические показатели качества

Заказчиками услуг по проведению испытаний в отношении органолептических параметров являются производители и импортеры пищевой, а также косметической продукции. Тестирование выполняется аккредитованными лабораториями или испытательными центрами. По результатам исследований составляется протокол, который служит основанием для регистрации декларации на указанные категории товаров. Проведение испытаний также является неотъемлемым этапом добровольной оценки соответствия продуктов. Также в тестировании органолептических показателей качества заинтересованы владельцы заведений общественного питания, которые желают получить на свою продукцию добровольный сертификат. Проведение ряда испытаний требуется и для улучшения характеристик выпускаемой продукции. Испытания образцов в отношении органолептических показателей потребуется предпринимателям, чья деятельность напрямую связана с выпуском, импортом, а также реализацией:

  • продуктов питания;
  • пищевых добавок;
  • зерна;
  • косметических и парфюмерных средств.

Также испытания товаров по указанным характеристикам осуществляются по заявкам владельцев заведений общественного питания. Результаты тестов вносятся в протоколы установленной формы, на основании которых возможно оформить разрешительную документацию – декларации (на продтовары, косметику и парфюмерию), сертификаты (на всю продукцию после проведения декларирования).

Где проводится такое тестирование?

Тестирование по органолептическим показателям проводится в лабораторных условиях с использованием установленных действующими стандартами методик. Комплекс испытаний осуществляется специализированными учреждениями: аккредитованными лабораториями или центрами по заявке заинтересованного лица. Заявителем может выступать изготовитель или импортер продуктов питания, косметики и парфюмерии. Анализ свойств товаров: вкуса, цвета, запаха, консистенции выполняется квалифицированными экспертами. По результатам проведенных исследований делается вывод о том, отвечают ли представленные образцы предъявляемым к ним требованиям (устанавливаются техрегламентами, ГОСТами или ТУ).

Стоимость тестирования на органолептические показатели качества

 Цена за оказание услуг по выполнению комплекса исследований определяется индивидуально. Расчет стоимости производится с учетом следующих факторов:

  • количества видов изделий, в отношении которых необходимо провести проверку;
  • состава продукта;
  • форм выпуска и иных моментов.

Для того чтобы узнать, сколько будет стоить тестирование продукции, заинтересованному лицу потребуется предоставить:

  • ее описание – в нем содержится полное наименование, состав, свойства, пищевая ценность и иные характеристики;
  • техническую документацию, регламентирующую порядок ее изготовления – это могут быть ГОСТы, СТО или ТУ (последние два документа оформляют, если условия производства отличаются от установленных ГОСТами).

Кто проводит тестирование продукции на органолептические показатели качества?

Комплекс испытаний продукции по органолептическим характеристикам осуществляется аккредитованными лабораториями и иными испытательными учреждениями. Проверка проводится по заявке изготовителя или импортера продукции (заявителя) и включает в себя следующие этапы:

  • подача заявления вместе с пакетом требуемых документов;
  • подписание договора на оказание услуг;
  • отбор образцов товара и предоставление их в лабораторию;
  • проведение перечня исследований по установленным методикам;
  • составление протокола испытаний.

Экспертиза продукта по данным параметрам выполняется как отдельная процедура по запросу заказчика/потребителя, так и в рамках обязательной оценки соответствия изделия перед выпуском в продажу.

Для каких продуктов не обязательно тестирование на органолептические показатели качества?

Не требуется проведение испытаний в отношении органолептических показателей для продуктов, которые не подлежат обязательному подтверждению соответствия по техрегламентам ЕАЭС. Речь идет о продукции, которая производится (выращивается) гражданами для личного потребления. Например, овощи и фрукты, собранные в своем саду, сделанные в домашних условиях масло, колбаса, копчености. Если вы планируете производить или импортировать для последующей реализации на территории РФ товары продовольственной группы, то в этом случае их потребуется протестировать по органолептическим характеристикам в обязательном порядке. Обусловлено это тем, что без протокола испытаний не удастся оформить и зарегистрировать декларацию соответствия. А без этого документа осуществлять деятельность на законных основаниях невозможно. Кроме того, за его отсутствие на законодательном уровне закреплена административная ответственность.

