это, определение слова, понятие. Что такое Интериоризация, значение, словарь, энциклопедия
Skip to Main Content Area
— процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Ее нужно отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации (восприятие и память). В онтогене выделяются такие стадии интериоризации: 1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать; 2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого; 3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Эти стадии прослеживаются в частности при наблюдении за детской речью эгоцентрической. Позднее понятие интериоризации было распространено П. Я. Гальпериным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. В теории деятельности интериоризация — это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План. При интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется — это особенно это относится к ее операциональной части. Понятия, сходные с интериоризацией, применяются в психоанализе при объяснении того, как в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), коя в свою очередь определяет структуру сознания.
Интериоризация
Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера
Интериоризация [лат. interior — внутренний] — формирование структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие И. было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В аналогичном смысле И. понимали и…
Интериоризация
Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М
(лат. внутренний), переход извне вовнутрь, то есть психические процессы, которые складываются, как правило, вне человека, при посредстве интериоризации становятся атрибутами его внутренней психической жизни. Термин принадлежит французскому социологу Дюргейму.
Интериоризация
Психологическая энциклопедия
(от лат. interior -внутренний) — букв.: переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (напр. , формирование…
Интериоризация
Психологическая энциклопедия
(лат. interior — внутренний). 1. В психиатрии — переживание психически больным волнующих его обстоятельств скрытно для окружающих. 2. В психологии — формирование внутренних структур психики путем усвоения структур внешней социальной деятельности. В психоанализепонятие И….
Интериоризация
Психологическая энциклопедия
— переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации — обобщаются, вербализуются, сокращаются и…
Интериоризация
Психологическая энциклопедия
Нем.: Verinnerlichung. — Франц.: int?riorisation. -Англ.: internalization. — Исп.: interiorisaci?n. — Итал.: interiorizzazione. — Португ.: interioriza??o.o А) Термин, обычно используемый как синоним интроекции*.Б) В более узком смысле слова -процесс, посредством которого. ..
Интериоризация
Психологическая энциклопедия
— перенесение внутрь, усвоение; противоположное понятие — экстериоризация- выражение вовне.
Интериоризация
Психологическая энциклопедия
— (от лат. interior — внутренний) переход извне внутрь, преобразование внешних, предметных действий во внутренние, умственные.
Поделиться:
2. Структура Де
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Узловые вопросы темы
1. Общее понятие о деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь.
2. Структура деятельности человека. Действия и движения.
3. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности.
4. Навыки, их структура и закономерности выработки.
5. Деятельность и психика.
6. Виды человеческой деятельности. Понятие ведущей деятельности.
7. Способности и деятельность.
8. Общение и деятельность.
Основные психологические понятия по теме
Автоматизация (в психологии) — процесс формирования различных навыков путем упражнения.
Автоматизм — действие, осуществляемое непроизвольно или неосознанно.
Ведущая деятельность — вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности в данный период, например игра в период дошкольного детства.
Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Д. может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.
Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Игра (детская) — вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.Интериоризация — процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные
Интерференция навыков — ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.
Кривая упражнений — графическое изображение в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемого действия (затрачиваемого времени, количества ошибок) при его повторениях.
Мотив — то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
Навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.
Общение — взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Привычка — действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.
Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.
Умение — способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства.
Учение — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.
Экстериоризация — переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.Цель — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.
Отечественная психологическая школа базируется на теории деятельности. Создателями этой теории и ее продолжателями в различных направлениях науки были и являются А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов и др.
Деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей как субъект этой деятельности.
В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью
Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности.
Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.
Сознательная деятельность человека коренным образом отличается от поведения животных:— не обязательно связана с биологическими мотивами,
— не определяется только наглядными впечатлениями,
— формируется путем усвоения общественного опыта.
Внутренняя Де
Потребности
Мотив
Цель
Задача
Внешняя Де
Д е
де
Операция
Движение
Психофизиологические функции
Действия — это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом особенностей: первая особенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели. Вторая особенность действия — это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием. Третья особенность — через понятие «действие» утверждается принцип активности. Четвертая особенность — действия могут быть внешние,
Предметные действия — это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений.
Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.
По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризация).
Направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, они подвергаются обратному преобразованию (экстериоризация).Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.
Следующий уровень структуры деятельности — операции, каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.
На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности.
3. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности.