Чувства | Biology for Majors II

Определение общих и специальных органов чувств у человека

У людей есть особые чувства: обоняние, вкус, равновесие и слух, а также общие чувства соматоощущения. Каждое из этих чувств позволяет нам что-то воспринимать в окружающем нас мире.

Цели обучения

  • Определение общих и специальных органов чувств у человека
  • Опишите три важных шага в ощущении
  • Объясните понятие едва заметной разницы в сенсорном восприятии

Органы чувств человека

Чувство – это физиологическая способность организма, которая предоставляет данные для восприятия. Чувства и их действие, классификация и теория являются пересекающимися темами, изучаемыми в различных областях, в первую очередь в неврологии, когнитивной психологии (или когнитивной науке) и философии восприятия. Нервная система имеет специфическую сенсорную нервную систему и орган чувств, предназначенный для каждого чувства.

У людей множество органов чувств. Зрение (зрение), слух (слух), вкус (вкус), обоняние (обоняние) и осязание (соматоощущение) — это пять традиционно признанных чувств. Способность обнаруживать другие стимулы помимо тех, которые регулируются этими наиболее широко признанными чувствами, также существует, и эти сенсорные модальности включают температуру (термоцепция), кинестетическое чувство (проприоцепция), боль (ноцицепция), равновесие (эквилибриоцепция), вибрацию (механорецепция) и различные внутренние стимулы (например, различные хеморецепторы для определения концентрации соли и углекислого газа в крови). Однако то, что представляет собой чувство, является предметом некоторых споров, что приводит к трудностям в определении того, что именно представляет собой отдельное чувство и где проходят границы между реакциями на связанные стимулы. Этот процесс называется сенсорная трансдукция .

Существует два основных типа клеточных систем, осуществляющих сенсорную трансдукцию. В одном нейрон работает с сенсорным рецептором , клеткой или клеточным процессом, который специализирован для взаимодействия и обнаружения определенного стимула. Стимуляция сенсорного рецептора активирует связанный с ним афферентный нейрон, который несет информацию о раздражителе в центральную нервную систему. При втором типе сенсорной трансдукции сенсорное нервное окончание отвечает на раздражитель во внутренней или внешней среде: этот нейрон сам составляет сенсорный рецептор. Свободные нервные окончания могут стимулироваться несколькими различными раздражителями, таким образом проявляя небольшую рецепторную специфичность. Например, болевые рецепторы в деснах и зубах могут раздражаться при изменении температуры, химической стимуляции или давлении.

Ощущение

Рецепция

Первым шагом в ощущении является рецепция , которая представляет собой активацию сенсорных рецепторов раздражителями, такими как механические раздражители (например, сгибание или сдавливание), химические вещества или температура. Затем рецептор может реагировать на раздражители. Область в пространстве, в которой данный сенсорный рецептор может реагировать на стимул, будь то удаленный или контактирующий с телом, является рецептивным полем этого рецептора . Задумайтесь на мгновение о различиях в рецептивных полях для разных органов чувств. Для осязания раздражитель должен соприкасаться с телом. Для органа слуха раздражитель может находиться на умеренном расстоянии (звуки некоторых усатых китов могут распространяться на многие километры). Для зрения раздражитель может быть очень далеко; например, зрительная система воспринимает свет от звезд на огромных расстояниях.

Трансдукция

Наиболее фундаментальной функцией сенсорной системы является преобразование сенсорного сигнала в электрический сигнал в нервной системе. Это происходит на сенсорном рецепторе, и возникающее изменение электрического потенциала называется потенциалом рецептора . Как сенсорный вход, такой как давление на кожу, превращается в рецепторный потенциал? В этом примере тип рецептора, называемый механорецептором (как показано на рисунке 1), обладает специализированными мембранами, которые реагируют на давление. Нарушение этих дендритов путем их сжатия или изгиба открывает закрытые ионные каналы в плазматической мембране сенсорного нейрона, изменяя его электрический потенциал. Напомним, что в нервной системе положительное изменение электрического потенциала нейрона (также называемого мембранным потенциалом) деполяризует нейрон. Рецепторные потенциалы — это градуированные потенциалы: величина этих градуированных (рецепторных) потенциалов зависит от силы раздражителя. Если величина деполяризации достаточна (то есть, если мембранный потенциал достигает порога), нейрон активирует потенциал действия. В большинстве случаев правильный стимул, воздействующий на сенсорный рецептор, будет направлять мембранный потенциал в положительном направлении, хотя для некоторых рецепторов, например зрительной системы, это не всегда так.

Рисунок 1. (а) Механочувствительные ионные каналы представляют собой закрытые ионные каналы, которые реагируют на механическую деформацию плазматической мембраны. Механочувствительный канал соединен с плазматической мембраной и цитоскелетом волосовидными связями. Когда давление заставляет внеклеточный матрикс двигаться, канал открывается, позволяя ионам входить или выходить из клетки. (b) Стереоцилии в человеческом ухе связаны с механочувствительными ионными каналами. Когда звук вызывает движение стереоцилий, механочувствительные ионные каналы передают сигнал в кохлеарный нерв.

Сенсорные рецепторы различных органов чувств сильно отличаются друг от друга, и они специализированы в соответствии с типом воспринимаемого ими стимула: они обладают рецепторной специфичностью. Например, тактильные, световые и звуковые рецепторы активируются разными раздражителями. Сенсорные рецепторы не чувствительны к свету или звуку; они чувствительны только к прикосновению или давлению. Однако стимулы могут комбинироваться на более высоких уровнях мозга, как это происходит с обонянием, способствуя нашему ощущению вкуса.

Кодирование и передача сенсорной информации

Сенсорные системы кодируют четыре аспекта сенсорной информации: тип стимула, местоположение стимула в рецептивном поле, продолжительность стимула и относительную интенсивность стимула. Таким образом, потенциалы действия, передаваемые по афферентным аксонам сенсорных рецепторов, кодируют один тип стимула, и это разделение органов чувств сохраняется в других сенсорных цепях. Например, слуховые рецепторы передают сигналы по собственной специальной системе, и электрическая активность аксонов слуховых рецепторов будет интерпретироваться мозгом как слуховой стимул — звук.

Интенсивность стимула часто кодируется частотой потенциалов действия, продуцируемых сенсорным рецептором. Таким образом, интенсивный стимул вызовет более быструю последовательность потенциалов действия, а уменьшение стимула также замедлит скорость производства потенциалов действия. Второй способ кодирования интенсивности — количество активированных рецепторов. Интенсивный стимул может инициировать потенциалы действия в большом количестве соседних рецепторов, в то время как менее интенсивный стимул может стимулировать меньшее количество рецепторов. Интеграция сенсорной информации начинается, как только информация поступает в ЦНС, и далее мозг обрабатывает поступающие сигналы.

Восприятие

Восприятие — это индивидуальная интерпретация ощущения. Хотя восприятие зависит от активации сенсорных рецепторов, восприятие происходит не на уровне сенсорных рецепторов, а на более высоких уровнях нервной системы, в мозгу. Мозг различает сенсорные стимулы через сенсорный путь: потенциалы действия от сенсорных рецепторов проходят по нейронам, предназначенным для определенного стимула. Эти нейроны предназначены для этого конкретного стимула и синапса с определенными нейронами в головном или спинном мозге.

Все сенсорные сигналы, за исключением сигналов обонятельной системы, передаются через центральную нервную систему и направляются в таламус и в соответствующую область коры. Напомним, что таламус — это структура в переднем мозге, которая служит центром обмена информацией и ретрансляционной станцией для сенсорных (а также моторных) сигналов. Когда сенсорный сигнал выходит из таламуса, он проводится в определенную область коры (рис. 2), предназначенную для обработки этого конкретного чувства.