Механизм планирования, контроля и регулирования действий исследовали отечественные и зарубежные физиологи и психологи — ILK. Анохин, П.А. Бернштейн, Э.А. Афатян, У. Эшби и др. В их исследованиях показано, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа — своеобразной нейропсихологической модели. Механизм корректировки действий через соотнесением с образом ожидаемого результата, как указывал П.К. Анохин, назван акцептором действия.
П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый принцип управления движениями; он назвал его принципом сенсорной коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с чем выделяет различные структурные элементы деятельности — умения, навыки, привычки.
Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.
Навык — это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.
Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности, называются приемами этой деятельности
С физиологической стороны навык означает образование в коре больных полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом.
Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности.
Например:
— двигательные навыки складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе;
— умственные навыки складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой и т. д.
Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.
В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.
Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.
Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция). Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка.
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и другие качества, характерные для автоматизированных действий. И человеку вновь приходится обращать свое внимание на каждое свое движение, сознательно контролировать способ его выполнения.
Рис. V.8. Условия и основные этапы формирования навыка
Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения.
Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).
Пути формирования привычек:
через подражание;
в результате многократного повторения действия;
через сознательные целенаправленные усилия, например путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.
Пиаже и сенсомоторная стадия
Схема, ассимиляция и аккомодация : Пиаже считал, что мы постоянно пытаемся поддерживать когнитивное равновесие или баланс в том, что мы видим и что мы знаем (Piaget, 1954).
Детям гораздо труднее поддерживать этот баланс, потому что они постоянно сталкиваются с новыми ситуациями, новыми словами, новыми объектами и т. д. Всю эту новую информацию необходимо систематизировать, и относится к структуре для организации информации. как Схема. Дети формируют схемы посредством процессов ассимиляции и аккомодации.
Столкнувшись с чем-то новым, ребенок может продемонстрировать Ассимиляцию , , вписывающую новую информацию в существующую схему, например, назвать всех животных с четырьмя ногами «собачками», потому что он или она знает слово собачка . Вместо усвоения информации ребенок может демонстрировать.
Жилье , , который расширяет рамки знаний, чтобы приспособиться к новой ситуации и, таким образом, изучает новое слово для более точного названия животного. Например, признание того, что лошадь отличается от зебры, означает, что ребенок приспособился, и теперь у ребенка есть и схема зебры, и схема лошади. Даже будучи взрослыми, мы продолжаем пытаться «осмыслить» новые ситуации, определяя, вписываются ли они в наш старый образ мышления (ассимиляция) или нам нужно изменить наши мысли (аккомодация).
В соответствии с точкой зрения Пиаже, младенцы познают мир главным образом благодаря своим чувствам и двигательным способностям (Harris, 2005). Эти основные двигательные и сенсорные способности обеспечивают основу для когнитивных навыков, которые появятся на последующих этапах когнитивного развития. Первая стадия когнитивного развития называется Сенсомоторный период и состоит из шести подстадий. В таблице 3.2 указаны возрасты, обычно связанные с каждой подстадией.
Таблица 3.2 Младенческий возраст для шести подстадий сенсомоторного периода:
Подэтап 1 | Рефлексы (0–1 месяц) |
Подэтап 2 | Первичные круговые реакции (1–4 месяца) |
Подэтап 3 | Вторичные круговые реакции (4–8 месяцев) |
Подэтап 4 | Координация вторичных круговых реакций (8–12 месяцев) |
Подэтап 5 | Третичные круговые реакции (12–18 месяцев) |
Подэтап 6 | Начало репрезентативного мышления (18–24 месяца) |
Подэтап 1: Рефлексы . Новорожденные узнают об окружающем их мире с помощью своих рефлексов, таких как сосание, протягивание и хватание. Со временем использование этих рефлексов становится более преднамеренным и целенаправленным.
Подэтап 2: Первичные круговые реакции . В течение следующих 3 месяцев младенец начинает активно вовлекать свое тело в ту или иную форму повторяющейся деятельности. Младенец может случайно начать какое-то поведение и найти его интересным, например, издать вокализацию. Этот интерес мотивирует попытки сделать это снова и помогает младенцу научиться новому поведению, которое изначально возникло случайно. Поведение идентифицируется как круговое и первичное, поскольку оно сосредоточено на собственном теле младенца.