Как интерпретируются нейронные сигналы? Интерпретация сенсорных сигналов между особями одного и того же вида во многом схожа из-за унаследованного сходства их нервных систем; однако есть некоторые индивидуальные различия. Хорошим примером этого является индивидуальная переносимость болевого раздражителя, такого как зубная боль, которая, безусловно, различается.

Рисунок 2. У людей, за исключением обоняния, все сенсорные сигналы направляются из (а) таламуса в (б) конечные области обработки в коре головного мозга. (кредит b: модификация работы Полины Тишиной)

Резюме: Ощущение

Сенсорные рецепторы представляют собой либо специализированные клетки, связанные с сенсорными нейронами, либо специализированные окончания сенсорных нейронов, которые являются частью периферической нервной системы и используются для получения информации об окружающей среде (внутренней или внешней). . Каждый сенсорный рецептор модифицируется в соответствии с типом обнаруживаемого им стимула. Например, ни вкусовые, ни слуховые рецепторы не чувствительны к свету. Каждый сенсорный рецептор реагирует на раздражители в определенной области пространства, известной как рецептивное поле этого рецептора. Наиболее фундаментальной функцией сенсорной системы является преобразование сенсорного сигнала в электрический сигнал в нервной системе.

Все сенсорные сигналы, кроме сигналов обонятельной системы, поступают в центральную нервную систему и направляются в таламус. Когда сенсорный сигнал выходит из таламуса, он проводится в определенную область коры, предназначенную для обработки этого конкретного чувства.

Едва заметная разница

В области экспериментальной психологии, сосредоточенной на чувстве, ощущении и восприятии, которая называется психофизикой, едва заметная разница (JND) — это величина, которую необходимо изменить, чтобы появилась разница быть заметным или обнаруживаемым по крайней мере в половине случаев (абсолютный порог). Этот предел (другое слово для порога) также известен как предел разницы, дифференциальный порог или наименее ощутимая разница.

Для многих сенсорных модальностей в широком диапазоне величин стимула, достаточно далеком от верхнего и нижнего пределов восприятия, JND представляет собой фиксированную пропорцию референтного сенсорного уровня, и поэтому отношение JND/референс примерно постоянно ( то есть JND представляет собой постоянную долю/процент от исходного уровня). В физических единицах мы имеем:

[латекс]\displaystyle\frac{\Delta{I}}{I}=k[/латекс]

, где I — исходная интенсивность конкретной стимуляции, Δ I — это дополнение к нему, необходимое для восприятия изменения (JND), а k — константа. Это правило впервые было обнаружено Эрнстом Генрихом Вебером (1795–1878), анатомом и физиологом, в экспериментах по изучению порогов восприятия поднимаемых тяжестей. Теоретическое обоснование (не общепринятое) впоследствии было предоставлено Густавом Фехнером, поэтому это правило известно либо как закон Вебера, либо как закон Вебера-Фехнера; константа k называется константой Вебера . Это верно, по крайней мере, в хорошем приближении, для многих, но не для всех сенсорных измерений, например для яркости света, интенсивности и высоты звука. Однако это неверно для длины волны света. Стэнли Смит Стивенс утверждал, что это справедливо только для того, что он назвал протетически сенсорными континуумами, где изменение входных данных принимает форму увеличения интенсивности или чего-то явно аналогичного; это не было бы справедливо для метатетических континуумов, где изменение входных данных приводит к качественному, а не количественному изменению восприятия. Стивенс разработал свой собственный закон, названный степенным законом Стивенса, который возводит раздражитель в постоянную степень и, подобно Веберу, также умножает его на постоянный коэффициент для получения воспринимаемого стимула.

JND является статистической, а не точной величиной: от пробы к пробе разница, которую замечает данный человек, будет несколько меняться, и поэтому необходимо провести много проб, чтобы определить порог. JND обычно сообщается как разница, которую человек замечает в 50% испытаний. Если используется другая пропорция, это будет включено в описание — например, в исследовании может быть указано значение 75-процентного JND.

Современные подходы к психофизике, например, теория обнаружения сигналов, подразумевают, что наблюдаемый JND не является абсолютной величиной, а будет зависеть от ситуационных и мотивационных факторов, а также факторов восприятия. Например, когда исследователь мигает очень тусклым светом, участник может сообщить, что видел его в одних испытаниях, но не видел в других.

Попробуйте сами

Легко отличить однофунтовый мешок риса от двухфунтового. Разница в один фунт, и один мешок в два раза тяжелее другого. Однако будет ли так же легко отличить сумку весом 20 и 21 фунт?

Вопрос: Какова наименьшая определяемая разница в весе между мешком риса весом в один фунт и мешком большего размера? Какова наименьшая заметная разница между 20-фунтовым мешком и мешком большего размера? В обоих случаях при каких весах обнаруживаются различия? Эта наименьшая обнаруживаемая разница в стимулах известна как едва заметная разница (JND).

Предыстория: Исследуйте справочную литературу по JND и закону Вебера, описание предполагаемой математической зависимости между общей величиной стимула и JND. Вы будете тестировать JND риса разного веса в мешках. Выберите удобный шаг, который нужно пройти при тестировании. Например, вы можете выбрать 10-процентное увеличение от одного до двух фунтов (1,1, 1,2, 1,3, 1,4 и т. д.) или 20-процентное увеличение (1,2, 1,4, 1,6 и 1,8).

Гипотеза: Разработайте гипотезу о JND с точки зрения процента от общего тестируемого веса (например, «JND между двумя маленькими мешками и между двумя большими мешками пропорционально одинакова» или «… равно не пропорционально». Итак, для первой гипотезы, если JND между однофунтовым мешком и большим мешком составляет 0,2 фунта (то есть 20 процентов; 1,0 фунт ощущается так же, как 1,1 фунт, но 1,0 фунт ощущается менее 1,2 фунта), то JND между 20-фунтовым мешком и мешком большего размера также составит 20 процентов. (Таким образом, 20 фунтов ощущаются так же, как 22 фунта или 23 фунта, но 20 фунтов ощущаются меньше, чем 24 фунта.)

Проверьте гипотезу: Наберите 24 участников и разделите их на две группы по 12 человек. Чтобы организовать демонстрацию, предполагая, что было выбрано 10-процентное увеличение, пусть первая группа будет группой с одним фунтом. Однако в качестве уравновешивающей меры против систематической ошибки шесть человек из первой группы будут сравнивать один фунт с двумя фунтами и уменьшать вес (1,0 до 2,0, 1,0 до 1,9 и т. д.), в то время как остальные шесть будет увеличиваться (с 1,0 до 1,1, с 1,0 до 1,2 и т. д.). Примените тот же принцип к группе весом 20 фунтов (от 20 до 40, от 20 до 38 и т. д., от 20 до 22, от 20 до 24 и т. д.). Учитывая большую разницу между 20 и 40 фунтами, вы можете использовать 30 фунтов в качестве большего веса. В любом случае используйте два веса, которые легко определить как разные.

Запишите наблюдения: Запишите данные в таблицу, аналогичную приведенной ниже. Для групп весом в 1 и 20 фунтов (базовый вес) запишите знак плюс (+) для каждого участника, который обнаруживает разницу между базовым весом и весом шага. Запишите знак минус (-) для каждого участника, который не находит различий. Если одна десятая шагов не использовалась, то замените шаги в столбцах «Вес шага» на тот шаг, который вы используете.

Таблица 1. Результаты тестирования JND (+ = разница; − = нет разницы)
Ступенчатый груз Один фунт 20 фунтов Ступенчатый груз
1.1 22
1,2 24
1,3 26
1,4 28
1,5 30
1,6 32
1,7 34
1,8 36
1,9 38
2,0 40

Проанализируйте данные/сообщите о результатах: Какой вес шага, по мнению всех участников, равен базовому весу в один фунт? А как насчет 20-фунтовой группы?

Сделайте вывод: Подтверждают ли данные гипотезу? Являются ли окончательные веса пропорционально одинаковыми? Если нет, то почему? Соответствуют ли результаты закону Вебера? Закон Вебера гласит, что едва заметная разница в стимуле пропорциональна величине исходного стимула.