Подэтап 3: Вторичные круговые реакции . Младенец начинает взаимодействовать с предметами в окружающей среде. Сначала младенец взаимодействует с предметами (например, с мобильным телефоном) случайно, но затем эти контакты с предметами становятся преднамеренными и приобретают повторяющийся характер. Младенец становится все более и более активным во внешнем мире и получает удовольствие от того, что может что-то делать. Повторяющиеся движения представляют особый интерес, так как, например, младенец может стучать двумя крышками от шкафа, сидя на кухонном полу.
Подэтап 4: Координация вторичных круговых реакций . Младенец объединяет эти основные рефлексы и использует планирование и координацию для достижения конкретной цели. Теперь младенец может вести себя так же, как и другие, и предвидеть предстоящие события. Возможно, благодаря продолжающемуся созреванию префронтальной коры младенец становится способным мыслить и осуществлять запланированную, целенаправленную деятельность. Например, младенец видит под кухонным столом игрушечную машинку, затем ползает, тянется и хватает игрушку. Младенец координирует внутреннюю и внешнюю деятельность для достижения запланированной цели.
Подэтап 5: Третичные циклические реакции . Малыш считается «маленьким ученым» и начинает исследовать мир методом проб и ошибок, используя как двигательные навыки, так и способности к планированию. Например, ребенок может бросить мяч вниз по лестнице, чтобы посмотреть, что произойдет. Активное участие малыша в экспериментировании помогает ему познавать свой мир.
Подстадия 6: Начало репрезентативного мышления . Сенсомоторный период заканчивается появлением символического или репрезентативного мышления. У малыша теперь есть базовое понимание того, что предметы можно использовать в качестве символов. Кроме того, ребенок может решать проблемы, используя умственные стратегии, вспоминать что-то услышанное за несколько дней до этого и повторять это, а также участвовать в ролевой игре. Это начальное движение от «практического» подхода к познанию мира к более ментальному миру шестой подстадии знаменует собой переход к дооперациональному мышлению.
Развитие постоянства объекта: Важным этапом сенсомоторного периода является развитие постоянства объекта. Постоянство объекта — это понимание того, что даже если что-то находится вне поля зрения, оно все еще существует (Bogartz, Shinskey, & Schilling, 2000). Согласно Пиаже, маленькие дети не помнят предмет после того, как он был убран из поля зрения. Пиаже изучал реакцию младенцев, когда ребенку сначала показывали игрушку, а затем прятали под одеяло. Младенцы, которые уже развили постоянство объекта, потянулись бы к спрятанной игрушке, показывая, что они знали, что она все еще существует, тогда как младенцы, у которых не развилось постоянство объекта, выглядели бы сбитыми с толку. Пиаже подчеркивает эту конструкцию, потому что это был объективный способ для детей продемонстрировать, что они могут мысленно представлять свой мир. Дети обычно приобретают эту веху к 8 месяцам. Как только малыши освоят постоянство объектов, им понравятся такие игры, как прятки, и они осознают, что, когда кто-то выходит из комнаты, они возвращаются. Малыши также указывают на картинки в книгах и смотрят в соответствующие места, когда вы просите их найти предметы.
По мнению Пиаже, примерно в то же время, когда дети развивают постоянство объекта, они также начинают проявлять Беспокойство о незнакомцах , страх перед незнакомыми людьми (Crain, 2005). Младенцы могут демонстрировать это, плача и отворачиваясь от незнакомца, цепляясь за воспитателя или пытаясь дотянуться руками до знакомых лиц, таких как родители. Тревога незнакомца возникает, когда ребенок не может ассимилировать незнакомца в существующую схему; поэтому она не может предсказать, каким будет ее опыт с этим незнакомцем, что приводит к реакции страха.
Критика Пиаже : Пиаже считал, что способность детей понимать объекты, например узнавать, что погремушка издает звук при встряхивании, является когнитивным навыком, который медленно развивается по мере взросления ребенка и взаимодействия с окружающей средой. Сегодня специалисты по психологии развития считают, что Пиаже был неправ. Исследователи обнаружили, что даже очень маленькие дети понимают объекты и то, как они работают, задолго до того, как у них появится опыт работы с этими объектами (Baillargeon, 1987; Baillargeon, Li, Gertner, & Wu, 2011). Например, Пиаже полагал, что младенцы не могут полностью овладеть постоянством объекта до подстадии 5 сенсомоторного периода (Thomas, 19). 79).
Тем не менее, младенцы, похоже, способны распознавать постоянство объектов в гораздо более раннем возрасте. Даймонд (1985) обнаружил, что младенцы проявляют более ранние знания, если период ожидания короче. В возрасте 6 месяцев они извлекали спрятанный предмет, если их ожидание извлечения предмета не превышало 2 секунд, и в 7 месяцев, если ожидание не превышало 4 секунд. Еще раньше дети в возрасте 3 месяцев демонстрировали знания о свойствах предметов, которые они только видели и не имели с ними предварительного опыта. В одном исследовании трехмесячным младенцам показывали грузовик, катящийся по рельсам за ширмой. Коробка, которая казалась твердой, но на самом деле была полой, была помещена рядом с гусеницей. Грузовик проехал мимо коробки, как и следовало ожидать. Затем ящик поставили на гусеницу, чтобы преградить путь грузовику. Когда на этот раз грузовик покатился по трассе, он продолжил движение беспрепятственно. Младенцы тратили значительно больше времени на разглядывание этого невозможного события (рис. 3.16).
Рисунок 3.16
Байярджон (1987) пришел к выводу, что они знали, что твердые объекты не могут проходить друг через друга. Выводы Байяржона показывают, что очень маленькие дети имеют представление об объектах и о том, как они работают, что, по словам Пиаже (1954), выходит за рамки их когнитивных способностей из-за их ограниченного опыта в мире.
Модель перехода мостов — William Bridges Associates
«Человек велик не в своих целях, а в своих переходах». — Ральф Уолдо Эмерсон
Модель перехода мостов помогает организациям и отдельным лицам понять и более эффективно управлять и работать с личной и человеческой стороной изменений. Модель определяет три этапа, которые человек испытывает во время изменений: завершение того, что есть в настоящее время, нейтральная зона и новое начало. Модель Bridges Transition Model , разработанная Уильямом Бриджесом, уже более тридцати лет используется руководителями и консультантами по вопросам управления.
Мосты Модель перехода
В чем разница между изменением и переходом?
Изменение — это внешнее событие или ситуация, которая имеет место: новая бизнес-стратегия, смена руководства, слияние или новый продукт. Организация сосредотачивается на желаемом результате, который произведет изменение, которое, как правило, является реакцией на внешние события. Изменения могут произойти очень быстро.
Переход — это внутренний психологический процесс, через который проходят люди, когда они усваивают и приспосабливаются к новой ситуации, вызванной изменением. Сочувствующие лидеры признают, что изменения могут поставить людей в кризис. Отправной точкой для преодоления перехода является не результат, а окончание, которое люди получают, оставляя старую ситуацию позади.
Изменения будут успешными только в том случае, если лидеры и организации справятся с переходом, который люди испытывают во время изменений. Поддержка людей во время перехода, а не продвижение вперед, имеет важное значение, если изменение должно работать, как запланировано. Это ключ к использованию возможностей для инноваций и созданию организационной устойчивости.
Какие этапы перехода?
Окончания
Переход начинается с окончания. Это парадоксально, но верно. Эта первая фаза перехода начинается, когда люди понимают, что они теряют, и учатся управлять этими потерями. Они определяют, что закончилось и осталось позади, а что они сохранят. Это могут быть отношения, процессы, члены команды или местоположения.
Нейтральная зона
Второй этап перехода наступает после отпускания: нейтральная зона. Люди переживают промежуточный период, когда старое ушло, а новое не работает в полной мере. Именно тогда происходят критические психологические перестройки и реструктуризации. Это самая суть переходного процесса. Это время между старой реальностью и чувством идентичности и новой. Люди создают новые процессы и узнают, какими будут их новые роли. Они находятся в постоянном движении и могут чувствовать замешательство и страдание. Нейтральная зона — это почва для новых начинаний.
Новые начинания
Начинания связаны с новым пониманием, ценностями и отношением. Начинания отмечены высвобождением энергии в новом направлении — они являются выражением свежей идентичности. Хорошо управляемые переходы позволяют людям устанавливать новые роли с пониманием их цели, роли, которую они играют, и того, как внести свой вклад и участвовать наиболее эффективно. В результате они чувствуют себя переориентированными и обновленными.
Что такое процесс управления переходом?
Управление переходным периодом в организациях направлено на внутренний психологический процесс, который люди испытывают во время изменений. Успешное управление переходом включает следующие шаги:
- Общение с организацией о том, почему необходимы изменения.
- Сбор информации от тех, кого затронуло изменение, чтобы понять его влияние на них. Получение их инвестиций в результат.
- Проведение аудита готовности организаций к переходу.