Проверьте свое понимание

Ответьте на вопросы ниже, чтобы узнать, насколько хорошо вы понимаете темы, затронутые в предыдущем разделе. Этот короткий тест не учитывает , а не для вашей оценки в классе, и вы можете пересдавать его неограниченное количество раз.

Используйте этот тест, чтобы проверить свое понимание и решить, следует ли (1) изучить предыдущий раздел дальше или (2) перейти к следующему разделу.

5a4 Чувства – Журналы о природе

Цели органов чувств

  • Перечислите пять «традиционных» органов чувств и приведите примеры дополнительных органов чувств.
  • Определите структуры глаза и опишите их основные функции, включая их роль в зрении и восприятии.
  • Опишите сенсорные рецепторы, потенциальные типы информации, посылаемой в мозг, и распространенные заблуждения относительно слуха (слух), вкуса (вкус) и обоняния (обоняние).

Чувства — это то, как мы собираем данные для формирования восприятия или представления об окружающем нас мире.

Исходя из своих фоновых знаний, перечислите пять человеческих чувств.

«Традиционные» чувства

Эти чувства известны большинству людей.

Зрение

Палочки и колбочки в человеческом глазу посылают в мозг информацию о форме, глубине, движении и цвете.

Аудирование (слух)

Волосковые клетки в человеческом ухе собирают информацию об амплитуде и частоте звука.

Вкус

Вкусовые сосочки, разбросанные по языку, определяют по крайней мере пять вкусов у людей: сладкий, кислый, соленый, горький и умами («пикантный»).

Обоняние (запах)

Реснитчатые рецепторные клетки в носовой полости человека могут обнаруживать тысячи различных запахов.

Прикосновение

Рецепторные клетки кожи могут обнаруживать боль, тепло, холод, легкое прикосновение и сильное давление.

Но подождите…

На самом деле у нас есть больше, чем эти пять чувств.

«Традиционные» пять чувств генерируются органами, в основном предназначенными для сенсорного восприятия (глаза, уши, нос, язык, кожа).

Но есть и другие чувства, создаваемые меньшими частями органа и/или несколькими органами.

Дополнительные чувства

У этих органов чувств нет специальных органов (таких как глаза или уши), и их механизмы обычно плохо изучены.

Баланс

Рецепторы в скелетных мышцах, ушах и глазах играют роль в равновесии человека.

Проприорецепция

Это осознание того, где расположены части тела: это позволяет прикоснуться к носу с закрытыми глазами.

Боль

Рецепторы в коже, суставах, костях и мягких органах посылают болевые сигналы при повреждении тканей. Это более широкий смысл, чем простая рецепция боли нервными окончаниями в коже.

Голод

Несколько частей мозга отвечают за чувство голода, которое помогает в управлении энергией.

Хронорецепция (течение времени)

Осознание течения времени зависит от множества структур мозга и включает в себя краткосрочное время и ежедневные циркадные ритмы.

Ассортимент внутренних органов чувств

Не менее восьми дополнительных органов чувств включают обнаружение полного мочевого пузыря, жажды и т. д.

Сначала мы сосредоточимся на одном из наиболее изученных органов чувств: зрении.

Мы берем образец анатомии глаза.

Другой взгляд на основные структуры и функции глаза.

Зрение — это последовательность шагов, в которых участвуют глаз и мозг.

Изменения структур глаза могут привести к ухудшению зрения.

Восприятие представляет собой комбинацию стимула от рецепторных клеток и интерпретации нейронами головного мозга. В случае зрения рецепторными клетками являются _____ и _____. Часть коры головного мозга, которая в первую очередь обрабатывает зрительную информацию, — это ____ доля.

Наши чувства часто работают вместе, чтобы создать более богатое восприятие мира.

Это одно из немногих видео по биологии человека, которое мы сняли прошлым летом.

Чувства соединяют нас с внешней и внутренней средой, подобно автомобильным датчикам, сообщающим о том, что что-то слишком близко или низкий уровень масла.

 

Классической книгой для понимания значения сенсорной информации является автобиография Хеллен Келлер « История моей жизни », впервые опубликованная в 1903 и написана, когда автор еще учился в колледже.

 

Теперь мы сравним и сопоставим три разных чувства: слух (слух), вкус и обоняние (обоняние).

Распространенные заблуждения о человеческих чувствах

Ремонт ушей

Хотя некоторые части тела заживают быстро, когда здоровые клетки делятся, чтобы заменить мертвые или поврежденные клетки, некоторые клетки, такие как рецепторные клетки ушей, делятся редко. Это означает, что повреждение одной сильной вибрацией (звуком) может привести к необратимой потере слуха.

Карта вкуса

Во многих старых учебниках показана карта вкусовых рецепторов на языке с зонами сгруппированных вкусовых рецепторов. Язык на самом деле имеет различные вкусовые рецепторы, а не определенные области вкуса.

Лучший смысл?

На вопрос о самом слабом чувстве многие люди говорят, что у них обоняние. На самом деле большинство людей могут различать тысячи различных запахов, например, запах разных сортов яблок, но мозг нужно научить их распознавать.

Слух (Прослушивание)

Ухо представляет собой аналог воронки, направляющий колебания к сенсорным клеткам, расположенным в улитке внутреннего уха.

У ушей две важные сенсорные функции: слух и равновесие.

Возможно, вы слышали, что если поднести к уху раковину или другую большую раковину, то можно услышать шум океана. На самом деле вы слышите окружающий шум вокруг себя, усиленный корпусом. Он действует как небольшая резонирующая камера.

Вкус (дегустация)

На этой модели показаны небольшие бороздки на языке (сосочки), в которых расположены впадины со вкусовыми сосочками.

При увеличении ткани языка отчетливо видны сосочки и вкусовые рецепторы.

Запах (обоняние)

Реснитчатые рецепторные клетки в носовом эпителии в верхней части носовой полости связываются с молекулами запаха, посылая сигналы через обонятельный нерв в мозг.

У собак обоняние лучше, чем у людей, и не только потому, что у них большие влажные носы, которые часто находятся близко к земле. Собаки и их предки волки имеют больше реснитчатых рецепторных клеток в обонятельном эпителии.

Эта демонстрация памяти запахов демонстрирует гедонистическую шкалу, которую вы будете использовать в следующем задании журнала.

Начните второе задание журнала этого Руководства здесь

Страница журнала № 10: Сенсорный опыт

В этом задании журнала вы пробуете новый (новый) сенсорный опыт и описываете его по гедонистической шкале.

Сначала выберите ощущение, которого раньше не испытывали. Это может быть новое сочетание вкусов, новый аромат, проба музыки, новое сочетание текстур и т. д.

Страница журнала, которую вы открываете, включает следующие три компонента:

  1.  Объяснение того, почему вы выбрали именно этот сенсорный опыт.
  2.  Описание опыта.
  3.  Оценка вашего нового сенсорного опыта по гедонистической шкале.

Вы можете отправить текст, текст и фотографии и/или видео.

Примечание. Соблюдайте осторожность при выборе и исполнении этого мультимедийного материала. Кроме того, держите описание подходящим для широкой аудитории. Другими словами, не шокируйте оценщиков.

Это конец содержания Guide 5. После того, как вы проверите свои знания по материалу, перейдите на страницу продукта.

Проверьте свои знания. Можете ли вы:

  • перечислить пять «традиционных» чувств и привести примеры дополнительных чувств?
  • определить структуры глаза и описать их основные функции, включая их роль в зрении и восприятии?
  • описывают сенсорные рецепторы, потенциальные типы информации, посылаемой в мозг, и распространенные заблуждения относительно слуха (слух), вкуса (вкус) и обоняния (обоняние)?

Вернуться на страницу мозга

Руководство 5 Страница продукта

Руководство по координации Содержание

Перед прохождением теста и отправкой двух страниц журнала заполните все четыре раздела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *